Музыка и театр. В 60—70-х годах XIX века в Киеве еще не было стационарного профессионального театра. Сценические представления на украинском языке запрещались царским правительством. Но, несмотря на все притеснения, в 1872 году здесь возник музыкально-драматический кружок во главе с писателем М. П. Старицким и композитором Н. В. Лысенко, просуществовавший почти 10 лет. Этот любительский кружок осуществил в городе постановку ряда музыкальных и драматических произведений — «Черноморцы», «Рождественская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Не суждено», несколько сцен из «Гамлета»{Український драматичний театр, т. 1, с. 181—182.}. В 1881 году царское правительство разрешило постановку «драматических пьес, сцен и куплетов на малороссийском наречии». В то же время категорически запрещалось организовывать «специально малороссийский театр» и формировать украинские труппы. Цензура ограничивала тематику драматических произведений — они не должны были касаться социальных проблем, героических страниц из истории украинского народа.
Ведущие украинские труппы, драматургия М. П. Старицкого, М. Л. Кропивницкого, И. К. Карпенко-Карого способствовали развитию реалистического направления украинской театральной культуры, основоположниками которого были И. П. Котляревский, М. С. Щепкин, Т. Г. Шевченко.
В конце 1882 года труппа М. Л. Кропивницкого прибыла в Киев. В ее состав входили преимущественно молодые актеры, ставшие вскоре выдающимися мастерами сцены (М. К. Заньковецкая, Н. К. Садовский и др.). Они поставили пьесы И. П. Котляревского («Наталка Полтавка», «Солдат-чародей»), Г. Ф. Квитки-Основьяненко («Сватанье на Гончаровке», «Шельменко-денщик»), М. Л. Кропивницкого («Дай сердцу волю — заведет в неволю») и др. Демократическая направленность пьес, верное отражение народного быта и обычаев, высокий уровень режиссуры и актерского мастерства — все это вызвало горячее одобрение киевских зрителей.
Спектакли труппы М. Л. Кропивницкого знаменовали начало нового этапа в истории украинского театра.
В августе 1883 года директором труппы Кропивницкого стал М. П. Старицкий. М. Л. Кропивницкий остался режиссером и актером. Объединение выдающихся деятелей украинского театра благотворно отразилось на укреплении и творческом росте труппы. Сохранив свое творческое ядро, она пополнилась такими талантливыми актерами, как М. К. Садовская-Барилотти, А. П. Затыркевич-Карпинская, П. К. Саксаганский, И. К. Карпенко-Карый, В. Е. Грицай и др. Благодаря ее деятельности украинское сценическое искусство приобретает все более высокий уровень профессионального мастерства{Там же, с. 194.}. Находясь в постоянных разъездах, труппа с 14 октября по 16 ноября 1883 года давала представления в Киеве. Кроме известных киевским зрителям пьес, были показаны новые, прежде всего драма «Мироед, или Паук» и сатирический водевиль «После ревизии» М. Л. Кропивницкого, «За двумя зайцами» М. П. Старицкого. Выступления в Киеве прошли с большим успехом. Часто теплый прием зрителями спектаклей превращался в демонстрацию сочувствия демократическим идеям, которые провозглашались со сцены.
В декабре 1883 года по приказу министерства внутренних дел был составлен тайный циркуляр Главный управлением по делам печати, в котором напоминалось/149/
о необходимости неукоснительно соблюдать правительственное запрещение создавать украинский театр и формировать труппы для исполнения только украинских драматических произведений. Проявляя верноподданническое рвение, киевский, подольский и волынский генерал-губернатор Дрентельн запретил украинским труппам въезд на территорию Киевской, Подольской и Волынской губерний. Этот запрет действовал в течение 10 лет. Лишь в 1893 году в Киев смогла приехать одна из украинских трупп, которую возглавлял Н. К. Садовский{Садовський М. К. Мої театральні згадки. К., 1956, с. 123—131.}. Кроме украинских пьес, она показала киевлянам пьесу А. Н. Островского «Лес». Спустя некоторое время здесь также гастролировала и труппа П. К. Саксаганского{Саксаганський П. (П. К. Тобілевич). По шляху життя. Мемуари. 1935, с. 169, 170, 174.}. Жители города увидели пьесы И. К. Карпенко-Карого «Мартын Боруля», «Бесталанная», «Наймичка», «Сто тысяч», «Бондаривна», «Умный и дурак» и другие.
