-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Общественно-политическое движение

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/99/

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни России в течение первой четверти XIX в., нарастание классовой борьбы в стране оказали решающее влияние на развитие политической мысли.

Из дворянской среды выделяется группа передовой молодежи, ищущей пути к обновлению всех сфер жизни страны. Правда, во взглядах на будущее, на методы и формы борьбы за его приближение у дворянской молодежи не было единства. Одна ее часть уже в то время начинала понимать, что только силой можно разбить цепи самодержавия, другая возлагала все надежды на правительственные реформы. Но в начале XIX в. представители этих двух направлений выступали еще вместе.

Правительство и реакционное дворянство, в распоряжении которых были пресса и большая армия духовенства, вели широкую монархическую и религиозную пропаганду, чтобы укрепить позиции самодержавия. Но они были бессильны задержать нарастание дворянской и революционно-демократической оппозиции существующему строю.

В этот период киевлян, как и всю Россию, тревожили ее только проблемы внутренней жизни страны, но и ее внешнее положение. В связи с русско-турецкой войной 1806—1812 гг. в Киеве под руководством военного губернатора М. И. Кутузова при помощи населения города велись большие оборонные работы, а также создавались отряды ополчения. Все народы России волновала угроза вторжения наполеоновской армии, которое приобрело еще большую реальность после поражения союзных войск (австрийских и русских) в сражении под Аустерлицем 2 декабря 1805 года. Украина в планах Наполеона занимала особое место. Он хотел оторвать ее от России, разделить на несколько военно-административных областей — «наполеонидов», которые должны были снабжать французскую армию фуражом, поставлять лошадей и даже обеспечивать живой силой.

Стремление Наполеона поработить Россию вызвало волну народного гнева. Поэтому, когда пришла весть о том, что французские захватчики вторглись в пределы Русского государства, по всей Украине, в т. ч. и в самом Киеве, началось формирование добровольческих отрядов для борьбы с врагом. Ремесленники и рабочие предприятий города, в частности «Арсенала», напряженно трудились, чтобы удовлетворить потребности армии в оружии. На «Арсенале» отремонтировали 134 пушки, изготовили около 40 тыс. ружей и пистолетов, 35 тыс. пик и сабель. В Киевской губернии были сформированы три казачьих полка, насчитывавшие 3600 человек. 29 июля 1812 года Киевский магистрат, обсуждая вопрос об участии населения в организации ополчения, постановил: «...граждане сего города Киева готовы уже принять оружие на отражение неприятеля..., пеших и конных под названием регистровых товарищей до тысячи воинов собрать могут»{Український народ у Вітчизняній війні 1812 року, с. 20—43.}. В связи с приближением противника с севера гарнизон Киево-Печерской крепости (2,5 тыс. солдат) был укреплен 4-м Полтавским казачьим полком и шестью регулярными батальонами 3-й армии{Історія Української РСР, т. 3. К., 1978, с. 43.}. Развернулось сооружение валов, рвов и других укреплений вокруг Киево-Печерской лавры и на Зверинце. Тысячи людей работали на строительстве наплавного моста через Днепр{История Украинской ССР, т. 1. К., 1969, с. 381.}. На дальних подступах к Киеву, с северного направления, 700 землекопов сооружали полевые укрепления.



П. И. Пестель.



С. Г. Волконский.

Победа над 600-тысячной французской армией вызвала чувство национальной гордости у всех народов России. У многих появилась надежда на глубокие изменения в общественной жизни страны. Офицеры русской армии собственными глазами видели непревзойденное мужество и отвагу крестьян-солдат в борьбе с вражескими войсками. Передовая часть общества была убеждена, что крестьяне кровью своей завоевали право быть свободными от крепостного рабства. Однако они не только не получили свободу, но подвергались еще более жестокой эксплуатации. Поэтому в первой четверти XIX в. крестьянство все решительнее стало выступать за освобождение от крепостной зависимости. В зарождавшееся освободительное революционное движение ощутимым потоком вливалась борьба работного люда. Стихийная по своему характеру, она проявлялась в различных формах — побегах, поджогах производственных строений, порче оборудования. Так, вольнонаемные рабочие типографии Киево-Печерской лавры в 1805 году потребовали увеличения заработной платы, которая на протяжении последних 18 лет оставалась неизменной, хотя цены за это время значительно возросли. В ответ на отказ сделать это рабочие забастовали. Духовенство /100/ вынуждено было пойти на уступки{Гуржiй X. О. Зародження робітничого класу України (кінець XVIII — перша половина XIX ст.), с. 172.}. Рабочие Киево-Межигорской фаянсовой фабрики в знак протеста против каторжных условий труда совершали побеги, некоторые из них — по 2—3 и более раза. К такой же форме протеста нередко прибегали и рабочие завода «Арсенал».

