КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ КИЕВА
Успехи в развитии украинской культуры второй половины XVII в. связаны с переменами в стране, обусловленными зарождением новых, капиталистических производственных отношений. Воссоединение Украины с Россией открыло широкие возможности для взаимного обогащения культур двух братских народов.
Киев, как и прежде, оставался важнейшим центром просвещения, науки и литературной жизни. При церквах существовали начальные общеобразовательные школы, в которых обучались дети зажиточных мещан, казаков и духовенства.
Большую роль в развитии просвещения играла Киево-Могилянская коллегия. После воссоединения Украины с Россией русское правительство предоставило ей ряд привилегий. В конце XVII в. здесь обучалось уже не менее тысячи человек.
Киево-Могилянская коллегия продолжала национальные традиции украинских братских школ, но вместе с тем применяла систему и методы обучения европейских высших школ того времени. Со второй половины XVII в. она фактически стала высшим учебным заведением{«Український історичний журнал», 1971, № 10, с. 105.}. Здесь вновь возобновили чтение курсов богословия и философии. Коллегия была обеспечена квалифицированными преподавателями, имела 8 классов. Обучение проводилось по широкой программе. Изучались языки (славяно-русский, польский, латинский, греческий), православный катехизис, арифметика, астрономия, поэзия, риторика, музыка, психология, история и география. При коллегии была создана библиотека. Социальный состав учащихся коллегии продолжал оставаться таким же, как и в первой половине XVII в. Однако увеличилось число детей казаков и казацкой старшины. Определенные изменения произошли и в национальном составе учащихся. Наряду с украинцами, выходцами из других славянских земель, увеличилось число русских, в частности москвичей. В жалованной грамоте русского правительства отмечалось, что коллегия — это заведение для обучения «детей великороссийских и малороссийских».
Для развития культуры и просвещения большое значение имело книгопечатание. Киев в то время был одним из крупнейших типографских центров. Типография, находившаяся в Киево-Печерской лавре, по количеству изданных книг занимала первое место на Украине. Во второй половине XVII в. здесь напечатано свыше 100 названий, преимущественно больших по объему книг с четким шрифтом, высокохудожественными заставками, орнаментами и гравюрами. Издавались книги религиозного содержания (служебники, триоди, евангелия, патерики), исторические произведения, политические и художественные — как оригинальные, так и переводные{Логвин Г. Украинское искусство X—XVIII вв. М., 1963, с. 223—224.}.
Печати Киевского городского магистрата. XVII в.
Наиболее известными книгами, напечатанными в типографии Киево-Печерской лавры, были иллюстрирован-/74/ный многочисленными гравюрами «Киево-Печерский патерик», первое издание которого увидело свет в 1661 году, второе — в 1678 году, и «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славянороссийского народа и первоначальных князьях города Киева», авторство которого приписывают И. Гизелю. Впервые «Синопсис» опубликован в 1674 году{Києво-Печерський державний історико-культурний заповідник. Стародруки XVI—XVIII ст. Каталог, К., 1971, с. 29—40.}. В нем освещены история Киевской Руси, борьба с монголо-татарами, совместная борьба украинского и русского народов против польско-шляхетского порабощения и турецко-татарской агрессии. В «Синопсисе» показано общее происхождение русского, украинского и белорусского народов от восточно-славянских племен, образовавших древнерусскую народность. Автор доказывает, что воссоединение Украины с Россией — только возобновление прежнего единства древнерусских земель. «Синопсис» явился первой учебной книгой по отечественной истории и выдержал около 30 изданий.
Высокий уровень обучения, развитие книгопечатания, деятельность киевских ученых и писателей способствовали превращению Киева в крупный центр просвещения. Об этом свидетельствует и наличие здесь ряда библиотек. Крупнейшими среди них были библиотеки Братского монастыря, Киево-Печерской лавры и Киево-Могилянской коллегии. Видные деятели культуры имели свои личные библиотеки. Известный украинский гравер А. Тарасевич (умер после 1720 года) завещал Киево-Печерской лавре свою личную библиотеку.
Во второй половине XVII в. Киев становится и средоточием научных сил, которые группировались вокруг Киево-Могилянской коллегии. К числу крупнейших украинских ученых принадлежали Л. Баранович, И. Гизель, И. Галятовский, С. Полоцкий, Е. Славинецкий и другие. Передовые ученые Киева вели борьбу за единение украинского, русского и всех славянских народов{«Український, історичний журнал», 1970, № 11, с. 62—63.}. Значительного развития достигла философская мысль. Ученый-энциклопедист И. Гизель в 1645—1650 гг. был ректором Киево-Могилянской коллегии. Сохранилось несколько его трудов и среди них — две философские работы: «Сочинение о всей философии» (1645—1647 гг.) и «Мир с богом человеку» (1669 год). В этих по существу идеалистических трудах содержатся и элементы материалистического мировоззрения. В частности, он утверждал вечность природы и материи. Вопросы философии, логики, психологии разрабатывали и изучали и другие ученые того времени. В Киево-Могилянской коллегии в 1683—1687 гг. читал риторику и философию украинский церковный деятель И. Кроковский, в 1691—1693 гг. вел курс философии префект коллегии профессор С. Яворский. Несмотря на идеалистическое мировоззрение и схоластичность мышления, киевские ученые-философы были образованнейшими людьми своего времени, осведомленными о последних достижениях науки.
