ПОЛОГИ
Пологи (в 1928—1937 гг.— Чубаревка) — город районного подчинения, центр района. Расположены на левом берегу реки Конки, в 96 км от областного центра. В городе — узловая железнодорожная станция Пологи. Через город проходит автодорога Запорожье — Жданов.
Как свидетельствуют археологические раскопки, производившиеся в 1977 г., территория города была заселена еще в III—I тысячелетиях до н. э. В кургане «Соколовский» обнаружены 17 погребений преимущественно эпохи меди и бронзы и одно — сарматское I—II вв. н. эры.
Рабочий (грабарский) поселок, положивший начало городу Пологи, возник на левом берегу Конки в 1887 г. во время строительства железнодорожной линии Екатеринослав — Бердянск. Находился он рядом со слободой Новые Пологи (ныне село Пологи), основанной еще в 1795 г. переселенцами из сел Пологи-Вергуны, Пологи-Яненки, Пологи-Чобитки из Полтавщины. Рабочий поселок, вошедший в состав Александровского уезда Екатеринославского наместничества, назвали Пологами [1598, с. 17]. В 1894 г. здесь открылись ремонтные мастерские, построена железнодорожная станция. В декабре 1898 г. через поселок прошел первый поезд. В 1904 г. Пологи пересекла вторая железнодорожная линия Волноваха — Александровск, и они стали железнодорожным узлом [1818, с. 1—3]. Поселок быстро рос. В 1905 г. в нем проживало 700 человек. В том же году на его восточной окраине появилось новое депо с ремонтными мастерскими, подъемными и промывочными/549/ цехами. Ежемесячно здесь ремонтировали 2—3 паровоза. Все операции выполнялись вручную. За 10-часовой изнурительный труд рабочие получали 40 коп., подросткам платили 15—20 копеек в день [552, л. 36; 1885, с. 36, 57, 61, 65, 68].
Кроме того, за малейшую провинность с рабочих взыскивали штрафы. В еще более тяжелом положении, нежели железнодорожники, находились рабочие других предприятий, принадлежавших, главным образом, немецким колонистам. В первом десятилетии XX в. здесь действовали четыре мельницы, кирпичный завод и небольшой кустарного типа завод по производству стекла, где было занято около 200 рабочих. Существовали также несколько сапожных и швейных мастерских. Вблизи поселка находились каменоломни, где добывался известняк — около 150 куб. саженей в год [1677, с. 43]. Жили рабочие в грязных, тесных и темных бараках и казармах.
Нищета, полуголодное существование, крайне неудовлетворительные жилищные условия вызывали рост недовольства среди рабочих. В 1903 г. пологовские железнодорожники провели тайную сходку, на которой шла речь о борьбе за свои права на лучшую жизнь. В поселке распространялись прокламации, получаемые от Александровской и Мариупольской организаций РСДРП [552, л. 36].
Для развития классового сознания пологовских железнодорожников важное значение имела революционная деятельность члена РСДРП Артема (Ф. А. Сергеева), который в 1902 г. создал в Федоровке из числа рабочих и крестьян социал-демократический кружок искровского направления. Одновременно он вел революционную пропаганду среди пологовских железнодорожников. Вскоре Артем устроился кочегаром на паровоз, получив таким образом возможность перевозить из Екатеринослава в Пологи газету «Искра» и прокламации [1773, с. 10; 1810, с. 19, 20].
С началом революции 1905—1907 гг. активизировались и выступления рабочих в Пологах. 25 мая 1905 г. забастовали рабочие депо, требовавшие сокращения рабочего дня, повышения заработной платы, ликвидации штрафов. Забастовщики направили своих уполномоченных в Екатеринослав к начальнику управления железной дороги, но тот их требования отклонил. 5 июня к бастующим присоединились машинисты и кочегары, обслуживавшие пассажирские и товарные поезда. Движение на железнодорожном участке прекратилось. Для подавления забастовки в Пологи прибыл казачий карательный отряд. Были арестованы, а затем преданы суду 9 человек и среди них один из руководителей забастовки рабочих депо В. А. Ежков [374, л. 224, 225, 233, 234; 552, л. 230—232].
Опасаясь новых выступлений, администрация узла вынуждена была удовлетворить ряд требований забастовщиков. В частности, она повысила оплату труда чернорабочих до 60 коп. в день. 8 декабря 1905 года пологовцы получили телеграмму от железнодорожников Екатеринослава с призывом поддержать всеобщую стачку московского пролетариата [1542, с. 517], начавшуюся 7 декабря по решению московского Совета рабочих депутатов и переросшую затем в вооруженное восстание. На следующий день рабочие и служащие станции и депо Пологи объявили забастовку, избрали стачечный комитет, которым руководил конторщик 24-го участка службы движения Г. Ф. Пирогов [552, л. 39]. Члены комитета выступали в селах волости с революционными речами, призывая крестьян поддержать борьбу рабочих. На приобретение оружия рабочие депо и станции отчислили двухдневный заработок. 14 декабря стачечный комитет направил своих посланцев к большевикам Гришинского боевого стачечного комитета Екатерининской железной дороги с просьбой оказать помощь в организационных вопросах и приобретении оружия [552, л. 46; 47; 1793, с. 476]. Два представителя Гришинского боевого стачечного комитета, выехав в Пологи, помогли сформировать рабочую боевую дружину в составе 60 человек во главе со слесарем депо М. Ф. Тюхтеневым. Она охраняла станцию, депо и поселок, разоружала жандармов на других станциях. В Бердянске и Орехове было закуплено оружие [547, л. 71—74; 552, л. 46, 47; 1840, с. 44].
Узнав о том, что 10 декабря в Александровске вспыхнуло вооруженное восстание, железнодорожники Полог направили на помощь александровскому пролетариату боевую рабочую дружину. Однако она прибыла сюда с опозданием, когда восстание было уже подавлено. В руки царских палачей попали 17 пологовских дружинников. Они были осуждены на разные сроки тюремного заключения и каторги. 27 декабря прибывшие из Александровска каратели разгромили Пологовский стачечный комитет, арестовали наиболее активных участников революционных событий [1846, с. 30].
Несмотря на жестокие репрессии, пологовские железнодорожники 19 января 1907 г. собрались послушать приезжих агитаторов, которые призывали продолжать борьбу с царским самодержавием [507, л. 70]. В 1909 г. в депо сформировался социал-демократический кружок, в состав которого вошли бригадир слесарей локомотивного депо В. В. Тоцкий, слесарь Ф. В. Теряев, машинист электростанции Н. X. Галич, токарь А. П. Белецкий и др. [558, л. 309, 310]. Они читали и распространяли нелегальную литературу, вели революционную пропаганду среди рабочих. В этом же году на станции Пологи был задержан с нелегальной литературой В. Я. Чубарь [1832, с. 113]. Большевики продолжали революционную работу в массах и в годы первой мировой войны.
