-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Культурно-просветительные учреждения

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/450/

Культурно-просветительные учреждения. В послевоенные годы Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли постоянную заботу о культурно-просветительных учреждениях, о восстановлении, расширении и укреплении их материальной базы, обеспечении кадрами культпросветработников. Сразу же после изгнания оккупантов в Киеве начало развиваться массовое патриотическое движение за восстановление учреждений культуры силами общественности. Клубы и дома культуры, красные уголки, парки культуры и отдыха, библиотеки и музеи восстанавливались и создавались не только за счет государственных ассигнований, которые с каждым годом возрастали, но и на средства профсоюзных организаций, ведомств, отдельных учреждений, промысловой и потребительской кооперации. В течение ряда лет во всех районах столицы проводились субботники и воскресники по восстановлению культурно-просветительных учреждений. Самое активное участие в них принимали рабочие предприятий и строек, служащие советских учреждений, студенты и учащиеся, воины находившихся в Киеве подразделений Советской Армии. Уже в 1946 году в городе возобновили свою деятельность 15 клубов, свыше 50 красных уголков, 24 районные библиотеки с фондом 400 800 экземпляров, 8 парков культуры и отдыха, 5 музеев{Киевский облпартархив, ф. 5, оп. 1/3, д. 224, л. 102, 104, 105.}. К концу четвертой пятилетки сеть культурно-просветительных учреждений не только достигла довоенного уровня, но и значительно превысила его. В январе 1951 года в Киеве действовали 62 хорошо оборудованных клуба и дома культуры, 538 красных уголков, 519 библиотек с фондом 10 млн. книг, 12 музеев{«Правда Украины», 1951, 7 января.}.

В течение 50-х и в начале 60-х годов в столице республики шло интенсивное строительство дворцов и домов культуры, библиотек, парков культуры и отдыха, осуществлялось обеспечение их новой мебелью, музыкальными инструментами, литературой и техническими средствами. Именно в этот период открылись Октябрьский дворец культуры со зрительным залом на 2180 мест, Дворец культуры завода «Точэлектроприбор», дома культуры заводов «Арсенал» и «Ленинская кузница», комбината искусственного волокна, клуб треста «Киевгорстрой-4», библиотеки им. А. М. Матросова, им. В. Г. Короленко, им. Т. Г. Шевченко,/451/ им. Н. В. Гоголя, им. П. П. Вершигоры и др. Приняли первых посетителей Голосеевский парк, созданный, с учетом богатых природных условий на площади 145 га, Гидропарк площадью около 800 га, парк культуры и отдыха им. Ленинского комсомола{«Соціалістична культура», 1957, № 9, с. 36.}. В 1951 году началась реконструкция Центрального парка культуры и отдыха{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 9, д. 92, л. 109.}. Большие массивы садов, красивые склоны Днепра, дороги и аллеи парка были хорошо оборудованы и красочно оформлены. Наглядная агитация своевременно обновлялась и имела тематическую направленность. В 1953 году, например, Пионерский сад был оформлен на тему «Наша цель — коммунизм». 14 художественных композиций освещали новый могучий подъем народного хозяйства страны, повышение материального и культурного уровня советских людей в пятой пятилетке. Одна из аллей парка была оформлена на тему «Дружба народов СССР»{«Культурно-освітня робота», 1953, № 5, с. 29.}.

Центром проведения многочисленных патриотических мероприятий киевлян стал парк Славы, открытый в 1957 году на Печерском крутом склоне. В центре парка возведен монументальный обелиск из темно-серого полированного гранита высотой 26 метров, у подножия обелиска зажжен Вечный огонь над могилой Неизвестного солдата. Вдоль центральной аллеи парка размещены могилы с перезахороненными останками 34 героев, погибших за свободу и независимость нашей Родины.

Благодаря повседневной заботе партии, огромным государственным ассигнованиям, широкому патриотическому движению трудящихся в Киеве была создана разветвленная сеть культурно-просветительных учреждений: в 1960 году насчитывалось 84 клуба, дворца и дома культуры, 406 массовых библиотек с книжным фондом 6212,8 тыс. единиц{Київ у цифрах. Статистичний збірник. К., 1966, с. 149.}, 11 музеев, более 20 парков{Народне господарство міста Киева. Статистичний збірник. К., 1963, с. 7, 153.}.

