Театр. Первая половина 20-х годов для молодого украинского, как и всего советского, театра была периодом дальнейшего формирования и утверждения новых идейно-эстетических принципов реалистического искусства. Коммунистическая партия ставила перед работниками театра задачу отразить коренные изменения в жизни народных масс, начавших активное строительство социалистического общества.
Временное возобновление частной антрепризы и переход государственных театров на самоокупаемость на какое-то время поставили театры в зависимость «от кассы», от вкусов мелкобуржуазного зрителя, что в свою очередь сказывалось на выборе репертуара. Но основное идейно-художественное направление в работе театральных коллективов все эти обстоятельства изменить не могли.
В 1921—1923 гг. в Киеве продолжал свою деятельность Первый театр УССР им. Т. Г. Шевченко. Наряду с опытными мастерами дореволюционной сцены И. А. Марьяненко, А. Л. Загаровым, И. Э. Замычковским и другими здесь работали молодые актеры Н. М. Ужвий, А. И. Сердюк, А. Е. Мещерская, Л. М. Гаккебуш, В. С. Василько, художники А. Г. Петрицкий, В. Г. Меллер, К. Н. Елева. Идя по пути развития реалистических традиций отечественного театра, шевченковцы обращались преимущественно к классической драматургии. В репертуаре театра были спектакли: «Лесная песня», «Вавилонский плен», «На руинах» Леси Украинки, «Гайдамаки», «Иван Гус», «Тополя», «Сон», «Сотпик» по Т. Г. Шевченко, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера, «Ткачи» Г. Гауптмана, «Укрощение строптивой» У. Шекспира (впервые на украинской сцене). С 1922 года коллектив театра выступал со спектаклями перед зрителями и других городов Украины.
15 сентября 1922 года в помещении бывшего Троицкого народного дома на базе Народного театра начал свою творческую жизнь новый украинский театр, которому вскоре было присвоено имя М. К. Заньковецкой. Создание театра совпало с 40-летием сценической деятельности выдающейся украинской актрисы, одной из первых (в 1923 году) удостоенной почетного звания народной артистки УССР, и стало еще одним свидетельством дальнейшего осуществления ленинской национальной политики Коммунистической партии, проявлением неустанной заботы Советской власти о развитии социалистической театральной культуры украинского народа. Во главе вновь образованного коллектива стали инициаторы его создания режиссеры В. В. Романицкий, В. С. Яременко и А. И. Корольчук. В состав труппы входили талантливые актеры — Л. П. Линицкая, И. А. Марьяненко, В. А. Любарт, Ф. В. Левицкий, С. Ф. Паньковский, Е. Л. Лучицкая, художник И. М. Бурячок и др. Непосредственное участие в творческой деятельности театра П. К. Саксаганского являлось для коллектива хорошей школой сценического мастерства. Проработав несколько месяцев в Киеве, театр им. М. Заньковецкой стал передвижным и ездил по городам и селам республики, знакомя зрителей с лучшими достижениями прогрессивной культуры. Репертуар его состоял из пьес классической и советской драматургии, ставивших серьезные социальные проблемы. Среди лучших спектаклей из классического наследия в 1922—1925 гг. на сцене театра шли «Разбойники» Ф. Шиллера, «Отелло» У. Шекспира (в постановке выдающегося деятеля украинской сцены актера и режиссера П. К. Саксаганского), «Ревизор» Н. В. Гоголя, «В пуще» Леси Украинки и др. Верный своим устремлениям быть ближе к рабочим массам и воспитывать зрителя{Заньківчани. К., 1972, с. 7.}, театр начал осуществляй постановки на современные темы. Здесь впервые поставлены «Девятое января» по А. М. Горькому, а также пьесы молодых советских украинских драматургов: Я. А. Мамонтова «Над бездной», «Ave Maria», «До третьих петухов», Е. М. Кротевича «Сентиментальный черт», Н. Г. Кулиша «97» и другие.
