ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ КИЕВА НА ОДИННАДЦАТУЮ ПЯТИЛЕТКУ И НА ПЕРИОД ДО 1990 ГОДА
Долгий и славный путь прошел древний Киев. Великий Октябрь открыл перед его тружениками необозримые просторы для счастливой, свободной жизни. Социалистический Киев — столица Советской Украины — стал одним из крупнейших политических, промышленных и культурных центров Союза ССР. Из года в год меняется облик города-героя, растет его роль в экономической и культурной жизни страны.
Глубокие преобразования во всех сферах экономики и культуры Киева, достигнутые за годы Советской власти,— результат самоотверженного труда его жителей, всемерной помощи братских народов Союза ССР, неустанной деятельности Коммунистической партии. Достигнутый высокий уровень социально-экономического и культурного потенциала Киева является исходным рубежом для разработки планов его дальнейшего роста.
«Сегодня, заглядывая вперед на пять, на десять лет,— говорил на XXVI съезде КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев,— мы не можем забывать, что именно в эти годы будет закладываться и создаваться народнохозяйственная структура, с которой страна вступит в двадцать первый век. Она должна воплощать основные черты и идеалы нового общества, быть в авангарде прогресса, олицетворять собой интеграцию науки и производства, нерушимый союз творческой мысли и творческого труда»{Материалы XXVI съезда КПСС, с. 44.}. Реализация этих задач предусматривает динамическое и пропорциональное развитие общественного производства, повышение его эффективности, ускорение научно-технического прогресса, комплексное решение основных проблем коммунистического воспитания трудящихся.
Возглавляя начатое в годы девятой пятилетки по примеру москвичей движение за превращение столицы Советской Украины в город высокопроизводительного труда, высокой культуры и образцового общественного порядка, а в перспективе — в образцовый коммунистический город, горком партии и исполком городского Совета народных депутатов направляют трудовые коллективы, всех киевлян на успешное решение планов коммунистического созидания.
Важным направлением решения актуальных проблем развития города, к которым относятся наращивание экономического потенциала, повышение пропорциональности и сбалансированности развития народного хозяйства, всестороннее развитие человека, все более полное удовлетворение его материальных и духовных потребностей, повышение эффективности развития производительных сил на базе соединения достижений научно-технического прогресса с преимуществами развитого социализма, рациональное использование хозяйственного потенциала, являются целевые комплексные научно-технические программы, в выполнении которых участвуют более 300 организаций 56 министерств и ведомств страны и республики.
Бюро Киевского горкома Компартии Украины и исполком городского Совета народных депутатов утвердили комплексные научно-технические программы по решению актуальных проблем развития народного хозяйства Киева в 1981—1985 гг. Координация организационных и научно-технических мероприятий по осуществлению этих программ поручена совету содействия научно-техническому прогрессу при горкоме партии.
В соответствии с основными направлениями экономического и социально-культурного развития Киева на 80-е годы предусматривается сосредоточить внимание на узловых вопросах повышения эффективности общественного производства путем его всесторонней интенсификации. Реконструкция и техническое перевооружение заводов и фабрик создают объективные предпосылки для более рационального использования материальных и трудовых ресурсов, обеспечения стабильных темпов роста объемов производства и производительности труда. Техническое перевооружение отраслей народного хозяйства Киева осуществляется на основе внедрения новой техники и усовершенствованных технологий, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.
Комплексная программа «Генеральная схема развития промышленности Киева в одиннадцатой пятилетке и на период до 1990 года» предусматривает улучшение отраслевой структуры промышленного производства и обеспечение опережающего развития отраслей, определяющих специализацию промышленности города в на-/581/родном хозяйстве республики, углубление кооперации и расширение кооперированных связей, значительное повышение технического уровня, а также уровня организации производства и труда, улучшение использования всех видов ресурсов. Промышленность города будет специализироваться в основном на производстве прогрессивных видов машин, оборудования, приборов, средств автоматизации и механизации, различных товаров народного потребления. Преимущественное развитие получат отрасли, требующие высококвалифицированного труда (точное машиностроение, приборо- и станкостроение, радиоэлектроника).
В 1985 году объем промышленного производства достигнет (в денежном выражении) 7,8 млрд. руб.,— что на 2,4 млрд. руб. больше, чем в десятой пятилетке. Выпуск продукции машиностроения и металлообработки увеличится на 32,6 проц. Значительно возрастет объем производства легкой и пищевой промышленности. Предусмотрены опережающие темпы производства группы «Б» по сравнению с группой «А», расширение ассортимента товаров народного потребления, повышение их качества. Значительные мероприятия планируются по расширению мощностей для производства этих товаров. На 23 предприятиях группы «А» будут созданы специализированные цехи и участки, на 48 — осуществлены их реконструкция и техническое перевооружение. К производству товаров народного потребления будет привлечено еще 35 промышленных предприятий города. В результате выпуск их уже в одиннадцатой пятилетке увеличится на 22 процента.
