СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО
Отмена крепостного права в 1861 году открыла новый период в истории нашей страны. По словам В. И. Ленина, последствием этого события «была смена одной формы общества другой — замена крепостничества капитализмом»{Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 39, с. 71.}. Создались более благоприятные условия для развития производительных сил.
Значительно ускорились темпы развития промышленности и в Киеве. Со второй половины XIX в. он стал экономическим центром Правобережной Украины. В. И. Ленин назвал его в числе важнейших центров фабрично-заводской промышленности в Европейской России{Там же, т. 3, с. 608.}.
Наиболее развитыми отраслями промышленности в городе были пищевая и легкая (сахарорафинадная, мукомольная, кондитерская, винокуренная, пивоваренная, табачная, кожевенная). Крупными промышленными предприятиями являлись сахарорафинадный завод на Демиевке, мельница на Подоле, пивоваренный завод на Кирилловской улице, табачные фабрики С. Когена, М. Когена и другие.
Если в первые годы на сахарорафинадном заводе на Демиевке (основан в 1868 году) перерабатывали 500— 700 тыс. пудов сахарного песка, то в 1880 году — 967 тыс. пудов. На заводе действовали 8 паровиков мощностью 1120 лошадиных сил и 17 горизонтальных паровых машин — 385 лошадиных сил{Труды Киевского вспомогательного комитета по устройству Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 г. в Москве. К., 1882, с. 303.}. В 1897 году здесь уже насчитывалось 1200 рабочих, ими было произведено 1 млн. 550 тыс. пудов продукции на сумму 8,5 млн. руб., что составляло более 25 проц. стоимости продукции всех промышленных предприятий города.
32 рабочих мельницы Л. Бродского, основанной в 1862 году на углу Набережно-Крещатикской и Игоревской улиц (Подол), в 1879 году изготовили 182 873 пуда пшеничной и 28 980 пудов ржаной муки на сумму 331 851 руб.{Там же, с. 216.} В 1890 году на этой мельнице три паровые машины приводили в движение 27 вальцовочных станов. Объем ее годового производства (в денежном выражении) превышал 600 тыс. руб. Крупными были также мельницы торгового дома «Фатеев, Могилевцев и Роговцев», Е. Шлейфера, Н. Хрякова, И. Кулаковского и др. Почти все паровые мельницы Киева, построенные в 80-е годы, принадлежали купцам.
Мукомольные предприятия производили продукцию, стоимость которой составляла 11 проц. общей стоимости всей промышленной продукции города{Мельник Л. Г. Технічний переворот на Україні у XIX ст., с. 103.}. Некоторые из них основывались акционерными обществами. В 90-е годы, например, существовало «Товарищество киевской паровой мукомольной мельницы».
В 1873 году возникло «Товарищество киевского пивоваренного завода», главную роль в котором играли купцы Г. Енни, Ф. Енни, Н. Хряков, К. Вейсе, инженер-технолог А. Термен. Приобрев усадьбу Р. Дехтерева с недействовавшим чугунолитейным заводом, находившуюся на Кирилловской улице (теперь ул. Фрунзе), товарищество приступило к сооружению пивоваренного предприятия. В 1885 году на заводе было занято 169 рабочих. В конце 90-х годов общая стоимость всех его зданий и машин составляла свыше 585 тыс. руб. Здесь было засолодовано 1123,5 тыс. пудов очищенного ячменя и произведено 345 182 ведра пива{К ХХV-летию Товарищества киевского пивоваренного завода (1872—1897 гг.). К., 1898, с. 5—6.}. Кроме этого завода действовали пивоваренные предприятия В. Рихерта, X. Марр, О. Бройда, наследников Бродских, Шульца и другие.
На 9 табачных фабриках города, возникших в 60-х — начале 80-х годов, в 1885 году насчитывалось 850 рабочих, которые произвели продукцию стоимостью в 1922 тыс. рублей{Мозговой В. Г. Сборник сведений по Киевской губернии. К., 1887, с. 224, 225, 241.}.
Вид Старого города. Конец XIX в.
Сахарорафинадный завод на Демиевке. 1874 г.
