Народное образование. В ходе социалистического строительства возрастала потребность в квалифицированных кадрах для народного хозяйства. Начала расширяться сеть школ. Уже к концу 1927 года школы охватывали до 92 проц. детей Киева.
Осенью 1928 года в стране развернулся массовый поход за ликвидацию неграмотности среди взрослого населения. В результате напряженной работы учителей города, комсомольцев, всей интеллигенции к 1930 году неграмотность в Киеве была ликвидирована. Согласно решениям XVI съезда ВКП(б) осуществлялось всеобщее обязательное начальное образование. 25 июля 1930 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Выполняя решения партии, киевские школы в том же году приняли 99 проц. детей школьного возраста.
Развитие общеобразовательной школы сопровождалось поиском новых методов учебно-воспитательной работы. Некоторые работники народного образования недооценивали учебный процесс, увлекались т. н. комплексной системой и бригадно-лабораторным методом, вследствие чего урок как основная форма обучения вытеснялся, индивидуальный учет знаний учащихся не велся. В преодолении недостатков большую роль сыграла работа В. И. Ленина «О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны». Исходя из указаний В. И. Ленина, состоявшийся в сентябре 1930 года в Харькове политехнический съезд, в работе которого приняли участие 500 делегатов, наметил конкретные мероприятия по строительству в республике политехнической школы{Історія Української РСР, т. 2. К., 1967, с. 158.}. Поворотным моментом в развитии народного образования явилось постановление ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 года «О начальной и средней школе». В нем отмечались наряду с успехами в деле расширения школьной сети и перестройке школы существенные недостатки в организации образования, заключавшиеся прежде всего в том, что обучение в школе не давало еще достаточного объема общеобразовательных знаний. Поставив задачу перестройки работы школы, ЦК ВКП(б) подчеркнул необходимость теснее связать политехническое обучение с глубоким усвоением основ наук. Значительно улучшилась учебно-воспитательная работа. Школьники обучались по стабильным учебникам.
В последующие годы ЦК ВКП(б) и Советское правительство неоднократно рассматривали различные стороны работы школ. В результате был разработан тип общеобразовательной средней школы — десятилетки, а также ее важнейшие организационно-педагогические основы. В 1934/35 учебном году состоялся первый выпуск учеников средних школ.
Среди активных участников строительства школы на Украине в годы первых пятилеток были выдающийся советский педагог и ученый А. С. Макаренко, опытные педагоги А. М. Астряб, С. X. Чавдаров, деятельность которых была тесно связана с Киевом.
Вопросы улучшения работы школ стояли в центре внимания советской общественности. Как отметил в своем постановлении «О работе среди детей» XVIII пленум Киевского горкома КП(б)У (декабрь 1935 года), введение твердого режима занятий, новая система оценок успеваемости способствовали повышению качества знаний, укреплению дисциплины в школах.
Некоторое время на страницах ряда педагогических изданий пропагандировалась леваческая «теория» отмирания школы, согласно которой отрицалась необходимость программ и учебников, роль педагога сводилась к нулю. Решительное поражение этой теории/312/ нанесло принятое в сентябре 1935 года постановление Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) об организации учебной работы и о внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школах{«Правда», 1935, 4 сентября.}. Конкретные пункты постановления — об организации учебного года, школьного режима, о проверке знаний и выдаче переводных свидетельств и аттестатов с отметками об успеваемости и поведении — способствовали улучшению всей учебно-воспитательной работы, дальнейшему развитию народного образования.
Еще в начале 30-х годов киевские школы размещались в основном в дореволюционных школьных помещениях, располагавшихся в городе неравномерно. В частности, в центре Киева, в районах нынешних улиц Энгельса, Ленина, около Красной площади на Подоле их было много, а в районе Красноармейской улицы, в северовосточных кварталах Подола и в Святошине — мало. Поэтому дети, проживавшие в Святошине, учились в 71-й школе, находившейся у завода «Большевик».
Осуществление всеобщего обязательного начального образования и переход к семилетнему сопровождались большими трудностями, одной из которых был недостаток помещений. Школы работали в две, иногда — в три смены; во многих из них имелись т. н. путешествующие группы, не располагавшие своими классными комнатами. Согласно решениям ЦК ВКП(б) и Советского правительства в 1935 году в больших городах УССР намечалось соорудить 91 среднюю школу, в т. ч. в Киеве — 12 школ на 10 тыс. учащихся. Это давало возможность ликвидировать третью смену.
В 1937/38 учебном году количество школ в городе возросло до 165, численность учеников — до 112 тыс. (в конце 1931 года киевские школы посещали 62,8 тыс. учеников). Учащиеся получили до 3 млн. учебников на родном языке. Сократилось число школ, работавших в две смены. Огромные средства выделялись на оборудование школьных кабинетов, лабораторий, библиотек.
Накануне Великой Отечественной войны в Киеве насчитывалось 180 общеобразовательных школ (без учета школ рабочей молодежи и заочных) со 101,5 тыс. учащихся. К тому времени здесь, как и в других больших городах страны, уже была создана материальная база для осуществления обязательного десятилетнего обучения. Количество полных средних школ увеличилось с 36 в 1934 году до 134 в 1940 году и составляло 74 проц. всех школ{Народне господарство міста Киева, с. 145.}. В 1940 году около 5 тыс. юношей и девушек города окончили десятилетку.
В городе работали также 26 неполных средних и средних школ для взрослых, где обучалось 3814 учеников, 27 школ ФЗО, которые посещали 4135 человек, и 33 средних специальных учебных заведения (техникумы, училища), насчитывавшие 9,6 тыс. учащихся.
Главной силой, обеспечивавшей укрепление всей системы образования и воспитания, были педагогические кадры. Только в 1938/39 учебном году учительский коллектив киевских школ пополнился почти тысячей молодых специалистов, а два года спустя насчитывал 4,8 тыс. человек{Там же.}. Была осуществлена аттестация учителей. Возрос уровень преподавания, улучшилась успеваемость учеников. Повышалась зарплата учителей, были учреждены персональные звания для педагогов средних школ.
Значительно расширилась сеть внешкольных детских учреждений. Открылись дворцы пионеров и октябрят, районные и подрайонные детские клубы и детские технические станции на Подоле, Куреневке, Зверинце, Демиевке, три детские спортивные базы, детский пляж, 253 детские комнаты при домоуправлениях. При Дворце пионеров действовали кукольный театр, кинотеатр, шахматно-шашечная секция и клуб коллекционеров, а также кружки; художественный, оборонный, физкультурный, науки и техники, юных натуралистов. В городе работало много кружков юных техников и авиамоделистов, юных друзей обороны, физкультурных секций и команд при различных учреждениях. Это давало возможность развивать творческие способности детей лучше организовать их досуг. Успехи в народном образовании были важной предпосылкой для решения первоочередной задачи культурного строительства — воспитания нового человека, гражданина социалистического общества.