Начальное и среднее образование. Всю систему образования в стране царизм подчинил воспитанию масс в клерикально-монархическом духе, направив ее против революционно-освободительных идей. Это касалось не только школьного, но и внешкольного образования. Так, в 1873 году специальное «совещание» под председательством престолонаследника, будущего императора Александра III, разработало план издания «дешевых книг» для чтения с целью оградить народ от влияния «злоумышленной пропаганды». Совещание, в котором принимали участие шеф жандармов, министры внутренних дел, юстиции, государственных имуществ и товарищ министра народного просвещения, единодушно признало «существенную пользу от распространения дешевых изданий, которые могли бы служить укреплению в народе религиозных и верноподданнических чувств»{ЦГИА СССР, ф. 733, оп. 193, д. 783, л. 1—2.}. О характере этих «дешевых книг для чтения народа» свидетельствуют, например, издания «Киевского общества грамотности» (возникло в 1882 году) — «Молитвослов», «Литургия православной церкви», «Житие преподобного Феодосия Печерского», «Император Александр II, государь-освободитель» и другие{Отчет о деятельности Киевского общества грамотности за 1897 год. К., 1898, с. 41.}.
С большими ограничениями в 1864 году была вновь разрешена официальными властями деятельность воскресных школ. Созданная в Киеве группой передовых педагогов «Комиссия народных чтений» почти 20 лет (1882—1901 гг.) вынуждена была действовать на полулегальном положении. Лишь в 1901 году утвержден устав «Комиссии», по которому она стала называться «Обществом содействия начальному образованию». Власти ничем не помогли ей при сооружении в 1895 году первой в городе Народной аудитории на Бульварно-Кудрявской улице (ныне ул. Воровского), всячески преследовали прогрессивно настроенного профессора Н. А. Хржонщевского, 15 лет возглавлявшего «Комиссию», запрещали ему, как политически «неблагонадежному», выступать с публичными лекциями. Киевский губернатор Томара в 1897 году ходатайствовал даже о закрытии «Комиссии»{ЦГИА УССР в Киеве, ф. 442, оп. 832, д. 23, л. 13—14, оп. 847, д. 344, л. 1—3.}.
Политика ограничений и запрещений проводилась и в отношении бесплатных народных библиотек, которые начали возникать в 90-х годах. Эти библиотеки открывались только с разрешения губернатора. Книжный фонд их строго регламентировался и контролировался. В конце века в городе действовало пять народных библиотек, которыми пользовалась незначительная часть трудящихся{Кізченко В. І. Культурно-освітній рівень робітничого класу України напередодні революції 1905—1907 рр. К., 1972, с. 104.}. Городская публичная библиотека, открытая в 1866 году, практически была недоступной для бедного населения, поскольку за пользование книгами вносилась плата (3—9 руб. в год). Трудящиеся не имели доступа и в библиотеки университета (в 80-х годах книжный фонд ее насчитывал 149,2 тыс. томов), гимназий и других средних учебных заведений, так как они предназначались для учебных и научных целей. Широкий доступ к знаниям, образованию получали только представители имущих классов и прослоек. По данным переписи 1874 года, грамотных среди привилегированных слоев (дворян, чиновников, духовенства) было 80,1 проц., среди купцов — 60 проц., среди мещан — 27,2 проц., а среди крестьян — лишь 17,7 процента{Киев и его предместий... По переписи 2 марта 1874 г., с. 74—81.}.
К концу XIX в. образовательный уровень жителей Киева в какой-то мере возрос. По материалам переписи 1897 года, грамотных уже было 55,4 проц. Однако грамотные с образованием выше начального составляли; среди мужчин — 22,4 проц., среди женщин — 21,1 проц.{Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г., т. 16, с. VIII, IX.}. Среди дворян и чиновников грамотные составляли 88,3 проц., среди духовенства — 93,5 проц., а среди крестьян — только 43,4 процента.
