-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Монастырище,
Ичнянский район - Черниговская область
Географическая широта:50°48'42'' с.ш.
Географическая долгота:32°9'39'' в.д.
Почтовый индекс: 16726
Тип населённого пункта:село
Украинское название: Монастирище
Подчинённые населённые пункты: Веприк







<< Том Черниговская область, стр. 299-308 >>

/299/

МОНАСТЫРИЩЕ

Монастырище — село, центр сельского Совета народных депутатов. Расположено в долине реки Удай (приток Сулы), в 18 км к юго-западу от районного центра и в 7 км от железнодорожной станции Яхновка на линии Прилуки — Нежин. Село пересекает автодорога Прилуки — Нежин. Население — 2169 человек. Сельсовету подчинено село Веприк.

Археологические находки, выявленные близ Монастырища, свидетельствуют, что эта местность была заселена еще в древние времена [1277, с. 86; 1357, с. 373]. Здесь были обнаружены: поселение эпохи бронзы (II тысячелетие до н. э.) и 2 городища периода Киевской Руси (IX—XIII вв.), курганы скифского времени (V—III вв. до н. э.).

Первые письменные упоминания о Монастырище встречаются с начала XVII в. В 30—40-х годах XVII в. оно принадлежало магнату И. Вишневецкому [1609, с. 4]. В 1628 г. здесь было только 4 «дыма» и одна мельница [1609, с. 203]. В 1646 г. в поселении насчитывалось всего 7 лошадей [236, л. 219].

Во время освободительной войны украинского народа под руководством Б. Хмельницкого Монастырище было освобождено из-под ига шляхетской Польши. В 1649 г. оно стало сотенным местечком Прилукского полка [1609, с. 199]. В январе — феврале 1654 г. сотник, есаул, атаман, бурмистр и 374 казака и мещанина приняли присягу на верность России [1109, с. 535]. После окончания войны основная часть земельных владений попала в руки казацкой старшины.

В 1664 г. польско-шляхетские войска с татарами напали на Монастырище, разорили его, часть жителей была взята в плен и угнана в Крым [1402, с. 402].

Согласно переписным книгам 1666 г. здесь числилось всего 45 крестьянских дворов [1609, с. 203]. Удобное географическое положение местечка способствовало его сравнительно быстрому восстановлению. В 1718 г. здесь насчитывалось 60 казацких дворов, 69 свободных крестьянских дворов и 44 двора зависимых крестьян (3 — чиншевых прилукского полковника, 25 — ранговых, 16 — духовенства) [1609, с. 203]. Последние нередко работали на своих хозяев по два — три дня в неделю, доставляли в господский двор сельскохозяйственные продукты [1974а, с. 34, 35].

В конце XVII — начале XVIII вв. усилился процесс имущественного расслоения населения местечка. Сотники Романовичи, заправляя сотней более полувека, прибрали к рукам значительное количество земли и поселили на них подсоседков. По сведениям 1729 г., ранговых посполитых в Монастырище числилось 173 двора и 130 подсоседков. В 30-х годах в местечке резко уменьшилось количество населения в результате переселения части жителей за Днепр. Так, в 1740 г. здесь насчитывалось 52 казацких двора (61 хата) и 78 бездворных хат их подсоседков, 39 крестьянских дворов (43 хаты) и 3 хаты их подсоседков [1609, с. 203, 204]. В 1763 г. Разумовский отдал ранговых посполитых в потомственное владение Максиму Соханскому (бывшему шаповаловскому сотнику) [1609,/300/ с. 202]. По данным ревизии 1764 г., в Монастырищенскую сотню входили одно местечко и 43 села, деревни и хутора. В сотне насчитывалось 5529 душ, в т. ч. 355 выборных казаков, 205 подпомощников, 4969 посполитых, разночинцев и дворян [1410, с. 77].