В 1985 году удельный вес продукции высшей категории качества составит не менее 25 проц. Предусмотрено освоить производство свыше 2 тыс. машин, оборудования и приборов, около 6,5 тыс. образцов товаров народного потребления.
С переходом к новым орудиям труда, качественными изменениями в предметах труда и совершенствованием технологии расширится применение электроэнергии. Кроме того, увеличение энергетических нагрузок и электропотребления в городе определяются ростом численности населения, интенсивным жилищным строительством, усилением мощностей промышленности и строительных организаций, технической оснащенности городского хозяйства.
Динамичное и пропорциональное развитие общественного производства, повышение его эффективности предполагают рациональное использование материальных ресурсов, что отвечает важнейшему принципу экономической стратегии КПСС, выдвинутому на XXVI съезде партии,— экономика должна быть экономной{Материалы XXVI съезда КПСС, с. 42.}. В соответствии с комплексной целевой программой снижения материалоемкости продукции за счет оптимизации конструирования и применения прогрессивных технологий, которой охвачено 74 проц. металлопотребителей, на предприятиях и в организациях города будет внедрено 90 научно-технических разработок. На ряде машиностроительных предприятий намечено создать образцовые инструментальные, литейные и штамповочные цехи и участки. К концу одиннадцатой пятилетки практически все отрасли промышленности города, за исключением машиностроения, будут работать при стабильной или сокращающейся численности работающих. При росте объемов промышленного производства на 21,7 проц. производительность труда увеличится на 20 проц. За счет этого фактора будет получено 93 проц. промышленного производства против 77 проц. в десятой пятилетке. Возрастет производительность труда и в других отраслях народного хозяйства.
Проект общественного центра на Левобережье.
Не только существенные экономические выгоды, но и решение важных социальных проблем влечет за собой осуществление программы сокращения применения ручного труда на предприятиях и в организациях. На комплекс мероприятий, намеченных этой программой, будет затрачено 178,5 млн. руб. В одиннадцатой пятилетке планируется технически перевооружить более чем 250 промышленных предприятий, почти 100 строительных и 30 транспортных организаций. В 1981— 1985 гг. предусматривается ввести в действие 18 комплексно-механизированных предприятий, 88 цехов и 608 участков. Внедрение механизации и автоматизации даст возможность перевести с ручного на механизированный и автоматизированный труд около 30 тыс. рабочих, облегчить труд еще 62 тыс. человек. Реализация программы позволит решить в основном задачу ликвидации тяжелого ручного труда.
Комплексно-автоматизированное производство города неизбежно потребует всестороннего развития главной созидательной силы общества — человека. В связи с этим в программе «Трудовые ресурсы» намечены существенные мероприятия по совершенствованию использования рабочей силы, повышению культурно-технического уровня работников. Особое место в этой программе уделяется, в частности, подготовке специалистов и рабочих, росту их квалификации, сокращению текучести кадров, повышению эффективности их использования на основе уменьшения потерь рабочего/582/ времени, внедрения прогрессивной технологии и передовых форм организации труда.
Одной из актуальных проблем нашего времени является углубление связи науки с производством. Интенсификация общественного производства обусловливает дальнейшую ориентацию научных учреждений города на разработку главных направлений научно-технического прогресса. В связи с этим намечено укрепление материально-технической базы научно-исследовательских и проектных организаций, конструкторских бюро, сокращение затрат труда в экспериментальном производстве.
В первую очередь будут развиваться научные учреждения, которые являются (либо станут) ведущими в стране, республике и смогут решать актуальные народнохозяйственные задачи с наибольшей эффективностью. Деятельность научных учреждений города окажет непосредственное влияние на широкое освоение во всех отраслях народного хозяйства современных технологических процессов, новейших систем автоматизации управления и проектирования, будет способствовать механизации и автоматизации производственных процессов, внедрению промышленных роботов и других средств, освобождающих работников от неквалифицированного тяжелого и монотонного труда, значительному повышению качества продукции. Принимая непосредственное участие в реализации многих крупных народнохозяйственных проблем, научные учреждения смогут усилить свое влияние на рост масштабов производства и уровня производительности труда, повышение качества продукции. Большое внимание будет уделено наиболее рациональному распределению капиталовложений, что в значительной степени обусловливает пропорциональность развития и сбалансированность отраслей народного хозяйства. С целью улучшения структуры капитальных вложений преимущественная их часть направляется на приобретение нового оборудования и мероприятия по научно-техническому прогрессу. Запланированный рост объема строительно-монтажных работ будет достигнут за счет роста производительности труда, укрепления материально-технической базы строительства, внедрения прогрессивной технологии и современных методов организации работ, улучшения управления производством и совершенствования его структуры.
