-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Киев — политический центр Древнерусского государства

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/18/

КИЕВ — ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

На рубеже VIII и IX вв. в социально-экономическом развитии восточнославянского общества завершался переход от первобытнообщинного строя к раннефеодальному. Произошли изменения и в его политической организации. Племенные княжения, о которых упоминается в древнерусской летописи и которые представляли собой зародышевую форму государственности, начали сливаться в более крупные объединения, или «союзы союзов»{Очерки истории СССР. Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР. VIII—IX вв. М., 1958, с. 857.}.

Одним из первых таких союзов стало объединение в Среднем Поднепровье под названиями «Русь», «Руськая земля», явившееся первоначальным ядром Древнерусского государства. Происхождение этого термина ученые объясняют по-разному, выдвигая различные гипотезы. Согласно новейшим исследованиям, русью называлось одно из славянских племен, обитавшее в бассейне реки Рось и входившее в Полянский союз, в котором со временем оно стало играть ведущую роль{«История СССР», 1981, 2, с. 40—46.}. В древнерусских источниках четко прослеживается применение термина «Русь» в двух значениях: общем, охватывающем все восточнославянские земли, и узком, частном, которое распространялось на территорию Среднего Поднепровья, область Киева, Чернигова и Переяславля{Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979, с. 22—30; Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951, с. 25.}.

К VIII в. государство Русь объединило, кроме племен руси (по р. Роси), полян и северян, также княжения дреговичей, древлян и полочан. Территория его почти равнялась королевству франков на 600-й год, вдвое превышала королевство вестготов того же времени и в полтора раза — славянское королевство Само (VII в., на территории Чехословакии и части Югославии){«История СССР», 1981, № 2, с. 47.}.

О могуществе государства Русь, столицей которого стал Киев, свидетельствует его дипломатическая и военная активность, отразившаяся в ряде дошедших до наших дней источников. Так, о походах Руси на владения Византийской империи в Крыму, на малоазиатском побережье Черного моря и даже на остров Эгину в Эгейском море говорят источники византийского происхождения{Становление раннефеодальных славянских государств. К., 1972, с. 61.}. В одной из западноевропейских хроник — т. н. Вертинских анналах (IX в.) — упоминается посольство, отправленное царем (хронист называет его также восточным титулом «хакан») народа «рос», к византийскому императору Феофилу, а затем вместе с византийскими послами прибывшее в столицу франкского короля Людовика Благочестивого город Ингельгейм в 839 году. Летом 860 года Русь предприняла поход на столицу могущественной Византии. Появление русских воинов под Константинополем повергло в ужас правителей империи. Константинопольский патриарх Фотий вынужден был признать, что русы — сильный парод, с которым должны считаться соседи{Вопросы формирования русской народности и нации. М.—Л., 1958, с. 23; Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания.}. Византия вынуждена была пойти на заключение договора о «мире и любви» с Киевской Русью{«Вопросы истории», 1976, № 6, с. 64.}.

Дату похода на Константинополь в 860 году автор «Повести временных лет» называл началом Русской земли{Повесть временных лет, ч. 1, с. 17.}. Летописцы, начиная с Нестора (XI в.) и кончая составителями т. н. Никоновской летописи (XVI в.), этот поход связывали с именами киевских князей из рода Кия Осколдом (Аскольдом) и Диром{Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV вв. Л., 1940, с. 40.}. Историки давно отметили ошибочность версии о совместном правлении этих князей. Сведения о Дире, называемом летописцами братом Осколда, есть у арабского писателя Масуди (X в.): «Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами». По мпению некоторых советских исследователей, эти сведения относятся к первой половине IX в. (до правления Осколда), другие — напротив, считают, что Дир правил после Осколда{Десятый Международный конгресс историков в Риме. М., 1956, с. 126; МавродинВ. В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., 1971, с. 131, 132.}./19/

