-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Кино

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/554/

Кино. В совершенствовании социалистического образа жизни, формировании нового человека огромна роль советского киноискусства. В украинском кино продолжался плодотворный процесс упрочения и дальнейшего развития принципов социалистического реализма, создавались разнообразные в тематическом, жанровом и стилистическом отношении киноленты.



Дом кино. 1978 г.

Среди произведений киевских мастеров кино — ряд интересных фильмов о революции, гражданской войне, первых годах социалистического строительства. В кинолентах «Почтовый роман» Е. С. Матвеева по сценарию Д. Я. Храбровицкого и «Семья Коцюбинских» Т. В. Левчука по сценарию А. С. Левады воссозданы образы лучших представителей революционной интеллигенции России. Достоверность исторического материала придает киноленте «Почтовый роман» особую эмоциональную окраску. Образ В. И. Ленина в одном из эпизодов создал Ю. И. Каюров. Главный герой этого фильма — офицер Черноморского флота лейтенант П. П. Шмидт (актер А. В. Парра), один из руководителей революционного восстания матросов и солдат в Севастополе в ноябре 1905 года. Фильм с успехом демонстрировался в СССР и в других странах, в частности на «ЭКСПО-70» в городе Осака в Японии, где был удостоен почетного диплома. На Всесоюзном кинофестивале в 1970 году он отмечен первым призом как лучший историко-революционный фильм.

В эпопее «Семья Коцюбинских» показаны пути к большевизму передовой украинской интеллигенции, единство действий трудящихся Украины и России в период Великого Октября и гражданской войны, освещена роль В. И. Ленина в исторической судьбе украинского народа. В 1971 году Т. В. Левчук, сценарист А. С. Левада и исполнитель роли М. М. Коцюбинского А. Д. Гай удостоены Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко.

В воплощении темы революции кинематографистам Киева удалось создать остроконфликтные фильмы, в которых действуют яркие героические характеры. Среди них — эпическая драма «Гибель эскадры» (режиссер В. З. Довгань, сценарий А. Е. Корнейчука), «Бурьян», поставленный А. С. Буковским по роману А. В. Головко, и другие.

Большой интерес у зрителей вызвал фильм «Гадюка» В. И. Ивченко по рассказу А. И. Толстого (автор сценария Г. Я. Колтунов). Образ Ольги Зотовой — бойца революции, натуры цельной, волевой и самобытной — создала актриса Н. К. Мышкова. Глубина конфликта, тонкий психологизм в раскрытии характера, точность и лаконизм актерского исполнения — все это обусловило высокую оценку фильма критикой. В 1967 году В. И. Ивченко за создание этого фильма удостоен Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко.

О становлении Советской власти в начале 20-х годов рассказывает трагедийный героико-романтический фильм «Вавилон-ХХ» И. В. Миколайчука по мотивам романа В. С. Земляка «Лебединая стая» (сценарий В. С. Земляка и И. В. Миколайчука), проникнутый поэзией народного творчества. На XIII Всесоюзном кинофестивале (1980 г.) И. В. Миколайчук отмечен призом за лучшую режиссуру. Пафос фильма «Комиссары» по повести Ю. Н. Либединского (режиссер Н. П. Мащенко, сценарий Б. Н. Тарасенко и Н. П. Мащенко) — в утверждении революционной верности ленинским идеалам, в изображении самоотверженности коммуни-/555/стов — передового отряда бойцов за победу нового мира в нелегкие годы новой экономической политики. Впечатляющий образ комиссара Федора Лобачева создал в этом фильме актер К. П. Степанков.

Историко-революционной теме посвящены также фильмы В. А. Савельева «Белый башлык» (сценарий Б. В. Шинкубы) — о борьбе трудящихся Абхазии с царскими сатрапами и «Сеспель» (сценарий Ю. О. Збанацкого), в котором воссоздан образ чувашского поэта-революционера Мишши Сеспеля, сражавшегося за победу Советской власти на Украине.

Разрабатывая тему Великой Отечественной войны, кинематографисты стремились по-новому раскрыть истоки патриотизма советского человека, показать героическое в его характере. Героико-романтическая традиция кинематографа обогащалась новыми чертами — документальной достоверностью, психологизмом, лиризмом. В киноповести «Трое суток после бессмертия» В. З. Довганя (сценарий К. И. Кудиевского), основанной на подлинном жизненном материале, отражены полные драматизма события — выход группы защитников Севастополя из окружения.

