Мерефа — город районного подчинения, расположена на реке Мож (приток Северского Донца), по обе стороны автодороги Москва—Симферополь, в 25 км юго-западнее Харькова. Железнодорожный узел. Население — 32,1 тыс. человек. Горсовету подчинен поселок Селекционный.
Территория города была заселена издавна. Около Мерефы обнаружены стоянка эпохи неолита (IV тысячелетие до н. э.), поселения и могильник эпохи поздней бронзы. В то время население занималось оседлым скотоводством, основанным на разведении мясных и молочных пород скота. В урочище Подол обнаружены остатки поселения салтовской культуры (VIII—X вв.). Относительно времени возникновения Мерефы существует несколько предположений. Одни исследователи утвердждают, что Мерефа основана в первой половине XVII в. и полагают, что здесь родился кошевой атаман Запорожской Сечи И. Д. Сирко, другие, основываясь на том, что Мерефа впервые упоминается в «Описании г. Харькова 1670 года», относят время ее основания к 60-годам XVII в., третьи же считают, что Мерефу основали переселенцы из Поднепровья в середине XVII в. как один из важных пунктов защиты от татарских набегов, не исключая, что в заселении Мерефы участвовал Иван Сирко. Документы, а также народная песня «О Иванихе Сирчихе» свидетельствуют, что в Мерефе жила семья И. Д. Сирко, а в отдельные периоды и он сам{А. Г. Слюсарский. Социально-экономическое развитие Слобожанщины XVII—XVIII вв., стр. 100—101; І. І. Кушніренко. Місто Харків та його околиці. Довідник. X., 1931, стр. 20; Историко-статистическое описание Харьковской епархии, отд. 2, стр. 85—87; Материалы для истории колонизации и быта, т. 1, стр. 41.}.
Наиболее вероятной представляется последняя версия, поскольку в 1655 году здесь уже была построена церковь. Кроме того, в «Ведомости о землях Харьковского полка 1749 года» сообщается, что на речке Мерефе плотину занял Иван Сирко «в прошлых годах тому будет назад лет со сто и больше»{Материалы для истории колонизации и быта, т. 1, стр. 297.}. Во второй половине XVII в.
Мерефа с востока была защищена болотом, с запада — рекой Мерефой, а с юга и севера — небольшими земляными валами. Длина крепости с востока на запад составляла 130 саженей, а ширина с севера на юг — 75 саженей. На крепостной башне стояла пушка. Однако это укрепление не всегда могло защитить жи-/609/телей Мерефы от частых татарских набегов. Наиболее крупные из них произошли в 1668, 1675, 1688, 1693, 1694 и 1711 гг. В 1693 году 15-тысячный татарский отряд был наголову разбит под Мерефой, однако в следующем, 1694 году, татары разорили Мерефу, Змиев и другие населенные пункты{К. П. Щелков. Историческая хронология Харьковской губернии, стр. 58, 59.}. Особенно опустошительным было нападение татар в 1711 году, «...когда хан крымский со всею крымскою и ногайскою ордами разные сего уезду места разорял, татарами сожжен и розорен [город Мерефа] и не малое число обывателей побыто и в полон взято»{Материалы для истории колонизации и быта, т. 2, стр. 222.},— читаем в «Описании города Мерефы» 1773 года.
Отстроенный город разместился по обеим сторонам реки Мож. Сообщение между двумя его частями осуществлялось посредством «сделанной плотины». В «Описании города Мерефы» сообщается, что он «укреплен высоким валом, рвами и двумя бастионами — окружностью 286 треаршинных саженей»{Там же.}. Всего в городе насчитывалось 20 улиц и переулков. В 1785 году вокруг Мерсфянской крепости возведен «...земляной вал, вышиной от горизонта в 3 сажени с половиной, а шириною в 6 сажень; на каждом углу поставлено по чугунной пушке»{Историко-статистическое описание Харьковской епархии. отд. 2, стр. 85, 86.}.
В 1732 году в Мерефе жило 790 ревизских душ, в т. ч. 101 выборный казак, 526 подпомощников, 25 бездворных и 27 работников. За 100 последующих лет население Мерефы возросло почти в пять с половиной раза и в 1830 году составило 4286 человек{Материалы для истории колонизации и быта, т. 1, стр. 216.}.
