-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Высшая школа

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/312/

Высшая школа. Укрепление государственного и местного бюджета в результате успешного восстановления народного хозяйства дало возможность ежегодно увеличивать ассигнования на дальнейшее развитие высшей школы и науки. В 1927 году в Киеве работали девять институтов: политехнический, сельскохозяйственный, народного хозяйства, ветеринарно-зоотехнический, кооперативный, медицинский, народного образования, музыкально-драматический и художественный. На 26 факультетах обучалось более 9 тыс. студентов, работало свыше 1 тыс. профессоров и преподавателей. К тому же на шести рабочих факультетах и поступлению в вузы готовились почти 1500 рабочих и крестьян{Всесоюзний шкільний перепис 15.XII 1927 р., т. 2. Установи професійної освіти на Україні. X., 1930, с. 160, 161.}. Кроме того, специалистов высшей квалификации выпускали 10 техникумов города.

Важнейшим завоеванием в области высшего образования к концу первого десятилетия Советской власти было коренное изменение социального состава студенчества. Расширение сети рабфаков способствовало поступлению в высшие учебные заведения все большего количества рабочих и крестьян. В 1928/29 учебном году в вузах республики, в т. ч. и в киевских, 28,3 проц. составляли рабочие и 25,7 проц.— крестьяне{Вища школа Української РСР за 50 років, т. 1, с. 189.}.

Конкретной программой перестройки работы высшей школы в соответствии с новыми задачами социалистического строительства явились решения июльского (1928 г.) и ноябрьского (1929 г.) Пленумов ЦКВКП(б)./313/

В течение 1929—1930 гг. высшие учебные заведения Советского Союза были перестроены по отраслевому принципу и переданы в ведение хозяйственных наркоматов и ведомств. За наркомпросами союзных республик осталось программно-методическое руководство работой высшей школы. На основании постановления об унификации системы среднего специального и высшего образования техникумы УССР, считавшиеся ранее высшими учебными заведениями, были призваны с 1930 года готовить специалистов средней квалификации.

К началу 1931 года в Киеве уже насчитывалось 23 высших учебных заведения, а к началу 1932 года — свыше 30{Научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения СССР в 1932 году. М., 1933, с. 28—59.}. Рост их происходил главным образом за счет разукрупнения многофакультетных институтов и реорганизации некоторых техникумов в институты. Так, на базе факультетов Киевского политехнического института в 1930 году было создано восемь самостоятельных институтов. Некоторые из них, в частности технологические институты пищевой и легкой промышленности, со временем стали ведущими вузами республики.

Наряду с успехами в строительстве высшей школы был допущен ряд ошибок, проявившихся в создании мелких вузов, в распылении научно-педагогических кадров, в широком внедрении в учебную работу т. и. бригадно-лабораторного метода и т. п., что привело к снижению уровня подготовки специалистов.

В соответствии с постановлением ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» в Киеве, как и во всей стране, была проведена большая работа по пересмотру учебных планов и программ высших учебных заведений. Повысилась роль лекций в учебном процессе, практически занятия стали проводиться в тесной связи с лекционной работой, надлежащее внимание уделялось самостоятельной работе студентов. Укреплялась учебно-производственная база институтов.

Большую роль в деле улучшения подготовки специалистов для различных отраслей народного хозяйства и культуры, для научно-исследовательской работы в республике сыграло постановление Совета Народных Комиссаров УССР от 10 марта 1933 года «Об организации на Украине государственных университетов». С 1 сентября 1933 года возобновил свою деятельность Киевский университет. В 1933 году здесь действовали шесть факультетов. В 1941 году количество их возросло до восьми, а численность студентов — с 1364 до 3614{Вища школа Української РСР за 50 років, ч. 1, с. 78.}. Накануне войны университет ежегодно выпускал 400—450 высококвалифицированных специалистов.

