-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Трудящиеся города в борьбе за создание основ социалистической экономики

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/287/

ТРУДЯЩИЕСЯ ГОРОДА В БОРЬБЕ ЗА СОЗДАНИЕ ОСНОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Успешно решив задачи восстановительного периода, советский народ под руководством Коммунистической партии приступил к дальнейшему осуществлению ленинского плана построения социализма в нашей стране. Руководствуясь указанием В. И. Ленина о наличии в СССР всего необходимого для построения социализма, XIV съезд Коммунистической партии, состоявшийся в декабре 1925 года, взял курс на социалистическую индустриализацию страны, превращение СССР из аграрной в могучую промышленную державу.

Переход к реконструкции народного хозяйства, создание современной индустрии предусматривали прежде всего строительство в короткий срок предприятий по производству средств производства, ускоренное развитие ведущих отраслей промышленности — машиностроительной, металлургической, топливной, создание ряда новых отраслей: цветной металлургии, станкостроения, тракторо- и автомобилестроения. Индустриализация, согласно указанию В. И. Ленина о ликвидации фактического неравенства ранее угнетенных народов, проводилась во всех союзных и автономных республиках, а промышленные районы РСФСР и УССР стали базой для технической реконструкции народного хозяйства страны.

Вместе со всей партией и советским народом в борьбу за осуществление программы социалистической индустриализации страны активно включились трудящиеся Киева. К началу реконструктивного периода Киев был самым большим по количеству населения городом Советской Украины. В промышленном отношении он являлся наиболее развитым из городов Правобережной Украины, хотя основную часть его индустрии составляли предприятия, вырабатывавшие продукты питания, одежду, обувь для местного рынка. Самые крупные среди машиностроительных и металлообрабатывающих заводов — «Большевик», «Ленинская кузница», им. Артема, кабельный, «Красные пахари» — выпускали в те годы продукцию для нужд железнодорожного транспорта, легкой, пищевой промышленности и сельского хозяйства. Для успешного развития машиностроения, судостроения и приборостроения необходимо было реконструировать эти предприятия, а также заводы «Физик-химик», им. А. Г. Письменного. Намечалось построить железнодорожный мост через Днепр, новый вокзал, а для обеспечения промышленности и транспорта электроэнергией соорудить Киевскую районную тепловую электростанцию (КРЭС) проектной мощностью 22 тыс. квт. 88 проц. всех капитальных затрат 1926/27 хозяйственного года направлялось на расширение промышленности, производящей орудия и средства производства{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР в период построения фундамента социалистической экономики (1926—1932 годы). Сборник документов и материалов. К., 1966, с. 125.}.

На основе развития индустрии предусматривалось построить целый ряд предприятий легкой и пищевой промышленности, в частности две обувные, швейную и трикотажную фабрики, мясокомбинат, хлебозавод, расширить мельницу, рафинадный, дрожжевой заводы, а также соорудить заводы асбоцементный и кирпичный, кинофабрику, типографию.

Труженики города активно поддержали политику Коммунистической партии и Советского правительства по осуществлению планов индустриализации, проявляя высокую активность в борьбе с трудностями, стоявшими на их пути. Вместе с трудящимися всей страны они единодушно выступили против попыток международного империализма и его агентуры внутри страны — нэпманов и кулачества — сорвать эти планы. Когда в мае 1927 года консервативное правительство Англии разорвало дипломатические и торговые отношения с СССР, а в июне английская и польская реакция организовала убийство советского посла в Варшаве П. Л. Войкова, трудящиеся Киева на многочисленных митингах выразили гнев и возмущение по поводу провокаций империалистов, пытавшихся втянуть Совет-/288/ский Союз в новую войну. Решительно выступали они и против попыток белогвардейцев и китайских милитаристов спровоцировать конфликт на Дальнем Востоке в 1929 году, а также против украинской контрреволюции, активизировавшей при помощи сил империализма свою подрывную деятельность. В ноябре 1929 года в Киеве была разоблачена нелегальная буржуазно-националистическая организация «Спілка визволення України» («СБУ»), ставившая своей целью отрыв Украины от СССР и реставрацию капиталистического строя. Рабочие, трудовая интеллигенция на многолюдных митингах и собраниях гневно клеймили врагов. Коллективы заводов «Большевик», «Ленинская кузница», фабрики им. В. Н. Боженко и ряда других предприятий требовали сурово покарать врагов социализма. 22 ноября в городе состоялась 15-тысячная демонстрация студентов, возмущенных преступлениями отщепенцев и их иностранных покровителей{«Пролетарська правда», 1929, 24 и 26 ноября.}.

Высокая политическая и трудовая активность рабочего класса города, огромная помощь Советского государства, повседневное руководство ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)У промышленным строительством обеспечивали успешное осуществление социалистической реконструкции. Уже осенью 1926 года началось сооружение Киевской районной электростанции. В ее проектировании приняли участие инженеры Москвы. Один турбогенератор был изготовлен на Ленинградском заводе «Электросила»{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР в период построения фундамента социалистической экономики (1926—1932 годы), с. 111; «За індустріалізацію, за колективізацію», 1930, № 3—4, с. 66, 67.}.

