О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Изобразительное искусство

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/284/

Изобразительное искусство. В области изобразительного искусства продолжались поиски новых форм, вырабатывались и утверждались в борьбе с идейными и формалистическими уклонами и увлечениями новые эстетические принципы, закладывались основы высшей художественной школы, призванной готовить новое поколение советских художников.

В 1922 году Украинская академия искусств была преобразована в Киевский институт пластических искусств. Учебный процесс в нем строился по принципу деятельности мастерских. Самыми многочисленными были мастерские живописцев Ф. Г. Кричевского (98 человек) и М. Л. Бойчука (36 человек).

В результате объединения Института пластических искусств с архитектурным в 1924 году образовался Киевский художественный институт, который возглавил известный искусствовед И. И. Врона. Вначале в нем были факультеты архитектурный и живописно-скульптурный (с мастерской ксилографии), затем организовался полиграфический. Здесь группировались основные силы скульпторов, художников-монументалистов. Помимо учебной работы в институте объявлялись конкурсы, привлекавшие широкое внимание художественной общественности. В них активное участие принимали и студенты. При институте действовали две мастерские монументальной живописи, которыми руководили М. Л. Бойчук и Л. Ю. Крамаренко. В городе также работала художественная профшкола, в 1921 году открылась полиграфическая школа.

В 1923 году в Киеве возникла инициативная группа Ассоциации художников Красной (Червоної) Украины (АХЧУ), объединявшая в основном художников-реалистов и отстаивавшая реалистические позиции. Она поддерживала, связь с широко известной Ассоциацией художников Революционной России (АХРР). Среди членов АХЧУ были видные киевские художники-реалисты Ф. Г. Кричевский (председатель президиума), Г. П. Светлицкий, М. М. Яровой, С. И. Светославский, И. С. Ижакевич, Ф. С. Красицкий, А. М. Черкасский, Ф. З. Коновалюк, Н. А. Прахов и другие.

Летом 1925 года основана еще одна крупная организация — Ассоциация революционного искусства (мистецтва) Украины (АРМУ). Она объединяла художников разных направлений, в т. ч. реалистов, многие из которых впоследствии стали выдающимися мастерами искусства социалистического реализма (С. М. Прохоров, С. Я. Кишиневский, Н. Г. Бурачек, В. И. Касиян и др.). Однако ведущее место в Ассоциации занимала группа М. Л. Бойчука, отстаивавшая преимущество монументальной живописи над станковой, а также условность и стилизацию в искусстве.

О достижениях художников свидетельствовали профессиональные выставки. Особый интерес представляла осенняя выставка Украинской академии искусств в начале 1921/22 учебного года. В выставке, организованной в 1924 году секцией изобразительного искусства Всеукраинского союза работников искусств, приняло участие 129 художников. Устраивались также выставки-отчеты Киевского художественного института. В 1925 году во Всеукраинском историческом музее им. Т. Г. Шевченко открылась выставка украинского портрета, а в следующем году там же была устроена посмертная выставка произведений Г. И. Нарбута{Нарбут Георгій. Посмертна виставка творів. К., 1926; «Бібліологічні вісті», 1926, № 3, с. 5—35.}.



А. А. Шовкуненко.



А. Г. Петрицкий.



К. Д. Трохименко.

В годы восстановления народного хозяйства в связи с большими материальными трудностями памятники сооружались редко. Не уделялось должное внимание и декоративной пластике, что объяснялось конструктивистским направлением в развитии архитектуры. Самым значительным монументальным произведением/285/ того времени был бронзовый памятник Карлу Марксу, сооруженный на бывшей Думской площади (ныне площадь Октябрьской революции) скульптором И. М. Чайковым по заказу президиума Киевского губисполкома. В апреле 1923 года недалеко от завода «Арсенал» установлен памятник арсенальцам — участникам Октябрьского вооруженного восстания 1917 года в Киеве. В 1925 году по проекту самодеятельных скульпторов красноармейцев-железнодорожников Е. И. Белостоцкого, С. Журавлева, М. Дробота на хуторе Грушки (ныне Жовтневый район города) сооружен памятник основателю Советского государства В. И. Ленину. В том же году на привокзальной площади состоялось открытие памятника-бюста В. И. Ленина молодого скульптора А. М. Писаренко. Оригинально была выполнена памятная доска с барельефами декабристов на здании по улице Кирова, 14, где в свое время собирались декабристы (скульптор Б. М. Кратко).

В искусстве монументальной живописи в 20-х годах продолжали развиваться традиции, начало которым было положено еще в годы гражданской войны. В 1921—1922 гг. художник З. Ш. Толкачев сделал монументальные росписи в клубах. В Комсомольском клубе на Подоле он выполнил три композиции. Лучшей из них была Стена Героев Триполья, на которой в символико-аллегорическом плане изображалось выступление киевских комсомольцев против банд атамана Зеленого. Его кисти принадлежали также росписи в Комсомольском клубе на Шулявке. В трехчастной композиции над лестницей, ведущей на второй этаж, звучала новая, актуальная тогда тема работы и учебы молодежи. В центре художник поместил фигуру юноши, поднявшего над головой раскрытую книгу, слева — молодого токаря за работой, справа — работницу фабрики. Три композиции в зале клуба посвящались вооруженной борьбе за власть Советов. Для росписей З. Ш. Толкачева характерны плакатная публицистичность, непосредственное обращение к зрителю. Он опирался на реальные, взятые из окружающей жизни образы и стремился поднять их до символического звучания. Значительными работами группы киевских художников, выполненными под руководством М. Л. Бойчука, были панно в украинском павильоне на Всероссийской кустарно-промышленной и сельскохозяйственной выставке в Москве, посвященные смычке города и деревни (1923 г.), и галерея портретов выдающихся политических деятелей и ученых в Киевском кооперативном институте (1924 г.){Рубан В. Український радянський портретний живопис. К., 1977, с. 28, 29.}.