Главным занятием жителей местечка, как и прежде, оставалось хлебопашество. Хлеб продавали чаще всего в Нежине и Ичне. Часть жителей ездила в донские станицы за рыбой, некоторые отправлялись в Крым и Коломыю за солью. Привозимые товары сбывали в Прилуках и Ичне. Торги в Монастырище проходили каждую субботу, ярмарки устраивались дважды в год — 9 мая и 8 сентября [1410, с. 443, 445; 1609, с. 205]. На ярмарках торговали скотом, лошадьми, хлебом, овощами, солью, вяленой рыбой. В 1764 г. в Монастырище были четыре конных завода: князя секунд-майора Саакадзева, бунчукового товарища Петра Романовича, секунд-майора Степана Романовича и войскового товарища Игната Головни.

После ликвидации полкового устройства Монастырище в 1782 г. вошло в состав Нежинского уезда Черниговского наместничества (с 1797 г.— Малороссийской, с 1802 г.— Черниговской губернии). По сведениям за 1796 г., в Монастырище насчитывалось 2088 душ, в т. ч. 487 казаков, 941 крепостной крестьянин, 499 разночинцев, 91 чиновник, 70 дворян [649, л. 725—761]. Малоземелье вынуждало часть бедняцких семей покидать местечко и в поисках лучшей жизни переселяться в другие места. Еще в XVIII в. (по данным ревизии 1740 г.) за 6 лет (с 1730 по 1736 г.) из Монастырища ушло 20 крестьянских семей [302, л. 16]. И в дальнейшем из местечка уезжали семьи. Так, в 1809 г. отсюда в малозаселенные причерноморские степи выехала 21 казацкая семья [1609, с. 204]. Во время Отечественной войны 1812 г. более 50 крепостных крестьян из местечка вступили в ряды народного ополчения [645, л. 410—412].

Вследствие имущественного неравенства среди казаков в первой половине XIX в. образовались официально признанные царским правительством группы: «Достаточные», «Посредственного достояния», «Бедные» и «ничего не имеющие» (или «поденщики»). В 1838 г. из 1673 жителей местечка 1095 были крепостными [950, л. 37], остальные — казаки, чиновники, дворяне. В Монастырище из 388 казаков 23 были богатыми, 62 — среднего достатка, 108 — бедными и 195 — «ничего не имеющими». В местечке было 162 землепашца, 198 поденщиков и 10 батраков [1484, с. 67]. Таким образом, лишь незначительная часть казаков могла самостоятельно заниматься земледелием. Крупными землевладельцами являлись помещики — князь В. Воротов владел 1800 десятинами земли (по данным 1856 г.), помещик П. Забила — 1400 десятинами.

Монастырищенские крестьяне выращивали пшеницу, рожь, овес, гречиху, картофель, лен, коноплю, свеклу. В местечке работали три винокуренных завода кустарного типа, принадлежавших помещикам Забиле, Солоияку и Романовичу. Общая годовая мощность этих заводов — 38 727 ведер вина [1256, с. 298]. Интенсивно развивалось табаководство. Табак здесь начали выращивать еще в XVIII в. Табаководство было прибыльной отраслью сельского хозяйства и занимались им, главным образом, в помещичьих имениях и хозяйствах зажиточных казаков. Желая получить больше прибылей, помещики самовольно увеличивали количество дней барщины. Так, помещик Романович довел барщину до 5—6 дней в неделю. Осенью 1859 г., не выдержав жестокой эксплуатации, крепостные Романовича отказались отрабатывать барщину и платить оброк. Для расправы с крестьянами власти прислали солдат [953, л. 4].

Основная часть жителей Монастырища была лишена медицинской помощи, оставалась неграмотной. Только в 1857 г. здесь, как в волостном центре, открыли двухгодичное двухклассное приходское училище, количество учеников в котором колебалось от 30 до 50. Училище относилось к разряду низших и находилось на содержании сельского общества. Лишь небольшая сумма отпускалась для него из государственного казначейства [1256, с. 469, 473].