Накануне войны в Пологах проживали 800 человек, свыше 300 из них работали в депо и на станции. Поселок застраивался бессистемно. Вдоль узких кривых улочек теснились саманные хаты и землянки, крытые соломой или камышом. Среди них выделялось несколько каменных домов местных богатеев. С конца XIX в. в Пологах существовали аптека, небольшая амбулатория, в которой работал фельдшер, затем был создан пологовский врачебный участок, который обслуживал/550/ 12 населенных пунктов с населением более 17 тыс. человек [1556, с. 5, 10, 14, 17]. Народное просвещение в Пологах находилось на крайне низком уровне. В первом десятилетии XX в. в двух начальных школах (одна из них министерская) обучалось немногим более 200 детей [607, л. 63; 1491, с. 112]. В 1905 г. в поселке открылась небольшая библиотека.
Война значительно ухудшила и без того тяжелое положение трудящихся. Низкой зарплаты в условиях растущей дороговизны не хватало даже на полуголодное существование. Рабочей день длился почти 12 часов. Переход на другие предприятия был запрещен; за малейшее неповиновение судили по законам военного времени [1885, с. 317, 319]. В конце 1916 г. значительная часть революционно настроенных рабочих, протестовавших против империалистической войны, была арестована или отправлена на фронт. В дни Февральской буржуазно-демократической революции в депо осталось только четверо сочувствующих большевикам: машинисты П. С. Моргуненко, П. В. Пипенко, слесари Ф. В. Теряев и С. М. Петренко. Однако уже в марте 1917 г. на многих станциях Екатерининской железной дороги, в т. ч. и в Пологах, большевики вновь создали свои ячейки. В том же месяце в поселке образован Совет рабочих и крестьянских депутатов, который возглавил П. С. Моргуненко. Он же в апреле стал руководителем большевистской ячейки на железнодорожном узле [1885, с. 354].
После кровавых июльских событий в Петрограде рабочие Полог горячо откликнулись на призыв большевиков готовиться к вооруженному восстанию. Для объединения сил и координации действий железнодорожники вместе с ревкомом села Новые Пологи создали объединенный рабоче-крестьянский революционный комитет во главе с машинистом Е. Н. Свистуном. Объединенный революционный комитет организовал группу социалистической обороны, преобразованную впоследствии в красногвардейский отряд.
В связи с корниловским мятежом на станции Пологи 29 августа 1917 г. состоялся митинг железнодорожников и крестьян. Его участники в решении общего собрания потребовали «ареста генерала Корнилова и его сторонников, роспуска Государственной думы» [1465, с. 4]. На следующий день состоялся более многолюдный митинг, где решили «избрать комитет спасения революции с диктаторскими полномочиями» и поручить ему немедленно организовать боевую дружину, обезоружить врагов революции, установить контроль над телеграфом, телефоном и почтой [1815, с. 198]. Красногвардейцы взяли под контроль движение воинских эшелонов, установили революционный порядок. Работу объединенного ревкома и красногвардейского отряда направляла большевистская ячейка.
Победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде воодушевила рабочих. В начале января 1918 г. в Пологах была установлена Советская власть. Созданный Совет рабочих и крестьянских депутатов конфисковал у владельцев паровые мельницы, кирпичный завод и стеклозавод, помогал крестьянам в распределении помещичьей земли и излишков изъятых земель у кулаков, вел борьбу со спекуляцией хлебом.
С приближением германо-австрийских оккупантов на железной дороге и у поселка были выставлены заставы. Однако они не смогли сдержать противника. 22 апреля 1918 г. оккупанты захватили железнодорожный узел [1441, с. 247]. Борьбу против интервентов возглавили большевики. В мае в депо была создана подпольная большевистская группа из семи человек во главе со стрелочником Ф. М. Липским. Пологовские железнодорожники поддержали начавшуюся 8 июля забастовку железнодорожников Украины. Была выпущена листовка с призывом оказывать сопротивление иноземным захватчикам. 26 июля оккупантам удалось частично возобновить товарно-пассажирское движение на железной дороге. Но 3 августа в Пологах на призыв комитета в забастовку включились все паровозные бригады. И только под угрозой расстрела железнодорожники спустя три дня вынуждены были приступить к работе [1457, с. 360; 2453].
Для борьбы против оккупантов забастовочный комитет в июле 1918 г. сформировал из рабочих и крестьян партизанский отряд, насчитывавший около 1 тыс. человек. Командиром его стал слесарь депо И. П. Хижний. В середине августа партизаны освободили поселок и железнодорожную станцию от оккупантов и «гетманской варты», однако через несколько дней вынуждены были с боем отступить. В ноябре 1918 г. партизанский отряд выбил из Полог иноземных захватчиков.
Но вскоре из Бердянска сюда прибыл петлюровский офицерский отряд с двумя станковыми пулеметами. Выполняя приказ ревкома, партизаны разоружили украинских буржуазных националистов и выдворили их из поселка [1769, с. 128, 129]. В конце декабря Пологи захватили деникинцы. Почти полтора месяца бесчинствовали они на станции и в поселке. Попытки белогвардейцев провести мобилизацию мужского населения в белую армию оказались безуспешными. 5 февраля 1919 г. части 2-й бригады 1-й Заднепровской дивизии Красной Армии после ожесточенных боев освободили Пологи. Ревком и партячейка направили все усилия трудящихся на восстановление депо [1458, с. 100, 149]. Одновременно пришлось вести борьбу против махновских банд, нападавших на станцию, парализовавших работу железнодорожного узла. В конце мая одна из них захватила Пологи. В начале июня красноармейский автобронеотряд уничтожил махновский бронепоезд и выбил бандитов из Пологов [2030, с. 117]. А через несколько дней в волости опять появились деникинцы. Начались кровопролитные бои. Пологи защищали части 14-й армии и местный партизанский отряд, который, действуя в тылу врага, совершил ряд диверсий на железной дороге. В июне станция несколько раз переходила из рук в руки. В конце месяца деникинцы захватили поселок. Белогвардейцы расстреляли активных борцов за Советскую власть В. В. Тоцкого, Д. Т. Кравченко, И. Д. Асеева и других большевиков. Рабочие/551/ похоронили их возле клуба железнодорожников, а в 1924 г. установили на могиле памятник [1459, с. 130, 139; 1769, с. 130; 2417].