Несколько позже, чем в Среднем Поднепровье, образовалось второе крупное объединение на севере, которое называется в арабских источниках «Славней». В него вошли как славянские племена (ильменские словены, кривичи), так и племена угро-финского происхождения (чудь, меря, весь). Согласно летописи, эти племена вынуждены были одно время платить дань норманнам (скандинавам, которых на Руси звали варягами), но затем прогнали их и «начата владѣти сами собѣ и городы ставити» Позже, когда у них начались междоусобные войны, конунг Рюрик — предводитель наемной варяжской дружины — захватил власть в Новгороде. Став новгородским князем, он предпринял меры по укреплению союза северных племен Приильменья. Это позволило его преемнику новгородскому князю Олегу собрать большое войско («поимъ воя многи, варяги, чюдь, словѣни, мерю, весь, кривичи...»{Повесть временных лет, ч. 1, с. 20.}) и начать поход на юг.

Захватив Смоленск, а затем в 882 году и Киев, Олег вероломно убил княжившего там Осколда (летопись говорит и о Дире). С конца IX в. киевскому политическому центру, объединившему Северную Русь с Южной, стало подчиняться большинство восточнославянских княжеств.

Тот факт, что объединение многих древнерусских земель приходится на время княжения Олега, норманна по происхождению, долгое время служил основанием для измышлений сторонников т. н. норманской теории о неспособности восточных славян и других народов нашей страны к самостоятельному развитию. Исследованиями советских историков и археологов давно опровергнуты утверждения о «дикости», «неразвитости» восточных славян до пресловутого «призвания варягов». Создание древнерусской государственности — не результат деятельности норманнов, а итог длительного социально-экономического и политического развития восточных славян, вызревания у них феодальных отношений{Советская историография Киевской Руси. Л., 1978, с. 152—165.}.

К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, «что та форма общественного строя, которая была принята осевшими завоевателями, должна соответствовать той ступени развития производительных сил, которую они застают»{Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 3, с. 74.}. Находясь на начальной стадии развития раннефеодальных отношений, скандинавы не могли существенно повлиять на внутренние процессы славянского общества (как это, впрочем, было везде — во Франции, Италии, Англии, Сицилии, где им удавалось силой утвердить свою верховную власть). Быстро слившись с русской правящей верхушкой, норманны по существу растворились в ней.

В правление Олега (882—912 гг.), а затем его преемников Игоря (912—945 гг.) и Святослава (945—972 гг.) почти все восточнославянские земли были объединены в едином государстве. Уже в это время Киевская Русь приобретает характер политической иерархии ряда «светлых и великих князей» и «великих бояр», «седящих по городам» и находящихся «под рукой великого князя руського». Именно от их имени и «от всех людий Руськия земля» заключали договоры с Византией Олег, Игорь, Святослав{Исторические записки, т. 89. М., 1972, с. 358—359.}.

В феодализирующемся древнерусском обществе еще значительными были пережитки первобытнообщинного строя, а также элементы отношений, характерных для рабовладельческого общества. Собирая дань с покоренных земель, киевский князь с помощью своей дружины твердой рукой «примучивал» тех, кто пытался освободиться из-под власти Киева. Среднеазиатские арабские авторы, использовавшие источники второй половины IX — начала X в., писали о «царе Руси», живущем в огромном дворце с 400 преданными ему дружинниками. Князя окружали приближенные из представителей феодализирующейся знати — бояре, «нарочитые мужья». Ниже их стояла «малая» дружина «меньших детьскых». И, наконец, в состав войска князя входили «вой», набираемые из народа{Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. М., 1964, с. 29, 30; Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности, с. 104—107.}. Органом, помогавшим князю управлять государством, была боярская дума{Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965, с. 14—20.}.

Постепенно утверждалось право собственности князя на все земли государства. «Окняжение» земель сопровождалось обложением прежде свободных сельских общинников данью, которая постепенно превращалась в форму феодальной ренты и служила средством содержания всего княжеского двора{Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепиин Л. В. Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика). М., 1972, с. 149—155.}.



