ИРШАВА
Иршава — поселок городского типа (с 1947 г.), центр района. Расположена в предгорьях Карпат, по обеим сторонам реки Иршавки (правого притока Боржавы), в 83 км от Ужгорода. В поселке находится железнодорожная станция Иршава на линии Берегово — Кушница. Через Иршаву проходит автодорога Мукачево — Долгое. Население — 6700 человек. Поселковому Совету подчинено с. Собатин.
Территория, на которой расположена Иршава, издавна привлекала поселенцев. На расстоянии 1,5 км от поселка на горе Стремтура обнаружено городище и найден клад эпохи раннего железа (X—IX вв. до н. э.). Здесь же сохранилось древнерусское городище (IX—XI вв. н. э.) [1082, с. 367].
Первое письменное упоминание об Иршаве датируется 1341 г. [976, с. 315]. Ее название выводят от реки Иршавки, на берегах которой было основано село [878, с. 58, 59]. До XV в. значительную часть населения Иршавы составляли свободные крестьяне, занимавшиеся скотоводством и земледелием. Сеяли в основном рожь, овес. Занимались охотой и рыбной ловлей. Основным питанием были ржаной хлеб и молоко. Дома строились на берегах рек Иршавки и Боржавы. Свободное население Иршавы платило налоги государству/245/ и отбывало различные повинности в пользу церкви. Процесс закрепощения непривилегированных свободных крестьян (йоббади) проходил постепенно. Феодалы, прежде всего, стремились ограничить их свободное передвижение. Таким образом, йоббади все больше становились зависимыми от землевладельцев не только экономически, но и юридически. Еще в 1324 г. Карл I Роберт запретил свободным крестьянам переселяться без согласия феодала. В первой половине XIV в. задолженность крестьян помещику все более увеличивалась, государственные и помещичьи повинности росли. В 1459 г. дворянский сейм утвердил закон о запрещении свободного передвижения крестьян.
С середины XV в. Иршавой и ее окрестностями владели Илошваи, получившие на эту землю грамоту от венгерского короля Матиаса. С севера (на горе Стремтура) и с юга (в урочище Бадалив) село опоясывали земляные укрепления, остатки которых сохранились до наших дней.
К концу XV в. на крестьян были взвалены новые налоги и повинности. Добавился комитатский налог на содержание жупной управы, была расширена церковная десятина, распространившаяся на все отрасли крестьянского хозяйства, барщина в пользу церкви (роковина). натуральная подать в пользу священника (кобила) и штоловые поборы за отправление религиозных обрядов [1042, с. 50]. Много терпели крестьяне от постоя войск и феодальных междоусобиц. В 1458 г. соседние феодалы напали на имение Илошваи, разграбив его. а Иршаву сожгли [976, с. 315].
Массовое, насильственное прикрепление крестьян к земле привело к новым волнениям йоббадей. Жители Иршавы поддержали крестьянское восстание в Венгрии под руководством Дьердя Дожи. После подавления восстания в 1514 г. дворянский сейм Венгрии вынес решение об окончательном закрепощении крестьян. Феодалы жестоко расправлялись с непокорными. В 1569 г. по приказу иршавского помещика Виткаи были подвергнуты жестокой пытке, а затем зверски убиты два крестьянина, отказавшиеся исполнять повинности. Действия феодала вызвали в Иршаве волну крестьянских выступлений. В 1587 г. Виткаи, не справлялись с волнениями крестьян, вынужден был продать поместье другому феодалу и уехать из села.
Часть иршавских жителей участвовала в освободительной войне 1703—1711 гг. под предводительством Ференца II Ракоци. Район Иршавы стал одним из основных мест военных действий. Около 100 крестьян Иршавы боролись против эксплуататоров в составе отрядов сподвижника Ференца II Ракоци Томаша Эсе [1032, с. 116].
