-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Иза,
Хустский район - Закарпатье
Географическая широта:48°12'49'' с.ш.
Географическая долгота:23°19'43'' в.д.
Почтовый индекс: 90436
Тип населённого пункта:село
Украинское название: Іза
Подчинённые населённые пункты: Карповтлаш







<< Том Закарпатье, стр. 544-548 >>

/544/

ИЗА

Иза — село, центр сельского Совета народных депутатов, расположено между двумя горными грядами, на левом берегу Рики, притока Тисы, в 5 км от районного центра и железнодорожной станции Хуст. Население — 4329 человек. Сельсовету подчинено с. Карповтлаш.

О заселении территории Изы в I тысячелетии н. э. свидетельствуют два курганных могильника рубежа н. э. и III—IV вв. н. э., исследованные на ее окраине [916, с. 15—20].

Первые письменные упоминания об Изе относятся к 1387 г. [855, с. 254]. Легенда связывает название села с фамилией первого поселенца Изая, которая впоследствии здесь была довольно распространена.

В XVI—XVII вв. жители Изы были крепостными Хустской доминии, а затем феодалов Жигмундов. Население занималось в основном земледелием — сеяло главным образом рожь, ячмень, пшеницу, овес. Развивалось также животноводство. Кроме того, здесь были распространены рыболовство и охота. В реках Тисе и Рике водилось много рыбы, а в окружающих лесах — дичь.

Крепостные крестьяне платили денежные и натуральные поборы, а также отрабатывали барщину. Они отдавали доминии девятину от урожая, десятину от скота, определенное количество кур, яиц, гусей, установленную сумму денег, содержали в течение зимы доминиальный скот, отбывали роковину и отдавали коблину в пользу церкви [1042, с. 50, 64—66]. Все это вызывало недовольство крестьян.

Жители Изы боролись против угнетателей. Они приняли участие в крестьянской войне 1514 г. под предводительством Дьердя Дожи и других народных выступлениях.

В 1646 г. здесь насильственно была введена уния. К социальному и национальному гнету добавился религиозный.

В 1768 г. в Изе насчитывалось 79 крестьянских хозяйств, имевших в пользовании лишь по полнадела земли. Размер барщины был ничем не ограничен: крестьяне одну неделю работали дома, а другую — на барщине в пользу помещика, т. е. отбывали больше дней, чем было записано в урбариях. Особенно тяжелым был труд на помещичьих полях во время уборки урожая. Согласно урбариальной реформе 1772 г., крестьяне села должны были отрабатывать 910 дней тяглой и 1132 дня пешей барщины в год. Но в действительности помещики постоянно увеличивали ее размер. Помещичьи управляющие и гайдуки силой гнали крестьян на работу. Кроме барщины, они выполняли много других повинностей: отдавали доминии девятину от урожая и десятину от скота, 30 возов дров, 25 иц масла, 100 кур, 300 яиц, а также платили денежные поборы. Крестьяне постоянно голодали и болели разными эпидемическими болезнями. В 1786 г. во время голода умерло свыше трети жителей Изы.

В 1830 г. в селе проживало 1198 человек [694, с. 97]. В Изе провел последние годы жизни украинский писатель-полемист Михаил Андрелла (1637—1710). Здесь он умер и похоронен [893, с. 57].

В результате революции 1848—1849 гг. было отменено крепостное право. Однако положение крестьянства оставалось тяжелым. Крестьяне Изы, как и других сел, получили менее половины дореформенного надела, а также были лишены лесов и пастбищ, находившихся в их пользовании. За утраченные повинности и поборы с крестьян государство выплатило помещикам денежную компенсацию в размере 20-кратной стоимости годовых повинностей и поборов, которую фактически должны были выплатить сами крестьяне в форме дополнительного налога.

