1
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Ясиня,
Раховский район - Закарпатье

Закарпатье

Раховский район
  Рахов
  Великий Бычков
  Кобылецкая Поляна
  Ясиня
  Белая Церковь
  Белин
  Богдан
  Верхнее Водяное
  Водица
  Деловое
  Квасы
  Косовская Поляна
  Костылевка
  Лазещина
  Луг
  Луги
  Росошка
  Ростоки
  Среднее Водяное
  Черная Тиса


Географическая широта:48°16'21'' с.ш.
Географическая долгота:24°21'40'' в.д.
Почтовый индекс: 90630
Тип населённого пункта:пгт.
Украинское название: Ясіня
Подчинённые населённые пункты: Стебный







<< Том Закарпатье, стр. 406-414 >>

/406/

ЯСИНЯ

Ясиня — поселок городского типа, центр поселкового Совета народных депутатов, расположен у подножия вершин Украинских Карпат Близницы, Говерлы и Пьетроса, в т. н. Ясинянской котловине, окаймленной горами Черногоры, Свидовец и Горганы, в 32 км от районного центра. В поселке находится одноименная железнодорожная станция на линии Берлебаш — Делятин. Население — 7600 человек. Поселковому Совету подчинено с. Стебный.

Первое письменное упоминание о Ясине относится к 1555 г., где указано, что она принадлежала венгерскому феодалу Драгфи, а в 1583 г. перешла в собственность феодала Карольи [957, с. 168; 855, с. 259]. Название поселка связывают с ясеневым лесом, где пастухи находили удобную зимовку для овец [878, с. 147].

Ясиня — горный населенный пункт. В нем жили крестьяне, бежавшие от эксплуататоров из низинных районов. Короткое прохладное лето и суровая длинная зима, отсутствие пригодных земель создавали трудности для земледелия. Крестьяне отвоевывали у природы и обживали речные долины, лесные опушки и другие сколько-нибудь пригодные для обработки земли. На них выращивали преимущественно овес. Урожаи были низкие. Население занималось в основном скотоводством, лесными промыслами и уходило на заработки. Положение крестьян было тяжелым. Они находились в крепостной зависимости от феодалов, в пользу которых отбывали барщину, давали определенное количество разных продуктов, шкурки куницы, установленную сумму денег, а также выполняли различные работы в их хозяйстве.

В 1672 г. Ясиня вошла в Великобычковскую казенную доминию. Каждая крепостная семья ежегодно должна была изготовить 300 дранок, сдать доминии 24 штуки рыбы, шкурку куницы, каждую третью неделю выполнять пешую барщину, платить деньги от волов, за перевоз соли и изготовление доминией плотов. Кроме того, с крестьян взимался налог в пользу государства. Согласно переписи 1720 г., в селе насчитывалось 53 двора крепостных крестьян, в пользовании которых находились 138 кобликов пахотной земли и 216 кобликов лугов. Крестьяне имели 49 лошадей, 18 волов, 60 коров, свыше 770 овец. Среди крестьян существовало имущественное неравенство. Так, например, у богача Л. Петрушинича было 2 лошади, 4 коровы, 200 овец, у другого богача С. Митрюка — 4 лошади, 4 вола, 6 коров, 100 овец. В то же время Ф. Васкин имел только 20 овец, а у И. Лукача вообще не было никакого скота.

Крестьяне Ясини неоднократно выступали против жестокого крепостнического гнета. В период освободительной войны венгерского народа 1703—1711 гг. в окрестностях села образовались повстанческие группы, боевое ядро которых составляли опришки во главе с Ф. Бойко, И. Пинтей, И. Пискливым. Наиболее активно действовал отряд И. Пинти, который в отдельные периоды насчитывал от 80 до 200 человек. В отряде было много жителей Ясини. Позднее ясинянцы участвовали в отрядах опришков легендарного О. Довбуша, среди которых были П. Гаштурак, М. Цуперяк, Г. Мартыщукив, Серычик, Круцекив, И. Бойчук [887, с. 65; 731, с. 92; 113].

