-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Повышение благосостояния киевлян. Развитие городского хозяйства

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/307/

ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ КИЕВЛЯН. РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Успешное строительство социализма обеспечивало коренное улучшение материального положения трудящихся. Было ликвидировано тяжелое наследие прошлого — безработица, нищета. На предприятиях Киева, как и всей страны, с 1928/29 года осуществлялся перевод на 7-часовой рабочий день.

Существенно повышалась заработная плата. Уже в 1926/27 году среднегодовая заработная плата одного рабочего в Киеве равнялась 399 руб., что на 35 проц. было выше уровня 1912 года{«Киевский пролетарий», 1927, 4 ноября.}, в 1927/28 году — 857 руб. К концу первой пятилетки, в 1932 году, она достигла 1511 руб., в 1936 году — 2682 руб., а в 1937 году— 3125 руб., что составляло соответственно 176, 313 и 365 проц. уровня 1927/28 года{«Радянський Київ», 1938, № 14, с. 15.}.

Отмена карточной системы с 1 января 1935 года, развитие советской торговли, снижение цен на промышленные и продовольственные товары также способствовали дальнейшему повышению реальной заработной платы трудящихся. Свидетельством улучшения благосостояния населения был рост вкладов в трудовые сберегательные кассы. Так, на 1 октября 1928 года остаток вкладов в сберкассах Киева составлял 4,4 млн. руб., а на 1 октября 1938 года — уже 100,2 млн. руб., т. е. сумма личных сбережений за 10 лет возросла почти в 25 раз{«Радянський Київ», 1938, № 16, с. 28.}. В 1940 году 183 тыс. киевлян имели на своих личных счетах в сберкассах города 114 млн. руб.{«Радянський Київ», 1940, № 7—8, с. 26.}, или в среднем около 623 руб. на каждого вкладчика.

Увеличение выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции создало условия для неуклонного роста розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли. В 1940 году он составил 255,3 млн. руб. против 203 млн. руб. в 1937 году. Товарооборот предприятий общественного питания за те же годы возрос с 19,2 до 32,7 млн. рублей{Народне господарство міста Киева, с. 113.}.

Количество магазинов в городе увеличилось в 1934—1939 гг. на 127, ларьков и киосков — на 358. На углу улиц Ленина и Крещатик соорудили 5-этажное здание универмага, который мог ежедневно обслуживать 50 тыс. покупателей, реконструировали «Пассаж», где открыли магазины «Детский мир». Были построены свыше 30 хорошо оборудованных продуктовых магазинов типа «Гастроном» и «Бакалея», а также десятки специализированных промтоварных, галантерейных и других торговых учреждений. Особое внимание уделялось расширению торговой сети, улучшению торговли на окраинах города.

В 1935—1939 годах в Дарнице, на Соломенке, Чоколовке и в других районах построили 50 торговых павильонов. Возле кабельного завода, завода станков-автоматов им. А. М. Горького и у других крупных предприятий работали промтоварные и продуктовые магазины. В 1940 году вся торговая сеть города составляла 1190 магазинов и 1320 ларьков, работали 828 предприятий общественного питания{Там же, с. 124, 125.}.

Значительно возросла в Киеве колхозная торговля, товарооборот которой в 1938 году достиг 157 млн. руб. против 132 млн. руб. в 1937 году. Увеличился завоз мяса, птицы, овощей. Только в 1938 году колхозы реализовали в Киеве 8993 тонны мяса. Для сооружения крытых павильонов, оборудования 16 колхозных рынков холодильной и другой аппаратурой городской Совет депутатов трудящихся выделил в 1937—1939 гг. свыше 3 млн. рублей. Успешно развивались предприятия и учреждения бытового обслуживания киевлян. В 1938 году в Киеве было 530 ателье и филиалов по ремонту обуви, одежды, металлоизделий, а также фотоателье, парикмахерских{«Радянський Київ», 1938, № 2, с. 22.}.