С развитием капиталистических отношений усилился процесс классового расслоения крестьян. С одной стороны, появились кулаки, сосредоточившие в своих руках значительное количество земли, а с другой — происходило разорение большинства крестьян, которые имели в основном от 1 до 5 хольдов земли. Во второй половине XIX в. лучшие земли в Изе захватили кулаки и реформатская церковь, которые жестоко угнетали крестьян. Согласно переписи 1895 г., церкви принадлежал 1871 кадастральный хольд земельных угодий, леса, пастбища, равнинная земля возле Рики. Кроме того, она имела 72 головы крупного рогатого скота, 8 лошадей, 18 свиней и 20 овец, а также 8 телег и молотилку. На церковной земле регулярно работали 12 батраков [682, с. 362, 363]. Часть населения наряду с земледелием и животноводством занималась ремеслом. В конце XIX в. в селе широко распространился промысел плетения корзин из лозы. Одним из его родоначальников был Иван Кашко. Он обучил этому ремеслу двух сыновей, а затем им стали заниматься еще несколько жителей села. Свои изделия они продавали на базаре в Хусте и в других местах. В 1909—1910 гг. многие безземельные и малоземельные жители Изы были заняты плетением корзин. Этот промысел постепенно совершенствовался. Кроме изготовления корзин, здесь оплетали лозой стеклянные бутыли для вина, а также для химических веществ, выпускаемых акционерным обществом «Клотильда» в Великом Бычкове. Летом крестьяне готовили лозу, чистили ее от коры, красили, а зимой занимались плетением.

В конце XIX — начале XX вв. усилилась борьба трудящихся Закарпатья за социальное и национальное освобождение и воссоединение с Украиной и Россией. Одной из форм национально-освободительной борьбы был массовый переход крестьян из униатства в православие. Большой размах получил в Изе протест против грабежа со стороны униатского духовенства, что одновременно явилось демонстрацией не только религиозного, но прежде всего национального единения с братскими народами России и Украины. В течение двух-трех лет 90 проц. крестьян возвратились в пра-/545/вославие [937, с. 47]. Чтобы подавить крестьянское движение, австро-венгерское правительство прибегло к репрессиям, обвинив участников движения в «государственной измене». В феврале 1904 г. в Мараморош-Сигете был организован судебный процесс над 22 крестьянами, в т. ч. 9 жителями Изы, продолжавшийся до 1906 г. Подсудимых обвинили в том, что они пытались оторвать Закарпатье от Венгрии и присоединить его к России. Крестьяне были приговорены к разным срокам тюремного заключения и уплате штрафа. Но борьба против угнетателей продолжалась. В сообщении униатского священника села от 26 января 1904 г. мукачевскому епископу говорилось, что крестьяне отказались платить штраф [416, л. 18]. Для борьбы против сельской бедноты власти не раз посылали в Изу вооруженные отряды жандармов. Вместе с униатским духовенством они делали все, чтобы отвратить симпатии трудящихся от русского и украинского народов, каждое воскресенье силой гнали православных в униатскую церковь. Но репрессии не остановили нарастания движения за православие. Австро-венгерское правительство в ответ на это устроило второй Мараморош-Сигетский процесс над 199 крестьянами Изы, Великих Лучек и других сел, которых обвинили в «государственной измене» и связях с Россией. Следствие длилось полтора года. После окончания его 29 декабря 1913 г. к судебной ответственности было привлечено 96 человек, у которых нашли книги религиозного характера, изданные в России, и газеты москвофильского направления. Характерно, что судебный процесс велся на венгерском языке, которого не знали подсудимые, а их ответов на украинском языке не понимали судьи. «Свидетели», заранее подготовленные властями, давали показания в их интересах. Это вынужден был признать глава венгерского правительства граф Тиса в своих объяснениях парламенту. Судебный процесс закончился 3 марта 1914 г. 32 обвиняемых были признаны виновными и приговорены к разным срокам тюремного заключения, а также к уплате штрафа.

Украинский советский писатель Я. А. Галан написал памфлет «Годі!», в котором на основе глубокого изучения фактов рассказал о многолетней борьбе трудящихся Закарпатья против воинствующего католицизма. Большое место в памфлете уделено разоблачению этого судебного процесса [845, с. 401, 402].

Сельская беднота Изы в результате безземелья и малоземелья, частых неурожаев и непосильных налогов была обречена на голод и бедствия. Десятки разоренных крестьян вынуждены были эмигрировать в страны Западной Европы и Америки в поисках работы. Но зачастую не найдя и там средств к существованию, возвращались домой ни с чем.

Женщина в народной праздничной одежде. Иза, 1925 г.

Женщина в народной праздничной одежде. Иза, 1925 г.

В начале XX в. Иза была крупным селом Мараморошской жупы. Если в 1873 г. здесь насчитывалось 365 жилых домов и 1707 жителей, то в 1900 г.— 519 жилых домов и 2505 жителей. Из общего количества жителей 2248 человек (90 проц.) составляли украинцы, 219 — немцы, 36 — венгры, 42 — румыны. К селу было приписано 7706 кадастральных хольдов земли [719, с. 525; 683, с. 298, 299].