Во второй половине XVIII в. усилилась эксплуатация крепостных крестьян. В 1775 г. в Ясине насчитывалось 192 крепостных крестьянина и 57 желлеров. Крепостные отбывали в пользу доминии 4021 день тяглой и 9056 дней пешей барщины в год, платили 247 форинтов, давали 77 сажней дров, 77 иц масла, 154 курицы, 927 яиц. В последней трети XVIII в. натуральную ренту заменили денежной. Вместо шкурки куницы крестьяне платили 3 золотых форинта, вместо одной овцы — 1 форинт 20 крейцеров, вместо отработок на жатве — 3 форинта с жнеца. Чтобы внести эти платежи, они вынуждены были продавать свой скот, наниматься на лесозаготовки. Только в конце XVIII в. в окрестностях села на лесозаготовках работали 300—400 человек [998, с. 36]. Для сплава леса по Тисе здесь в 1724 г. было построено водохранилище Стебное.

Участники забастовки ясинянских лесорубов. 1922 г.

Участники забастовки ясинянских лесорубов. 1922 г.

В XVIII в. в Ясине проводилась немецкая колонизация. Местное население сгонялось со своих земель, а на них селили немецких колонистов. Они бесплатно по-/407/лучали земельные участки и строительный материал, в первые годы полностью, а потом частично освобождались от налогов. В то же время местному украинскому населению было запрещено собирать дрова в помещичьем лесу. За право заготовить строительный лес и топливо каждый крепостной обязан был уплатить землевладельцу 1 форинт, отдать девятую часть урожая, в «подарок» 2 гусей, 2 кур, 12 яиц, полкварты масла и отработать два дня «длинного извоза» [750, к. 11]. Крестьяне активно боролись с угнетателями. В 1845 г. отряды опришков И. Вередюка и И. Волощука на протяжении семи недель совершили пять нападений на арендаторов и управителя Ясинянского государственного имения.

К середине XIX в. в Ясине увеличилось количество населения. Накануне революции 1848—1849 гг. оно составляло 2788 человек, что в два раза больше по сравнению с 1782 г. В селе имелись таможенная станция, продовольственные склады. В 1800 г. здесь действовала двухклассная церковноприходская школа, в которой обучалось 25 детей.

В конце XVII в. в Ясине была построена Струковская церковь, которая сохранилась до наших дней и является памятником архитектуры. Сохранилось также несколько жилищ гуцулов, известных под названием гражда и представляющих собой комплекс жилого дома и хозяйственных помещений, образующих замкнутый дворик.

В результате революции 1848—1849 гг. было отменено крепостное право. Крестьянам Ясини, как и других сел Закарпатья, досталось менее половины дореформенного надела земли. Кроме того, они были лишены лесов и пастбищ, которыми пользовались ранее. Это вызвало недовольство крестьян. Ясинянцы выступили с требованием сохранить за ними все их земли, леса и пастбища [948, с. 250]. В июне 1849 г. карательный отряд подавил это выступление и жестоко расправился с его участниками.

В пореформенный период в Закарпатье усилилось развитие капитализма. Согласно переписи 1900 г., в Ясине проживали 9029 человек. Из числа самодеятельного неселения 1439 были заняты в сельском хозяйстве, 219 —в промышленности, 150 — в торговле. Кроме того, в селе насчитывались 255 поденщиков, 158 слуг, 330 жителей уходили на заработки. За ним было приписано 79059 кадастральных хольдов земли [681, с. 602, 603]. Углубился процесс классовой дифференциации крестьян. Все больше земли сосредоточивалось в руках сельских богачей, а основная масса крестьян задыхалась от безземелья. Жестокой эксплуатации подвергались те, кто работал на лесозаготовках и лесосплавах. В конце XIX — начале XX в. в связи с большим спросом на лес на внутреннем рынке Австро-Венгрии и за границей в Ясине была проведена регуляция рек Черной Тисы и Лазищины и их притоков, сооружены водохранилища. Началась хищническая рубка леса, который транспортировался по Черной Тисе и построенной в 1894 г. железной дороге в Рахов. В начале XX в. организовалось кредитное общество, приносившее прибыли местным богачам за счет разорения основной массы населения. В 1908 г. налоги, уплаченные жителями села, составили свыше 100 тыс. крон, или 11,1 кроны на душу [693, с. 626]. Низкие заработки, плохие жилищные условия, отсутствие медицинской помощи приводили к частым заболеваниям и высокой смертности среди населения.

