О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Изобразительное искусство

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/254/

Изобразительное искусство. Качественно новые черты обретало украинское советское изобразительное искусство. Живой отклик среди киевских художников получил ленинский план монументальной пропаганды, в котором были намечены пути практического воплощения принципов партийности и народности молодого советского искусства.

Руководствуясь обнародованным 12 апреля 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О снятии памятников, сооруженных в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции», исполком Киевского Совета рабочих депутатов 17 апреля 1919 года создал специальную комиссию для изучения вопроса о замене в городе старых памятников новыми.

7 мая 1919 года Совнарком Украины издал декрет «О снятии с площадей и улиц памятников, воздвигнутых царям и царским слугам»{За ленінським планом. Монументальна пропаганда на Україні в перші роки Радянської влади, 1917—1922. Документи, матеріали, спогади. К., 1969, с. 10.}.

Те из старых памятников, которые, по определению Всеукраинского комитета охраны памятников искусства и старины, имели художественную или историческую ценность, передавались городскому музею{«Мистецтво», 1919, № 1, с. 36.}.

Весной и летом 1919 года поистине широкий размах приобрела в Киеве монументальная пропаганда. Объявлялись конкурсы на лучшие проекты, использовались все формы декоративного и монументального искусства, художественно оформлялись общеполитические массовые мероприятия, народные празднества. Устанавливались памятники-бюсты, многофигурные композиции, обелиски, осуществлялись росписи зданий, агитационных пароходов, оформлялись плакатами и декоративными панно массовые демонстрации.

К первомайским праздникам, например, были установлены гипсовые памятники-бюсты: Карла Маркса — на Думской (ныне Октябрьской революции) площади, Фридриха Энгельса — на Большой Васильковской (ныне Красноармейская) улице, В. И. Ленина — на Софийской площади, Т. Г. Шевченко — на площади, которая носит сейчас имя Ленинского комсомола, Я. М. Свердлова — на углу Московской и Никольской улиц (теперь улица Январского восстания), Карла Либкнехта — на Театральной площади, Розы Люксембург — на теперешней Красной площади{За ленінським планом, с. 21.}.

Бюсты В. И. Ленина и Т. Г. Шевченко выполнил скульптор-реалист, воспитанник петербургской Академии художеств Ф. П. Балавенский. Ныне широко известному московскому скульптору И. М. Чайкову принадлежали бюсты К. Маркса и К. Либкнехта, многофигурный памятник Всеобучу, открытый 27 июля 1919 года.

Среди других скульптурных монументальных произ-/255/ведении, воздвигнутых в годы гражданской войны в Киеве,— памятник Т. Г. Шевченко на Михайловской площади, открытие которого 11 марта 1920 года превратилось в подлинно всенародный праздник (скульптор Б. М. Кратко). Несколько стилизованное изображение Кобзаря в высокой смушковой шапке было установлено на постаменте, который остался от памятника княгине Ольге.

27 июля 1919 года Наркомпрос Украины утвердил устав Украинской академии искусств, которая положила начало высшему художественному образованию на Украине. Благодаря деятельности Украинской академии искусств в Киеве начала складываться украинская школа живописцев-монументалистов.

Наиболее значительными в украинском монументальном искусстве того времени были росписи четырех корпусов красноармейских казарм бывшего Луцкого полка, построенных накануне первой мировой войны на Лукьяновке. В сжатые сроки (февраль—август 1919 года) на внутренних стенах помещений и лестничных клеток появились сюжетные и орнаментальные композиции, исполненные клеевыми красками по штукатурке. Росписи были выполнены по инициативе народного комиссара военно-морских дел Украины Н. И. Подвойского. В работе участвовало около 200 художников. Одной из групп руководил известный русский художник Н. И. Струнников, преподававший тогда в Киевском художественном училище. Эта группа, в частности, выполнила композиции «Борьба с двуглавым орлом», «Борьба с капиталом», «Борьба с Антантой», «Шах и мат белому королю», которые в характерной для того времени аллегорической форме откликались на события Октябрьской революции и гражданской войны{«Искусство», 1963, № 5, с. 38.}. Авторами 14 тематических композиций являлись молодые монументалисты, ученики мастерской монументальной живописи Украинской государственной академии искусств во главе с профессором М. Л. Бойчуком (Т. Л. Бойчук, И. И. Падалка, В. Ф. Седляр, О. Т. Павленко и др.). Здесь были представлены сцены трудовой жизни (возвращение крестьян с поля, пахота и т. д.), бытовые мотивы из жизни красноармейцев (в столовой, в лагерях), символико-аллегорические композиции, отражающие актуальные проблемы защиты революции, союза рабочего класса и крестьянства, интернационального единения трудящихся и т. д. Эти росписи, как и другие произведения монументальной пропаганды, созданные весной и летом 1919 года киевскими художниками, были варварски уничтожены деникинцами.

В первые послереволюционные годы в Киеве создан еще целый ряд памятников монументальней живописи.