6 января 1920 г. части 46-й стрелковой дивизии изгнали деникинцев из Пологов. Партизаны, влившись в ряды дивизии, продолжили наступление на врага [413, л. 33; 414, л. 4, 7; 1458, с. 749, 773]. Несколько месяцев в поселке находились части Эстонской и Латышской стрелковых дивизий, помогавшие пологовцам наладить мирное строительство. Был воссоздан поселковый ревком, вышла из подполья партячейка железнодорожного узла, в которой к июлю насчитывалось 50 коммунистов. Под их руководством работники депо ускорили ремонт паровозов. 5 и 12 июня 1920 г. пологовцы, поддерживая почин московских железнодорожников, провели два коммунистических субботника [50, л. 7, 8]. 162 их участника отремонтировали несколько вагонов, паровозов, привели в порядок территорию станции, депо и путей. Газета «Транспорт» призвала железнодорожников последовать примеру пологовцев [1465, с. 147, 148]. Созданный в 1920 году комнезам помогал ревкому распределять между неимущими крестьянами волости земли кулаков.
В июне 1920 г. врангелевцы повели широкое наступление в направлении Александровска. В ходе кровопролитных боев к концу июля фронт приблизился к железнодорожной линии Орехово — Пологи; на пологовском ее участке упорные бои с врангелевцами вели части 46-й стрелковой дивизии под командованием И. Ф. Федько. Врагу удалось оттеснить красноармейские части и захватить Пологи. Однако бойцы 46-й дивизии с тремя бронепоездами в течение восьмидневных непрерывных боев обескровили врага и 8 августа освободили железнодорожный узел. На протяжении почти двух месяцев поселок и железнодорожная станция находились в прифронтовой полосе. В ходе ожесточенных боев врангелевцы в конце сентября вновь захватили этот важный стратегический узел, но уже 26 октября части 46-й и 42-й стрелковых дивизий 13-й армии изгнали врага из Пологов [1460, с. 329, 335, 344, 500, 502].
После освобождения поселка находившийся здесь политотдел 42-й стрелковой дивизии направил в помощь партячейке железнодорожного узла своего представителя — А. П. Шарыгина. Он стал председателем Пологовского поселкового ревкома. В последних числах октября 1920 г. была организована комсомольская ячейка из пяти человек, к концу года она насчитывала уже 35 юношей и девушек. Комсомольцы активно помогали частям Эстонской дивизии в борьбе с бандитизмом, охраняли железнодорожные мосты на линии Чаплино — Бердянск, принимали участие в проведении продразверстки, в культурно-просветительной работе [1951, с. 34; 2292]. Для оказания оперативной практической помощи местным партийным и советским органам в укреплении Советской власти и ликвидации бандитизма в ноябре 1920 г. был создан Пологовский компактный район [1465, с. 37, 38]. Райком партии возглавил Р. А. Гуржий. Восстановление разрушенного хозяйства проходило в трудных условиях: были непригодны к эксплуатации 57 проц. паровозов и вагонов, предприятиям не хватало сырья. Не работали водокачка и водонапорные башни. Но трудящиеся поселка с большим энтузиазмом приступили к устранению последствий разрухи. Они активно участвовали во всеукраинских субботниках 1921 г. Только за один из них, состоявшийся в июне, было выполнено работ на 5,5 тыс. руб., в т. ч. отремонтировано 10 паровозов. Большим событием явился выход на линию первого восстановленного паровоза «Коммунар». Благодаря массовым субботникам и воскресникам были отремонтированы больница, народный дом, трудовые школы [474, л. 1; 1465, с. 147, 148].
Вследствие неурожая 1921 г. население голодало. Борьбу с голодом возглавил созданный в поселке комитет помощи голодающим, который организовал пункты питания для детей, а для сирот открыл детский дом, над которым взяли шефство комсомольцы. Восстановление железнодорожного движения позволило завезти в волость посевной материал к весеннему севу 1922 г. [826, л. 49].
Выращенный в 1922 г. урожай дал возможность ликвидировать последствия голода. По призыву коммунистов в помощь населению Москвы, Петрограда и других городов севера страны пологовцы отправили по железной дороге 1359 пудов пшеницы, около 500 пудов ржи, картофель, фасоль [574, л. 11].
В 1923 г. был создан Пологовский район. Райком партии и райисполком направляли усилия пологовцев на окончательное восстановление народного хозяйства. Существенную помощь оказывали им центральные и губернские органы Советской власти. В декабре 1924 г. в Пологах побывал председатель Совнаркома Украинской ССР В. Я. Чубарь и оказал практическую помощь в устранении недостатков, имевших место в работе местных советских органов [291, л. 10]. К концу 1925 г. трудящиеся Пологов восстановили основные предприятия поселка. Действовали железнодорожная станция, депо, кирпичный завод, две мельницы, две маслобойни, кузница, промартель. Был построен и принял первый урожай государственный элеватор. В авангарде восстановления шли коммунисты, число которых значительно возросло. Так, если в марте 1923 г. железнодорожная ячейка насчитывала 21 члена и 22 кандидатов в члены РКП(б) [65, л. 28; 87, л. 5], то к концу этого же года — 36 членов и столько же кандидатов в члены партии. В период ленинского призыва в феврале 1924 г. в партию подали заявления 175 передовых рабочих локомотивного депо. В конце 1925 г. железнодорожная ячейка объединяла уже 147 коммунистов [289, л. 19]. С каждым годом усиливались темпы восстановительных работ. К концу 1925 г. в поселке работали 12 государственных, 13 кооперативных магазинов и частные лавки. Были открыты железнодорожная больница на 50 коек, детская консультация. Действовал ветеринарный пункт. Центром культурной жизни стали клуб железнодорожников, клуб коллективиста на 300 мест, библиотека, ко-/552/
Первый выпуск паровоза серии Щ, отремонтированного в депо Пологи Екатеринославской железной дороги. 24 сентября 1925 г.
торую посещали 350 читателей. Большая забота проявлялась о народном образовании. В поселке функционировали две семилетние и три начальные школы, в которых работали 48 педагогов, обучались 820 учеников [1627, с. 106, 107].
В период реконструкции и индустриализации народного хозяйства страны развитие Пологов пошло быстрыми темпами. В ноябре 1928 г. они были отнесены к категории поселков городского типа и переименованы в Чубаревку. Ее население в то время составляло 7645 человек [1585, с. 182, 183]. Быстро развивался железнодорожный транспорт. Значительно расширилось и обновилось паровозное депо. В начале 30-х годов в нем насчитывалось 989 рабочих и служащих. А на железнодорожном узле работали уже 1029 человек. Партийная организация в составе 200 коммунистов была организатором всех начинаний на узле. В этом году по примеру лучших коллективов страны 48 паровозных и 19 ремонтных ударных бригад перешли на хозяйственный расчет, что сразу же обеспечило значительное повышение производительности труда. В 1933 г. вступило в строй вагонное депо, ремонтировавшее до 100 вагонов в год [68, л. 8, 9; 69, л. 5, 94, 95].
