ВОРОШИЛОВГРАД
Ворошиловград — административный центр Ворошиловградской области, один из крупнейших индустриальных городов Украинской ССР. Расположен в восточной части Донецкого бассейна. Город разделен на четыре административных района — Ленинский, Жовтневый, Артемовский и Каменнобродский. Население — 439 тыс. человек. Ворошиловградскому городскому Совету депутатов трудящихся подчинены города Александровск и Счастье.
Территория города была заселена с древнейших времен. На его восточной окраине обнаружены кремневые орудия труда эпохи раннего палеолита (около 100 тысяч лет тому назад). В разных частях города раскопано около 30 курганов эпохи меди и бронзы. В одном из них найдено коллективное погребение эпохи меди (конец IV тысячелетия до н. э.), в другом — погребение литейщика II тысячелетия до пашей эры{И. А. Писларий, А. П. Филатов. Тайны степных курганов, стр. 19, 67.}.
Во второй половине XVIII в. Россия одержала ряд значительных побед над султанской Турцией. Интенсивно осваивалось Черноморское побережье, заселялись южные степи Украины, Приазовья, Придонья. Для крепостей и Черноморского флота нужны были пушки и боеприпасы. Возить их с Урала было сложно и дорого, поэтому царское правительство решило построить на юге страны казенный литейный завод, который и должен был производить все необходимое. 14 ноября 1795 года был издан указ, гласивший: «В Донецком (Славяносербском) уезде учредить литейный завод, употребить на это важное дело 715 733 рубля, оставшихся от вооружения Черноморского флота. Определить заводу до трех тысяч мастеровых и поселян»{Полное собрание законов Российской империи, т. 23. СПб., 1830, стр. 815.}. Вскоре началось строительство. Поселок, возникший вокруг завода, получил в 1797 году название — Луганский Завод. 1795 год и принято считать началом основания Луганска. Отдельные части города имеют более раннее происхождение. Так, село Каменный Брод, позже слившееся с Луганском, основано в 1755 году{Материалы для статистического описания Екатеринославской епархии, вып. 2. Екатеринослав, 1888, стр. 133.}.
Строительство завода, первоначально называвшегося Екатеринославским, а с 1797 года — Луганским, продолжалось почти десять лет. 4 октября 1800 года первая домна выдала чугун, выплавленный на лисичанском угле из руды, добытой в районе окрестных сел Городища и Петропавловки. Это была первая домна на Украине. Опытные плавки местных железных руд не увенчались успехом, так как железная руда была низкого качества, а лисичанский уголь/73/ оказался слабо коксующимся. С 1807 года выплавку чугуна прекратили. Завод некоторое время работал на привозном уральском чугуне. Предусмотренная проектом заводская мощность — производство орудий и снарядов общим весом 53 тыс. пудов — так и не была достигнута. В связи с этим затормозилось выполнение программы вооружения Черноморского флота и береговых укреплений{С. И. Потолов. Рабочие Донбасса в XIX веке, стр. 12.}.
В период Отечественной войны 1812 года завод значительно расширился и стал одним из основных поставщиков пушек и боеприпасов для русской армии. Большую роль сыграла продукция Луганского завода и в годы Крымской войны. Только в 1855 году героическим защитникам Севастополя было отправлено около 300 тыс. пудов ядер{Ворошиловградский облгосархив, ф. 1, оп. 1, д. 209. л. 16.}.
Первенцу украинской металлургии принадлежит большая роль в развитии экономики всей страны. С его основанием в России началась систематическая промышленная добыча каменного угля, ранее ввозимого на Англии. Велико влияние завода на дальнейшее развитие металлургической и угольной промышленности Донецкого бассейна. Он подготовил кадры для других металлургических заводов юга страны.
В первые десятилетия своего существования Луганский завод представлял собой типичную казенную мануфактуру, существовавшую на принудительном труде. В конце 1797 года здесь работало 575 мастеровых, присланных из Петрозаводска, Херсонского, Александровского и Липецкого чугунолитейных заводов. Для выполнения вспомогательных работ к заводу было приписано 2080 государственных крестьян из близлежащих сел.
За свой нелегкий труд приписные рабочие обычно получали намного меньше, чем вольнонаемные. Основная часть их на протяжении первой половины XIX в. получала в год 7—12 руб. серебром, т. е. 60 коп.— 1 рубль в месяц.