Значительная часть дворянской молодежи, которая не хотела мириться с существующим в России режимом, но была неспособна к решительной борьбе с самодержавием, увлекалась масонством. В Киеве масонские ложи возникли еще в конце XVIII в. Наиболее известной была «Ложа соединенных славян», созданная в 1818 году. В эти ложи входили либерально настроенные помещики, офицеры, разночинная интеллигенция. Однако в основе своей масонские ложи были «говорильнями» недовольных царизмом и его внутренней политикой людей; они не представляли собой серьезной угрозы для существующего строя. Поэтому правительство некоторое время не реагировало на их существование.



Мемориальная доска на здании, сооруженном на месте дома, где была принята «Русская правда» (ныне улица Панаса Мирного, 20).

Когда царю стало известно, что масонские ложи используются для антиправительственной агитации, он в 1822 году приказал запретить их, а те, кто нарушай приказ, подвергались преследованию. 18 мая 1823 года Александр I указал кабинету министров на то, что в Киеве еще и в 1823 году действовала ложа.

После ликвидации масонских лож часть их членов отошла от политической деятельности. Некоторые же бывшие члены киевской «Ложи соединенных славян» остались верны своим убеждениям. К ним относились К. В. Шапалинский (директор Нежинской гимназии высших наук, а прежде — учитель Киевской высшей гимназии), а также профессора этой гимназии И. Я. Ландражин и Н. Г. Белоусов{Сергієнко Г. Я. Суспільно-політичний рух на Україні після повстання декабристів. К., 1971, с. 63—64, 68.}.

Революционно настроенные дворяне искали новые формы организации. Еще в 1816 году в Петербурге возникла первая тайная организация дворянских революционеров «Союз спасения», программные требования которой сводились к ликвидации крепостничества и установлению конституционной монархии. Из-за разногласий в вопросах тактики это общество распалось, В 1818 году вместо него создается «Союз благоденствия», более радикально сформулировавший свои цели — ликвидация самодержавия и крепостничества, введение в России республиканской формы правления. «Союз благоденствия» имел в ряде мест свои филиалы (управы). Руководящий орган — Коренная управа — находился в Петербурге. В 1818 году была создана Тульчинская управа, возглавляемая П. И. Пестелем и имевшая значительное влияние на дворянскую молодежь Киева.

Киев стал одним из центров активной деятельности декабристов на Украине, северная часть которой являлась районом дислокации войск 1-й армии. В городе размещался штаб командующего 4-м корпусом, в котором служило немало передовых дворян{Лисенко М. Декабристський рух на Україні. К., 1956, с. 20.}.

В течение 1817—1820 гг. в Киеве находился в «почетной» ссылке начальник штаба 4-го корпуса генерал-майор М. Ф. Орлов, активный деятель «Союза спасения» и «Союза благоденствия», человек незаурядного ума и неисчерпаемой энергии, проводивший большую просветительную работу, организовавший школы грамоты для солдат и их детей.

В созданной М. Ф. Орловым школе «взаимного обучения» детей и взрослых учеников вначале учили читати и писать, им преподавали арифметику, историю, географию, рисование и «закон божий». Авторитет школы возрастал необычайно быстро. Если в первый год существования в ней обучалось 40 учеников, то в 1819 году их насчитывалось уже 800, а в 1820 году — 1800 человек. Таких школ в Киеве действовало три{Семевский В. И. Политические и общественные идеи декабристов, с, 429, 430.}./101/

М. Ф. Орлов, опираясь на собственный опыт и на практику работы подобных зарубежных школ, разработал специальные таблицы, на которых написал буквы и народные поговорки, и с их помощью обучал учеников грамоте.

В правительственных кругах в деятельности школ «взаимного обучения» усмотрели угрозу для самодержавия, и в ноябре 1820 года Александр I приказал все таблицы отобрать, отослать их в Петербург и запретить пользоваться ими в школах. Узнав, что организатором школ в Киеве был «неугомонный» М. Ф. Орлов и что вокруг него группируется прогрессивное киевское дворянство, император отправил М. Ф. Орлова во вторую «почетную» ссылку в Кишинев на должность командира 16-й дивизии 2-й армии.

