Народное образование. В центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства постоянно находятся вопросы образования и воспитания подрастающего поколения, подготовки его к трудовой деятельности. Дальнейшее совершенствование и повышение эффективности учебно-воспитательной работы, уровня общеобразовательной и политической подготовки учащихся, формирование их коммунистической нравственности, марксистско-ленинского мировоззрения, глубокой идейной убежденности положены в основу постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972 г.), а также «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», принятых 6-й сессией Верховного Совета СССР. Основные принципы политики партии в деле просвещения на современном этапе отразил и Закон о народном образовании, утвержденный Верховным Советом УССР в 1974 году.
К началу 1965/66 учебного года в Киеве работали 293 школы всех видов, в т. ч. 222 дневные общеобразовательные, 71 вечерняя (сменная) и заочная, 23 школы-интерната, в которых обучалось 213,8 тыс. учеников (из них 170,1 тыс.— в дневных общеобразовательных школах, в т. ч. 115,5 тыс.— в средних), работало 11,3 тыс. учителей{Київ у цифрах, с. 82, 84.}. В дальнейшем количество средних школ увеличивалось как за счет реорганизации неполных средних школ в средние, так и за счет открытия новых школ. Так, за 1966—70 гг. их введено в действие на 35,6 тыс. ученических мест, за 1971—1975 гг.— на 41,2 тыс., за годы десятой пятилетки построено 30 средних школ (около 42 тыс. учащихся). В целом количественный рост школ города за последние десять лет характеризуется следующими цифровыми данными: в начале 1970/71 учебного года насчитывалось 289 общеобразовательных школ всех видов, в которых обучалось 231,7 тыс. человек, работало 11,8 тыс. учителей, в 1980/81 учебном году — 305 школ всех видов (288 тыс. учащихся, 14,8 тыс. учителей, при этом в 244 дневных общеобразовательных школах занималось 263,7 тыс. учащихся). Укрепление учебно-материальной базы/520/ школ дало возможность охватить средним образованием 99,8 проц. выпускников восьмых классов. В 1965 году среднюю школу окончили 21 150 учащихся, в 1980 году — 25 458.
Урок ведет учительница средней школы № 173 Герой Социалистического Труда Н. В. Онацкая. 1979 г.
Улучшилось обеспечение школ современными наглядными пособиями, техническими средствами обучения. В 1977 году в школах Киева завершен переход на кабинетную систему обучения.
Успешно выполнялось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащихся общеобразовательных школ» (1978 г.). Заметно возросло число школ и классов с углубленным теоретическим и практическим изучением ряда предметов: в 1975 году их насчитывалось 9, в 1981 году — 24.
Весомый вклад внесли педагогические коллективы Киева в решение такой важной проблемы, как изменение структуры школы — переход с четырехгодичного на трехгодичное начальное обучение детей. Массовому переходу к этому обучению, осуществленному в 1969/70 учебном году, предшествовали тщательно проведенные психологопедагогические исследования, экспериментальная работа.
В осуществлении задач, поставленных Коммунистической партией и Советским правительством в области народного образования, большая роль принадлежала школьным партийным организациям. В их поле зрения находились вопросы всеобуча, внедрения новых учебных планов и программ, укрепления материальной базы школ, борьбы за глубокие знания учащихся, всемерное упрочение связи школы с семьей и общественностью, все аспекты идейно-воспитательной работы.
Со второго полугодия 1962/63 учебного года в школах был введен новый предмет — обществоведение. В процессе его изучения десятиклассники приобретают умение самостоятельно работать над произведениями основоположников марксизма-ленинизма, составлять развернутые планы, тезисы, готовить рефераты, доклады, пользоваться материалами периодической печати. В ряде школ созданы кабинеты обществоведения.
