Народное образование. В области просвещения самодержавие, реакционное дворянство и духовенство, стремясь удержать народные массы в невежестве и темноте, препятствовали любым выступлениям за демократизацию школьного дела. По словам В. И. Ленина, девяти десятым населения России правительство заграждало путь к образованию{Там же, т. 23, с. 135.}. Однако под влиянием социально-экономического развития и демократического подъема в начале XX в. и особенно революции 1905—1907 гг. предпринимались некоторые шаги по развитию начального и среднего образования.
Основной формой образования трудящихся оставались начальные школы различных типов, содержавшиеся на средства Министерства просвещения, городского самоуправления, синода и частного капитала. В Киеве большая часть детей трудящихся училась в городских четырехгодичных двухклассных, приходских одноклассных (до 4-х лет обучения) и двухклассных (5—6 лет обучения) училищах, которых на 1 января 1917 года насчитывалось 79 с 6773 учениками и 6876 ученицами. Уступая требованиям демократической общественности и под влиянием растущего революционного движения, правительство вынуждено было принять меры для ликвидации разрыва, существовавшего между начальной и средней школами. С 1912 года часть начальных училищ преобразовали в т. н. высшие начальные училища. По окончании 1-го класса учащиеся высших начальных училищ из числа разночинцев (дети торговцев, мелких чиновников и проч.) получали право перехода в гимназии и реальные училища. Но это право на деле оставалось фикцией, ибо нужно было сдать экзамены по древним и иностранным языкам, которые в высших начальных училищах не изучались. К началу 1917 года в Киеве имелось 15 высших начальных училищ, где обучались 1362 мальчика и 890 девочек. Кроме этого, в городе насчитывалось 53 начальных училища и школы грамоты ведомства православной церкви, а также 40 других начальных школ и училищ. Всего же в городе было 188 различных начальных школ, в которых обучалось свыше 20 тыс. учащихся{История Киева, т. 1, с. 584, 585.}. Большинство начальных школ размещалось в малоприспособленных помещениях, арендованных у частных лиц. Многие учителя не имели специального педагогического образования. С целью подготовки квалифицированных рабочих для промышленных предприятий на средства казны, городского самоуправления, а также частного капитала в Киеве открывались ремесленные училища и школы, куда принимали выпускников начальных школ. В их числе были Александровское ремесленное училище со слесарным, кузнечным, столярным, токарным и сапожным отделениями (121 ученик), низшая ремесленная школа по слесарно-кузнечному и столярно-токарному делу (78 учеников), электромонтажные 2-годич-/189/ные вечерние курсы при ней (40 слушателей), школа десятников (72 ученика) и другие{История Киева, т. 1, с. 585, 586.}.
В начале XX в. в Киеве увеличилось, преимущественно за счет средств общественных просветительных организаций, а также частного предпринимательства и пожертвований, количество средних учебных заведений. За период с 1903 по 1913 год в городе открылись всего две казенные мужские гимназии, а на общественные и частные средства — 5 мужских и 14 женских гимназий{Отчет попечителя Киевского учебного округа за 1903 и 1913 годы. К., 1904—1914, ч. III и V, ведомости № 1 о состоянии мужских и женских гимназий и прогимназий.}. Накануне Февральской буржуазно-демократической революции в Киеве насчитывалось 13 мужских гимназий, в т. ч. 8 государственных, с 6236 учениками, 3 реальных училища (из них одно частное) с 926 учениками и 22 женские гимназии, из которых одна содержалась за счет казны, остальные же находились в ведении частных лиц (в них насчитывалось 7785 учениц). К числу средних учебных заведений относились семь коммерческих училищ, в т. ч. два женских, а также строительно-техническое училище, учительский институт (52 слушателя) и женская учительская семинария им. К. Д. Ушинского (120 учениц){История Киева, т. 1, с. 585.}. Закрытыми средними школами были Институт благородных девиц — для дочерей дворян, два епархиальных училища и духовная семинария — преимущественно для детей духовенства, кадетский корпус — для сыновей дворян и военных чиновников и др. Всего в средних учебных заведениях обучалось около 9 тыс. человек, подавляющее большинство которых принадлежало к выходцам из имущих слоев населения.
