-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Музыка

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/248/

Музыка. Приступая к налаживанию музыкальной жизни города, партийные и советские органы руководствовались программными указаниями Коммунистической партии о необходимости открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся в распоряжении эксплуататоров{КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК, ч. 1. М., 1954, с. 420.}. Эти принципы были положены и в основу деятельности Всеукраинского музыкального комитета — ВУК МУЗКОМа, одним из первых руководителей которого являлся известный русский артист, большой ценитель украинской культуры Л. В. Собинов. При ВУК МУЗКОМа были созданы специализированные секции, ведавшие разными участками музыкальной работы. С 25 июня 1919 года ВУК МУЗКОМ стал издавать еженедельный бюллетень «Музыкальный вестник».

С первых же дней Советской власти широкое распространение получили новые формы агитационно-пропагандистской и художественной работы среди рабочих, крестьян, бойцов Красной Армии. На городских площадях, улицах, заводах и фабриках, в садах и парках Киева, в воинских частях проходили митинги, демон-/249/страции, собрания трудящихся, сопровождаемые массовым исполнением пролетарских песен. «Интернационал», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», «Вечный революционер», «Беснуйтесь, тираны», «Вы жертвою пали», «Замучен тяжелой неволей», многочисленные русские и украинские народные песни, нередко с новым революционным, иногда сатирическим содержанием — стали первыми музыкально-поэтическими спутниками рабочего класса, крестьянства, трудовой интеллигенции. Вслед за ораторами на эстрадах или импровизированных подмостках выступали актеры киевских театров, музыканты, художественные коллективы, исполняя наряду с революционным репертуаром классическую музыку, соответствующую духу и характеру митинга.

Широко воплощался в жизнь лозунг «Искусство для широких пролетарских масс!» в т. н. районных концертах, которые устраивались преимущественно на окраинах города{«Музыкальный вестник», 1919, № 4, с. 7, 8.}. Очень много таких концертов проводилось на Подоле, Печерске, Соломенке, Слободке, Демиевке, Лукьяновке, Шулявке. Программы их посвящались русской и зарубежной классической музыке, народной песне или творчеству украинских композиторов. Как правило, эти концерты сопровождались вступительным словом и пояснением содержания, стиля и характера музыкальных произведений или лекцией о творчестве того или иного композитора.

Большое внимание уделялось развитию хорового искусства. Рабочие хоры были созданы на махорочной фабрике (Подол), в рабочем районе Нового Строения, в Лукьяновском народном доме, в клубе завода «Арсенал», в рабочем клубе на Соломенке и многих других. Постоянно занимался вопросами организации и инспектирования хоровых коллективов известный украинский композитор Н. Д. Леонтович, работавший в отделе искусств Наркомпроса республики. В ряде рабочих хоровых коллективов велось преподавание музыкально-теоретических предметов, искусства хорового дирижирования. Показательным в этом отношении являлся организованный молодым дирижером и композитором Г. Г. Веревкой и поэтом П. Г. Тычиной в рабочем районе Нового Строения хор, который позднее был преобразован в капеллу-студию, а затем в музыкальную школу им. Н. Д. Леонтовича.

В июне 1919 года в составе 75 певцов сформирована Государственная хоровая капелла им. Н. В. Лысенко. В создании ее и подборе певцов активное участие приняли Л. В. Собинов, Р. М. Глиэр, А. Л. Горилый, Н. Д. Леонтович, В. Н. Верховинец, Я. С. Калишевский, П. Д. Демуцкий, Я. М. Яциневич, Е. А. Муравьева и др. Дирижерами ее были Я. С. Калишевский и Я. М. Яциневич. Комиссаром капеллы стал композитор Н. Д. Леонтович. 22 июля 1919 года в Доме пролетарского искусства состоялось торжественное открытие капеллы. Исполнялись кантата Н. В. Лысенко «Памяти Т. Г. Шевченко», ряд хоровых и сольных номеров.