К концу 80-х годов Киев становится одним из центров машиностроения на Украине. Еще в дореформенное/116/ время на Зверинце (Печерск) основаны механические мастерские с несколькими рабочими, которые изготовляли паровики, котлы, мелкие поделки для артиллерийского и инженерного ведомств. В 1852 году здесь впервые в практике отечественного машиностроения изготовлена центробежная машина, которая экспонировалась на Киевской сельскохозяйственной выставке. Со временем мастерские превратились в механический и чугунолитейный, а затем машиностроительный завод, состоявший из механических мастерских, котельного и литейного отделений. В 1891 году он размещался в семи деревянных зданиях, имел локомобиль в 140 лошадиных сил, 19 токарных и 16 сверлильных станков, вагранку для плавки чугуна, свыше 30 слесарных тисков, 7 кузнечных горнов и другое оборудование. В то время здесь было занято 150 рабочих. Предприятие принадлежало вначале Ф. Донату, фирме «Донат, Липковский и Ко», а в 1894 году перешло к товариществу «Южнорусский машиностроительный завод». В 1895 году владельцы перебазировали его в район железнодорожного вокзала и значительно расширили. Завод превратился в крупное предприятие, изготовлявшее котлы, машины для сахарной и спирто-водочной промышленности и пр. В конце 90-х годов здесь насчитывалось около 500 рабочих{Истории ордена Ленина завода «Ленинская кузница» (1862—1962 гг.). Сборник документов и материалов. К., 1967, с. 9—29.}.
В 1882 году на Шулявке начал действовать небольшой завод Я. Гретера (ныне завод «Большевик»). Первоначально он занимался главным образом ремонтом машин и котельными работами. В 1885 году здесь было два 12-сильных локомобиля, 7 токарных, 2 строгальных, 14 сверлильных, 3 винторезных станка, большая строгальная и 2 дыропробивные машины. Завод начал изготовлять аппараты, трансмиссии, насосы и другое оборудование для сахарных и винокуренных заводов, лесопильные станки. На нем работало 110—165 человек. Годовой оборот его равнялся 120 тыс. руб.{Мозговой В. Г. Сборник сведений по Киевской губернии, с. 232.}. В 1890 году Я. Гретер совместно с купцом И. Криванеком создал «Акционерное товарищество Гретера, Криванека и К°». В том году оборудование завода составляли 43 механических станка и 2 паровые машины в 40 л. с. 400 рабочих изготовили продукции (паровые машины, паровики, насосы, трансмиссии, различное оборудование для сахарных и винокуренных заводов) на сумму 392 тыс. руб.{Мельник Л. Г. Технічний переворот на Україні у XIX ст., с. 139.} К концу 90-х годов значительно расширились заводские помещения. В 1898 году оборот завода возрос до 1600 тыс. рублей, а число рабочих достигло 950 человек{Нестеренко О. О. Розвиток промисловості на Україні, ч. 2. К., 1962, с. 89.}. В целом его производство за 10 лет увеличилось в пять раз и в 1898 году составляло 260 тыс. пудов товарной продукции.
Крупным предприятием являлся завод инженера-технолога А. Ф. Термена, основанный в 1873 году на Кузнечной улице (ныне ул. Горького). Вначале он занимался устройством домовых водопроводов и газоосвещения, располагая меднолитейной, токарной, слесарной, столярной и котельной мастерскими. Вскоре была открыта чугунолитейная мастерская, установлены локомобиль и паровая машина. В 1880 году на заводе постоянно работало 73 человека. Они изготовляли паровые машины, токарные станки, паровые котлы, чугунные детали для парового и водяного отопления и другое оборудование. Спустя 10 лет завод А. Термена выпускал различные машины общей стоимостью 100 тыс. руб. На нем было занято 150 рабочих; 33 механических станка приводились в действие двумя паровыми машинами мощностью 38 л. с.{Труды Киевского вспомогательного комитета по устройству Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 г. в Москве, с. 347—348; Мозговой В. Г. Сборник сведений по Киевской губернии, с. 232.}.
Большими предприятиями являлись: завод М. Шанца (основан в 1878 году) на Шулявке, производивший чугунные отливки, весы, краны, насосы, плуги и пр.; фабрика металлических полотен барона М. Штейнгеля (возникла в 1885 году) на Кузнечной улице, изготовлявшая медные и железные полотна, ткани, матрацы, решетки и пр. На ряде предприятий, в частности на/117/ медномеханическом заводе Ф. Ницкого (основан в 1874 году) по Кирилловской улице, на металлоткацкой фабрике Р. Миллера (основана в 1878 году) по Жилянской улице (теперь ул. Жадановского) и других, было занято от 10 до 30 рабочих. Стоимость изготовляемой ими за год продукции составляла 20—35 тыс. рублей.