В 1927 году на заводе «Большевик» осуществлено расширение отдельных цехов, построена новая сушилка для стального литья. Завод начал выполнять заказы предприятий Москвы, Ленинграда, Кубани, Кавказа, Туркестана. Были переоборудованы цехи и расширены производственные площади на «Ленинской кузнице», кабельном заводе, в Главных мастерских Днепровского речного транспорта и на других предприятиях города. На заводах «Ленинская кузница» и «Большевик» началось производство новых сложных машин и оборудования (барабаны «Гигант», выпарные аппараты, диффузоры, корнерезки и пр.), предназначенных для кожевенной, сахарной, винокуренной промышленности. Все это оборудование ранее ввозилось из-за границы. Для углубления специализации предприятий, стандартизации производства, а также улучшения руководства ими со стороны ВСНХ УССР в июле 1927 года завод «Большевик» и Киевское объединение машиностроительных заводов «Ленинская кузница» были включены в состав республиканского треста среднего машиностроения{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР в период построения фундамента социалистической экономики (1926—1932 годы), с. 75—77.}. В 1926/27 году подвергся реконструкции завод по выпуску металлоизделий им. А. Г. Письменного. В апреле 1926 года в поисках новых средств для индустриализации Центральный Комитет ВКП(б) обратился ко всем партийным организациям и трудящимся с призывом ввести «сверху донизу», т. е. во всех звеньях хозяйственного и управленческого аппарата, строжайший режим экономии, ликвидировать непродуктивные затраты. При СНК УССР была создана специальная комиссия по осуществлению режима экономии. В борьбу за эту важнейшую предпосылку успехов индустриализации активно включились коллективы заводов «Большевик», «Арсенал», «Ленинская кузница», кабельного и других предприятий. Так, на заводе «Большевик» завком и партбюро проводили во всех цехах производственные совещания, разъясняли рабочим задачи социалистической индустриализации, необходимость соблюдения строжайшего режима экономии, сокращения непроизводительных расходов. Эта работа давала положительные результаты. За 1926/27 хозяйственный год на заводе было сэкономлено 12,5 тыс. руб. Значительной экономии сырья, повышения производительности труда добились и коллективы других предприятий. По сравнению с 1912 годом производительность труда на заводах и фабриках металлообрабатывающей промышленности возросла в 1926/27 году на 37 проц, на деревообрабатывающих — на 43,5 проц. и кожевенных — на 60,5 проц.{«Киевский пролетарий», 1927, 10 мая.}. В целом по Киеву за 1926/27 хозяйственный год экономия средств достигла 4200 тыс. рублей.

Значительную роль в борьбе за индустриализацию сыграло проведение «Дней индустриализации». Трудящиеся Киева, активно поддержав эту инициативу ленинградских рабочих, устраивали воскресники и заработанные на них средства передавали в фонд индустриализации. Так, во время воскресника 25 марта 1929 года коллективы «Арсенала», «Большевика» и «Ленинской кузницы» дали стране продукции на 30 тыс. руб.{Нариси історії Київської обласної партійної організації, с. 307.}. Активное участие принимали киевляне и в подписке на массовые государственные займы индустриализации, которых в 1926—1929 гг. было проведено три. Облигаций первого займа среди рабочих и служащих города реализовано на сумму 750 тыс. руб., второго — на 4710 тыс. руб. и третьего — на 8341 тыс. рублей{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1930, № 14, с. 16.}.

С 1928 по 1929 год количество действующих цензовых промышленных предприятий в городе увеличилось со 149 до 195, а число занятых на них рабочих составило более чем 29 тыс. человек. Вместе с тем улучшилось снабжение заводов и фабрик оборудованием. Удельный же вес частнокапиталистического сектора снизился с 1,6 до 0,4 процента.

Уменьшилось число безработных. Однако промышленность и транспорт еще не могли полностью использовать рабочую силу в связи с тем, что целый ряд фабрик и заводов были законсервированы или работали не на полную мощность. К тому же усиливался приток неквалифицированных рабочих из сел. Поэтому Объединенный пленум ЦК и ЦКК КП(б)У, состоявший-/289/ся 26 февраля — 3 марта 1927 года, обязал партийные организации города принять меры по ускорению развития предприятий местной промышленности, улучшению портового хозяйства и борьбе с безработицей{Коммунистическая партия Украины в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 1, с. 456.}. На ликвидацию безработицы в городе в 1926/27 году израсходовано 1110 тыс. руб., в 1928/29 году — 1371 тыс. руб. и в 1929/30 году — 1968 тыс. руб. Число безработных только в промышленности и строительстве с октября 1927 года по октябрь 1929 года уменьшилось с 9773 до 6311 человек{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1930, № 2, с. 14, 15.}.

Заметно возросли капиталовложения в промышленность, что дало возможность развернуть работы по сооружению двух крупных обувных, а также текстильной и трикотажной фабрик, мясобеконного комбината (третьего на Украине), механизированного хлебозавода. Началось строительство товарной станции, расширялось портовое хозяйство на Днепре.

С развертыванием широкого фронта индустриализации, укреплением социалистического сектора в промышленности возникла потребность в разработке перспективных планов экономического развития. XVI конференция ВКП(б), состоявшаяся в апреле 1929 года, утвердила первый пятилетний план развития народного хозяйства страны на 1928/29—1932/33 гг., в соответствии с которым были составлены пятилетние планы для всех союзных республик, районов, промышленных предприятий.

II конференция КГ1(б)У (1929 г.) в резолюции о пятилетнем плане развития народного хозяйства Украины указывала на необходимость ускорить индустриализацию Киева, как и других крупных городов, «которые в дореволюционное время были торговыми центрами и еще до сих пор не получили достаточного индустриального развития»{Коммунистическая партия Украины в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 1, с. 615.}.

