ЯВОРОВ
Яворов—город районного подчинения (с 1939 г.), центр района. Расположен вдоль реки Шкло (правый приток Сана), в 53 км от Львова. Железнодорожная станция на линии Львов—Яворов. Яворов соединен автомобильными дорогами со Львовом, Равой-Русской, Судовой Вишней.
Территория Яворова была заселена еще во II тысячелетии до н. э., что подтверждают обнаруженные в окрестностях города остатки поселения эпохи бронзы{Свешников I. К. Підсумки дослідження культур бронзової доби Прикарпаття і Західного Поділля. Львів, 1958, с. 22.}.
Яворов возник как земледельческое, торговое и ремесленное поселение на торговом пути Львов — Ярослав. Название его связывают с яворовой рощей, находившейся вблизи города.
Яворов впервые упоминается в грамоте, данной цеху сапожников в 1408 году. Здесь о нем говорится как о давно существующем городе. Он был королевской собственностью. В 1456 году король отдал Яворов и некоторые окрестные села в залог{Історичні джерела та їх використання, вип. 2. К., 1966. с. 100.}. В документе 1495 года речь идет о замке в городе{Matricularum Regni Poloniae Summaria, t. 2, N 483.}.
В XV—XVIII вв. Яворов был городом Львовской земли Русского воеводства. О сравнительно оживленной торговле, шедшей через город, свидетельствуют такие данные: арендатор города платил ксендзу, кроме зерновой десятины, тысячу гривен в год из пошлин за торговлю солью{Akta grodzkie i ziemskie, t. 5, c. 175.}.
Арендаторы беспрепятственно увеличивали количество барщинных дней и размеры поборов, принуждали ре-/713/месленников исполнять повинности по профессии. Так, слесари бесплатно делали в замке все слесарные работы. Резники ежегодно давали по три камня сала в замок и по два камня — в ратушу. В городе был большой рыбный пруд. Жители днем и ночью по очереди охраняли его плотину, производили все работы, связанные с ее ремонтом, заготовляли дерн и хворост на случай паводков. Кроме того, мещане, жившие у плотины, должны были убирать городскую площадь, замок, выполнять все огородные работы на фольварке. Жители Большого предместья давали по 17 полумерок овса, выделяли сторожей ночных и дневных для замка и других помещений, причем охрана увеличивалась, когда в замке находился староста. Мещане Малого предместья отбывали такие же повинности, как и Большого, только вместо овса за каждую корову должны были платить 12 грошей или давать курицу, за рабочий скот — по 1 злотому. Все жители, имевшие пасеки, платили по 15 грошей за каждый улей.
В конце XV в. Яворов получил магдебургское право, по которому ему предоставлялось самоуправление, разрешалось устраивать раз в год ярмарку. Предоставление магдебургского права сопровождалось усилением здесь немецкой и польской колонизации, ограничением прав некатолического населения. В 1569 году грамотой Сигизмунда II Августа магдебургское право подтверждалось.
Только в 1635 году в результате упорной борьбы украинцы добились права избирать в магистрат по одному райцу и по одному лавнику.
Феодальный гнет вызывал протест со стороны трудовых масс. На первом этапе он проявлялся в подаче жалоб королю на членов магистрата, старосту, ксендзов. Мещане писали, что верхушка, используя свою власть, угнетает их, облагая завышенной данью и взимая различные поборы в пользу города и костела. В большинстве случаев эти жалобы оставались без ответа.
С целью полонизации и окатоличивания местного населения польские феодалы всячески поддерживали католическую церковь: уже в середине XV в. в Яворове создан католический приход. В городе были построены два костела и монастырь доминиканцев, которым жители выплачивали десятину. С 1512 года яворовские ксендзы пользовались правом на «вечные времена» производить и продавать водку. С начала XVII в. яворовцы вели упорную борьбу против повинности в пользу костелов{Akta grodzkie i ziemskie, t. 10, с. 197, 200.}, продолжавшуюся вплоть до XIX века. В 1621 году основан василианский монастырь, а при нем — школа для девочек, остававшаяся на протяжении столетия единственным учебным заведением в Яворове.
Здание бывшей городской ратуши в Яворове (ныне средняя школа № 1). 1977 г.
Противодействие национальному гнету и окатоличиванию привело к организации братства, которое в 1568 году построило церковь на Большом предместье, а в 1572 году — на Малом. Братство заботилось о местных просветительных и церковных делах. Иногда оно определяло во Львовскую братскую школу детей яворовских мещан.
В начале XVII в. Яворов стал значительным ремесленным и торговым центром. В городе насчитывалось 195 домов мещан и 184 хаты загородников, проживало свыше 2 тыс. человек. В 1621 году яворовские ремесленники объединились в цехи сапожников (20 человек), кузнецов (10), портных (9), резников (16), гончаров (27), кожевников (33){Przewodnik Naukowy i Literacki. Lwów, 1909, c. 378.}. В Яворове были пивоварня, маслобойня, четыре мельницы, предприятие по производству воска, склад соли. В начале XVII в. сюда из Добромиля переведена типография Шелиги, печатавшая церковные книги. Яворовские купцы вели оживленную торговлю пивом, свежей рыбой, мясными изделиями, воском.