Рабочий день луганского рабочего продолжался в среднем 12—13 часов — с четырех часов утра до 6 вечера, с часовым перерывом на обед.
Организация трудового процесса на Луганском чугунолитейном заводе основывалась на полувоенной палочной дисциплине. За порядком на работе неустанно следила администрация и специально приставленная военная команда — горная рота. Малейшая провинность сурово каралась: рабочие штрафовались, переводились на более тяжелые работы, им снижалось и без того жалкое окладное жалованье, к провинившимся применялись телесные наказания.
Трудными были бытовые условия. Заводская администрация не позаботилась о жилье переселенных рабочих, поэтому многие семьи ютились в страшной тесноте в вырытых на скорую руку землянках. К 1806 году для них было построено 49 примитивных казарм и три землянки{С. И. Потолов. Рождение великана, стр. 25.}.
Пушка, изготовленная Луганским литейным заводом. Начало XIX в.
Жестокая эксплуатация вызывала у казенных рабочих недовольство и протест, поднимала на выступления. Наиболее распространенной формой социального протеста были побеги. С Луганского завода рабочие часто бежали в одиночку и целыми группами. В 1827 году бежало 50 человек. Упорную борьбу за улучшение своего положения вели приписанные к заводу крестьяне сел Каменного Брода и Вергунки. В 1822 году они отказались от выполнения обязательных работ{Там же, стр. 28, 31, 32.}.
Поселок рос и расширялся. В начале 30-х годов XIX в. в нем уже насчитывалось 184 частных дома и 74 казенных казармы. Выгодное географическое положение способствовало развитию в городе торговли. Каждую неделю здесь собирались базары, где торговали медом, скотом, хлебом, мясом, шерстью, кожами, металлическими, кирпично-черепичными изделиями, углем, строительным камнем.
К концу 50-х годов XIX в. здесь действовал ряд мелких предприятий — 10 салотопных и два воскотопных, два по производству сальных и восковых свечей, кожевенное и мыловаренное, восемь кирпичных и черепичных, два известковых, три маслобойни, 17 мельниц. Накануне реформы 1861 года в Луганском Заводе и Каменном Броде проживало 9 тыс. человек. Тут насчитывалось 1558 каменных и 227 деревянных домов{Материалы для географии и статистики России, т. 6. Екатеринославская губерния. СПб., 1862, стр. 325—328.}.
Первый паровоз, выпущенный Луганским паровозостроительным заводом Гартмана. Май 1900 г.
В крайне неудовлетворительном состоянии находилось медицинское обслуживание. В соответствии с первым штатным расписанием 1798 года на Луганском заводе и во всем горном округе было только два врача. Они, естественно, не могли оказать помощь всем больным, количество которых из-за тяжелых условий жизни и труда, полного отсутствия техники безопасности было велико. На медицинское обслуживание казна отпускала крайне незначительные денежные сред-/74/ства. Помещения заводского госпиталя годами не ремонтировались и в начале 20-х годов XIX в. пришли в полное запустение{С. И. Потолов. Рождение великана, стр. 24.}.
Потребность в квалифицированных рабочих принудила администрацию горного округа и завода взять на себя некоторую долю заботы об обучении детей рабочих. В конце 30-х годов в поселке работали две начальные школы — одна при заводе на 200, другая в Каменном Броде на 100 учащихся. Их посещало менее 25 проц. всех детей поселка в возрасте 9—11 лет. Эти школы призваны были «дать начальное образование детям низших и рабочих чинов заводского ведомства». В 12 лет, а часто и раньше, дети начинали свой трудовой путь. Некоторым из них удавалось поступить в горнозаводское училище, где они получали специальное техническое образование и пополняли ряды низшего технического персонала.
На заводе работали или находились в тесных связях с ним известные русские ученые: горный инженер, почетный член Петербургской Академии наук Е. П. Ковалевский (1790—1867 гг.); автор справочника для горных инженеров и техников, многих работ по гидравлике, машиностроению, горнозаводской механике И. А. Тиме (1838—1920 гг.); врач И. М. Даль (отец диалектолога и этнографа, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля) и многие другие.