Члены тайного общества неоднократно встречались в Киеве в доме героя Отечественной войны 1812 года генерала Н. Н. Раевского по улице Александровской (ныне ул. Кирова, 14), искренне сочувствовавшего прогрессивным идеям и намерениям молодой России. Семья Раевских была тесно связана с декабристским движением. Старшая дочь генерала Н. П. Раевского — Екатерина — была замужем за М. Ф. Орловым, младшая — Мария — за будущим декабристом С. Г. Волконским. В доме Раевских в 1821 году бывал А. С. Пушкин.

Собирались будущие декабристы и в квартире В. Л. Давыдова по улице Кловской (дом не сохранился), а также в Контрактовом доме на Подоле и в других местах.

Для развития декабристского движения вообще и в Киеве в частности большое значение имело создание в 1821 году «Южного общества» декабристов. В него входили П. И. Пестель, А. П. Юшневский, Н. М. Муравьев, впоследствии возглавивший «Северное общество», С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, С. Г. Волконский, А. П. Барятинский, В. Л. Давыдов и другие.

Центром «Южного общества» оставался Тульчин, где стоял штаб 2-й армии. Там действовала и пополнялась новыми членами Тульчинская управа. Определенное время руководителями Тульчинской управы, как и всего «Южного общества», являлись П. И. Пестель и А. П. Юшневский. В конце 1825 года Тульчинскую управу возглавил А. П. Барятинский{Історія Української РСР, т. 3, с. 85.}.

Местом съездов деятелей «Южного общества» был избран Киев. Наиболее удобным временем их проведения стали январские дни Контрактовой ярмарки, когда в городе находилось много приезжих. Всего в течение 1822—1825 гг. в Киеве состоялось четыре съезда. На них обсуждались наиболее важные вопросы деятельности «Южного общества».



Дом в Киеве по улице Кирова, 14, где собирались декабристы. Фото 1978 г.

На первом съезде в 1822 году, где состоялось юридическое оформление «Южного общества», было принято и решение о создании второй управы — Каменской во главе с В. Л. Давыдовым и С. Г. Волконским. На съезде, состоявшемся в 1823 году, создана третья управа — Васильковская, которую возглавили С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин. На этом съезде П. И. Пестель изложил основные положения республиканской программы «Южного общества» — будущей «Русской правды». Здесь также шла речь о физическом уничтожении царя во время восстания, а в случае необходимости — членов его семьи, однако ввиду разногласий окончательное решение этого вопроса было отложено{Нечкина М. В. Движение декабристов, т. 1. М., 1955, е. 399.}. В дальнейшем к нему возвращались неоднократно. Васильковская управа положительно отнеслась к проекту С. И. Муравьева-Апостола, который считал, что убийство царя должно послужить сигналом для восстания. Съезд, состоявшийся в 1824 году, одобрил программу «Южного общества», написанную П. И. Пестелем, которая тогда же получила окончательное название «Русская правда» в память о древнем законодательном памятнике Киевской Руси{Нечкіна М. В, Декабристы, М., 1975, с. 75, 83.}. Это была программа революционного преобразования политического и общественного устройства России. «Русская правда» предусматривала уничтожение крепостничества и сословного деления, равенство всех граждан перед законом, установление республиканской формы правления, наделение крестьян бесплатно землей — за счет общественного фонда.

Значительным событием в истории декабристского движения было присоединение в 1825 году к Васильковской управе «Общества соединенных славян», возникшего в 1823 году в городе Новограде-Волынском. Его основали бывшие организаторы «Общества первого согласия» (создано в 1818 году в местечке Решетиловке Полтавской губернии) офицеры-артиллеристы братья П. И. и А. И. Борисовы и участник польского освободительного движения Ю. К. Люблинский. «Общество соединенных славян» имело устав и письменную клятву, подписываемую каждым вступавшим в него. Члены /102/ его ставили своей конечной целью уничтожение крепостного права, самодержавия и создание федерации славянских государств.



К. Ф. Рылеев.



М. П. Бестужев-Рюмин.

Чтобы привлечь к активной борьбе с царизмом больше людей, декабристы использовали любую возможность, вызывали в народе чувство ненависти к существующему строю. Так, один из них, член «Южного общества» Я. М. Андриевич, находясь в октябре 1825 года в Киеве на «Арсенале», по его словам, «...время не терял и деятельно действовал в пользу общества на людей всякого сословия»{Избранные социально-политические и философские произведения декабристов, т. 3. М., 1951, с. 96.}.