По пятилетнему плану в Киеве предусматривались новое строительство и дальнейшая реконструкция 26 промышленных предприятий. Генеральной реконструкции подлежали «Большевик», «Ленинская кузница», заводы им. Артема, кабельный, «Физик-химик», Главные железнодорожные мастерские и другие предприятия среднего и специального машиностроения, электротехнической промышленности и приборостроения. В городе предполагалось организовать производство электромоторов, электроаппаратуры, двигателей внутреннего сгорания, радиоаппаратуры, а также крупное механизированное швейное производство, выработку сукна и искусственного шелка, производство цемента, шифера и других строительных материалов. План предусматривал дальнейшее развитие фарфоро-фаянсовой промышленности, а также мукомольной и других отраслей пищевой промышленности, в частности пуск рафинадного, крахмало-паточного, консервного, маслозаводов, первой очереди мясобеконного комбината{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1930, Лі 1, с. 6—7; № 11—12, с. 29.}. Капиталовложения в промышленность города планировались в объеме свыше 50 млн. руб.; на завершение строительства КРЭС выделялось 912 тыс. руб. Валовая продукция промышленности должна была возрасти за годы пятилетки на 243 проц., производительность труда — на 42 проц., число рабочих — увеличиться на 183 процента{Матеріали п'ятирічного перспективного плану Київщини. К., 1929, с. 366—368.}.

XI съезд КП(б)У в 1929 году определил промышленную специализацию Киева как центра среднего машиностроения УССР. В резолюции съезда подчеркивалась необходимость дальнейшей реконструкции заводов «Большевик» и «Ленинская кузница». ВСНХ УССР еще в 1927 году отнес эти предприятия к числу наиболее важных промышленных объектов республики. Специализация их, как и ряда других заводов, окончательно определилась в ходе выполнения планов первой пятилетки.

В 1927 году началось строительство Днепрогэса, которое должно было решить проблему «Большого Днепра», предусматривавшую сквозной судоходный путь по Днепру и его притокам. По постановлению Совета Труда и Обороны СССР, принятому в конце 1930 года, в Киеве намечалось создать завод и верфь речного судостроения на базе «Ленинской кузницы», которая с 1928 года выполняла заказы Днепровского речного пароходства. ВСНХ УССР ассигновал для этой цели 6,5 млн. руб. Реконструкция завода приравнивалась к ударным стройкам СССР. По постановлению Политбюро ЦК КП(б)У в 1929 году судостроительный завод включили в состав Южного судостроительного треста союзного значения{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР в период построения фундамента социалистической экономики (1926—1932 годы), с. 243.}, а в 1931 году — в состав Всесоюзного объединения «Речсоюзверфь». Партия и правительство обязали коллектив «Ленинской кузницы» за годы пятилетки увеличить выпуск продукции речного судостроения до 100 проц., наладить производство паровых машин для судов мощностью 125 и 400 лошадиных сил, паровых котлов с поверхностью нагрева до 120 кв. метров и др.{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1931, № 20—21, с. 23, 27.}.

Из года в год завод расширялся, здесь строились новые большие цехи — электросварочный, инструментальный, была сооружена кузница для механического цеха, значительно расширены чугунолитейный и сталелитейный цехи{Будова соціалістичного Киева, 1917—1932 рр. К., 1932, с. 33.}. В 1932 году пущен котельный цех, площадь которого почти равнялась производственной площади всех цехов дореволюционного Южнорусского машиностроительного завода, а в 1933 году завершилось строительство механического цеха для производства вспомогательных судовых механизмов — паровых брашпилей, помп, штурвалов. В 1929/30 хозяйственном/290/ году завод закупил на 3425 тыс. руб. новых станков и оборудования. Здесь установили большие карусельные и сверлильные станки., В 1929/30 году начато изготовление главных судовых машин для пароходов (построены котлы и паровые машины для 4 судов мощностью 125 лошадиных сил и для 9 пароходов мощностью 250 лошадиных сил, изготовлено 12 пароходных котлов). В том же году судоверфь «Ленкузницы» построила и спустила на воду первую на Днепре баржу водоизмещением 1000 тонн{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1930, № 5, с. 61, № 20, с. 43.}.

В 1930 году завод выпустил продукции на 7,6 млн. руб., или 265 проц. довоенного производства, а в 1931 году, когда на Рыбальском полуострове была сооружена судостроительная верфь, построены котельный, литейный и механический цехи, «Ленинская кузница» полностью перешла на производство машин и котлов для речных судов. Таким образом, в годы первой пятилетки завод «Ленинская кузница» и верфь были превращены в судостроительную базу «Большого Днепра» и других речных путей страны.

Коллектив судостроителей с помощью видного специалиста по электросварке Е. О. Патона первым в СССР освоил производство буксирных пароходов с цельносварными корпусами. Электросварка внедрялась и в котлостроение. Рабочие предприятия успешно овладевали новой техникой и организовывали производство новых видов продукции. В 1932 году здесь был изготовлен первый в Советском Союзе цельносварной паровой котел с большой поверхностью нагрева. На Киевском судоремонтном заводе после завершения его реконструкции производился также капитальный и средний ремонт пассажирских и грузовых судов Днепровского речного бассейна.