В результате геологических изысканий на околице поселка обнаружили крупные запасы высококачественного каолина. В 1929 г. сюда из Волновахи переведено рудоуправление, переименованное в Приазовское. Новое предприятие начало разработку залежей каолина. По решению райкома КП(б)У на добычу ценного сырья было направлено 400 рабочих, укреплена партячейка, которая в 1931 г. объединяла уже 60 коммунистов. На руднике проложили узкоколейку, установили транспортеры; появились экскаваторы, тракторы, автомобили, что позволило в значительной степени механизировать вскрышные и подземные работы, загрузку продукции в вагоны. В 1931 г. коллектив Приазовского рудоуправления добыл около 19 тыс. тонн каолина и свыше 6 тыс. тонн других видов глины. К 1940 г. их добыча увеличилась до 200 тыс. тонн. К этому времени рудоуправление, вошедшее в трест «Союзкаолин», стало крупным предприятием, на котором трудились 1000 рабочих. В 1940 г. в Пологах вступило в строй еще одно предприятие — завод «Коагулянт». Перерабатывая местные каолины, он дал первую партию ценного сырья — 12 тыс. тонн сернокислого алюминия, необходимого для получения питьевой воды и других нужд народного хозяйства.
Развернувшееся в 1935 г. в стране стахановское движение нашло горячую поддержку у пологовцев. По почину одного из первых стахановцев на железнодорожном транспорте П. Кривоноса на станции Пологи началось соревнование за право водить сквозные ударные поезда на больших скоростях. Всей области стали известны имена пологовских машинистов Д. И. Тоцкого и В. Г. Маяцкого, которые при значительной экономии топлива достигли технической скорости локомотива 40 км в час, вместо 32 по норме [2296; 2297; 2298]. В 1939 г. в депо насчитывалось 427 стахановцев и 130 ударников социалистического труда.
Развивалось сельское хозяйство. В 1929 г. в Пологах была создана машинно-тракторная станция, которую возглавил член партии с 1919 г. Л. Д. Денисов. МТС сыграла важную роль в организации и укреплении колхозов района. Уже в первый год она располагала 24 тракторами, 5 автомобилями, 6 молотилками. В 1933 г. тракторный парк насчитывал 71 машину [926, л. 31; 2468].
В городе располагалась также центральная усадьба колхоза «Аврора», созданного еще в 1929 г., где трудились 580 человек. Средняя урожайность зерновых в 1940 г. составила 16 цнт с га, а озимой пшеницы — 23,3 центнера. Доходы хозяйства достигли в 1940 г. 367 тыс. руб. Животноводы овцефермы в 1939—1940 гг. стали участниками ВСХВ. Более 40 колхозников были слушателями созданной при колхозе стахановской школы.
В декабре 1938 г. Пологи были отнесены к категории городов районного подчинения. По данным переписи 1939 г. здесь проживало 15 262 человека. Выросли многоэтажные дома. В 1938 г. центральная улица была выложена брусчаткой, остальные — благоустроены и озеленены. Действовала электростанция мощностью 75 квт, прокладывался водопровод. Работали универмаг, книжный, мануфактурный, обувной, хозяйственный и другие магазины (всего 41), различные бытовые предприятия. Население обслуживала артель «Коммунар», имевшая швейную и сапожную мастерские, гончарный цех, пекарню, кондитерский цех [919, л. 67].
Медицинскую помощь жители получали в районной поликлинике, разместившейся в двухэтажном хорошо оборудованном здании, в новой железнодорожной больнице на 50 коек, родильном доме, в нескольких фельдшерских пунктах на промышленных предприятиях. В медицинских учреждениях работали семь врачей и около 30 человек среднего медперсонала. Для малышей открыли детский сад, ясли, молочную кухню [919, л. 67].
Расширилась сеть учебных заведений. В 1928 г. начались занятия в новой средней школе. Накануне войны около 2,8 тыс. детей учились в двух средних — город-/553/ской и железнодорожной, неполной средней, трех семилетних и семи начальных школах, где работали 155 педагогов. До середины 30-х годов работали педагогический техникум и техникум зерновых культур [70, л. 69; 1584, с. 171]. Действовали курсы повышения квалификации паровозных машинистов, курсы медицинских сестер, а также швей для предприятий местной промышленности.
Пологовцы проводили свой досуг в народном доме культуры им. Ленина со зрительным залом на 600 мест, с библиотекой и читальным залом, комнатами для занятий кружков художественной самодеятельности. Одним из лучших на железной дороге считался станционный клуб, сооруженный в 1932 г. Районная библиотека накануне войны располагала книжным фондом в 12 тыс. экземпляров, которыми пользовались 2,5 тыс. читателей [2295]. В быт жителей прочно вошло кино. Здесь гастролировали театральные коллективы из Днепропетровска, Запорожья и других городов страны. Пропагандистами и агитаторами новой, социалистической жизни активно выступали районная газета «Колективні лани» (первый номер вышел 10 октября 1930 г.) и многотиражка железнодорожного узла.
Трудящиеся Пологов, как и все советские люди, с гневом и возмущением встретили известие о нападении гитлеровской Германии на СССР. Машинист-инструктор локомотивного депо И. П. Баркалов, выступая 22 июня 1941 г. на митинге железнодорожников, сказал: «Мне 52 года. Я в гражданскую войну водил бронепоезда и сейчас в любую минуту готов пересесть на них и обрушить их сокрушительный огонь на кровожадных фашистских псов» [1466, с. 30]. В первые же дни войны в ряды Красной Армии вступило свыше тысячи жителей города. Созданный тогда же истребительный батальон (командир Л. Н. Костыленко) оказывал действенную помощь советским воинам [293, л. 128]. Днем и ночью шли через Пологи военные эшелоны, подвозя к линии фронта воинские части, боеприпасы. С приближением фронта началась эвакуация людей. Вывозилось оборудование и продовольствие. Только 31 июля отправлено на восток 1256 вагонов [567, л. 180, 186]. За успешное выполнение правительственных заданий по перевозке военных и народнохозяйственных грузов в годы Великой Отечественной войны машинист-инструктор И. П. Баркалов удостоен ордена Ленина, начальник Пологовского отделения паровозного хозяйства Д. И. Тоцкий — ордена Красной Звезды. Еще пять железнодорожников награждены другими орденами и медалями СССР [2308]. Когда гитлеровские войска прорвались к левому берегу Днепра, локомотивное депо было перемещено в глубь страны. Последним покинул его руководивший эвакуацией начальник депо И. А. Кузьмин — коммунист ленинского призыва, участник Великой Октябрьской социалистической революции.