В Киеве велись переговоры между декабристами и представителями польского «Патриотического общества». В переговорах участвовали: от «Южного общества» — М. П. Бестужев-Рюмин, от польского «Патриотического общества» — С. Крыжановский. В 1824—1825 гг. в переговоры с польским представителем А. С. Яблоновским включились П. И. Пестель и С. Г. Волконский. Стороны договорились вместе бороться против самодержавия, в интересах русского и польского народов{Записки Сергея Григорьевича Волконского (декабриста).}.

Руководящие деятели декабристского движения много внимания уделяли вопросу объединения революционных сил Юга и Севера. В Петербург для переговоров по этому поводу ездил С. Г. Волконский, а затем и П. И. Пестель. Была достигнута договоренность при всех обстоятельствах действовать сообща. С марта по ноябрь 1825 года в Киеве в должности дежурного офицера штаба 4-го армейского корпуса находился один из руководителей «Северного общества» С. П. Трубецкой. Он продолжал переговоры с Васильковской управой о совместной деятельности в подготовке к восстанию. Посещали город и другие члены «Северного общества». Так, в 1822 году сюда приезжал один из будущих организаторов восстания в Петербурге поэт К. Ф. Рылеев, проявивший большой интерес к жизни и историческому прошлому Украины{«Український історичний журнал», 1976, № 3, с. 119—125.}. В своих произведениях он воспел подвиги выдающихся сыновей украинского народа С. Наливайко, Б. Хмельницкого, С. Палия, создав образы патриотов, борцов за свободу.

В начале июня 1825 года в Киев по пути на Кавказ заезжал А. С. Грибоедов, С. П. Трубецкой организовал ему встречу с руководителями Васильковской управы — С. И. Муравьевым-Апостолом и М. П. Бестужевым-Рюминым. Возможно, именно через А. С. Грибоедова декабристы имели намерение убедить командующего русскими войсками на Кавказе генерала А. П. Ермолова (писатель состоял при нем секретарем по дипломатической части) присоединить к восставшим эти войска. С. П. Трубецкой по этому поводу сказал на допросе: «Я знаю только из слов Рылеева, что оп принял в члены Грибоедова... Он был летом в Киеве, но там не являл себя за члена»{Нечкина М. В. А. С. Грибоедов и декабристы. М., 1951, с. 452.}.

Согласно плану восстания, разработанному в 1825 году С. И. Муравьевым-Апостолом и М. П. Бестужевым-Рюминым, оно должно было начаться убийством Александра I летом 1826 года под Белой Церковью во время военных маневров. Но в силу определенных исторических обстоятельств выступление началось в Петербурге на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, «В 1825 году Россия,— писал В. И. Ленин,— впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено почти исключительно дворянами»{Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 30, с. 315.}.

Общее руководство действиями восставших на Украине поручалось С. И. Муравьеву-Апостолу, а П. И. Пестель по получении известия о начале восстания в столице должен был выехать в Петербург.

Начавшиеся аресты (13 декабря 1825 года арестовали П. И. Пестеля), а также известие о неудавшемся восстании в Петербурге заставили С. И. Муравьева-Апостола принять решение о выступлении. 29 декабря под его руководством выступил Черниговский полк, расквартированный в Василькове и окрестных селах. Первой восстала 5-я рота, стоявшая в Трилесах. Восставшие захватили Васильков. Не решаясь идти со сравнительно небольшими силами на Киев, С. И. Муравьев-Апостол послал туда 31 декабря прапорщика А. Е. Мозалевского, унтер-офицера и трех солдат, чтобы выяснить обстановку и установить связи с Курским пехотным полком. Они разбросали по городу прокламации, но сами были вскоре схвачены городской полицией. Из Василькова восставшие пришли в Мотовиловку, намереваясь продвигаться далее к Житомиру. Однако попытка установить связь с другими воинскими частями не увенчалась успехом. Создавшееся положение вынудило С. И. Муравьева-Апостола изменить маршрут и направиться в Белую Церковь{Нечкина М. В. Декабристы, с. 127, 128.}. Но на подходе к городу стало известно, что командование заблаговременно вывело оттуда 17-й егерский полк (командование знало о противоправительственных настроениях /103/в полку и поспешило удалить его). Восставшие повернули назад, к Трилесам, и в бою с карательными войсками в районе села Установки 3 января 1826 года Черниговский полк потерпел поражение.

