-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Высшая школа

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/243/

Высшая школа. Наряду с перестройкой системы народного образования, развертыванием культурно-просветительной работы среди народных масс осуществлялся ряд важных мероприятий в области высшего образования. В соответствии с декретами и постановлениями Совнаркома УССР в 1919—1920 гг. двери высших учебных заведений широко открылись для всех трудящихся, желавших учиться. Народный комиссариат просвещения УССР, в ведение которого были переданы все учебные заведения республики, начал реорганизацию системы высшей школы на основе Программы партии, принятой VIII съездом РКП(б).

Руководство деятельностью высшей школы в Киеве в 1919 году осуществлял Совет комиссаров вузов. На него возлагался контроль за выполнением декретов Советской власти об отделении школы от церкви, ликвидации платы за обучение, пролетаризации состава студенчества и др. Важным мероприятием явилось слияние однотипных вузов{Вища школа в Українській РСР за 50 років, ч. 1, с, 49.}. По распоряжению Совета комиссаров вузов Киева с 1 июня 1919 года с университетом объединены высшие женские курсы, женские курсы Жекулиной; с политехническим институтом — высший технический институт, созданный в 1915 году.

В проведении мероприятий по реорганизации высшей школы советские органы опирались на активную поддержку революционной части студенчества. В частности, в Киеве в начале февраля 1919 года был организован Союз студентов и учеников, исполнительным органом которого стал Революционный совет. Он обратился ко всем студентам и учащимся города с призывом принять активное участие в работе по реформе высшей школы{Там же.}. В Киевском политехническом институте возникло Бюро революционного союза студентов — т. н. Ревбюро.

Но деникинцы, а затем польские войска, захватившие Киев, ликвидировали завоевания трудящихся и в области высшего образования./244/



В. И. Вернадский.



А. Е. Крымский.



В. И. Липский.

После изгнания белополяков в 1920 году все вузы города подверглись основательной реорганизации. Киевский университет, как и другие университеты на Украине, был преобразован. В июне на базе историко-филологического и физико-математического факультетов университета, а также присоединенных к ним других учебных заведений создается Киевский институт народного образования, который состоял из двух факультетов — социального воспитания и профессионального образования, готовивших учителей для трудовых и профессиональных школ. На базе медицинского факультета университета и женского медицинского института в 1920 году образован Киевский медицинский институт. Киевский коммерческий институт в октябре 1920 года реорганизован в Институт народного хозяйства в составе экономического, промышленного, юридического факультетов (юридический факультет передан из бывшего университета) и факультета эксплуатации дорог.

Возобновил работу политехнический институт. Был открыт Народный университет — политехникум в составе историко-литературного, социально-экономического, инженерно-строительного, механического, электротехнического, агрономического, ветеринарного факультетов с подготовительными курсами при нихРозвиток української культури за роки Радянської влади. К., 1967, с. 32.}.

С 1918 года одновременно с Киевской консерваторией действовал государственный музыкально-драматический институт им. Н. В. Лысенко, созданный на базе музыкально-драматической школы им. Н. В. Лысенко. Институт имел в своем составе три факультета: инструментально-педагогический, композиторско-дирижерский и драматический.

К осени 1920 года возобновились занятия во всех высших учебных заведениях Киева. Они проходили в чрезвычайно неблагоприятных материально-финансовых условиях, почти не было топлива, электричества. С целью быстрейшей подготовки выпуска специалистов студенты старших курсов политехнического, медицинского институтов и института народного хозяйства проходили ускоренную подготовку.

Лучшая часть старой профессуры переходила на службу народу, отдавала свои силы и знания делу развития науки и подготовки советских специалистов из рабочих и крестьян. В вузах Киева плодотворно продолжали научно-педагогическую работу Е. Ф. Вотчал, А. В. Палладии, Е. О. Патон, Н. Д. Стражеско, В. П. Ермаков и другие выдающиеся ученые.

Коммунистическая партия и Советское правительство, опираясь на передовую часть профессорско-преподавательского состава вузов и на пролетарское студенчество, добивались перестройки высшей школы.