Всего в 1890 году в Киеве действовало одиннадцать машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий. Они располагали 14 паровыми двигателями мощностью 293 лошадиных силы. Занято здесь было 2,1 тыс. рабочих и производилось продукции на 2464 тыс. руб.{Мельник Л. Г. Технічний переворот на Україні у XIX ст., с. 139, 141.}. По данным 1896 года, в городе насчитывалось уже 26 машиностроительных, металлообрабатывающих и механических фабрик и заводов{Памятная книжка Киевской губернии на 1897 год. К., 1897, с. 70—71.}. Повысились техническая оснащенность и энерговооруженность этих предприятий, возрос объем производимой продукции.
Существенные изменения произошли на военном заводе «Арсенал», который размещался на третьей линии Киевской крепости. В 1864 году здесь пущена первая паровая машина, вскоре их стало четыре. В 70—80-х годах на предприятии установлены паровые и механические молоты, кузнечные горны с механическим дутьем, сварочная печь, около 140 токарных, строгальных, фрезеровальных и сверлильных станков. Однако значительная часть оборудования не модернизировалась, многие работы выполнялись вручную. В 1871 году казенных (военнообязанных) рабочих завода окончательно заменили вольнонаемными. В это время здесь насчитывалось 377 квалифицированных рабочих, а в 1897 году число их достигло 750 человек{«Арсенал» ім. В. І. Леніна, с. 21, 22.}.
В Киеве действовало много предприятий полиграфической промышленности: типографии С. Кульженко, Н. Кушнерева и К°, Г. Корчак-Новицкого, Е. Федорова, Н. Давиденко, А. Иванова, П. Барского, К. Милевского и др. К началу XX в. в 21 городской типографии, находившейся в ведении фабричной инспекции, работало свыше 1,2 тыс. человек. В городе имелось около 50 мелких типографий, не подлежавших надзору фабричной инспекции.
В 60-х годах XIX в. на Украине появляются первые железные дороги. А в 1900 году их протяженность уже составляла около 8,5 тыс. км. Киев связывается железнодорожными линиями со многими городами страны, превращается в крупный железнодорожный узел. Начало транспортным железнодорожным связям между Киевом и Правобережьем, промышленными районами Центра России в системе всероссийского рынка положила Курско-Киевская железная дорога, проложенная в 1866—1870 гг. В 1870 году было закончено строительство и Киево-Балтского участка железной дороги, соединившего Киев с Одессой. Позднее было налажено сообщение с Брестом, Харьковом, Донбассом{Мельник Л. Г. Технічний переворот на Україні у XIX ст., с. 150—158.}.
В связи с быстрым расширением железнодорожного хозяйства в 1868 году создаются Киевские главные железнодорожные мастерские Юго-Западной железной дороги. Уже в 1885 году здесь действовали 5 паровых машин, 4 паровых молота, 171 механический станок.
Первый поезд Киево-Балтской железной дороги на Киевском вокзале.
Стоимость ремонтных работ и изготовленного железнодорожного оборудования составляла 1169 тыс. рублей. В мастерских трудилось 1020 рабочих{Мозговой В. Г. Сборник Сведений по Киевской губернии, с. 233.}. В 1897 году количество их возросло до 2500 человек{Лось Ф. Е. Формирование рабочего класса на Украине и его революционная борьба в конце XIX и в начале XX ст. К., 1955, с. 35.}.
В экономических связях города важную роль играл водный транспорт. Если в 1859 году на Днепре насчитывалось всего 17 паровых судов, то в 1884 году только выше порогов их было 74, а в 1900 году — 208{Очерк деятельности Киевского округа путей сообщения, К., 1913, с. 7—8, 32.}. По объему грузооборота киевская пристань занимала первое место среди пристаней средней части реки. Для ремонта судов в 1873 году на Трухановом острове были заложены мастерские «Акционерного общества пароходства по Днепру и его притокам»; в 1885 году здесь работало 94, а в 1897 году — 300 человек.
Здание управления Юго-Западной железной дороги. 90-е годы XIX в.
Недостаточность фронта погрузки и выгрузки судов на старой киевской пристани, нехватка площади, необходимой для складывания грузов вдоль линии набе-/118/режной, стесненной близостью жилых кварталов города, отсутствие удобного затона для зимней стоянки судов и пароходов сдерживали развитие судоходства и промышленности города. Поэтому уже в 80-е годы разрабатываются проекты новой киевской пристани. В мае 1897 года по проекту инженера Н. И. Максимовича началось сооружение новой гавани в заливе Оболонь. 27 июля 1899 года состоялось ее официальное открытие. По своим размерам она принадлежала к числу крупнейших речных гаваней Европы{Киевская гавань... СПб., 1900, с. 4—8, 15—28.}. Для ремонта пароходов, землечерпалок и другого оборудования для речного флота в 1898 году на Оболони было начато сооружение Киевских казенных ремонтных мастерских{Очерк деятельности Киевского округа путей сообщения, с. 271.}.