5 октября 1941 г. гитлеровские войска захватили город, установив жестокий оккупационный режим. От рук фашистов в застенках гестапо погибли машинист депо Ф. К. Кубах и его жена Н. Н. Кубах. Они хранили у себя рацию для связи с Красной Армией, оставленную одной из отступавших советских частей. Ф. К. Кубах посмертно награжден медалью «За отвагу» [1066, л. 75, 77]. Не вернулись из гестапо К. Е. Гузенко — участник восстания на броненосце «Потемкин» и первый директор завода «Коагулянт» коммунист В. А. Снижко. В декабре 1941 г. на окраине Пологов гитлеровцы расстреляли все взрослое еврейское население, а детей живыми побросали в яму и закопали. За годы оккупации фашисты уничтожили 700 жителей города, в т. ч. 165 детей [811, л. 2; 1466, с. 174]. Ныне на месте массовых расстрелов установлен памятный знак. Несмотря на жесточайшие преследования и террор, население саботировало распоряжения оккупационных властей, срывало ремонтные работы на железнодорожных путях и в депо.
В начале осени 1943 г. гитлеровцы, готовясь к отступлению, взорвали железнодорожные пути, станционные постройки, разрушили завод «Коагулянт», рудник, маслозавод, мельницу, сожгли школы, больницу, многие жилые дома, административные и общественные здания. Ущерб, нанесенный городу, составил 145 млн. руб. На каторжные работы в Германию было вывезено 966 жителей города. Население сократилось почти наполовину [810, л. 18, 21; 811, л. 1; 919, л. 67].
17 сентября 1943 г. войска 2-й гвардейской армии Южного фронта освободили Пологи от немецко-фашистских оккупантов [1728, с. 141]. Бои за город вели 50-я гвардейская и 230-я стрелковая дивизии. Во время боев погибло 95 советских воинов. Среди них смертью храбрых пал командир 487-го минометного полка 156-й стрелковой дивизии подполковник Н. Ф. Пуговский [396, л. 80]. На братских могилах советских воинов, отдавших жизнь в боях с гитлеровцами при освобождении Пологов, установлены памятники.
2158 жителей города сражались с врагом на фронтах Великой Отечественной войны, 1272 из них отдали жизнь за независимость Родины, 1842 — за мужество и отвагу, проявленные в борьбе против фашистских захватчиков, награждены орденами и медалями СССР. Пологовцы гордятся своим земляком, бывшим железнодорожником Я. Я. Швачко, удостоенным звания Героя Советского Союза за участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в январе 1944 . Под шквальным огнем врага он доставлял мотоботом боеприпасы на полуостров Мысхако, прославленную «Малую землю». Окончил войну Я. Я. Швачко командиром отделения мотористов. Высокое звание Героя Советского Союза присвоено также И. И. Чеберко, уроженцу села Шевченко-IIвошло в состав Пологов). При форсировании Одера в апреле 1945 . саперы, и в их числе И. И. Чеберко, навели понтон через реку, но вражеский снаряд повредил его. Чеберко бросился в воду и закрыл пробоину своим телом. Напрягая последние силы, он не дал затонуть понтону и тем самым обеспечил успешное про-/554/ведение переправы, сохранил жизнь многим солдатам [1872, с. 313—316].
Трудящиеся Пологов после освобождения оказывали всестороннюю помощь фронту. Они из собственных сбережений внесли в фонд строительства эскадрильи истребителей 1,8 млн. рублей. Один из боевых самолетов, построенных на собранные средства, житель Пологов Н. Т. Леонов в составе запорожской делегации передал гвардии старшему лейтенанту А. К. Новикову. Отважный летчик на этом самолете сражался с гитлеровскими стервятниками над советской территорией, а затем в Германии. За беспримерные мужество и отвагу он удостоен звания Героя Советского Союза [2004; 2005; 2501].
Много внимания уделялось работе железнодорожного транспорта. Возобновившие деятельность райком партии и райисполком мобилизовали население на быстрейшее восстановление железнодорожного узла. Жители города очистили территорию станции и депо от завалов, разобрали поврежденные рельсы и шпалы, проложили новые пути, подготовили к вводу в действие депо, водокачку. 7 октября 1943 г. станция приняла первый поезд. В максимально короткий срок было восстановлено локомотивное депо.
Одновременно с возрождением города многие пологовцы, особенно молодежь, активно участвовали в восстановлении разрушенного врагом Запорожья. 21 января 1945 г. на Днепрострой выехали из Полог 1650 человек. За семь дней они выполнили задание на 122 проц., а заработанные деньги внесли в фонд Обороны — на строительство эскадрильи истребителей «Восстановитель Днепрогэса» [1466, с. 243]. За помощь в возрождении Днепрогэса Пологовскому району, победителю среди 20 районов области, было вручено переходящее Красное знамя обкома КП(б)У и обкома ЛКСМУ [2324].
В том же году приступил к работе коллектив Приазовского рудоуправления. Для каолинового рудника государство ассигновало 16 млн. руб. В карьере появился первый экскаватор «Ковровец», а вскоре — дизельные экскаваторы. Завершив большие восстановительные работы, коллектив рудоуправления уже в 1944 г. перевыполнил государственный план добычи каолина и огнеупорной глины. В апреле 1945 г. вступил в строй завод «Коагулянт», выдав в первый же год 4 тыс. тонн сырья. Страна снова получила сернокислый алюминий, необходимый для многих отраслей народного хозяйства. В декабре 1943 г. начал выпускать продукцию маслозавод, созданный на базе пастеризационных пунктов ряда сел района и Тарасовского сыродельного завода. Уже в 1946 г. маслозавод переработал 2833 тонны молока. Начали производить продукцию райпромкомбинат, изготовлявший металлическую черепицу, детали к сельхозмашинам, сельскохозяйственный инвентарь, краску; промартель «10 лет Октября».
Вновь повели поезда по магистралям страны возвратившиеся с фронта в родной город машинисты. Прославил себя на мирном фронте В. Г. Маяцкий. Во время войны он потерял ногу, но после длительной упорной тренировки добился разрешения снова управлять мощной машиной и почти 20 лет, до ухода на пенсию, водил поезда [2467]. За этот трудовой подвиг он удостоен ордена Ленина. Пологовцы называют В. Г. Маяцкого вторым Маресьевым. Далеко за пределы района шагнула добрая слава и о машинисте, члене партии Н. Н. Косьмине. Он первым на Запорожском отделении дороги предложил внедрить т. н. петлевую езду — водить поезда по кольцу, а экипироваться в основном депо. Это дало большой экономический эффект. За неделю паровозы повышали среднесуточный пробег в сравнении с общим графиком оборота на 169 проц. [568, л. 2]. В ноябре 1946 г. экипаж Н. Н. Косьмины применил еще одно новшество: соединил кольцевую езду с вождением тяжеловесных составов, увеличив при этом техническую скорость и экономию топлива. Машинист-новатор, делегат XVI съезда КП(б)У, он в 1949 г. участвовал в работе Всесоюзной производственно-технической конференции по обобщению передовых методов вождения поездов. Применение методов Н. Н. Косьмины железнодорожниками области позволило только на одном участке Цареконстантиновка (ныне Камыш-Заря) — Запорожье ежедневно высвобождать два паровоза, экономить около 24 тонн топлива, уменьшить состав поездных бригад на 12 человек, перевозить за сутки 6,4 тыс. тонн грузов [2467, 2622].