В 1922 году в Киеве возник театр «Березіль», возглавляемый А. С. Курбасом (в 1926 году переведен в Харьков). В первые годы в состав труппы входили актеры А. М. Бучма, В. Н. Чистякова, Л. М. Гаккебуш, А. И. Сердюк, Б. Ф. Тягно, Ф. И. Радчук, М. М. Крушельницкий. Главным художником театра был В. Г. Меллер. Свои творческие усилия «Березіль» направил на поиски новых средств сценической выразительности, отвечавших требованиям агитационного театра; большое внимание в первых спектаклях/283/ уделялось массовым сценам, решаемым на принципах ритмичного коллективного движения. Постепенно театр начал переносить внимание зрителя с безликой массы на конкретного человека, стремился раскрыть его внутренний мир. К лучшим спектаклям киевского периода относятся «Коммуна в степях» Н. Г. Кулиша, «Жакерия» П. Мериме, «Накануне» по А. Д. Поповскому, «Джимми Хиггинс» по Э. Синклеру.
Вместе с тем в практической деятельности «Березіля» в эти годы подчас слишком много места отводилось экспериментаторству в области формы. Плакатно-экспрессионистское сценическое решение большинства спектаклей неминуемо вело к упрощению и ослаблению социально-психологических конфликтов. Однако активный творческий поиск способствовал развитию актерских и режиссерских индивидуальностей и их мастерства. Не случайно из созданных при театре студий и лабораторий вышли такие впоследствии видные актеры и режиссеры, как М. М. Крушельницкий, Б. Ф. Тягно, В. С. Василько и другие.
Своеобразным проявлением «левого» направления в театральном искусстве первых лет Советской власти была созданная в мае 1921 года Центростудия с отделениями музыкальным, хореографическим и драматическим. На базе последнего затем создан экспериментальный театр. Его возглавил М. С. Терещенко, декларировавший массовую «коллективную психологию и современное движение жизни» как основу нового театра. Но принципы этого театра, как и практическая деятельность, были спорными и нечеткими. Театр отрицал драматурга и даже режиссера. В основе его постановок лежали, как правило, композиции отрывков из произведений разных писателей, объединенных только общей темой. Они не имели ни цельного сюжета, ни индивидуализированных действующих лиц, ни реальных декораций. Просуществовав несколько сезонов (1921—1925 гг.) и оставив после себя лишь ряд не лишенных оригинальности экспериментов, театр так и не нашел своей дороги к искусству социалистического реализма.
В ноябре 1924 года спектаклем «Маугли» по Р. Киплингу открылся Государственный театр для детей (его возглавила режиссер И. С. Деева). Вскоре он показал второй спектакль — «Соловей» по X. Андерсену. Спектакли проходили в зданиях бывшего Педагогического музея, Интимного театра (Крещатик, 36), а также в рабочих клубах.
Продолжала расти и развиваться художественная самодеятельность. Активную творческую работу проводил драматический коллектив завода «Арсенал», организованный в 1920 году. В репертуаре арсенальцев были произведения отечественной и зарубежной классики. Особенно привлекали их пьесы с остросоциальными конфликтами, яркими выразительными характерами: «Наймичка» И. К. Карпенко-Карого, «Назар Стодоля» Т. Г. Шевченко, «Лымеривна» Панаса Мирного, «Богдан Хмельницкий» М. П. Старицкого (в этом спектакле в роли Кобзаря впервые выступил токарь завода, впоследствии известный оперный певец, народный артист СССР К. А. Лаптев), «Светит, да не греет» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева, «Робеспьер» Р. Роллана, «Тартюф» и «Скупой» Ж. Б. Мольера. Наряду с этим коллектив обращался к современной тематике и произведениям советских драматургов: показав на своей сцене агитпьесу «Люди из огня и железа» (1922 г.), антирелигиозную сатирическую миниатюру Остапа Вишни «Дела небесные» (1925 г.).
В 1923 году на заводе «Большевик» родился небольшой драматический коллектив, положивший начало нынешнему Народному театру Дворца культуры ордена Ленина производственного объединения «Большевик». Репертуар его вначале состоял из одноактных пьес, водевилей, скетчей. Многие спектакли и концерты посвящались революционным датам.
Силами участников самодеятельных коллективов и актеров профессиональных театров на площадях, в садах и парках города часто устраивались массовые театрализованные зрелища, живые картины («Площадь труда», «Победа труда над капиталом», «Последний день Парижской коммуны» и другие){«Коммунист» (Киев), 1921, 5 мая, 4 августа.}.
Творчество самодеятельных коллективов наряду с искусством профессиональной сцены несло в широкие массы социальные и нравственные идеалы социализма.