Борьбе киевского подполья с фашистскими захватчиками посвящен фильм «Два года над пропастью» Т. В. Левчука, в основу которого также положен документальный материал о разведывательно-диверсионной работе группы патриотов во главе с И. Д. Кудрей. В основе сюжета киноповести «Проверено — мин нет» (режиссеры Ю. С. Лысенко, З. Велимирович), поставленной совместно с югославскими кинематографистами,— спасение Белграда от варварского разрушения, немецко-фашистскими оккупантами.

Значительным произведением, посвященным подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, явилась эпическая кинотрилогия Т. В. Левчука «Дума о Ковпаке» (сценарий И. Я. Болгарина и В. И. Смирнова). В 1973, 1975 и 1977 годах вышли три ее серии — «Набат», «Буран» и «Карпаты, Карпаты», в которых показаны формирование боевого соединения С. А. Ковпака, сложнейшие ситуации партизанской войны, патриотизм советских людей, боевое содружество воинов разных национальностей, организующая и направляющая роль Коммунистической партии. В картине удачно сочетаются документальный материал и художественный вымысел. Исполнителю роли С. А. Ковпака К. П. Степанкову в 1978 году присвоено звание народного артиста СССР. Созданы также впечатляющие образы комиссара С. В. Руднева (В. С. Белохвостик), П. П. Вершигоры (Ю. Д. Саранцев) и многих других героев партизанского движения.

Среди фильмов о войне заметно выделяются лирико-трагедийные картины Л. Ф. Быкова. Большим успехом пользуется фильм «В бой идут одни „старики“» (сценарий Е. Ф. Оноприенко, А. С. Сацкого, Л. Ф. Быкова), проникновенно рассказывающий о боевых подвигах советских летчиков. В 1974 году картина получила несколько наград — первую премию на VII Всесоюзном кинофестивале за режиссуру и актерское исполнение главной роли командира эскадрильи коммуниста Титаренко (Л. Ф. Быков), серебряную медаль им. А. П. Довженко за лучший военно-патриотический фильм; Большой приз на III Международном кинофестивале в Касмаи (Югославия) и приз Общества чехословацко-советской дружбы на XIX Международном кинофестивале в Карловых Варах. Лента «Аты-баты, шли солдаты», созданная по сценарию, написанному Л. Ф. Быковым, Б. Л. Васильевым, К. И. Раппопортом (оператор В. Г. Войтенко), рассказывает о советском солдате-патриоте (роль ефрейтора Святкина сыграл Л. Ф. Быков), о боевом содружестве советских воинов, их верности Родине. За создание героических лент «В бой идут одни „старики“» и «Аты-баты, шли солдаты», воспитывающих высокие патриотические чувства, Л. Ф. Быкову в 1977 году присуждена Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко.



На съемках кинотрилогии «Дума о Ковпаке». В роли С. А. Ковпака народный артист СССР К. П. Степанков.

Совместно с деятелями югославского кино кинематографисты Киева создали героический фильм «Свадьба» (режиссер Р. Шаранович) о борьбе партизан Югославии под руководством коммунистов против немецко-фашистских захватчиков.

Беспримерному подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны и его интернационалистской миссии посвящена эпическая лента «От Буга до Вислы» Т. В. Левчука по сценарию И. Я. Болгарина и В. И. Смирнова. В ней ярко показана борьба партизан-ковпаковцев под руководством П. П. Вершигоры совместно с польскими антифашистами против гитлеровских оккупантов.

Значительным успехом киевских кинематографистов явилась яркая героико-романтическая лента «Белая птица с черной отметиной» Ю. Г. Ильенко (сценарий Ю. Г. Ильенко и И. В. Миколайчука), посвященная теме борьбы против фашизма и украинского буржуазного национализма. Фильм отмечен первой премией VII Международного кинофестиваля 1971 года./556/



Народный артист УССР Л. Ф. Быков.

