Литература. Определяющее значение для развития советской литературы и искусства на Украине имело последовательное воплощение в жизнь, во все сферы культурного строительства ленинских идей. В преодолении влияния пролеткультовских догм огромную роль сыграла речь В. И. Ленина на III Всероссийском съезде РКСМ, в которой, в частности, подчеркивалось, что «пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которое человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества»{В. И. Ленин о литературе и искусстве. М., 1967, с. 443.}.
Ленинские принципы строительства новой культуры были положены в основу «Тезисов о художественной политике» коллегии Агитпропа ЦК КП(б)У и коллегии Главполитпросвета УССР (1921 г.). «...Бесплодные споры о пролетарском искусстве,— говорилось в Тезисах,— должны отойти на второй план, уступая место действительному выявлению творчества рабочих масс и их воспитанию на лучших образцах искусства прошлого»{«Коммунист», 1921, 1 сентября.}.
В восстановительный период в Киеве продолжали творческую и общественную деятельность значительные литературные силы, хотя многие писатели переехали в столицу Советской Украины — Харьков. Отличительной особенностью литературной жизни Киева того времени было углубление процессов идейной и творческой дифференциации в среде писателей.
Повседневным проводником политики партии в области художественного творчества, пропагандистом мероприятий Советской власти на культурном фронте являлась пресса. Каждая газета, выходившая в тот период — «Більшовик», «Коммунист», «Киевский пролетарий», «Вісті», «Пролетарская правда», «Молодий більшовик», «Молодой пролетарий», «Радянське село», «Красная Армия»,— имела свой творческий актив профессиональных журналистов, писателей и начинающих авторов из рабочих, крестьян, красноармейцев, а также большое количество рабочих, крестьянских, красноармейских, молодежных корреспондентов, которые нередко пробовали свои силы и в художественном твор-/276/честве, особенно в разных жанрах поэзии, юмора и сатиры. Литературный материал (как правило, сразу нескольких авторов) газеты помещали в каждом номере. Открывая постоянную «Литературную страницу», газета «Пролетарская правда» писала: «Сегодняшний номер Пролетарской правды, в частности эта страничка, не только предназначены для рабочих. Они почти целиком дело рук самих, рабочих»{«Пролетарская правда», 1922, 6 июня.}. «Литературная страничка пролетария» систематически давалась в «Киевском пролетарии», «Літературна сторінка» — в «Молодому більшовику», постоянная страница «Рабкормольская кузница» (с 1925 года «Вагранка») — в «Молодом пролетарии», рубрики «Культура і мистецтво», «Мистецька сторінка», «Літературна сторінка» — в газете «Більшовик», и т. д.
Массовое литературное творчество было составной частью широкого рабселькоровского движения, организаторами которого выступали все без исключения редакции киевских газет. Для начинающих авторов, для рабкоров при рабочих, профсоюзных, студенческих и красноармейских клубах и библиотеках города организовывались литературные кружки и секции, литературные студии, к руководству которыми привлекались известные литераторы и ученые-филологи{«Більшовик», 1923, 31 октября; «Пролетарская правда», 1921, 19 ноября и 1922, 3 декабря.}. Общегородское значение приобрели литстудии «Березіль», при клубе «Совработник» и др. При редакциях газет для начинающих писателей и рабкоров создавались специальные кружки. В 1924—1925 гг. в Киеве были проведены первые губернские и окружные конференции и съезды рабселькоров. В помощь рабселькорам издавался журнал «Трибуна рабкора», был организован клуб рабкоров Киева при Доме коммунистического просвещения, где проводились занятия кружков, литературные вечера и диспуты на актуальные литературные темы.
Особенно много творческой и рабкоровской молодежи группировалось вокруг газет «Пролетарская правда», издававшей литературное приложение — журнал «Отблески» (1922—1923 гг.), и «Молодой пролетарий», при редакции которой работала комсомольская литературная мастерская «Вагранка». В течение 1923 года литераторы и рабкоры «Пролетарской правды» подготовили и издали литературный сборник «Первый эшелон».