Население города страдало от набегов татар, опустошавших Яворов и его окрестности на протяжении всего XVI в., от эпидемий, уносивших сотни жизней, и пожаров. Так, в 1626 году большой пожар охватил весь город, за исключением Малого предместья и замка. Сгорели большинство домов и деревянная ратуша./714/
Праздничная народная женская одежда Яворовщины начала XX в. Фото 1976 г.
Социальное и национальное угнетение, произвол шляхты вызывали протест жителей, проявлявшийся в неподчинении старосте, отказе исполнять повинности. Когда началась освободительная война украинского народа 1648—1654 гг., яворовские мещане и жители окрестных сел приняли в ней активное участие. Еще до прихода крестьянско-казацкого войска они организовали повстанческие отряды, сожгли замок и костел, разгромили дом ксендза, забрали в замке ружья, сабли, 62 бочки меда, 420 голов крупного рогатого скота. Затем вместе с крестьянско-казацким отрядами напали на Кракозец, помещичьи имения в Кохановке, в Порудном. В своей жалобе королевским властям владелец Краковца писал, что яворовская «чернь» вместе с казаками напала на его поместье, сожгла двор, уничтожила сельскохозяйственные орудия, различные украшения и ценности, убила эконома, «отменила польское и ввела русское правление».
Шляхта жестоко расправилась с восставшими. Более 200 человек было заключено в тюрьму, начались пытки. Судебный процесс состоялся в 1650 году в Люблине. Королевский трибунал отправил на плаху яворовцев З. Путая, Ф. Литвая, А. Ковпака, Л. Довбата, С. Вовка, С. Биланика, Я. Кочана, С. Коваля, С. Смалу.
Жителей города обязали возместить причиненный панам ущерб в размере 20 тыс. злотых{Правда про унію, документи і матеріали. Львів, 1965, с. 59.}.
Во второй половине XVII в. Яворов обнесли земляными валами, а замок укрепили бастионами и рвом с водой. В замке некоторое время находился монетный двор. Город стал одним из центров политической жизни Польши. Сюда прибывали для переговоров послы различных стран, тут происходили торжественные королевские церемонии. Во время Северной войны, в ноябре 1703 года, польский король Август II созвал в Яворове совет, на котором предложил обратиться к России с просьбой о помощи в борьбе против шведов и их ставленника Станислава Лещинского. Но феодалы не приняли предложения короля.
Готовясь к возобновлению войны с Турцией, Петр I стремился организовать против нее военный союз с Польшей и Австрией. В 1711 году он посетил Польшу{Брикнер А. Г. История Петра Великого, т. 2. СПб., 1882, с. 481—494.}. В марте—июне царь находился в Яворове. Здесь Петр I принял французского посла, вел переговоры с австрийским послом, семиградским князем Ракоци и молдавским господарем Кантемиром и подписал с ними тайный договор против Турции. Согласно преданию, Петр I подарил яворовским мещанам для церкви на Малом предместье евангелие и люстру, хранящуюся теперь в Музее этнографии и художественного промысла АН УССР во Львове.
После первого раздела Польши в 1772 году Яворову был предоставлен статус вольного королевского города за выкуп в 26 470 злотых, который мещане платили на протяжении 15 лет.
Осуществляя колониальную политику в Галиции, австрийское правительство направляло сюда переселенцев-немцев. Вокруг Яворова возникли колонии Бердинкау, Шумляу, Кутенберг, Клайндорф и другие. В самом городе немцы захватили ключевые позиции в экономике. В конце XVIII в. ими открыты небольшие предприятия по производству крахмала, пива, водки и мыла{ЦГИА УССР во Львове, ф. 146, оп. 4, д. 165, л. 1, З, 4, 6.}, в 1811 году построены мастерские для дубления кож, по изготовлению седел, канатов, а также гончарня.
В начале XIX в. Яворов являлся уездным городом второй категории в составе Перемышльского округа. Здесь насчитывалось 243 каменных и 1460 деревянных домов, в которых проживало 10 046 жителей. Его планировка была типичной для того времени: четырехугольник с ровными узкими улочками (их было 14). Центральное место занимал замок. На главной площади размещались ратуша и рынок. Прилегающие к рынку улицы заселяло еврейское население, в руках которого сосредоточивалась мелкая торговля. Благоустроенные центральные кварталы занимали немецкие колонисты и польская шляхта. Более отдаленные улицы заселяли украинцы, преимущественно ремес-/715/ленники и кустари. Яворовские мещане жили в обыкновенных хатах, крытых соломой, с низкими потолками; большую часть помещений занимали печи.