Лучшие произведения последних десятилетий о героизме советского народа в годы Великой Отечественной войны, о революции отличались гражданственностью авторской позиции, образностью художественного мышления. Эти черты характерны и для созданного к 150-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко исторического широкоформатного цветного фильма «Сон» В. Т. Денисенко по сценарию, написанному им совместно с Д. В. Павлычко (1964 г.). В центре этого философско-романтического произведения — размышления об ответственности художника перед народом. В нем привлекают глубокая нравственная проблематика, высокий уровень актерского мастерства (роль Т. Г. Шевченко сыграл И. В. Миколайчук), выразительность операторского искусства (М. К. Черный), эмоциональная музыка А. И. Билаша.

Много внимания уделялось в эти годы и экранизации литературных произведений, в основе которых — осмысление нравственных проблем, духовной сущности человека. Созданы экранизации новелл В. С. Стефаника («Каменный крест», режиссер Л. М. Осыка), драмы-феерии «Лесная песня» Леси Украинки (режиссер Ю. Г. Ильенко), рассказов и повестей Н. В. Гоголя, A. М. Горького, А. И. Куприна, И. Я. Франко, а также произведений советских писателей — А. Т. Гончара («Тронка», режиссер А. И. Войтецкий) и других. Много внимания уделяют работники кино освещению важнейших социальных изменений, происходящих в стране, в жизни советского народа в условиях развитого социализма. Темы дружбы, интернационального единства, взаимопомощи, социалистического гуманизма отражены во многих фильмах («Улица 13 тополей» B. М. Иванова, «Путь к сердцу» В. И. Ивченко, «Адрес вашего дома» Б. М. Хринюка, «Долгая дорога в короткий день» Т. В. Левчука).

Многие киноленты посвящены рабочему классу, человеку труда. В лирической кинокартине «Повесть о женщине» В. Т. Денисенко прослежена судьба работницы большого металлургического завода с ее своеобразным мироощущением, добротой к людям, требовательностью к себе, затронуты сложные проблемы жизни человека в условиях научно-технической революции.

О героических тружениках Донбасса рассказывают фильмы Ю. С. Лысенко «Огонь» и «Белый круг».

Фильмы конца 70-х — начала 80-х годов — «Праздник печеной картошки» и «Полоска нескошенных диких цветов» Ю. Г. Ильенко, «Жнецы» В. Т. Денисенко (в 1979 году отмечен призом XII Всесоюзного кинофестиваля, В. Т. Денисенко удостоен Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко), «Море» Л. М. Осыки, «Любаша» А. И. Муратова, «Ночь коротка» М. А. Беликова — затрагивают важные нравственные проблемы. Они рассказывают о великом материнском подвиге, формировании подрастающего поколения, нелегком и прекрасном труде хлеборобов, о необходимости бережного отношения к природе, а в целом — о духовном богатстве советского человека.

О современном руководителе-коммунисте, его принципиальности и целеустремленности повествует фильм «Платон мне друг» В. Г. Шкурина по сценарию В. П. Сычевского. Большой успех выпал на долю поэтического фильма-сказки «Черная курица, или Подземные жители» В. С. Греся по мотивам книги А. Погорельского (сценарий Т. Зульфикарова), посвященного формированию мировосприятия ребенка. Этот целостный, гармоничный фильм удостоен высших наград на XIV Всесоюзном и XII Международном кинофестивалях.

К знаменательной дате — 1500-летию Киева — вышел фильм «Ярослав Мудрый» (режиссер Г. Р. Кохан, сценарий П. А. Загребельного, М. М. Вепринского, Г. Р. Кохана), созданный киностудией им. А. П. Довженко совместно с «Мосфильмом», и продолжающий лучшие традиции советской исторической кинематографии. Раскрывая сложные противоречия времени, воссоздавая образ выдающегося государственного деятеля Киевской Руси князя Ярослава (артист Ю. А. Муравицкий), авторы этого фильма убедительно проводят идеи патриотизма и дружбы народов.

Различные по тематике, жанрам и серийности киноленты выпускает объединение телефильмов «Луч», созданное в 1966 году на Киевской киностудии им. A. П. Довженко.

Всеобщее признание получили шестисерийный телефильм «Как закалялась сталь» Н. П. Мащенко по романуИ. А. Островского (сценарий А. А. Алова и B. Н. Наумова) и десятисерийная картина «Рожденная революцией» Г. Р. Кохана по сценарию А. П. Нагорного и Г. Т. Рябова.