В начале восстановительного периода в Киеве работало много писателей различных творческих направлений и «школ». Уже в начале 20-х годов русские писатели из «Мастерской художественного слова», «Цеха поэтов», из группы примитивистов и других сделали попытку создать одну организацию — «Объединение работников художественного слова» («ОРХУС»). Объединение, однако, просуществовало недолго — различие в творческих убеждениях его участников было слишком явным. Не принесла успеха и попытка организовать Киевское отделение Всероссийского союза поэтов («КОВСОПО»). Задача объединения русских писателей Киева более успешно решалась к концу восстановительного периода.
Значительным событием в литературной жизни Украины явилось создание в 1922—1923 гг. в Харькове союза революционных крестьянских писателей «Плуг» и союза пролетарских писателей Украины «Гарт», развернувших большую работу по выявлению и воспитанию литераторов, стоявших на советской платформе. Студии этих союзов возникли в Киеве. В начале 1924 года они были преобразованы в филиалы (отделения) «Плуга» и «Гарта»{«Більшовик», 1924, 5 и 21 февраля; 1925, 6 января.}. Руководил киевской студией (затем киевским филиалом) «Плуга» критик и публицист, редактор газеты «Більшовик» С. Б. Щупак. Среди первых киевских «плужан» были А. Е. Корнейчук, А. И. Шмыгельский, Я. Д. Качура, П. А. Радченко, Д. Н. Фальковский и др. Они постоянно печатались в газетах «Більшовик» и «Радянське село», часто организовывали учебно-творческие собрания, опубликовали свыше 100 произведений в газетах и журнала Киева и Харькова, вместе со студией, а затем филиалом «Гарта» участвовали в многочисленных литературных вечерах на заводах, в рабочих клубах, институтах и техникумах, в селах Киевщины{«Більшовик», 1925, 6 января.}.
Аналогичный путь развития прошла студия (филиал) «Гарта». В 1925 году увидел свет альманах «Киев-Гарт» с произведениями Б. Л. Коваленко, А. В. Клоччя, Л. И. Смилянского, П. А. Радченко, А. М. Сороки, Д. Н. Фальковского, Г. П. Косяченко и других литераторов, подытоживший многочисленные выступления «гартовцев» в периодической печати.
Филиалы «Плуга» и «Гарта» являлись организаторами и руководителями многих литературных кружков, секций и студий в рабочих и студенческих коллективах города, а также на периферии. При «Киев-Плуге» действовала красноармейская секция, на правах секции в него входила музыкальная студия им. Н. Д. Леонтовича, в которой работали поэт П. Г. Тычина и композитор Г. Г. Веревка, при «Гарте» был заложен «Теаральный гарт».
Важным явлением литературной жизни города в то время была организация при «Киев-Плуге» секции «Западная Украина», объединившей писателей, художников, публицистов, критиков — выходцев из Галиции, Буковины, Волыни, Холмщины (Д. Ю. Загул, В. И. Атаманюк, М. К. Козорис, Ф. М. Малинний, А. Ф. Турчинская и др.){«Більшовик», 1925, 26 и 30 апреля, 18 июня.}. Они особенно широко разрабатывали темы из жизни и борьбы трудящихся западноукраинских земель, воспевали их стремление к воссоединению с Советской Украиной.
Роль киевских филиалов «Плуга» и «Гарта» была тем более значительна, что в восстановительный период существовали литературные группы и течения, стоявшие в стороне от главной линии развития советской литературы. С введением нэпа они активизировались, увеличилось количество частных издательств, ухитряв-/277/шихся наводнять книжный рынок литературной халтурой и тем самым возрождать изжившую себя теорию «чистого искусства», разные антиреалистические «направления».
Откровенно правые позиции в литературной жизни Киева того времени занимали литераторы из немногочисленной группы т. н. украинских «неоклассиков», образовавшейся в 1921 году и ориентировавшейся на слои мелкобуржуазной интеллигенции. «Неоклассики» не были монолитной группой. От позиций ее теоретика Н. К. Зерова уже в то время значительно отличалась позиция М. Ф. Рыльского. Крепнущие связи поэта с советской действительностью были залогом его постепенного, но неуклонного идейно-художественного роста, перехода к социалистическому искусству.