Коренной реконструкции подвергся и завод «Большевик». За годы первой пятилетки он превратился в крупное социалистическое предприятие. В течение 1929—1931 гг. здесь выросло шесть новых корпусов и цехов: большой механический площадью 12 тыс. кв. метров, чугунолитейный, кислотоупорного чугуна, кузница, компрессорная станция и др. Этому содействовало включение «Большевика» в 1929/30 году в состав Всесоюзного треста химического машиностроения и определение его специализации: производство оборудования для химической и сахарной промышленности. Уже к 1931 году выполнено реконструктивных работ на сумму около 3,7 млн. руб., а всего на реконструкцию завода было ассигновано 15 млн. рублей{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1931, № 11—12, с. 22.}.

В 1928/29 хозяйственном году завод выпустил продукции на 5,9 млн. руб., перевыполнив на 12,3 процента план снижения ее себестоимости{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1930, № 17, с. 7; 1931, № 23, с. 19.}. Рабочие предприятия уже в 1931 году освоили технику электросварки, а в конце года начали выпускать аппаратуру из кислотоупорного чугуна для химической промышленности. Мощность предприятия возрастала. Так, если в 1928/29 году было произведено 1775 тонн чугунного литья, то К началу 1932 года — 26 тыс. тонн. Производство стального литья выросло с 818 тонн до 10 тыс. тонн{Будова соціалістичного Киева, 1917—1932 рр., с. 13.}. На XVII конференции ВКП(б) председатель ВСНХ СССР В. В. Куйбышев в своем выступлении подчеркнул, что киевский завод «Большевик» является одним из главных предприятий страны по производству химической аппаратуры.

Важное значение для индустриализации страны имела реконструкция Киевского машиностроительного завода им. Артема — одного из основных в СССР по производству машин и оборудования для кожевенной промышленности и единственного по изготовлению аппаратуры для экстрактного производства. Благодаря реконструкции входившего во Всесоюзное объединение точной индустрии завода «Физик-химик» в Киеве начали выпускать водомеры и манометры. В 1931 году коллектив предприятия изготовил приборов на сумму 5 млн. рублей.

По решению Советского правительства с 1929 года началась реконструкция Главных электромеханических мастерских, на базе которых в октябре 1931 года был создан завод союзного значения по изготовлению приборов сигнализации, централизации и блокировки для железнодорожного транспорта, получивший название «Транссигнал». Здесь были построены электротехнический, инструментальный, телеграфно-телефонный, электросварочный и деревообрабатывающий цехи. На предприятии трудилось свыше 1000 рабочих; объем выпускаемой продукции с каждым годов возрастал и в 1933 году достиг 4 млн. руб. Среди выпускаемых заводом средств сигнализации были ранее импортируемые жезловые аппараты и автоблокировочная аппаратура.

На базе Главных трамвайных мастерских, где ремонтировали трамвайные вагоны, к концу пятилетки возник вагоностроительный завод (ныне — им. Ф. Э. Дзержинского), удовлетворявший нужды трамвайного хозяйства не только Киева, но и всей республики.

Партия и правительство уделяли большое внимание развитию сельскохозяйственного машиностроения. На реконструкцию киевских заводов «Красные пахари» № 1 и № 2 в 1930—1931 гг. было выделено 1771 тыс. руб. Включенные в состав всесоюзного треста «Союзсельмаш», заводы первыми в стране приступили к серийному выпуску 23-рядных универсальных тракторных сеялок, а с 1932 года — к выпуску эксцентриковых грохотов, траншейных многоковшовых экскаваторов, автобетономешалок. В 1935 году предприятия получили название «Красный экскаватор». На заводах им. А. Г. Письменного, им. И. И. Лепсе и других производили сетки для комбайнов, весы, запасные частя к автомобилям и тракторам.

Одна из мастерских по изготовлению кроватей и печных дверок была преобразована в завод «Красный дви-/291/гатель», освоивший в 1930 году серийное производство двигателей внутреннего сгорания мощностью от 1 до 6 лошадиных сил. Подобной реконструкции подверглись с началом первой пятилетки и бывшие мастерские Штрауса акционерного общества «Кабельверк». Быстрые темпы электрификации городов, заводов, шахт требовали большого количества электропроводов, электрокабелей. Поэтому реконструкцию старых цехов мастерских рабочие производили, не прекращая работы. Были реконструированы волочильный, кабельно-лудильный, обмоточный и др. цехи. На кабельном заводе, созданном на базе этих мастерских, не осталось ни одного станка, который бы не подвергся реконструкции и мощность которого не была бы доведена до максимальной. В 1931 году предприятие перерабатывало за сутки по 25—30 тонн меди на проволоку, тогда как за весь 1913 год мастерские Штрауса переработали всего 60—80 тонн меди. В том году на заводе выпущено различной продукции на 17,5 млн. руб. против 168 тыс. руб. в 1913 году{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1931, № 20—21, с. 18, 23; Київ. Провідник. К., 1930, с. 664.}. Новостройки СССР получили эмалированную, бронированную, шланговую проволоку, шахты — подвесные кабели для врубовых машин и другую продукцию, которая ранее не изготовлялась в стране. Ускоренное строительство и ввод в эксплуатацию машиностроительных заводов были главным итогом промышленного развития города в те годы. Эта отрасль становилась ведущей. Если в 1927/28 хозяйственном году пищевая промышленность еще более чем в два раза превышала металлообрабатывающую по объему продукции, то в конце первой пятилетки эти отрасли уже выравниваются. Металлообрабатывающие предприятия города наладили производство свыше 200 видов новой продукции — машин, приборов, инструментов, ранее импортируемых. Это явилось крупным достижением в борьбе за экономическую независимость СССР.