В 1772—1774 гг. была проведена урбариальная реформа, согласно которой крестьяне с полным наделом выполняли барщину 52 дня в году с тяглом и 104 дня без тягла; с неполным наделом — 18 дней в году — желлеры и 12 — полужеллеры. Произвол иршавского феодала Илошваи был неограниченным. Он заставлял работать на своих землях больше дней, чем было предусмотрено реформой, его сыновья издевались над крестьянами, били их, насиловали их невест, жен, устраивали дикие оргии со стрельбой и т. п. Крестьяне неоднократно жаловались на феодала в управление комитата. Для расследования жалоб в Иршаву выезжали чиновники комитатского управления. И, хотя расследование подтвердило правоту крестьян, в их судьбе ничего не изменилось. Илошваи по-прежнему оставался единственным хозяином и судьей крестьян. К феодальному гнету прибавлялся церковный. Крестьяне проводили заготовку дров для священника, кроме того, ежегодно желлер сдавал церкви 30 литров зерна. Большую плату брала церковь за проводимые ею обряды: чтение евангелия — 4 форинта, похороны — 51 крейцер, столько же — за венчание и отпевание по умершему [976, с. 37, 47]. Поскольку большинство крестьян не в состоянии было оплатить церкви положенную плату» духовенство принудительно взимало с них долги, продавая из крестьянского хозяйства все, что можно продать. Терпели крестьяне и от арендаторов. Это вынужден был признать и окружной начальник Иршавы. В 1829 г. он сообщал начальнику Бережского комитата о том, что арендатор Лебович, пользующийся правом варения водки, круглосуточно эксплуатирует рабочих. Окружной начальник просил комитатские власти отобрать у Лебовича право варения водки и ее продажи. По переписи 1816 г. в Иршаве числилось 106 домов, в которых проживали 650 человек, в т. ч. 36 помещичьих слуг, 72 крепостных, 22 желлера. Желлеры и сельская беднота работали поденщиками или просто слугами. В XVII в. в селе начала действовать приходская школа, учителем в которой был церковный дьяк, читавший только печатный церковный текст на славянском языке, этому он учил и детей. В официальных венгерских документах такие учителя упоминаются как «русские дьяки» [976, с. 94].
Острые классовые противоречия в Австрийской монархии привели к буржуазно-демократической революции 1848—1849 гг., начавшейся 13 марта. 18 марта венгерский парламент утвердил закон об отмене барщины в стране, в т. ч. и на Закарпатье. Закон 1848 г. коснулся лишь той части крестьян, которые пользовались урбариальной землей. Они освобождались от натуральных и денежных поборов и повинностей. Крестьяне, не относившиеся к категории урбариальных (арендаторы,/246/ батраки, поселенцы), землей не наделялись, и до выкупа надела продолжали исполнять повинности в пользу помещика или платить ренту. Так, в октябре 1848 г. крестьяне Иршавы жаловались, что помещик К. Илошваи с сыновьями заставляет их работать на своих землях [799, с. 41]. В результате реформы крестьянские наделы оказались меньше, чем до нее. Причиной этому послужило нечеткое определение в законе, какие земли считать урбариальными. Помещики, воспользовавшись этим, отобрали часть крестьянских земель.
К концу XIX в. батрак на заработанные деньги едва мог прокормить семью. В Бережской жупе, куда входила Иршава, средняя заработная плата поденщика в 1895 г. составляла 28—32 крейцера в день, а женщины и дети получали и того меньше. За такую плату сезонный поденщик мог купить 2 кг ржи или около 3 кг кукурузной муки [799, с. 50].
В конце XIX в. Иршава — административный центр одного из округов Бережской жупы. Количество жителей в селе постепенно увеличивалось. Так, если в 1881 г. здесь проживало 972 человека, то в 1900 г.— уже 1315 [579, с. 52; 680, с. 210, 211]. Основным занятием местного населения оставалось сельское хозяйство, в котором в начале XX в. было занято 970 человек. Ремеслом занимались 90 человек. Земельные наделы большей части крестьян были ничтожны — от 0,5 до 2 кадастральных хольдов. Собранного урожая не хватало для прокормления семьи. Голод и недостатки гнали крестьян на заработки. Ежегодно на сезонные работы в разные районы Венгрии выезжали около 30 жителей Иршавы. Часть бедноты эмигрировала в поисках лучшей жизни за границу (в США, Францию, Бельгию и др. страны).