Трудящиеся Ясини выступали против эксплуататоров. В 1908 г. забастовали пастухи, требуя повышения заработной платы. Поскольку их требования не были выполнены, они оставили скот и ушли с полонины. В борьбу включились и лесорубы. В 1912 г. они поддержали всеобщую забастовку под названием «кровавый четверг», проводившуюся в Закарпатье и во всей Венгрии [731, с. 104]. В организации рабочих на лесозаготовках и лесосплавах большую роль играли рабочие кассы взаимопомощи. Во второй половине XIX в. такие кассы действовали среди ясинянских лесорубов [848, с. 18]. Они оказывали рабочим денежную помощь. За симпатии к России и участие в движении за православие жители села Я. Борканюк, Г. Воробчук, Е. Глушманюк, А. Кабалюк и другие были арестованы и на втором Мараморош-Сигетском судебном процессе 1913—1914 гг. приговорены к различным срокам тюремного заключения [874, с. 417, 418].

Народное образование развивалось слабо. Кроме двухклассной церковноприходской школы, где обучение велось на украинском языке, в 1882 г. была открыта четырехклассная государственная начальная школа с венгерским языком обучения. В ней работали 3 учителя. В 1907 г. в школах обучалось 118 учеников. Основная масса детей крестьян-бедняков оставалась вне школы. В 1900 г. в Ясине насчитывалось 2148 жилых/408/ домов, из которых 2105 были деревянные, 42 — каменные, 1 — из самана. В том же году в селе проживали 6099 украинцев, 1460 венгров, 1435 немцев, 35 представителей других национальностей. В 1900 г. здесь умели читать и писать только 1864 человека [680, с. 302, 303].

Первая мировая война привела к дальнейшему ухудшению положения рабочих и крестьян. Ясиня стала ареной военных действий. В октябре 1914 г. трудящиеся по-братски приветствовали русские войска, которые вошли в село. После их отступления австро-венгерские власти без суда и следствия расправились с теми, кто проявил симпатии к русским. 150 жителей были арестованы, из которых 65 по обвинению в «государственной измене» приговорены к смертной казни. 22 октября 1914 г. были повешены семь крестьян. Боясь народного гнева, оккупанты заменили остальным смертную казнь тюремным заключением [1160; 1050, с. 45].

Борьба трудящихся Закарпатья за социальное и национальное освобождение приобрела еще больший размах под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. Активное участие в этой борьбе принимали бывшие военнопленные австро-венгерской армии В. Борканюк, Д. Биличук, В. Дячук, М. Чайковский, возвратившиеся из Советской России и сражавшиеся там на фронтах гражданской войны за Советскую власть.

В Ясине, как и во всем Закарпатье, росло движение за воссоединение с Советской Украиной. Трудящиеся села с радостью приветствовали создание в марте 1919 г. Венгерской Советской республики. В Ясине была установлена Советская власть. Село вошло в состав Тисодолинянского (Раховского) округа. В сообщении окружного народного комиссара сельским представительствам об организации Советов и первых мероприятиях Советской власти указывалось, что «каждое село получит пастбище.., все государственные полонины без исключения перейдут в собственность народа» [659, с. 144; 936, с. 129]. Крестьяне приняли активное участие в подготовке и проведении выборов в сельский Совет. Но в апреле в Ясиню ворвались войска боярской Румынии, которые грабили и терроризировали население. Члены сельского Совета были арестованы и казнены в Сигете. Весной 1920 г. село захватили войска буржуазной Чехословакии.

