О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Борьба трудящихся за преодоление хозяйственной разрухи

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/258/

БОРЬБА ТРУДЯЩИХСЯ ЗА ПРЕОДОЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РАЗРУХИ

После победоносного окончания гражданской войны и разгрома иностранной военной интервенции Советская страна вступила на путь мирного хозяйственного строительства. Первая мировая и гражданская войны привели к тяжелой разрухе всего народного хозяйства. Особенно большие разрушения были причинены экономике Украины, на территории которой проходили ожесточенные бои с белогвардейцами, войсками буржуазно-националистических «правительств» и иностранными интервентами. Враги Советской власти уничтожили или вывезли за границу значительную часть промышленного оборудования, сожгли и взорвали корпуса многих фабрик и заводов, затопили угольные шахты, рудники, разрушили железнодорожные пути и мосты.

Разрушению подверглись также многие промышленные предприятия, транспорт и коммунальное хозяйство Киева. Австро-германские оккупанты сожгли судостроительную верфь вместе со всеми строящимися судами. Был разрушен Цепной мост через Днепр.

Резко сократилась численность населения Киева. К концу 1920 года в городе насчитывалось лишь 366,4 тыс. жителей против 520 тыс. в 1913 году{Народное хозяйство Украины в 1921/22 году. X., 1923, с. 2.}.

Промышленные предприятия, возобновившие свою работу к началу 1921 года, находились в крайне тяжелом положении. Резко сократилась численность рабочих. На заводах бывших Гретера и Криванека и Южнорусском насчитывалось по 150 рабочих, на заводе Фильверта и Дедины — только 50{«Бюллетень Киевского губсовета, народного хозяйства», 1921, № 7, с. 2.}, а на одном из крупнейших заводов Киева «Арсенале» — 1167{Киевский горгосархив, ф. Р-377, оп. 1, д. 1, лл. 1—38.}. Число всех рабочих крупной цензовой промышленности Киева в начале 1921 года составляло 6,2 тыс. человек (41,7 проц. довоенного уровня).

Наладить производство на предприятиях было нелегко. Оборудование было предельно изношенным, станки и машины требовали капитального ремонта. Недостаток сырья и топлива приводил к перебоям в работе предприятий, а иногда и к их консервации. Бездействовали сахарорафинадный завод, конфетная фабрика, стеклозавод, деревообрабатывающие фабрики и ряд других предприятий пищевой и легкой промышленности. Нерегулярно работали типографии: не хватало бумаги, ощущался недостаток в электроэнергии и топливе. К концу 1920 года выпуск промышленной продукции всеми действующими киевскими заводами и фабриками составлял 13,5 проц. уровня 1913 года{Киевский облгосархив, ф. Р-385, оп. 1, д. 294, л. 104.}.

Не лучше обстояли дела и на Киевском железнодорожном узле. Из-за отсутствия угля в топках паровозов жгли дрова, но и их было мало. 62 проц. паровозов Юго-Западной железной дороги требовали капитального ремонта. На станциях и полустанках стояли тысячи, поврежденных пассажирских и товарных вагонов.

Почти полностью было разрушено коммунальное хозяйство. Электростанции Киева в 1921 году выработали только 12,4 млн. квт-час. электроэнергии. С большими перебоями работал водопровод. Из 173 км трамвайных линий эксплуатировалось менее трети. К концу 1921 года имелось лишь 13 пригодных к эксплуатации трамвайных вагонов, использовались они в основном для перевозок грузов и топлива{Киевский горгосархив, ф. Р-1, оп. 1, д. 11, лл. 9, 38; Обзор деятельности Киевского губкоммунотдела за 1922 г. К, 1923, с. 61—69.}.

В годы гражданской войны в Киеве около 30 проц. жилой площади (более 2300 зданий) было разрушено{«Пролетарская правда», 1922, 25 апреля.}. В полуразрушенном состоянии находилось почти все оставшееся хозяйство города. Вырублена была или сгорела от пожаров также значительная часть лесов и парков. Нехватка продовольствия и топлива, антисанитарные условия из-за плохой работы водопровода спо-/259/собствовали распространению заболеваний: желудочно-кишечных, туберкулеза, сыпного тифа.

