О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Кино

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/199/

Кино. Одним из выдающихся технических достижений XIX в. явилось создание кинематографа. Уже в 1897 году в Киеве в помещении театра Бергонье действовал «синематограф». В начале 900-х годов он прочно завоевал симпатии зрителя. В городе появились первые стационарные кинотеатры — «иллюзионы». Их программы состояли из разных картин: драм, феерий, фарсов, хроник и пр. Но в киевских «иллюзионах» господствовала продукция иностранного кинопроизводства.

Проявлением демократического течения в киноискусстве Киева была экранизация отрывков пьес, сцен из спектаклей с участием артистов труппы Н. К. Садовского. Так, в 1910 году засняты сцены из «Ночи перед рождеством» по Н. В. Гоголю и отрывки из ряда водевилей. Со временем экранизировались целые спектакли театра Н. К. Садовского. В этих съемках принимали участие артисты Ф. В. Левицкий, П. Колесникова, А. И. Борисоглебская, Е. Доля, Н. Колесник.

В 1911 году возникла кинолаборатория для создания хроникальных кинолент. Среди созданных здесь картин («Автомобильные гонки в Святошино», «Полет Гейке») были киноленты с видами Киева и его окрестностей, снятые с самолета, пилотируемого П. Н. Нестеровым{Журов Г. В. З минулого кіно на Україні. К., 1959, с. 50.}.



Крытый рынок на Бессарабской площади. Фото 1981 г.

В 1912 году кинофирма «Тиман и Рейнгард», действовавшая в Москве, арендовала в Киеве съемочный па-/200/вильон на Сырце. В этой студии работали оператор А. А. Левицкий, художник Ч. Г. Сабинский и скульптор И. П. Кавалеридзе. Здесь был снят фильм о Тургеневе «Как хороши, как свежи были розы» и другие. Перед началом первой мировой войны возникла киностудия «Светотень», основанная инженером С. В. Писаревым. В фильмах, поставленных на этой студии, снимались артисты киевских театров: С. Л. Кузнецов, М. М. Тарханов, В. Л. Юренева, П. Л. Скуратов и многие другие. Деятельность этих студий была шагом вперед в развитии режиссерского, операторского и актерского мастерства в киноискусстве. Однако большинство выпускаемых ими кинокартин, не считая экранизаций отдельных произведений классиков русской (например, «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского), украинской и мировой литератур, отличалось невысоким художественным уровнем, было далеко от реальной действительности и носило отпечаток декадентства{Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963, с. 23—266.}. Режиссеры и актеры полностью зависели от капиталистов — владельцев студий. Лишь Октябрьская революция открыла путь к превращению кино в массовое искусство для народа.