Богатая фантазия, яркий колорит, талантливая интерпретация народного творчества свойственны росписям молодого А. Г. Петрицкого. По своему содержанию и характеру они непосредственно примыкают к его театрально-декорационным работам. Художнику чаще всего приходилось расписывать зрелищные помещения,

оформлять народные театральные действа. А. Г. Петрицкий оформил инсценировку «Освобождение труда» по сценарию Л. В. Никулина, состоявшуюся 1 Мая 1919 года на Софийской площади, написал несколько красочных панно для Дома интермедий, расписал клуб в Каменце-Подольском и театр в Козельце.

Многие художники принимали активное участие в художественном оформлении Киева к революционным праздникам. В конце мая 1919 года был красочно оформлен Киевский оперный театр, где проходил Всеукраинский съезд волостных исполнительных комитетов. Декоративные и тематические панно выполнялись на бумаге и составляли довольно значительный художественный ансамбль. В осуществлении этого оформления принимали участие М. Л. Бойчук, Т. Л. Бойчук, С. Г. Колос, И. И. Падалка и другие художники.

В годы гражданской войны художникам приходилось много работать над оформлением агитпоездов, агитпароходов, вагонов-клубов и читален, вагонов-кино, которые осуществляли большую идейно-воспитательную работу в массах. Монументальная пропаганда в Киеве была важной составной частью агитационно-массового искусства, школой молодых советских художников, началом возрождения на новой идейно-тематической основе монументального искусства.

Непосредственно смыкаясь с монументальной пропагандой и часто выступая ее компонентом, развивалось искусство плаката. Около трети всей плакатной продукции, выпущенной в этот период в стране, приходится на Украину{Бутник-Сиверский Б. С. Советский плакат эпохи гражданской войны. 1918—1921. М., 1960, с. 70.}, и около трети всех украинских плакатов изданы или выполнены в Киеве. Отдельные из них стали классическими образцами этого вида искусства. Наиболее значительные плакатные произведения в 1919 году были выпущены Политуправлением Народного комиссариата военных дел Украины, в 1920 году — киевским филиалом Всеукриздата. Они откликались на военные события, призывали вступать в Красную Армию, высмеивали врагов революции.

Много плакатов было создано в Киеве в связи с формированием Первой Конной армия: «Вступайте до Червоної Кінноти!», «На коня, рабочий и крестьянин! Красная кавалерия — залог победы!», «На коня, робітнику й селянине!». Стилистически они родственны и, возможно, исполнены одним художником, имя которого не установлено. В плакате «Вступайте до Червоної Кінноти!», например, полуфигура всадника-красноармейца четким силуэтом вырисовывается на красном фоне. Его гимнастерка и буденновский шлем защитного цвета хорошо контрастируют с черно-белой массой коня. Диагональное расположение крупноплановой фигуры вносит необходимую динамичность, точно ассоциирующуюся с боевыми действиями конницы.



Обложка журнала «Солнце труда». Художник Г. И. Нарбут. 1919 г.

Иногда в плакате давалась развернутая повествовательная сцена с широким пейзажем («Для Красной/256/ Армии нет преград!», 1919), в некоторых же случаях все изображение подчинялось призыву («Трудящиеся, к оружию! Вы нужны Красной Армии!», 1919). Образцом сатирического плаката может служить плакат Б. Е. Ефимова «Пани-бурлаки, або куди ближче — чи до Києва, чи до Варшави» (1920). Остросатирический характер носит и второй плакат Б. Е. Ефимова «Денікіна знищено, черга за польським панством» (1920).

Романтическим пафосом были проникнуты плакаты художника А. В. Маренкова «В огні світової революції пролетаріат порве пута неволі...», «Комуністична партія України створила робітничо-селянську Українську державу», «Путь к счастью трудящихся — через Советы, руководимые Коммунистической партией», «Товариші селяни! Здавайте хлібний податок. Робітники і Червона Армія ждуть хліба!» и другие. В 1920 году в Киеве начал выходить польский коммунистический плакат.

Вызванный к жизни исключительными обстоятельствами, плакат стал необходимым и важным жанром изобразительного искусства, воздействовавшим и на монументальную живопись, графику, декоративно-прикладное искусство.

Под непосредственным влиянием плаката развивалась сатирическая графика. Наиболее показателен путь развития карикатуры в газетах «Красная Армия» и «Большевик» в 1919 году.

Значительными достижениями отмечено развитие книжной графики того времени. Они связаны в основном с деятельностью талантливого художника Г. И. Нарбута, которая с 1917 года всецело протекала в Киеве. Наиболее плодотворным и результативным для художника был 1919 год. Его творчество определило лицо и направление литературно-художественного еженедельника «Мистецтво», который начал выходить с мая того же года. Даже оперируя традиционными образами (Пегас, Аполлон, аллегория поэзии), художник создавал произведения, удивительно созвучные духу времени, наполненные приметами революционной действительности, глубоко национальные и изысканно-поэтические. Его Аполлон — изящный златокудрый юноша в рабочей блузе— шествует но земле с серпом в руке (обложка журнала «Мистецтво» № 1, 1920 г.).