Одежда яворовцев, хотя и сшитая преимущественно из белого полотна, отличалась своеобразием. Этот вид народного искусства уходил корнями в далекое прошлое. Однообразность белого полотна оживляли шорц (домотканная юбочная материя с продольными густыми полосками ярких оттенков: желтого, красного, синего, зеленого), набойки с тонкими одно- или двуцветными узорами, шитье, вышивка нежных оттенков, выведенная едва заметными контурами{Гургула І. Народне мистецтво західних областей України. К., 1966, с. 9, 17, 36, 48, 73, 74.}. Мужчины носили сорочки-полотнянки, брюки из грубого полотна, заправленные в сапоги, а зимой, кроме этого, голубые вышитые кафтаны из сукна. Женщины одевались в сорочки, кабаты (плечевая верхняя одежда из сукна или полотна), юбки-шорц, бавницы (головной убор).
И польские, и австрийские захватчики препятствовали развитию культуры коренного населения. Лишь в 1789 году в городе открылась школа с немецким языком обучения, а первая тривиальная школа основана около 1830 года.
Буржуазная революция 1848 года в Австрии нашла отклик и в Яворове. Мещане создали национальную гвардию в количестве более 300 стрелков. Гвардейцы носили казацкие шапки с изображением льва, имели собственное знамя. После пятимесячного существования яворовская национальная гвардия была распущена.
Колониальный гнет тормозил развитие местной промышленности. Во второй половине XIX в. уровень ее не поднялся выше уровня 1848 года. Почти все горожане и подавляющее большинство жителей пригородов занимались ремеслом. Столяры, резчики, гончары, скорняки и ткачи изготовляли предметы домашнего обихода и хозяйственную утварь, сохраняя национальные традиции и культуру предков. Большинство изделий яворовских ремесленников отличалось художественным совершенством. Они неоднократно экспонировались на различных местных выставках.
С развитием капиталистического производства городские ремесла стали приходить в упадок. Многие обедневшие ремесленники, не имея возможности найти работу в городе, искали ее на стороне, а с конца XIX в. начали эмигрировать в Америку.
Экономическому упадку Яворова способствовала также постройка в 1861 году железной дороги Перемышль — Городок — Львов, из-за чего шоссейная дорога, проходившая из Львова через Яворов к Ярославу и Перемышлю, потеряла былое значение. Только в 1895 году была проложена железнодорожная линия Львов — Яворов.
Медицинское обслуживание было организовано плохо, даже за плату его нелегко было получить — в городе с 10-тысячным населением практиковали лишь два врача и четыре фельдшера, была одна аптека.
К концу XIX в. в Яворове работали две начальные, две 6-классные школы и одна 8-классная (при монастыре){ЦГИА УССР во Львове, ф. 165, оп. 2, д. 2403, л. 57.}. Из-за платного обучения учиться могли только дети состоятельных родителей.
Длительное время украинское население Яворова добивалось от австрийских властей открытия средней школы с украинским языком обучения. В одном из прошений в сейм в начале XX в. община писала, что 77 тыс. украинцев Яворовского уезда не имеют возможности дать детям среднее образование, и просила разрешения открыть частную гимназию. Лишь в 1908 году разрешили открыть гимназию с польским языком преподавания.
В Яворове с 1848 по 1889 год работал украинский этнограф, языковед и публицист И. И. Лозинский (1807—1889). Он издал учебник украинского языка («Граматика руської мови»). И. И. Лозинский постоянно печатал в прессе исторические, этнографические и публицистические труды, в 1881 году основал в Яворове украинскую читальню{Яворівщина з її минулого і сучасного. Яворів, 1931, с. 18—34.}.
В семье яворовского ремесленника родился О. С. Маковей (1867—1925) — украинский писатель, критик, публицист и общественный и культурный деятель. Он реалистически изобразил жизнь и обычаи своих земляков в произведениях «Весняні бурі», «Клопоты Савчихи». В 1957 году трудящиеся Яворова широко отметили 90-летие со дня рождения О. С. Маковея. На доме, в котором родился писатель, укреплена мемориальная доска, его именем названы одна из улиц города и средняя школа № 1. Возле школы установлен памятник выдающемуся земляку работы заслуженного деятеля искусств УССР, лауреата Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко Д. П. Крвавича. Так же торжественно трудящиеся Яворова отметили и 100-летний юбилей писателя.
Тяжелым бременем на плечи трудящихся легла первая мировая война, тем более, что город находился в зоне военных действий.
С конца августа 1914 до лета 1915 года территория Яворовского уезда была занята русскими войсками. Между солдатами и местным населением установились дружеские, братские отношения. Солдаты-большевики вели разъяснительную работу среди западноукраинских трудящихся, они призывали крестьян отбирать землю и леса у помещиков, не платить налоги и т. п. Немало жителей ушло с русскими войсками при их отступлении в 1915 году.
Трудящиеся Яворова выступали против польских оккупантов, захвативших в 1919 году Восточную Галицию. Во время переписи 1921 года, чтобы не быть записанными в «польское гражданство», население Яворовского уезда уходило из домов. Трудящиеся саботировали распоряжения польских властей.
В период оккупации края буржуазно-помещичьей/716/
Ю. Д. Дацко — секретарь Яворовского уездного комитета КПЗУ. Фото 1936 г.