Важнейшей составной частью всей идейно-политической работы школ Киева является воспитание учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина. Положительный опыт в этом накоплен в средней школе № 57 им. В. И. Ленина (директор Л. Н. Попова, секретарь партийной организации И. П. Новобранцева). Благодаря настойчивой целеустремленной работе всего педагогического коллектива школы создана целая система по изучению ленинского теоретического наследия, учитывающая возрастные и познавательные возможности школьников. Применяемая методика ознакомления с произведениями В. И. Ленина способствует развитию инициативы и самостоятельности учащихся, готовит их к жизни, вырабатывает умение и навыки самостоятельной работы над ленинскими произведениями. В процессе изучения ленинского наследия на уроках и во внеклассных мероприятиях у школьников воспитываются гражданская зрелость, классовый подход к оценке явлений общественной жизни, умение бороться за свои убеждения, отстаивать коммунистические идеалы, применять усвоенные ленинские положения в оценке исторических процессов прошлого и настоящего. В школе создан постоянно действующий психолого-педагогический семинар учителей, где изучаются биография вождя, его деятельность как педагога и пропагандиста. Тесное содружество школы с филиалом музея В. И. Ленина, Институтом педагогики УССР, позволяет организовать работу по ленинской теме на научной основе. Опыт работы педагогического коллектива этой школы одобрен бюро Киевского горкома Компартии Украины и рекомендован для внедрения в практику всех школ города.
В становлении идейных убеждений учащейся молодежи, воспитании у нее общественно-политической активности все большую роль играют школьные комсомольские и пионерские организации. Постоянно совершенствуются методы их работы. Действенной формой изучения и практического осуществления заветов Ильича является Ленинский зачет, получивший широкое распространение в комсомольских организациях города. Эффективной формой патриотического воспитания юношей и девушек стали походы по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Их участники восстановили немало дорогих советским людям страниц истории Великой Отечественной войны, собрали много реликвий, документов, записали волнующие рассказы очевидцев боевых подвигов.
Многолетняя дружба связывает учащихся Киевской средней школы № 21 с коллективами школ под № 21 столиц всех братских республик и со школой № 21 родины В. И. Ленина — города Ульяновска. Традиционным стало проведение в школах города дней братских республик, завершающихся красочными фестивалями дружбы./521/
Под девизом «В боях отстояли Отчизну свою» проводилась в 1980 году Всесоюзная экспедиция «Моя Родина — СССР».
В школах города создано 397 экспедиционных отрядов, более 100 музеев, залов, комнат боевой славы, деятельность которых отличается высокой политической активностью, общественно-полезной направленностью. Так, например, в школе № 195 Дарницкого района красные следопыты в течение нескольких лет работали над темой «Руководящая роль Коммунистической партии в борьбе Киевского подполья в годы Великой Отечественной войны». В школе создано 17 поисковых групп из учащихся 4—10 классов, собравших более 3 тыс. экспонатов о подпольщиках Киева и установивших многие ранее неизвестные факты их деятельности. На двух мраморных плитах, помещенных в одном из залов музея боевой славы этой школы, золотыми буквами начертаны имена 147 погибших членов подпольной организации Киева, которые установили красные следопыты. Многогранную работу проводит клуб интернациональной дружбы школы № 191. В нем — 7 секций: союзных республик, зарубежных стран, лекторов, любителей искусства, филателистов и другие. Ежегодно проводятся здесь школьные фестивали дружбы союзных республик. Заслуживает внимания также опыт военно-патриотического и интернационального воспитания в педагогических коллективах школ №№ 2, 43, 61, 110, 122, 131, 191, 204, 212, 220, городского Дворца пионеров и школьников им. Н. А. Островского.