С 1899 г. в Изе действовала начальная школа. Обучение в ней велось на венгерском языке. В 1908/09 учебном году в школе 2 учителя обучали 120 учеников. В 1900 г. только 433 жителя умели читать и писать. Против политики национального угнетения украинского населения выступал журналист Иван Раковский, живший в селе с 1859 по 1885 г. Сюда он приехал из Будапешта, где был редактором нескольких русских периодических изданий. И. Раковский прививал крестьянам любовь к русскому языку и литературе. Он умер в Изе, где и похоронен.

Положение трудящихся особенно ухудшилось в годы первой мировой войны. Многие мужчины были мобилизованы в австро-венгерскую армию, а их семьи остались без кормильцев. Власти постоянно проводили реквизиции у крестьян скота и лошадей; росла инфляция. Все это обострило классовые противоречия и усилило недовольство трудящихся политикой правящих кругов.

Огромное влияние на подъем революционно-освободительного движения в Изе оказала победа Великого Октября в России. Жители села М. В. Орос, В. Ю. Плиска и М. И. Нимчук, попав в плен к русским, стали участниками борьбы с контрреволюцией в годы гражданской войны. После образования Венгерской Советской республики в Закарпатье, в т. ч. в Изе, в марте 1919 г. была установлена Советская власть. Однако в конце апреля село захватили войска боярской Румынии, на смену которым пришли в сентябре чехословацкие оккупанты./546/

Памятник односельчанам, павшим в борьбе с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Иза, 1980 г.

Памятник односельчанам, павшим в борьбе с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Иза, 1980 г.

Положение трудящихся в период господства чехословацкой буржуазии оставалось тяжелым. В 1921 г. в Изе была создана организация КПЧ, возглавившая борьбу трудящихся против социального и национального угнетения. Она пользовалась большим авторитетом среди населения. Об этом свидетельствует тот факт, что во время парламентских выборов в 1925 г. коммунисты получили 708 голосов (50 проц.).

Трудящееся крестьянство Изы все более порабощалось финансовым капиталом, страдало от безземелья и малоземелья, бремени налогов. Газета «Карпатська правда» в статье «Экзекуторское своеволие „шалит“» приводила много фактов преступного бандитизма представителей власти по отношению к трудящимся. Так, например, экзекутор на дороге отобрал у крестьянина А. Ороса волов, когда тот вез картофель. У И. Олексика, отца семерых детей, была конфискована телега, которую он приобрел на деньги, взятые в банке в кредит [1177]. Чтобы как-то просуществовать, жители села по-прежнему занимались плетением изделий из лозы. Значительная часть корзинщиков работала в кустарной мастерской, открытой одним из богачей Мукачева. Оплетка бутылей производилась в нанятом доме, где под наблюдением мастера трудилось 20 человек, а также по домам. Реализовать изделия было нелегко. Крестьянам приходилось брать их на плечи и носить по городам и селам, чтобы продать или обменять на зерно или картофель. За сплетенную и расписанную красками корзину давали столько зерна, сколько в нее вмещалось. Вскоре начались трудности и при заготовке сырья. В Изе все лозняки были уже вырублены, поэтому приходилось ходить в другие села, покупать лозу и нести ее на плечах 8—15, а иногда и больше километров. В 20— 30-х гг. в селе начали заниматься столярничеством, плотничеством, ткачеством. Изянские столяры были известны далеко за пределами села. Небольшая часть жителей работала плотогонами. Сельская беднота за мизерную плату нанималась к богачам. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. еще более ухудшил положение трудящихся Изы. В 1932 г., по далеко не полным данным, в селе насчитывалось около 300 безработных [128, л. 16]. На формирование классового сознания крестьян и усиление их борьбы оказали влияние выступления рабочих Хуста. В селе все чаще организовывались маевки, проводились стачки, празднования годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

7 ноября 1931 г. в Изе состоялось собрание, посвященное 14-й годовщине Великого Октября. На него пришли около 350 человек. Урядник пытался не допустить выступления коммуниста И. Андрейца, возвратившегося после учебы из Советской Украины. Но под давлением крестьян вынужден был дать ему слово. Собравшиеся с воодушевлением слушали рассказ И. Андрейца о жизни трудящихся Советского Союза [661, с. 222]. На митингах и во время манифестаций крестьяне требовали: «Работы! Хлеба! Земли!». В донесении Хустского окружного управления от 10 января 1936 г. отмечалось, что утром того дня из Кошелева, Изы, Сокирницы и других сел в Хуст пришли 120 безработных, которые устроили демонстрацию.