Польшей Яворов оставался кустарно-ремесленным и торговым местечком. Небольшие предприятия, возникшие в конце XIX — начале XX вв., не выдерживали конкуренции и разорялись. В городе остались только фабрика деревянных изделий и мастерские, в которых работало по 2—3 человека. Вследствие этого в Яворове насчитывалось немало безработных. В 1926 году они пытались организовать комитет для борьбы за свои права, но этого не допустил староста. Дороговизна и растущие налоги всей тяжестью ложились на плечи трудового населения. Городская беднота была обречена на голод и нищету. Не имея средств к существованию, многие обездоленные выезжали с семьями за границу. Лишь в 1928 году яворовцам выдано 222 заграничных паспорта{Львовский облгосархив, ф. 1, оп. 52, д. 612, л. 6; д. 14, л. 121.}.
Обремененные налогами крестьяне и жители предместий были вынуждены за мизерную плату работать на помещиков, имевших лишь в окрестностях города 200 га земли, 50 га леса, 20 га прудов, мельницу.
Несмотря на террор польских империалистов, революционная борьба трудящихся усиливалась. В марте 1923 года в Яворове прокатилась волна массовых протестов. Генеральная забастовка, охватившая в 1923 году всю Польшу, нашла отзвук и в Яворове. 23 октября забастовали яворовские железнодорожники, вследствие чего прервалось движение поездов на линии Львов — Яворов. К железнодорожникам присоединились рабочие фабрики деревянных изделий, требовавшие повышения зарплаты на 100 процентов{Там же, оп. 57, д. 421, л. 2.}.
В авангарде борьбы трудящихся шли коммунисты. В 1924 году в Яворове действовали четыре организации КПЗУ, объединявшие свыше 20 коммунистов{ПА ИИП при ЦК Компартии Украины, ф. 6, оп. 1, д. 94, л. 9.}. На окружной партконференции в ноябре этого года делегат Яворовского уездного комитета рассказал, как коммунисты организовывают изучение основ марксизма-ленинизма и сокращенного курса политэкономии. Тогда же коммунисты распространяли в городе листовки с призывами к трудящимся отметить 7-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. С этого времени вплоть до воссоединения с УССР празднование всех больших пролетарских праздников сопровождалось распространением коммунистических воззваний, вывешиванием красных флагов.
Организатором коммунистов Яворовского уезда был Ю. Д. Дацко. На протяжении длительного времени он возглавлял городской и уездный комитеты КПЗУ. Дацко избирался делегатом II съезда КПЗУ, с 1925 года — член Львовского пригородного комитета КПЗУ.
Несмотря на нелегальные условия работы, постоянные преследования, коммунисты постепенно завоевывали культурно-массовые организации. На окружной конференции КПЗУ, состоявшейся в 1927 году, Ю. Д. Дацко докладывал, что яворовские коммунисты пользуются значительным влиянием в читальнях «Просвіти». Этого не могли не заметить жандармы. В донесении яворовской полиции сообщалось, что коммунисты активно действуют в читальнях «Просвіти», а также расширили свою работу в торговых кооперативах{Львовский облгосархив, ф. 1, оп. 96, д. 2087, л. 7.}.
В городе и селах уезда в 1928 году действовали местные организации «Сельроба-едності». В Яворове уездные комитет «Сельроба» во главе с Ю. Д. Дацко и комитет КПЗУ развернули агитационную и культурно-массовую работу. Опирались на «Сельроб-єдність», коммунисты и в проведении предвыборной кампании, принимали участие в выборах в польский сейм в марте 1928 года{Там же, ф. 121, оп. 3, д. 63, л. 54.}. В результате многие жители города голосовали за коммунистов. Через «Сельроб-єдність» коммунисты в 1928 году впервые в Яворове организовали первомайскую демонстрацию под лозунгом борьбы с оккупационным режимом.
Напуганный «неспокойствием» в городе яворовский староста потребовал от властей присылки воинских частей: «Считаю, что пребывание войска в Яворове является основной гарантией политической и публичной безопасности. Общеизвестно, что среди здешних украинцев в последнее время возрастает влияние радикальных партий, а особенно коммунистической, и, видя в Яворове воинские части, они учтут и то, что в своих антигосударственных выступлениях и политических начинаниях будут ликвидированы в самом начале»{Там же, ф. 1, оп. 52, д. 14, л. 191.}.
Яворовские коммунисты активно откликнулись на сельскохозяйственную забастовку в селах Дебах и Гребенном Рава-Русского уезда в мае 1928 года. Когда помещик пытался нанять штрейкбрехеров в Яворове, партийная организация провела разъяснительную работу среди безработных, и ни один из них не поддался на обещания помещика.
Чтобы сломить волю рабочих и крестьян к борьбе, правительство провело в Яворове «пацификацию» — кровавое умиротворение. Несмотря на репрессии правительства, в условиях экономического кризиса рабочие продолжали борьбу, принявшую оборонительный характер. Вместе с трудящимися других городов Западной Украины яворовцы провели первомайскую де-/717/монстрацию 1931 года. В этом году состоялась экономическая забастовка рабочих лесопильного завода.