Еще более оригинальные по графическому языку произведения создал художник, выполняя обложки для общеполитических, ведомственных, хозяйственных изданий. По-настоящему значительный образ был создан для первого номера двухнедельного журнала Укрсовнархоза «Солнце труда» (1919). На фоне солнцеобразной пятиконечной звезды выделяется фигура рабочего в фартуке. В правой руке он держит молот, левой придерживает винтовку на плече. По сторонам — заводские строения с дымящимися трубами. Ритмически богатый, изысканный рисунок подчинен образу большой утверждающей силы. В молодом украинском советском искусстве это самый значительный образ рождающейся революционной нови, поэтически раскрывающий аллегорическое название журнала — «Солнце труда». Г. И. Нарбут художественно оформлял также журналы «Вестник Совета народного хозяйства Украины», «Народна освіта» (1919), «Днепровский водный транспорт» (1920){«Образотворче мистецтво», 1978, № 2, с. 18—22.}.

В своей мастерской Г. И. Нарбут воспитал плеяду высокоталантливых художников книги. Его влияние на развитие всей украинской графики было огромным о чем свидетельствует творчество учеников и последователей художника — М. А. Кирнарского, Л. С. Хижинского, С. М. Пожарского, Н. В. Алексеева, А. В. Маренкова, А. Ф. Середы, А. К. Лозовского и других.

В киевской графике этого периода заметны искания и других художников. Так, графика молодого А. Г. Петрицкого тяготела к модным «левым» направлениях И. И. Падалка и Т. Л. Бойчук ориентировались на народную картину и набойку (сборник «Барвіноу», 1919 г.).

В годы гражданской войны в Киеве продолжали трудиться известные живописцы А. А. Мурашко, Ф. Г. Кричевский, А. А. Маневич, Е. С. Михайлов, Г. П. Светлицкий, Н. Г. Бурачек, М. А. Козик, Г. К. Дядченко. Среди живописных работ, созданных киевскими художниками в этот период, в историю искусства прочно вошли «Автопортрет» А. А. Мурашко (1918), небольшие композиции Г. П. Светлицкого «Аграрный вопрос» и «Сельсовет» (1920), исполненные гуашью, а также лирические пейзажи («Хата в лунную ночь», 1919); символические картины Е. С. Михайлова «Ой, чего ты почернело, зеленое поле» (1918), «Украина» (1918), «Красный конь» (1921); отличающиеся импрессионистической манерой письма пейзажи А. А. Маневича («Вид Киева», 1919), Н. Г. Бурачека/257/ («Осенний день на Днепре», «Межигорье», 1918), Г. К. Дядченко («Весна», «Тучи над Днепром»).

Киевским художникам принадлежит определяющая роль и в закладывании основ украинского театрально-декорационного искусства. Стремление к яркой театральности, живописной декоративности, к смелой гротескности пластических и цветовых характеристик свойственно в целом для многих сценических оформлений, выполненных в это время А. Г. Петрицким как в «Молодом театре», так и в Первом театре Украинской Советской Республики им. Т. Г. Шевченко, в театре «Музыкальная драма». В Киеве началась деятельность театрального художника В. Г. Меллера. Его декорации и костюмы к пьесе «Мазепа» Ю. Словацкого в постановке театра им. Т. Г. Шевченко поражали выразительностью формы, свето-цветовыми эффектами, условно-стилизаторской трактовкой костюма. В это же время в театрах Киева работали К. И. Елева, И. М. Рабинович и другие.

Во всех видах и жанрах изобразительного искусства шел интенсивный процесс формирования и утверждения новых идейно-художественных принципов, ставших сердцевиной искусства социалистического реализма. Как важное общекультурное явление новой советской жизни утверждалась художественная самодеятельность. К 1 Мая 1919 года в помещении бывшего купеческого собрания (ныне здание государственной филармонии) подотдел искусств Киевского губнаробраза организовал выставку крестьянского искусства. В ней приняли участие народные мастера Киевской, Полтавской и Подольской губерний, многие из которых впоследствии стали ведущими мастерами художественных промыслов, как, например, резчик по дереву П. П. Верна, керамик И. Т. Гончар, мастер набойки Е. Пшеченко, мастера народной росписи П. И. Власенко и А. Ф. Собачко. С конца мая по конец июня экспонировалась выставка картин служащих Управления Юго-Западных железных дорог. Один из участников этой выставки, Д. Н. Шавыкин, со временем стал известным украинским художником.

Значительное место в эстетическом воспитании трудящихся принадлежало художественным музеям. Декретом Совнаркома Украины в ведение Наркомпроса были переданы исторические и художественные ценности, государственной собственностью объявлены Киевский городской музей, музей Б. И. Ханенко, национализирована коллекция Ф. А. и Н. А. Терещенко. На их основе созданы государственные музеи украинского, русского, западного и восточного искусства.

Огромная работа, проведенная партийными, государственными, общественными организациями в годы гражданской войны, создала предпосылки для дальнейшего развития культуры и искусства в период мирного строительства.