Власти мало заботились о развитии образования. С 1919 г. в Изе функционировала украинская начальная школа, а с начала 30-х гг.— и чешская. Но из-за нищеты значительная часть детей не могла получить образование. В 1924/25 учебном году из 549 детей школьного возраста школой было охвачено лишь 223 ученика. В 1938 г. в обеих начальных школах обучались 300 учеников и работали 14 учителей. Имелись библиотека и читальня. В 1939 г. в селе проживал 3631 человек и насчитывался 761 жилой дом [689. с. 6].

В марте 1939 г. Иза была оккупирована войсками хортистской Венгрии, которые установили здесь кровавый режим. Фашисты зверски расправлялись с трудящимися, особенно с участниками коммунистического движения. Крестьяне с ненавистью относились к фашистским порядкам. Десятки жителей эмигрировали в Советский Союз. Накануне и в годы Великой Отечественной войны население Изы приняло активное участие в борьбе с фашистами. Одним из активных борцов был уроженец села революционный поэт-антифашист Д. О. Вакаров (литературный псевдоним — Дима; 1920—1945). В своих произведениях, распространяемых в рукописях, он разоблачал фашизм, выступал за освобождение Закарпатья. В марте 1944 г. Д. О. Вакаров был арестован за связь с подпольщиками и замучен в концлагере Нацвейлер в г. Шенберг [841, с. 12]. За участие в подпольной работе были арестованы и брошены в концлагеря В. А. Фозекош и поэт М. Шпицер, которые там и погибли.

24 октября 1944 г. для трудящихся Изы наступил долгожданный день. Воины 237-й стрелковой дивизии освободили село. Население с хлебом-солью встретило/547/ советских воинов. 31 октября в Изе был создан Народный комитет, председателем которого заочно в присутствии около 300 человек был избран поэт Д. О. Вакаров. Временно обязанности председателя выполнял Д. Олексик [554, л. 1]. 85 жителей села добровольно вступили в ряды Красной Армии, 30 — в состав 1-го Чехословацкого армейского корпуса. Первыми добровольцами стали Д. Кундря, Д. Сабов, Василий и Владимир Вакаровы. Возвратившись из концлагеря, куда были брошены венгерскими властями, они сразу же пошли громить врага. Из участников Великой Отечественной войны 32 за мужество и отвагу удостоены правительственных наград, 46 отдали жизнь в боях за свободу и независимость Годины. В селе установлен памятник односельчанам, погибшим в борьбе с фашистами.

Сразу же после освобождения Изы созданная здесь организация КПЗУ и Народный комитет приступили к осуществлению социалистических преобразований. Они организовали помощь сельской бедноте посевным материалом, продовольственными товарами, приняли решение о строительстве новой школы. В 1945 г. в селе была создана организация Союза молодежи Закарпатской Украины. Среди первых ее членов были М. В. Кеминь, М. В. Мачка, Д. С. Зеленяк, Т. М. Пристая и др. Организация СМЗУ под руководством коммунистов принимала активное участие в социалистическом строительстве. Трудящиеся Изы с большим воодушевлением поддержали решение Первого съезда Народных комитетов Закарпатской Украины, состоявшегося в ноябре 1944 г., о воссоединении с Советской Украиной в составе СССР. В обстановке политической активности прошли в селе подготовка и выборы в Верховный Совет СССР в феврале 1946 г., в Верховный Совет УССР в феврале и в местные органы в декабре 1947 г., куда трудящиеся избрали своих лучших представителей. Партийная организация совместно с активом провела большую работу, разъясняя крестьянам преимущества коллективного ведения хозяйства. Осенью 1948 г. в Изе было создано 2 колхоза, которые в 1950 г. объединились в один — колхоз им. Мичурина. Председателем его избрали В. М. Ороса. Материально-техническая база колхоза была очень слабой. Сельскохозяйственный инвентарь состоял из обобществленных деревянных и железных плугов и борон. В начале 1950 г. колхоз имел лишь 60 лошадей и 183 головы крупного рогатого скота. Коммунисты и комсомольцы показывали пример в труде.