Главный герой фильма «Как закалялась сталь» — комсомольский вожак времен гражданской войны и первых лет восстановления народного хозяйства Павел Корчагин (В. А. Конкин) сыграл важную роль в формировании коммунистического мировоззрения, активной жизненной позиции современной молодежи. Фильм удостоен премии им. Ленинского комсомола в 1974 году. На VI Всесоюзном кинофестивале телевизионных фильмов (1975 г.) он награжден главным призом, телевидение ГДР присудило ему в 1974 году «Золотую лавровую ветвь»./557/

Телефильм «Рожденная революцией» посвящен советской милиции, ее самоотверженной борьбе за укрепление Родины на разных этапах развития социалистического общества. Выразительный, яркий образ чекиста Кондратьева создал актер Е. И. Жариков. В 1978 году телефильм «Рожденная революцией» удостоен Государственной премии СССР.

С каждым годом укрепляются межреспубликанские, интернациональные связи кинематографистов Киева, коллектива студии им. А. П. Довженко. Еще в 60-е годы установились творческие контакты с кинематографистами Югославии, а впоследствии — с деятелями кино Болгарии, ГДР, Польши. К 60-летию Великого Октября завершен пятисерийный советско-болгарский телевизионный фильм «Путь к Софии» (режиссер Н. П. Мащенко, оператор В. Димитров), посвященный 100-летию освобождения болгарского народа от османского ига. О человеке на войне, его самоотверженности и чувстве долга по-новому рассказала телевизионная лента «Жду и надеюсь» режиссера и оператора С. В. Шахбазяна по сценарию В. И. Смирнова.

Значительным явлением стал трехсерийный телефильм режиссера Н. П. Мащенко «Овод» по роману Э. Л. Войнич. За исполнение роли Артура — Ривареса актер А. И. Харитонов удостоен награды «Золотая нимфа» на Международном кинофестивале в Монте-Карло (1981 г.). В 1982 году фильм «Овод» отмечен Государственной премией УССР им. Т. Г. Шевченко.

За годы десятой пятилетки на студии им. А. П. Довженко создано 96 фильмов (57 — для массового экрана, 39 — телевизионных). Здесь трудятся более 2 тыс. человек, среди которых 477 творческих работников, в т. ч. 136 штатных киноактеров.

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили деятельность кинематографистов столицы Украины. В 1978 году торжественно отмечался 50-летний юбилей киностудии им. А. П. Довженко. Коллектив киностудии удостоен ордена Ленина. За заслуги в развитии советского кино орденами и медалями награждена большая группа кинематографистов, среди них — народный артист СССР Т. В. Левчук, удостоенный ордена Ленина, народный артист УССР Л. Ф. Быков, отмеченный орденом Октябрьской Революции, и другие.

Плодотворно трудятся кинодокументалисты Киева. Разнообразнее становится тематика документальных фильмов, посвященная героическим свершениям нашего народа.

К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина создан ряд кинолент о вожде Октябрьской революции. Особый интерес представляет фильм В. Г. Шкурина «Полководец революции», раскрывающий на уникальных архивных материалах деятельность В. И. Ленина.

Значительным событием в украинской документалистике стала трехсерийная лента «Советская Украина. Годы борьбы и побед» В. Н. Шевченко и И. А. Грабовского (сценарий И. Ю. Малышевского), включающая картины «Начало пути», «Огненный путь», «Путь свершений». Трилогия воссоздает главнейшие вехи революционной, боевой, трудовой биографии Советской Украины — неотъемлемой составной части великой Страны Советов. Авторы этой публицистической киноленты удостоены Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко за 1978 год.



На съемках телефильма «Овод». Кинорежиссер заслуженный деятель искусств УССР Н. П. Мащенко и исполнитель главной роли А. И. Харитонов. 1980 г.

К 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик были сняты полнометражные ленты «Мы — советские» А. А. Слесаренко (главный приз II республиканского кинофестиваля) и «Советская Украина» А. П. Косинова (Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко, 1973 г.), отразившие успехи украинского народа в социалистическом строительстве, достигнутые под руководством Коммунистической партии. Теме величественного подвига советского народа в Великой Отечественной войне посвящены документальные фильмы «Битва за Киев» В. Н. Шевченко и А. В. Федорова, «Роменская мадонна» и «Сердце солдата» А. А. Слесаренко. Активная жизненная позиция советского человека подчеркивается в картинах о героях-воинах «Мария с Малой земли» (о Марии Педенко), «Живи, человек» А. А. Слесаренко, «Салют, камарадо» А. И. Фернандеса.

