-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Литературная жизнь

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/146/

Литературная жизнь. Борьба общественных сил — демократических (с революционными демократами во главе), консервативно-монархических и буржуазно-либеральных — шла и в украинской литературе. В городе издавалось немало журналов и газет, но не было ни одного периодического издания на украинском языке. В 1861—1862 гг. в Петербурге издавался первый украинский литературно-художественный и общественно-культурный журнал буржуазно-либерального направления «Основа» (редактор В. М. Белозерский). На его страницах были напечатаны отдельные художественные произведения Т. Г. Шевченко, С. В. Руданского и других. Художественные произведения публиковались в журнале «Киевская старина». Ослабление цензурных притеснений открывало возможность издавать в Киеве книги на украинском языке. В 1882 году в Киеве была выпущена книга М. К. Чалого «Жизнь и произведения Тараса Шевченко» — первая биография поэта. Здесь также впервые были напечатаны его «Поэмы, повести и рассказы, писанные на русском языке» (1888 г.), «Кобзарь» (1894 г.). В Киеве вышли украинские литературные альманахи буржуазно-либерального направления «Чайка» (1876 г.), «Луна» («Эхо») в 1881 году, «Рада» (ч. 1, 1883 г., ч. 2, 1884 г.){Українські літературні альманахи і збірники XIX — початку XX ст. Бібліографічний покажчик. К., 1967, с. 62, 63, 71—74.}. Многие проживающие в Киеве писатели вынуждены были посылать свои произведения для публикации во Львов, где издавались разные по своему направлению украинские журналы.

С Киевом связана деятельность многих писателей Украины. Творчество лучших из них находилось под благотворным влиянием революционно-демократического движения, произведений Т. Г. Шевченко, передовой русской литературы.

В 80—90-х годах здесь жила великая украинская поэтесса и общественная деятельница революционно-демократического направления Леся Украинка. 90-е годы были для нее периодом особенно активных идейно-творческих исканий, выработки цельного революционного мировоззрения. В 1895—1897 гг. Леся Украинка устанавливает связи с участниками марксистских/147/ кружков Киева. Но обострение болезни и вынужденный отъезд в Ялту стали на пути ее непосредственного участия в их практической деятельности. В поэтических произведениях Леси Украинки этого периода — цикле стихов «Крымские отзывы», сборнике «Думы и мечты» звучал призыв к борьбе против угнетателей, была высказана твердая убежденность в скором освобождении трудящихся от социального и национального гнета, подчеркнута большая роль писателя в общественной борьбе и необходимость его служения народу{Леся Українка. Документи і матеріали. 1871—1970. К., 1971, с. 18—26, 33—35, 45, 46, 58, 59, 97—115, 120—129.}.

Много лет в Киеве трудился выдающийся украинский писатель и культурно-общественный деятель демократического направления М. П. Старицкий. В 1865 году он окончил Киевский университет. Литературную деятельность начал с переводов произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и других русских поэтов. Главное место в поэтическом творчестве М. П. Старицкого занимала гражданская лирика. В ней он изложил свое понимание роли поэта в общественной жизни как борца за счастье трудового народа, отобразил тяжелую жизнь трудящихся города и деревни, прославлял борцов за свободу народа, призывал славян к братству и дружбе.



И. Я. Франко.



Леся Украинка.

