Литература. Ярким пламенем Октября озарено зарождение и становление новой, советской литературы, которая с самого начала развивалась как литература многонациональная. Уже в первые годы она заявила о себе как активный участник революционного преобразования жизни, как литература нового героя. Принципы партийности, народности, гуманизма, интернационализма становятся ее определяющими чертами.
В истории зарождения и становления украинской советской литературы особое место принадлежит Киеву. Город славных литературных традиций, он стал колыбелью партийно-советской печати Украины, на страницах которой произрастали богатые ростки массового революционного народного творчества, местом консолидации и идейно-творческой закалки кадров «первого призыва» творцов молодой украинской советской литературы, рождения первых форм организационного объединения писателей (Всеукрлитком), появления первых литературных журналов, развертывания деятельности Всеукраинского государственного издательства и издания первых книг советских писателей.
Успехи и трудности зарождения и становления украинской советской литературы в эти годы во многом определялись разной степенью гражданской, мировоззренческой подготовленности деятелей литературы. Широкое разъяснение и осуществление на деле ленинских принципов национальной политики и национально-культурного строительства, с одной стороны, и тяжелый опыт, вынесенный из времени господства антинародных режимов Центральной рады, гетмана Скоропадского, петлюровской Директории — с другой, содействовали тому, что в среде творческой интеллигенции с восстановлением Советской власти в 1919 году интенсивно развивался процесс идейной дифференциации. Лучшие ее представители во всех областях культуры становились на сторону Советской власти. Большое значение в идейном самоопределении творческой интеллигенции Украины имели опыт культурного строительства в Советской России, ленинские принципы использования старых специалистов, вдохновляющий пример служения народу, революционному искусству А. М. Горького, Демьяна Бедного, А. С. Серафимовича, В. В. Маяковского, А. А. Блока, В. Я. Брюсова.
В культурном строительстве в Киеве принимали активное участие широчайшие слои трудящихся города, воины Красной Армии. В красноармейских и рабочих клубах проводились лекции на темы: «Нужно ли искусство трудовому народу?», «Искусство и революция»{«Коммунист», 1919, 16 июля.}, в помещениях театров для рабочих устраивались вечера, посвященные творчеству Лермонтова, Гоголя, Островского, Чехова{«Більшовик», 1919, 21 июня.}, организовывались циклы лекций на тему «Литература и революция»{«Більшовик», 1919, 22 мая.} и др. Огромной популярностью у трудящихся, бойцов Красной Армии, участников литературно-драматических кружков пользовались произведения классиков украинской литературы.
Важнейшую роль в выявлении и воспитании начинающих авторов из народа играла партийная, советская,/246/ армейская печать, в частности газеты: «Киевский коммунист», № 13(21) которого вышел 7 февраля 1919 года (в 1918 — начале 1919 г., до освобождения Киева, издавался в подполье), «Известия Киевского Совета» (с 13 февраля), «Сільська комуна» (издание Совета рабочих и крестьянских депутатов Киевщины, с 11 марта). С переездом в Киев центральных правительственных и партийных органов вместо этих газет начали соответственно издаваться: «Коммунист» (с 20 марта, до этого выходил в Харькове) — орган ЦК и Киевского городского комитета КП(б)У; «Известия» («Вісті») — орган ВУЦИК и исполкома Киевского Совета, «Більшовик», издание ЦК КП(б)У, газета для рабочих и крестьян (с 10 апреля). В эти же месяцы выходили: «Коммунар» (с 21 февраля), «Красная Армия» (с 25 марта), «Молот и плуг» (с 19 апреля), «Галицький комуніст» (с 10 мая).
Партийно-советские и военные газеты, выходившие в Киеве, часто печатали статьи по вопросам литературы и искусства, а также стихотворения, произведения художественной публицистики, очерки, рассказы, фельетоны, даже сатирические комедии, авторами которых являлись как профессиональные писатели (И. Ю. Кулик, М. В. Семенко, С. В. Пилипенко и др.), так и начинающие — из рабочих, крестьян, красноармейцев.
Редакции газет и их отделы литературы и искусства проводили большую работу с молодыми авторами в форме консультаций, переписки (в т. ч. в специальных рубриках — «Почтовых ящиках»), ответов на вопросы, направляли их творческую деятельность.