В 1932 году, когда ликвидировали «Сельроб-єдність», начались аресты революционно настроенных жителей, облавы на коммунистов. Впоследствии весь коммунистический актив был арестован.
Борьба трудящихся против угнетателей выдвинула многих энергичных, преданных делу партии людей, таких, как, например, В. И. Лопачак, долгое время возглавлявший городской, а с 1933 по 1936 год — районный комитет КПЗУ.
Яворовские коммунисты постоянно вели борьбу против буржуазных националистов, разоблачая их антинародную деятельность. Благодаря разъяснительной работе членов КПЗУ немало жителей города освободилось от влияния правых партий.
В процессе борьбы за создание широкого антифашистского фронта на Западной Украине коммунисты выдвинули лозунг созыва рабоче-крестьянского конгресса. Этот лозунг нашел широкую поддержку трудящихся. Представители Яворовского и Городокского уездов заявили: «Добиваемся освобождения всех политических заключенных в Польше, протестуем против истязаний фашистско-гитлеровскими боевиками пролетарских узников в Германии и добиваемся освобождения вождя немецких рабочих и крестьян тов. Тельмана и всех политических заключенных. Добиваемся украинской школы за счет государства. Протестуем против бандитского бомбового покушения фашистов на нашу газету «Праця» и осуждаем террористические нападения ОУН на классово сознательных рабочих и крестьян, призываем организовать самооборону против... выступлений ОУН. Долой империалистическую войну против Советского Союза! Долой эксплуататоров и порабощение! Землю крестьянам без выкупа!»{Герасименко М., Дудикевич. Б. Боротьба трудящих Західної України за возз"єднання з Радянською Україною, с. 158.}.
Подготовку к конгрессу трудящиеся неразрывно связывали с борьбой за улучшение материального положения. Рабочие мелких предприятий Яворова, бастуя в 1935 году, требовали наряду с повышением зарплаты и демократизации страны.
Призыв коммунистов бойкотировать польские фашистские выборы в 1935 году нашел горячий отклик у населения Яворова: лишь 20 проц. избирателей приняло участие в голосовании. Борьба народных масс Яворова за социальное и национальное освобождение перерастала в борьбу за воссоединение с Советской Украиной.
Заявление правительства СССР 17 сентября 1939 года об оказании братской помощи трудящимся Западной Украины и Западной Белоруссии, которым угрожало фашистское порабощение вызвало в городе волну народного энтузиазма. 20 сентября был создан временный революционный комитет, который обратился к населению уезда с призывом создавать в селах органы революционного управления, поддерживать порядок. С этой целью формировались отряды рабочей гвардии, разоружавшие польские воинские части. Ревком взял на учет имущество капиталистов и помещиков, бежавших перед приходом Красной Армии, повел решительную борьбу с саботажем торговцев, организовав снабжение населения продуктами.
26 сентября 1939 года население города хлебом-солью встречало Красную Армию. На городской площади состоялся многотысячный митинг. Кончилось многовековое чужеземное угнетение. Впервые в истории западноукраинские трудящиеся стали хозяевами своей судьбы.
В Яворове было создано временное управление, которое приняло меры по наведению порядка в разрушенной части города (вследствие варварской бомбардировки немецкой авиацией накануне вступления советских войск было уничтожено Большое предместье), ликвидации безработицы, от которой годами страдали рабочие. Временное управление проводило большую агитационно-массовую работу во время подготовки к выборам в Народное Собрание Западной Украины. Трудящиеся Яворова избрали депутатами рабочего И. Балушко и учителя И. Кметика. Яворовец И. Балушко был членом Полномочной комиссии, представлявшей население Западной Украины на сессиях Верховного Совета СССР и Верховного Совета УССР.
После воссоединения в едином Украинском Советском государстве жизнь города перестраивалась на социалистических началах. Сразу была проведена национализация промышленных и торговых предприятий, трудоустроены безработные. Широкие массы трудящихся привлекались к управлению производством. Кустари объединились в артели «26 Вересня» (швейная), «Новий промінь» (кожевенная), им. Шевченко (по производству игрушек), им. Чапаева (по плетению изделий из лозы), им. Ивана Франко, «Червоний стяг», им. Кирова (мебельные){Львовский облгосархив, ф. Р-335, оп. 1, д. 1а, л. 14.}.
В начале января 1940 года Яворов стал районным центром вновь образованной Львовской области. В городе открылись амбулатория и поликлиника, где жители впервые получили бесплатно медицинскую помощь, летний кинотеатр. Развернулось жилищное строительство.