В повышении уровня учебно-воспитательной работы в школе важную роль играют меры, направленные на обеспечение трудового воспитания учащихся. Совершенствуется проверенная практикой система трудового обучения по линии углубления политехнического образования, разносторонних связей школы с производством, усиления внимания к вопросам профессиональной ориентации. В начальных классах школ учащихся знакомят с производственной деятельностью взрослых, прививают элементарные трудовые навыки. Ученики 7—8_х классов приобретают знания по общетехническим дисциплинам — машиноведению, электротехнике, техническому черчению, выполняют различные технологические операции по обработке материалов, занимаются конструированием, техническим моделированием. В 9—10-х классах завершается подготовка школьников к труду (трудовые политехнические практикумы, а в некоторых школах — производственное обучение). Все более широкий размах приобретают поиск и инициатива педагогов-практиков и педагогов-ученых в осуществлении ленинских принципов единой трудовой политехнической школы, в укреплении делового сотрудничества с промышленными предприятиями, организациями, учреждениями. Активизации этих поисков способствовало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977 г.){«Правда», 1977, 29 декабря.}. В 1980/81 учебном году в 200 школах города проводилось производственное обучение по 40 профилям, которым охвачено 26 327 старшеклассников, или 87,5 проц. их общей численности.
Занятия радиотехнического кружка на Киевской городской станции юных техников. 1981 г.
Вошли в практику и новые, более действенные организационные формы содружества педагогических и производственных коллективов — советы содействия школе, советы трудового и производственного обучения, советы наставников. Поучителен опыт тесного содружества производственного объединения «Завод Арсенал» со средними школами №№ 77, 89, 90. Шефами комсомольских организаций и пионерских отрядов этих школ являются цеховые комсомольские организации, комсомольско-молодежные бригады.
Многие выпускники киевских школ ежегодно пополняют ряды рабочих производственного объединения, им. С. П. Королева. Важную роль в этом играет созданная на предприятии лаборатория профессиональной консультации и профотбора. Бюро горкома партии одобрило также инициативу производственных объединений «Завод Арсенал», «Кристалл», авиационного завода им. 50-летия Октября по оказанию помощи школам, проводимую под девизом «Трудовому воспитанию и профориентации школьников — активную помощь производственных коллективов». Большую профориентационную работу среди учащихся подшефных: школ ведут партийные, профсоюзные, комсомольские организации крупных производственных объединений им. С. П. Королева, «Химволокно», «Большевик» и других.
Прогрессивной формой трудовой подготовки и профессиональной ориентации учащихся являются учебно-производственные комбинаты. В 1980/81 учебном году, например, в девяти комбинатах трудового обучения и профориентации учащихся обучалось 9372 десятиклассника 145 школ города, из них 8,6 тыс. сдали квалификационные экзамены и получили соответствующие разряды./522/
В образцовом детском саду «Зіронька». 1981 г.
Одной из целесообразных форм деятельности, которыми обогатилась в последние годы школьная практика, стали трудовые объединения старшеклассников, лагеря труда и отдыха. Только летом 1981 года в 59 стационарных лагерях труда и отдыха работали и отдыхали 30 636 старшеклассников. Получили дальнейшее развитие трудовые отряды старшеклассников, работающие на предприятиях местной промышленности, общественного питания, в сфере обслуживания, в лесничествах. Переход ко всеобщему среднему образованию молодежи, дальнейшее развитие школы неразрывно связаны с успешным решением сложного комплекса задач и прежде всего — с осуществлением восьмилетнего обучения, а также с расширением сети школ и групп продленного дня, специальных школ-интернатов, где созданы благоприятные условия для всестороннего развития учащихся, стимулирования их познавательных интересов.
Большую работу по осуществлению среднего образования проводят вечерние (сменные) общеобразовательные школы рабочей молодежи со стационарной и заочной формами обучения. В начале 1981/82 учебного года в 39 вечерних (сменных) заочных общеобразовательных школах обучалось 28,3 тыс. человек, в т. ч. в 9—11 классах — 27,7 тыс. В 1981 году вечернюю среднюю школу окончили 10 101 человек.