Из числа луганских мастеровых вышли такие умельцы, как В. Черепанцов, награжденный в 1844 году за строительство парохода «Ростов» серебряной медалью, создатель ряда паровых машин Л. Е. Изьюров, фурмовой мастер Н. В. Белоусов, а также П. О. Кульшин, Я. Колесников, Е. С. Копанев, многое сделавшие для открытия полезных ископаемых на Украине{С. И. Потолов. Рождение великана, стр. 16.}.
После отмены крепостного права во второй половине XIX в. в России начал относительно быстро развиваться капитализм. Поселок Луганский Завод стал значительным промышленным центром. Здесь были сосредоточены две трети всех промышленных предприятий и почти половина рабочих Славяносербского уезда. В соответствии с указом 1882 года поселок Луганский Завод совместно с прилегающим к нему селением Каменный Брод стал уездным центром вместо Славяносербска{В. О. Фесенко. 130 років Луганського ливарного заводу. До ювілею першої домни на Україні. Луганск, 1931, стр. 27.}.
После окончания Крымской войны (1853—56) Луганский завод почти лишился государственных заказов. Завод приносил казне убытки, поэтому казенное ведомство всячески стремилось от него избавиться. Многие опытные квалифицированные рабочие вынуждены были искать заработки на стороне. В июне 1887 года завод был закрыт. Сотни людей, оставшихся без работы, покидали город.
Для дальнейшего развития Луганска большое значение имело открытие в 1895 году в цехах бывшего чугунолитейного завода казенного патронного завода. Еще раньше, в 1876 году, в городе открылись железнодорожные мастерские (ныне завод им. Пархоменко).
В 70—80-х годах XIX в. на юге России началось интенсивное строительство железных дорог: в 1874 году открылось движение на железной дороге Луганск—Дебальцево; в 1884 году — на Екатерининской (ныне Донецкой) железной дороге, соединившей Донецкий бассейн с Приднепровьем; в 1897 году Луганск через станцию Миллерово был соединен с Азовской железной дорогой.
К концу XIX в. Луганск представлял собой крупный промышленный центр юга Украины. В 1898 году здесь сосредоточивалось 58 промышленных предприятий с суммой производства в 4,5 млн. руб.{ЦГИА СССР в Ленинграде, ф. 1263, оп. 2, д. 5445, л. 137.}. Кроме того, в городе существовало много мелких торгово-промышленных заведений и ремесленных мастерских. По данным первой всероссийской переписи население город в 1897 году составляло 20,4 тыс. человек{Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Города и поселения в уездах, имеющих 2000 и более жителей. СПб., 1905, стр. 21—23.}.
Дальнейшее развитие капитализма в России, переход к высшей его стадии — империализму сопровождались усиленным притоком в экономику Донбасса русского и иностранного капитала. Пользуясь привилегиям предоставленными царским правительством, немецкие, бельгийские, английские и французские предприниматели создавали здесь различные акционерные общества, строили заводы, фабрики, закладывали шахты.
Немецкий капиталист Гартман, основавший «Русское общество машиностроительных заводов Гартмана», летом 1896 года начал строительство паровозостроительного завода в Луганске. В 1900 году предприятие выпустило первый паровоз. Это был самый большой из всех существовавших в России паровозостроительных заводов. В 1901 году он выпустил 12,3, а в 1905 —/75/ 21,1 проц. общего количества паровозов, построенных в России.
Иностранцам принадлежал и ряд других предприятий. В 1896 году бельгийцы учредили «Анонимное общество Луганских эмалировочных мастерских» (ныне завод им. Артема), в следующем году — «Анонимное общество Луганских литейных заводов» (ныне литейно-механический завод).
Прибыли иностранцев, владевших в Донбассе промышленными предприятиями, были в три — четыре раза выше, чем в Западной Европе.
В эти годы в Луганске начали действовать костыльный завод (ныне завод им. 20-летия Октября), спиртоочистительный, кожевенный и ряд мелких ремесленных и торговых предприятий.
Интенсивное развитие промышленности, особенно тяжелой, привело к высокой концентрации пролетариата. В Славяносербском промышленном районе в 1898 году насчитывалось более 32 тыс. рабочих, а в Луганске — 5638 человек, или 17,5 проц.{ЦГИА СССР в Ленинграде, ф. 1263, оп. 2, д. 5445, л. 137.} всего количества фабрично-заводских рабочих уезда. В начале XX в. на заводах, фабриках, ремесленных предприятиях Луганска работало около 10 тыс. рабочих{Визначні місця України. К., 1961, стр. 337.}. По национальному составу преобладали русские и украинцы. Таким образом с самого зарождения кадровый промышленный пролетариат Луганска складывался преимущественно из представителей двух братских народов — русского и украинского.