Экономические трудности сопровождались трудностями политического характера. Всячески мешали трудящимся Киева восстанавливать хозяйство, дезорганизовывали производство, препятствовали установлению связей города с другими экономическими районами контрреволюционные банды. В апреле 1921 года в Киевском уезде (в 10 волостях из 13) действовали кулацкие банды, руководимые петлюровскими офицерами. В них насчитывалось 700 пеших и 1000 конных бандитов, имевших на вооружении 20 пулеметов. Бандиты совершали налеты на железнодорожные станции Васильков, Бородянка, на местечки близ Киева. Так, банда «Курень смерти» разграбила лесопильный завод в Мотовиловке. Готовился налет на Киев{ЦГАОР УССР, ф. 2, оп. 1, д. 296, лл. 46—126; оп. 2, д. 183, лл. 20—24.}. За один только апрель бандиты произвели более 20 нападений на советские, кооперативные и хозяйственные учреждения уезда. Действия кулацких банд направляли созданный еще в 1920 году буржуазными националистами на средства разведок Франции и Польши «Киевский областной центр действия», а также «Всеукраинский центральный повстанческий комитет» (организован весной 1921 года){Кучер О. О. Розгром збройної внутрішньої контрреволюції на Україні у 1921—1923 рр. X., 1971, с. 30.}. Идейные вдохновители и организаторы этих банд — украинские буржуазные националисты действовали непосредственно в Киеве. Они вели антисоветскую агитацию среди населения, организовывали поджоги, по-зверски расправлялись с коммунистами и советскими активистами.

Активизация кулацких банд на Киевщине приводила к значительным трудностям в снабжении города продовольствием. Органы Советской власти вынуждены были снизить нормы выдачи продуктов населению. Рабочие получали в день лишь по 200 граммов хлеба. Но бывали и перебои. Так, на заводе «Арсенал» в мае 1924 года хлеб рабочим не выдавался; в этом месяце они получили всего по два фунта крупы, фунт соли, полфунта сахара, 1/8 фунта табака{Киевский горгосархив, ф. Р-377, оп. 1, д. 2, лл. 1—38.}. Обеспечение рабочих-транспортников хлебом, мясом не достигало и 20 проц. нормы, а крупой и жирами — 6 проц. Снабжение рабочих и служащих промышленными товарами почти прекратилось{Народное хозяйство Украины в 1921/22 году, с. 2; «Народное хозяйство», 1921, № 1—2, с. 83; «Коммунист», 1921, 28 января.}. Обесценивались бумажные деньги. Неудержимо росли цены на промышленные товары и продукты на рынке. Так, с октября 1921 по апрель 1922 года они увеличились в 20 раз.

Тяжелое продовольственное положение, безработица в связи с разрухой и перебоями в работе промышленных предприятий заставляли рабочих уходить в села, заниматься кустарничеством, в результате чего часть их деклассировалась. На заводе «Арсенал», в частности, где производился ремонт гаубиц и артснаряжения, в 1921 году из 1167 рабочих было занято лишь 564 человека. Остальные, чтобы как-то просуществовать, изготовляли крестьянские повозки, различные детали сельскохозяйственного инвентаря, предметы домашнего обихода и прочее{Киевский горгосархив, ф. Р-377, оп. 1, д. 1, лл. 1—38.}.

Все эти трудности не смогли сломить трудящихся Киева, поколебать их решимость восстановить народное хозяйство. Партийные организации города развернули работу по мобилизации широких слоев населения на борьбу против бандитизма{Бакуменко П. І. Українська РСР в період відбудови народного господарства 1921—1925 рр. К., 1960, с. 11.}. В решении Всеукраинского совещания КП(б)У (май 1921 года) «О борьбе с бандитизмом» подчеркивалось, что бандитизм «является главным препятствием для утверждения Советской власти на местах и для ликвидации хозяйственной разрухи...»{Коммунистическая партия Украины в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 1, с. 153.}. V съезд Советов Украины объявил борьбу с бандитизмом внутренним фронтом, 1-й Киевской особого назначения бригаде была поручена организация: ликвидации банд в Киеве и городах губернии. Из коммунистов и Комсомольцев формировались части особого назначения (ЧОН). Борьба против бандитизма в районе Киева возлагалась также на 44-ю Киевскую стрелковую дивизию, которой командовал герой гражданской войны И. Н. Дубовой{ПА ИИП при ЦК Компартии Украины, ф. 1, оп. 145а, д. 12, л. 11; Кучер О. О. Розгром збройної внутрішньої контрреволюції на Україні у 1921—1923 рр., с. 129.}. Охрану важнейших промышленных предприятий, складов, железнодорожной станции, мостов несли совместно с органами ВЧК и милиции отряды ЧОН.