Попытки овладеть новой революционной тематикой, отобразить черты советской жизни, выработать принципы художественного творчества, созвучные действительности, заметны в станковой живописи того времени. Острой наблюдательностью, реалистической манерой письма отличаются многие созданные в 20-е годы портреты-типы (например, «Комсомолка» Ф. Г. Кричевского, 1922—1923 гг.), акварельные рисунки, отдельные композиции («В школе ликбеза» В. Ф. Седляра, 1924—1925 гг.). Поиски декоративной и сюжетной выразительности живописи, гармонизация сочных спектральных цветов характерны для творчества А. К. Богомазова. К исторической тематике тяготел И. С. Ижакевич, находившийся под сильным влиянием творчества Т. Г. Шевченко («Хата родителей Т. Г. Шевченко в Кирилловне», 1921 г.; «Катерина», 1925 г.; «Привели к папу», «Право первой ночи», «На панщине», «Торг крепостными» и др.). Историческое прошлое в символико-аллегорической трактовке отразилось в пастелях Е. С. Михайлова («Красный конь», 1921 г.; «Старое и новое», «Плач Ярославны», 1925 г.). В жанре живописного портрета много и успешно работал Ф. Г. Кричевский («Портрет историка искусств профессора Г. Г. Павлуцкого», 1922—1923 гг.; «Автопортрет в свитке», 1923—1924 гг. и др.). К портрету все время тяготел и М. А. Козин, изображая простые крестьянские типы, преимущественно женские («Портрет крестьянки», начало 20-х годов).

В числе лучших пейзажей того времени были «Кручи над Днепром» К. Д. Трохименко (1925 г.). Тонкие, музыкальные по колориту, несколько театральные пейзажи писал Г. П. Светлицкий./286/ В области театральной декорации наиболее плодотворно работали А. Г. Петрицкий и В. Г. Меллер{Вериківська I. М. Художник і сцена. К., 1971, с. 20—24.}.

Существенный вклад внесли киевские художники в развитие украинской графики, в частности станковой гравюры на дереве, литографии, рисунка. Замечательным рисовальщиком был Ф. Г. Кричевский, много и успешно работал в этой области А. К. Богомазов. Последний пробовал свои силы в линогравюре. К рисунку обращался и Е. С. Михайлов (портрет В. И. Ленина, 1924 г.). Последовательным приверженцем ксилографии была С. А. Налепинская-Бойчук, руководившая специальной мастерской в Киевском художественном институте. В середине 20-х годов увлекался гравюрой на дереве и выполнил целый ряд композиций — «Яблочко», «Красная конница», «Всадники», — а также декоративные тарелки «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Мы всех палачей сотрем в порох!», «Я, пролетарий Мамай, берегись меня, буржуй, не трогай» И. И. Падалка. Серию литографий «Ленин — масса» создал после смерти вождя З. Ш. Толкачев. Динамичная композиция, сложные пространственные построения, совмещение разновременных событий создали образ масштабный, пластически выразительный.

Большую роль сыграли киевские художники, особенно ученики и последователи Г. И. Нарбута, в развитии украинской советской книжной графики. А. К. Лозовский (умер в 1922 году) владел мастерством композиции, сдержанной декоративностью цвета, создавал четкие и красивые шрифты. Среди его работ — издание «Украинские народные песни» (1921 г.), станковые портреты В. И. Ленина, Г. С. Сковороды (оба темперой, 1921 г.). Уехавшие после смерти Г. И. Нарбута в Ленинград его ученики продолжали сотрудничать в украинских издательствах, как бы осуществляя практическую связь между ленинградской и киевской школами книжной графики. Особенного изящества в оформлении книги («Кобзарь» Т. Г. Шевченко, 1921 г.; «Первая вязочка бубличков», 1921 г. и др.) достиг М. А. Кирнарский. Среди работ Л. С. Хижинского следует отметить «Ленинскую хрестоматию» (1925 г.). Н. В. Алексеев предпочитал оформление детской литературы (сказки «Воробей и былинка», 1924 г.; «Репка», 1925 г.). В 1924 году в его оформлении вышел «Шевченковский сборник». Весьма плодовитым книжным графиком являлся Е. И. Судомора.

Среди художников-сатириков, работавших в то время в Киеве, были Л. Сидоров, Г. Розе, Же-ни, Малин и др. Они сотрудничали в литературно-сатирическом журнале «Красная звезда», выходившем в 1921—1922 гг. в качестве приложения к газете «Красная Армия», сатирическом антирелигиозном журнале «Богомор» (вышел один номер весной 1923 года) и еженедельном журнале сатиры и юмора «Тиски», издававшемся в январе — мае 1923 года. Ими была создана целая галерея типов: нэпманов, эксплуататоров, спекулянтов, бандитов, самогонщиков и т. п. Тогда же начали свой путь на страницах киевских и центральных газет видные впоследствии карикатуристы К. Г. Агпит-Следзевский, Бе-Ша (Б. М. Шаповал), Самум (С. А. Уманцев).

Живописцы, графики и скульпторы активно овладевали историко-революционной и современной советской тематикой.

Культурное строительство в восстановительный период было органической составной частью социалистического строительства. Оно осуществлялось по плану, разработанному В. И. Лениным, Коммунистической партией. Украинская советская интеллигенция, широкие массы трудящихся, осваивая и критически переосмысливая прогрессивное культурно-творческое наследие дореволюционного прошлого, в условиях братского содружества всех народов СССР создавали новую, социалистическую культуру./287/