В 1934/35 учебном году на базе Киевского музыкально-драматического института им. Н. В. Лысенко открылись консерватория и театральный институт, готовившие специалистов всех отраслей музыкального искусства, актеров, режиссеров и педагогов. Успехи в строительстве социализма и дальнейшее развитие советской демократии дали возможность Советскому правительству пересмотреть существующий порядок приема в вузы. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 декабря 1935 года «О приеме в высшие учебные заведения и техникумы» были ликвидированы ограничения, связанные с социальным происхождением абитуриентов{Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917—73 гг. М., 1974, с. 426.}; главное внимание уделялось улучшению качества подготовки специалистов.

В годы второй пятилетки мелкие вузы слились с однотипными институтами, обеспеченными квалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами и достаточным количеством учебных вспомогательных помещений. И хотя число вузов сократилось, контингент студентов непрерывно возрастал. На 1 января 1936 года в Киеве работало 19 институтов, в которых обучалось 20 759 студентов, и 11 рабфаков с 3742 учащимися{Народногосподарський план м. Киева на 1936 рік. К., 1936, с. 276.}.

Важное значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса имело постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 года «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой». Партия и правительство ставили перед высшей школой задачу обеспечить подготовку высококвалифицированных, политически грамотных, владеющих основами марксизма-ленинизма, всесторонне развитых специалистов, способных использовать новейшие достижения науки и техники, по-большевистски связать теорию с практикой{Культурне будівництво в Українській РСР, т. 1, с. 695, 706.}. В соответствии с постановлением совершенствовались устаревшие программы, готовились новые учебники и пособия, устанавливался твердый режим в высшей школе. Основой учебного процесса стали лекции, индивидуальная работа со студентами. Большое внимание уделялось самостоятельному труду студентов в мастерских и кабинетах, на специальных практикумах и семинарах. Был введен единый метод учета успеваемости студентов — индивидуальный зачет и экзамен.

Повышалась роль профессорско-преподавательского состава в учебно-воспитательной работе, одновременно устанавливался твердый порядок комплектования вузов, по которому в высшую школу принимали только тех, кто имел необходимую подготовку.

Постановлением СНК СССР от 13 января 1934 года «Об ученых степенях и званиях» устанавливались ученые степени: кандидат паук, доктор наук; ученые звания: ассистент, доцент, профессор, а также порядок их присвоения. В Киеве право на присуждение ученых степеней доктора и кандидата наук получили университет, а также институты медицинский, индустриальный и технологический пищевой промышленности./314/

В 1939/40 учебном году на 58 кафедрах Киевского университета работали 344 научных сотрудника, в т. ч. 8 академиков и 6 членов-корреспондентов Академии наук УССР, 24 доктора, 65 кандидатов наук{Історія Київського університету, с. 356.}. Среди 285 преподавателей Киевского индустриального института было 2 академика и 7 членов-корреспондентов Академии паук УССР, 31 профессор, 61 доцент, степень доктора наук имели 10 человек, кандидата наук — 58. В Киевском сельскохозяйственном институте насчитывалось 6 докторов наук, 37 кандидатов, 20 профессоров и 39 доцентов{Вища школа Української РСР за 50 років, ч. 1, с. 236.}.

Подготовка научно-педагогических кадров осуществлялась в аспирантуре, созданной при наиболее крупных вузах республики. В Киеве аспирантура была при университете, энергетическом, машиностроительном, технологическом пищевой промышленности, сельскохозяйственном, медицинском институтах, при консерватории.

Накануне Великой Отечественной войны в Киеве работало 20 вузов, в которых обучалось 28,6 тыс. студентов{Народне господарство міста Киева, с. 146.}. Вузы города поддерживали тесные связи со многими предприятиями и учреждениями, для которых готовили квалифицированные кадры, вели научно-исследовательскую работу.

Успехи в развитии высшей школы в период социалистической реконструкции народного хозяйства обеспечили создание новой, действительно народной интеллигенции, что было одним из важнейших достижений культурной революции и победы социализма в Советской стране.