Процесс социалистических преобразований был прерван вероломным нападением на СССР немецких фашистов. Части Красной Армии отступали с ожесточенными боями против превосходящих сил противника. Уже 23 июня 1941 года гитлеровцы заняли Яворов. На окраинах города смертью храбрых погибли воины-пограничники. Помнит население и подвиг неизвестного бойца. Спрятавшись на колокольне, он решил дорогой ценой отдать свою жизнь. Когда в оккупированный Яворов под звуки оркестра въехали фашистские старшие военные чины, первый из них был скошен метким выстрелом советского воина. Гитлеровцы схватили его и после пыток расстреляли.
/718/Годы оккупации остались в памяти жителей Яворова незабываемым кошмаром. В первые же дни своего кровавого хозяйничанья гитлеровцы и их прислужники — украинские и польские буржуазные националисты — расправились с теми, кто принимал активное участие в борьбе за установление Советской власти. В застенках гестапо погибли Ю. Дацко, М. Сойка, И. Бриндас и другие. Фашисты уничтожили свыше 8 тыс. мирных жителей.
Советские патриоты оказывали сопротивление экономическим, политическим и военным акциям оккупантов. В самые тяжелые дни оккупации трудящиеся не теряли веры в то, что Красная Армия разобьет ненавистного врага.
Вблизи города осуществляли рейды партизанские соединения М. И. Наумова, И. А. Артюхова, С. Д. Чижова, партизанские отряды Г. В. Ковалева, М. Я. Неделенина, О. В. Санкова, К. П. Яковлева, нанося ощутимые удары по тылам врага. Народные мстители пускали под откос поезда на линии Львов — Яворов, распространяли среди населения советские газеты, листовки, воззвания.
І9 июля 1944 года войска 1-го Украинского фронта, начав наступление из района Луцка в направлении Сокаль — Рава-Русская — Яворов — Судовая Вишня, обошли с севера и запада группировку фашистских войск в районе Львова. Осуществив 120-километровый марш, ранним утром 24 июля танковый десант ворвался в Яворов, отрезав пути отступления на запад немецкой группировке. В освобождении города принимали участие 13-я и 25-я стрелковые бригады, 71-я механизированная бригада, 511-й моторизированный Львовский полк и другие части 1-го Украинского фронта. Застигнутые врасплох, гитлеровцы были частично уничтожены, остальные — взяты в плен.
В боях за освобождение Яворова пали представители братских народов Советского Союза — русские В. А. Цекин и Н. Курбатов, армянин М. Г. Васканян, литовец Умбиталис. Здесь похоронены 43 рядовые, сержанты и офицеры Красной Армии. Население города свято хранит память о них.
В первый день после изгнания врага из города яворовцы массово явились на призывной пункт военко-
Цех пластмассовых изделий завода «Металлопластмасс». Яворов, 1976 г.
мата. 245 человек приняли участие в Великой Отечественной войне, из них 128 отдали жизнь за Родину, награждены орденами и медалями 229 воинов. С большим подъемом в городе проходил сбор средств в фонд помощи фронту, подписка на государственный заем. Начали восстанавливать хозяйство. Злейшие враги народа — украинские буржуазные националисты, не имея никакой опоры среди трудящихся, пытались сорвать социалистическое строительство. Они собирались в банды, совершавшие террористические акты. В ответ на их действия советские люди создали истребительные отряды, которые совместно с органами милиции ликвидировали националистические банды.
Многогранная организаторская и политико-воспитательная работа коммунистов, всесторонняя помощь государства (финансами, материалами, оборудованием), трудовой подъем масс, помощь центральных партийных и государственных органов значительно ускорили темпы восстановления разрушенного хозяйства и дальнейшего его развития. Уже в 1948 году стали в строй спиртовой завод, промысловая артель им. Шевченко, производившая игрушки, райпромкомбинат, мясокомбинат, государственная мельница и др. Жители Малого предместья в этом же году вступили в сельскохозяйственные артели. Рабочие яворовских предприятий помогали колхозникам ремонтировать сельскохозяйственный инвентарь.
За годы четвертой пятилетки яворовцы полностью возродили разрушенное врагом хозяйство. Некоторые из существовавших до войны артелей вошли в состав райпромкомбината. Возобновили работу промартель им. Шевченко, маслозавод, мельница, лесхоз, рыбхоз{Львовский облгосархив, ф. Р-336, оп. 1, д. 95, л. 31.}, мясокомбинат, спиртовой завод. К 1950 году отстроено 30 тыс. кв. метров коммунального жилья, с помощью государственных кредитов возведено 45 индивидуальных домов. Восстановлены также поликлиника, больница на 76 коек, клуб, кинотеатр, библиотека. Дети учились в двух средних и начальной школах.
Характерной особенностью развития яворовских предприятий в 50—70-е годы являлись реконструкция, оснащение новой техникой, превращение промысловых артелей в предприятия заводского типа. Реконструкции подверглись маслозавод, хлебозавод, типография, кирпичный завод. Несколько артелей, выпускавших мебель, были объединены и реорганизованы в мебельную фабрику, где производственные процессы механизированы на 90 проц. После реорганизации МТС в 1958 году создана РТС, а затем районное объединение «Сельхозтехники». Здесь занято 396 человек. В том же году был построен овощесушильный консервный комбинат. Это предприятие из года в год наращивало производство, освоив выпуск 45 видов консервов, которые отправлялись во все концы Советского Союза. В 1970 году на базе овощесушильного консервного комбината создан завод «Металлопластмасс». Его продукция обеспечивает потребности почти всей пищевой промышлен-/719/ности СССР, а также поставляется в Монгольскую Народную Республику.