Пологовские железнодорожники в период восстановления не раз выходили победителями соцсоревнования. Коллективы отделения службы движения и паровозного депо за высокие производственные показатели дважды в 1944 г. удостаивались переходящего Красного знамени Народного Комиссариата путей сообщения СССР и ВЦСПС [2306]. В январе 1945 г. коллектив вагонного депо завоевал первое место в социалистическом соревновании среди коллективов дороги. В четвертой (первой послевоенной) пятилетке в соревновании участвовало около 1,5 тыс. рабочих, в т. ч. 750 комсомольцев. Паровозный машинист Я. Д. Гороховский со своей бригадой завоевал первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании. Благодаря усилиям трудящихся к концу 1950 г. промышленность Пологов в основном была восстановлена.
Восстанавливался разрушенный колхоз «Аврора». Ущерб, нанесенный хозяйству оккупантами, составил 9,3 млн. руб. Несмотря на трудности, в 1950 г. в колхозе были построены три животноводческие фермы. Поголовье крупного рогатого скота достигло 260, в т. ч. 75 коров. Урожайность зерновых составила 10,4 цнт с га, а денежный доход — 266,3 тыс. рублей.
Одновременно отстраивались жилые дома, общественные здания, открывались магазины. В ноябре 1943 г. в отремонтированном здании бывшей поликлиники разместился стационар разрушенной районной больницы на 15 коек (ее полностью восстановили толь-/555/ко в 1953 г.). К 1950 г. в Пологах, кроме стационара работали противотуберкулезный диспансер, роддом на 25 коек, детская и женская консультации, санэпидстанция, двое детских яслей на 75 мест. В этих учреждениях в то время насчитывалось 20 врачей и 35 работников среднего медперсонала.
В 1950 г. в Пологах действовали восемь школ: средняя, две семилетние и пять начальных. Воспитанием и обучением 1730 учащихся занимался 61 учитель [810, л. 27; 2311].
Центром культурно-просветительной работы среди тружеников стали в 1945 г. районный дом культуры, клуб железнодорожников с залами на 500 мест и стационарной киноустановкой, клуб Приазовского рудоуправления, восемь библиотек с книжным фондом 14 тыс. экземпляров [810, л. 26].
Значительных успехов достигла экономика Пологов в последующие годы. В 1961 г. на базе промартели «10 лет Октября» был создан завод стройматериалов. В 1965 г. райпромкомбинат преобразован в металло-штамповочный завод. Выросли новые предприятия пищевой промышленности. В 1962 г. на базе артели «Коммунар» и райпищекомбината созданы завод продтоваров и консервный завод. В 1974 г. вступил в строй крупнейший в Европе маслоэкстракционный завод по переработке семян подсолнечника и сои. На сооружение этого гиганта государство ассигновало около 28 млн. руб. В его строительстве принимали участие предприятия 340 городов СССР. За счет паевых взносов колхозов района в 1972 г. в Пологах сооружен межколхозный комбикормовый завод. В городе теперь насчитывается девять сравнительно крупных промышленных предприятий, где трудятся свыше 2,8 тыс. человек.
В высокомеханизированное и технически оснащенное предприятие черной металлургии превратилось Приазовское рудоуправление, где занято более 800 человек. Если в 1955 г. добыча каолина составила 114,3 тыс. тонн, огнеупорной глины — 152,3 тыс. тонн, то в 1979 г. она увеличилась в пять раз. Ежегодно здесь добывается также свыше 600 тыс. тонн песка. Разработан новый мощный карьер. Полностью реконструирован завод «Коагулянт» — одно из передовых предприятий города. В 1980 г. по сравнению с 1950 г. число работающих здесь увеличилось более чем в 4 раза. На 92 проц. механизирован весь производственный цикл — от загрузки сырья до выгрузки готовой продукции в вагоны. Сернокислый алюминий поступает во многие республики СССР. В 1980 г. заводом произведено свыше 136 тыс. тонн этого ценного сырья, реализация валовой продукции за 1970—1980 гг. возросла почти в два раза. На «Коагулянте» ведется интенсивная работа по освоению новой продукции. В день открытия XXIV съезда КПСС завод приступил к производству облицовочной керамической плитки и до конца 1980 г. изготовил ее 1,5 млн. кв. метров.
Пологи по-прежнему остаются крупным железнодорожным узлом. В результате реконструкции на дистанции пути введена тепловозная тяга. Объем перевозок по сравнению с предвоенными годами увеличился в два с лишним раза. В локомотивном депо вырос новый светлый просторный цех, где ремонтируются тепловозы. В 1979 г. завершено строительство электромашинного цеха. Растет экономический потенциал вагонного депо, постоянно снижается себестоимость перевозок. Применен передовой метод ремонта вагонов по опыту депо Московка Западно-Сибирской железной дороги, разработана комплексная система управления качеством продукции.
За успешное выполнение социалистических обязательств коллектив локомотивного депо с 1950 по 1980 г. четырежды удостаивался переходящего Красного знамени Совета Министров СССР и ВЦСПС, 12 раз награждался переходящим Красным знаменем Министерства путей сообщения и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта. В 1970 и 1972 гг. как победитель соревнования в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина и 50-летия образования СССР, коллектив станции Пологи награждался Красным знаменем Приднепровской железной дороги.
Одним из важнейших предприятий местной промышленности города стал завод стройматериалов производственного объединения «Запорожстройматериалы». С 1975 г. он изготовляет кирпич, обладающий повышенными теплоизоляционными свойствами. Его используют на важнейших стройках Запорожской области.
Значительно увеличили выпуск продукции, главным образом в годы девятой и десятой пятилеток, другие предприятия местной промышленности. Металлоштамповочный завод освоил выпуск алюминиевой штамповочной посуды 20 наименований, получены опытные образцы эмалированной посуды, в процессе освоения находится никелированная. Новым видом продукции является также производимая заводом алюминиевая облицовочная плитка.
Успешно справились с заданием десятой пятилетки предприятия пищевой промышленности. На самом крупном из них — маслоэкстракционном заводе трудятся 835 человек. Он выпускает гидратированное масло (прессовое и экстракционное) и другую продукцию. Завод перерабатывает в сутки 960 тонн подсолнечника или 660 тонн сои. В 1980 г. произведено более 56 тыс. тонн подсолнечного и 16 тыс. тонн соевого масла. Завод продтоваров удовлетворяет спрос населения на хлебобулочные изделия, муку, безалкоголь-
Маслоэкстракционный завод. Пологи, 1980 г.