На Юго-Западной железной дороге была создана дорожная комиссия, возглавляемая комиссаром железной дороги, в ее состав входили также руководители железнодорожного ЧК и профсоюзных организаций. Комиссия занималась организацией вооруженных отрядов для борьбы с бандитизмом.

В начале 1921 года в Киеве был раскрыт и ликвидирован петлюровский «Центральный повстанком». Тогда же общими усилиями Киевской губчека, Особого отдела Киевского военного округа раскрыта польская резидентура — т. н. «начальная комендатура», располагавшая сетью агентов в советских учреждениях, военных и хозяйственных организациях. Шпионы были преданы суду. Летом 1921 года чекисты ликвидировали подпольную «центральную железнодорожную организацию» петлюровцев, которая действовала в районе Киева и Белой Церкви. На протяжении 1921 — весны 1922 гг. части 44-й дивизии и отряды 1-й Киевской особого назначения бригады провели успешные операции по ликвидации кулацких банд в окрестностях Киева, ряд их вожаков (Мордалевич, Богатыронко) явились с повинной{ЦГАОР УССР, ф. 2, оп. 1, д. 560, лл. 4—21; Голіченко В.Вартові революції. К., 1966, С. 85, 129, 138, 142; Кучер О. О. Розгром збройної внутрішньої контрреволюції на Україні у 1921—1923 рр., с. 95, 129.}./260/



Субботник на заводе «Арсенал» с участием красноармейцев. 1921 г.

В идейном поражении и разгроме украинского буржуазного национализма важную роль сыграл проходивший в Киеве в мае 1921 года судебный процесс над членами ЦК партии украинских эсеров (Голубовичем, Лизановским и др.), арестованными за контрреволюционную деятельность. Киевский процесс, на котором общественным обвинителем выступил Д. З. Мануильский, раскрыл предательскую роль украинских эсеров, их преступные связи с германскими оккупантами, империалистами Антанты, а также активную роль в организации антисоветских выступлений{Самофалов В. Комуністична партія України в боротьбі за відбудову народного господарства (1921—1925), с. 121, 122; Нариси історії Київської обласної партійної організації, с. 281.}. Трудящиеся Киева одобрили приговор суда врагам украинского народа.

В 1921—1922 гг. в Киеве были разоблачены и уничтожены т. н. «Киевская военная организация», руководимая петлюровскими офицерами, которые планировали реставрировать буржуазно-националистические порядки, и контрреволюционная подпольная организация, входившая в «Народный союз защиты родины и свободы»{«Пролетарская правда», 1922, 29 апреля; Голіченко В, Вартові революції, с. 142.}. Ликвидация бандитизма, разгром контрреволюционных буржуазно-националистических организаций явились важным условием развертывания мирного строительства. Широкие массы рабочих города горячо откликнулись на призыв партии как можно быстрее ликвидировать хозяйственную разруху, восстановить экономику, развернуть социалистическое строительство. На собраниях и митингах, проходивших на фабриках и заводах, трудящиеся выражали уверенность в неминуемой победе над разрухой. Рабочие завода Гретера и Криванека на одном из своих собраний приняли резолюцию, гласившую: «Теперь, когда военные фронты ликвидированы, мы все, как один, рабочие и крестьяне Советской республики, победим и на фронте труда»{«Киевский пролетарий», 1921, 2 апреля.}.

Решающей силой, сплачивавшей рабочие коллективы на предприятиях, выступили партийные организации. Коммунисты вносили организованность и дисциплину в ряды рабочих, личным примером воодушевляли их на трудовые подвиги. Уже в конце января 1921 года Киевский губком послал 100 коммунистов из советских учреждений для работы непосредственно на предприятиях.

