Музыка. В период перехода Советской страны к мирному созидательному труду партия и правительство продолжали уделять значительное внимание развитию музыкального искусства.
Обложка журнала «Глобус». 1923 г.
Крупнейшим центром подготовки музыкально-инструкторских и педагогических кадров продолжал оставаться Киевский музыкально-драматический институт им. Н. В. Лысенко. К середине 20-х годов определилась его структура: педагогический факультет с двумя отделениями — профобразования (секции инструментальная и вокальная) и музыкального воспитания (секции социального воспитания и политического образования), дирижерский факультет с хормейстерским и оркестровым отделениями, а также отдел теории и композиции. В институте был создан ряд вокальных и инструментальных лабораторий, где студенты проходили педагогическую практику. Организовались вокальный и скрипичный ансамбли, большой смешанный хор, симфонический оркестр, возглавляемый известным дирижером В. В. Бердяевым, духовой оркестр. В 1924 году открылся класс игры на народных инструментах. Были введены новые для музыкальных вузов Украины предметы — история украинской музыки и музыкальная этнография, которые преподавал Н. А. Гринченко (ректор института в 1925—1928 гг.). Многие преподаватели института, в частности классов вокала и инструментальных классов, работали одновременно педагогами Киевской консерватории.
В 20-е — первой половине 30-х годов ряд реорганизаций претерпела Киевская консерватория. В 1923—1927 гг. ее возглавлял опытный педагог-пианист К. Н. Михайлов{Кузьмин Н. И. Украинская школа музыкального мастерства, с. 60.}. Ведущими педагогами здесь были Г. Н. Беклемишев, В. В. Пухальский, Д. С. Бертье, Я. С. Магазинер, С. В. Вильконский и др. Музыкально-теоретические дисциплины преподавали Б. Н. Лятошинский (с 1922 г.) и Л. Н. Ревуцкий (с 1924 г.), заложившие прочную основу украинской советской композиторской школы. На дирижерском факультете оркестровым классом руководили Н. А. Малым, А. И. Орлов. Украинская вокальная школа во многом обязана такому опытному педагогу, как Е. А. Муравьева. В 1925 году Киевская консерватория была преобразована в музыкальный техникум, хотя практически работала по программе высшего музыкального учебного заведения.
После реформы музыкально-учебных заведений на Украине в Киеве в 1923—1925 гг. было учреждено шесть государственных музыкально-профессиональных школ, являвшихся средним звеном в системе музыкального образования. На базе студии им. Н. Д. Леонтовича возникла музпрофшкола № 5. Здесь готовили будущих руководителей хоровых студий, капелл и самодеятельных кружков. Директором этой школы стал/280/ известный хормейстер и композитор Г. Г. Веревка, преподавали в ней многие профессора музыкально-драматического института им. Н. В. Лысенко и музыкального техникума. Таким образом, к середине 20-х годов в Киеве работали три типа музыкально-учебных заведений: музыкально-драматический институт, музыкальный техникум и музпрофшколы.
В восстановительный период, когда советское государство не располагало достаточными средствами для того, чтобы взять на государственный бюджет ряд отраслей музыкального искусства, профессиональные театры действовали как на началах государственной антрепризы, так и путем сдачи на срок в аренду учреждениям, артистическим коллективам и частным лицам на договорных основах, но под контролем Главполитпросвета{Культурне будівництво в Українській РСР, с. 181.}.
Обновляя почти ежегодно состав труппы, театр им. К. Либкнехта в течение 1921—1925 гг. поставил довольно много спектаклей. Так, в сезон 1923—1924 гг. на его сцене зрители прослушали 47 опер и увидели несколько балетов. В эти годы осуществлены постановки на украинском языке двух опер — «Сельской чести» П. Масканьи и «Гальки» С. Монюшко, в которой приняли участие М. И. Литвиненко-Вольгемут, М. В. Микиша и другие известные певцы. Наряду с произведениями классического русского и зарубежного оперного репертуара («Пиковая дама», «Царская невеста», «Золотой петушок», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Кармен», «Фауст», «Аида», «Лоэнгрин», «Валькирия» и др.) театр нередко обращался к оперетте («Гейша», «Прекрасная Елена»).
В сезон 1925/26 года по решению Киевского губисполкома помещение оперного театра им. К. Либкнехта было передано в аренду московскому «Посредрабису» для организации оперного сезона на коллективных началах. В этом сезоне в спектаклях принимали участие выдающиеся певцы из Большого театра В. В. Барсова, Л. В. Собинов, Д. Д. Головин и др. Кроме известных классических опер и балетов, киевские зрители познакомились с новыми операми русских советских композиторов: «Князь Серебряный», «Степан Разин» П. Н. Триодина и «Трильби» А. И. Юрасовского{Стефанович М. Київський державний ордена Леніна академічний театр опери і балету УРСР імені Т. Г. Шевченка, с. 64, 65.}.