В Монастырище родился украинский скульптор П. П. Забила (Забелло; 1830—1917); с 1869 — академик петербургской Академии художеств. П. П. Забила является автором мраморного бюста Т. Г. Шевченко, скульптурных портретов М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Е. Маковского, Н. В. Гоголя, В. Л. Боровиковского, бронзовой скульптуры революционера-демократа А. И. Герцена (установлена на могиле писателя во французском г. Ницце) и др. [1546, с. 67]. На Монастырищенской почтовой станции останавливались Т. Г. Шевченко, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка.

Накануне отмены крепостного права в Монастырище насчитывалось 605 казаков, 949 помещичьих крестьян [952, л. 76, 81], в т. ч. около 400, принадлежавших помещику Романовичу, 141 — помещице А. Железко. За помещиками сохранились все принадлежавшие им ранее земли и, кроме того, перераспределяя крестьянскую землю, лучшую они оставляли себе, а крестьянам выделяли худшую. Размеры крестьянских земельных наделов оказались меньше, чем до 1861 г. Если до реформы крестьяне помещика Забилы имели по 1 десятине и 1741 кв. сажени на ревизскую душу, то после нее — по 1 десятине и 1554 кв. сажени (на 187 саженей меньше). Сумма выкупных платежей за выделенную крестьянам землю равнялась 43 504 руб. Выкупная цена за десятину земли в два раза превышала ее рыночную стоимость [67, л. 15, 34, 35; 66, л. 34, 35; 65, л. 15, 34, 35]. До оформления выкупной операции крестьяне считались временнообязанными и выполняли повинности — барщину и оброк.

В пореформенный период создались благоприятные условия для более быстрого развития капиталистических отношений в местечке. Интенсивно шел процесс образования крупных хозяйств капиталистического типа. Это — кулацкие хозяйства Троцины, Сезонцева/301/ и др. Кулаки, скупая и арендуя землю у помещиков, становились собственниками крупных имений, в которых эксплуатировался труд батраков. Постепенно кулаки прибрали к своим рукам и богатые лесные массивы вокруг Монастырища. Так, Троцине принадлежало 445 десятин леса, Харитоненко — 244, Сезонцеву — 144, Московченко — 179. В собственности этих богачей находились 17 магазинов, 19 кабаков, 7 трактиров, заезжие дворы.

В Монастырище заметно возросло количество дворов и населения. Если в 1859 г. здесь насчитывалось 412 дворов, то в 1897 — 831. Количество жителей в 1897 г. (по сравнению с 1867 г.) увеличилось на 1435 человек и достигло 4680 [1360, Прилож., с. 217; 633, л. 158]. Выгодные пути сообщения благоприятствовали развитию торговли, росту экономики Монастырища. В конце XIX — начале XX в. здесь действовали 9 маслобоен, 3 кирпичных завода, мельница. Торговали в основном в лавках, годовой доход которых равнялся 5400 руб. Два раза в педелю происходили базары и четыре раза в год — ярмарки. Торговали, главным образом, хлебом, табаком, водкой, тканями, обувью, различным инвентарем.

Одновременно с ростом кулацких хозяйств шел процесс разорения крестьянской и казацкой бедноты. В 1897 г. 100 дворов были безземельными и бестягловыми. Часть обедневших крестьян переселялась в восточные районы России, некоторые — искали работу в промышленных городах. Но большая часть крестьянской бедноты оставалась здесь и полностью зависела от помещиков и кулаков. За аренду земли крестьянин платил помещику половину урожая, за десятину — отрабатывал 3—4 дня. Тяжелой была судьба батраков и поденщиков. Их работа оплачивалась крайне низко — во время летних полевых работ им платили от 15 до 40 коп. в день. Рабочие винокуренных заводов в Монастырище получали в день по 25 копеек [1256, с. 294].