Восстание Черниговского полка, являвшееся составной частью общего плана вооруженной борьбы декабристов против царизма, было подавлено. Пытаясь осуществить свой идеал во имя народа, но без его участия, опираясь лишь на верные офицерам-декабристам воинские части, дворянские революционеры потерпели поражение. Абсолютизм оказался сильнее, чем это представляли себе даже самые трезвые руководители тайных обществ{История Коммунистической партии Советского Союза, т. 1. М., 1964, с. 24.}.

Николай I беспощадно расправился с участниками восстания декабристов. По всей стране прокатилась волна арестов. Были переполнены и тюрьмы Киева. Арестовали всех, кто хоть в какой-то степени сочувствовал восставшим,— царь стремился запугать народ, заставить его молча нести бремя социального и политического рабства.

Давая оценку деятельности декабристов, В. И. Ленин в своих трудах не раз подчеркивал их классовую ограниченность. Вместе с тем он указывал, что движение декабристов помогло разбудить народ. Выступление декабристов положило начало первому этапу революционно-освободительного движения в России, длившемуся с 1825 по 1861 год{Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 25, с. 93.}.

Прямыми преемниками революционных идей декабристов были новые тайные политические, прежде всего студенческие, кружки, возникшие в Петербурге, Москве, Харькове и Киеве. Среди студентов Харьковского тайного кружка, раскрытого полицией в 1827 году, был и киевлянин П. С. Балабуха. Во время обыска жандармы нашли у него переписанные от руки произведения К. Ф. Рылеева «Войнаровский», «Наливайко» и другие.

Развитие общественно-политического движения на Украине, в т. ч. и в Киеве, в 30-е годы XIX в. происходило под влиянием революционного движения в Москве, Петербурге и польского освободительного движения.

Особенно остро реагировала передовая молодежь, и в частности жившие и обучавшиеся в Киеве польские студенты, на восстание 1830—1831 гг. в Польше. Оно было направлено против гнета царизма и быстро распространилось на Правобережную Украину. Однако здесь с самого начала его не поддержало крестьянство, которое подвергалось жесточайшей эксплуатации со стороны польских панов, и правительство быстро подавило восстание. В Киеве была создана специальная «Комиссия для рассмотрения дел мятежников». Начались аресты лиц, подозреваемых в связях с восставшими. Усилились репрессии властей.

Но жестокий полицейский режим, установленный правительством, не мог остановить развитие передовой общественной мысли. В демократическое движение все более активно вовлекается студенческая молодежь. Уже в первые годы существования Киевского университета здесь возникли студенческие кружки.



С. И. Муравьев-Апостол.

В 1835 году один из руководителей политической организации «Молодая Польша», выдающийся деятель польского национально-освободительного движения, республиканец и демократ Ш. Конарский создал в Кракове тайную демократическую организацию «Содружество польского народа»{Сергіенко Г. Я. Суспільно-політичний рух на Україні після повстання декабристів, с. 121.}. Еще до ее возникновения в начале 1835 года по инициативе Г. Мошковского и врача А. Бопрэ на Волыни создается тайная шляхетская группа, называвшаяся «Обществом, стремящимся к благу человечества и нашей отчизны». Один из участников общества П. Боровский — владелец частного мужского пансиона в Киеве, в котором жили гимназисты и студенты,— в 1836 году организовал тайный политический студенческий кружок. Через полгода под влиянием Ш. Конарского шляхетская группа приняла программу «Содружества польского народа». Тогда же студенческая тайная организация стала ячейкой «Содружества польского народа». Был организован сбор средств для оказания денежной помощи арестованным участникам польского восстания, создана касса помощи политическим заключенным.

Чтобы создать многочисленную организацию, которая могла бы решать серьезные политические задачи, руководители «Содружества польского народа» намеревались вовлечь в него не только поляков. Однако в 1838 году царское правительство раскрыло «Содружество польского народа». Начались массовые аресты. В Киеве арестовали 115 человек, среди них — 34 студента. Для расследования деятельности членов «Содружества польского народа» в городе и университете создали секретную следственную комиссию. С 4 по 6 марта 1838 года арестованных студентов судил военный суд. 11 человек приговорили к смертной казни. Впоследствии под влиянием общественного мнения власти вынуждены были смягчить приговор. Часть осужденных студентов отправили на каторгу, некоторых отдали в солдаты./104/



Н. И. Гулак.

В мае 1838 года в Вильно жандармы схватили Ш. Конарского, и в феврале следующего года он был расстрелян.