Началось производство новых строительных материалов: асбошифера, керамики и толя. В годы первой пятилетки в Киеве построена фотохимическая фабрика. Возникла фотокинопромышленность. Развивались легкая, пищевая, деревообрабатывающая, полиграфическая и силикатно-керамическая отрасли промышленности. Были, в частности, проведены работы по техническому переоборудованию фабрик — обувных, трикотажной, швейной, деревообрабатывающей им. В. Н. Боженко, кондитерской им. К. Маркса и др. В результате реконструкции они к концу пятилетки стали крупными предприятиями. В пищевой промышленности получило развитие производство консервов, бекона, крахмала. Резко увеличила выпуск продукции кондитерская промышленность. Обувная фабрика насчитывала 1980 рабочих, трикотажная — 1640, а швейная — 4113 рабочих{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР в период построения фундамента социалистической экономики (1926—1932 годы), е. 444, 450.}. Производство обуви возросло в 5,5 раза, швейных изделий — в 19 раз, трикотажных изделий — в 23 раза{«Соціалістичний Київ», 1937, № 10, с. 19.}.



Строительство новых вагонов в Главных трамвайных мастерских. 1929 г.

Значительное место в промышленности города занимали предприятия отдельных ведомств. Самыми большими среди них были паровозовагоноремонтный завод (КПВРЗ) и мастерские Днепровского пароходства. Ведомственная промышленность в связи с общим развитием народного хозяйства также подверглась реконструкции и в 1929/30 хозяйственном году давала продукции на 28 млн. руб., т. е. почти 12 проц. всей продукции государственной промышленности города{Звіт Київської міської Ради X скликання. К., 1931, с. 18.}.

Одновременно в Киеве сооружались новые предприятия. На большинстве фабрик и заводов, построенных и реконструированных в годы первой пятилетки, налажено производство. Это были в основном крупные механизированные предприятия. Введенная в действие в 1929 году 4-я обувная фабрика уже в 1932 году изготовила 2,2 млн. пар обуви. Тогда же швейная фабрика им. А. М. Горького, сооруженная в 1930 году, произвела продукции на 30 млн. руб.{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1930, № 1, с. 59.}. На 20—30 млн. руб. продукции выпускала ежегодно трикотажная фабрика (с 1930 года). Наращивали темпы производства и коллективы заводов: химического им. В. П. Затонского, химико-фармацевтического им. Я. М. Свердлова и термосного, консервной фабрики и других предприятий.

Местная промышленность Киева уже в 1928/29 хозяйственном году по сравнению с 1927/28 годом на 50 проц. увеличила выпуск продукции, на 26 проц. возросло число рабочих и на 31 проц. выросли капиталовложения. В целом за 1928—1932 гг. капиталовложения в промышленность Киева превысили 115 млн. рублей{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1930, № 15, с. 35.}.

Большой трудовой победой строителей Киева явилось сооружение в 1929 году железнодорожного моста через Днепр. Сознавая огромное значение его для развития/292/ города и всей республики, строители соорудили мост за 11,5 месяца.

Наряду с ростом государственной промышленности развивалась и промышленная кооперация города. В состав Киевского союза промкооперации в 1930 году входили 219 промышленных артелей, охватывавших 16 385 членов{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1930, № 5, с. 60.}. Главное внимание промкооперации было направлено на развитие производства строительных материалов и изделий из местного сырья и утиля, увеличение производства предметов широкого потребления. В результате проведенной концентрации мелких артелей созданы крупные производственные объединения: «Объединенный металлист», «Текстильщик», «Пищепродукт», «Кооподежда» и др. В 1928 году промкооперация Киева выпустила для города и села различных товаров на 35 млн. руб., а в 1932 году — на 154 млн. руб., главным образом за счет увеличения производства товаров широкого потребления.

За первую пятилетку вся промышленность города увеличила объем производства в 4,2 раза и вырабатывала продукции почти на полмиллиарда руб. К концу пятилетки удельный вес ее в промышленности республики составлял 10,7 проц., в промышленности Советского Союза — 2,4 процента{«Господарство України», 1932, № 12, с. 141.}.

Могучей движущей силой в борьбе за выполнение планов социалистического строительства стал огромный трудовой энтузиазм рабочих. В ответ на обращение XVI конференции ВКП(б) «Ко всем рабочим и трудящимся крестьянам Советского Союза» на предприятиях города началось массовое соцсоревнование.

Одними из первых в Киеве включились в это движение рабочие кабельного завода. В ходе социалистического соревнования был осуществлен переход на серийный выпуск продукции, введены новые нормы расхода сырья и материалов, утилизации отходов. Экономический эффект от рационализации производства составил 1 руб. 74 коп. на каждый рубль произведенных затрат. За 5 месяцев соревнования количество выпускаемой продукции увеличилось на 48,5 проц., производительность труда повысилась на 56,5 проц. В 1929 году в течение 9 месяцев на предприятиях Киева звания ударника добились 15,5 тыс. рабочих, в первом квартале 1930 года соцсоревнованием было охвачено уже 55 тыс. человек, или 70 проц. всех рабочих города, на заводах и фабриках созданы 2 тыс. ударных бригад. Во главе соревнования шли коммунисты. Партийные организации «Ленинской кузницы», «Большевика», «Арсенала», Киевского паровозовагоноремонтного завода, кожевенного завода им. М. В. Фрунзе, швейной фабрики перенесли центр партийной работы в цехи и бригады, вовлекли массу рабочих в хозяйственную жизнь предприятий, активно боролись за внедрение повой технологии производства, ликвидацию брака, простоев оборудования, увеличение производительности труда, снижение себестоимости продукции{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1930, № 5, с. 16, 19; № 6, с. 12.}. К концу 1929 года на заводах и фабриках Киева уже трудилось около 700 комсомольско-молодежных бригад. В 1931 году в городе соцсоревнованием и ударничеством был охвачен 91 проц. общего количества рабочих{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1931, № 11—12, с. 13.}. Особенно широко развернулось соревнование на заводах «Большевик», им. И. И. Лепсе и трикотажной фабрике, где ударники составляли от 81 до 95 процентов{«Ударник», 1932, № 11—12, с. 1.}.