Советская власть уделила большое внимание развитию здравоохранения, образования и культуры. Сразу же после освобождения начал работать фельдшерско-акушерский пункт. Открыли семилетнюю и начальную школы, в которых в 1950 г. 19 учителей обучали 421 ученика. Много было сделано для ликвидации неграмотности среди взрослых. Культурно-массовую работу проводили клуб и библиотека с книжным фондом около 5 тыс. экземпляров.

В 1951—1960 гг. колхоз им. Мичурина успешно развивался. В целях более рационального ведения хозяйства в 1961 г. он был объединен с колхозом «Новая жизнь» с. Кошелева. За укрупненным колхозом закреплены 5478 га сельскохозяйственных угодий, в т. ч. 556 га пахотной земли и 350 га сада. Основное направление хозяйства — животноводство и садоводство. С каждым годом оно укреплялось, умножались его богатства. В 1962—1965 гг. средняя урожайность зерновых составила 19 цнт, в т. ч. кукурузы — 33 цнт с гектара. В результате внедрения комплекса агротехнических мероприятий в последующие годы повысилась урожайность сельскохозяйственных культур. Труженики колхоза новыми производственными достижениями встретили знаменательные даты в жизни страны: 50-летие и 60-летие Великого Октября, 100-летие и 110-летие со дня рождения В. И. Ленина, принятие новой Конституции СССР. В девятой пятилетке средняя урожайность зерновых в год составила 33,6 цнт (в т. ч. пшеницы — 35,2 цнт, кукурузы — 66,8 цнт), овощей — 130,4 цнт, картофеля — 106,8 цнт с гектара. С 1974 г. в колхозе действует комплекс по выращиванию нетелей. Здесь работают настоящие мастера своего дела А. Д. Вакарова, М. Д. Вучкан и другие, которые кормят по 100 и более голов. В десятой пятилетке средняя урожайность пшеницы достигла 40 цнт, кукурузы — свыше 70 цнт, картофеля — около 120 цнт, овощей — более 150 цнт с гектара. В 1980 г. на фермах содержалось 1920 голов крупного рогатого скота (в т. ч. 300 коров), 1328 овец и 48 лошадей. Новый трудовой подъем охватил тружеников в связи с созывом XXVI съезда КПСС. Ко дню открытия съезда животноводы обязались завершить двухмесячную программу по производству продукции, а механизаторы (бригадир В. Ю. Вучкан) — поставить всю сельскохозяйственную технику на линейку готовности. Эти обязательства они выполнили с честью.

Здание правления колхоза им. Мичурина. Иза, 1980 г.

Здание правления колхоза им. Мичурина. Иза, 1980 г.

Наряду с основными отраслями производства в колхозе развиваются промыслы, такие как лозоплетение и др. Доход от них из года в год возрастает. Так, если в 1960 г. он составил 60 тыс. руб., в 1967 г.— 819 тыс. руб., то в 1980 г.— свыше миллиона руб. Колхоз сбы-/548/вает свои изделия в Москве, Ленинграде, Грузии, Эстонии, Армении, Сибири и других районах страны. В результате значительно возросли его неделимые фонды. В 1968 г. они составили 1,8 млн. руб., а в 1980 г.— 5,2 млн. руб. Все это дало возможность осуществить большое строительство. В 1968 г. построен цех лозоплетения. В 1965—1980 гг. сооружены 74 колхозные постройки, из них 18 коровников и телятников, 3 овчарника, картофелехранилище, 2 кормоцеха, ремонтная мастерская, пункт технического обслуживания, типовая автотранспортная заправочная, гараж, навесы для сельскохозяйственной техники. За счет колхоза сооружены в Изе амбулатория, средняя школа на 760 мест, административное здание, в с. Кошелеве — дом культуры, амбулатория, детский сад. В 1980 г. реконструированы все фермы, начато строительство тепличного хозяйства для выращивания овощей. За годы девятой и десятой пятилеток колхоз им. Мичурина превратился в высокомеханизированное хозяйство. В 1980 г. в его распоряжении было 32 трактора, 5 комбайнов, 22 грузовые автомашины и много другой сельскохозяйственной техники. В колхозе работают 39 специалистов с высшим и средним специальным образованием. Три человека обучались в высших учебных заведениях за счет колхоза.