Чтобы укрепить свои позиции в Киеве, царское правительство заменило значительную часть местных чиновников. Во главе Юго-Западного края, как официально называли Правобережную Украину, Николай I поставил известного тогда реакционера Д. Г. Бибикова, а попечителем Киевского учебного округа — генерала С. И. Давыдова, которым были предоставлены неограниченные административные и полицейские права. Однако эти меры не могли помешать развитию общественно-политического движения.

Наряду с революционерами-дворянами все активнее в борьбу с самодержавием вступали разночинцы, отстаивавшие интересы крестьянства. Зарождалась революционно-демократическая идеология. Предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в освободительном движении, подчеркивал В. И. Ленин, являлся В. Г. Белинский{Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 25, с. 94.}. Одним из выдающихся борцов за социальное и национальное освобождение украинского и других пародов России был гениальный поэт-революционер Т. Г. Шевченко. Весной 1845 года после окончания Академии художеств он приехал в Киев. В этот период Т. Г. Шевченко уже твердо стоял на позициях революционного демократизма. Большое влияние на формирование мировоззрения Т. Г. Шевченко имели идеи декабристов. Поэт называл их первыми благовестителями свободы, поборниками святой воли. В своих произведениях поэт резко выступал против самодержавия и крепостничества, национального гнета. Поэзия Т. Г. Шевченко звала трудящихся к активной борьбе против царя и помещиков. В «Завещании», написанном в декабре 1845 года, поэт призывал народ:

    Схороните и вставайте,
    Цепи разорвите,
    Злою вражескою кровью
    Волю окропите.

В 1845—1847 гг. Т. Г. Шевченко работал как художник во Временной комиссии для разбора древних актов (Археографическая комиссия) в Киеве. Выполняя задания комиссии и делая зарисовки исторических памятников, он объездил почти всю Украину и везде видел страдания народа. Это дало ему материал для новых поэтических произведений.

В декабре 1845 — январе 1846 года в Киеве возникла тайная политическая организация — Кирилло-Мефодиевское общество, организаторами которого были профессор Киевского университета историк Н. И. Костомаров, студент В. М. Белозерский и чиновник Н. И. Гулак. Весной 1846 года состоялась встреча Т. Г. Шевченко с Н. И. Костомаровым. Узнав о существовании общества, поэт вступил в него. К осени 1846 года в общество входило около 20 членов.

В программе и практической деятельности Кирилло-Мефодиевского общества нашли отражение два течения, наметившиеся в общественно-политическом движении,— революционный демократизм как идеология угнетенного крестьянства и либерализм как идеология зарождавшейся буржуазии. На революционно-демократических позициях стояли Т. Г. Шевченко, Н. И. Гулак, А. А. Навроцкий, И. Я. Посяда, Д. П. Пильчиков, Н. И. Савич, Г. Л. Андрузский, а на позициях буржуазного либерализма — В. М. Белозерский, Н. И. Костомаров, А. В. Маркович. К последним примыкал П. А. Кулиш, принадлежавший к либерально-помещичьему лагерю. Политическая программа кирилло-мефодиевцев была изложена в «Уставе славянского общества св. Кирилла и Мефодия», «Книге бытия украинского народа» и других документах, авторами которых являлись Н. И. Костомаров и В. М. Белозерский.

В «Уставе» и «Книге бытия» провозглашались прогрессивные идеи социальных преобразований в обществе (отмена крепостного права, ликвидация сословий и др.), политического равноправия и национального освобождения славянских народов, в т. ч. и украинского, создания демократической федерации.

Эти программные положения Кирилло-Мефодиевского общества явились продолжением республиканских традиций декабристов и появились на страницах «Устава» и в «Книге бытия» под влиянием революционной поэзии Т. Г. Шевченко. Нет сомнения в том, что Н. И. Костомаров также под влиянием Т. Г. Шевченко заканчивает «Книгу бытия» заверением, что скоро поднимутся все славяне на борьбу, после чего «...не останется ни царя, ни царевича, ни царевны, ни князя...». Однако попытка идеализировать в «Книге бытия» прошлое украинского народа, доказать якобы присущую ему бесклассовость, была проявлением буржуазно-националистических тенденций, которые со временем получили распространение среди украинской буржуазной интеллигенции{Історія Української РСР, т. 3, с. 126.}.

Среди членов Кирилло-Мефодиевского общества не было единства во взглядах на осуществление основной цели — освобождение крестьян. Т. Г. Шевченко решительно выступал против мирной, реформистской так-/105/тики Н. И. Костомарова и его сторонников. Он видел в крестьянской революции единственно возможный путь к социальному и национальному освобождению.