Снизятся затраты топливно-энергетических ресурсов, увеличится выпуск прогрессивных строительных деталей и конструкций из сборного железобетона, высокопрочных и легких бетонов, сплавов и полимеров. Осуществление всех этих мероприятий предусматривает комплексная целевая программа повышения эффективности и качества строительства и проектных работ.
Эффективность капитального строительства повысится также за счет сокращения на 30 проц. количества одновременно сооружаемых строек и концентрации капиталовложений на наиболее важных объектах, более точного и объективного согласования строительной программы с реальными возможностями строительных организаций. На этой основе предусматриваются опережающие темпы ввода в действие основных фондов, сокращение незавершенного строительства. В целом по городу в одиннадцатой пятилетке будет введено основных фондов на 4,8 млрд. руб., или на 20 проц. больше, чем в десятой пятилетке.
Усилится материально-техническая база строительства. Будут введены в строй действующих новые предприятия по производству железобетонных изделий и местных строительных материалов, повысятся уровень индустриализации строительного производства, степень заводской готовности конструкций и деталей.
Повышению качества строительства, улучшению архитектурного облика города будут способствовать совершенствование работы планировочных и архитектурно-конструкторских организаций, широкое внедрение современных типовых и унифицированных строительных конструкций, деталей, разработка индивидуальных проектов с применением новых прогрессивных конструкций и материалов. Развитие архитектурно-планировочной структуры города осуществляется в соответствии с генеральным планом, предусматривающим преобразование сложившейся радиальной структуры в радиально-кольцевую. Это стало возможным благодаря освоению территорий на левом берегу Днепра. Рациональное использование городских земель, строительство жилых домов на намывных грунтах в пойме Днепра позволяет осваивать лучшие в санитарно-гигиеническом отношении районы, превратить акваторию Днепра в зону массового отдыха населения и главный стержень архитектурно-пространственной композиции. На период до 1990 года предполагается обеспечить каждую семью отдельной квартирой. В одиннадцатой пятилетке в городе планируется построить новые жилые дома общей площадью 6,2 млн. кв. метров. За 5 лет улучшат свои жилищные условия свыше 500 тыс. человек. Жилищное строительство будет сосредоточено главным образом на новых массивах, среди которых наибольшим станет Троещина. Строительство жилого массива, где будет проживать свыше 300 тыс. человек, начнется в районе Харьковского шоссе. Намечена также новая застройка в районе сел Осокорки, Позняки и Вигуровщины.
Предусматривается также завершить реконструкцию Львовской площади, площади Победы, улиц Жданова, Красноармейской, бульвара Леси Украинки.
В ближайшее десятилетие намечено осуществить ряд мероприятий и по дальнейшему упорядочению функционального зонирования территории города: ликвидации чересполосицы в размещении жилищных, промышленно-складских и коммунальных зон, выносу ряда предприятий за пределы города.
Темпы развития экономики города дают основание предполагать, что за пределами 2000 года число его жителей значительно увеличится. Важные вопросы территориально-планировочного развития Киева поставлены в новом генеральном плане (разработку его намечено завершить в 1983 году), а также в схеме/583/ районной планировки Киевской агломерации с учетом городов-спутников — Борисполя, Броваров, Василькова, Вышгорода, Макарова и других. В ближайшие 25—30 лет потребуется изыскание территории под застройку за пределами существующей городской черты и регулирование городской застройки в рамках Киевской агломерации. Завершенный характер внешнему облику Киева придадут уникальные общественные здания, играющие роль архитектурных доминант. В соответствии с генеральным планом они должны располагаться в хорошо обозреваемых местах.
Проект жилого массива в районе Харьковского шоссе.
Большое внимание уделяется архитектурной выразительности жилищного строительства, совершенствованию технологии производства домов. Будут сооружаться преимущественно 12- и 16-этажные дома различных конструктивных схем. При этом учитываются архитектурная среда, исторические традиции, природные условия. Создавая проекты новой застройки, архитекторы сотрудничают с медиками, социологами, представителями службы быта, торговли и общественного питания, что позволяет создавать благоустроенное жилье, отвечающее всем современным требованиям.
Вот, например, какие жилые дома проектируются в образцово-перспективном районе Теремки-1 по предложениям Киевского зонального научно-исследовательского и проектного института типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий. Около парадного предусмотрено специальное переговорное устройство для связи с жильцами. В просторных вестибюлях выделяются помещения для детских колясок, велосипедов, санок. По выходе из лифта на площадке автоматически загорается свет. В квартирах имеются просторные кладовые, антресоли, шкафы, встроенные в стенки. Кухня площадью 10 кв. метров с помощью раздвижной перегородки может быть разделена на два отсека, один из которых сможет служить столовой. Пятикомнатные квартиры, как правило, расположены на двух этажах, связанных внутренней лестницей.