Успешному выполнению решений партии и правительства о школе способствует последовательная, целенаправленная работа по систематическому повышению идейно-теоретического и профессионального уровня педагогических кадров. «Задачи педагогов,— говорил Л. И. Брежнев на Всесоюзном съезде учителей (1968 г.) — заботиться о том, чтобы учащаяся молодежь горела желанием идти путем В. И. Ленина, чтобы это стремление у юношей и девушек стало глубокой внутренней потребностью»{Всесоюзный съезд учителей. 1968. Стенографический отчет. М., 1969, с. 146.}.
Значительную работу по оказанию помощи школам Киева в улучшении обучения и воспитания учащихся проводят институты Академии наук УССР, Киевский государственный университет им. Т. Г. Шевченко и другие высшие учебные заведения города. В 1978 году во встречах с ведущими учеными на базе 32 академических институтов приняли участие 2776 учителей, перед которыми выступили 156 академиков и членов-корреспондентов АН УССР, докторов, кандидатов наук. Городской отдел народного образования и научно-исследовательские институты педагогики и психологии УССР организовали проблемные семинары для директоров школ, работников народного образования. 65 школ города определены как экспериментальные Научно-исследовательского института педагогики УССР. Особое значение приобрело совершенствование методики преподавания в школах с целью привития учащимся умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.
Большой опыт работы по повышению эффективности обучения и коммунистического воспитания накоплен в образцовых школах №№ 25, 26, 51, 57, 77, 118, 149, 173, 212, 217, специальных школах-интернатах №№ 5 и 15, а также в школах №№ 39, 50, 59, 84, 142, 147 и других. Здесь активно внедряются в практику достижения педагогической науки, передового опыта, технические средства обучения. Заслуженным авторитетом пользуются учителя Герои Советского Союза А. Я. Ворончук, И. П. Витковский, Герои Социалистического Труда В. П. Иваненко и Н. В. Онацкая. В многочисленном учительском коллективе Киева — 8 кавалеров ордена Ленина, 12 — ордена Октябрьской Революции, 71 — ордена Трудового Красного Знамени, 54 — заслуженных учителя УССР, 1818 отличников народного образования СССР и УССР. Значителен и ценен опыт работы педагогов К. Ф. Безбах, Г. Е. Глущенко, Н. Ф. Говорухи, В. Т. Гороновской, Л. Н. Дусанской, Т. М. Кищук, М. С. Мациборы, Г. Л. Мусиенко, Н. А. Пшеничной, Л. В. Черняевой и многих других.
Много внимания уделяется вопросам идейно-политической и профессиональной подготовки учительских кадров. Широкое распространение получило в городе движение «Каждому учителю — высшее политическое образование». В 1977 году горком партии, горсовет, горком профсоюзов и горком комсомола утвердили «Комплексный план организационных и социально-экономических мероприятий, направленных на улучшение воспитания, обучения и оздоровления детей и подростков в городе Киеве». Эта инициатива одобрена ЦК Компартии Украины{«Правда Украины», 1977, 16 апреля.}. В плане предусмотрены мероприятия по улучшению дошкольного воспитания детей, повышению эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в школе, совершенствованию внеклассной и внешкольной работы, обеспечению массового охвата детей и юношества повседневными занятиями физкультурой и спортом, расширению культурно-массовой работы. Объединение усилий партийных и советских органов, общественных организаций позволило достичь поло-/523/жительных результатов в создании дополнительной материальной базы для работы с детьми, в укреплении единства обучения и воспитания, в обеспечении последовательности и преемственности в работе различных звеньев народного образования, в усилении связей школы, семьи и общественности в воспитательной работе с детьми.
Дошкольное воспитание является неотъемлемой частью всей системы народного образования. В 1981 году в Киеве насчитывалось 726 детских садов, среди них 15 удостоены звания образцовых. За годы десятой пятилетки введено в строй 141 дошкольное учреждение на 38,2 тыс. мест — в два раза больше, чем за девятую пятилетку — причем 40 проц. новостроек сооружено за счет средств предприятий и организаций. В свете решений XXVI съезда КПСС о необходимости создания предпосылок для постепенного перехода на обучение детей с 6-летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ большое значение приобретает работа по усилению преемственности начальной школы и детского сада{Материалы XXVI съезда КПСС, с. 181, 216.}. В детских дошкольных учреждениях воспитывается 91,1 проц. детей шестилетнего возраста. В городе — около 1 тыс. подготовительных групп, в трех школах открыты подготовительные классы для детей в возрасте шести лет.