Выступая против царизма и помещиков, Т. Г. Шевченко боролся за укрепление неразрывного единства украинского народа со всеми народами России. Поэт ненавидел польских панов — извечных врагов украинских трудящихся, но польский народ был ему близок как брат украинского и русского пародов в борьбе против угнетателей. Т. Г. Шевченко горячо поддерживал идею тесного единения всех славянских народов, но не соглашался с Н. И. Костомаровым и его единомышленниками в том, что украинский народ должен играть особую, исключительную роль в создании славянской федерации. Он и его идейные последователи Н. И. Гулак, А. А. Навроцкий, И. Я. Посяда, Г. Л. Андрузский и другие решительно отстаивали равенство и братское единство славянских народов как единственную, по их мнению, возможность завоевать социальную и политическую свободу. Поэтому между либеральной группой во главе с Н. И. Костомаровым и революционно-демократической группой, которую возглавлял Т. Г. Шевченко, на протяжении всего времени существования Кирилло-Мефодиевского общества шла острая полемика по вопросам программы и, особенно, тактики.

За сравнительно короткое время общество развернуло довольно широкую деятельность. Кирилло-мефодиевцы поддерживали связь с польскими революционерами. Были установлены контакты с «Союзом литовской молодежи», с известными учеными, сторонниками национального освобождения и возрождения славянских народов. Находясь за границей, Н. И. Савич распространял идеи общества и передал А. Мицкевичу поэму Т. Г. Шевченко «Кавказ». Поэмы «Гайдамаки» и «Еретик» кирилло-мефодиевцы направили выдающемуся деятелю чешского и словацкого освободительного движения П. Шафарику.

Весной 1847 года по доносу провокатора царские власти разгромили Кирилло-Мефодиевское общество. В марте жандармы арестовали в Петербурге Н. И. Гулака и отобрали у него два рукописных экземпляра «Книг бытия украинского народа». Вскоре в Петербург были доставлены Т. Г. Шевченко, А. А. Навроцкий, Н. И. Костомаров, П. А. Кулиш, В. М. Белозерский и другие члены общества.

Около двух с половиной месяцев велось следствие по делу общества. Наиболее жестоко расправилось правительство с Т. Г. Шевченко. Его отправили в Оренбургский отдельный корпус рядовым солдатом с запрещением писать и рисовать{Т. Г. Шевченко в документах і матеріалах. К., 1950, с. 114.}. «Если бы я был изверг, кровопийца,— писал позднее Т. Г. Шевченко,— то и тогда для меня удачнее казни нельзя было бы придумать... Трибунал под председательством самого сатаны не мог бы произнести такого, холодного, нечеловеческого приговора»{Шевченко Т. Г. Дневник. 1857—1858. К., 1963, с. 15.}.



Т. Г. Шевченко. Фото И. Гудовского. 1859 г.

Идейного последователя Т. Г. Шевченко Н. И. Гулака, поддерживавшего мысль об уничтожении царской семьи (если этого потребуют интересы революции), приговорили к заключению в Шлиссельбургскую крепость сроком на три года с последующей ссылкой в самую отдаленную губернию под строжайший надзор полиции. К либералам применили незначительные меры наказания, и вскоре они оказались на свободе.

На первом этапе освободительного движения на Украине, в т. ч. и в Киеве, прогрессивные идеи кирилло-мефодиевцев сыграли значительную роль в активизации общественно-политической деятельности передовых людей того времени.

На подъем классовой и национально-освободительной борьбы в 40-е годы на Украине, как и во всей стране, значительное влияние оказали революционные события, происходившие в 1848—1849 гг. во Франции, Германии, Италии и Австрии. На Правобережной Украине распространялись антиправительственные прокламации. Прогрессивно настроенная интеллигенция, передовое студенчество Киева широко обсуждали эти события. В апреле 1848 года в городе появилась листовка «К российскому православному народу от благомыслящих соотечественников», содержавшая программу борьбы против самодержавия. Царское правительство было обеспокоено возможностью революционных выступлений. Чтобы предотвратить их, власти ввели в марте 1848 года «чрезвычайное положение» в Польше, Белоруссии, Бессарабии, на Правобережной и в Южной Украине. Войска находились в состоянии боевой готовности. Свирепствовали полицейский произвол и террор./106/



Н. И. Пирогов.