Партийные организации и государственные органы уделяли исключительное внимание подготовке, воспитанию и распределению кадров культпросветработников. Для работы в клубных учреждениях, библиотеках и музеях, парках культуры и отдыха направлялись выпускники вузов и техникумов. Для подготовки и переподготовки культпросветработников действовала четкая система курсов и семинаров, построенная с учетом специфики работы кадров и их специальных знаний. Это имело особое значение для организации планомерного обучения и воспитания культпросветработников без отрыва от основной деятельности. К работе в культпросветучреждениях широко привлекался актив из числа рабочих и служащих, передовой молодежи.

Для практического руководства и осуществления государственного контроля за работой культпросветучреждений еще в феврале 1945 года при СНК УССР был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений, а при исполкоме Киевского городского Совета депутатов трудящихся — отдел культурно-просветительной работы, позднее преобразованный в городское управление культуры.

В 40—50-е годы ЦК Компартии Украины и Совет Министров УССР приняли ряд постановлений, направленных на улучшение работы клубов, библиотек и музеев. Исключительно важное значение для идейного направления всей культурно-просветительной работы имели постановления ЦК КПСС и ЦК Компартии Украины по идеологическим вопросам, принятые в тот период.

Руководствуясь решениями вышестоящих партийных органов, Киевский городской комитет партии постоянно направлял работу культурно-просветительных учреждений, оказывал им всестороннюю помощь. На заседаниях бюро и пленумах горкома и райкомов партии систематически рассматривались вопросы деятельности отдельных клубов, библиотек, музеев, парков культуры и отдыха и культурно-просветительной работы в комплексе{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 3, д. 949, л. 240—261; оп. 9, д. 9, л. 109—113; д. 90, л. 4; оп. 16, д. 383, л. 9—14; ф. 5, оп. 1/3, д. 224, л, 106.}. По этим вопросам принимались конкретные решения, которые имели огромное значение для улучшения массово-политической и культурно-просветительной работы среди населения города.

В послевоенные годы клубы, дворцы и дома культуры большое внимание уделяли агитационно-пропагандистским мероприятиям, в частности организации лекционной пропаганды среди населения.

Среди фабрично-заводских лекториев Киева выделялся лекторий завода «Арсенал» им. В. И. Ленина. В его работе принимали активное участие 26 человек — инженерно-технические работники, новаторы производства, партийные и профсоюзные работники завода, учителя и врачи Печерского района. Хорошо работали также лектории заводов «Ленинская кузница», «Большевик» и другие{Архив Украинского республиканского совета профессиональных союзов, ф. 2, оп. 1, д. 142, лл. 3, 4.}.

Наиболее квалифицированные лекторские силы были сосредоточены в городской организации Общества по распространению научных и политических знаний, которая в 1960 году объединяла 2,5 тыс. лекторов. Среди них находились академики и члены-корреспонденты АН СССР и АН УССР, доктора и кандидаты наук, высококвалифицированные специалисты различных отраслей науки, техники и культуры, передовики и новаторы производства{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 3, д. 595, л. 215; ф. 5, оп. 1/3, д. 224, л. 106; «Культурно-просветительная работа», 1950, № 7, с. 22.}.

Чрезвычайно разнообразной была тематика лекций. Она охватывала все стороны внутренней и международной жизни, научные и народнохозяйственные проблемы, оперативно отражала важнейшие события времени. Наряду с организацией лекций клубные учреждения города широко использовали и такие формы массово-политической работы, как беседы, громкие читки газет и журналов, политинформации, которые/452/ проводились повсеместно, особенно в первые послевоенные годы.