Поэтические произведения самодеятельных авторов поднимали разнообразные вопросы строительства новой жизни, борьбы за укрепление Советской власти, классового, интернационального единения рабочих и крестьян, пролетариев всех стран.
Стремясь придать массовому литературному движению организованные формы, партийная и комсомольская организации города, культотделы профсоюзов, политорганы воинских частей, редакции газет создавали литературные кружки и студии для молодых писателей. В Киеве был хорошо известен «Кружок пролетарских писателей» при Коммунистическом союзе молодежи Украины. Члены кружка систематически печатали свои произведения в газетах, готовили к публикации литературно-художественный двухнедельник «Молот и плуг». Были открыты Государственная литературная студия, студии и литкружки для рабочих Подола и Соломенки, железнодорожников станции Киев-II, при многих рабочих клубах и народных домах в других районах города, а также Пролетстудия для детей. С целью выявления творческих сил в среде красноармейцев были созданы литературно-художественные студии при клубе 1-го Киевского караульного полка, в других воинских частях.
Для повышения идейно-художественного мастерства самодеятельных и профессиональных писателей в Киеве начали проводить литературные конкурсы. В результате конкурсов появились такие значительным произведения, как «Революційний гімн» П. Г. Тычины, «Гартована поезія» В. Г, Чумака{«Вісті», 1919, 28 мая.}.
Для пропаганды классической и советской литературы, творчества профессиональных и самодеятельных авторов использовались также специальные однодневные газеты («Красное знамя», «День красного командира» и др.), празднование Первого мая, проведение «Дня пролетарской культуры», «Праздника детей», «Дня красного командира» и т. д.
Торжественным и многогранным было первое в условиях Советской власти свободное чествование памяти, великого народного поэта-революционера Тараса Шевченко. Газеты поместили портреты Кобзаря, статьи и стихотворения, посвященные его жизни и творчеству. В день юбилея в Киеве состоялись торжественный поход-демонстрация, многотысячный митинг трудящихся города, воинов Красной Армии, спектакли для детей и взрослых, перед началом которых были прочитаны лекции о жизни и творчестве Т. Г. Шевченко.
Массовым, действительно народным праздником литературы и искусства для трудящихся Киева стал также «День пролетарской культуры», проведенный 6 апреля 1919 года. Тиражом в 10 тыс. вышел журнал «Рабочее творчество», в котором были помещены художественные произведения членов литстудий и кружков. Вышла однодневная газета «День пролетарской культуры» со статьями и стихами русских и украинских поэтов.
Огромное внимание уделялось печатному слову —газете, агитационной (в т. ч. и художественной) брошюре, художественной — классической и новой, советской,— литературе.
Особую роль в деле строительства советской печати на Украине, удовлетворении запросов читателей начало играть Всеукраинское государственное издательство, созданное согласно постановлению ВУЦИК в мае 1919 года{«Більшовик», 1919, 9 мая.}. Вокруг издательства сразу же объединились лучшие представители творческой интеллигенции — поэты, художники, композиторы, среди них П. Г. Тычина, А. А. Мурашко, Н. Д. Леонтович. В мае 1919 года вышел первый номер журнала «Мистецтво». Это был первый советский украинский общественно-политический и литературный журнал. К 1 Мая украинская секция Бюро пропаганды Всеукрлиткома издала также сборник стихотворений «Веснянка», готовила к печати сборник «Революція» со стихотворениями П. Г. Тычины, В. Г. Чумака, М. В. Семенко, В. М. Блакитного, В. М. Ярошенко и других; русская секция выпустила сборник «Революционное искусство», издавала двухнедельные журналы «Зори», «Рабочий журнал», еврейская — журнал «Багинен» («На заре»).
Большое внимание уделялось идейному, эстетическому, литературно-художественному воспитанию детей/247/ и юношества. Киев стал местом издания первых украинских советских детских и юношеских журналов — «Барвінок», «Весняні хвилі» («Весенние волны»), «Червоний мак» («Красный мак»){«Більшовик», 1919, 23 июля.}.