Уже теперь 90,2 проц. первоклассников в школах города составляют бывшие воспитанники детских садов. В ряде школ города успешно осуществляется эксперимент по совершенствованию общего режима групп продленного дня, привлечению специалистов к организации во внеурочное время кружков, различных секций. В 1981/82 учебном году школами и группами продленного дня было охвачено 67,4 проц. учащихся 1—3 классов. Только в период подготовки к 1981/82 учебному году дополнительно оборудованы около 200 классов и кабинетов для начальной школы, более 150 кабинетов ручного труда.
Занятия в кружке космонавтики в Киевском городском Дворце пионеров и школьников им. Н. А. Островского. 1981 г.
Всестороннему развитию учащихся способствуют музыкальные школы и классы (в них обучается около 25 тыс. детей), подростковые клубы и комнаты школьников по месту жительства (их создано 164). Кружковой работой, которая ведется в домах пионеров, на детских технических станциях, охвачено 52 тыс. детей. Кроме того, в 12 клубах юного техника занимаются 2,5 тыс. школьников. На базе институтов, школ, Дворца пионеров и школьников им. Н. А. Островского создано городское ученическое общество «Исследователь». В мае 1977 года Президиум АН УССР, гороно, горком комсомола создали в Киеве Малую Академию наук школьников (МАИ), которая является добровольным объединением старшеклассников, проявляющих интерес к научно-исследовательской деятельности. МАН состоит из отделений по общественным и гуманитарным, физико-математическим, техническим, химико-биологическим наукам, по охране природы. Филиалы и отделения МАН функционируют при академических, учебных и научно-исследовательских институтах. При Институте математики Академии наук Украинской ССР работает университет юных математиков, в котором обучается свыше 300 школьников.
Из года в год обогащается содержание, совершенствуются стиль и методы работы внешкольных учреждений, прежде всего Киевского городского Дворца пионеров и школьников им. И. А. Островского, возглавляемого заслуженным учителем УССР Д. А. Сорокиной. Десятки тысяч школьников ощутили на себе благотворное влияние этого крупнейшего внешкольного учреждения страны. Городскому дворцу пионеров и дворцу пионеров Зализничного района присвоено звание образцовых. В городе организованы сотни детских коллективов художественной самодеятельности, 25 из них стали лауреатами I Всесоюзного фестиваля самодеятельного народного художественного творчества трудящихся, пяти — присвоено почетное звание самодеятельного народного коллектива.
Расширилась сеть школьных кинотеатров, детских библиотек, художественных школ, студий изобразительного искусства.
Более целенаправленными стали связи школ Киева с творческими организациями и союзами. Большой популярностью у школьников пользуются недели Государственного академического театра оперы и балета УССР им. Т. Г. Шевченко для детей и юношества. Коллективы киевских театров, музеев, творческих союзов активно участвуют в эстетическом воспитании, развитии творческих способностей детей. При шефской помощи Союза художников Украины в Киеве создано около 50 студий изобразительного искусства. За годы десятой пятилетки введено в строй более тысячи объектов для/524/ всестороннего и гармонического развития детей и подростков, многие из которых построены за счет средств предприятий и организаций. В Подольском районе, например, предприятия и организации на эти цели выделили более 6 млн. руб. В районе созданы учебно-производственный комбинат, клуб и флотилия юных моряков, три лагеря труда и отдыха, межшкольный стадион, Дворец пионеров и школьников. В Дарницком и Зализничном районах открылись станции юных техников, в Дарницком — магазин-салон, в Днепровском — детские кафе, в Печерском — юношеские клубы, в Радянском — библиотека им. Ленинского комсомола.