-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Театр

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/198/

Театр. Одним из лучших театров в Киеве, продолжавшим реалистические традиции русского театральной искусства и получившим широкую известность в стране, оставался театр «Соловцов». Здесь были поставлены спектакли «Власть тьмы», «Живой труп» Л. Н. Толстого, «Дядя Ваня», «Иванов», «Три сестры» А. П. Чехова, «Варвары», «Дачники», «Дети солнца», «Мещане», «На дне» А. М. Горького, пьесы А. Н. Островского, С. А. Найденова и других писателей. Большую роль в деятельности театра сыграли известные режиссеры К. А. Марджанишвили (Марджанов) и Н. Н. Синельников. В театре прошли актерскую школу такие мастера сцены, как М. М. Глебова, Н. П. Рощин-Инсаров, И. М. Шувалов, А. А. Пасхалова, Е. Я. Неделин, М. Ф. Андреева, впоследствии народные артисты СССР А. Г. Крамов, Л. М. Леонидов, Н. А. Светловидов, М. М. Тарханов, народные артисты РСФСР С. Л. Кузнецов, И. А. Слонов, Е. М. Шатрова, заслуженные артисты РСФСР Н. М. Радин, В. Л. Юренева. После/199/ заметного упадка, наблюдавшегося в творческой жизни театра в годы реакции, в 1913—1917 гг. наметился новый подъем. Ведущее место в его репертуаре заняли произведения русских классиков. В театре Бергонье в то время выступали различные труппы, ставившие зачастую художественно слабые пьесы.

Важное значение для развития театрального искусства в Киеве имели приезды столичных актеров. Так, с большим успехом в 1906 году прошли гастроли петербургского «Нового драматического театра» В. Ф. Комиссаржевской. Огромный интерес у киевлян вызвали спектакли «Дети солнца», «Дачники», «Дядя Ваня» с участием выдающейся актрисы.

Носителями передовых идей в украинском театре были гастролировавшие в Киеве труппы М. Л. Кропивницкого, П. К. Саксаганского, Н. К. Садовского, которые пользовались огромным успехом. Киевский зритель впервые в 1900—1904 гг. в их постановке увидел такие значительные произведения украинской драматургии, как «Назар Стодоля» Т. Г. Шевченко, «Савва Чалый», «Хозяин», «Суета» И. К. Карпенко-Карого, «Олеся» М. Л. Кропивницкого и другие{Український драматичний театр, т. 1, с. 257—259, 265, 330; Йосипенко М. Марко Лукич Кропивницький. К., 1958, с. 236.}.

В начале XX в. украинский театр лишился ряда выдающихся своих представителей: М. П. Старицкого, И. К. Карпенко-Карого, М. Л. Кропивницкого. Однако в театре Н. К. Садовского продолжали работать такие известные мастера украинской сцены, как М. К. Заньковецкая, А. И. Борисоглебская, С. В. Тобилевич, Ф. В. Левицкий, И. В. Загорский, А. П. Затыркевич-Карпинская, Л. П. Линицкая, И. А. Марьяненко, С. Ф. Паньковский и артистическая молодежь — А. И. Корольчук, Е. А. Хуторная, М. А. Петлишенко. Ведущее место в репертуаре театра занимали высокохудожественные социально-бытовые драмы И. К. Карпенко-Карого — «Бесталанная», «Бурлака», «Мартын Боруля», «Наймичка», «Хозяин» и другие. С успехом ставились реалистические пьесы украинской драматургии, в частности «Мироед, или Паук», «Дай сердцу волю, заведет в неволю», «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», «Олеся» М. Л. Кропивницкого; «Ой, не ходи Грицю, да на вечерницы», «Цыганка Аза», «Богдан Хмельницкий», «Оборона Буши», «За двумя зайцами», «Крути, но не перекручивай» М. П. Старицкого; «Каменный властелин» Леси Украинки.

Большой заслугой театра была постановка пьес русской классики («Ревизор» Н. В. Гоголя, «Доходное место» А. Н. Островского, «Свадьба» и «Медведь» А. П. Чехова, «От нее все скверны» Л. Н. Толстого, «Горькая судьбина» А. Ф. Писемского) и зарубежных авторов («Мораль пани Дульской» Г. Запольской, «Гибель „Надежды“» Г. Гейерманса и других). В театре Садовского в 1908 году состоялся торжественный вечер, посвященный 25-летию театральной деятельности выдающейся украинской актрисы М. К. Заньковецкой{Дурилін С. М. Марія Заньковецька. К., 1955, с. 376—389.}.

Театр Н. К. Садовского, а также труппы М. Л. Кропивницкого, П. К. Саксаганского заложили основы для дальнейшего расцвета украинского театрального искусства в годы Советской власти.

Представители украинского театра поддерживали творческие связи с передовыми деятелями русской театральной культуры. К. С. Станиславский, подчеркивая глубокие корни дружбы и творческого единения передовых деятелей театральной культуры России и Украины, писал в 1911 году: «Такие украинские актеры, как Кропивницкий, Заньковецкая, Саксаганский, Садовский — блестящая плеяда мастеров украинской сцены, вошли золотыми буквами на скрижали истории мирового искусства...»{МХАТ і українська театральна культура. К., 1949, с. 139, 140.}. Творческое общение МХТ с театром Н. К. Садовского особенно плодотворным было во время его гастролей в Киеве (1912, 1914 годы){Йосипенко М. У творчій співдружності. К., 1954, с. 209; Братерство культур. Збірник матеріалів з історії російсько-українського культурного єднання. К., 1954, с. 234.}. Все это содействовало развитию украинского демократического театрального искусства, творчески взаимообогащало украинских и русских артистов.

В этот же период в Киеве, как и в ряде других городов, стали появляться рабочие самодеятельные художественные кружки — предвестники нового, первого в истории мировой культуры рабочего театра, который после победы Советской власти на Украине стал важным звеном в развитии советского театрального искусства.