Социально-экономические противоречия привели к обострению классовой борьбы. Во время революции 1905—1907 гг. в Монастырище произошло несколько массовых выступлений. 19 февраля 1906 г. в доме крестьянина А. Максименко перед собравшимися односельчанами выступили молодой крестьянин И. Ф. Погуляйло и дочь местного фельдшера В. Н. Литвинюк. Они читали односельчанам брошюру К. Либкнехта «Пауки и мухи», рассказывали о борьбе рабочих Петербурга, Москвы, Киева, призывали крестьян к участию в революционной борьбе против существующего строя. Участниками этого нелегального собрания были собраны деньги для приобретения революционной литературы. Полиция, узнав об антиправительственных призывах И. Ф. Погуляйло и В. Н. Литвинюк, арестовала их и заключила в тюрьму. 23 февраля 1906 г. был арестован Е. С. Волков, агитировавший батраков прекратить работу в помещичьих экономиях [265, л. 74; 264, л. 25; 331, л. 1]. В мае 1906 г. в Монастырище произошла забастовка батраков и крестьянской бедноты, работавших в помещичьих имениях и кулацких хозяйствах. Бастующие требовали снизить арендную плату за землю, сократить рабочий день, не нанимать рабочих из окрестных сел, а только из местных помещичьих экономии, повысить дневную оплату труда с 25 коп. до 1 руб. Помещики наняли поденщиков из других сел, которым платили по 50 коп. в день. В ответ на это 80 крестьян Монастырища прогнали нанятых рабочих. Монастырищенских бастующих поддержали крестьяне из соседних сел. Помещики вынуждены были пойти на уступку — повысили заработную плату батракам до 70 коп. [1680, с. 118; 327, л. 53, 54]. После прекращения забастовки началась расправа над ее участниками. Прибывшие из Нежина полицейские арестовали 10 крестьян. Арестованных жестоко избили и отправили в нежинскую тюрьму. Нежинский окружной суд обвинил их в организации «массового сборища» и антигосударственных действиях [339, л. 94, 95]. Но волнения в местечке продолжались. 23 декабря 1906 г. перед собравшимися на базарной площади выступил местный житель, ученик Нежинской гимназии П. Е. Фурса. Он призывал крестьян к борьбе против царя и помещиков [255, л. 1—43].

В конце XIX — начале XX в. земство провело некоторую работу в деле медицинского обслуживания населения, развития народного образования и культуры. В 1900 г. начали функционировать: участковая больница па 3 койки и фельдшерский участок (население в 1908 г. составляло 5261 человек) [698а, л. 46]. Медицинскую помощь жителям оказывали фельдшер и 2 сиделки. В 1917 г. Монастырищенский фельдшерский участок смог сделать прививку против оспы только 26 детям из 465, проживавших в местечке [651, л. 25]. В начало XX в. в местечке работали 2 одноклассные церковноприходские школы. С 1898 г. действовала земская однокомплектная школа. В 1903 г. жители Монастырища обратились в Министерство просвещения с просьбой преобразовать ее в двухкомплектное земское училище. Просьбу их удовлетворили только в 1913 г. [719, л. 97, 103]. В 1916 г. здесь была открыта однокомплектная земская школа [709, л. 103], а в 1917 г.— высшее начальное училище. С 1897 г. действовала библиотека-читальня [1855, Приложение, с. 49], с 1901 г.— земская библиотека. В 1909 г. между Монастырищем и Нежином наладили телефонную связь [707, л. 118].

Новые тяготы легли на плечи крестьян с началом первой мировой войны 1914—1918 гг. Большая часть мужского трудоспособного населения была мобилизована па фронт. Только по первой мобилизации ушло 200 человек. Старших по возрасту отправляли на строительство оборонительных сооружений. Отсутствие в хозяйствах рабочих рук приводило к сокращению посевов. И без того бедственное положение трудящихся масс усугубляли многочисленные реквизиции, дороговизна основных продуктов питания, нехватка товаров первой необходимости. Низкий уровень жизни приводил к распространению эпидемиче-/302/


<< Том Черниговская область, стр. 299-308 >>

Сообщения от незарегитрированных посетителей публикуется после модерации сообщений. Просьба оставить свой eMail для связи

eMail