За 37 лет (1860—1897) количество фабрик и заводов в Киеве возросло почти в 4 раза — с 45 до 177, стоимость произведенной ими продукции — почти в 11 раз (с 2,3 млн. руб. до 24,8 млн.){Весь Юго-Западный край. Справочная и адресная книга по Киевской, Подольской и Волынской губернии. К., 1913, с. 81; Памятная книжка Киевской губернии на 1897 год, с. 70—71.}. В течение этого периода на многих предприятиях, особенно крупных, ручной труд в главных производственных процессах вытеснила паровая машина, т. е. совершился технический переворот. Произошли изменения и в структуре промышленности. Значительный удельный вес в ней заняли машиностроение и металлообработка.
Усиливалась концентрация производства. В 1897 году в городе действовало 17 предприятий с количеством рабочих на каждом более 100. На этих предприятиях, производивших 72,2 проц. всей промышленной продукции, было занято более 60 проц. рабочих{История Киева, т. 1, с. 348.}.
Однако в городе существовало также множество мелких предприятий, в т. ч. мануфактурного и кустарного типа. Например, в 1885 году на механическом заводе Ф. Ницкого насчитывалось 18 рабочих, годовой оборот предприятия составлял 25 тыс. руб., на фабрике масляных красок В. Кречмера — соответственно 8 рабочих и 40 тыс. руб., кондитерской фабрике В. Воробьева — 7 рабочих и 25 тыс. руб., кафельном заводе Е. Гудим-Левкович — 8 рабочих и 6 тыс. руб., фортепьянной фабрике А. Стробля — 10 рабочих и 18 тыс. руб., каретном предприятии Стефановича — 10 рабочих и 5 тыс. руб., заведении минеральных вод В. Каналы — 15 рабочих и 25 тыс. руб., на предприятии восковых свечей И. Решетовой — 11 рабочих, вырабатывавших 1200 пудов свечей, и т. д.{Мозговой В. Г. Сборник сведений по Киевской губернии, с. 216—225, 233, 238—240.}.
В условиях быстрого развития капиталистической промышленности, дальнейшего разделения общественного труда выгодное географическое положение, водные и железнодорожные пути благоприятствовали возрастанию роли Киева во внутренней торговле страны. Особенно расширилась оптовая торговля сельскохозяйственной продукцией — хлебом, сахаром, салом и др. Важное место в ней занимали коммерческо-посреднические операции, осуществлявшиеся на Крещенской (Стретенской) контрактовой ярмарке. Именно в биржевых операциях по купле-продаже сельскохозяйственной и промышленной продукции, заключению контрактов на аренду, залог и продажу недвижимой собственности, наем рабочей силы и заключалось основное значение этой ярмарки. Но непосредственная торговля на ней промышленными товарами и сельскохозяйственной продукцией также занимала значительное место, хотя в 80—90-х годах наметилось резкое сокращение ее товарооборота. Если в 1870—1876 гг. (без учета биржевых операций) сюда доставлялось товаров на 3,8 млн. руб., а продавалось на 1,6 млн., то в 1897— 1900 гг.— соответственно на 897 тыс. и 268 тыс. руб. Товары привозили с Правобережной и Левобережной Украины, Урала, Кавказа, из Центральной России, Средней Азии, Белоруссии, Польши и Прибалтики{Гуржій І. О. Україна в системі всеросійського ринку 60—90-х років XIX ст. К., 1968, с. 126—129.}. Крупные коммерческо-посреднические операции осуществлялись также на Киевской бирже. Торговый оборот ее с 9 млн. руб. в 1873 году за 20 лет возрос до 200 млн.{Двадцатипятилетие Киевской биржи. 1869—1894 гг. К., 1895, с. XXVII—XXVIII.}. Предметом биржевых операций были сахар-песок и, в сравнительно небольших размерах, хлебные продукты. Быстрыми темпами развивалась стационарная торговля. В городе действовало несколько сот магазинов и других торговых учреждений.