Типично правопопутнической была в Киеве небольшая литературная организация «Ланка», фактически отпочковавшаяся от «неоклассиков» и во многом разделявшая их взгляды (В. П. Пидмогильный, Е. П. Плужник, Г. М. Косынка и др.). Писатели из «Ланки», хотя в большинстве своем и были начинающими, свысока относились к массовому литературному творчеству, к деятельности «плужан» и «гартованцев».
Т. н. левые группировки и организации представляли в Киеве украинские футуристы (М. В. Семенко — теоретик и руководитель организации, Г. Д. Шкурупий, А. А. Слисаренко и др.). В 1921 году они объявили в печати о создании группы «Комкосмос», в 1922 году основали «Аспанфут» («Ассоциацию панфутуристов»), переименованную год спустя в «АсКК» («Ассоциацию работников коммунистической культуры», иначе — «Коммункульт»). Первый этап деятельности киевских футуристов проходил под лозунгом ликвидации искусства как такового. «Левая» фраза, крикливые уверения в «революционности» футуризма способствовали тому, что часть творческой молодежи, когда в Киеве еще не было пролетарско-крестьянских организаций, на время примкнула к «Аспанфуту» — «Коммункульту». Но это фактически не повлияло на творчество Н. П. Бажана, А. Ф. Влызько, Я. Г. Савченко, Н. И. Терещенко, Ю. И. Яновского, В. М. Ярошенко. Преодолевая незначительное влияние футуризма в области поэтики, они уверенно выходили на путь реализма. К концу 1924 года проявились острые противоречия внутри «АсКК», стала очевидной бесплодность футуристических догматов. Сначала организация разделилась на две группы, одна из которых переместилась в Харьков, а затем совсем распалась, что явилось доказательством ее идейно-художественной несостоятельности{«Більшовик», 1924, 2 сентября, 9 и 19 октября.}.
В этот период в Киеве создается новое литературное объединение работников пролетарской культуры — «Жовтень», положившее в основу своей идейно-творческой платформы, как и московская организация «Октябрь», принципы коммунистической партийности и реализма. Организаторами и активными деятелями его стали Иван Ле, Н. И. Терещенко, Ю. И. Яновский, Ф. Б. Якубовский и др. При объединении «Жовтень» начала работать секция русских писателей Киева, а также театрализованный коллектив «Красные очки»{«Більшовик», 1925, 19 февраля; «Пролетарская правда», 1925, 23 сентября.}. Русские писатели города объединились в литературные организации «Майна» (вскоре преобразована в «Центростиль»; в нее входили Н. Н. Ушаков, Б. А. Турганов, И. В. Юрков, Р. С. Скоморовский и др.) и «Вагранка» (в ней состояли С. М. Гордеев, Д. Э. Урин, И. Я. Золотаревский и другие).
Члены литорганизаций «Жовтень», «Центростиль» и «Вагранка», так же как «Плуга» и «Гарта», практиковали выступления в рабочих и студенческих коллективах, принимали самое активное участие в организации и проведении «живых газет», «живых журналов», посредством которых велась воспитательная работа среди трудящихся города и деревни, активно пропагандировались принципы развития и достижения советской литературы и искусства.
Партийные организации и советские органы всячески содействовали повышению художественного мастерства писателей. Только в 1922 году редакция «Пролетарской правды» объявила три конкурса — на лучшие рассказ, стихотворение, рабочую корреспонденцию, освещавшие жизнь предприятия, затем — на художественную революционную биографию (описание жизни) рабочего, на ударную рабочую корреспонденцию, в 1923 году — на лучшее стихотворение, рассказ, статью по вопросам литературы{«Пролетарская правда», 1922, 1 октября, 30 ноября, 17 декабря.}.