Остропублицистический триптих А. В. Федорова по сценарию И. Г. Кочана «Троянский конь», «Упыри», «Последние страницы» разоблачает антинародную сущность буржуазного национализма и униатской церкви (удостоен премии им. Я. А. Галана).

Важнейшая тема документального кино — руководящая роль Коммунистической партии в построении развитого социализма — нашла убедительное воплощение в подготовленных к XXV съезду КПСС и XXV съезду Компартии Украины, к 60-летию Октября публицистических кинолентах «Пять песен о коммунистах» А. А. Слесаренко, «От съезда к съезду. Советская Укра-/558/ина» В. Н. Кузнецова и А. П. Косинова, «Ум, честь и совесть эпохи» (этих же авторов). На XI Всесоюзном кинофестивале 1977 года фильм был удостоен первой премии. О многогранной повседневной деятельности коммунистов рассказала кинокартина «Партийный подход» В. Н. Кузнецова и А. В. Федорова, первыми зрителями которой были делегаты XXVI съезда Компартии Украины. В непосредственной связи с темой руководящей роли КПСС мастера документального кино воплощают на экране дела и подвиги рабочего класса, тружеников колхозных полей, деятелей науки и культуры. Среди этих фильмов — киноленты «Поэма о Донецком крае» и «Огни Приднепровья», пронизанные любовью к социалистической Родине, гордостью за героические свершения тружеников Советской Украины в дружной семье братских народов Советского Союза. Тема дружбы народов раскрыта в публицистических лентах «О дружбе поет Украина», «Как родного брата». Глубиной изображения богатого духовного мира советского человека, его гражданственной жизненной позиции характеризуются фильмы «Наша итальянка» Н. П. Лактионова-Стезенко, «Меланьина свадьба» А. И. Коваля, «Олесь Гончар» Р. П. Сергиенко, «Ярослав Галан» А. В. Федорова, «Крутовики» и «Командармы индустрии» В. Н. Сперкача, «Такая счастливая жизнь Григория Малинко» Л. А. Автомонова и другие. За глубокое раскрытие темы «Человек труда на земле» публицистическая кинолента «Слово о хлебе» Г. Я. Шкляревского по сценарию В. Н. Кузнецова в 1979 году отмечена дипломом XII Всесоюзного кинофестиваля. В октябре 1981 года Украинская студия хроникально-документальных фильмов за заслуги в развитии советского киноискусства награждена орденом «Знак Почета».

Важные процессы происходят в научно-популярном кино. Во многих фильмах, созданных на Киевской киностудии научно-популярных фильмов, нашли отражение достижения в области науки и техники, новые методы хозяйствования и управления, проблемы охраны окружающей среды. Среди них — «Экономика, управление, человек», «Экономика — главная политика», «Энергетика XXI века», «Диалектика качества» и другие.

Все больше внимания уделяется показу научного эксперимента, процесса исследования тех или иных проблем. Примером этого являются киноленты «Путь к антивеществу» М. Б. Винярского, «Загадка стеклянных человечков» В. И. Хмельницкого, «Семь шагов за горизонт» и, особенно, полнометражные картины «Язык животных» и «Думают ли животные?» Ф. М. Соболева. За две последние киноленты автору присуждена Государственная премия СССР за 1972 год.

Ряд лент о достижениях ученых-биологов создала Л. Н. Островская. Ее картины «С точки зрения жабки», «Маскарад шестиногих», «Под знаком гена» и другие содержат уникальные кадры, имеющие большое научное значение. Творческой биографии ученого-селекционера посвятила режиссер свой проникновенный поэтический фильм «Академик Ремесло».

С большим интересом был встречен полнометражный фильм «Компьютер и загадка Леонардо» Б. А. Загряжского, удостоенный многих наград, в частности на VI Всесоюзном кинофестивале в 1974 году, на XII Международном фестивале научно-фантастических фильмов в Югославии в 1975 году. Совместно с болгарскими кинематографистами поставлен полнометражный фильм «Наступление на рак» (режиссер В. С. Пидпалый), в котором показаны достижения в области онкологии в странах социалистического содружества.