Большое влияние оказала первая русская революция 1905—1907 гг. на повышение классового сознания крестьян и ремесленников. Иршавские крестьяне гневно осудили зверскую расправу над жителями с. Белок во время выборов 15 января 1906 г. В 1908 г. рабочие мельницы, лесопилки, железной дороги, а также ремесленники создали Иршавскую социал-демократическую организацию в составе 50 человек. Возглавил ее кузнец И. Петрашко. Социал-демократы ежегодно организовывали празднование 1 Мая, боролись за введение всеобщего избирательного права, выступали против эксплуатации трудящихся.
Развитие капиталистических отношений на Закарпатье коснулось и Иршавы. В 1886 г. здесь начинается строительство мельницы, лесопилки. В 1911 г. была проложена железнодорожная ветка Иршава — Камянка протяженностью 12 км. На этом участке путейцами и грузчиками работали 25 жителей Иршавы. Торговля развивалась слабо — лишь с конца XIX в. один раз в неделю (по четвергам) собирались базары. С 1874 г. в Иршаве начало действовать почтовое отделение, обслуживавшее также ряд сел. По закону 1741 г. начальником почты мог быть только венгр [976, с. 298]. В 1900 г. в Иршаве было 266 жилых домов, из них 7 каменных, 13 саманных и 246 деревянных. Из общего количества населения (1315 человек) читать и писать умели всего 238 жителей [680, с. 210, 211]. В 1908/09 учебном году в государственной начальной школе (основана в 1882 г.) обучались 183 ученика и работали два учителя (в 1913 г.— 3 учителя). Большая часть детей оставалась вне школы. Был один государственный детский сад [418, л. 11]. В 1905 г. любительское общество открыло библиотеку, фонд которой составлял в то время всего 100 книг. Уроженцем Иршавы является писатель Ш. Илошваи (1775—1842).
С началом первой мировой войны положение трудящихся Иршавы еще более ухудшилось. Военнообязанные мужчины были призваны в армию. Многие хозяйства лишились кормильцев. Отсутствие основных рабочих рук привело к тому, что не вся земля обрабатывалась, земельные наделы зарастали сорняками. Увеличились реквизиции и налоги, к тому же прибавились военные «займы». Так, в мае 1916 г. с населения Бережской жупы (куда входила и Иршава) взыскали около 11 млн. крон. Люди голодали. В шести округах Бережской жупы в январе 1918 г. было зарегистрировано 48 311 голодающих [805, с. 71]. Дружеское отношение русских солдат к бедноте вызывало взаимность. Когда в 1915 г. на железнодорожную станцию Иршава прибыл эшелон с русскими военнопленными, жители села передавали им еду, одежду, табак [805, с. 72].
Иршавские трудящиеся приветствовали победу Октябрьской революции. О ней много рассказывали им бывшие военнопленные, возвратившиеся из России. Некоторые из них — И. Вовканич, М. Меренич, И. Сивач принимали непосредственное участие в борьбе за власть Советов на фронтах гражданской войны. В конце 1918 г. в Иршаве был создан отряд Национальной гвардия (в составе 40 человек), основное ядро которого составили бывшие военнопленные. Главной задачей отряда являлось наведение порядка в Иршаве и во всем округе. Революционные события активизировали деятельность прогрессивных сил.
В начале января 1919 г. в Иршаве создан Народный Совет (председатель — И. Вовканич) в составе М. И. Крайняя, М. А. Лендела, В. Овсака, И. Химича, В. Меренича и других — всего 24 человека. На собраниях и митингах, организованных социал-демократами, иршавская беднота требовала воссоединения Закарпатья с Советской Украиной, раздела помещичьих и церковных земель. Так, в решении Народного Совета от 18 января 1919 г. было требование конфисковать церковную землю и распределить ее между безземельными и малоземельными крестьянами. Кроме того, Совет требовал отмены работы крестьян на священника и немедленного открытия школ с украинским языком обучения [604, л. 20]. От Иршавского Народного Совета в работе Всезакарпатского съезда в Хусте принимал участие И. Вовканич. 21 января 1919 г. он вместе с другими делегатами съезда голосовал за воссоединение Закарпатья с Советской Украиной.
В марте 1919 г. в Иршаве была провозглашена Советская власть [1038, с. 78]. 7 апреля в селе впервые/247/