План Киева в 10 в. по Н. В. Закревскому

На нижней ступени социальной иерархии Древнерусского государства находились непосредственные производители материальных благ — жители сельских общин н торгово-ремесленное население городских посадов, т. е. «люди» (по терминологии письменных источников) . И совсем бесправной категорией были «челядь», «холопы» — рабы, игравшие в то время в хозяйстве князя и его приближенных вспомогательную роль. Годы княжений Олега, Игоря, Ольги, Святослава ознаменованы не только расширением государственной территории Руси, развитием раннефеодальных отношений и укреплением авторитета и власти киевского князя, но и крупными внешнеполитическими успехами. Благодаря удачным военным походам русским князьям удалось установить прочные отношения с Византией, которая пошла на заключение выгодных для Руси договоров в 907, 911, 944 и 971 гг. Русы совершали походы и на Закавказье. В 60-е гг. X в. русские дружинники под предводительством Святослава Игоревича предприняли успешный поход на Волгу и Дон, Северный Кавказ и Прикубанье, нанесли со-/20/крушительный удар Хазарскому каганату, который тормозил развитие экономики соседних стран и мешал развитию их торговли со странами Востока{Плетнева С. А. Хазары. М„ 1976, с. 69; Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1975 г. М„ 1976, с. 90—101.}.

В конце 60-х гг. X в. Руси пришлось вступить в длительную и изнурительную борьбу с печенегами — степными кочевниками, захватившими причерноморские степи. В 968 году, когда Святослав с киевской дружиной воевал на Балканах, печенеги впервые совершили нападение на Киев. И только когда воевода Претич с небольшой дружиной подошел к городу, печенеги, решив, что это возвратилось войско Святослава, отступили{Повесть временных лет, ч. 1, с. 47.}.

После гибели Святослава (во время возвращения из второго балканского похода в 972 году он был убит печенегами у Днепровских порогов) между его сыновьями началась борьба за киевский престол. Победа досталась Владимиру. В годы его княжения (980—1015 гг.) завершился длительный процесс формирования территории Древнерусского государства, в состав которого вошли восточнославянские земли на западе («Червенские города» на границе с Польшей по верхнему течению реки Западный Буг, земли, населенные хорватами по обоим склонам Карпат), земли вятичей и радимичей. В состав Руси были включены и некоторые балтские и финно-угорские племена в северной части Восточной Европы{Мавродин В. В. Происхождение русского народа. Л., 1978, с. 97—118.}. При Владимире ликвидируется самостоятельность отдельных земель, которыми прежде управляли местные «светлые и великие князья». Вместо них в каждой земле были посажены на княжение сыновья киевского князя. Административная реформа Владимира привела к тому, что все древнерусские княжества оказались в руках киевской правящей династии{Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности, с. 142, 143.}.

На всей территории Руси княжеские «мужи», выполнявшие административные функции, от имени киевского князя контролировали сбор дани и вир (штрафов в пользу князя), судили по «Закону Руському», который упоминается в русско-византийских договорах X в. Вся эта администрация, приобретая черты публичной власти, оторванной от народа, служила интересам формировавшегося из дружинной среды и местной знати класса феодалов. Они все больше оседали на землю, на свои «огнища», подчиняя ранее свободных крестьян-общинников.

Постоянная угроза извне заставляла киевского князя уделять много внимания укреплению и защите границ государства. Особенно велика была опасность с юга, со стороны воинственных печенежских орд. Для отражения их нападений Владимир «...нача ставити городы по Деснѣ и по Востри, и по Трубежеви, и по Сулѣ, и по Стугнѣ»{Повесть временных лет, ч. 1, с. 83.}. Были построены или восстановлены, в частности, крепости в Белгороде, Василеве, Пе-/21/реяславле и других южных городах Руси. Характерно, что в этих городах ставились гарнизоны, набранные «от словень, и от кривичь, и отъ чюди, и отъ вятичь, и от сихъ насели грады»{Повесть временных лет, ч. 1, с. 83.}. К обороне привлекалась вся Русь.