Важная роль в мобилизации трудящихся на восстановление народного хозяйства отводилась профсоюзам как массовым организациям рабочего класса. В своем обращении к членам профсоюзов Киевский райком союза металлистов отмечал: «Каждый сознательный пролетарий должен подумать, что он должен сделать, чтобы по-настоящему восстановить хозяйство»{Киевский облгосархив, ф. Р-772, оп. 2, д. 28, л. 1.}.

Одной из ярких форм проявления трудового героизма на восстановлении промышленных предприятий и коммунального хозяйства города явились тогда субботники и воскресники. Более 2,5 тыс. человек трудились на воскреснике 23 января 1921 года{«Киевский пролетарий», 1921, 3 февраля.}. Во втором Всеукраинском воскреснике железнодорожников (апрель 1921 года) участвовало около 6 тыс. киевлян. Все участники воскресника с революционными песнями прошли по улицам Киева, демонстрируя своим единством мощь и силу рабочих масс. В 9 часов утра первая колонна — около 2 тыс. человек — отправилась в 2 эшелонах в Мотовиловку и Беличи для заготовки дров. Другие колонны в 10 часов собрались у дома профсоюза железнодорожников (всего около 4 тыс. человек, среди них много женщин). Работали на железной дороге: собирали и сортировали металлический лом, поднимали паровозы, расчищали железнодорожные линии, разгружали вагоны. В этот день были заготовлены сотни кубометров дров, нагружены и доставлены в Киев 30 вагонов леса, отремонтированы 4 паровоза, нагружены 10 платформ металлического лома и пр. После окончания воскресника его участники устроили на станции Боярка концерт-митинг, на котором присутствовали и крестьяне из близлежащих сел{«Киевский пролетарий», 1921, 12 апреля.}. Субботники и воскресники не только способствовали быстрейшему восстановлению экономики, но и воспитывали рабочих, учили их коммунистическому отношению к труду.

Надежным помощником партийных организаций в борьбе с разрухой был комсомол. С комсомольским задором работала молодежь на восстановлении промышленных предприятий, транспорта. Зимой 1921 года на станции Киев-Московский комсомольцы по нескольку дней не выходили из депо, ремонтируя паровозы.

Горячо поддержали киевские рабочие в 1921 году лозунг партии «Помощь Донбассу — помощь пролетарской республике!». На конференции завкомов Киева они создали комиссию «Помощь Донбассу». В январе 1921 года в городе проведен месячник помощи Донбассу./261/

Тогда же из Киева отправился в Донбасс первый маршрутный поезд с одеждой, обувью, продуктами, собранными трудящимися города. Железнодорожники Киева в течение двух недель работали ежедневно на час больше нормы, внося свой вклад в восстановление Донбасса. Сотни киевских рабочих-строителей выехали в Донбасс помогать восстанавливать шахты. Уже в 1921 году Донбасс дал свыше 5 млн. тонн угля{Бакулев Г. Развитие угольной промышленности Донецкого бассейна. М., 1955, с. 305.}.

Первые шаги по восстановлению народного хозяйства проходили в обстановке борьбы против различных антипартийных группировок — троцкистов и бухаринцев, т. н. «рабочей оппозиции» и группы «демократического централизма», которые в конце 1920 года навязали партии дискуссию о профсоюзах. Потерпев поражение на общем собрании столичной Харьковской городской организации КП(б)У, оппозиционеры предприняли попытку выступить со своей платформой на партийной конференции в Киеве. Дискуссионные собрания в парторганизациях города начались 15 января 1921 года. Но попытки оппозиционеров подорвать единство рядов партии, ослабить связь ее с массами получили должный отпор. На всех районных партсобраниях Киева коммунисты подавляющим большинством голосов поддержали ленинскую платформу, четко определившую роль и задачи профсоюзов как школы организации и воспитания масс, школы управления и хозяйствования, школы коммунизма{«Коммунист Украины», 1961, № 3, с. 77.}. Ее поддерживали и широкие массы рабочего класса.