За 40 лет (1859—1898) количество учебных заведений в городе возросло, по официальным данным, с 88 до 152, а число учащихся и студентов в них — с 5460 до 22 017{Сборник статистических сведений о Киевской губернии за 1859 год. К., 1861, с. 113; Памятная книжка Киевской губернии на 1900 год. К., 1899, с. 136.}. Система образования состояла из учебных заведений многих типов, подчиненных разным ведомствам. Между отдельными учебными заведениями, как правило, не существовало преемственности и последовательности. Фактически только низшие и профессиональные учебные заведения были доступны для мещан и крестьян, гимназии же и университеты — для дворян и чиновников, реальные и коммерческие училища, а также технические учебные заведения— для детей буржуазии. Почти во всех школах обучение было платным. Преподавание на украинском языке запрещалось.
Начальное образование давали 43 городских приходских училища и 18 церковноприходских школ, 4 духовных и 41 частное училище, 7 школ грамотности и др. В Киеве работали 5 мужских и 6 женских гимназий, в т. ч. 3 частные, а также коллегия П. Галагана, частная 4-классная прогимназия, 2 реальных училища, кадетский корпус, военное училище, институт благородных девиц, 3 частных женских училища 1-го разряда, 2 коммерческих училища, городское двухклассное училище. Это были средние учебные заведения.
На довольно высоком уровне учебный процесс был поставлен в коллегии П. Галагана, представлявшей собой закрытое среднее учебное заведение, организованное богатым полтавским помещиком Г. П. Галага-/143/ном в память о рано умершем сыне Павле. Из числа воспитанников коллегии вышло немало впоследствии известных ученых и общественных деятелей: советский нарком юстиции Д. И. Курский, академики Д. М. Петрушевский (историк), В. И. Липский (ботаник), В. Э. Грабарь (юрист-международник), А. Е. Крымский (филолог) и др. Но число учащихся в коллегии было весьма незначительным. За 25 лет (1871—1896) сюда приняли всего 426 человек, а окончили ее 293. Годовая плата за обучение достигала 750 рублей{25-летие коллегии Павла Галагана в Киеве (1871—1896). К., 1896, с. 129—132, 148—159, 310, 311.}.
В других заведениях учебная работа была поставлена намного хуже. Наряду с общеобразовательными заведениями в пореформенный период создано несколько профессиональных, в частности 5-классное Александровское училище на Подоле, женские профессиональные классы, военно-фельдшерская школа, зубоврачебная школа, мужские торговые классы и школа, курсы иностранных языков и др. Все учебные заведения в зависимости от источника содержания подразделялись на казенные, частные и общественные. Подчинялись они нескольким ведомствам: министерствам народного просвещения, внутренних дел, финансов, военному, синоду и «ведомству учреждений императрицы Марии»{Памятная книжка Киевской губернии на 1900 год, с. 136; Памятная книжка Киевского учебного округа на 1899 год, ч. 1. Киевская губерния. К., 1899, с. 1—80.}.
В числе киевских педагогов было немало настоящих мастеров своего дела, продолжавших и развивавших лучшие традиции отечественной педагогики и ее выдающихся представителей К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого и др. В течение многих лет в средних учебных заведениях города русскую словесность преподавал известный украинский языковед П. И. Житецкий{Павел Игнатьевич Житецкий (1836—1911). К., 1912, с. 31.}. Активно участвовал в организации первых воскресных школ педагог И. И. Слепушкин. Талантливыми педагогами были художник Н. И. Мурашко, пианист и композитор В. В. Пухальский. В деятельности упоминавшейся уже «Комиссии народных чтений» участвовал украинский педагог А. А. Андриевский, которого знал и глубоко уважал В. Г. Короленко. Под руководством А. А. Андриевского, В. И. Щербины и других энтузиастов народного образования «Комиссия» вела большую просветительную работу среди населения города, особенно после открытия Народной аудитории. С 1882 по 1900 год она организовала свыше 700 народных чтений, на которых присутствовало 160 тыс. слушателей. «Комиссия» издала 23 научно-популярные брошюры тиражом 131 тыс. экземпляров. В их написании участвовали А. А. Андриевский, В. И. Щербина, П. А. Тутковский, И. И. Слепушкин, М. И. Коновалов и многие другие известные киевские педагоги и ученые{Киевское общество содействия начальному образованию. Краткий обзор деятельности общества за тридцать лет (1882—1913). К., 1913, с. 7.}.