СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА
Вхождение Киева в состав Русского государства открыло перед городом широкие возможности для развития его экономики и культуры. Стало увеличиваться население. В 1666 году, по данным переписных книг, только на Подоле насчитывалось 684 мещанских двора, в которых жило 759 хозяев. Сведения о количестве дворов в Верхнем городе и на Печерске не сохранились. Кроме того, в Киеве в то время находилось около 2 тыс. стрельцов, рейтаров, пушкарей, казаков и других{Переписні книги 1666 року. К., 1933, с. 315—325; Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, т. 5. СПб., 1867, с. 235.}. В целом же в городе во второй половине XVII в. проживало от 10 до 15 тыс. человек.
Заметно изменился социальный состав населения. Исчезли польская шляхта и католическое духовенство. Основной группой населения оставалось мещанство. В городе поселилось на постоянное жительство много казаков. Значительно возросло количество крестьян, в т. ч. монастырских. Проведенная реорганизация Киевского полка повлекла за собой создание отдельной Киевской сотни. Рядовые казаки и казацкая старшина владели землей как в городе, так и на его окраинах. Богатым и влиятельным было высшее киевское духовенство, которое, используя борьбу казацко-старшинских группировок, захватывало имения шляхтичей, свободные земли, получало от царя грамоты на владение селами и, в конце концов, прибрало к своим рукам почти всю землю Киевской сотни{Київські збірники історії й археології, побуту й мистецтва, зб. 1, с. 164; Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, т. 10, с. 615—62С, 647—650; Воссоединение Украины с Россией. Сборник статей. М., 1954, с. 400—401.}.
В Киеве во второй половине XVII в. значительное развитие получили ремесла и торговля. На Подоле насчитывалось 209 дворов ремесленников и 30 — купцов{Крип'якевич I. П. Богдан Хмельницький. К., 1954, с. 299.}. В городе в то время известны были ремесленники 33 специальностей: ткачи, скорняки, кузнецы, кожемяки, портные, сапожники, чулочники, мотовильщики, плотники, колесники, гребенники, бочары, золотари, сабельники, гончары, пекари, хлебники, калашники, маслоделы, резчики, иконописцы, резники, котельщики, кровельщики, маляры, токари, рыбники и другие{Переписні книги 1666 року, с. 315—325.}. Киев был одним из крупнейших центров книгопечатания на Украине. Это определяло наличие в городе таких профессий, как печатники, граверы, художники, брошюровщики, переплетчики, позолотники, изготовители типографских красок.
Объединялись киевские ремесленники в четыре основных цеха — портняжный, скорняцкий, кузнечный и сапожный. Кроме того, имелись еще цехи бондарей и музыкантов. Постепенно количество цехов увеличивалось. В конце XVII в. их насчитывалось уже 11{Київські збірники історії й археології, побуту й мистецтва, зб. 1, с. 145.}. В этот период в среде киевских ремесленников довольно глубоким было имущественное расслоение. Так, должность цехмейстра в каждом цехе формально являлась выборной, но в действительности ее занимали представители цеховой верхушки, нередко злоупотреблявшие своим положением. Наряду с зажиточными ремесленниками трудилась значительная группа «подсоседков», которые жили во дворах богатых мастеров и эксплуатировались ими. Рядовые цеховые ремесленники подвергались всевозможным притеснениям со стороны городского патрициата, воевод и старшины.
Ремеслами, промыслами и торговлей занимались и киевские казаки, владевшие в городе и его окрестностях угодьями, мельницами, а также русские стрельцы, жившие в слободе в Верхнем городе./72/
С XVI в. в городе было развито кирпичное производство. Дутье в печах осуществлялось с помощью водяного колеса, приводившего в движение меха, а также ступы, месившей глиняную массу. Здесь среди работных людей существовала определенная специализация (истопники, формовщики, возчики и другие). Кроме городских, замковых и монастырских, имелись частные кирпичные предприятия, которыми владели зажиточные мещане.
Наиболее распространенным промыслом был винокуренный. Производство водки, пива и других напитков составляло монополию мещан еще с XVI в. и было закреплено за ними царской грамотой в 1654 году. В 1663 году эта монополия подтверждена универсалом гетмана И. Брюховецкого{Переписні книги 1666 року, с. 324.}. Винокурение пытались захватить в свои руки монастыри, а также старшина и зажиточные казаки.
Киев являлся крупным центром мукомольного производства. Официальные документы 60-х годов XVII в. зафиксировали существование мельницы на стругах в одно жерновое колесо на Днепре, а также восьми мельниц на речке Сырце (четыре из них принадлежали Кирилловскому монастырю). На притоке речки Ирпеня Котыре (Котурке) действовали четыре мельницы на пять жерновых колес Братского, одна — Печерского и две — Межигорского монастырей. На речке Кудрявце работали две мельницы. При одной из них были винокурня и солодовня. Всего в Киеве и его окрестностях насчитывалось 17 водяных мельниц, 6 из них принадлежали мещанам и казакам, 11—монастырям.
В городе имелись воскобойни. Возле Киева находились гуты Киево-Выдубицкого монастыря, где вырабатывалось стекло. Монастыри Киева владели также руднями. Так, две рудни принадлежали Межигорскому монастырю. В 1682 году Киево-Печерская лавра имела семь руден. Все они сдавались в аренду зажиточным казакам и мещанам, что способствовало использованию в железоделательных промыслах вольнонаемного труда и зарождению капиталистических отношений{Пономарьов О. М. Розвиток капіталістичних відносив у промисловості України XVIII ст. Львів, 1971, с. 8—9.}. Киево-Печерской лавре принадлежали бумажные предприятия — одно в Радомышльском уезде (основано еще в 1615—1624 гг.) и второе — в Любечской сотне Черниговского полка на речке Пакуле (у села Пакуль), открытое в конце XVII века{Там же, с. 46.}.