Заботясь об укреплении государственного единства и стремясь усилить его при помощи религии, Владимир предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон главных языческих богов, которым поклонялись в различных частях Древнерусского государства. Но религия доклассового общества — язычество во второй половине X в. уже не отвечала уровню социально-экономического, политического и культурного развития Киевской Руси.

Вскоре после этой неудавшейся реформы культа, Владимир ввел на Руси христианство по восточному византийскому обряду — религию классового феодального общества, которая освящала иерархию этого общества, покорность власть имущим, проповедовала непротивление злу, обещая верующим как вознаграждение за терпение райскую жизнь после смерти.

Введение христианства на Руси (988 г.) было подготовлено всем ходом социально-экономического и общественно-политического развития восточных славян. Еще в 70-х годах IX в., при Осколде, крестилась часть русов, а на могиле погибшего князя была возведена церковь св. Николая (очевидно, в честь христианского патрона Осколда){Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, с. 168, 172.}. В середине X в. на Подоле действовала Ильинская церковь, упоминаемая под 944 годом. В 50-х годах X в. княгиня Ольга тоже приняла христианство. Господствующий класс и сами князья понимали преимущества новой религии, освящавшей незыблемость феодальной системы, и стремились поставить ее на службу государству. В 988 году Владимир приказал разрушить в Киеве и других городах языческие капища с идолами и на их месте поставить христианские храмы. Введение новой религии встречало сопротивление населения, поэтому часто она насаждалась силой. В Киеве, как свидетельствует летопись, после свержения идола Перуна, «плакахуся его невѣрнии людье, еще бо не бяху прияли... крещенья»{Повесть временных лет, ч. 1, с. 80.}.

Вскоре, после принятия христианства в Киеве была учреждена митрополия, во главе которой стал митрополит — глава русской церкви. На месте, где стоял Перун, воздвигается церковь Василия (по имени христианского патрона Владимира), а в 996 году завершается строительство кафедральной церкви Богородицы (т. п. Десятинной), которой было предоставлено право на получение десятой части всех доходов князя{Древнерусское государство и его международное значение, с. 296; Повесть временных лет, ч. 1, с. 85.}.

Многое из начатого при Владимире было продолжено при княжении его сына Ярослава Мудрого (1019—1054 гг.). Продолжали расширяться границы Древнерусского государства. В 1030 году Ярослав распространил свою власть на западное побережье Чудского озера, где был основан город Юрьев. Вместе со своим братом Мстиславом в 1031 году он отвоевал «Червенские города», захваченные в 1018 году Болеславом I Храбрым.



«Город Владимира». X—XIII вв. Фрагмент диорамы древнего Киева. Художник А. В. Казанский.

При Ярославе были достигнуты решающие победы над печенегами.

С именем Ярослава связан один из древнейших сохранившихся памятников письменного раннефеодального права — «Русская правда». Хотя основной ее целью было регулирование отношений свободных горожан (в частности, Новгорода) и княжеских дружинников, здесь все же отразились общие явления социальной жизни, связанные с дальнейшим развитием феодальных отношений и государственной структуры Руси. Как отмечают исследователи, Ярославу, кроме древнейшей части «Русской правды», принадлежат «Урок вирнику» (о правах княжеских судебных органов и их представителей), дополнения к законоположениям времен Владимира{Древнерусское государство и его международное значение, с. 154—169.}. Законодательство Ярослава расширяло и укрепляло права феодальной знати.