Неуклонно возрастали расходы городского бюджета на медицинское обслуживание. Если в 1929/30 году на эти цели было выделено 1,6 млн. руб., то в 1934 году — уже 18,7 млн. руб., а в 1939 году — 88,6 млн. руб., или в 4,7 раза больше, чем в 1934 году{«Радянський Київ», 1939, № 15, с. 23.}. На каждом промышленном предприятии города, насчитывавшем свыше 300 рабочих, функционировали медицинские пункты. В 1940 году стационарная сеть медицинских учрежде-/308/ний (без госпиталей) составляла 51 единицу. В поликлиниках при крупных предприятиях, таких, как заводы «Большевик», «Ленинская кузница», станков-автоматов им. А. М. Горького, «Арсенал», увеличилось число специальных кабинетов, улучшилось оснащение их медицинским оборудованием. При поликлинике завода «Большевик», где был рентгенологический кабинет, в 1939 году открылась водолечебница. До революции «Арсенал» располагал «приемным покоем» с одним врачом, а в 1940 году на предприятии действовала поликлиника с многочисленным медперсоналом{«Радянський Київ», 1940, № 23—24, с. 14.}.

Всего в больницах города в 1940 году насчитывалось 9772 койки{Народне господарство міста Києва, с. 159.} — в 6,2 раза больше, чем в 1913 году. В лечебных учреждениях города работало 9092 врача и лиц среднего медицинского персонала{Там же.}. Еще в 1934 году на весь город имелось 14 карет скорой медицинской помощи, в 1937 году поликлиники Киева получили 40 автомашин для выезда врачей к больным, а в 1939 году служба скорой помощи имела в своем распоряжении 60 автомобилей{«Радянський Київ», 1939, № 15, с. 23.}.

Сеть яслей системы городского отдела здравоохранения за 1934—1939 гг. удвоилась и достигла 120 единиц, а количество мест в них почти утроилось. В 1940 году в Киеве действовали 174 детских сада, которые охватывали 14,9 тыс. детей, и 128 детских яслей на 8,4 тыс. мест{Народне господарство міста Києва, с. 160.}. Для детей дошкольного возраста были организованы 4 санатория, а всего функционировало 14 детских санаториев, 8 детских лагерей санаторного типа. Детские санатории им. Г. И. Петровского и им. А. М. Горького в Пуще-Водице на 520 мест и Ворзельский детский санаторий Укркурортуправления на 180 отдыхающих завоевали славу всесоюзных здравниц{«Соціалістичний Київ», 1937, № 1, с. 35.}.

Улучшилось санаторно-курортное обслуживание населения. В окрестностях города, по данным 1940 года, насчитывалось более 40 санаториев, в которых лечилось и отдыхало около 70 тыс. человек{«Радянський Київ», 1940, № 23—24, с. 12.}. Немало киевлян проводили отпуск на курортах Крыма, Кавказа. На южных курортах страны в 1940 году отдыхали 250 рабочих «Арсенала». Завод имел дом отдыха в Пуще-Водице. С каждым годом увеличивалась численность трудящихся, получавших пенсии, оказывалась материальная помощь демобилизованным красноармейцам и их семьям, инвалидам войны и труда. За один только 1927/28 год расходы на социальное страхование в городе возросли с 3,2 до 4,3 млн. руб., а в 1937 году они превышали уже 100 млн. руб. в год. 15 тыс. инвалидов и их семей государство обеспечивало пенсиями. Общие расходы на социальное обеспечение достигли 15 млн. руб., на оплату временной нетрудоспособности трудящихся было израсходовано более 20 млн. руб.{«Соціалістичний Київ», 1937, № 1, с. 33.}. В 1940 году 22 тыс. киевлян получали трудовую пенсию. годы Советской власти население Киева росло быстрыми темпами. В 1929 году в городе насчитывалось 518,4 тыс. жителей, в 1933 — 608 тыс., а по данным переписи 1939 года, проживало уже 846,3 тыс. человек. Киев, столица Украинской Советской Социалистической Республики, уже в начале третьей пятилетки по количеству населения занял третье место среди городов Советского Союза. Рост численности населения был непосредственно связан с социалистической индустриализацией, перемещением сельского населения в город, планомерным перераспределением рабочей силы между социалистическим городом и колхозным селом. В то же время город систематически посылал в села области и республики мастеров, техников, инженеров, агрономов, учителей, врачей.

