Музыка. В первой половине XIX в. произошли заметные изменения в развитии музыкальной жизни Киева. Музыкальная школа, где постоянно обучалось 20 детей мещан, а также оркестр действовали при городском магистрате{Архимович Л. [и др.]. Музыкальная культура Украины. М., 1961, с. 46.}. Оркестр имел обширный репертуар. Он играл в театре, принимая участие в спектаклях, которые давали гастролирующие труппы, и выступал с концертами. Концерты в Контрактовом доме на Подоле собирали многочисленную публику, местную и приезжую. Здесь выступали оркестры П. Г. Балагана и П. П. Лопухина, состоявшие из крепостных, известные певцы и музыканты из многих стран Европы. Концерты в городе давали также оркестры О. Ю. Головинского и П. А. Лукашевича.
Виртуозной игрой завоевал признание киевлян скрипач-любитель Г. Т. Данилевский, организовавший музыкальный кружок. В 40-х годах в Киеве возникают также музыкальные кружки В. М. Гороновича, А. М. Острянского и Н. А. Ригельмана, где с большим успехом исполнялись произведения классической музыки.
М. С. Щепкин. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1856 г.
Среди демократических слоев населения города широко бытовала народная музыка. Многие члены музыкальных кружков, как например, музыкант-любитель А. Я. Стороженко, являлись признанными исполнителями украинской народной песни в сопровождении народных инструментов. Однако истинными носителями народного творчества были лирники и банду-/112/ристы, выступавшие главным образом на базарах, ярмарках, во время праздников и народных гуляний. В своих песнях они выражали чаяния украинского народа, звали его к борьбе за свободу. Всеобщую известность получили на Украине кобзари А. Шут, И. Крюковский и особенно О. Вересай, которые нередко посещали город.
В Киеве часто гастролировала труппа О. Ленкавского. В ее репертуаре были оперы «Севильский цирюльник» Д. Россини, «Иосиф» Э. Мегюля, опера «Волшебный замок, или Украинка» (автор неизвестен), которую в афишах называли «сказочной оперой на малорусском наречии»{Український драматичний театр, т. 1. К., 1967, с. 74.}.
С Киевом первой половины XIX в. связаны жизнь и творчество композиторов И. Витвицкого и М. А. Завадского. И. Витвицкий — автор многочисленных инструментальных произведений, написанных на темы украинских, польских, русских народных песен. Как автор более 500 фортепианных миниатюр, созданных на основе украинских народных песен и танцев, известен М. А. Завадский.
Особенно большое значение для развития украинского музыкального искусства имели тесные связи украинских композиторов с русскими, в частности с М. И. Глинкой. Приехав на Украину с целью подбора для петербургской придворной капеллы одаренных певцов-мальчиков, композитор побывал в Киеве в июне 1838 года. Тогда же он встретил ученика духовного училища, хориста митрополичьего хора С. С. Гулака-Артемовского и забрал его в Петербург. М. И. Глинка сыграл большую роль в формировании С. С. Гулака-Артемовского как певца и композитора.
Благотворное влияние на рост музыкальной культуры в городе оказывали приезды и выступления выдающихся музыкантов стран Западной Европы. Так, в 1847 году в Киеве выступал с концертами известный композитор и пианист Ф. Лист.
Распространению музыкальной культуры среди населения города способствовали возникшее в 1848 году любительское Симфоническое общество, а также Филармоническое общество, которое появилось в конце 50-х годов. В 1859 году в Киеве открылось нотное издательство.