Большую работу по пропаганде книги, особенно художественной, по удовлетворению эстетических запросов нового читателя проводили библиотеки, создаваемые при рабочих клубах, народных домах. Были приняты действенные меры по учету книжных фондов, сохранению книжных складов и ценных изданий. В деле организации сети библиотек, обеспечения их книгами по различным отраслям знаний, в т. ч. художественной литературой, оказывала помощь Советская Россия. Произведения русских классиков, М. Горького и других советских писателей, агитационные брошюры, художественные плакаты пополняли городские библиотеки, раздавались бойцам Красной Армии, крестьянам пригородных сел{«Киевский коммунист», 1919, 11 марта; «Вісті», 1919, 28 мая.}.
Литературная жизнь города приобрела новые общественно-организационные формы. Сплочению литературных сил содействовало создание весной 1919 года профсоюза художников слова{«Киевский коммунист», 1919, 10 марта.}, а также Союза советских журналистов{«Вісті», 1919, 15 марта.}. Важными центрами идейно-творческого объединения передовых литературных сил города все больше становились Всеукрлитком, Всеиздат и журнал «Мистецтво» (редактор — М. В. Семенко). Напечатанные в нем (№ 1—5-6) новые произведения П. Г. Тычины, М. В. Семенко, И. Ю. Кулика, В. Г. Чумака, В. М. Блакитного, Н. И. Терещенко, В. Д. Коряка, поэма «Двенадцать» А. А. Блока в переводе Д. Ю. Загула стали знаменательной вехой на пути зарождения и развития украинской советской литературы.
Передовые писатели Киева не только организовали литстудии в рабочих районах города и руководили ими, но и сами учились — и пониманию новой жизни, и умению разобраться в сложном переплетении разнообразных «школ» и стилей, и художественному мастерству. С этой целью была организована «Мастерская художественного слова». В число ее руководителей входили П. Г. Тычина, Д. Ю. Загул, В. М. Ярошенко и другие. Резкое идейное размежевание происходило в среде проживавших в Киеве русских литераторов. Лучшие из них — Л. В. Никулин, М. Е. Кольцов, Г. Е. Коренев, И. Г. Эренбург, К. Г. Паустовский, Г. Н. Петников, В. О. Перцов, А. К. Гастев — работали в политорганах Красной Армии, советских учреждениях, выступали в партийно-советской печати.
Обложка сборника стихов П. Г. Тычины «Плуг». 1920 г.
На литературном фронте шла острая идейная борьба, являвшаяся частью классовой борьбы. Часть литераторов упорно следовала уже изжившим и дискредитировавшим себя принципам «чистого искусства» альманаха «Музагет», другие — также преимущественно представители старой буржуазной интеллигенции — группировались вокруг журналов «Літературно-науковий вісник» и «Книгар». В Киеве, как и в других городах страны (Москве, Петрограде, Харькове, Одессе), в этот период появились «литературные кафе», возникали многочисленные школы-однодневки. Как и «литературные кафе», они были рассадниками формализма, футуристических извращений.
Новые принципы литературы и искусства утверждались и в борьбе с пролеткультовскими догмами. Пролеткультовские организации в городе возникли весной — летом 1919 года.
Важнейшим итогом литературной жизни Киева первого полугодия 1919 года было то, что одержала полную победу ленинская политика национально-культурного строительства, политика привлечения и использования кадров старой творческой интеллигенции, выращивания и воспитания талантов из народа.
Деникинское нашествие прервало процесс культурного строительства в городе. Белогвардейцы, преследовавшие украинскую культуру, бросали в тюрьмы, расстреливали революционных писателей. От их рук погиб молодой талантливый поэт В. Г. Чумак, от белогвардейской контрразведки скрывался П. Г. Тычина, автор знаменитых стихов «На майдане», «Как упал боец с коня», «Сейте...», увидевших свет в 1919 году.
Огромное значение для восстановления и развития украинской советской литературы после освобождения Киева от деникинских банд имели резолюция ЦК РКП(б) «О Советской власти на Украине», письмо В. И. Ленина «К рабочим и крестьянам Украины по поводу побед над Деникиным», где подчеркивалась необходимость устранения всех препятствий на пути свободного развития украинского языка и культуры, превращения их в орудие коммунистического воспитания трудящихся масс.