/556/ные напитки и др. Консервный завод перерос в производственно-заготовительный комбинат общей мощностью 11 млн. условных банок (овощных и мясных консервов) в год. Внедрение новых автоматизированных линий на маслозаводе дало возможность перерабатывать ежегодно свыше 32 тыс. тонн молока.
Большой вклад в развитие сельского хозяйства вносит райсельхозтехника, которая обслуживает 17 колхозов и восемь сельскохозяйственных предприятий. Мастерские оснащены современным оборудованием, автопарк насчитывает более 130 машин, а механизированный отряд располагает 54 тракторами и землеройными машинами. Расширяет свои производственные мощности межколхозный комбикормовый завод, который вводит в строй цех по изготовлению амидоконцентратных добавок. Это дает возможность увеличить годовое производство комбикормов с 25 тыс. до 27 тыс. тонн. В 1976 г. в Пологах создано районное межколхозное объединение «Птицепром» по производству на промышленной основе птичьего мяса и товарных яиц. В 1979 г. сдан в эксплуатацию цех инкубации с годовой мощностью свыше 2 млн. голов и другие объекты. В 1980 г. объединение имело 60,5 тыс. кур-несушек и произвело 10 млн. штук яиц. В 1979 г. сдан в эксплуатацию элеватор емкостью 77 тыс. тонн зерна и другие объекты. В борьбе против ветровой и водной эрозии почвы, за повышение урожайности сельскохозяйственных культур играет важную роль Пологовская лесомелиоративная станция, созданная в 1969 г. За десятую пятилетку коллектив станции посадил лесонасаждений на 3041 га, в т. ч. в Пологовском районе — на 743 гектарах.
В Пологах действует межхозяйственное предприятие «Агрохимцентр» — одно из передовых в области. С 1956 г. работает межхозяйственная дорожностроительная организация, с 1967 г.— передвижная механизированная колонна № 125 треста «Запорожсельстрой». Строительство в городе осуществляют также прорабские участки № 7, № 8, районный дорожностроительный участок, строительные организации железнодорожного транспорта, межколхозное строительное управление № 14 треста «Облмежколхоздорстрой», действует комбинат коммунальных предприятий.
Почти 400 человек города заняты в сельскохозяйственном производстве. Крупным хозяйством является кол-
Внесение органических удобрений в почву механизированным отрядом Пологовского «Агрохимцентра». 1979 г.
хоз «Аврора», за которым закреплено 5938 га сельскохозяйственных угодий, в т. ч. 4598 га пахотной земли. Колхоз специализируется на откорме крупного рогатого скота. На его полях работают 51 трактор, 11 комбайнов и много другой техники. Урожайность зерновых составляла в девятой пятилетке 22,5 цнт с каждого га, а в десятой — 25,4 центнера. В 1977 г. двум полям, где получен урожай озимой пшеницы по 46 цнт с га, присвоен Знак качества. С каждым годом растет рентабельность хозяйства. Если в девятой пятилетке в среднем получали за каждый год один миллион рублей денежных доходов, то в десятой пятилетке доход увеличился до 1,1 млн. руб. в год.
На фермах колхоза содержится 6560 голов скота. В девятой пятилетке произведено на 100 га сельскохозяйственных угодий 128 цнт мяса, а в десятой пятилетке — 108 центнеров. В 1980 г. от каждой коровы надоено по 3650 кг молока. За большие достижения в труде многие передовики сельскохозяйственного производства награждены орденами и медалями СССР, в т. ч. орденом Ленина председатель колхоза А. М. Мостовой (ныне на пенсии), доярка М. М. Боговин, телятница Е. В. Щерба, а председатель колхоза И. И. Таран (ныне пенсионер) — орденами Ленина, Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. Орденом Октябрьской Революции отмечены оператор по откорму крупного рогатого скота М. Н. Каира и шофер К. М. Довбня, орденом Трудового Красного Знамени — птичница О. И. Сова и механизатор Н. Г. Ротко. Многие колхозники награждены медалями Союза ССР.
Широкого размаха в Пологах достигло движение за коммунистическое отношение к труду. Теперь звание ударника коммунистического труда носит более 4 тыс. рабочих и служащих предприятий города, а 150 бригад, цехов, смен — звание коллектива коммунистического труда. Первым завоевал звание бригады коммунистического труда коллектив линейно-аппаратного зала дистанции сигнализации и связи станции Пологи, руководимый старшим электромехаником М. Ф. Вакуленко. С мая 1975 г. Приазовское рудоуправление носит почетное звание предприятия высокой культуры производства. К 60-летию Великого Октября более 8 тыс. трудящихся города завершили задания двух лет десятой пятилетки, а к 63-й годовщине Великого Октября — 4370 пологовских тружеников рапортовали о досрочном выполнении заданий десятой пятилетки. Рабочие и служащие Приазовского рудоуправления и межхозяйственной строительной организации выступили с инициативой — развернуть соревнование «XXVI съезду КПСС — наши трудовые подарки».
Значительных успехов в развитии промышленного и сельскохозяйственного производства добились труженики всего Пологовского района. За достижение высоких показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании 1973 г. район награжден памятным Красным Знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, а в 1976 г. за победу в республиканском социалистическом соревновании в отрасли/557/ животноводства — переходящим Красные знаменем ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР. Многочисленный отряд передовиков производства трудится на предприятиях города. Только за пятую пятилетку орденов и медалей СССР удостоены 117 рабочих железнодорожного узла, среди них 22 — ордена Ленина. В 1959 г. звание Героя Социалистического Труда присвоено котельному мастеру локомотивного депо И. Я. Воронину. В девятой пятилетке награждены 50 победителей социалистического соревнования, 69 комсомольцев отмечены знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки». Ордена Ленина удостоены машинист-инструктор депо В. В. Авчухов, дежурная по станции коммунистка Е. Ф. Мотеняк, начальник станции Пологи Я. П. Сидоренко и другие. За досрочное выполнение планов девятой пятилетки в локомотивном депо удостоены ордена Октябрьской Революции токарь А. А. Горбенко, машинист локомотива А. Ф. Тарасенко, а машинист Н. П. Клименко отмечен этой высокой наградой за успехи в первом году десятой пятилетки. Славится в локомотивном депо династия Ворониных. Дело отца, Героя Социалистического труда И. Я. Воронина, продолжают три его сына: Владимир работает дежурным по депо, Николай — слесарем, Виктор — бригадиром. Еще в первые годы Советской власти начал свою трудовую деятельность на дистанции пути М. М. Пахолка. Его сын А. М. Пахолка всю трудовую жизнь проработал на этом предприятии. Сейчас здесь трудятся три внука М. М. Пахолки. Славятся трудовыми династиями Приазовское рудоуправление, завод «Коагулянт».