Коллектив студии уделяет серьезное внимание социально-психологическим проблемам, вопросам управления в эпоху научно-технической революции. Картины «Дерзайте, вы талантливы» и «Когда исчезают барьеры» Ф. М. Соболева исследуют интеллектуальные возможности современного человека. Его фильм «У истоков человечества», посвященный защите жизни на земле, в 1977 году на X Всесоюзном кинофестивале отмечен главной премией.

Представителю современной научной мысли посвящена лента «В. М. Глушков, кибернетик» А. С. Серебреникова, против мещанской бездуховности направлен фильм «Воспитание потребностей» В.Н. Гненного. Актуальные вопросы управления рассматриваются в картинах «Занимаемой должности соответствует» И. М. Стависского, «Двигатели прогресса» Л. В. Удовенко.

На документальном материале построены выразительные, проникнутые лиризмом фильмы ленинского цикла — «Ульяновы в Киеве» Л. Н. Островской и «Младший брат» (о Д. И. Ульянове) Е. З. Григорович. Большую популярность завоевали киноленты о спорте: «Нашему тренеру» Ф. М. Соболева, «На-та-ли!» и «Глазами тренера» В. А. Савельева, «Гимнаст» Т. А. Золоева.

На Киевской киностудии научно-популярных фильмов впервые поставлен 13-серийный цветной игровой телефильм «Алмазной тропой», посвященный освоению природных богатств Сибири.

Интересные фильмы о людях разных профессий, например «И. С. Козловский», «Скульптор В. Бородай», «Клиника доктора Сеппа» и другие, созданы молодыми кинематографистами.

Более 150 научно-популярных фильмов киевских кинематографистов удостоены государственных премий, почетных наград на всесоюзных и международных фестивалях. Накануне 50-летия Великого Октября Киевская киностудия научно-популярных фильмов была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

С 1965 года в столице Украины функционирует еще одна студия — «Укртелефильм», специализирующаяся главным образом на выпуске документальных телеочерков, портретов, телеспектаклей, музыкальных и игровых телевизионных картин.

Значительным событием в украинской кинематографии явился пятисерийный документальный фильм «Возрождение», снятый этой студией по книге Л. И. Брежнева, в котором воссоздана героическая послевоенная эпопея восстановления важнейших индустриальных/559/ центров Украины (Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко, 1980 год).

Лучшие документальные телефильмы — о человеке труда. Среди них — киноленты Р. А. Синько «Корабли идут» о коллективе завода «Ленинская кузница», «Мастера»— о металлургах запорожского завода «Днепроспецсталь» и другие. Строителям Чернобыльской атомной электростанции посвящены телефильмы «Утро Атомограда» и «Цепная реакция» В. Н. Георгиенко.

Заметным вкладом в развитие советского киноискусства является работа «Укртелефильма» над экранизацией драматических произведений — классических и современных. Созданы фильмы-спектакли «Платон Кречет» и «Страница дневника» (по А. Е. Корнейчуку), «Кто за? Кто против?» (по пьесе П. А. Загребельного), «Поединок» (по пьесе Л. И. Синельникова), посвященный революционной деятельности семьи Ульяновых в Киеве, «Для домашнего очага» (по И. Я. Франко), «Каменный властелин» (по Лесе Украинке), «Ой, не ходи, Грицю, да на вечерницы» (по М. П. Старинному) и др. Среди музыкальных телефильмов лучшими являются «Симфония» — о дирижере С. В. Турчаке, «Добрый день, зеленые Карпаты» — о творчестве Д. М. Гнатюка, «Соловей из села Маршинцы» — о Софии Ротару (режиссер Р. А. Синько), «Наталка Полтавка» по И. П. Котляревскому — Н. В. Лысенко, «Мастера искусств Украины» (режиссер Р. Р. Ефименко), «Лючия ди Ламмермур» (по опере Г. Доницетти) с Е. С. Мирошниченко в главной роли режиссера О. И. Бийма.