Активизации творческой деятельности киевских авторов способствовало создание литературно-художественной журнальной периодики. Сначала это были общественно-политические и литературные журналы — приложения к киевским газетам: «Глобус» (1923 г.) — приложение к «Більшовику», «Красная звезда» (1921 г.) — к газете «Красная Армия», «Отблески» (1922 г.) и «Факел» (1925 г.) —к газете «Пролетарская правда» и др. Литературный материал помещался также в журналах «Тиски», «Богомор», «Наша допомога», «Искусство», «Нова громада». Значительным событием в культурной жизни города явилось издание по решению ЦККП(б)У журнала «Життя й революція» (1925 г.).
Передовые писатели, игравшие главную роль в литературной жизни Киева, успешно противостояли идейному наступлению правых группировок, подвергали острому осуждению теорию «чистого искусства», проявления буржуазного национализма, вели последовательную борьбу за высокое, реалистическое, партийное искусство слова.
Обложка журнала «Шиття й революція». 1925 г.
Главным итогом этапа становления литературы в Киеве, являвшейся органической частью украинской советской литературы, стали произведения, написанные в то время. Активной творческой и общественной жизнью жил С. В. Васильченко, учительствовавший в Киеве в 1921—1928 гг. Богатые впечатления, наблюдения за жизнью советской школы писатель воссоздал/278/ в рассказах и повестях «Приблуда» (1921—1922 гг.), «Авиационный кружок» (1924 г.), «Красный вечер» (1922—1923 гг.).
До переезда в 1923 году в Харьков в городе жил и работал П. Г. Тычина, в 1922 году возглавлявший группу киевских пролетарских писателей. Здесь поэт создал большую часть своих стихотворений и поэм, вошедших в сборник «Ветер с Украины» (1924 г.), а также поэму «Живем, работаем коммуной» (1920 г.), философские циклы «В космическом оркестре» (1921 г.), «Улица Кузнечная». Поэзия П. Г. Тычины пронизана патриотическим пафосом, чувствами советской национальной гордости, гуманизма, пролетарского интернационализма.
Идейно-творческая эволюция М. Ф. Рыльского четко наметилась в поэтических сборниках «Поэмы» (1924 г.) и «Сквозь бурю и снег» (1925 г.). В лучших стихотворениях и поэмах того времени («Ганнуся» и др.) он показал себя тонким и проникновенным певцом природы, коллективного труда, любви и счастья.
С книгами стихотворений выступил в эти годы П. И. Терещенко. В его сборнике «Лаборатория» (1924 г.) значительное место занимают стихи, посвященные рабочей тематике. Злободневной тематике из жизни, быта новой деревни, борьбе за новые, коллективные формы хозяйствования посвящены стихотворения сборника «Чернозем» (1925 г.).
Сельская тематика разрабатывалась и в многочисленных юмористических и сатирических стихотворениях В. М. Ярошенко, помещенных в сборниках «Сквозь решето» (1924 г.) и «Божья кооперация» (1925 г.). С рядом патриотических произведений (поэма «Жовтень» и др.) на страницах газет выступил Я. Г. Савченко, уделявший все больше внимания литературной критике. Новые мотивы — искреннего принятия советской действительности, воспевания ростков нового в жизни — отчетливо прозвучали в сборнике Д. Ю. Загула «Наш день» (1925 г.).
В 1923—1925 гг. на страницах газет «Більшовик», «Пролетарская правда», «Радянське село», журнала «Глобус» увидели свет первые печатные произведения А. Е. Корнейчука и Ю. И. Яновского, Н. П. Бажана и Н. Н. Ушакова, Ивана Ле, С. Д. Скляренко и Я. Д. Качуры. Некоторые из этих писателей издали свои первые книги (Я. Д. Качура — «Две силы», 1925 г., «История одного коллектива», 1925 г.; Ю. И. Яновский — «Мамонтовые бивни», 1925 г.). С первыми книгами выступили прозаик Г. М. Косынка и поэт Е. П. Плужник. Однако на некоторых их произведениях сказалось отсутствие твердых мировоззренческих убеждений, влияние «неоклассиков».