В предвоенные годы наблюдались быстрые темпы естественного прироста населения. В 1940 году в Киеве родилось 22,4 ребенка на каждую тысячу населения города{Народне господарство міста Києва, с. 174.}. В Берлине же, Лондоне и Нью-Йорке, по данным 1936 года, на каждую тысячу человек рождалось не более 14 детей.

Изменился социальный состав населения города. Рабочая прослойка (с семьями) с 1926 по 1931 год увеличилась со 132 тыс. человек до 271 тыс., т. е. с 27,2 проц. до 46,3. Одновременно контингент нетрудовых элементов (служителей культа и др.) уменьшился с 29 тыс, человек до 3 тыс. (0,5 проц. всего населения).

С 1934 по 1937 год число рабочих на киевских предприятиях выросло с 93 тыс. человек до 136,6 тыс. В 1940 году в Киеве насчитывалось 346,6 тыс. рабочих{Там же, с. 86.}. Изменилось соотношение работающих и неработающих, прежде всего в рабочих семьях. До революции, как правило, «кормильцем» пролетарской семьи был отец, и благосостояние всех членов семьи зависело от его заработка. По данным обследования 1936 года, в Киеве в каждой рабочей семье трудилось несколько человек. В 1940 году число всех работавших в город возросло по сравнению с 1926 годом в 3,5 раза. В конце 20-х и в начале 30-х годов из-за ограниченности средств коммунальное хозяйство Киева не по верталось значительной реконструкции, хотя уже и удовлетворяло потребностей жителей.

Жилищный фонд города в 1926 году составлял лишь 790 тыс. кв. метров{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1930, № 16, с. 43—45.}. За 1926—1927 гг. было построено 164,1 тыс. кв. метров. Более половины рабочих Киева снимали жилье в малоудобных частных домах. Улицы многих районов оставались немощеными, слабо освещались ночью. Изношенными и перегруженными были водопровод и электросеть Киева. Городской транспорт не обеспечивал потребностей пассажиров. Отсутствовала постоянная связь с Чоколовкой, Шулявкой Дарницей. Для реконструкции коммунального хозяйства необходимы были большие капиталовложения{«За індустріалізацію, за колективізацію, 1930, № 17, с. 24.}./309/

В 1927/28 году они составили лишь 5,4 млн. рублей. Успехи первых пятилеток, победа социализма создали условия для дальнейшего развития коммунального хозяйства, коренного улучшения его деятельности, более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей киевлян.

С превращением Киева в столицу УССР ЦК КП(б)У и Советское правительство Украины стали уделять развитию города особое внимание. На заседаниях Политбюро ЦК КП(б)У, Совета Народных Комиссаров УССР систематически обсуждались вопросы о строительстве и благоустройстве Киева. На дальнейшее развитие столицы Украины мобилизовали трудящихся постановления XIII Всеукраинского съезда Советов, состоявшегося в январе 1935 года. В июне 1935 года Политбюро ЦК КП(б)У утвердило специальную комиссию по планированию и реконструкции города, которая наметила конкретные меры по расширению жилищного строительства, сооружению ряда объектов: Днепровского водопровода, новых троллейбусных и трамвайных линий, административных зданий, новой набережной Днепра, Центрального стадиона, Центрального универмага и многих других.