Большой любовью слушателей не только Киева, но и многих рабочих поселков и сел Украины пользовалась хоровая капелла «Думка». Репертуар, состоявший из классических произведений Н. В. Лысенко, Я. С. Степового, многочисленных обработок для хора революционных и народных украинских песен, мастерство исполнения выделяли этот коллектив среди многих других. В 1922 году «Думка» выступила перед московскими слушателями. Концерты капеллы состоялись в Большом театре, в зале консерватории, в многочисленных рабочих районах Москвы. Во время гастролей капелла обогатила свой репертуар произведениями хоровой русской и зарубежной классики, советских композиторов, подготовила ряд новых интересных программ. В 1925 году «Думка» совершила концертную поездку в Грузию и Азербайджан.
В Киеве действовали и другие хоровые и вокальные коллективы: хор им. К. Г. Стеценко, которым руководил композитор М. И. Вериковский, капелла-студия им. Н. Д. Леонтовича под управлением композитора Г. Г. Веревки, объединенный хор музыкально-драматического института им. Н. В. Лысенко и консерватории (музтехникума), вокальный квартет им. Я. С. Степового; в начале 20-х годов выступал хор библиотеки им. Т. Г. Шевченко под управлением П. Г. Тычины{Юдіна В. Музика в житті Павла Тичини. К., 1976, с. 35—37.}. В честь 7-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в Киеве состоялась первая на Украине хоровая олимпиада. На ней выступили 18 рабочих хоров с 600 участниками и капелла «Думка».
В городе устраивались симфонические концерты с участием коллективов, организованных при содействии «Посредрабиса», а также симфонического оркестра оперного театра и — периодически — студенческих оркестров музыкально-драматического института и консерватории (музтехникума). Интересную концертную деятельность развернул известный пианист и педагог консерватории Г. Н. Беклемишев, который с 1923 по 1928 год провел уникальный в своем роде цикл «музыкально-исторических демонстраций» (музыка XVII— XX вв.), сопровождая свои концерты экскурсами в историю создания исполняемых произведений. Около 2 тыс. фортепьянных произведений разных эпох и стилей было исполнено Г. Н. Беклемишевым, в их числе — украинских композиторов Д. С. Бортнянского, Н. В. Лысенко, Я. С. Степового, Ф. Е. Козицкого, В. С. Косенко, Б. Н. Лятошинского, Л. Н. Ревуцкого{Научно-методические записки [Киевской государственной консерватории], сб. 1956. К., 1957, с. 172.}. Из состава преподавателей консерватории (музтехникума) постоянно создавались инструментальные ансамбли — квартеты, трио и другие, выступавшие в открытых концертах. Широкой популярностью пользовалось камер-/281/ное трио в составе Г. Н. Беклемишева, Д. С. Бертье, С. В. Вильконского, пропагандировавшие лучшие образцы классической камерной музыки на эстрадах Киева. В концертах вокальной музыки постоянно участвовали педагоги высших музыкальных заведений и артисты киевской оперы. Достоянием массового слушателя стала и камерная музыка, доступная ранее только избранной публике.
Большую роль в деле приобщения трудящихся к лучшим достижениям мировой музыкальной культуры сыграло радиовещание, которое стало развиваться вследствие интенсивно проводившейся в 1924—1925 гг. на Украине радиофикации.
В 1921 году после трагической гибели выдающегося украинского композитора Н. Д. Леонтовича в Киеве был создан Комитет памяти Н. Д. Леонтовича, год спустя преобразованный во Всеукраинское музыкальное общество им. Н. Д. Леонтовича. В нем состояли композиторы, музыкальные критики, музыкальные этнографы-фольклористы. Здесь был сосредоточен рукописный фонд украинских композиторов Н. Д. Леонтовича, К. Г. Стеценко, Я. С. Степового й других, имелась довольно большая нотная библиотека. Работали комиссии — музыкально-творческая, этнографическая и научная. На т. н. «вторниках», организуемых музыкальным обществом, читались публичные доклады, посвященные проблемам украинской музыки, на «субботах» обычно устраивались концерты, где выступали художественные коллективы, популяризирующие главным образом народную песню и произведения украинских композиторов. Так, в 1924 году состоялись «субботы», на которых исполнялись вокальные произведения М. И. Вериковского, Ф. Е. Козицкого и Г. Г. Веревки{Кузьмин Н. И. Украинская школа музыкального мастерства, с. 63.}. С 1923 года музыкальное общество им. Н. Д. Леонтовича стало издавать журнал «Музика». После исключения из своего состава в 1924 году идеологически чуждых элементов это общество превратилось в массовую музыкально-общественную и музыкально-творческую организацию, ставившую целью строительство социалистической музыкальной культуры. Декларация «Октябрь в музыку!», провозглашенная обществом в 1924 году, оказала влияние на демократизацию музыкального искусства Советской Украины, помогала успешно бороться с классово враждебными элементами, шовинистическими и националистическими тенденциями, особенно проявившимися в годы нэпа.