Киевские монастыри, как и прежде, были крупными феодалами. Так, Киево-Печерской лавре принадлежали местечко Бровары, селения Восковица, Красиловка и Осокорки (86 крестьянских дворов), а также села Богдановка, Вишенки, Гнедин, Дымерка, Пуховка и Рожовка (95 крестьянских и бобыльских дворов). Пустынно-Никольский монастырь владел селами Бортничи и Княжичи (60 крестьянских дворов), Киево-Братский монастырь — селом Позняки. Киево-Выдубицкому монастырю принадлежало село Литковичи Великие (15 крестьянских дворов) и размещавшаяся здесь же гута{Переписні книги 1666 року, с. 320.}.
Усиление феодально-крепостнического гнета вызывало выступления рядовых казаков, крестьян и ремесленников против светских и духовных феодалов. В 1688 году вспыхнули волнения во владениях Киево-Печерской лавры. Монастырские крестьяне решительно отказались выполнять возросшие феодальные повинности. Волнения в окрестностях Киева происходили и в 90-х годах XVII века{Дядиченко В. Антифеодальні повстання в Росії і на Україні в XVII—XVIII ст. К., 1954, с. 21.}.
Во второй половине XVII в. возросла роль Киева как крупного торгового центра украинских земель. В городе ежегодно собирались две ярмарки, привлекавшие значительное количество торговых людей. Нередко в храмовые праздники ярмарки устраивали и киевские монастыри. Здесь продавались сельскохозяйственные продукты, ремесленные изделия, вина, дорогие ткани и другие товары, привозимые как из различных районов Украины, так и из России, стран Востока, Западной Европы{Крип'якевич І. П. Богдан Хмельницький, с. 319—320.}.
Торги в Киеве устраивались в определенные дни, на них съезжались торговые люди из многих районов Украины, Белоруссии, России, в частности из пограничных русских городов Путивля, Севска и Рыльска. Купцам-киевлянам, как и всем торговым людям с Украины, разрешалась в этих городах беспошлинная торговля.
Киевские купцы вели оживленную торговлю не только с украинскими, но и с русскими и белорусскими городами. Из лиманов и озер Черноморского побережья и Крыма, из Прикарпатья (Галича, Дрогобыча и Коломыи) чумацкие валки в большом количестве привозили в Киев соль, затем гужом отправляли ее на Левобережье, по Днепру, Десне и Припяти — в Белоруссию, на Черниговщину и в прилегающие к Украине районы России. Согласно царской грамоте от 26 мая 1654 года киевлянам разрешалось беспошлинно торговать в украинских городах, за городом сохранялось и «складское право»{«Український історичний журнал», 1980, № 2, с. 61.}.
После вхождения Киева в состав России расширились и окрепли его экономические связи с другими городами страны. Об интенсивности их свидетельствуют крупные суммы торговых сборов с перевоза через реку Днепр, который связывал Киев с Левобережьем и городами России. Значительную роль в торговых отношениях Киева с городами России играла ежегодная Свенская ярмарка (под Брянском), где киевские купцы закупали большие партии мехов.
Укреплялись экономические связи Киева с Москвой — центром формировавшегося всероссийского рынка. Все более частыми становились приезды киевских купцов в Москву. Об этом свидетельствуют записи таможенных книг Московской большой таможни 1693/94 года. /73/Из Киева в Москву привозились стеклянная посуда, украшения, пояса гарусные и шелковые, селитра, сукна, табак. Как и прежде, Киев являлся важным транзитным пунктом — киевские торговые люди привозили в Москву приобретенные в других землях товары: кумачи турецкие, тафту, польские пистоли, грецкие орехи, хлопчатобумажные ткани, «швабское» полотно, золотые и серебряные украшения, драгоценные камни и прочее. Только в 1693/94 году было доставлено товаров из Киева в Москву на 5,4 тыс. рублей{Труды Государственного исторического музея, вып. 38. М., 1961, с. 77—86.}.
Русские купцы привозили в Киев меха, ткани, юфть, тульское железо, «сермяжное» сукно, оружие. Крупные торговые операции в Киеве осуществляли московские торговые люди П. Зеркальников, П. Татаринов, калужский купец Т. Быков{Шевченко Ф. П. Політичні та економічні зв'язки України з Росією в середині XVII ст., с. 398, 404, 407; Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы, т. 3, с. 14.}.
В Москву из Киева поступало много книг, изданных Киево-Печерской, Львовской и другими типографиями.
После включения Киева в состав Русского государства он стал одним из крупнейших экономических и политических центров страны, сохранив при этом особенности административного устройства. Здесь действовали три разные системы управления: магистратская (на основании магдебургского права), сотенная, или казацкая, и воеводская (т. е. царская администрация).
С прекращением военных действий с конца 70-х годов XVII в. Киев начал интенсивно отстраиваться. Улучшалось благоустройство города. Состоял он из трех частей: Верхнего города, Печерска и Подола.
Главным центром торговли и ремесел оставался Подол. Здесь же находился магистрат.
На Печерске размещались строения Киево-Печерской лавры, дворы лаврских ремесленников и слуг. Позднее, в 90-х годах XVII в., вокруг Печерского монастыря сооружена каменная стена. На некоторых улицах Киева имелась деревянная мостовая. Зажиточные мещане и казацкая старшина Подола пользовались специальным водопроводом, изготовленным из деревянных труб.
Освобождение Киева от гнета польской шляхты, расширение экономических связей с Россией в результате воссоединения Украины с Россией и вхождения города, в состав Русского государства, предоставление царским правительством различных привилегий городу способствовали его дальнейшему экономическому развитию.