Значительную работу проводила хоровая секция хозяйственно-культурного общества «Днепросоюз», которую возглавлял в 1920 году композитор К. Г. Стеценко{Пархоменко Л. Кирило Григорович Стеценко. К., 1973, с. 35.}. При этой организации были созданы также две передвижные (мандрівні) хоровые капеллы. Первая передвижная хоровая капелла (февраль 1920 г.) затем перешла в ведение органов народного просвещения (15 ноября того же года{Украинская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг., т. 1, с. 186.}) и под названием «Думка» (Державна українська мандрівна капела, т. е. Государственная украинская передвижная капелла) существует и по сей день. Этому художественному коллективу принадлежит выдающаяся роль в становлении и развитии профессионального хорового искусства в республике, распространении среди широких масс народа лучших достижений мирового хорового творчества. Во главе другой передвижной хоровой капеллы (1919 г.) стал композитор К. Г. Стеценко, его помощником был поэт П. Г. Тычина, написавший впоследствии воспоминания о концертных поездках по городам и селам Украины.

Среди художественных коллективов, имевших общенациональное значение, выделялась возникшая еще в 1918 году Первая киевская капелла бандуристов. Капелла пропагандировала украинские народные думы и исторические песни, бытовые лирические и юмористические песни, боевые песни пролетарской революции.

В конце 1919 года композитор Я. С. Степовой создал вокальный ансамбль{Шварцман Ш. Яків Степовий. К., 1951, с. 50.}, целью которого стала популяризация вокальных произведений украинской музыки, творчества русских и зарубежных авторов в рабочих районах Киева и в других городах Украины{Григор'єв Г. Що було, те бачив. К., 1966, с. 20.}.

Для популяризации камерной, вокальной и инструментальной музыки среди рабочих устраивались сборные и тематические концерты при участии струнного квартета, солистов, певцов и инструменталистов оперного театра и консерватории.



Н. Д. Леонтович.



К. Г. Стеценко.

Пропаганда классической музыки велась в Доме пролетарского искусства (ныне — здание республиканской филармонии), а в летнее время — в саду Дома пролетарского искусства. На этих двух эстрадах один-два раза в неделю, а иногда и чаще, проходили концерты симфонического оркестра им. Н. В. Лысенко, симфонического оркестра Киевского оперного театра при участии артистов оперных театров, виднейших пианистов, скрипачей, виолончелистов Киева, Москвы, Петрограда и др. Кроме концертов со сборными программами симфонической музыки, проводились тематические или авторские концерты, посвященные творчеству русских и зарубежных композиторов — С. В. Рахманинова. А. П. Бородина, К. Сен-Санса, Л. Бетховена и других. 30 июня 1919 года в саду Дома пролетарского искусства состоялся концерт украинской музыки, в котором приняли участие симфонический оркестр под управле-/250/нием А. Л. Горилого, хоровая капелла, певцы-солисты{«Музыкальный вестник», 1919, № 2, с. 12; № 3, с. 63.}. В нем исполнялись произведения Н. В. Лысенко, Я. С. Степового, К. Г. Стеценко. 7 июля того же года состоялся второй концерт украинской музыки, также под руководством А. Л. Горилого.

Большую работу развернул коллектив Киевского оперного театра (с марта 1919 года — Опера Украинской Советской Республики им. Карла Либкнехта), в труппе которого имелись квалифицированные дирижеры и певцы. Театр располагал обширным репертуаром, на его сцене шли оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Майская ночь» и «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Дубровский» Э. Ф. Направника, «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Аида» и «Риголетто» Д. Верди, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Севильский цирюльник» Д. Россини, «Лакме» Л. Делиба и др. Как правило, около 45 проц. билетов распространялись бесплатно среди рабочих города и красноармейцев{Стефанович М. Київський державний ордена Леніна академічний театр опери 1 балету УРСР імені Т. Г. Шевченка. К., 1960, с. 59.}. Балетная труппа театра осуществила постановку двух балетов, довольно часто выступала с хореографическими этюдами. Был подготовлен ряд фрагментов из разных оперных спектаклей для показа их в «районных концертах». В тематических и сборных концертах в рабочих районах города часто выступали артисты театра, в частности М. В. Бочаров, М. И. Донец, Л. В. Собинов и многие другие.