Система обслуживания жилого района Теремки значительно сократит малопроизводительный домашний труд. Первые этажи зданий займут комплексные пункты универсального обслуживания. Здесь жильцы смогут сдать вещи в химчистку и стирку, записать детей на уроки музыки или иностранного языка, вызвать настройщика пианино или заказать билеты на новый спектакль. В новых домах предусматриваются специальные помещения и для занятий лечебной физкультурой, и для любителей мастерить, банкетные залы, комнаты, где родители, направляясь в кинотеатр или в гости, смогут на несколько часов оставить малышей, а также — домовая сауна.
Дома намечено оборудовать вакуумной системой удаления мусора. По пневматическому трубопроводу он поступит на станцию утилизации. Парадные будут оборудованы подъемниками, доставляющими корреспонденцию на все этажи.
Предполагается, что в перспективе город будет расти не только ввысь, но и в глубину. Специалисты планируют сооружать различные транспортные магистрали, размещать некоторые производственные помещения, склады, хранилища, депо, гаражи, многие бытовые и торговые службы под землей. «Спрятав» громоздкое городское хозяйство под жилыми помещениями, улицами и бульварами, можно будет использовать освободившиеся территории под сады и парки, спортивные сооружения, бассейны, места массового отдыха и для других целей.
Намечен широкий комплекс мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства. Если в настоящее время заселение новой жилплощади происходит по принципу «каждой семье — отдельную квартиру», то к 1990 году ставится задача перейти к принципу «каждому члену семьи — отдельную комнату». Обеспеченность жильем в расчете на одного жителя достигнет в 1985 году — 15,5 кв. метра, в 1990 году — 18 кв. метров против 14,5 кв. метра в 1980 году; увеличится и средний размер квартиры — с 50 кв. метров/584/ в десятой пятилетке до 52 — в одиннадцатой и 58 — в двенадцатой.
Проект здания Республиканского дома народного творчества.
Жилые дома (преимущественно 9- и 16-этажные) будут строиться по улучшенным архитектурно-планировочным проектам — с изолированными комнатами, увеличенной вспомогательной площадью, усовершенствованным санитарно-техническим оборудованием. К серийному производству домов с улучшенной комфортабельностью квартир киевские строители приступят в 1983 году, чему будут способствовать реконструкция домостроительных комбинатов, укрепление их материальной базы. На основе комплексных архитектурных решений, исключающих возможность невыразительной, однообразной застройки предусматривается достичь архитектурной выразительности новых кварталов и ансамблей. Это будет учитываться не только при застройке новых жилых массивов, но и при комплексной реконструкции старой части города — Подола, Татарки, улиц Косиора, Володарского, Горького, Боженко и Великой Мостицкой. В старой части города в 1981—1985 гг. будет введено 1,3 млн. кв. метров жилья.
В одиннадцатой пятилетке на развитие коммунального хозяйства планируется направить 313,5 млн. руб. Предусматривается осуществить строительство новой Северной водопроводной станции на Десне мощностью 400 тыс. куб. метров воды в сутки, ввести в действие еще одну установку озонирования на Днепровской водопроводной станции. Расширение водопроводной сети, сокращение забора воды промышленными предприятиями позволит увеличить количество потребляемой населением питьевой воды. Ввод в действие новых очередей Бортничской и Ново-Бортничской станций аэрации, строительство новых главных канализационных коллекторов левобережной и правобережной частей города протяженностью около 30 км и напорно-самотечных коллекторов в Позняках и на Вигуровщине, а также реконструкция существующей канализационной сети в различных частях города дадут возможность защитить от загрязнения Днепр.
Почти третья часть капиталовложений, направляемых на развитие коммунального хозяйства в одиннадцатой пятилетке, будет израсходована на благоустройство города. Планируется завершить строительство Большой окружной дороги, реконструировать Брест-Литовский проспект и другие объекты. Намечается сооружение Северного мостового перехода, которое завершится в двенадцатой пятилетке. Всего в одиннадцатой пятилетке в городе предусматривается ввести в эксплуатацию 37 км дорог.
Значительный комплекс мероприятий намечается по совершенствованию транспортной системы города. Предполагается реконструкция вокзала и станции Киев-Пассажирский. В одиннадцатой пятилетке начнется сооружение второго пассажирского вокзала.
Для решения транспортной проблемы предусмотрено дальнейшее развитие метрополитена и скоростного трамвая. Рассматривается возможность строительства монорельсовой дороги. Предусматривается ввод трех новых троллейбусных и двух трамвайных маршрутов. Будет осуществлена реконструкция фуникулера. Намечается сооружение новых транспортных развязок, подземных переходов, увеличение числа автомобильных гаражей и автомобильных стоянок. Уже началось строительство Сырецко-Печерской линии метро, первая очередь которой пройдет от Золотых ворот к Южному мосту, а к 1990 году перейдет на левый берег Днепра. В 1982 году будут введены на Оболони две станции Куреневско-Красноармейского направления. Второй участок этого направления в 1984 году свяжет площадь Октябрьской революции с площадью Дзержинского. В центре города сооружается станция «Ленинская», которая призвана разгрузить станцию метро «Крещатик», Святошинско-Броварская линия в перспективе будет доведена до проспекта А. В. Палладина.