Дети трудящихся почти не имели возможности поступать в средние школы, т. к. их родители не могли вносить высокую плату за обучение, составлявшую в среднем 70—120 руб. в год. Бюджет даже государственных учебных заведений в значительной степени складывался из платы за обучение. Так, в крупнейшей в городе 1-й мужской гимназии плата за обучение составляла более 45 тыс. руб. в год, а казна выделяла около 47,4 тыс. рублей{Памятная книжка Киевского учебного округа на 1913/14 учебный год. К., 1913, с. 69; Отчет попечителя Киевского учебного округа за 1913 год. К., 1914, ч. 5, ведомость № 9.}.
Несмотря на довольно разветвленную сеть различных школ, в Киеве по сравнению с другими крупными городами страны около 30—35 проц. детей школьного возраста нигде не учились. Значительная часть детей рабочих с 10—11 лет вынуждена была работать на фабриках и заводах, в торговых предприятиях города.
Преподавание во всех школах, как правило, велось на русском языке. Дети украинцев, поляков и др. не имели возможности учиться на родном языке. Во всех школах обязательно изучался «закон божий».
Стремясь сохранить пережитки старого сословного принципа в организации просвещения, царизм противодействовал осуществлению всех проектов демократизации школьного дела, что вызывало решительный протест со стороны демократической общественности. Многие учащиеся учебных заведений Киева принимали активное участие в общественной жизни. Так, вместе со студентами и рабочими учащиеся средних учебных заведений 11 марта 1901 года участвовали в демонстрации протеста против царизма{Ушаков А. В. Борьба партии за гегемонию пролетариата в революционно-демократическом движении в России. 1895—1904. М., 1974, с. 178.}. Киевский комитет РСДРП в своей листовке, выпущенной к началу 1903/04 учебного года, призывал учащихся «идти навстречу растущему сознанию пролетариата», «нести ему свои знания и силы...». Этот призыв находил широкий отклик. В годы первой русской революции в Киеве действовала «Организация группы учащихся средних учебных заведений», ставившая своей задачей борьбу за демократизацию школьного дела{Кузьмин Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск, 1971, с. 84, 94.}. В выступлении саперов 18 ноября 1905 года принимали участие учащиеся Киевского художественного училища.
Особое место в развитии просвещения в Киеве, как и в других крупных городах, занимало внешкольное образование. Тяга населения к знаниям, особенно возраставшая в среде рабочих, служила основой для организации различного рода народных чтений, лекций, просветительных вечеров и т. п. Либеральная профессура и демократически настроенные учителя создавали в городе общества, занимавшиеся организацией внешкольного образования. К их числу относились Общество содействия начальному образованию, Общество грамотности, располагавшееся в построенном им же в 1902 году Троицком народном доме на Большой Васильковской (теперь здание Киевского государственного театра оперетты). К началу XX в. 62,3 процента киевских рабочих были грамотными, по большинство из них овладевали грамотой самостоятельно. Прогрессивной общественности удалось открыть четыре воскресные школы, которые быстро завоевали популярность среди рабочих. Однако Киевский епархиальный совет и митрополит киевский и галицкий, осуществлявшие надзор за школами, запретили их ввиду «неблагонадежной политической деятельности учительствующих лиц»{Кізченко В. І. Культурно-освітній рівень робітничого класу України напередодні революції 1905—1907 рр., с. 18, 21, 72—74.}.
Большую роль в просвещении рабочих сыграли пропагандистская деятельность организации РСДРП, участие передовых рабочих в кружках, изучение ими марксистской литературы. В. И. Ленин придавал большое значение подготовке рабочей интеллигенции, о появлении которой в составе российского пролетариата он писал уже в 1899 году. Ее представители принимали активное участие в революционной борьбе в Киеве, среди них — И. Ф. Смирнов (Н. Ласточкин), М. М. Майоров, П. М. Дегтяренко и другие./190/
Д. И. Менделеев — председатель экзаменационной комиссии на первых выпускных экзаменах в Киевском политехническом институте. 1903 г.
В начале XX в. по инициативе прогрессивной общественности в Киеве появились первые дошкольные учреждения. К 1905 году в городе работало пять народных детских садов. С 1907 года ими ведало созданное группой демократических педагогов Общество народных детских садов. Совместно с Киевским фребелевским обществом (названным по имени немецкого педагога и теоретика дошкольного воспитания XIX в. Ф. Фребеля) оно выдвинуло требование организации в стране государственной сети дошкольных учреждений{Чувашев И. В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). М., 1955, с. 243, 344.}.