Развитию Мерефы способствовало ее выгодное географическое положение на перекрестке путей к Днепру и Дону, а также благоприятные природные условия края: плодородные земли, богатые леса и озера, наличие строительных материалов. Основным занятием населения было земледелие и животноводство. Выращивали здесь рожь, пшеницу, ячмень, овес, гречиху, горох, коноплю, лен. «Озимый хлеб в лучшее время,— сообщает автор описания Мерефы,— плод приносит вчетверо, яровой — вшестеро, просо и горох — десять раз»{К. I. Стецюк. Народні рухи на Лівобережній і Слобідській Україні в 50—70-х роках XVII ст. К., 1960, стр. 335.}. Нужды населения в промышленных товарах удовлетворялись мелким ремесленным производством. В 1767 году в Мерефе работали пять сапожников, четверо портных, пять колесников и семь кузнецов; развито было также ткачество. По сведениям за 1773 год, здесь было 16 винокурен и 12 шинков. На речке Мерефе действовала мельница, принадлежавшая Харьковскому Преображенскому монастырю. Близ Мерефы находилась селитроварня помещика Куликовского, который наемным рабочим платил деньгами, продовольствием и одеждой. За сезон рабочие, кроме продовольствия, получали по 12 руб., мастер — 50 руб., а стряпухи — по 6 рублей{I. О. Гуржій. Зародження робітничого класу України, стр. 131.}. Однако номинальная заработная плата, фигурирующая в документах того времени, была далека от суммы денег, получаемых рабочим на руки. Войсковые обыватели Мерефы занимались торговлей, а также чумачеством. В описании Мерефы 1767 года указывается, что многие жители Мерефы ездили в Бахмут и Тор за солью и на Дон за рыбой. Три раза в год устраивались ярмарки и один раз в неделю, по воскресеньям,— базары. Ярмарки были небольшие и длились не более двух дней. Приезжавшие сюда купцы из Харькова, Змиева, Новой Водолаги торговали холстом, набойками, лентами и многими другими товарами. На эти ярмарки приезжали также жители близлежащих селений, привозя для продажи главным образом хлеб, деревянную посуду, вино и овощи.
По 1765 год Мерефа являлась сотенным городом Харьковского полка. Казаки Мерефянской сотни принимали участие в борьбе против турок и татар, в Северной войне 1700—1721 гг., в частности в Полтавской битве 1709 года.
Развитие феодальных отношений в конце XVII—XVIII вв. проявилось прежде всего в росте старшинского и церковного землевладения.
Во время крестьянской войны под предводительством Степана Разина (1670—1671 гг.) на Слободской Украине также развернулось антифеодальное движение под предводительством Алексея Хромого (прозванного в народе Леском Черкашениным). В октябре восстанием были охвачены Цареборисов, Маяцкий, Чугуев, Змиев, Балаклея, Мерефа и ряд других городов. Белгородский воевода писал, что в этих городах «всяких чинов жители своровали тебе, великому государю, изменили и приказных людей из тех городов выслали»{К. I. Стецюк. Народні рухи на Лівобережній і Слобідській Україні в 50—70-х роках XVII ст. К., 1960, стр. 335.}. Для подавления восстания царским правительством были брошены войска под командованием стольника Г. Косогова. Они жестоко расправлялись с восставшими. В 40-х и особенно 50—70-х гг. XVIII в. на Слобожанщине активизировалось гайдамацкое движение, распространившееся в 60—70 гг. и на Мерефу. Гайдамаки поднимались на защиту угнетенных и бесправных крестьян. В частности, известно о действии гайдамак в Мерефе и ее окрестностях в 1765, 1768, 1770, 1771 годах{Гайдамацький рух на Україні в XVIII ст., стр. 332. 460, 513, 514, 543, 544. 547, 459, 589, 596.}.
Медицинская помощь в Мерефе, как и в подавляющем большинстве населенных пунктов Слободской Украины, отсутствовала, поэтому мерефяне вынуждены были довольствоваться самолечением или обращаться к знахарям. Не намного лучше обстояло дело с школьным обучением. В существовавших при церквях Мерефы школах грамоте могли учиться только единицы.
После ликвидации полкового устройства в 1765 году Мерефа стала центром одноименного комиссарства Харьковской провинции Слободско-Украинской губернии. Казаки и их подпомощники были превращены в войсковых обывателей и обложены податью. Указ о сбо-/610/