Возрастал международный авторитет Киевской Руси. Она поддерживала политические, торговые и культурные связи с Византией и Германией, Францией и Венгрией, скандинавскими и другими государствами. Могущественные европейские монархи считали за честь породниться с Ярославом Владимировичем. Его дочь Анна была замужем за французским королем, Елизавета — за норвежским, Анастасия — за венгерским, сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина IX Мономаха, Святослав — на сестре трирского епископа.

Частые войны, феодальные междоусобицы нередко вынуждали правителей соседних стран искать союзников в лице могущественных князей Древнерусского государства. Так, в 1046—1047 гг. 3-тысячный русский от-/22/ряд вместе с грузинским войском Баграта IV принимал участие в борьбе с турками-сельджуками. После вторжения на территорию Армении этих грозных захватчиков немало армян эмигрировали в пределы Киевской Руси. Армянские ученые и медики были в Киеве при княжеском дворе{Книга для читання з історії СРСР. З найдавніших часів до кінця XIX століття. К., 1974, с. 20; Исторические связи и дружба украинского и армянского народов. Ереван, 1971, с. 112.}.



«Город Ярослава». X—XIII вв. Фрагмент диорамы древнего Киева. Художник А. В. Казанский.

Укрепляя авторитет церкви, Ярослав в то же время стремился проводить независимую от Византии политику. В 1051 году, вопреки сложившейся традиции, без согласия константинопольского патриарха, он назначил митрополитом священника дворцовой церкви загородного княжеского села Берестова Илариона. Тогда же основан Киево-Печерский монастырь, ставший оплотом христианства на Руси.

Ярослав умер в 1054 году и был похоронен в Софийском соборе. На одной из стен здесь обнаружена надпись, в которой умерший киевский князь назван царем — так титуловали византийского императора{Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской. К., 1966, с. 39, 40.}.

После смерти Ярослава управление государством осуществлялось тремя его сыновьями, занимавшими княжеские столы в Киеве (Изяслав), Чернигове (Святослав) и Переяславе (Всеволод). В условиях дальнейшего развития феодальных отношений и обострения социальных противоречий при Ярославичах с участием их приближенных совершенствуется законодательство,



Десятинная церковь. Конец X в. Реконструкция Ю. С. Асеева.

разрабатываются общерусские нормы раннефеодального права. В 1072 году была составлена т. н. «Правда Ярославичей», дополнявшая прежние законы и направленная прежде всего на защиту имущества представителей феодальной знати. После народного восстания в Киеве в 1068—1069 гг., поводом к которому послужило поражение княжеских войск в битве с половцами и бегство князей с поля боя, союз трех старших сыновей Ярослава распался. Длительная борьба за власть велась с переменным успехом. После смерти двух старших братьев единоличным властителем Киева и Руси стал Всеволод.

Развитие производительных сил и феодальных производственных отношений, обострение классовой борьбы, выступления крестьян и городских низов против феодального гнета усиливали центробежные тенденции в государстве. Однако и в условиях, когда все более усиливалось обособление отдельных земель, боярство которых стремилось создать свою местную власть, Киев продолжал сохранять значение общерусского центра: обладание им давало права старшинства над всеми русскими князьями.

В конце XI в. видную роль среди русских князей стал играть переяславский князь Владимир Мономах, сын Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина IX Мономаха. По его инициативе в 1097 году состоялся княжеский съезд в Любече, целью которого было прекратить усобицы между князьями, объединить русские земли для борьбы с половцами. «Да нонѣ,— решили князья, как отмечает летописец,— отселѣ имемся въ едино сердце, и блюдем Рускыѣ земли; кождо да держить отчину свою...»{Повесть временных лет, ч. 1, с. 170.}./23/



Скульптурный портрет Ярослава Мудрого. Реконструкция выполнена по черепу М. М. Герасимовым.

Но это решение не могло изменить политические отношения, привести к прекращению борьбы между верхами феодальной иерархии Руси.