Ежегодно в помещении Киевского городского театра давали спектакли русские труппы, нередко возглавляемые известными антрепренерами и режиссерами. В их репертуар включались пьесы А. Н. Островского, комедии Н. В. Гоголя и другие произведения классической отечественной драматургии, а также зарубежная классика.
В Киев приезжали на гастроли прославленные мастера русской сцены из Петербурга и Москвы, в т. ч. В. В. Самойлов, С. В. Шумский, М. Т. Иванов-Козельский, В. Н. Андреев-Бурлак, М. Н. Ермолова, М. Г. Савина, Г. Н. Федотова, П. А. Стрепетова, А. П. Ленский, С. В. Васильев и др. Они содействовали закреплению на киевской сцене отечественной классики. Некоторые русские актеры играли на киевской сцене часто и подолгу. Из России в Киев приезжали на гастроли целые труппы. Здесь же выступали выдающиеся зарубежные мастера сцены Э. Росси, С. Бернар, Б. Коклен, Л. Барнай, Э. Поссарт, Э. Дузе.
В 1891 году талантливый актер и режиссер Н. Н. Соловцов вместе с группой товарищей по сцене организовал в Киеве «Товарищество драматических артистов». Возникшая на его основе труппа впоследствии стала называться театром «Соловцов». Спектакли этой труппы первоначально шли в помещении театра Бергонье, а с 1898 года — в специально построенном здании (ныне помещение театра им. И. Франко). Из тех, кто работал в труппе в первое десятилетие, особенно выделялись Е. Я. Неделин, Т. А. Чужбинов, И. П. Киселевский, Н. П. Рощин-Инсаров, М. М. Глебова, В. И. Немирович. В репертуаре театра видное место занимала русская классика, главным образом произведения А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. К. Толстого, А. П. Чехова{Городиський М. П. Київський театр «Соловцов». К., 1961, с. 15—61.}. Все это вместе с серьезной работой режиссуры и тщательностью постановок делало театр «Соловцов» одним из лучших в России. В воскресные дни театр давал спектакли по общедоступным ценам.
М. Л. Кропивницкий, Н. К. Садовский, М. К. Заньковецкая.
В украинской профессиональной музыке во второй половине XIX в. большую роль продолжают играть обработки народных песен, романс, музыка к театральным постановкам. В связи с усилением общественного движения за развитие национального музыкального искусства и ростом профессионального мастерства круг жанров значительно расширился. Композиторы все чаще обращаются к сложным хоровым произведениям, опере, симфонии. В творчестве наиболее значительных украинских композиторов находят свое отражение передовые идеи эпохи, горячий интерес к народной жизни и народному искусству.
В Киеве, в основном, протекала жизнь и творческая деятельность основоположника украинской классической музыки, выдающегося композитора Н. В. Лысенко. Здесь он окончил университет и написал свои произведения — вокальные, хоровые, камерные, оперные, здесь проходила его концертно-исполнительская и музыкально-педагогическая деятельность. На формирование мировоззрения и творческих принципов Лысенко большое влияние оказали музыкально-эстетические взгляды классиков русской музыки, особенно композиторов «Могучей кучки». У одного из них, Н. А. Римского-Корсакова, украинский композитор в течение 1874—1876 гг. совершенствовал свое мастерство{М. В. Лисенко у спогадах сучасників. К., 1968, с. 54, 55.}./150/
Здание Киевского городского театра. 1856—1896 гг.
Н. В. Лысенко был блестящим интерпретатором творчества Т. Г. Шевченко. Большой цикл, носящий общее название «Музыка к Кобзарю Т. Г. Шевченко», охватывает свыше 90 произведений различных жанров и форм. Им также созданы такие шедевры украинской оперной классики, как «Рождественская ночь» (1873—1882 гг.), «Утопленница» (1883 г.), «Наталка Полтавка» (1889 г.), детские оперы-сказки «Коза-Дереза» (1888 г.), «Пан Коцкий» (1891 г.), «Зима и Весна» (1892 г.). Вершиной всей дореволюционной украинской оперной музыки стала народно-музыкальная драма Лысенко «Тарас Бульба» (1880—1890 гг.). В творческом наследии композитора значительное место занимают инструментальные произведения, сочинения для фортепиано, разнообразные по темам и настроениям романсы и дуэты на тексты А. Мицкевича, Г. Гейне. И. Франко, Леси Украинки, М. Старицкого, Е. Гребенки и др. Н. В. Лысенко собрал, обработал и опубликовал более 700 образцов украинского музыкального фольклора. Его теоретические работы обогатили отечественную науку о народном музыкальном творчестве.