В киевских монастырях продолжалось летописание. Значительное место в украинской историографии XVII в. занимает «Межигорская летопись», состоящая из 41 рассказа, где освещены важнейшие события с 1608 до 1700 года на Украине. Особое внимание в летописи уделено крестьянско-казацкому восстанию под руководством П. Бута (Павлюка) и Я. Острянина, народно-освободительной войне 1648—1654 гг., борьбе против турецко-татарской агрессии. Известным историко-литературным памятником является также летопись монаха Киево-Выдубицкого монастыря Л. Боболинского. Наиболее ценная часть этой летописи — повествование о современных автору исторических событиях, в частности о борьбе России против агрессии Турции на Правобережье Украины. Труды, представляющие собой значительный шаг в развитии отечественной историографии, были написаны в Киеве во второй половине XVII в. К ним принадлежит «Хроника» («Кройника») Ф. Сафоновича, опубликованная в 1672 году, в которой изложена история Украины с древнейших времен. В ней автор поддерживает концепцию общности происхождения украинского, русского и белорусского народов, обосновывает историческую закономерность воссоединения Украины с Россией.
В Киеве работала большая группа ученых-филологов, педагогов, знатоков многих языков, писателей-полемистов, церковных, общественных и политических деятелей, принимавших активное участие в культурной жизни Украины и России.
После воссоединения Украины с Россией еще более возросла роль Киева как центра борьбы против католицизма и униатства. Эта борьба имела огромное значение для населения Западной Украины и Правобережья, остававшихся под властью Речи Посполитой. Профессора Киево-Могилянской коллегии во второй половине XVII в. неоднократно организовывали публичные диспуты на религиозные темы между православными и католическими богословами. Киево-Печерская типография выпустила в те годы ряд крупных полемических сочинений, принадлежавших перу видных ученых Киево-Могилянской коллегии. Автором /75/многих из них был украинский литературный и церковный деятель И. Галятовский. Его сборник проповедей «Ключ разумения...» является образцом ораторского искусства своего времени, а произведения «Беседа» и «Старый костел» сыграли значительную роль в борьбе против насильственного окатоличивания и национального угнетения украинского народа. Стремясь быть понятным народу, И. Галятовский писал языком, весьма близким к народному. И. Галятовский активно выступал за культурно-литературные связи украинского и русского народов{Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академией, ч. 1. К., 1856, с. 160.}.
Видный украинский филолог, педагог и литературный деятель Е. Славинецкий перевел на славяно-русский язык многие произведения европейских ученых того времени в области географии, истории, медицины и других наук. Им написаны ряд предисловий, оригинальных проповедей, поучений, канонов и «Полный лексикон славяно-греко-латинский»{Там же, с. 160—161.}.
Автором многочисленных полемико-богословских произведений, направленных против католицизма и унии, и сборников поучений, житий святых, стихотворений являлся профессор и ректор Киево-Могилянской коллегии Л. Баранович. Будучи сторонником воссоединения Украины с Россией, он вместе с тем отстаивал независимость украинского духовенства от московского патриарха. Известными киевскими учеными и писателями были также В. Голенковский, Г. Домецкий, И. Максимович, А. Радивиловский, А. Сатановский и другие.
Значительное развитие в Киеве получил театр в форме школьной драмы и вертепа. Авторы лучших школьных драм нередко обращались к народнопоэтическим источникам. В наибольшей степени запросы простого народа отражал вертеп (кукольный театр), созданный студентами Киево-Могилянской коллегии. Представления нередко сопровождались народной музыкой{Грицай М. С. Українська драматургія XVII—XVIII ст. К., 1974, с. 3—10.}. На высоком уровне преподавалось пение в Киево-Могилянской коллегии, чему в значительной степени способствовали теоретические и педагогические труды украинского композитора Н. П. Дилецкого.
Значительное развитие в конце XVII в. получила в Киеве архитектура, особенно каменная. С усилением экономических и культурных связей между Украиной и Россией в Киев начали поступать строительные материалы — железо, алебастр, камень. В 90-х годах XVII в. в Киев для руководства строительством приезжали русские мастера Д. В. Аксамитов и И. Д. Старцев. Строились каменные общественные здания, соборы, колокольни, придававшие городу строгое величие и особую красоту, обогащавшие его архитектурный облик.
Гравюра «Преподобный Нсаакий Печерский» из книги «Киево-Печерский патерик». Гравер Илья. 1661 г.