Обложка первого номера журнала «Музика». 1923 г.
Многие украинские композиторы были тесно связаны с массовым хоровым искусством. В 1921 году вышел из печати сборник «10 украинских народных песен для хора» М. И. Вериковского. Уделяя большое внимание изучению украинских народных песен, композитор создал цикл из пяти веснянок для солистов, хора и фортепиано под названием «Кроковее колесо» (1926 г.). Выдающимся вкладом в хоровую литературу явился сборник обработок народных песен Ф. Е.. Козицкого — «8 прелюдий-песен для хора» (1922 г.). В них органически сочетаются приемы народного, т. н. гуртового, пения с большим техническим мастерством полифонической разработки мелодического материала. Много трудился над обработкой украинских песен разных жанров и видов, в основном предназначенных для сольного исполнения в сопровождении фортепиано, Л. Н. Ревуцкий. Особо выделялись появившиеся в 1925—1926 гг. три его цикла: «Солнышко» (20 обработок), «Исторические и казацкие песни» (10 обработок), «Галицкие песни» (8 обработок).
В 20-х годах прозвучали аранжированные композитором Г. Г. Веревкой революционные песни-хоры: итальянская «Вперед, народ, иди!», песня парижского пролетариата «Чего желает коммунар?», а также оригинальная его «Песня комсомольцев» на слова П. Г. Тычины. Появилось очень много агитпесен и хоров, посвященных революционной теме, песен о творческом труде советских рабочих и крестьян, о Красной Армии, о великом вожде трудящихся В. И. Ленине.
Значительным явлением в украинской советской музыке стали «Реквием памяти П. Леонтовича» М. И. Вериковского на слова П. Г. Тычины (1921 г.), его оратория «Дума о девушке-пленнице Марусе Богуславке» для солистов и хора в сопровождении фортепиано (1923 г.; новая редакция в оркестровом сопровождении была осуществлена в 50-е годы), кантата-поэма для хора, солистов и оркестра «Хустина» («Платок») Л. Н. Ревуцкого на слова Т. Г. Шевченко.
К середине 20-х годов в украинской советской музыке начали появляться симфонические произведения. К ним относится сюита на народные темы «Веснянки» М. И. Вериковского, написанная в 1924 году и в следующем году исполненная оркестром оперного театра под управлением автора.
В области камерной и инструментальной музыки в 1921—1925 гг. много работал Б. Н. Лятошинский.
Развивались украинская музыкально-фольклористическая наука и музыковедение, в чем большая заслуга/282/ Всеукраинского музыкального общества им. Н. Д. Леонтовича и этнографической комиссии, созданной при Всеукраинской Академии наук, при которой был учрежден кабинет музыкальной этнографии. Для записи украинских, русских, белорусских, молдавских народных песен только украинский советский музыковед-фольклорист К. В. Квитка осуществил ряд поездок в различные районы Украины (на Киевщину, Житомирщину, Черниговщину, в Одесскую и Подольскую губернии), Молдавию, а также в братские республики РСФСР, БССР{«Вісті» (Харків), 1921, 2 сентября; «Комуніст» (Харків), 1921, 1 сентября.}. В 1922 году он издал сборник «Українські народні мелодії» (743 мелодии), представляющий собой неисчерпаемый источник народного музыкального творчества, собранного ученым в течение многих лет.
Н. А. Гринченко принадлежит первый опыт обобщения процесса развития украинской музыки с момента ее зарождения до начала 20-х годов — «Історія української музики», изданная в 1922 году.
1921—1925 гг. явились для музыкальной культуры годами подъема исполнительского искусства, бурных поисков новых форм, консолидации исполнительских и творческих кадров, пополнения их композиторской молодежью, показавшей себя достойным продолжателем реалистических традиций классиков украинской музыки.