В 1934 году Совет Народных Комиссаров УССР ассигновал для развития киевского городского коммунального хозяйства 43 млн. руб., или в 1,5 раза больше, чем за всю первую пятилетку{«Соціалістичний Київ», 1934, № 1—2, с. 4.}; в 1937 году в него было вложено 49,8 млн. руб., в 1938 году — 64,4 млн. рублей{«Радянський Київ», 1938, № 14, с. 15.}.

4 апреля 1937 года ЦИК УССР утвердил разработанную Киевским городским Советом новую систему районирования{«Соціалістичний Київ», 1937, № 4, с. 39.}. В городе было создано восемь административных районов: Ленинский, Кировский (теперь — Печерский), Жовтневый, Петровский (ныне — Подольский), Дарницкий и другие. Усовершенствование административного деления позволило партийным и советским органам улучшить руководство хозяйственным и культурным строительством. Возросло значение Киева как административного центра крупной области и столицы республики, а открытие прямого судоходства по Днепру, рост грузооборота железнодорожных и водных путей повысили его роль как крупного транспортного узла страны.

К началу Великой Отечественной войны границы Киева расширились до 68 тыс. га, территория его увеличилась почти в 4 раза. В 1934—1935 гг. застроили все свободные участки центральных улиц Киева, а с 1936 года, с началом генеральной реконструкции города, производилось уплотнение его центральных кварталов и освоение новых районов{«Соціалістичний Київ», 1937, № 12, с. 23.}. В предвоенные годы произведена застройка Печерско-Зверинецкого района, осваивался и превращался в органическую часть города левый берег Днепра.



Крещатик. Начало 30-х годов.

К началу 1934 года жилищный фонд города составил 3,8 млн. кв. метров{Матеріали до звіту Київської міської Ради XI скликання (1931—1934 рр.). К., 1934, с. 43.}. В 1936—1940 гг. введено в эксплуатацию еще свыше 445 тыс. кв. метров жилой площади, широко практиковались надстройки домов. Массовый характер приобрело индивидуальное строительст-во. Однако рост населения города значительно опережал темпы жилищного строительства, что создавало в те годы определенные трудности с жильем.

Большое внимание уделял городской Совет сохранению и поддержанию в надлежащем состоянии жилищного фонда Киева. Так, в 1935—1939 гг. на капитальный ремонт квартир ежегодно расходовалось около 20 млн. руб., а в 1940 году — 24 млн. рублей{Матеріали до господарського плану та бюджету м. Києва на 1941 р., с. 12.}.

За годы Советской власти изменилось традиционное расселение населения Киева. До революции в центре города жили дворяне, чиновники, буржуазия. Теперь же здесь селились семьи рабочих.

Так, в корреспонденции ветеранов завода «Арсенал» А. М. Ковалева, И. Рыженкова и Ф. Родионова, помещенной 28 января 1937 года в газете «Комуніст» под названием «Дни арсенальские», говорилось: «Жизнь нашу можно сравнить с молодой яблоней, что пышно расцвела в весенних лучах... Многие рабочие живут в красивых домах, которые занимала раньше буржуазия. Но нас не полностью удовлетворяют жилищные условия. Рабочий уже не должен жить на окраине во флигельке. Надо, чтобы в его квартире были все современные коммунальные выгоды. И вот... мы сооружаем для наших рабочих два больших дома по шесть этажей каждый». В 1938 году эти дома были сданы в эксплуатацию{«Комуніст», 1937, 28 января; «Радянський Київ», 1938, № 16, с. 28.}.