Значительной была роль Киева и во внешней торговле. В 1898 году количество импортных товаров, доставленных в город только по Юго-Западной железной дороге, достигло 560 тыс. пудов. А всего за этот год было получено около 700 тыс. пудов импортных товаров. Среди них преобладали сельскохозяйственные и другие машины, инструменты, металл и пр. Из Киева и через Киев на внешние рынки вывозились сахар, мука, лес, спирт, табак, птица, скот, продукты животноводства и другое{Весь Юго-Западный край, с. 84.}./119/
Возникло много учреждений, кредитовавших торговлю и промышленность. В 1898 году, например, система кредита в городе была представлена, кроме конторы Государственного банка, 12 кредитными учреждениями, из которых 7 предоставляли краткосрочные, а 5 — долгосрочные кредиты. К первым относились Частный коммерческий банк (основан в 1868 г.), Промышленный банк (1871 г.), Общество взаимного кредита (1868 г.), филиалы Петербургского международного коммерческого банка (1871 г.), Русского для внешней торговли банка (1894 г.), Волжско-Камского коммерческого банка (1871 г.), Московского купеческого банка{Весь Юго-Западный край, с. 80.}. Банки долгосрочного кредита обслуживали главным образом помещиков и домовладельцев. Это — филиалы Дворянского земельного банка (открыт в 1885 г.), Крестьянского поземельного банка (1883 г.) и Полтавского земельного банка (1894 г.), Киевский земельный банк (основан в 1872 г.), Городское кредитное общество (1885 г.).
В апреле 1887 года в Киеве на съезде сахарозаводчиков был создан синдикат — одна из первых крупных капиталистических монополий в России. После съезда здесь обосновалось бюро синдиката. Руководящую роль в монополистическом объединении играли капиталисты Бобринские, Бродские, Потоцкие, Терещенко и др. Вначале синдикат объединял 171 завод, а в 1892— 1893 г.— 203 из 224 сахарных заводов страны. Основной его целью была борьба за получение сахарозаводчиками высоких прибылей. Это достигалось путем жестокой эксплуатации рабочих и поддержания различными мерами (сокращение производства, экспорт «излишков» сахара) высоких цен на внутреннем рынке. Вскоре синдикат превратился в государственно-монополистическое объединение. Он неоднократно прекращал и возобновлял свою деятельность{Гуржій О. І. Україна в системі всеросійського ринку 60—90-х років XIX ст., с. 35.}. Характеризуя его работу, В. И. Ленин отмечал, что «это объединение, разумеется, насквозь проникнуто было реакционнейшим и бюрократическим духом, обеспечивало скандально-высокие барыши капиталистам, ставило в абсолютно бесправное, униженное, забитое, рабское положение служащих и рабочих»{Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 34, с. 168.}.
Во второй половине XIX в. формируются основные классы капиталистического общества — буржуазия и пролетариат. Росла и укреплялась украинская буржуазия. Значительное место среди фабрикантов, заводчиков, владельцев предприятий мануфактурного и кустарного типа занимала русская, еврейская и иностранная буржуазия.
Быстро увеличивалось количество рабочих, особенно фабрично-заводских. Если в 1862 году на фабриках и заводах Киева насчитывалось 1380 рабочих, то в 1897 году — свыше 11,2 тыс. В ремесленном и кустарном производстве в 1864 году было занято около 7300 человек, а в 1898 году — свыше 24,2 тысячи.
Первый электрический трамвай на Александровском спуске. 90-е годы XIX в.
Основным источником пополнения рядов промышленных рабочих Киева, как и других городов страны, было крестьянство. Значительная часть обедневших крестьян шла на заработки в города, на фабрики и заводы, на стройки, железные дороги, где оседала, превращаясь в постоянных рабочих. «Освобождение крестьян,— писал В. И. Ленин,— уничтожило неподвижность населения и поставило крестьян в такие условия, что они не могли уже кормиться с оставшихся у них клочков земли. Масса народа бросилась на поиски заработка, идя на фабрики, на постройку железных дорог...»{Там же, т. 2, с. 88.}. Кадры промышленного пролетариата росли также за счет кустарей и ремесленников, которые, не выдерживая конкуренции крупной промышленности, разорялись. Их состав пополнялся и за счет членов семей потомственных рабочих.