Большие объемы жилищного строительства, внедрение в широких масштабах автоматических средств управления вызывают необходимость значительного расширения средств связи, в первую очередь телефонной сети города. В одиннадцатой пятилетке предусматривается ввести в эксплуатацию 11 АТС на 110 тыс. номеров.
Широкий комплекс мер намечен по улучшению условий труда и быта трудящихся, развитию социально-бытового строительства, системы здравоохранения, совершенствования сферы обслуживания и т. д. Рост благосостояния трудящихся будет достигаться прежде всего путем увеличения заработной платы по мере роста производительности труда и повышения квалификации работников.
Одна из важнейших проблем повышения благосостояния жителей города — выполнение продовольственной программы. Ее реализация намечается прежде всего на основе наращивания мощностей пищевой промышленности. В одиннадцатой пятилетке предусматривается ввести в действие хлебозавод № 13, новый молокозавод, реконструировать молокозаводы № 1 и № 2, завод безалкогольных напитков и другие предприятия пищевой промышленности. Планируются также мероприятия по созданию и развитию подсобных хозяйств промышленных предприятий. Усилятся связи города с совхозами, будет упорядочена шефская помощь хозяйствам Киевской области в увеличении производства сельскохозяйственной продукции. Основными направ-/585/лениями экономического и социально-культурного развития Киева до 1990 года планируется дальнейшее расширение сети торговли и общественного питания, более полное удовлетворение спроса населения на товары, значительное улучшение торгового обслуживания и сокращение времени на приобретение товаров и приготовление пищи на дому.
Произойдет дальнейшее улучшение структуры товарооборота. Доля колхозной торговли и прочих источников поступления продуктов питания в фонд личного потребления населения будет снижаться, а доля государственной торговли — возрастать. Общий объем розничного товарооборота возрастет в одиннадцатой пятилетке на 28,1 проц. Повысится удельный вес биологически полноценных, высококалорийных продуктов питания. Потребление основных групп продовольственных товаров достигнет к 1990 году физиологических норм. Значительно расширится реализация непродовольственных товаров, в частности культурно-бытового и хозяйственного назначения.
Улучшение торгового обслуживания населения будет обеспечиваться дальнейшим развитием торговой сети, предприятий общественного питания, складского хозяйства. Торговая площадь магазинов в расчете на 100 жителей должна приблизиться в 1990 году к нормативным показателям. Преимущественное развитие получат универсамы, универмаги, крупные специализированные магазины, располагающие условиями для предоставления покупателям широкой номенклатуры услуг. К концу одиннадцатой пятилетки город получит дополнительно 112,3 тыс. кв. метров торговой площади. Откроется Дом мебели на бульваре Дружбы народов (торговая площадь 5850 кв. метров), Дом одежды на Львовской площади (4450 кв. метров), универсамы в Печерском районе, торговый центр на улице Суворова, большой магазин по продаже хозяйственных товаров на Оболони. Крупный торговый центр будет создан в Ленинском районе за счет реконструкции улицы Крещатик на участке от улицы В. И. Ленина до бульвара Т. Г. Шевченко.
В предстоящие годы намечается значительно расширить сеть предприятий общественного питания. Особое внимание будет уделено его развитию в новых жилых районах (Оболонь, Теремки, Троещина и других). Запланировано строительство фабрик по производству полуфабрикатов и кондитерских изделий для столовых, кафе и ресторанов в Минском и Зализничном районах. Будет осуществлено строительство трех специализированных комбинатов общественного питания. Ускорятся темпы перевода предприятий общественного питания на индустриальную основу. К 1990 году будут достигнуты нормативные показатели развития сети предприятий общественного питания по месту работы и учебы киевлян. Ускоренными темпами будет развиваться бытовое обслуживание. В результате дальнейшего развития материально-технической базы отрасли объем бытовых услуг за годы одиннадцатой пятилетки возрастет на 25,1 проц. и в расчете на каждого жителя города составит 54 руб. Будут сооружены дома быта на Оболони. Откроются 150—160 новых ателье, мастерских и приемных пунктов. Опережающие темпы развития предусмотрены для наиболее прогрессивных форм обслуживания (выполнение заказов в присутствии заказчика, выполнение заказов на дому, прием и выдача заказов по месту работы трудящихся и другие). Намного расширятся услуги прокатных пунктов, пунктов по обслуживанию транспортных средств, ремонту бытовых машин и приборов. На сооружение объектов бытового обслуживания за счет всех источников финансирования в одиннадцатой пятилетке выделяется 19 млн. рублей.