Колхозный строй воспитал целую плеяду мастеров сельского хозяйства. За достижения в развитии сельскохозяйственного производства 27 колхозников удостоены орденов и медалей СССР, среди них орденов Ленина и Октябрьской Революции — бригадир комплексной бригады М. В. Гаврилюк. Лучший механизатор колхоза им. Мичурина М. Д. Пристая в 1980 г. был избран депутатом Верховного Совета УССР. Ширится движение за коммунистическое отношение к труду. 2 бригадам колхоза присвоено звание коллектива коммунистического труда и 36 труженикам — звание ударника коммунистического труда.

В 1980 г. в Изе насчитывалось 1200 жилых домов, большинство из которых после воссоединения Закарпатья с Украинской ССР было построено, а часть — реконструирована. Только за период с 1970 по 1980 г. выросли такие новые улицы, как 50-летия Октября, Мичурина, Колхозная, Ивана Франко, Ярослава Гадана. Многое сделано для благоустройства Изы. Здесь заасфальтирована тысяча кв. метров улиц и тротуаров. Село электрифицировано и радиофицировано. Значительно возросла покупательная способность населения. К его услугам универмаг, продовольственный и хозяйственный магазины. В 1968 г. построен двухэтажный торговый центр, состоящий из универмага, кафе и ресторана. Если в 1975 г. товарооборот торговой сети составил 1,2 млн. руб., то в 1980 г.— 1,7 млн. руб. Действует дом быта.

Медицинскую помощь населению Изы оказывает амбулатория, расположенная в новом помещении. В ней трудятся 2 врача и 8 специалистов средней квалификации. Есть детский сад, в котором работают 8 воспитателей. В селе действует средняя школа, в которой 50 учителей обучают 735 учеников. Советская власть создала все условия для того, чтобы молодежь получила образование. За этот период свыше 700 юношей и девушек окончили среднюю школу. В годы чехословацкого буржуазного режима бедняк М. М. Кундря выехал на заработки в США, оставив в селе жену и троих детей. Домой он не вернулся. Однако его семья нашла счастье на обновленной земле Закарпатья. Сыновья Андрей и Тихон окончили Ужгородский университет и работают учителями. Дочь Мария получила среднее специальное образование и трудится в библиотеке. За годы Советской власти сыновья бедняка С. В. Мадяра — Дмитрий, Михаил, Иосиф и дочь Ольга окончили высшие учебные заведения, а младший сын Иван — среднюю школу и трудится в родном колхозе. Свой досуг труженики проводят в доме культуры с залом на 350 мест и стационарной киноустановкой. Здесь созданы кружки художественной самодеятельности, участники которых часто выступают перед жителями села. Функционируют 2 библиотеки, книжный фонд которых составляет 19 тыс. экземпляров. Активно работают первичные организации общества «Знание» и Украинского общества охраны памятников истории и культуры.

На выполнение решений партии и правительства трудящихся Изы направляют 79 членов КПСС, объединенных в 5 первичных партийных организациях. Результатом их большой организаторской и политико-массовой работы являются успехи, достигнутые тружениками села в производстве сельскохозяйственной продукции. Вопросами развития экономики и культуры занимается сельский Совет народных депутатов, который состоит из 61 депутата. Это передовики производства, пользующиеся большим доверием трудящихся. Среди депутатов — 5 рабочих, 43 колхозника и 13 представителей интеллигенции. Из них — 29 члены КПСС и 16 члены ВЛКСМ. 31 народный избранник — женщины. Сельсовет имеет 3 постоянные комиссии, опирающиеся в своей деятельности на широкий актив трудящихся. Бюджет сельсовета в 1980 г. составил 143,8 тыс. руб., из них на здравоохранение израсходовано 17,7 тыс. руб., на образование — 104,6 тыс. руб., на развитие культуры — 8,7 тыс. руб., на благоустройство — 17,7 тыс. руб. В первых рядах борцов за повышение производительности труда и развертывание социалистического соревнования идут 1210 членов профсоюза, входящих в 7 первичных профсоюзных организаций. Верными помощниками партии во всех ее начинаниях являются 5 первичных комсомольских организаций, в которых состоит на учете 380 членов ВЛКСМ.

Уроженцами села являются кандидаты филологических наук К. И. Галас и М. В. Симулик.

Трудящиеся Изы, претворяя в жизнь предначертания партии, вписали славные страницы в летопись трудовой славы советских людей во имя торжества коммунизма в СССР.

А. В. Хланта


<< Том Закарпатье, стр. 544-548 >>

Сообщения от незарегитрированных посетителей публикуется после модерации сообщений. Просьба оставить свой eMail для связи

eMail