Еще в 1926—1929 гг. водопроводная сеть города была увеличена с 232 до 250 км. Большой объем работ по замене старых труб и постройке новых скважин выполнен в годы первой пятилетки. За 1931—1934 гг. на капитальные работы по развитию водопровода израсходовано свыше 8 млн. руб., что позволило освоить 15 новых подземных источников воды, однако перебои в во-/310/доснабжении еще ощущались{«Соціалістичний Київ», 1934, № 1—2, с. 18.}. В 1933 году потребление воды в Киеве возросло вдвое против уровня 1914 года. Важное значение для развития коммунального хозяйства города имело окончание строительства в 1939 году первой очереди Днепровского водопровода. С введением его в эксплуатацию водоснабжение увеличилось еще почти вдвое. К 1939 году на 60 проц. возросла по сравнению с 1934 годом мощность артезианского водопровода. Протяженность уличной водопроводной сети выросла на 21 км, к ней подсоединили 900 новых усадеб. Значительно расширилась сеть водопровода на окраинах. К августу 1939 года там действовало 311 водоразборных колонок против 89 в 1934 году. В новом, Дарницком районе, где водопроводная сеть отсутствовала, выкопали 132 колодца.

К 1934 году в городе было проложено 8,3 км новых канализационных линий, а на некоторых, ранее существовавших, установлены трубы большого диаметра. Однако в 1934 году канализационная сеть охватывала менее половины частных домов и требовала дальнейшего расширения. Важной задачей в те годы являлось сооружение мощного коллектора в районе речки Лыбедь{«Соціалістичний Київ», 1937, № 5 2, с. 11.}. Значительной реконструкции подверглись канализационная сеть и канализационные сооружения Киева в 1935—1940 гг. Тогда были построены новые коллекторы для обеспечения пропуска канализационных стоков. Число присоединенных к новой канализационной системе усадеб уже в 1938 году составляло 6112. В 1940 году было завершено канализирование Пущи-Водицы, начато — Святошина и Дарницы.

Благодаря реконструкции городских электростанций производство электроэнергии уже с 1926 по 1929 год возросло вдвое, что дало возможность электрифицировать коммунальное хозяйство города. Улучшилась работа почтовых отделений, телеграфа, расширилась телефонная сеть. В 1926 году в Киеве действовали три радиоприемные установки, а к 1929 году было подготовлено и введено в действие 3300. Киевская радиостанция имела 1720 абонентов. В 1940 году в городе действовало 62 тыс. радиотрансляционных точек{Народне господарство міста Киева, с. 84; «За індустріалізацію», за колективізацію, 1930, № 14, с. 60.}.

С 1931 года в Киеве на базе теплофикации началась реконструкция электроэнергетической системы. В 1936 году введена в эксплуатацию первая очередь теплоэлектроцентрали, к ней подключили несколько промышленных и жилых зданий, а к 1939 году она уже снабжала теплом 56 различных объектов города{«Радянський Київ», 1940, № 16, с. 11.}.

В 1939 году снабжение города электроэнергией по сравнению с 1913 годом возросло в 7 раз, а потребление электроэнергии на одного жителя — в 6 раз.

С 1936 года в столице начала работать радиостанция им. С. В. Косиора, которая была построена по последнему слову техники. Осуществлена реконструкция радиоприемной сети города и радиоаппаратуры городского радиотрансляционного узла. Уже в 1937 году радиотрансляционный узел Киева обслуживал 28 756 абонентов, было зарегистрировано 5988 ламповых и 1160 детекторных радиоприемников. К концу третьей пятилетки намечалось построить в Киеве новую радиовещательную станцию. Перед началом Великой Отечественной войны Киевская телефонная станция обслуживала 22 500 абонентов.

С 1926 по 1929 год количество трамвайных вагонов увеличилось с 211 до 235, а длина трамвайной линии — на 30 км. В 1931—1934 гг. капитально отремонтировано 12,8 км трамвайных путей и проложено 6 км новых{«Соціалістичний Київ», 1934, № 11—12, с. 2, 35.}. Подвижной состав трамвайного парка пополнился 10 новыми пульмановскими вагонами.