В арсенале средств массово-политической работы клубных учреждений важнейшую роль играла наглядная агитация. Наиболее распространенными ее формами являлись плакаты, лозунги, призывы, карты, диаграммы, доски показателей социалистического соревнования, доски почета. Они вывешивались не только в помещениях культпросветучреждений, но и на территории предприятий, цехов, производственных участков. Широко освещая производственные успехи и достижения трудовых коллективов, наглядная агитация вскрывала также недостатки в работе, помогала устранять их.

Повсеместной формой массово-политической и культурно-воспитательной работы клубных учреждений в послевоенные годы стали тематические вечера, встречи с передовиками и новаторами производства, ветеранами революции, гражданской и Великой Отечественной войн, Героями Советского Союза и Героями Социалистического Труда, известными писателями, учеными, деятелями искусства, представителями братских народов. Эффективность этих мероприятий заключалась прежде всего в том, что в них сочетались политическая агитация с производственной пропагандой, воспитание патриотических чувств и пролетарского интернационализма с организацией культурного отдыха. В 1949 году только в профсоюзных клубах, домах и дворцах культуры Киева было проведено свыше 6 тыс. массовых мероприятий, которыми охвачено около 450 тыс. человек{Киевский горгосархив, ф. Р-987, оп. 1, д. 243, л. 6.}.

В клубе завода «Красный экскаватор» тематические и производственные вечера проводились регулярно, два раза в месяц. Они посвящались главным образом конкретным жизненным проблемам предприятия, в частности, распространению передового опыта, развитию творческой инициативы рабочих, повышению культурно-технического уровня молодых кадров. Так, например, несколько вечеров было посвящено пропаганде опыта известного токаря лауреата Государственной премии СССР В. К. Семинского.

Большое количество вечеров, проводимых в клубных учреждениях, посвящалось революционным и советским праздникам, знаменательным датам, проблемам коммунистического строительства.

Постоянное внимание клубные учреждения уделяли организации и работе различных самодеятельных кружков. Помимо кружков художественной самодеятельности повсеместно работали кружки политические, экономические, технические, оборонно-спортивные, прикладного искусства. В их работе принимали участие десятки тысяч рабочих и служащих, студентов и учащихся, комсомольцев и пионеров.

Особенно широкий размах получила в эти годы художественная самодеятельность. Число кружков самодеятельного искусства и их участников с каждым годом возрастало. Если в начале 1948 года в клубных учреждениях Киева насчитывалось 324 кружка, объединявших 10 тыс. участников{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 3, д. 949, л. 251.}, то в конце 1951 года их количество возросло до 730, а число участников превысило 25 тыс.{Киевский горгосархив, ф. Р-987, оп. 1, д. 6, л. 1.}. В последующие годы самодеятельное искусство киевлян развивалось еще интенсивнее. В период празднования 40-летия Великого Октября, в 1957 году, в столице республики работало 900 кружков художественной самодеятельности, в которых принимало участие около 35 тыс. человек{«Правда Украины», 1957, 5 сентября.}.

Важное значение для развития самодеятельного искусства имели ежегодные районные и городские смотры, республиканские олимпиады художественной самодеятельности и фестивали молодежи, которые регулярно проводились начиная с 1945 года.

Неисчерпаемым родником народных талантов явился городской смотр индивидуальных исполнителей художественной самодеятельности, состоявшийся в марте 1952 года. В нем принимали участие 463 самодеятельных артиста — люди разных профессий и возрастов.

В смотре, состоявшемся в начале 1953 года, приняли участие 57 хоров и вокальных ансамблей, 13 духовых и 14 оркестров народных инструментов, 5 капелл бандуристов и симфонический оркестр, объединявшие около 5 тыс. человек. Эти коллективы показали многогранный, высокоидейный репертуар, продемонстрировали возросшее художественное мастерство{«Культурно-освітня робота», 1953, № 2, с. 19.}.

С большим успехом выступил на этом смотре старейший самодеятельный коллектив города — хоровая капелла Дворца культуры завода «Большевик», художественным руководителем которой в послевоенные годы был А. Ю. Петровский. Под его руководством состав капеллы все время расширялся за счет талантливой заводской молодежи, обогащался и обновлялся репертуар, совершенствовалось творческое мастерство. В ее исполнении часто звучали сложные хоровые произведения украинских советских композиторов и композиторов братских республик, русские, украинские, белорусские, грузинские, молдавские и другие народные песни.

