Изобразительное искусство. Под благотворным влиянием творчества блестящей плеяды русских художников-передвижников развивалось изобразительное искусство. Лучшие из киевских художников (Н. К. Пимоненко, С. П. Костенко и др.) были членами или экспонентами выставок Товарищества передвижных художественных выставок, сыгравшего выдающуюся роль в утверждении в отечественной живописи принципов реализма, идейности и народности. Передвижные художественные выставки имели огромный успех у демократического зрителя. Если первую выставку в Киеве (1872 г.) посетил 2181 человек, то десятую (1883 г.) — 7500{Говдя П. Українське мистецтво другої половини XIX—початку XX ст. К., 1964, с. 18.}.
Во второй половине XIX в. в связи с усилением внимания прогрессивных художников к жизни народа в изобразительном искусстве на первое место выдвигается бытовой жанр. Одновременно пейзаж становится вполне сложившимся жанром украинской живописи.
Выдающимся мастером бытового жанра был киевский художник Н. К. Пимоненко. Он несколько лет учился в Петербурге в Академии художеств. В 1893 году Пимоненко стал экспонентом, а в 1899 году действительным членом Товарищества передвижных художественных выставок; в 1904 году Академия художеств избрала его академиком. До конца своей жизни он оставался верен демократическим принципам передвижников. В его картинах нашли блестящее художественное отражение нравы и быт украинской деревни, жизнь простых тружеников. Лучшими картинами художника являются «Праздничное гадание» (1888 г.), «Свадьба в Киевской губернии» (1891 г.), «Проводы рекрутов» (1893 г.), «Не шути» (1896 г.), «На ярмарке» (1898 г.). Реалистически, социально обостренно отображал жизнь пореформенной Украины киевский художник-жанрист С. П. Костенко («Прачки», «Мороженщик»), Его произведения, исполненные глубокого сочувствия к обездоленному и угнетенному народу, по-настоящему волновали зрителя. К правдивому отражению жизни приближался в отдельных произведениях X. П. Платонов («Батрачка», «Маленькая няня»).
Чарующая украинская природа нашла отражение в творчестве художников-пейзажистов В. Д. Орловского, С. И. Светославского, Н. И. Мурашко, В. К. Менка, длительное время живших в Киеве и принимавших активное участие в его художественной жизни. Почти все киевские художники обращались к портретной живописи.
В Киеве в разное время творили выдающиеся русские художники В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель. В 1885—1896 гг. они вместе с П. А. Сведомским, В. А. Котарбинским, С. П. Костенко, Н. К. Пимоненко и В. Д. Замирайло под руководством профессора А. В. Прахова выполнили роспись интерьера Владимирского собора. В. М. Васнецов создал 15 больших композиций и написал 30 отдельных фигур. Среди них — исторические композиции «Крещение Руси», «Крещение Владимира», портреты князей Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, княгини Ольги и др. В Киеве В. М. Васнецов продолжал работу над своим шедевром «Богатыри», написал картину «Иван-царевич на сером волке» (1899 г.) и др. М. А. Врубель принял участие в проводившемся под руководством А. В. Прахова восстановлении фресковой живописи XII в. в Кирилловской церкви, создал картину «Девочка на фоне персидского ковра» (1886 г.); М. В. Нестеров написал в Киеве одно из лучших произведений «Под благовест» (1895 г.).
Большую роль в подготовке национальных художественных кадров, в утверждении реалистического пути развития украинского изобразительного искусства сыграли открытые в ряде городов Украины рисовальные школы. В 1875 году такую школу в Киеве создал художник Н. И. Мурашко. Ее окончили Н. К. Пимоненко, С. П. Костенко, А. А. Мурашко, Г. П. Светлицкий, К. Я. Крыжицкий и другие известные художники. Консолидации мастеров кисти содействовало Киевское товарищество художественных выставок, возникшее в 1887 году и оформившееся в 1893 году. Организаторами его были С. И. Светославский, Н. К. Пимоненко, С. П. Костенко, А. А. Куренной, М. М. Яровой, В. К. Менк и другие.
Совместными усилиями лучших представителей всех народов страны создавалась демократическая культура, в сокровищницу которой свой вклад внесли выдающиеся деятели науки, литературы и искусства Киева./153/