Реконструкция и строительство предприятий на базе повой техники, производство ранее не выпускавшейся продукции требовали повышения технических знаний рабочих и инженерно-технических работников, подготовки кадров технической интеллигенции. Эта важная задача решалась под лозунгом партии: «Большевики должны овладеть техникой!». Была организована сети кружков массового производственно-технического обучения. Уже в 1931 году на 20 крупнейших предприятиях Киева постоянно работали 386 производственно-технических кружков. Кроме того, на заводах «Арсенал», «Большевик», «Ленинская кузница», кабельном действовали курсы повышения квалификации мастеров и среднего технического персонала, вечерние техникумы и школы фабрично-заводского ученичества для подготовки новых кадров рабочих, школы ФЗС. Руководящие работники предприятий являлись членами постоянно действующего семинара по изучению технологических процессов.

Активно овладевали знаниями комсомольцы. В апреле 1931 года в производственно-технических кружках завода «Большевик» обучались 1200 комсомольцев, на, курсах подготовки бригадиров — 50 человек. Из каждых десяти комсомольцев завода девять изучали новую технику.

Большое значение для повышения технического уровня рабочих имели подготовка и сдача экзаменов по техминимуму. Комсомольская бригада формовщиков литейного цеха завода «Большевик» из-за высокого процента брака литья не выполняла планового задания. После обучения в кружке техминимума и сдачи экзамена брак литейных изделий снизился с 17 до 6 проц,, все члены бригады успешно выполняли производственный план{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР (1933—1941). Сборник документов и материалов, ч. 1. К., 1977, с. 130.}.

Значительную роль в деле технической пропаганды играли дома техники, где занятия проводили специалисты, среди них известный ученый, пионер отечественной электросварки академик Е. О. Патон. Коллективы заводов и фабрик посылали также молодых рабочих на учебу в вузы и втузы города. В 1931 году завод им. И. И. Лепсе направил в высшие учебные заведения 120 передовых рабочих, завод «Ленинская кузница» — 47, депо им. А. А. Андреева — 20 человек{Киевский облгосархив, ф. Р-83, оп. 1, д. 146, л. 19, 20, 65.}./293/

Значительная часть выпускников оставалась работать на киевских предприятиях. Росли кадры новой советской технической интеллигенции. Так, к концу первой пятилетки на «Большевике» насчитывалось 414 инженеров и техников, на «Ленинской кузнице» — 406, «Красном экскаваторе» — 112, в то время как на всех предприятиях города в 1913 году работало 380 инженеров и техников.

Социалистическое соревнование, пропаганда технических знаний способствовали развитию рационализации и изобретательства среди рабочих, инженеров и техников. С 1928 по 1930 год число рабочих-изобретателей увеличилось в Киеве со 162 до 800—900 человек и продолжало непрерывно расти. Например, лишь на кабельном заводе кружок изобретателей объединял 40 рабочих, пятеро из них имели патенты на изобретения{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1930, М 1, с. 63; № 6, с. 52.}. На заводе «Арсенал» фрезеровщик Н. С. Струтинский, впоследствии известный всей стране рабочий-изобретатель, внес 50 рационализаторских предложений, от внедрения которых в производство было получено около 56 тыс. руб. экономии. Всесоюзное значение имело рационализаторское предложение рабочего завода «Физик-химик» X. М. Хавина о замене дорогостоящего камня — агата, который устанавливался в шипах водомеров, хромированными подпятниками. Внедрение этого предложения в производство давало заводу ежегодно 20 тыс. руб. экономии{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1931, № 23—24, с. 19.}. Рабочий-рационализатор Д. С. Трегер разработал конструкцию жезлового аппарата, принятую и вскоре освоенную заводом «Транссигнал». Жезловые аппараты Д. С. Трегера оказались лучше и дешевле аналогичных аппаратов производства заграничной фирмы «Томпсон», каждый из которых обходился нашей стране в 800 руб. золотом. Вскоре отечественные аппараты начали идти на экспорт.

Движение изобретателей и рационализаторов становилось все более массовым. Рабочие завода «Большевик» в ознаменование 15-летия Великой Октябрьской социалистической революции создали фонд реализации рабочих предложений, а их коллеги с «Ленинской кузницы» внесли 150 рацпредложений{Питання історії СРСР, вип. 22.Х., 1977, с. 101, 102.}.

С важной инициативой выпуска «Займа рабочих предложений» выступили в 1930 году рационализаторы заводов «Красные пахари». В облигации займа указывался характер изобретения рабочего, экономический эффект, размер премии и срок реализации предложения. Облигация имела два отрезных купона. По первому изобретатель получал 50 проц. премии после установления эффективности изобретения, по второму — еще 50 проц. после реализации изобретения. Это усиливало контроль администрации за внедрением изобретений в производство. Инициатива коллектива завода была широко подхвачена на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения Киева, Харькова и других городов республики{Питання історії СРСР, вип. 22.Х., 1977, с. 101, 102.}.



