Изобразительное искусство. Значительный шаг вперед сделало изобразительное искусство. В этом огромную роль сыграла петербургская Академия художеств — единственное в то время высшее художественное учебное заведение страны, воспитавшее многих выдающихся художников, в т. ч. выходцев с Украины. По инициативе Академии разработано и в 1832 году утверждено «Положение о рисовальных учителях». Было введено преподавание рисования в Киевском университете, в гимназии. В городе работали многие выпускники петербургской Академии художеств — К. С. Павлов, М. М. Сажин, Г. А. Васько, А. А. Агин, И. М. Сошенко и другие.
Для изобразительного искусства Киева первой половины XIX в. было характерно интенсивное размежевание религиозного и светского направлений. В последнем все большее место занимали гражданские мотивы, темы из жизни народа, утверждались принципы реалистического отражения действительности. В живописи и графике формировались самостоятельные жанры — бытовой, исторический, пейзажный.
Новые черты обретал портретный жанр: на смену парадному портрету пришел более реалистический. Художники стремились отобразить не только сословную принадлежность, но и внутренний мир человека. К мастерам этого жанра принадлежал талантливый художник К. С. Павлов, с 1839 года работавший в Киевском университете. Очевидно, в 1843 году он познакомился с Т. Г. Шевченко, и великий украинский поэт позднее тепло отзывался о К. С. Павлове.
Среди работ К. С. Павлова особого внимания заслуживают «Автопортрет», «Дети художника» и др. Реалистические тенденции проявились в его картине «Бондарь» (написана в 1838 году), в которой создан образ трудящегося-ремесленника.
С 1847 по 1863 год рисование в Киевском университете преподавал художник-портретист Г. А. Васько (в 1863 году этот предмет был снят с учебной программы). Одной из наиболее значительных работ, выполненных художником, является «Портрет юноши из семьи Томары»{Історія українського мистецтва, т. 4, кн. 1, с. 127, 128,}.
В жанре пейзажа плодотворно работал М. М. Сажин, создавший в 40-х годах в Киеве серию акварельных рисунков («Выдубицкий монастырь», «Киевский университет», «Золотые ворота» и др.) и картину «У переправы через Днепр» (1846 год, масло).
Побывавший на Украине в 1836—1838 гг. художник В. И. Штернберг написал киевские пейзажи «Вид на Подол», «Переправа через Днепр под Киевом».
Прогрессивные черты наиболее полно проявились в творчестве Т. Г. Шевченко, ставшего зачинателем критического реализма в изобразительном искусстве Украины. В его серии офортов «Живописная Украина» (1844 год), рисунках и акварелях того времени тонко и правдиво отображены жизнь и быт украинского народа, воссозданы реалистические пейзажи Украины. Некоторые из них посвящены Киеву: «В Киеве», «Выдубицкий монастырь в Киеве», «Киев со стороны Днепра», «Костел в Киеве» и многие другие. Т. Г. Шевченко являлся выдающимся украинским художником, творчество его было близким и понятным всем народам России.
В период кризиса феодально-крепостнической системы в социально-экономическом и культурном развитии Киева произошли существенные изменения. Киев стал не только одним из крупнейших городов страны, но и одним из центров освободительного движения в России./115/