В конце июля 1919 года состоялось открытие второго оперного театра — Государственной украинской музыкальной драмы. В театр были приглашены талантливые певцы: М. И. Литвиненко-Вольгемут, Е. Д. Петляш, М. И. Донец, П. И. Цесевич, Ю. С. Кипоренко-Даманский, В. Н. Лубенцов и ряд других. Выдающийся русский артист Л. В. Собинов, вступивший в состав труппы, подготовил на украинском языке партию Йонтека в опере «Галька» Монюшко{«Музика», 1923, № 2, с. 20; «Музыкальный вестник», 1919, №№ 1—5; Григор'єв Г. Що було, те бачив, с. 20—23.}. Музыкальной частью театра руководил Я. С. Степовой. Коллектив театра поставил оперу «Утопленница» Н. В. Лысенко. Одновременно готовилась к постановке опера «Галька» Монюшко. К постановке в ближайшее время были также приняты оперы: «Тарас Бульба» Н. В. Лысенко, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского и др.{«Музыкальный вестник», 1919, № 4, с. 5, 9.}. Но, как писал современник, в леи премьеры «Гальки» из-за Днепра «начал бить по Киеву Деникин, а от Жулян — Петлюра. Под деникинской пятою „музыкальная драма“ умерла...»{«Музика», 1923, № 2, с. 20.}.

В конце 1919 года после освобождения города от деникинцев предпринималась попытка восстановить этот театр, но из-за экономической разрухи, отсутствия необходимых средств для содержания двух оперных театров в Киеве это не удалось осуществить.

В условиях гражданской войны продолжала функционировать Киевская консерватория — одно из лучших высших музыкальных учебных заведений в нашей стране. Консерватория готовила в основном исполнительские кадры. Возглавлял ее до 1920 года известный композитор Р. М. Глиэр. Созданный им класс композиции окончили Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий и др. Класс теории и композиции по 1921 год вел также известный теоретик и пианист Б. Л. Яворский, воспитавший украинских композиторов Н. Д. Леонтовича, Г. Г. Веревку, М. И. Вериковского, Ф. Е. Козицкого, Ф. Н. Надененко и других. В числе преподавателей консерватории были видные музыканты Г. Н. Беклемишев, Ф. М. Блуменфельд, К. Н. Михайлов, Г. Г. Нейгауз, В. В. Пухальский, М. Г. Эрденко, Д. С. Бертье, Е. А. Муравьева, М. В. Бочаров, А. Н. Шперлинг, Г. П. Гандольфи и другие.

Параллельно с консерваторией в Киеве работал Государственный музыкально-драматический институт им. Н. В. Лысенко, созданный в 1918 году на основе Музыкально-драматической школы Н. В. Лысенко. На его музыкальном отделе преподавали многие педагоги консерватории.

В деле приобщения широких масс к музыкальному образованию большую роль сыграли т. н. народные консерватории. В учебной и концертной деятельности народных консерваторий основное место занимало хоровое и сольное пение, преподавались в них и некоторые музыкально-теоретические предметы, читались лекции по истории музыки. Организатором народной консерватории в Киеве в 1919 году являлся Б. Л. Яворский.

Особое внимание уделяли советские и партийные органы проблеме детского музыкального образования. Уже в начале 1919 года начинают организовываться детские районные музыкальные школы. В основу преподавания в этих школах были положены знакомство с основами элементарной теории музыки и сольфеджио, хоровое пение, ритмическая гимнастика и навыки игры на музыкальных инструментах. В 1919 году районные музыкальные школы открылись на Злато-/251/устовской улице, в Кудрявском переулке, на бульваре Т. Г. Шевченко, Трухановом острове, Подоле, Демиевке, Печерске{«Музыкальный вестник», 1919, № 4, с. 9; № 5, с. 8.}.