Развитие народного хозяйства республики, увеличение количества прибывающих в столицу гостей, рост туризма, расширение международных связей требуют дальнейшего укрепления материальной базы гостиничного хозяйства города. В 1982—1990 гг. намечено ввести в эксплуатацию ряд коммунальных и ведомственных гостиниц. В одиннадцатой пятилетке будет завершено начатое в годы десятой пятилетки строительство гостиниц для советских туристов: «Березняки» на 1000 мест и двух очередей гостиницы «Левобережная» общей вместимостью 1550 мест. Предусмотрено также сооружение двух гостиниц для автотуристов (на Бориспольском и Броварском шоссе) по 500 мест каждая. В двенадцатой пятилетке планируется ввести в строй кемпинги на Одесском и Днепропетровском направлениях на 500 мест каждый, туристические базы отдыха такой же вместимости на Днепре и в устье Десны. Намечено построить ряд новых гостиниц, мотелей-кемпингов и других объектов для иностранных туристов.
Развитие здравоохранения в городе будет идти по пути строительства и реконструкции больниц, поликлиник, аптек, оздоровительных учреждений, повышения эффективности использования коечного фонда, внедрения в лечебную практику новейших достижений медицинской науки, увеличения количества врачей и среднего медперсонала, повышения качества медицинского обслуживания больных. На укрепление материально-технической базы этой важной отрасли в одиннадцатой пятилетке выделено в 1,7 раза больше капиталовложений, чем в десятой. Предусмотрено сооружение 14 важнейших медицинских объектов (больница скорой медицинской помощи на 800 коек, многопрофильная больница на 960 коек для взрослых, детская больница на 600 коек, три родильных дома, две соматические больницы на 400 коек, госпиталь для инвалидов Великой Отечественной войны, онкологическая больница и другие). Уже в одиннадцатой пятилетке будет полностью решена проблема создания материальной базы для оказания стационарной терапевтической и хирургической помощи населению, почти достигнет уровня потребностей количество коек в детских больницах и родильных домах. Намечен также комплекс мер по завершению медицинского районирования специализированной помощи. С каждым годом все больше людей будет оздоравливаться в санаториях, домах отдыха./586/
Член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Украины В. В. Щербицкий, кандидат в члены Политбюро ЦК Компартии Украины, первый секретарь Киевского горкома партии Ю. Н. Ельченко и председатель Киевского горисполкома В. А. Згурский во время посещения объектов, сооружаемых согласно плану подготовки к 1500-летию Киева. 1982 г.
В лесопарковой зоне и пригородах намечается создание сети туристических баз, пансионатов, связанных с Киевом транспортным сообщением. Крупные комплексы отдыха разместятся вдоль Днепра — от устья Десны до Жукова острова и на берегах Киевского моря. Для кратковременного отдыха намечено создать пять центров общегородского значения — северный, центральный, южный, Пущеводицкий и Дарницкий.
Устройство северной зоны отдыха (территории урочищ Наталка и Черторой) находится уже в стадии осуществления. На площади 300 га в урочище Наталка, прилегающем к жилому массиву Оболонь, предусмотрено строительство парка и пляжей. Около Днепра разместятся зона активного и тихого отдыха, спортплощадки, площадки для игр, аттракционы, учреждения культурно-бытового назначения. В урочище Черторой расширится парк Дружбы пародов. Тысячи киевлян уже проводят в нем свой досуг.
Центральная зона отдыха включает острова Труханов, Долобецкий, Венецианский. Здесь запланировано разместить объекты общегородского значения. Так, Труханов остров выделен для организации и размещения спортивных сооружений — в основном водных станций. Здесь к 1990 году предполагается построить открытый и закрытый плавательные бассейны, легкоатлетический манеж, тренировочные поля и площадки, велотрек. На Долобецком острове будет разбит детский городок. Для самых маленьких посетителей организуются уголок сказок, спортивные площадки. Венецианский остров станет местом массового культурного досуга трудящихся. Здесь появятся зоны: выставочные, молодежного творчества и др. Будет устроен сад скульптур, построены зеленый и водный театры, шахматно-шашечный клуб, увеличится территория ярмарочного городка.
Крупной рекреационной зоной общегородского значения станет южная часть города, включающая парк им. М. Ф. Рыльского, Музей народной архитектуры и быта УССР, ВДНХ, лесные массивы Теремки и Феофания, урочище Бычок, Лысую гору, ипподром, ледовый стадион и Жуков остров. Хорошая транспортная связь этой зоны со многими городскими районами превратит ее в одно из главных мест массового отдыха населения. Большое внимание будет уделено созданию новых учреждений отдыха и туризма в Пущеводицкой зоне, обладающей благоприятными климатолечебными факторами.
Дарницкая рекреационная зона будет формироваться в границах Дарницкого лесопаркового хозяйства. В ее состав включаются лесные и парковые территории, примыкающие к жилым массивам Лесной, Водопарк, Куликов, а также территория парка Победы. Места отдыха у воды будут организованы у поселка Быковня и у Дарницкого вагоноремонтного завода. Дальнейшее развитие получат пионерские лагеря по Бориспольскому шоссе и в районе сел Пуховка и Зазимье.
