Библиотеки и музеи. Определенную роль в распространении просвещения в Киеве играли библиотеки. Кроме созданных в высших и средних учебных заведениях, в отдельных начальных школах и училищах, в городе было несколько публичных библиотек. Фондами городской публичной библиотеки пользовались преподаватели вузов и средних учебных заведений, литераторы, журналисты, адвокаты и их помощники, врачи и другие. Значительную часть читателей библиотек составляли студенты киевских вузов. Посещали библиотеку и рабочие: так, в 1908 году зарегистрировано 50 таких посещений, а в 1912 году — уже 130. Всего за 1908— 1912 годы зарегистрировано свыше 40 тыс. читательских посещений. Книжный фонд библиотеки составлял более 21 тыс. названий{«Киевская мысль», 1913, 13 июля.}. Она содержалась на средства городской думы, весьма скупо отпускавшей деньги на приобретение новых книг. Например, в 1908 году для этой цели было выделено 800 руб., а в 1912 году — около 4 тыс. рублей.
Помимо городской, в Киеве работало 5 народных библиотек-читален: им. В. А. Жуковского, Подольская, им. А. С. Пушкина, им. Н. В. Гоголя и при Троицком народном доме. В городе имелось также 13 платных частных и несколько библиотек различных общественных организаций{«Киевская мысль», 1913, 13 июля; Весь Юго-Западный край, с. 279.}.
В декабре 1904 года состоялось официальное открытие Киевского художественно-промышленного и научного музея{Факторович М. Д., Членова Л. Г. Художественные музеи Киева. М., 1977, с. 12.}. Уже в начале XX в. его фонды насчитывали около 100 тыс. экспонатов. Значительную часть их составляли археологические и этнографические коллекции. Здесь было собрано, в частности, 33 тыс. образцов народных тканей. Директор музея видный ученый-археолог и этнограф Н. Ф. Беляшевский стремился организовать всю работу на научной основе: проводились разнообразные археологические и этнографические экспедиции, периодически устраивались выставки — художественные, кустарных изделий, народного творчества. В 1906 году в музее состоялась Первая южно-русская кустарная выставка. Экспонаты, представленные на ней,— произведения современных украинских народных мастеров, предметы прикладного искусства XVII—XVIII вв.— составили основу богатейшего собрания образцов керамики, ткачества, вышивки, резьбы по дереву и т. п.
В музее, кроме археологического, были созданы отделы художественной промышленности и историко-бытовой, намечалось создание художественного отдела. Заслугой музея является устройство в Киеве выставки художественных произведений Т. Г. Шевченко, открывшейся в 1911 году, к 50-й годовщине со дня смерти поэта. Тогда же были приобретены многие акварели, офорты и рисунки, составившие основу будущей шевченковской коллекции в музее{Факторович М. Д., Членова Л. Г. Художественные музеи Киева, с. 15; Мезенцева Г. Г, Музеи Украины. К., 1959, с. 11, 12.}. Постепенно музей превратился в один из значительных научных и культурных центров на Украине.
Богатейшими были частные коллекции картин киевского промышленника Терещенко и юриста Ханенко. Но эти собрания оставались недоступными широкой общественности. Создание полноценной публичной картинной галереи стало возможным лишь с победой Великой Октябрьской социалистической революции, сделавшей художественные богатства достоянием народа.