В 1113 году в Киеве вспыхнуло восстание городских низов, вызванное голодом. Напуганное боярство Киевской земли решило пригласить на княжение Владимира Мономаха, надеясь, что он подавит восстание. Не рассчитывая на одни лишь репрессии, Мономах при вступлении на княжение издал новый устав (закон), которым несколько ограничивался произвол ростовщиков, а также регламентировались права «закупов» — категории обедневших крестьян и горожан, закладывавшихся у феодалов

В годы княжения Владимира Мономаха (1113—1125), а также его сына Мстислава (1125—1132) внутреннее и международное положение Древнерусского государства стабилизировалось. Русь оставалась одним из могущественнейших государств средневековой Европы. Продолжали развиваться политические связи Киева с другими городами и землями Руси.



Страницы из «Русской правды».

Как и прежде, Киев, Древнерусское государство пользовались большим международным авторитетом. При помощи династических браков укреплялись связи Киева с другими государствами. Сам Владимир Мономах был женат на дочери последнего англосаксонского короля Гаральда, его сын Мстислав женился на дочери шведского короля. Зятьями Мономаха были византийский император, норвежский и датский принцы, венгерский королевич.

В эпоху феодальной раздробленности, наступившей в 30-е годы XII в., Киев, превратившийся в номинальную столицу Руси, как полагает советская историческая наука, развивался приблизительно в таких же условиях, как и другие крупные центры — Новгород, Владимир на Клязьме, Галич, Чернигов. Но в отличие от большинства земель Руси, Киевская земля, являвшаяся древним политическим и территориальным ядром Русского государства, не превратилась в наследственную вотчину какой-нибудь из княжеских линий. В течение XII — первой половины XIII в. она считалась собственностью княжеского киевского стола и даже общединастическим наследством всего древнерусского княжеского рода. Поэтому Киев, несмотря на борьбу за обладание им, оставался объектом коллективного сюзеренитета наиболее могущественных князей — галичского, волынского, смоленского, суздальского, а также черниговского{Древнерусское государство и его международное значение, с. 76.}. В 30—60-е годы XII в. развернулась борьба за киевский стол между представителями княжеских линий Мономаховичей и Ольговичей (потомков Олега Святославича Черниговского). В последней четверти XII в. единство Руси временно возродилось, возросло политическое значение Киева{«Вопросы истории», 1962, № 4, с. 57.}. На киевском столе утвердились представители двух соперничавших между собой княжеских династий: Святослав Всеволодович (1177—1194 гг.) и его соправитель Рюрик Ростиславич (1180—1202 гг.). В это время были достигнуты значительные успехи в борьбе с внешними врагами Руси, в частности с половцами.

Важную политическую роль в этот период играло киевское боярство. Под его напором часто сменяющиеся князья соблюдали главное условие, заключавшееся в том, что все территории, приобретенные ими или их наместниками в «Русской земле» (так называли тогда Киевское княжество), полученные в кормление, захваченные или купленные, безусловно возвращались по оставлении князем киевского или подвластных Киеву столов{Древнерусское государство и его международное значение, с. 76.}. В течение XII—XIII вв., когда продолжалось противоборство центробежных и центростремительных сил в Древнерусском государстве, Киев, хотя и терял свое былое политическое значение, все же оставался одним из главных символов целостности Руси, главным узлом междукняжеских отношений./25/

Одной из важнейших сил, выступавших за сохранение единства древнерусских земель, была церковь, центр которой оставался в Киеве. Пока здесь находилась русская митрополия, ни одно княжество, сколь бы сильным оно ни было, не могло считаться полностью суверенным.

Междоусобная борьба на Руси XII—XIII вв. явилась результатом дальнейшего развития процессов феодализации общества. Борясь за власть, князья преследовали цель захватить лучшие земли, получить больше доходов. Во имя этой цели феодальные владетели пренебрегали общерусскими интересами. Народные массы не принимали участия в чуждых им феодальных усобицах. Этим во многом объясняется то, что политическая раздробленность Руси не нарушила основ единства древнерусской народности.