Отправка сеялок с завода «Красный пахарь» № 2 в колхозы РСФСР. 1929 г.

В 1928/29 хозяйственном году экономический эффект от внедрения в производство рационализаторских предложений рабочих, инженеров и техников Киева составил 251 руб. на каждую тысячу рублей, причем на одном лишь кабельном заводе такое внедрение дало за год 427 тыс. руб. экономии. В 1930 году на заводах и фабриках города разработано и внедрено в производство 2843 рационализаторских предложения, что дало 9600 тыс. руб. экономии, в 1931 году внедрено 8693 рацпредложения, в результате чего получена экономия в сумме 5637 тыс. рублей{«Ударник», 1932, № 33—34, с. 3; «За індустріалізацію, за колективізацію», 1930, № 1, с. 61, 62.}.

В 1930—1931 гг. на крупных предприятиях были организованы бюро рационализации и изобретательства (БРИЗы), экспериментальные бригады. Кроме того, создана экспериментальная мастерская с химической лабораторией, где изготовлялись промышленные образцы{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР в период построения фундамента социалистической экономики (1926—1932 годы), с. 457.}. Деятельность рационализаторов и изобретателей направлялась на внедрение новейших технологических процессов, производство новых видов продукции и борьбу за экономию сырья, в частности металла. На кабельном заводе, например, кабели для врубовых машин и все провода без изоляции изготовлялись в 1931 году из алюминия — вместо дорогостоящей меди, а на заводе им. И. И. Лепсе запасные части к тракторам — из углеродистой стали, взамен ценной хромоникелевой. Инженеры завода «Большевик» В. С. Нимчинов и Г. Ф. Яковенко в 1931 году наладили производство кислотоупорного чугуна, который раньше ввозился из-за границы. Их инициативу поддержала партийная ячейка чугунолитейного цеха. В январе 1932 года ячейка приняла решение выплавлять ежемесячно не менее 16 тонн кислотоупорного чугуна{«За советскую машину», 1931, № 18, с. 26; 1932, № 5, с. 15.}./294/



Токарь завода «Ленинская кузница» А. П. Монета — один из ударников Киева в годы первой пятилетки. 1930 г.

На том же заводе в 1932 году начато производство полимеризаторов, аппаратов для первого в Советском Союзе завода синтетического каучука, что дало государству экономию в 6,4 млн. руб. золотом. Кроме того, заводской комитет создал бригаду из рабочих и инженерно-технических работников, которая приняла участие в работе Всеукраинской конференции по освобождению Донбасса от импорта (май 1932 года). Проанализировав заявку производственного объединения «Уголь» на закупку импортного оборудования и инструментов, инженеры и рабочие взялись за выполнение ряда заказов на сумму 6800 руб. на своем предприятии{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР в период построения фундамента социалистической экономии (1926—1932 годы), с. 493—495.}.

По предложению помощника начальника чугунолитейного цеха завода известного изобретателя Я. В. Кошпара была изменена конструкция колпаков бензольных колонок, что сократило брак при их изготовлении с 46 до 12 проц. и дало экономию в 34 тыс. руб. Начальник этого же цеха Я. М. Давыдов выступил инициатором изменения технологии отливки деталей выпарки «Зайдаака», что позволило сэкономить 50 тыс. руб. Кузнец В. Д. Барицкий заменил одиночную штамповку гаек пометровой. При такой технологии изготовления стоимость одной гайки снизилась с 35 до 3 коп. В рационализации производства принимал активное участие весь коллектив цеха{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР в период построения фундамента социалистической экономии (1926—1932 годы), с. 498; «За винахідництво», 1935, № 4, с. 15.}.

На заводах и фабриках города распространились новые формы социалистического соревнования: встречный промфинплан, сменно-встречное планирование, организация хозрасчетных бригад. Коллектив рабочих завода «Ленинская кузница», обсудив плановое задание предприятия на 1931 год, выдвинул встречный промфинплан, в котором, в частности, намечалось досрочно завершить реконструкцию, вести решительную борьбу с прогульщиками, браком, добиться, чтобы все рабочие принимали участие в соцсоревновании и ударничестве{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1931, № 6, с. 59, 60.}.

На заводе «Большевик» в 1931 году инициатором сменно-встречного планирования выступила партийная ячейка во главе с А. Н. Грезиным. Ответственные производственные участки на предприятии возглавили коммунисты. Высоких производственных показателей добились партгруппы бригады кузнецов и бригады слесарей. Примеру коммунистов следовали беспартийные рабочие. Выполнение предприятием встречного промфинплана в 1932 году дало 800 тыс. руб. экономии. К апрелю 1932 года в Киеве работало около 2 тыс. хозрасчетных бригад. Лучшая хозрасчетная бригада инструментального цеха завода «Арсенал» обязалась в честь 15-й годовщины Октября выполнить годовую программу на 2 месяца раньше срока и вызвала ні соревнование другие бригады инструментального и механического цехов{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР в период построения фундамента социалистической экономики (1926—1932 годы), с. 525.}. Борьба за выполнение промышленно-финансового плана стала массовой. В ноябре 1933 года на общезаводское партийное собрание, где обсуждались итоги его выполнения, пришло 705 беспартийных рабочих, 67 из них выступили с конкретными предложениями{Нариси історії Київської обласної партійної організації, с. 372.}. На Киевской трикотажной фабрике к концу первой пятилетки насчитывалось свыше 50 хозрасчетных бригад. В отчете ВСНХ УССР правительству республики за 1932 год они названы «решающим отрядом в борьбе за план»{Промышленность и рабочий класс Украинской ССР в период построения фундамента социалистической экономики (1926—1932 годы), с. 459.}.