Рабочие жили в тяжелых условиях. Трудились они от восхода до захода солнца, по 10—13 часов, а на мелких предприятиях — по 14—16 часов в сутки. Администрация часто произвольно увеличивала продолжительность рабочего дня.
За свой труд рабочие получали мизерную заработную плату. В 1899—1900 гг. среднемесячная заработная плата составляла в среднем 25 руб. Почти третья часть ее удерживалась промышленниками под предлогом различных взысканий, особенно штрафов. Так, с 1 июля 1902 года по 1 июля 1903 года на заводе Гартмана было оштрафовано 3092 рабочих, то есть 87 проц. общего их количества.
Непосильный физический труд, отсутствие техники безопасности приводили к травматизму. Например, в 1898 году 30,2 проц. всех несчастных случаев, происшедших на фабрично-заводских предприятиях Донбасса, имели место в Луганске.
Жестокая эксплуатация, тяжелые условия жизни и труда, политическое бесправие, полицейский произвол — все это порождало у передовой части рабочих стремление бороться за улучшение условий жизни, за свои классовые интересы.
В начале 80-х годов в Луганске в среде местной молодежи образовался небольшой просветительный кружок во главе с Н. А. Ожиговым. Впоследствии он начал ориентироваться на пропагандистскую работу среди местных рабочих. В центре внимания кружка был рабочий вопрос, членов кружка интересовало положение рабочих в России и за границей, их борьба за улучшение жизни, общественное движение в стране. Кружковцы изучали работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Капитал», «Положение рабочего класса в Англии», «Социализм утопический и научный». В апреле 1887 года большинство участников кружка было арестовано и затем сослано в Восточную Сибирь{С. И. Потолов. Рождение великана, стр. 121—141.}.
В конце XIX—начале XX вв. рабочий класс под руководством социал-демократических организаций переходит к организованной борьбе. Центром рабочего движения на Луганщине становится паровозостроительный завод—самое большое в то время промышленное предприятие. Если до этого времени борьба носила экономический характер, выступления рабочих были стихийными, то с распространением социалистических идей все чаще выдвигаются политические лозунги.
В мае 1900 года на паровозостроительном заводе создан первый в городе социал-демократический кружок. Вскоре марксистские кружки возникли на эмалировочном и патронном заводах, в железнодорожных мастерских{ЦПА ИМП при ЦК КПСС, ф. 124, оп. 1, д. 1403, лл. 23, 24.}. Одним из организаторов кружков в Луганске был профессиональный революционер В. А. Шелгунов.
В 1901—1903 гг. в городах Донбасса, в том числе и в Луганске, распространялась ленинская газета «Искра», пользовавшаяся большой популярностью среди рабочих.
Под влиянием ленинской «Искры» в ноябре 1902 года оформился Луганский комитет РСДРП, занимавший твердую ленинско-искровскую позицию. Газета «Искра» в мае 1903 года отмечала, что «Луганский комитет солидарен с РСДРП...». Большую работу по сплочению рабочих города вокруг комитета РСДРП проводили К. Е. Ворошилов, А. Я. Пархоменко, И. И. Алексеев (Кум), И. И. Пузанов, И. И. Шмыров, И. Д. Литвинов, В. Е. Евтушенко, Ф. Р. Якубовский и другие{И. Берхин. Луганская большевистская организация в период первой русской революции, стр. 15. 22.}. Благодаря тесной связи луганских большевиков с Екатеринославским комитетом РСДРП, Луганский комитет становится опорой большевизма в Донецком бассейне{А. Максимов. Революционная борьба пролетариата Донбасса в 1905 году. Сталино, 1956. стр. 14.}.
В годы первой русской революции луганский пролетариат был в авангарде рабочего движения. В ответ на расстрел царскими властями мирной демонстрации рабочих Петербурга Луганский комитет РСДРП подготовил и провел 16—21 февраля 1905 года всеобщую стачку рабочих Луганска. Бастующие выдвинули не только экономические, по и политические лозунги, требуя 8-часового рабочего дня, участия народных представителей в управлении государственными делами, свободы слова, печати, собраний, союзов и стачек, государственного страхования за счет капиталистов и пр./76/