Два художественных телефильма режиссера В. Г. Стороженім — «Золотые литавры» по новелле А. Т. Гончара и «Лето в Журавлином» по роману Д. И. Бедзика — посвящены труженикам колхозных полей.

Много интересных картин сделано в творческом объединении художественной мультипликации (при студии «Киевнаучфильм»).. В 60-е годы вышли мультфильмы И. А. Лазарчука «Золотое яичко» и «Жизнь пополам». В последующие годы появилось много картин различных жанров и стилей для взрослых и детей. Это — и народно-эпические героические лепты «Никита Кожемяка», «Маруся Богуславка», «Сказание про Игорев поход» Н. К. Василенко, и веселая экранизация народной песни «Как жены мужей продавали», а также «Трубка мира» И. Б. Гурвич, детский фильм «Медвежонок и тот, кто в речке живет» А. А. Грачевой, получивший первую в объединении мультипликационных фильмов награду — Гран-при «Золотой башмачок» на Международном кинофестивале в Готвальдове (ЧССР) в 1967 году, и многие другие. В объединении художественной мультипликации вырос коллектив талантливых режиссеров, художников, операторов разных творческих направлений.

Широкую популярность завоевала серия героических, пронизанных народным юмором мультфильмов В. А. Дахно о запорожцах — «Как казаки кулеш варили», «Как казаки невест выручали», «Как казаки в футбол играли», «Как казаки олимпийцами стали», «Как казаки мушкетерам помогали» и другие. Сатирическое направление представлено лентами «Мистерия-буфф» (по В. В. Маяковскому), «Приключения капитана Врунгеля», «Какого рожна хочется?» Д. Я. Черкасского, фильмами Е. Я. Сивоконя «Слово» и «Лень». А. А. Грачева осуществила поэтическую экранизацию «Лесной песни» Леси Украинки. Среди работ последних лет — «Золоторогий олень» и «Каиновы слезы» Т. А. Павленко, «Чумацкий шлях» В. М. Гончарова, веселая сказка «Пирог со смеяницей» Е. Н. Бариновой, кукольный фильм «Сказка о чудесном докторе» Л. С. Зарубина и другие. Мультфильмы киевских кинематографистов завоевывают все более широкую популярность.

Интенсивному развитию кинематографии в Киеве во многом способствует деятельность Союза кинематографистов Украины, который проводит большую работу по идейно-художественному совершенствованию кинопроизведений, укреплению творческих связей с кинематографистами братских республик и зарубежными деятелями кино.

Важную роль в подготовке творческих кадров для кинематографа играет кинофакультет Киевского государственного института театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого, а также его учебная киностудия.

Расширяется и углубляется исследовательская работа отдела киноведения Института искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского АН УССР, научные сотрудники которого опубликовали ряд значительных работ по важнейшим проблемам истории украинского кино и современному творческому процессу, приняли участие в создании 4-томной «Истории советского кино».

Разнообразные вопросы современного кино освещаются на страницах выходящих в Киеве журнала «Новини кіноекрана» и газеты «На екранах України».

Большую работу в деле популяризации киноискусства проводит Бюро пропаганды советского киноискусства Союза кинематографистов УССР. С 1974 года в Киеве функционирует Дом кино, ставший очагом творческой и идейно-воспитательной работы кинематографистов и их общения со зрителем.

Кинематографическая жизнь Киева многогранна и разнообразна. Здесь действуют 68 кинотеатров (лучшие из них — «Украина», «Киев», «Братислава», «Спутник», «Россия», им. А. П. Довженко, организовываются кинолектории во дворцах культуры. В столице Украины проводятся всесоюзные и республиканские научные конференции, международные симпозиумы по вопросам киноискусства, кинофестивали, дни братских культур, недели зарубежных фильмов.

Отмечая достижения советского искусства в деле коммунистического воспитания, Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии подчеркивал: «Человеческие отношения на производстве и в быту, сложный внутренний мир личности, ее место на нашей неспокойной планете — все это неисчерпаемая область художественных поисков»{Материалы XXVI съезда КПСС, с. 62.}./560/



Аэропорт в Борисполе. 1977 г.

Кинематографисты Киева всеми доступными киноискусству художественными средствами стремятся показать свершения современников, духовный мир советских людей, раскрыть нравственные истоки величия их дел во имя счастья и прогресса человечества.