В осуществлении задач социалистического строительства огромную братскую помощь трудящимся Киева оказывали коллективы промышленных предприятий Москвы, Ленинграда, Тулы, Ярославля и других городов Российской Федерации. Например, рабочие московского завода «Красный пролетарий», ленинградского «Красный путиловец», горьковского «Двигатель революции», выполняли заказы на оборудование для киевского завода «Ленинская кузница». Завод «Красная Пресня» в Москве, электрозавод в Ярославле, предприятия Тулы и Ижевска оснащали сверлильными и токарными станками киевский завод «Красный двигатель»{«Пролетарська правда», 1931, 20 октября.}. В 1931—1932 гг. Киевская кондитерская фабрика им. К. Маркса получила из Москвы и Ленинграда 35 заверточных и кегельных машин{Киевский облгосархив, ф. Р-292, оп. 1, д. 322, л. 115.}. Работа Ленинграда за короткое время изготовили оборудование для первой очереди Киевской районной электростанции. В 1932 году на Киевскую трикотажную фабрику поступило 140 машин, изготовленных на предприятиях Москвы и Ленинграда. Текстильные фабрики Российской Федерации снабжали сырьем швейные предприятия Киева./295/

Благодаря технической помощи и помощи кадрами была успешно завершена реконструкция «Ленинской кузницы», налажено производство новых речных судов. Для работы на судоверфи пригласили опытных мастеров-корабелов с Волги С. Г. Герасимова, П. А. Ангина и др. Они передали свой производственный опыт, воспитали молодое поколение киевских судостроителей. В свою очередь, киевляне с большим энтузиазмом выполняли заказы Магнитостроя, Кузнецкстроя, Березниковского химкомбината, Московского метростроя и др. новостроек страны. Бригада токарей А. П. Монеты с завода «Ленинская кузница», выполняя срочное задание для Магнитостроя, работала несколько смен подряд и завершила его досрочно. Учась искусству судостроения у мастеров РСФСР, коллектив завода свою первую продукцию — буксирный пароход — изготовил для степной речки Или в Казахстане и назвал его «Казахстан». Специалисты токарного цеха завода «Большевик» не только освоили сложное производство ранее не выпускавшихся в стране тюбингов для Московского метрополитена, но и вдвое сократили время, установленное для их обработки. На предприятии были изготовлены коксовые батареи для Кузнецкого завода, газовые клапаны для Магнитогорского завода, полимеризаторы для Ярославского завода синтетического каучука, газгольдеры для Березниковского химического комбината{«За індустріалізацію, за колективізацію», 1933, № 3—4, с. 23.}.

Благодаря настойчивой борьбе рабочих, инженеров и техников завод «Большевик» первую пятилетку выполнил за 3 года, 2 месяца и 22 дня{«Ударник», 1932, № 10, с. 8.}. Если в начале пятилетки он выпустил продукции лишь на 5 млн. руб., то в 1932 году — уже на 26 млн. рублей. Завод «Ленинская кузница» завершил пятилетний план за 3 года, 4 месяца и 25 дней. К началу пятилетки предприятие давало стране продукции на 3 млн. руб. в год, а в 1932 году — в 10 раз больше. Коллектив предприятия разработал проект и создал первый советский образец клапанной наклонной паровой машины для речных судов мощностью 400 лошадиных сил. До того времени все судовые паровые машины отечественного производства были золотниковыми, малоэкономичными. Особенно отличились при создании новых образцов машин мастера механического цеха С. Я. Крюков, Н. Карпенко, слесари Н. Курек, П. Ф. Негода и другие.

В ходе борьбы за новое, социалистическое предприятие рождалось новое отношение к труду, товарищам по работе. В октябре 1931 года коллектив кабельного завода досрочно выполнил пятилетнее задание. Новостройки, шахты Донецкого и Кузнецкого бассейнов ежемесячно получали на 1 млн. руб. высококачественной продукции.

За 2,5—3 года выполнили свои пятилетние задания мебельная фабрика им. В. Н. Боженко, кожевенный завод им. М. В. Фрунзе, кондитерская фабрика им. К. Маркса и другие киевские предприятия.

К 14-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции рабочие Киева рапортовали партии и правительству об успешном выполнении основных заданий первой пятилетки. В 1932 году промышленность города выпустила продукции на 420 млн. руб., из 26 намеченных к строительству и реконструкции предприятий 21 вступило в строй. Металлопромышленность в октябре 1931 года произвела продукции на 160 млн. руб. против 5 млн. руб. в 1923—1924 гг. Количество занятых в ней рабочих составляло уже около 30 тыс. В металлообрабатывающей промышленности в 1932 году было сосредоточено 39,4 проц. всех рабочих. Второе место по численности рабочих (25,2 проц.) занимали обувная и швейная отрасли промышленности. Так волей Коммунистической партии и героическим трудом рабочего класса уже в годы первой пятилетки Киев был превращен в крупный промышленный центр.