Переход от первого, дворянского, ко второму, революционно-демократическому, этапу освободительного движения совершался в условиях поражения царизма в Крымской войне 1853—1856 гг., показавшего «гнилость и бессилие крепостной России»{Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 20, с. 173.}. Ширился круг революционеров-разночинцев, которые были намного ближе к народу, лучше знали его жизнь и стремления. Крепла, овладевала передовыми умами революционно-демократическая идеология. Идеи революционеров-демократов В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Т. Г. Шевченко и других получали все большее распространение и среди студенческой молодежи Киева, передовая часть которой стремилась к общественно-политической деятельности, особенно в годы нарастания революционной ситуации в стране (вторая половина 50-х годов).

В 1858—1860 гг. в Киевском университете действовал революционно-демократический кружок, организованный группой студентов, исключенных в связи со студенческими волнениями в 1858 году из Харьковского университета и принятых при содействии попечителя Киевского учебного округа Н. И. Пирогова в Киевский. Этот кружок вошел в историю общественно-политического движения под названием Харьковско-Киевского тайного общества. Руководителями его были Я. Н. Бекман и М. Д. Муравский, активными членами являлись В. О. Португалов, А. А. Тыщинский, П. С. Ефименко, Л. М. Зеленский и другие. Общество ставило своей целью свержение самодержавия и введение в России демократической, республиканской формы правления. Достичь поставленной цели предполагалось посредством широкой пропаганды революционных идей среди студенческой молодежи, а также среди крестьян, солдат, ремесленников и других слоев населения{Исторические записки, т. 52. М„ 1955, с. 250—265.}. Члены Харьковско-Киевского тайного общества распространяли нелегальную литературу, запрещенные произведения Т. Г. Шевченко, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, устанавливали связи с революционно настроенной молодежью разных городов России, в т. ч. Москвы, Петербурга, Казани, Курска, Одессы, Херсона.

В феврале 1860 года Харьковско-Киевское тайное общество было раскрыто. Пятерых наиболее активных членов — Я. Н. Бекмана, М. Д. Муравского, П. С. Ефименко, П. В. Завадского и В. Ивкова — отправили в ссылку в северные и северо-восточные губернии России. Однако и там они не прекращали общественно-политической деятельности.

Тесные связи с демократической киевской интеллигенцией поддерживал по возвращении из ссылки Т. Г. Шевченко. Летом 1859 года он в последний раз посетил Украину, побывал и в Киеве, где встретился со старым знакомым, товарищем по Академии художеств И. М. Сошенко, познакомился с учителем М. К. Чалым (впоследствии первый биограф Т. Г. Шевченко). Киевское студенчество радостно приветствовало великого поэта и неутомимого борца за счастье трудового народа.

26 февраля 1861 года Т. Г. Шевченко после тяжелой болезни скончался в Петербурге. Трудовой народ, передовая интеллигенция восприняли смерть Великого Кобзаря как большое горе. Друзья и сторонники Т. Г. Шевченко, выполняя его волю, высказанную в «Завещании», добились разрешения похоронить поэта на Украине, на днепровских кручах. В мае 1861 года Киев прощался с Т. Г. Шевченко. 6 мая сюда привезли гроб с телом поэта. Его установили в церкви Рождества на Подоле (на Почтовой площади, напротив того места, где теперь находится фуникулер). 7 мая много тысяч киевлян следовало за гробом поэта, когда его переносили на пароход{Шевченківський словник, т. 1. К., 1976, с. 289—290.}. На похороны Т. Г. Шевченко в Канев выезжала и группа киевской студенческой молодежи.

Все антиправительственные выступления студентов Киевского университета в конце 50-х годов XIX в. царское правительство частично квалифицировало как следствие либерального отношения к ним со стороны выдающегося русского ученого, талантливого медика-хирурга Н. И. Пирогова, с 1858 года занимавшего должность попечителя Киевского учебного округа. В марте 1861 года его сняли с должности попечителя. Прогрессивная общественность восприняла это известие с чувством глубокого возмущения. В Киеве Н. И. Пирогову устроили теплые, сердечные проводы. Об этом событии и его политическом значении А. И. Герцен написал статью «Киевский университет и Н. И. Пирогов», в которой отстранение Н. И. Пирогова от должности попечителя Киевского учебного округа рассматривал как «еще одно из самых мерзких дел» реакционных кругов{«Колокол», 1861, 1 июня.}.

Однако, несмотря на все усилия и предпринимаемые меры, царское правительство не могло приостановить нарастание революционного движения, предотвратить крах крепостнической системы./107/