Капелла систематически выступала не только перед коллективом родного предприятия и общественностью Киева, но и далеко за пределами столицы республики. За активную пропаганду музыкальной культуры и в связи с 25-летием творческой деятельности в 1948 году она была награждена Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета УССР.

Высоким мастерством и культурой исполнения отличались и другие самодеятельные коллективы: танцевальный ансамбль Дома культуры завода «Красный экскаватор», ансамбль бандуристов медицинского института, женский театрализованный ансамбль Киевского государственного университета, симфонический оркестр городского бытового промыслового совета{Там же, с. 20, 21.}./453/

Проведение смотров и фестивалей способствовало дальнейшему развитию художественной самодеятельности во всех районах города, привлечению к участию в ней широких слоев населения. В Московском районе, например, в 1958 году в кружках самодеятельного искусства занималось свыше 5 тыс. человек{Московский район г. Киева. К., 1959, с. 181.}.

Художественная самодеятельность была разнообразной по формам, видам и жанрам, демонстрировала высокий идейный уровень, многогранный репертуар, родство и тесную связь культур украинского и русского народов, всех народов СССР. Она выявляла новые таланты из народа. Многие самодеятельные артисты пополняли профессиональные творческие коллективы, направлялись для учебы в специальные учебные заведения. В их числе была и воспитанница Киевской школы трудовых резервов, ныне народная артистка СССР Е. С. Мирошниченко{Розвиток української культури за роки Радянської влади. К., 1967, с. 260.}.

Своей разнообразной повседневной работой среди населения многие клубы, дворцы и дома культуры заслужили широкую популярность и всеобщее признание{Киевский облпартархив, ф. 5, оп. 1/3, д. 224, л. 104.}. В Московском районе Киева в 40—50-е годы своей многогранной и плодотворной деятельностью выделялся Дом культуры железнодорожников им. М. В. Фрунзе. В 1958 году в нем работало 18 творческих коллективов, в которых принимали участие свыше 550 человек. Активными помощниками партийных организаций в проведении политико-воспитательной работы среди трудящихся, в мобилизации масс на выполнение решений партии и правительства были также клуб кондитерской фабрики им. К. Маркса, дворцы культуры заводов «Арсенал» и «Большевик», Октябрьский дворец культуры и другие.

По содержанию, формам и методам своей деятельности к клубным учреждениям близко примыкали парки культуры и отдыха. Основное внимание они уделяли пропаганде решений Коммунистической партии и Советского правительства, достижений советского народа в борьбе за восстановление и дальнейшее развитие социалистического народного хозяйства, коммунистическому воспитанию трудящихся, их культурному обслуживанию.



Киевский литературно-мемориальный дом-музей Т. Г. Шевченко. 1978 г.

Среди киевских парков ведущее место по праву принадлежало Центральному парку культуры и отдыха, занимавшему огромную территорию на живописных склонах Днепра. Уже в 1946 году в нем систематически, два раза в неделю, читались лекции, четыре раза — выступали духовой и симфонический оркестры, проводились концерты художественной самодеятельности{Там же, ф. 5, оп. 1/3, д. 224, л. 105.}. С каждым годом совершенствовались и расширялись формы и методы его массовой работы. В 1953 году в парке было прочитано 140 лекций, состоялось 150 концертов, в т. ч. 20 лекций-концертов музыкального лектория, в которых приняли участие композиторы, музыканты и артисты столицы Украины и деятели искусств ряда братских республик. Тематические вечера и читательские конференции были посвящены 60-летию со дня рождения В. В. Маяковского, 125-летию со дня рождения Л. Н. Толстого, 100-летию со дня рождения В. Г. Короленко, творчеству А. С. Пушкина, А. М. Горького{«Культурно-освітня робота», 1953, № 5, с. 29, 30.}.