Кроме общегородских рекреационных зон, планируется создание массовых мест отдыха непосредственно в жилых районах. Быстрыми темпами будет развиваться строительство лагерей труда и отдыха, а также пионерских лагерей санаторного типа.
Предусматривается дальнейшее повышение уровня развития физической культуры населения. К 1990 году в Киеве вступят в строй несколько новых стадионов. На Трухановом острове и прилегающей к Матвеевскому заливу территории разместится Республиканский центр водного спорта с водноспортивной базой и трибунами на 30 тыс. зрителей. Запланировано ввести в строй 50 спортивных залов, 7 бассейнов и другие объекты. Намечены широкие меры по развитию массовости физкультуры, особенно детского и юношеского спорта. Большое внимание уделяется озеленению территории города и его пригородов. Получат применение новые прогрессивные методы и формы архитектурно-планировочной и ландшафтной композиции. Благодаря созданию водоохранных насаждений по берегам Днепра, Десны и водохранилищ, облесению непригодных для сельскохозяйственного использования территорий увеличится общая площадь зеленых насаждений пригородной зоны.
Предусматривается осуществить мероприятия по улучшению качества озеленения и благоустройства районов города путем расширения ассортимента выращиваемых древесно-кустарниковых пород, увеличения удельного веса в посадках серебристых елей, привитых форм деревьев, цветущих кустарников, роз. В результате значительно улучшится озеленение улиц, кварталов укрупненной застройки, школьных участков и других территорий. Большие работы проводятся по созданию посадок зеленых насаждений противошумного назначения, строительству цветочных теплиц. В одиннадцатой пятилетке предусматривается создание 1100 га новых насаждений, осуществление ландшафтной реконструкции на площади 480 га, строительство 73 тыс. кв. метров цветочных оранжерей./587/
Интенсивное развитие промышленности, транспорта, рост плотности населения вызывают необходимость более значительных работ по охране и оздоровлению окружающей среды. Основные из них, намечаемые на период до 1990 года,— это сокращение вредных выбросов промышленными предприятиями в атмосферу, охрана от загрязнения водных ресурсов Днепра в границах города, утилизация промышленных отходов, создание автоматизированных систем контроля за уровнем загрязнения воздуха и разработка эффективных методов предупреждения загрязнения.
Значительно возрастет обратное и повторное водопотребление в промышленности. Планируется перевод ряда предприятий города на бессточную технологию — качественно новый метод охраны и эффективного использования водных ресурсов в промышленности. Полное прекращение сброса в Днепр неочищенных и необезвреженных сточных вод уже в ближайшие годы значительно улучшит санитарное состояние реки. Крупные капиталовложения на мероприятия по охране воздушного бассейна позволят существенно снизить выбросы вредных газообразных веществ в атмосферу. Большие работы ведутся по охране почвы. Будут построены полигоны для складирования и обезвреживания твердых промышленных отходов, два мусороперерабатывающих завода. Намечается также сооружение мусороперегрузочной станции, что значительно повысит технико-экономические показатели использования специального транспорта, который будет занят очисткой города.
С целью снижения уровня шума на территории жилой застройки и в помещениях жилых и общественных зданий предусматривается осуществить интенсивное строительство шумозащитных домов-экранов, устройство развязок дорожных магистралей. В частности, осуществляется реконструкция улиц Горького, Боженко, Брест-Литовского проспекта, Большой окружной дороги. Широкий круг мероприятий, направленных на создание здоровой экологической среды, предусмотрены целевой программой «Охрана и оздоровление окружающей среды г. Киева».
Дальнейшее развитие сложного многоотраслевого хозяйства столицы Советской Украины требует совершенствования всей системы управления городом. В этой связи большое значение имеет целевая комплексная программа «Автоматизация управления отраслями городского хозяйства» («АСУ — Киев»). Программой намечено внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами энергообеспечения и потребления. Системы будут руководить распределением газа, воды, тепла, электроэнергии, а также освещением улиц, дорожным движением. «АСУ — Киев» предназначена для централизованного контроля технологических параметров и состояния основного оборудования, оперативного учета наличия ресурсов. Важным направлением применения АСУ является сфера обслуживания. В нынешней пятилетке намечается создать системы управления скорой и неотложной медицинской помощью, госпитализацией, общественным питанием, аптеками, гостиницами, бытовыми предприятиями. Будет автоматизировано управление жилищным и транспортным хозяйством. Программа обеспечит тесное взаимодействие между отраслями и ведомствами, а также создание межотраслевой системы руководства городом и городским хозяйством в целом. Благодаря «АСУ — Киев» будет повышена научная обоснованность комплексного планирования экономическим и социальным развитием города, усилена взаимосвязь и взаимосогласованность долгосрочных, пятилетних и годовых планов.