В лучших произведениях киевских писателей и поэтов Н. П. Бажана, Ю. И. Яновского, Я. Г. Савченко, Н. И. Терещенко и других темы современности — социалистическое переустройство жизни в городе и деревне, трудовые свершения рабочих и крестьян в восстановлении народного хозяйства, новые отношения людей в коллективе, быту, в семье — тесно переплетались с темами Октября, героики гражданской войны.
Особое место заняла ленинская тема. К ней обращались Н. И. Терещенко («Ленинское завещание», 1924 г.), Н. П. Бажан («21 января», 1924 г.), Е. П. Плужник («Он», 1924 г.), Я. Г. Савченко («Ленин», 1924 г.), А. А. Слисаренко («Памяти В. И. Ленина», 1924 г.), А. И. Шмыгельский («На смерть В. И. Ленину», 1924 г.), В. И. Атаманюк (В. Яблуненко; «Дума на смерть Ленина», 1925 г.), а также будущий драматург А. Е. Корнейчук («Он был великий», 1925 г.). В 1925 году в Киеве вышел составленный Н. П. Бажаном и Г. Д. Шкурупием «Ленинский декламатор» — первая на Украине антология поэтической Ленинианы. В ней были помещены многие стихотворения поэтов Украины, посвященные В. И. Ленину, а также русских поэтов в переводе на украинский язык.
Плодотворно работали в эти годы писатели И. С. Фефер, Л. М. Квитко, М. И. Хащевацкий и другие{«Пролетарская правда», 1922, 10 июня; «Пролетарська правда», 1925, 9 октября.}.
Крепли связи киевских литераторов с писателями Москвы и других культурных центров страны. Огромное значение приобретали творческие поездки на Украину В. В. Маяковского. Посетив Киев в 1924 и 1925 годах, поэт встречался с рабочими заводов, рабкорами, писателями, студенческой молодежью{«Більшовик», 1924, 15 и 17 января; 1925, 5 февраля.}. Н. П. Бажан писал впоследствии в статье «Поэт народов», что украинская поэзия крепла под влиянием В. В. Маяковского{«Правда», 1940, 14 апреля.}. Широкий резонанс вызвали выступления в Киеве с лекциями А. Н. Толстого и А. В. Луначарского{«Більшовик», 1924, 23 апреля; «Пролетарська правда», 1925, 25 и 30 октября.}. Огромной популярностью пользовалось творчество Демьяна Бедного, многие произведения которого в оригиналах и в переводах на украинский язык (Н. И. Тере-/279/щепко) печатались в киевских газетах, выходили отдельными изданиями. В 1921 году поэт продолжительное время находился в Киеве в связи с проведением кампании помощи голодающим Поволжья. В этот период Киев посетили первые делегации из братских республик. Члены белорусского «Маладняка» принимали участие в одном из собраний «Киев-Гарта», выступали с докладами о братской литературе, читали свои произведения, затем провели литературный вечер{«Пролетарська правда», 1925, 10 июля.}.
Рос интерес киевских, как и всех украинских советских писателей к литературам братских народов, их опыту и художественным поискам; расширялся, в свою очередь, и круг литератур, с которых переводили киевские поэты. В 1924 году в журнале «Нова громада» были помещены первые переводы П. Г. Тычины стихотворений выдающегося пролетарского армянского поэта А. Акопяна. Тогда же сделаны и его переводы произведений известного белорусского советского писателя Я. Коласа.
Стало традицией широко отмечать юбилеи писателей-классиков. Торжественно чествовалась память Т. Г. Шевченко, в 1922 году отмечалось 200-летие со дня рождения выдающегося философа и поэта Г. С. Сковороды.
Идейно-эстетической основой для киевских, как и всех советских писателей в их стремлении к овладению новой тематикой, подсказываемой жизнью, к повышению литературного мастерства, в их борьбе с чуждыми влияниями в литературе являлись решения съездов партии по вопросам литературы и искусства, резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925 г.) и постановление Политбюро ЦК КП(б)У «Об украинских художественных группировках» (1925 г.). В них были подведены итоги целого этапа литературного развития в стране, на основе ленинских принципов партийного руководства литературой и искусством четко определены пути их дальнейшего поступательного движения.