В летний период 1955 года в Центральном парке культуры и отдыха было прочитано 178 лекций, на каждой из которых присутствовало до тысячи человек, проведено 205 концертов, в т. ч. 84 концерта художественной самодеятельности, 38 — мастеров искусств и 40 — симфонического оркестра, 36 — тематических вечеров, читательских конференций, творческих встреч, 10 — встреч с новаторами промышленного и 8 — с новаторами сельскохозяйственного производства, организовано 20 массовых и 14 детских гуляний. Наглядная агитации парка, большинство лекций, концертов и других массовых мероприятий были посвящены успехам в экономическом и культурном строительстве нашей страны, встрече предстоящего XX съезда КПСС{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 16, д. 99, л, 32, 33.}.

Разнообразную политико-воспитательную и культурно-просветительную работу среди трудящихся проводили другие парки культуры и отдыха: Голосеевский, им. Ленинского комсомола, им. А. С. Пушкина.

20 августа 1958 года бюро городского комитета партии приняло постановление «О работе парков культуры и отдыха города Киева», в котором были определены меры дальнейшего развертывания и расширения агитационно-пропагандистской и воспитательной деятельности этих очагов культуры{Там же, д. 383, лл. 9—14.}. Во всех районах осуществлялась огромная работа по строительству и ремонту необходимых сооружений, обеспечению инвентарем и оборудованием, обновлению наглядной агитации, улучшению всей деятельности парков. В результате парки культуры и отдыха города усилили политико-массовую работу среди посетителей, в частности поли-/454/тическую информацию, путем организации газетных витрин, галерей политической сатиры. Главное внимание они уделяли пропаганде решений партии и правительства, освещению проблем коммунистического строительства, культурному обслуживанию населения, посвящая этому различные мероприятия.



Здание Государственного исторического музея Украинской ССР. 1977 г.

В системе культурно-просветительной работы одно из центральных мест занимали библиотеки. Широко пропагандируя книги и все другие виды печатной продукции, они помогали советским людям повышать свой общеобразовательный уровень, овладевать марксистско-ленинской теорией, основами наук.

В 1947—1949 гг. ЦК КП(б)У и Совет Министров Украинской ССР приняли ряд постановлений, направленных на улучшение работы библиотек республики. Решения Коммунистической партии и Советского правительства определили главные задачи библиотечной работы, а постоянное практическое руководство ею городским и районными комитетами партии и местными Советами депутатов трудящихся сыграло исключительно важную роль в расширении сети библиотек, наиболее рациональном их размещении по районам города, в подготовке и воспитании библиотечных кадров.

Возобновив свою деятельность в тяжелых условиях войны, библиотеки с каждым годом улучшали обслуживание населения книгами. Киевская областная библиотека им. ВКП(б), например, располагая ограниченными возможностями в связи с тем, что ее здание было разрушено немецко-фашистскими захватчиками, уже в 1946 году имела в своем фонде 55 тыс. книг, которыми пользовались 7 тыс. постоянных читателей{Киевский облпартархив, ф. 5, оп. 3, д. 137, л. 69.}.

К началу 1947 года в городе работало 26 районных, 328 профсоюзных и ведомственных библиотек с фондом 6670 тыс. книг{Киевский горгосархив, ф. Р-1, оп. 4, д. 183, л. 12.}. С каждым годом возрастали государственные ассигнования на комплектование библиотек, за счет местных средств пополнялись фонды библиотек профсоюзов, ведомств, учреждений. Неоценимую помощь в восстановлении книжного фонда библиотек Украины, в т. ч. и Киева, оказали братские народы СССР и прежде всего великий русский народ. Только из Москвы в библиотеки Украины в 1944—1948 гг. было бесплатно передано 4,5 млн. книг{Розвиток української культури за роки Радянської влади, с. 261.}. Это дало возможность к концу четвертой пятилетки довести количество библиотек Киева до 519, а их фонды — до 10 млн. экземпляров{«Правда Украины», 1951, 7 января.}. В 1960 году в Киеве работала 1121 библиотека (24 млн. экземпляров книг){Киевский горгосархив, ф. Р-1, оп. 5, д. 807, л. 231.}. Библиотеки обогатились четвертым изданием сочинений В. И. Ленина, новой общественно-политической, научно-технической и художественной литературой. В них широко были представлены произведения классиков русской, украинской и зарубежной литературы, современных авторов.