Основные направления в развитии просвещения и дошкольного воспитания на период до 1990 года исходят из закона о всеобщем обязательном среднем образовании, требований полного удовлетворения потребностей в дошкольных учреждениях. Только в одиннадцатой пятилетке будут построены детские дошкольные комбинаты на 22,5 тыс. мест, большинство из них — на средства, выделяемые Киевскому горисполкому, остальные — путем привлечения средств предприятий, министерств и ведомств. Количество мест в дошкольных учреждениях планируется довести до нормативных показателей. Увеличится количество учащихся в общеобразовательных школах города. За годы одиннадцатой и двенадцатой пятилеток вступит в строй значительное число средних школ, большинство из них — на новых жилых массивах. Дальнейшее совершенствование системы народного образования обусловит увеличение охвата школьников 1—8 классов группами продленного дня. Внедрение системы полного дня пребывания в школе создаст более благоприятные предпосылки для организации учебы, досуга и отдыха детей.
Особое внимание уделяется вопросам профориентации учеников. Классы профориентации будут созданы в каждой школе. В связи с возрастанием числа поступающих в профтехучилища после окончания восьми классов планируется увеличить количество профтехучилищ, в которых наряду с приобретением квалификации учащиеся смогут получить среднее образование. Дальнейшее укрепление материально-технической базы народного образования позволит значительно улучшить условия учебно-воспитательной работы, что положительно скажется на подготовке молодежи к труду, к активному участию в общественной жизни, на формировании человека коммунистического общества.
В условиях научно-технического прогресса, интенсификации производства, развития социалистического образа жизни большое значение приобретает дальнейшее укрепление материально-технической базы и совершенствование учебного процесса в высших и средних специальных учебных заведениях Киева. В связи с еще недостаточной обеспеченностью народного хозяйства Киева кадрами со средним специальным образованием в одиннадцатой и двенадцатой пятилетках предполагается увеличение приема учащихся в средние специальные учебные заведения./588/
Проект монумента в честь Воссоединения Украины с Россией.
Выполнение многогранных задач экономического и социального развития города сопровождается постоянным повышением уровня культурного обслуживания населения. Главная задача перспективного периода в области культурного строительства состоит, как было отмечено на XXVI съезде партии, в повышении роли социалистической культуры и искусства, в формировании марксистско-ленинского мировоззрения и более полном удовлетворении духовных потребностей советских людей.
Развитие культуры города в одиннадцатой и последующих пятилетках будет осуществляться в условиях значительно большей сбалансированности с его экономическим потенциалом. Постепенно будет ликвидирован или сведется к минимуму разрыв между возросшими потребностями и реальными возможностями в культурном обеспечении всех слоев населения.
Задачи повышения культурного уровня тружеников города будут решаться на основе создания единой системы последовательного культурного развития личности: дошкольное воспитание, школа, вуз, учреждения культуры, средства массовой информации и т. д. Эффективное функционирование такой системы предполагает разработку в перспективе целевой комплексной программы, объединяющей сферы культуры и образования.
На перспективный период предусмотрены меры по значительному усовершенствованию материально-технической базы учреждений культуры и искусства, а также по обеспечению их высококвалифицированными кадрами.
В решение задач повышения общеобразовательного и культурного уровня населения города существенный вклад вносят библиотеки. В одиннадцатой и двенадцатой пятилетках в городе намечается расширить сеть библиотек. В первую очередь они будут сооружаться на новых жилых массивах.
С целью ликвидации неравномерного размещения сети массовых библиотек и книжных фондов, а также улучшения библиотечного дела в целом предусмотрено расширение сети филиалов специализированных библиотек в районах новых жилых массивов; создание полноценных книжных фондов, соответствующих возросшим культурным запросам трудящихся города; расширение сферы влияния библиотек на все категории населения, совершенствование дифференцированного обслуживания; своевременное обеспечение массовых библиотек необходимыми средствами механизации различных библиотечных процессов; совершенствование управления библиотечным делом в городе.
Значительно расширятся возможности для привлечения рабочих, служащих и членов их семей к творческим видам культурной деятельности, к занятиям спортом, улучшится организация повседневного отдыха трудящихся. Намечено построить ряд кинотеатров как на новых жилых массивах, так и в центральных районах города. Крупнейшие из них разместятся на Оболони, Троещине, Вигуровщине, Виноградаре, Теремках-II, на ул. Московской.
Улучшение материального благосостояния, условий труда и быта предоставляет киевлянам большие возможности для развития творческих сил, в частности для занятий художественной самодеятельностью. Намечается увеличение количества коллективов художественной самодеятельности на предприятиях, в вузах, школах и учреждениях.
Осуществление основных направлений экономического и социально-культурного развития города на период до 1990 года явится важной вехой в превращении Киева — столицы Украинской ССР — в город высокопроизводительного труда, высокой культуры и образцового общественного порядка, а в перспективе — в образцовый коммунистический город.