Являясь составной частью всероссийского пролетариата, рабочий класс Украины формировался с самого начала как интернациональная сила. Он пополнялся преимущественно выходцами из двух братских народов — украинского и русского. Например, в 1897 году рабочие, считавшие своим родным языком русский и украинский, по отдельным промышленным производствам распределялись таким образом: обработка металлов — 3528 (из 4871), обработка дерева — 2480 (из 3212), обработка растительных и животных продуктов питания — 1643 (из 2151), изготовление одежды.— 7119 (из 11 063), полиграфия — 1338 (из 1842), табак и изделия из него — 720 (из 861), винокурение, пиво- и медоварение — 471 (из 568) и т. д.{Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г., т. 16. Киевская губерния. СПб., 1904, с. 198; Занятия населения Украины по данным Первой всероссийской переписи 1897 г. X., 1922, с. 40.}. Вливались в ряды рабочих Киева и представители других национальностей. Одним из последствий капиталистического развития после реформы был сравнительно быстрый рост населения городов, особенно крупных индустриальных и торговых центров. За 1867—1897 гг. в Киеве численность его увеличилась с 68,4 до 247,7 тыс. человек{Россия в конце XIX в. СПб., 1900, с. 61; Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г., т. 16. Киевская губерния, с. 1.}./120/
К концу XIX в. по численности населения он занял пятое место в России — после Петербурга, Москвы, Одессы, Риги{Рашин А. Г. Население России за 100 лет (1811—1913 гг.). М., 195В, с. 93.}.
Значительное увеличение городского населения происходило не столько за счет естественного прироста, сколько в результате притока извне, за счет крестьян, прибывавших в город на заработки. Если по переписи 1874 года в Киеве числилось 22,3 тыс. крестьян (17,5 проц. всего населения города), то по переписи 1897 года их стало около 97 тыс. (более 39 проц. общего числа жителей города){Киев и его предместия: Шулявка, Соломенна с Протасовым Яром, Байкова гора и Демиевка с Саперною слободкою. По переписи 2 марта 1874 года. К., 1875, с. 50; Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г., т. 16. Киевская губерния, с. 2.}.
С развитием капитализма изменялась социальная структура городского населения. Быстро возрастало количество людей, занятых в промышленности, на транспорте, в торговле, кредитных учреждениях. По данным переписи 1874 года, в промышленности и на кустарных предприятиях было занято 18 961 человек, а в 1897 году — 35 853 (прирост — 89 проц.), на транспорте соответственно — 3834 и 6561 (прирост — 71,1 проц.), в торговле — 6580 и 13670 (прирост — 107,7 проц.), кредитных учреждениях — 198 и 712 (прирост — 259,6 проц.){Весь Юго-Западный край, с. 80.}. В национальном отношении население Киева состояло преимущественно из украинцев и русских. По данным переписи 1874 года, на украинском и русском языках говорило 68,3 проц. населения, на других языках — почти 32 процента{Киев и его предместия: Шулявка, Соломенка с Протасовым Яром, Байкова гора и Демиевка с Саперною слободкою. По переписи 2 марта 1874 г., с. 20—23.}. В 1897 году жители, считавшие родным языком русский и украинский, составили в Киеве 189 342 человека, т. е. абсолютное большинство{Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г., т. 16. Киевская губерния, с. 262—263.}.
После реформы 1861 года в России был проведен еще ряд реформ, в т. ч. городская 1870 года, которая преследовала цель поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную буржуазию. Ею отменялся сословный принцип выборов в думу, вводился имущественный ценз. Право избирать в думу получали лица, достигшие 25 лет, владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором (владельцы промышленных предприятий, домовладельцы, купцы, вносившие городские сборы). Все избиратели делились на три курии в соответствии с суммой уплачиваемых в пользу города сборов. Вследствие этого количество избирателей в каждой курии было неодинаковым. Меньше всего их было в первой курии, куда входили самые богатые люди, и больше всего — в третьей, состоявшей из мелких налогоплательщиков. Между тем каждая из трех курий избирала одинаковое количество гласных. Такая система выборов обеспечивала большинство мест в городской думе крупным предпринимателям, домовладельцам, купцам и другим представителям господствующей верхушки.
Дума состояла из 72 гласных, избираемых на 4 года. Исполнительным органом ее была городская управа, возглавляемая городским головой, который являлся одновременно и председателем думы. В должности его утверждал министр внутренних дел.
Из 127,2 тыс. жителей Киева в 1874 году избирательным правом пользовались лишь 2632 человека — 2 проц. от общего числа жителей города{«Киевский телеграф», 1875, 22 января.}. Значительная часть избирателей не являлась на выборы. Например, в выборах 1879 года из 4257 избирателей приняло участие лишь 692, или 16,7 процента.