В 1920 году, несмотря на сложные условия, строительство новой культуры в городе постоянно расширялось. Восстанавливались библиотеки, создавались новые —/248/ при рабочих клубах, народных домах, в учреждениях, на предприятиях в разных районах города. Библиотекам присваивались имена выдающихся писателей и деятелей культуры — Т. Г. Шевченко, И. П. Котляревского, И. Я. Франко, Н. В. Гоголя, М. М. Коцюбинского, К. Д. Ушинского и др. Проводилась разнообразная работа по организации книжной торговли, сохранению книжных фондов. Культурно-просветительная секция Киевского совета профсоюзов организовала в городе Центральную рабочую библиотеку с отделениями на окраинах. Развертывала свою работу Всенародная библиотека (ныне Центральная научная библиотека АН УССР). При районных библиотеках создавались передвижные — для обслуживания читателей непосредственно на предприятиях. Важным культурным событием в городе стало торжественное чествование памяти Т. Г. Шевченко по случаю 59-й годовщины со дня его смерти.
Возобновилось издание газет: «Известия Киевского губревкома», «Вісті виконавчого комітету Київської Ради робітничих, селянських і червоноармійських депутатів», «Коммунист» (орган Киевского губкома КП(б)У), «Більшовик», «Украинская беднота», «Червона правда», «Голота», «Оборона труда», «Киевский пролетарий» и др. Издавались также «Утренние бюллетени», вечерняя газета УкРОСТА — «Клич труда», молодежные газеты — «Червоний юнак», «Рабочая молодежь», однодневные газеты, приуроченные к революционным праздникам, общественно-культурным кампаниям («Перше травня», «Жовтнева революція», «Фронт кличе»).
При рабочих клубах, народных домах, которые восстанавливались, возобновляли работу литературные студии, литературно-драматические кружки. Большую работу, в частности по пропаганде художественной литературы, проводили клубы при райкомах партии, Центральный коммунистический клуб рабочей молодежи, Дом печати, Дом крестьянина, Дом пролетарского искусства, клубы профсоюзов «Совработник», «Красный моряк» и др.
Используя опыт 1919 года, развернули работу редакции партийно-советских, военных газет. Широчайший отклик среди рабочих города, крестьянства находил призыв «Будем писать газету вместе!». Многие из них присылали художественные произведения, которые помещались в постоянных рубриках «Рабочая жизнь», «Голос из села», в специальных литературных подборках и страницах «Работницы», «Крестьянки», «Красной молодежи».
Вероломное нападение польских милитаристов, наступление ставленника Антанты «черного барона» Врангеля вызвали к жизни целый поток фельетонов, стихотворных призывов, басен, песен, стихотворных переработок на мотивы народных песен, в которых высмеивались и изобличались враги трудящихся. Острие молодой советской сатиры было направлено, как и в 1919 году, против буржуазного национализма. Широкий круг тем охватывали в своих публицистических статьях, фельетонах, юморесках С. В. Пилипенко, Кость Котко (Н. П. Любченко). Заслугой Киевского крайиздата является подготовка и выпуск «Универсальной библиотеки», в серии которой впервые в республике вышли книги с произведениями И. Я. Франко, Леси Украинки, М. М. Коцюбинского, С. В. Васильченко, очерк «В. И. Ленин» Максима Горького, в переводе на украинский язык Е. М. Григорука, а также «Антология украинской поэзии», произведения классиков мировой литературы.
Творческим итогом деятельности киевских писателей в 1919—1920 гг. явились их книги — сборники стихотворений «Удары молота и сердца» В. М. Блакитного, «Запев» В. Г. Чумака, «Тов. Солнце», «Весна» М. В. Семенко, «Мой дар» В. А. Кобылянского, «Петлюрия» (сатирическая комедия) Костя Котко (Н. П. Любченко), «Солнечная мощь» В. Л. Полищука, публицистическая книга «В польском раю» И. Ю. Кулика. В лучших произведениях этих сборников нашли художественное отражение великие события времени, воспевались революционная энергия народа, единство рабочих и крестьянства в борьбе за новую жизнь.
Выдающимся событием в украинской советской литературе было появление в 1920 году сборника стихотворений П. Г. Тычины «Плуг», где с большим мастерством, внутренней убежденностью отображены революционные события на Украине, раскрыт всенародный характер социалистической революции.
Сложными путями шел в это время к новой литературе М. Ф. Рыльский, издавший несколько поэтических сборников. К достижениям советской поэзии принадлежали, в первую очередь, его лирические стихотворения, посвященные любви, природе, труду.