Увеличивалось производство продукции на кирпичном заводе: если в 50-х годах здесь выпускали 10 млн. штук кирпича в год, то в 1975 году — 12,1 миллиона.
Из года в год на яворовских предприятиях повышается производительность труда, благодаря чему выпуск валовой продукции в 70-х годах возрос по сравнению с 50-ми годами более чем в пять раз, а стоимость ее увеличилась с 4,5 млн. до 25 млн. рублей.
С энтузиазмом трудятся яворовцы над выполнением заданий десятой пятилетки. В 1976 году предприятия города выполнили годовое задание на 102,5 процента.
Труженики Яворова успешно выполнили социалистические обязательства, взятые к 60-летию Великого Октября. План юбилейного, 1977 года завершен досрочно — 25 декабря. Выпущено сверхплановой продукции на 125 тыс. рублей.
Как и все трудящиеся нашей страны, яворовцы стремятся каждую знаменательную дату отмечать новыми трудовыми победами. К 50-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции предприятия города реализовали продукции на сумму 9938 тыс. рублей, значительно перевыполнив план. 100-летие со дня рождения В. И. Ленина яворовцы встретили с большим трудовым подъемом — они произвели продукции на сумму 15 944 тыс. рублей. Коллективы яворовских предприятий достойно встретили 30-летие Победы советского народа над фашистской Германией, выпустив сверх плана продукции на сумму 654 тыс. рублей.
В обстановке особого творческого подъема трудились яворовцы в 1977 году. Они произвели сверхплановой продукции на 92 тыс. рублей.
За высокие производственные показатели 46 тружеников города отмечены правительственными наградами, в т. ч. орденом Трудового Красного Знамени — рабочие «Сельхозтехники» В. Ф. Худоба, завода «Металлопластмасс» — О. Д. Флис, яворовского участка Львовского облрыбтреста — Е. О. Прийма.
С начала 50-х годов до 1976 года в городе выросли новые улицы: Чапаева, Руднева, Ковпака, Довженко, Дружбы, Комарова. Здесь индивидуальными застройщиками возведено 1115 добротных домов. Кроме того, построено 23 тыс. кв. метров жилья предприятиями и организациями. В 1965 году Яворов подключен к государственной энергосети, что дало возможность полностью электрифицировать город. В девятой пятилетке завершена его газификация. Проведен водопровод, заасфальтировано 35 км тротуаров. В 1968 году построены универмаг, комбинат бытового обслуживания, ресторан «Явір». На месте прежнего базара разбит парк, где возвышается памятник великому В. И. Ленину. На улицах и в скверах жители города высадили декоративные деревья. Яворов украшает небольшой пруд. Методом народной стройки сооружен стадион «Спартак» — один из лучших районных стадионов на Львовщине.
И. П. Станько — народный умелец-резчик. Фото 1966 г.
В послевоенные годы значительно улучшилось медицинское обслуживание населения. В городе построена больница на 300 коек. Оснащена новейшим медицинским оборудованием и поликлиника. Теперь в Яворове работают 43 врача, среди них бывший партизан кандидат медицинских наук М. И. Заболотный.
Большие успехи достигнуты в развитии народного образования. В 1952 году в городе открыта еще одна средняя школа. В 1977 году в городе действовало три средние школы, в которых обучалось 2464 ученика, работало 133 учителя. Есть семилетняя музыкальная школа. До 1963 года в Яворове находилось профессионально-художественное училище, готовившее резчиков по дереву. В Яворове широкая сеть культурно-просветительных учреждений — две библиотеки (в т. ч. детская), книжный фонд которых составляет 27,1 тыс. экземпляров, дом культуры, клуб, широкоэкранный кинотеатр. Большое количество слушателей охватывают народные университеты сельскохозяйственных, медицинских, педагогических и правовых знаний. Популярны и университеты атеизма, советского строительства и торговли, действующие на общественных началах.
Многие жители города участвуют в художественной самодеятельности. При доме культуры созданы кружки хоровой, танцевальный, драматический, бандуристов, балетная студия и симфонический оркестр. Неоднократно хоровой коллектив дома культуры успешно выступал на областном и республиканском смотрах художественной самодеятельности. Яворовский хор был участником Всесоюзного семинара хоровых и вокальных коллективов художественной самодеятельности, состоявшегося в Москве в 1946 году. В 1968 году хор преобразован в музыкально-этнографический ансамбль «Яворівщина». На республиканском смотре самодеятельных коллективов, посвященном 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, он удостоен серебряной медали. В 1977 году ансамблю присвоено звание на-/720/родного хора. В 1968 году драматический самодеятельный театр удостоен звания народного драматического.