В период политической реакции 80-х — начала 90-х годов Городское положение от 16 июня 1870 года было пересмотрено и заменено новым, более реакционным (1892 г.). Это положение еще более ограничило права городского общественного управления, сузило состав представительства в пользу крупной буржуазии и дворян. Право выбора гласных предоставлялось теперь лишь владельцам крупной недвижимости (предприятий, домов) и купцам первой и второй гильдий. В 1897 году право участия в выборах имели лишь 3 тыс. киевлян. Ни одно постановление городской думы не проводилось в жизнь без одобрения губернского начальства. Функции городской думы ограничивались почти исключительно решением местных хозяйственных вопросов (благоустройство города, коммунальное хозяйство, попечение о развитии торговли и промышленности, здравоохранения и народного образования, противопожарная охрана, городской транспорт и др.).
В 1873 году доходы города составляли 411,7 тыс. руб., а расходы — 342 тыс.{ЦГИА УССР в Киеве, ф. 442, оп. 53, д. 357, л. 10.}. А в 1899 году собственные доходы города достигли 1392 тыс. руб. Состояли они главным образом из поступлений, выплачиваемых владельцами недвижимости, купцами, промышленниками (576 тыс. руб.), прибылей от предприятий и недвижимости, принадлежавших городу (710 тыс. руб.), и неко-/121/торых других источников. Поскольку значительные средства тратились на содержание городского самоуправления (155 тыс. руб.), полиции (159 тыс. руб.), противопожарной охраны (55 тыс. руб.), городской недвижимости и предприятий (268 тыс. руб.), на все другие расходы оставалось меньше 800 тыс. рублей. Из этой суммы лишь 161 тыс. руб. расходовалась на народное образование, 200 тыс. руб.— на содержание больниц, остальное шло на другие городские нужды{Ciechowski W. Kijów і jego pamiątki К., 1901, с. 63—64.}. Совершенно очевидно, что этих средств было недостаточно для большого города с населением в четверть миллиона человек.
Во второй половине XIX в. значительно расширилась территория города. Если в 1874 году он занимал 7,5 тыс. десятин, то в 1900 — 12,5 тыс.{Список населенных мест Киевской губернии. К., 1900, с. 10.} К концу века здесь было 230 улиц и переулков, 16 площадей, 14,4 тыс. жилых и 13 тыс. нежилых помещений{Там же, с. 10.}. Интенсивно застраивались и заселялись привокзальный район, Шулявка, Демиевка, Лукьяновка.
Благоустройство города проводилось крайне медленно. Как правило, городские власти обращали внимание на упорядочение лишь центральных районов, где жили буржуазия, крупное чиновничество. Окраины, заселенные рабочими и ремесленниками, оставались в запущенном, неупорядоченном состоянии. На мощение улиц дума ежегодно расходовала 100—150 тыс. руб., это поглотило несколько займов, но большая часть киевских улиц еще в конце XIX в. оставалась незамещенной. Освещение улиц началось лишь с 70-х годов, когда было установлено 1500 газовых фонарей. С сооружением в Киеве в 1890 году первой электростанции появились электрические фонари. Однако к концу века их было лишь 400. Город по-прежнему освещался в основном газовыми и керосиновыми фонарями.
В 1872 году сооружен водопровод, подававший в центральные районы города профильтрованную днепровскую воду. Позднее началось бурение артезианских скважин{Кобецкий О. Р. Об артезианских колодцах г. Киева. К., 1897, с. 3—26.}. Канализационная система была построена в 1893—1894 гг. Она обслуживала Старокиевский, Дворцовый, Подольский, часть Лыбедского и Бульварного участков. Печерск, Плоский и Лукьяновский участки, предместья не имели канализации{Сахновский В. Н. Врачебно-санитарные учреждения г. Киева. К., 1896, с. 122—126.}.
Здание городской думы. Архитектор А. Шилле. Конец XIX в.
Дальнейшее экономическое развитие города, расширение его территории и увеличение численности населения настоятельно требовали создания городского транспорта. Строительство конной и паровой городской железной дороги началось лишь в 1889 году. Через год стала действовать линия конного трамвая — конка. Трамвайных маршрутов было два. Один начинался на Подоле, проходил по улицам Александровской (теперь ул. Жданова и Владимирский спуск), Крещатик, Большой Васильковской (ныне ул. Красноармейская), Караваевской (теперь ул. Толстого), Владимирской, Маложитомирской и выходил на Крещатик. Второй — связывал Подол с вокзалом. Попытка использовать для городской железной дороги паровую тягу не увенчалась успехом. Летом 1892 года в Киеве открыто движение электрического трамвая, образец вагона которого был сконструирован и испытан в Петербурге русским инженером Ф. А. Пироцким еще в 1880 году. Инициатором сооружения первой киевской линии трамвая явился военный инженер А. Е. Струве. Трамвай вначале соединил Подол с Крещатиком, спустя некоторое время трамвайная линия была продлена до Левашовской улицы (сейчас ул. Карла Либкнехта), и общая длина ее достигла 3,2 км{Ржонсницкий Б. Н. Федор Аполлонович Пироцкий. М.—Л., 1951, с. 64—65.}. К концу XIX в. протяженность городской железной дороги составляла 40 верст, по ней курсировало около 50 электрических вагонов.