С каждым годом растет оплата труда, повышается благосостояние трудящихся. Так, если среднемесячный заработок рабочего в 1965 г. составлял 84 руб., то в 1975 г.— 130 руб., а в 1979 г. 149,9 руб. Заработная плата на заводе «Коагулянт», например, возросла по сравнению с 1950 г. в два раза. На 80 проц. увеличилась оплата труда колхозников. У механизатора она составляет 160,7 руб., у животновода — 179,8 руб. в месяц.
Значительные успехи достигнуты в социально-культурном развитии Пологов. Город украшают здания дома Советов, райкома партии, районного дома культуры с залом на 450 мест, широкоэкранного кинотеатра. Построены средняя школа на 1 тыс. учащихся, музыкальная школа, учебные корпуса ГПТУ-13 и ГПТУ-30, два универсальных магазина, дом быта, автовокзал. С 1955 г. осуществляется многоэтажное строительство. Только за четыре года десятой пятилетки трудящиеся получили около 26 тыс. кв. метров жилья, сданы в эксплуатацию 10 многоэтажных домов. Сооружены дом культуры «Горняк» на 350 мест, лечебный корпус центральной районной больницы, две столовые, два дошкольных учреждения, АТС на 1000 номеров.
Проводятся большие работы по благоустройству города: посажено 47 тыс. деревьев и 18 тыс. кустарников, проложено свыше 43 км дорог с твердым покрытием, около 70 км тротуаров, 44 км водопроводной сети, газифицировано более 5,5 тыс. квартир. Население города
Знатные железнодорожники-орденоносцы локомотивного депо станции Пологи В. В. Авчухов, А. А. Горбенко, Н. П. Клименко, В. Ф. Семенистый, Н. М. Трейгуб. Пологи, 1980 г.
обслуживают 52 магазина и 27 киосков; их годовой товарооборот в 1979 г. составил 20,7 млн. руб. Горрайбыткомбинат и районное радиотелевизионное ателье оказывают пологовцам 320 видов бытовых услуг. В числе предприятий общественного питания — 18 столовых, кафе, ресторанов. Значительно повысилось благосостояние тружеников города. Об этом свидетельствует и тот факт, что почти в каждой семье есть телевизор, стиральная машина и другие бытовые предметы. В личном пользовании рабочих, служащих и колхозников есть 670 легковых автомобилей, около 2 тыс. мотоциклов.
Большое внимание уделяется здравоохранению. В городе работают районная на 275 коек и железнодорожная на 125 коек больницы, две поликлиники, четыре женские и детские консультации, родильный дом, станция скорой помощи, медпункты на предприятиях, детская молочная кухня. С каждым годом увеличивается число медицинских кадров. Если в 1953 г. в Пологах насчитывалось 36 врачей и 78 человек среднего медицинского персонала, то в 1980 г. соответственно — 87 и 187. За многолетнюю работу врач-хирург районной
Районный узел связи. Пологи, 1980 г.
В музее трудовой славы ГПТУ № 13. Пологи, 1980 г.
больницы Г. С. Крапивко награжден орденом Ленина. Главному врачу этой больницы П. Т. Кравченко присвоено звание заслуженного врача УССР, а в 1976 г. он удостоен ордена Октябрьской Революции. В 1977 г. районной больнице присвоено звание коллектива высокой культуры труда. Заботой и вниманием окружены дети. Почти 1,5 тыс. малышей воспитываются в 10 детских дошкольных учреждениях. Хорошо организован отдых трудящихся и их семей. Многие предприятия имеют свои базы отдыха на берегу Азовского моря, где ежегодно проводят свои отпуска около 500 рабочих и служащих.
Немало трудящихся города укрепляют здоровье в здравницах страны. Ежегодно различными видами отдыха охвачено более 6 тыс. школьников.
Значительного развития достигло народное образование. В городе работают четыре средние, две восьмилетние и начальная школы, в которых 199 учителей обучают около 3 тыс. учеников. Звание заслуженного учителя УССР присвоено преподавателю средней школы № 2 Е. В. Снижко. Среднее образование наряду с производственной специальностью получают учащиеся
двух средних профессионально-технических училищ. ГПТУ-13 выпускает помощников и машинистов тепловозов, слесарей по ремонту тепловозов и вагонов, проводников дальнего следования. Ежегодно здесь обучаются 460 человек. Это старейшее в городе учебное заведение сформировано на базе фабрично-заводского училища, начавшего действовать в 1931 г. За время своего существования оно подготовило около 15 тыс. специалистов. В 1975 г. открыто СПТУ-30, где занимаются 500 человек. Здесь готовят кадры для предприятий пищевой промышленности и других отраслей.
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играют музыкальная (250 учащихся) и художественная (120 человек) школы.
Созданы все условия для культурного досуга жителей города. В Пологах работают восемь домов культуры и клубов. На их сценах часто выступают самодеятельные артисты. Постоянным успехом у зрителей пользуются выступления цирковой студии, оркестра народных инструментов, общегородского хора интеллигенции, хора детской музыкальной школы. Книжным фондом 19 библиотек, который составляет 250 тыс. экземпляров, пользуются почти 16 тыс. читателей. В городе действует кинотеатр «Юность» и при нем — детский кинотеатр «Звездочка».
Накануне славного юбилея — 100-летия со дня рождения В. И. Ленина в Пологах открыт районный краеведческий музей. В его экспозициях и фондах насчитывается около 5 тыс. экспонатов, повествующих об истории района от времени возникновения первых населенных пунктов до сегодняшнего дня. Посетители знакомятся с жизнью и деятельностью видного деятеля Коммунистической партии и Советского государства В. Я. Чубаря, с материалами о славных земляках — Героях Советского Союза и Героях Социалистического Труда. Со дня открытия музей посетило около 50 тыс. человек.
Многогранную общественно-политическую работу по коммунистическому воспитанию трудящихся проводят 15 первичных организаций общества «Знание» (288 членов), 62 первичные организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры (10,5 тыс. членов), 11 народных университетов правовых знаний, культуры, охраны здоровья и другие.
Пологовцы свято чтут память о своих героях-земляках, о советских воинах, отдавших жизнь за освобождение города. На могиле участника восстания на броненосце «Потемкин» А. С. Гужвы сооружен памятный знак. В год 60-летия Великого Октября на братской могиле сооружен памятник воинам-освободителям, павшим в боях с гитлеровскими захватчиками. На территории райсельхозтехники установлен памятник Трудовой Славы — первый гусеничный трактор Пологовской МТС.
В 1975 г. в центре Пологов воздвигнут памятник В. И. Ленину.
Пологи — спортивный город. Здесь построены стадион «Локомотив», семь спортивных залов, более 20 волей /559/