Глубокий демократизм и гуманизм, сочувствие трудящимся и ненависть к угнетателям, вера в лучшее будущее своего народа присущи и прозаическим произведениям М. П. Старицкого — романам «Перед бурей», «Буря», «У пристани» и другим. М. П. Старицкий осуществил сценическую обработку пьес разных авторов и инсценировал прозаические произведения украинских, русских и зарубежных писателей. Таким образом он создал 11 пьес («Черноморцы», «За двумя зайцами», «Рождественская ночь», «Тарас Бульба», «Сорочинская ярмарка», «Юрко Довбыш», «Цыганка Аза» и др.). Кроме того, им написаны оригинальные социально-бытовые и исторические драмы («Не суждено», «Ой, не ходи, Грицю, да на вечерницы», «Во тьме», «Талан», «Богдан Хмельницкий», «Оборона Буши», «Маруся Богуславка» и др.). Отдельные прозаические и драматические произведения писателя были напечатаны в Киеве: «Талан», «Богдан Хмельницкий», «Последняя ночь», «Перед бурей», «Маруся Богуславка» и др.{Історія української літератури, т. 4, кн. 2. К., 1969, с. 47—51, 205—214, 327—359; Українські письменники. Біо-бібліографічний словник, т. 3. К., 1963, с. 169—178.}. Значительное явление в литературе критического реализма представляло творчество И. С. Нечуя-Левицкого. В 1861—1865 гг. он учился в Киевской духовной академии. Окончив ее, работал учителем в разных городах. В 1885 году И. С. Нечуй-Левицкий вышел в отставку и поселился в Киеве. Он утвердил в украинской литературе жанр социально-бытовой повести и рассказа. В его творчестве проявился общедемократический протест против всевозможных проявлений самодержавного деспотизма и произвола эксплуататорской верхушки общества, против бюрократической царской системы управления и образования, против реакционного клерикализма. И. С. Нечуй-Левицкий написал повести «Две московки», «Микола Джеря», «Бурлачка», «Семья Кайдаша», «Старосветские батюшки и матушки», «Афонский проходимец» и др., комедии «На Кожумяках», «Голодному и опенки — мясо». В некоторых из них воспроизведена жизнь духовенства, мещан Киева. И. С. Нечуй-Левицкий был мастером украинского пейзажа. В частности, он сделал яркие зарисовки города в рассказах «Ночь на Днепре», «Вечер на Владимирской горе».

Произведения И. С. Нечуя-Левицкого подготовили почву для дальнейшего развития украинской прозы по пути углубления ее социальной направленности{Історія української літератури, т. 4, кн. 1. К., 1969, с. 218—260.}.

С 1868 года в должности помощника заведующего архивом Киевского университета работал талантливый писатель-разночинец А. П. Свидницкий, автор первого в украинской литературе реалистического социально-бытового романа «Люборацкие». В киевских газетах он напечатал ряд очерков и рассказов («На похоронах», «Пачковозы», «Конокрады», «Туда и обратно», «Гаврусь и Катруся» и др.).

В Киеве жили и творили писатели буржуазно-либерального и либерально-народнического направлений — А. Я. Конисский, Олена Пчилка (О. П. Косач), М. С. Кононенко, Т. А. Зиньковский.

Здесь началась литературная деятельность оригинального мастера художественного слова В. И. Самойленко. В 1885—1890 гг. он учился в Киевском университете, а затем несколько лет работал на городском телеграфе. В 1890 году в Киеве вышел первый сборник его стихов — «Из поэзии Владимира Самойленко». В 60— 70-х годах периодически жил в городе Иван Билык (И. Я. Рудченко), брат Панаса Мирного и соавтор романа «Разве ревут волы, когда ясли полны?». В Киеве изданы подготовленные им сборники «Народные южнорусские сказки» (вып. 1, 1869; вып. 2, 1870), «Чумацкие народные песни» (1874)./148/



Н. В. Лысенко.



И. С. Нечуй-Левицкий.

К Киеву тяготели передовые писатели всех украинских земель, в т. ч. и западных (Восточной Галиции, Северной Буковины, Закарпатья), входивших в то время в состав Австро-Венгерской империи. Здесь бывали западно-украинские писатели О. С. Маковей (1897) и О. Ю. Кобылянская (1899). Выдающуюся роль в объединении демократических сил украинской культуры сыграли связи с Киевом великого украинского писателя, ученого, общественного и политического деятеля революционно-демократического направления И. Я. Франко. Впервые он посетил Киев в 1885 году с целью подготовить издание журнала, при помощи которого рассчитывал развернуть в Восточной Галиции борьбу против буржуазных политических течений — «москво-филов» и «народовцев», против клерикализма, рутины, отсталости, шовинизма и национализма. Франко установил личный контакт с видными деятелями украинской культуры. «Самой большой пользой из этого путешествия было то, что узнал людей»...»,— вспоминал впоследствии писатель{Франко I. Твори, т. 1. К., 1955, с. 19.}. В следующем году Франко вновь приехал в Киев, где женился на курсистке О. Ф. Хоружинской. Оба приезда писатель использовал для изучения истории и памятников древности города. Возвратившись во Львов, Франко не порывал связей с Киевом{«Наукові записки Київського університету», 1956, т, 15, вип. 8. Збірник історико-філософського факультету, № 8, с. 127—132; Іван Франко. Документа і матеріали. 1856—1965. К., 1966, с. 114—115.}.