В 1935—1939 гг. на расширение городского транспорті израсходовано 48 млн. руб. Подвижной состав трамвая возрос с 319 до 431 вагона, количество маршрутов увеличилось с 22 до 26, значительно возросла также и общая протяженность. В 1934 году по городу курсировали 10 автобусов (производства Горьковского автозавода) и несколько пассажирских такси, а в 1940 году по Киеву курсировали 47 троллейбусов, 57 автобусов, 99 пассажирских и 140 грузовых такси{Народне господарство міста Киева, с. 64; «Радянський Київ», 1939, № 8, с. 13.}. Всеми видам городского транспорта было перевезено 313 млн. пассажиров, или в 4,7 раза больше, чем в 1913 году{«Радянський Київ», 1940, № 23—24, с. 15.}.

В 1928 году был реконструирован фуникулер, его рельсовая линия удлинена на 38 метров (от улицы Боричев ток до улицы Александровской), что улучшило сообщение между Петровским и Печерским районами. Большое значение для города имело сооружение в 1929—1932 гг. железнодорожного вокзала. Была введена в действие новая железнодорожная линия Киев—Петровка; грузооборот Киевского железнодорожной узла за годы первой пятилетки увеличился в 2,2 раза, а количество перевезенных пассажиров — в 3,5 раза{Матеріали до звіту Київської міської ради XI скликанях, с. 17.}.

В 1933 году вступил в строй действующих аэропорт в Броварах. С августа того же года открыто регулярное почтово-пассажирское движение на воздушной линии Киев — Харьков, в последующие годы введен еще ряд новых авиалиний.

Осуществлены большие работы по благоустройству столицы. Так, за годы второй пятилетки покрыто брусчаткой 193 тыс. кв. метров улиц города, реконструировано и замощено 318 тыс. кв. метров улиц, а там 573 тыс. кв. метров тротуаров{«Радянський Київ», 1939, № 8, с. 13.}. За годы третьей пятилетки заасфальтировано еще 775 тыс. кв. метров улиц в т. ч. бульвар Шевченко, улицы Крещатик, Красноармейская, Кирова, Январского восстания. Площадь улиц Киева с твердым покрытием в начале 1940 года составляла 2,8 млн. кв. метров против 1,9 млн. кв. метров в 1913 году{«Радянський Київ», 1940, К« 23—24, с. 16.}./311/

Были проведены капитальные работы по предупреждению и ликвидации оползней и закреплению берегов и склонов Днепра, русла речки Лыбедь: построена первая очередь гранитной набережной Днепра длиной 1322 погонных метра, на что израсходовано около 10 млн. рублей, проложено 3700 погонных метров противооползневых штолен, посажено 557 тыс. деревьев. Намного улучшилось уличное освещение города. В 1938 году на 143 улицах бывших окраин Киева установили 717 электрических фонарей, на 285 улицах дополнительно установлено 3473 светоточки{«Радянський Київ», 1938, № 14, с. 28.}. В 1939 году улицы и площади столицы Украины освещали 7462 электрических фонаря{«Радянський Київ», 1939, № 8, с. 13.}.

Увеличилась площадь садов, зеленых насаждений. Создавались новые, расширялись и благоустраивались старые городские парки. Так, на Куреневке был создан парк им. Т. Г. Шевченко, березовая роща — для жителей Петровского района. Открыт также Голосеевский парк, перепланирован и дооборудован Пионерский парк на склонах Днепра. Старый ботанический сад Киевского университета после благоустройства превращен в парк отдыха.

Ежегодно в садах, парках, на бульварах высаживались декоративные деревья, кустарники, цветы. Киев превращался в город-сад.

Под руководством Коммунистической партии рабочий класс и все трудящиеся за предвоенные годы социалистического строительства создали по существу новый город с крупными промышленными предприятиями, величественными административными и общественными зданиями, научными учреждениями и вузами, стадионами и парками, развитым коммунальным хозяйством. Знатным и уважаемым хозяином города стал рабочий человек, труженик и созидатель.