С середины 80-х годов в Киеве начал действовать телефон.
Вид на университет. Фото 80-х годов XIX в.
Медленно налаживалось медицинское обслуживание трудящегося населения, хотя общее количество лечебных учреждений постепенно увеличивалось. Принадлежали они различным ведомствам, обществам, частным лицам. В 1885 году в Киеве было 7 больниц на 723 койки{Краткие статистические сведения о Киевской губернии за 1885 г. К., 1886. с. 15.}. Со временем появилось несколько новых. Самой большой была Александровская (теперь им. Октябрьской революции), построенная в 1874—1875 гг. Для госпитализации больных имелись барак и 2-этажный павильон на 65 больничных коек. В 1895 году больница размещалась в 11 различных зданиях, а количество коек составляло 335, из которых 116 были бесплатными, а за остальные взималась плата от 30 коп. до 1 руб. в сутки{Сахновский В. Н. Врачебно-санитарные учреждения г. Киева, с. 174—177.}. С 1877 года был разрешен, за определенную плату, прием гражданских больных в военный госпиталь. В 1895 году больница сахарорафинад-/122/ного завода (существовала с 1869 г.) имела 22 койки, глазная больница Е. и Н. Поповых (с 1881 г.) — 54, больница при Мариинской общине сестер милосердия Киевского комитета общества Красного Креста — 21. В 1893 году построено новое здание больницы Юго-Западной железной дороги для железнодорожных служащих на 32 койки (больница существовала с 1870 года), открылась лечебница для приходящих при благотворительном обществе, а в 1894 году — «больница для чернорабочих» на 52 койки{Сахновский В. Н. Врачебно-санитарные учреждения г. Киева, с. 103—104, 129—130, 141—143, 159, 215—219.}. Конечно, эти и некоторые другие больницы не могли удовлетворить потребности жителей города. Поэтому они обращались к частным врачам. Городские же низы, не имея средств оплатить лечение, оставались без медицинской помощи. На содержание больниц и медицинское обслуживание населения городская дума расходовала мизерную сумму — по 56 коп. в год на одного человека. Тяжелое материальное положение, недостаточная обеспеченность медицинской помощью, почти полное отсутствие охраны труда на промышленных предприятиях обусловили распространение различных заболеваний и, как следствие, высокую смертность среди трудящихся. В 1890— 1894 гг. в Киеве ежегодно на 1000 родившихся умирало 768 человек, а в 1895—1899 гг.—707. Причем, смертность была значительно выше в районах, заселенных преимущественно трудящимися, чем в районах, где проживали представители имущих классов. Это видно из данных по отдельным районам города. В частности, на Куреневке в 1890—1894 гг. ежегодно умирал 701 человек, в 1895—1899 гг.— 882 человека, на Лукьяновке — 794 и 635, Демиевке — 853 и 817, в Липках — 494 и 490 и т. д.{Корчак-Чепурковский А. В. Изменение смертности в Киеве со времени введения в нем канализации. М., 1902. с. 6—8.}.
Передовая медицинская общественность Киева прилагала немало усилий для распространения медицинских и гигиенических знаний среди населения. По инициативе прогрессивного ученого, профессора медицинского факультета Киевского университета Н. А. Хржонщевского при Обществе киевских врачей, действовавшем с 1840 года, впервые в мире в 1886 году начались народные медицинские чтения. Только в 1886—1894 гг. было проведено 156 таких чтений, пользовались они большой популярностью{Бенюмов Р. Я., Макаренко І. М. З історії розвитку громадської медичної думки на Україні. К., 1963, с. 107—108; Сахновский В. Н. Врачебно-санитарные учреждения г. Киева, с. 174—177.}.
К концу XIX в. Киев представлял собой сложный социально-экономический организм буржуазного общества со всеми его пороками и противоречиями. Несмотря на определенные успехи в развитии экономики города, общее состояние его многогранной жизни свидетельствовало о неспособности капитализма решить коренные социально-экономические проблемы.