Культурные традиции прошлого не только сохраняются, но и получают дальнейшее развитие. С давних времен Яворов известен своим богатым самобытным и глубоко народным искусством, выросшим из кустарного промысла. Особенно ярко проявилось оно в резьбе, вышивке, изготовлении игрушек. В прошлом славились изделия яворовских резчиков по дереву И. Лисовского и М. Щирбы. Постепенно сложился своеобразный яворовский стиль резьбы с росписью по дереву. В Яворове обучался мастерству известный львовский скульптор, заслуженный деятель искусств УССР И. В. Севера. Не раз яворовские резчики демонстрировали свои работы на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства в Москве. В 1962 году выставочный комитет отметил произведения талантливого художника И. П. Станько большой серебряной медалью, а работы С. Н. Мельника, К. М. Каваса, М. М. Ковалева — малыми серебряными медалями.
Широко известны игрушки, изготовляемые мастером В. М. Приймой.
Местные органы власти и общественные организации стремятся к тому, чтобы физкультура и спорт стали поистине массовыми. Уже в первые послевоенные годы в городе подготовлено 450 спортсменов-разрядников, а теперь их число достигло 2500. Яворовские спортсмены участвуют в республиканских и всесоюзных соревнованиях по легкой атлетике, самбо, шахматам, футболу и прочим видам спорта. Городская футбольная команда «Спартак», участвуя в республиканских соревнованиях в честь 50-летия Великого Октября, завоевала кубок.
В Яворове сохранились архитектурные памятники. На Малом предместье стоит церковь, сооруженная в 1670 году. Привлекает внимание также Успенская церковь (1760 г.).
Экономический и культурный рост Яворова — результат заботы Коммунистической партии и Советского правительства. Социалистические преобразования происходили под руководством коммунистов. В городе 21 парторганизация, в них на учете 400 коммунистов.
В Советском общенародном государстве конституционно закреплено равноправие всех классов и социальных групп, наций и народностей в обществе, их участие в его управлении, в формировании органов власти, во всей общественно-политической жизни. В Яворовский Совет народных депутатов избраны 50 человек, в т. ч. 33 рабочих, 17 служащих. Среди депутатов 25 коммунистов и 10 комсомольцев. Горсовет много внимания уделяет благоустройству. Большую работу депутаты проводят в постоянно действующих комиссиях, деятельность которых охватывает все стороны жизни и быта города. Ежегодно увеличиваются ассигнования на культурно-бытовые нужды. С 1944 по 1952 год было ассигновано 17 600 руб., с 1965 по 1975 год — 55 316 рублей. Бюджет горсовета на 1977 год составил 349,1 тыс. руб., из них на благоустройство израсходовано 55 тыс. руб., на развитие культуры и здравоохранения — 120,3 тыс. рублей.
Надежными помощниками партийных и государственных органов являются профсоюзные и другие общественные организации. В Яворове 3653 члена профсоюзов, объединенных в 32 организации. В городской комсомольской организации — 1273 члена ВЛКСМ. Молодежь воспитывается на революционных и боевых традициях героического прошлого. Свыше 1700 юношей и девушек провели походы по партизанским тропам Яворовщины, посетили легендарную Брестскую крепость, города-герои Москву, Ленинград, Киев, Волгоград. Молодежь Яворова ухаживает за могилами воинов, погибших в боях за город, переписывается с семьями погибших. В дни празднования 30-й годовщины Победы над фашистской Германией пионеры и комсомольцы города встречались с героем Брестской крепости С. Т. Бобренком, участником боев за освобождение Яворова генерал-майором О. С. Сорокиным и другими ветеранами. На средства комсомольцев и молодежи Яворовского района в городе сооружен памятник комсомолке Людмиле Незабытовской, замученной украинскими буржуазными националистами.
В ходе социалистических преобразований под руководством Коммунистической партии, деятельность которой направлена на укрепление дружбы всех наций и народностей страны, выросли новые люди, воспринявшие идеологию марксизма-ленинизма, сложился новый, социалистический образ жизни, характеризующийся отношениями равноправия, товарищества, дружбы и взаимопомощи между людьми, нациями и народностями. Верные принципам интернационализма, яворовцы установили тесные связи с трудящимися Народной Польши. В городе организовано отделение общества советско-польской дружбы. По его инициативе состоялась встреча яворовских пионеров с польскими харцерами из города Ярослава. В ознаменование этого события на границе посажен парк дружбы. В 1972 году на территории Яворовского района состоялась встреча трудящихся Жешувского воеводства ПНР и Львовщины, посвященная 50-летию образования СССР. Эта встреча продемонстрировала пролетарскую солидарность народов обеих стран.
У трудящихся Яворовского района и Ярославского и Любачевского уездов ПНР стало традицией проводить праздники дружбы народов на государственной границе — границе дружбы.
Вдохновленные величественными начертаниями Программы партии по коммунистическому строительству, трудящиеся Яворова вносят свой достойный вклад в создание материально-технической базы коммунизма.
Ю. Г. Гошко