Положение крестьян и рабочих Ясини оставалось тяжелым. В результате проведения в 20-х гг. земельной реформы землю приобрели помещики, колонисты и кулаки. Одновременно увеличилось количество безземельных и малоземельных крестьян. В 1919—1931 гг. налог на душу населения увеличился с 15 до 178 крон.

Трудящиеся Ясини все активнее включались в революционную борьбу. Несмотря на запрещение властей, 1 мая 1921 г. был проведен массовый митинг, который разогнали жандармы. В том же году ясинянцы обратились к чехословацким властям с письмом, в котором требовали вернуть им полонины, отнятые 20 лет назад. Но этот вопрос не был решен. В 1922 г. здесь состоялась забастовка лесорубов.

Революционной борьбой трудящихся села руководила организация КПЧ, созданная в 1921 г. Уже 31 мая 1923 г. начальник политического управления канцелярии вице-губернатора сообщал, что «коммунистическая организация в с. Ясиня отмечает значительный прилив членов... Рост этой политической организации надо отнести за счет нынешней забастовки лесорубов» [295, л. 69]. Инициатором создания организации КПЧ и активным пропагандистом коммунистических идей был В. А. Борканюк. По этому пути пошел и его младший брат А. А. Борканюк (1901—1942), ставший впоследствии руководителем революционного движения в Закарпатье и секретарем краевой организации КПЧ. Он возглавил борьбу трудящихся края с оккупантами.

Под руководством коммунистов в Ясине проводились забастовки, маевки и митинги лесорубов и крестьян. В 1923 г. во время выборов в сельское представительство кандидаты-коммунисты получили абсолютное большинство голосов. Его возглавил В. А. Борканюк, а ближайшими помощниками стали А. Воробчук и В. Манивчук. Сельское представительство делало все, чтобы защищать интересы трудящихся. Краевая организация КПЧ избрала В. А. Борканюка делегатом на второй съезд КПЧ, состоявшийся в Праге. Чтобы распустить сельское представительство, власти обвинили В. А. Борканюка в том, что на съезде КПЧ он заявила о своих симпатиях к Советскому Союзу [665, с. 95]. В 1927 г. Ясиня сильно пострадала от наводнения. В связи с этим депутаты-коммунисты чехословацкого парламента предложили проект закона об оказании немедленной помощи ее населению. В том же году они представили интерпеляцию чехословацкому правительству об оказании помощи населению села в связи с пожаром [660, с. 291, 292]. Но никакой помощи не последовало. Очень колоритно описал положение в Ясине известный чехословацкий писатель-коммунист Станислав Костка Нейман. «В Ясине все выглядит каким-то дряхлым,— писал он,— здесь нет ни одного предприятия городского типа, а кирпичные домики в большинстве запущены и часто не оштукатурены... Кроме старых гуцульских халуп, все другое внешне выглядит грязно, бедно» [986, с. 172].

В начале 30-х гг. в Ясине работали 4 лесопилки, несколько лесозаготовительных фирм, занимавшихся заготовкой и вывозом леса. В 1934 г. здесь насчитывалось свыше 200 плотогонов. Они получали низкую заработную плату. Поэтому многие жители вынуждены были уезжать на заработки как в Чехословакию, так и в Бельгию, Францию и другие страны Европы [1246]. Среди крестьян усилился процесс классового расслоения. Об этом свидетельствует неравномерное распределение земли. Так, в 1930 г. 332 крестьянина села имели от 1 до 2 кадастральных хольдов, 989 — от 3 до 5, 196 — от 5 до 10, 85 — от 10 до 25, 36 — от 25 до 100 кадастральных хольдов. Сельские богачи владели также большими лесными массивами и пастбищами [569, л. 2]. Основная масса крестьян влачила жалкое существование./409/


<< Том Закарпатье, стр. 406-414 >>

Сообщения от незарегитрированных посетителей публикуется после модерации сообщений. Просьба оставить свой eMail для связи

eMail