Аранжировки народных песен для фортепиано, многочисленные вокальные произведения, в т. ч. свыше 30 на слова Т. Г. Шевченко, создал В. И. Заремба, с начала 60-х годов преподававший музыку в учебных заведениях города.
В Киеве получил образование в духовном училище и семинарии композитор П. И. Нищинский, автор музыкальной картины «Вечерницы» с ее знаменитым мужским хором «Закувала та сива зозуля».
До 1867 года оперные спектакли в городе давали приезжие итальянские труппы. Постановкой 27 октября 1867 года на сцене городского театра оперы «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского было положено начало постоянной русской опере в Киеве Как и в драматическом театре, в Киевской русской опере существовала частная антреприза. Ее коллектив осуществил постановку многих оперных произведений выдающихся отечественных и зарубежных композиторов: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Опричник», «Воевода», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Севильский цирюльник» Д. Россини, «Трубадур» Д. Верди, «Фауст» Ш. Гуно, «Галька» С. Монюшко и др. Прибыв в Киев на представление своей оперы «Опричник» и прослушав здесь в декабре 1874 года несколько опер, П. И. Чайковский высоко отозвался о Киевской русской опере{Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. М., 1953, с. 220—222.}. В декабре 1890 года он присутствовал на представлении «Пиковой дамы», прошедшем с большим успехом. На сцене Киевской русской оперы выступали известные певцы Н. А. Михайловская, И. Н. Кравцов, В. Фабиан-Бианки, А. А. Сантагано-Горчакова, А. М. Додонов, А. А. Ляров, А. И. Барцал, Н. А. Андреев, Д. А. Усатов, М. И. Ильина, М. Н. Милорадович, Ф. Н. Вилинская, Ф. И. Стравинский, Е. А. Массини, О. А. Пускова и другие.
В январе—феврале 1874 года на сцене городского театра с большим успехом прошли четыре спектакля оперы Н. В. Лысенко «Рождественская ночь» (либретто М. П. Старицкого), подготовленной силами любителей. Партии исполняли А. А. Русов, С. И. Габель, О. А. Лысенко, О. И. Левицкий и другие{М. В. Лисенко у спогадах сучасників, т. 50—53, 109—114, 217—226.}.
Творческая, исполнительская и организаторская деятельность Н. В. Лысенко, традиции Киевской русской оперы подготавливали почву для возникновения национального оперного театра на Украине.
В октябре 1863 года в Киеве открылось отделение Русского музыкального общества{Миклашевский И. Очерк деятельности Киевского отделения императорского Русского музыкального общества (1863—1913). К., 1913, с. 14.}. Первый концерт, организованный им, состоялся в актовом зале 1-й гимназии. В программах концертов, которые устраивались в залах городского театра, купеческого и дворянских собраний, театра «Соловцов» была широко представлена русская и зарубежная классика. В 1891 году в Киеве состоялся авторский концерт П. И. Чайковского, а в 1893 году — С. В. Рахманинова. Как блестящий пианист-виртуоз с концертами в городе выступал Н. В. Лысенко{Кузьмін М. Забуті сторінки музичного життя Киева, с. 96—103.}. При отделении в январе 1868 года была открыта музыкальная школа, реорганизованная в 1883 году в музыкальное училище. Школа начала работать в доме купца Гладина на Житомирской улице, затем располагалась в других частных домах. Лишь осенью 1874 года она разместилась в специально построенном для нее помещении.
Деятельность Киевского отделения Русского музыкального общества активизировала музыкальную жизнь в городе, способствовала развитию музыкального образования. Но вследствие великодержавной политики царского правительства оно не могло содействовать пропаганде украинской музыки, решению вопроса о воспитании национальных профессиональных кадров — исполнителей и композиторов./151/