-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Народное образование

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/273/

Народное образование. Развитие народного образования, литературы и искусства в годы восстановления народного хозяйства теснейшим образом было связано с развертыванием культурной революции в стране. Одной из первоочередных общеполитических и общегосударственных ее задач стала ликвидация неграмотности. Исходя из указаний В. И. Ленина, СНК УССР в мае 1921 года принял постановление о борьбе с неграмотностью. Общее руководство этой работой осуществлял Главполитпросвет, в составе которого была создана Всеукраинская чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью. В 1923 году в помощь органам народного образования в республике организовалось добровольное общество «Долой неграмотность», возглавляемое председателем ВУЦИК Г. И. Петровским. Активное участие в этом принимали профсоюзы, комсомол, культурно-просветительные учреждения, учителя, широкая общественность.

В соответствии с решениями партии на Украине вводилась новая система образования. В 1920/21 учебном году все четырех- и трехгодичные начальные школы, мужские и женские гимназии, а также приравненные к ним учебные заведения были превращены в единые трудовые семилетние школы совместного обучения с двумя концентрами (первый концентр — 1—4-е классы, второй — 5—7-е классы).

В октябре 1922 года был принят «Кодекс законов о народном образовании УССР», в котором определялись задачи и структура органов народного образования, общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных учебных заведений. К 1 января 1923 года в Киеве насчитывалось 105 трудовых семилетних школ, из них на содержании городского отдела народного образования находилось 18, родителей — 16, на содержании профорганизаций, предприятий и учреждений — 18. Ряд школ был переведен на хозрасчет.

С улучшением экономического положения в стране увеличивались ассигнования на образование. Так, в 1923/24 учебном году из местного бюджета в Киеве на эти цели было выделено 1750 тыс. руб. и из государственного — 2 млн. руб., т. е. на 100 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году. Это дало возможность увеличить выпуск учебных пособий и учебников, улучшить материальное положение учителей, расширить прием детей в школы.

Большое внимание уделялось подготовке квалифицированных кадров. К лету 1921 года с целью профессионально-технического обучения созданы кратковременные курсы двух типов — для ликвидации технической неграмотности и для повышения уровня технических знаний (всего их насчитывалось 23), 7 школ фабрично-заводского ученичества (также двух типов) и 10 районных рабочих школ, которые посещали рабочие разных специальностей. Финансировались они хозяйственными организациями. В дальнейшем система, этих курсов и учебных заведений расширялась. Весной 1924 года в Киеве насчитывалось 34 профшколы, 4 педагогических и 17 других курсов, 17 школ фабрично-заводского ученичества, 5 рабфаков.



Урок рисования в детской школе на Сырце. 1923 г.

Развитие советской системы народного образования было неотделимо от зарождения и развития массовых детских коммунистических организаций. В Киеве под руководством комсомола организовались «Детский интернационал», «Юные Спартаки». После создания в СССР в 1922 году единой коммунистической организации детей — пионерской организации — при школах, детских домах, культурно-просветительных учреждениях и производственных коллективах стали действовать пионерские отряды. Значительную воспитательную работу проводили комсомольские ячейки, которые начали организовываться в школах в 1923 году.

Многое делалось для подготовки нового поколения учителей, перевоспитания старых, вооружения их знаниями основ марксизма-ленинизма, марксистско-ленинской педагогики. Учителя были охвачены разными курсами и семинарами, где широко разъяснялась политика Коммунистической партии, освещались новые методы обучения и воспитания.



Лабораторные занятия по физике в 45-й школе.

Важным событием в жизни школы и учительства республики был I Всеукраинский съезд учителей, состоявшийся 5—11 января 1925 года в Харькове. В своих постановлениях он призывал педагогическую общественность выполнять заветы В. И. Ленина, активизировать работу на местах, стать активнейшим проводником идей Коммунистической партии среди трудящихся. После Всесоюзного и Всеукраинского съездов учителей повсеместно, в Киеве в частности, расширилось участие учителей в общественно-политической работе. Свидетельством первых успехов в культурном строительстве явилось то, что к 1926 году в Киеве насчитывалось 112 трудовых школ, из них имели все классы — от первого до седьмого — 92 школы. На каждое учеб-/274/ное заведение в среднем приходилось 16 учителей, 66,8 проц. детей в возрасте от 8 до 14 лет были охвачены обучением. В городе действовало 126 пунктов ликвидации неграмотности, в которых обучалось 3607 человек.