В условиях бурного строительства новой музыкальной культуры молодой Советской республики многие представители художественной интеллигенции бескорыстно и самоотверженно отдавали свои силы и знания эстетическому воспитанию трудящихся, новой пролетарской аудитории, приобщавшейся к музыке. Композиторы Н. Д. Леонтович, Я. С. Степовой и К. Г. Стеценко, жившие в Киеве и исключительно плодотворно работавшие в эти годы, продолжали и развивали демократические традиции украинской дооктябрьской музыки, творческие устремления Н. В. Лысенко. В их музыке зазвучали новые темы и художественные образы, навеянные идеями Великого Октября.

Подлинно народным композитором, открывшим новые пути развития хорового творчества, являлся Н. Д. Леонтович (1877—1921), руководивший многими хоровыми коллективами и посвятивший свое творчество главным образом хоровой музыке. Подавляющее большинство хоровых произведений Леонтовича — обработки народных песен. Новыми приемами полифонического письма в сочетании с особенностями народного многоголосия он талантливо и глубоко раскрывал содержание песни. Обработки народных песен Леонтовича по существу предстали перед слушателями как бы оригинальными хоровыми поэмами. Большую часть своих произведений композитор написал в советский период.

Среди многих хоровых шедевров Леонтовича — «Щедрик», «Дударик», «Ой темная та невидимая ніченька», «Із-за гори кам'яної», «Мали мати одну дочку», «Пряля», «Зашуміла ліщинонька», «Піють півні» и многие другие. Выработанные в обработках народных песен приемы Леонтович перенес и на свои оригинальные хоровые произведения, посвященные новой тематике, новым революционным образам, теме труда (хоры «Ледолом», «Летние тоны»). Леонтович одним из первых советских композиторов обратился к аранжировке для рабочих и красноармейских хоров революционных пролетарских песен («Интернационал», «Варшавянка», «Мы кузнецы»).

В рабочих центрах Киева с передвижных подмостков в концертах звучали вокальные сочинения Я. С. Степового (1883—1921) о труде рабочего класса, о непоколебимой воле и духовной силе нового человека: «Каменоломы», «В долине село лежит» (слова И. Я. Франко), «Прочь, думы», «Слово» (слова Леси Украинки), «В шахте», «Кузнец», лиро-эпические произведения на слова Т. Г. Шевченко — «Солнце заходит», «Зацвела в долине» и др. С целью популяризации украинского фольклора Степовой осуществил более 40 обработок народных песен для смешанного хора, составил сборник песен для детей на слова Т. Г. Шевченко под названием «Кобзарь», три выпуска песен для детей дошкольного и школьного возраста под общим названием «Проліски» («Подснежники»), куда вошло в общей сложности 150 обработок народных песен различных жанров.

После революции значительно активизировалась творческая деятельность К. Г. Стеценко (1882—1922). Многие его произведения советского периода пронизаны духом народной героики. Поэма для мужского хора, голоса и фортепиано «У неділеньку, у святую» на слова Т. Г. Шевченко выразительно передает пафос народной борьбы с поработителями родины. Целый ряд хоровых произведений Стеценко посвящен революционной тематике, в них воспета радость освобождения от гнета самодержавия, наступления новой счастливой жизни для народа. Таковы его хоры — «Первое мая» (слова Н. Г. Филянского), «Снова весна» (слова Леси Украинки) и ряд других. Из крупных произведений этого времени выделяется музыка к инсценировке шевченковской поэмы «Гайдамаки». Наряду с героическими фрагментами (хоры гайдамаков, знаменитая песня «Гей, літа орел» для мужского голоса и др.) композитор создал великолепные образцы задушевной лирики («Серенада Яремы»), веселые танцы (казачки, краковяк).

В Киеве проходила педагогическая, общественная и творческая деятельность композитора Р. М. Глиэра. К празднику «Неделя всеобуча» (1919 г.) совместно с Л. В. Никулиным он написал музыкальную феерию «Все к оружию!»{Кузьмин Н. Украинская школа мастерства. К., 1968, с. 59.}, гармонизовал для. издания пролетарский гимн «Интернационал»{«Музыкальный вестник», 1919, № 1, с. 7.}.