Оригинальным архитектурным сооружением была построенная в 1696—1701 гг. трапезная Выдубицкого монастыря. В конце XVII в. московский зодчий И. Д. Старцев совместно с украинским мастером И. П. Зарудным построили в Киеве крупнейшие по тому времени культовые сооружения: соборы Киево-Братского (1693 год) и Пустынно-Никольского (1696 год) монастырей. В 1696—1698 гг. на территории Киево-Печерской лавры сооружается пятикупольная церковь Всех святых над Экономическими воротами, отличающаяся утонченностью и богатством пластических украшений{Історія українського мистецтва, т. 3. К., 1968, с. 70—87.}. Совместная работа создавала условия для обмена опытом между русскими и украинскими мастерами, способствовала взаимообогащению лучшими традициями и приемами обеих архитектурных школ.
После воссоединения Украины с Россией начал интенсивно развиваться Верхний город. Здесь строятся воеводский двор, «государев двор» и другие административные здания, жилые дома для различных должностных лиц, рейтаров и стрельцов. Осуществлялись реставрация и перестройка Киево-Михайловского Златоверхого и Софийского монастырей, строительство митрополичьих домов, новых Георгиевской и Троицкой церквей.
Велась застройка города и гражданскими сооружениями, особенно на Подоле. Здесь в 1697 году рядом с деревянным зданием ратуши на Магистратской площади была сооружена высокая каменная башня с часами и гербом города. Строились также каменные дома зажиточных мещан и казаков. Рядовые горожане, беднота селились в хатах, состоявших из одной-двух комнат и сеней. Отдельные постройки имели открытые галереи, крыши с заломами, украшались /76/наличниками, резными деталями — произведениями украинских народных мастеров.
Высокого уровня развития достигло изобразительное искусство, особенно граверное. В 1688 году начинается киевский период творческой деятельности крупнейшего украинского гравера А. Тарасевича. Для его портретов, гравюр характерны торжественность, монументальность, декоративное многообразие. Лучшие произведения А. Тарасевича этого периода — портретные гравюры Мелетия Вуяхевича, Лазаря Барановича — свидетельствуют, что он овладел высокой техникой европейской гравюры своего времени. А. Тарасевич, внесший большой вклад в развитие граверного искусства в Киеве, явился создателем целой школы. Его сподвижниками и последователями были Л. Тарасевич и И. Щирский. Самые значительные произведения Л. Тарасевича — гравюры к панегирику В. Б. Шереметеву, в которых своеобразно сочетаются элементы реального с условным и аллегорическим (например, изображения сражений, взятия турецких крепостей — Кизи-Кермена, Азова и других); серия гравюр к «Киево-Печерскому патерику». Л. Тарасевич вместе с гравером И. Щирским в 1688—1689 гг. выполнил большую гравюру в честь царевны Софьи и царей Ивана и Петра Алексеевичей{Історія українського мистецтва, т. 3, с. 284—-296; Степовик Д. Олександр Тарасевич. К., 1975, с. 135.}.
Среди произведений живописи киевских мастеров наиболее известны иконы, росписи и портреты. Своеобразием и яркостью отличались иконостасы Никольского собора, роспись которого начата в конце 90-х годов XVII в., иконостас Георгиевского храма Выдубицкого монастыря и другие. В Киеве во второй половине XVII в. развился такой оригинальный жанр портретной живописи как ктиторский портрет (т. е. портрет ктитора — покровителя монастыря, церкви из числа казацкой старшины). К наиболее известным относится ктиторский портрет Б. Хмельницкого в притворе Успенского храма Киево-Печерской лавры. Широкой известностью в городе и за его пределами пользовались киевские мастера декоративного кафеля. Киевская керамика использовалась как для внутренней, так и для внешней отделки сооружений. Мастера-гончары, жившие преимущественно на Подоле, изготовляли рельефный кафель, покрытый зеленой или коричневой глазурью. Мастера города продолжали давние местные традиции майолики. Далеко за пределами Киева славились глазурованные вазы, тарелки, кружки.
В городе развивалась и художественная обработка металла. Имелись литейные мастерские по изготовлению изделий из меди и бронзы. Эти изделия отличались богатством орнаментации, сочным рельефом, безупречностью форм{Історія українського мистецтва, т. 3, с. 341—354.}. На более высокую ступень поднимается и искусство золотых дел мастеров. Золотари стремились достичь совершенства в пропорциях, внести новое в орнаментальные украшения. Более разнообразным стал ассортимент: чары, ковши, блюда, оклады книг, церковная утварь. Многие мастера-золотари были одновременно и граверами. Первоклассным мастером гравюры на дереве был украинский гравер Федор, работавший в Киеве в области книжной иллюстрации. Он создал оформления и гравюры к «Апостолу» (1695 год), «Евангелию» (1697 год) и «Псалтырю» (1697 год). Сцены из библейских и евангельских легенд Федор изобразил в виде многофигурных композиций, придав им светские черты и национальную окраску. Сохранился серебряный медальон, украшенный гравюрами работы этого же мастера{Петренко М. З. Українське золотарство XVI—XVIII ст. К., 1970, с. 68—95.}.
Во второй половине XVII в. Киев как культурный центр играл важную роль в жизни страны, способствуя развитию культурных взаимосвязей, взаимопониманию и более тесному сближению русского и украинского народов./77/