Библиотечные работники проводили большую и разнообразную работу по популяризации книги в массах. Использовались широкая сеть передвижных библиотек, заочный и межбиблиотечный абонементы и другие формы обслуживания населения. Например, библиотека им. Н. В. Гоголя своими передвижками обслуживала 6 предприятий Московского района, шефствовала над библиотекой села Западинки Васильковского района Киевской области.

Библиотека им. Марко Вовчок через свои филиалы и книжные пункты и 17 передвижек обслуживала рабочих цементного завода, Корчеватского и Пироговского кирпичных заводов, авторемонтных мастерских и колхозников села Чапаевки{Московский район г. Киева, с. 182.}.

С ростом библиотек и их книжных фондов увеличивалось и количество читателей. Так, если в 1951 году в 43 государственных библиотеках города было около 2 млн. читателей, то в 74 таких библиотеках в 1961 году их насчитывалось уже 6,5 млн.

Помимо обслуживания трудящихся книгами библиотеки повсеместно организовывали читательские конференции, диспуты, выставки{Киевский горгосархив, ф. Р-986, оп. 1, д. 35, л. 6.}. К таким формам работы с читателями чаще всего прибегали для обсуждения художественных патриотических произведений, в частности книг о Великой Отечественной войне. Все районные, многие профсоюзные, ведомственные и школьные библиотеки в те годы чаще всего проводили читательские конференции по книгам «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, «Знаменосцы» А. Т. Гончара, «Битва в пути» Г. Е. Николаевой, «Далеко от Москвы» В. Н. Ажаева.

Огромную работу проводила подлинная сокровищница культуры Центральная научная библиотека АН УССР. В 1957 году в ней насчитывалось свыше 5,8 млн. книг и журналов, 7,6 млн. экземпляров газет. Наряду с отечественной библиотека располагала литературой более чем на 80 языках мира. Этим бесценным богатством ежегодно пользовалось 300 тыс. человек. Ежедневно здесь обслуживали 1300 посетителей{По рідному району. К., 1958, с. 37, 38.}./455/

Большую воспитательную работу среди киевлян и гостей столицы вели музеи, в экспозициях которых отражены героическое прошлое и настоящее украинского народа, успехи пашей страны в экономическом и культурном развитии.

Организации многогранной деятельности музеев способствовало постановление ЦК КП(б)У «О состоянии и мерах улучшения работы музеев», принятое в сентябре 1949 года. Руководствуясь этим постановлением, музеи Киева сосредоточили главное внимание на пропаганде марксистско-ленинской науки, борьбе с проявлениями буржуазной идеологии, освещении героической истории и братской дружбы народов СССР, успехов советского народа в строительстве социализма и коммунизма.

Особым вниманием и любовью трудящихся пользовался Киевский филиал Центрального музея В. И. Ленина, возобновивший свою деятельность в апреле 1945 года. До 1960 года его посетило около 5 млн. человек, для которых было проведено свыше 75 тыс. лекций-экскурсий, дано около 20 тыс. консультаций. Ежедневно музей посещали более 1000 человек{«Коммунист Украины», 1960, № 4, с. 65.}.

Киевский филиал Центрального музея В. И. Ленина стал одним из наиболее крупных центров пропаганды марксизма-ленинизма и идейно-политического воспитания киевлян и гостей столицы республики. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные записи в книге отзывов. Например, группа рабочих предприятий Дарницы, посетившая музей В. И. Ленина в 1948 году, писала: «Мы идем отсюда с таким чувством, как будто у нас выросли крылья и у каждого в два раза больше стало силы. Мы уверены, что каждый советский человек, посетив этот музей, еще больше будет любить и помнить дорогого Ленина»{«Радянська Україна», 1948, 20 апреля.}.

Значительную работу по патриотическому воспитанию проводил Государственный исторический музей УССР, возобновивший свою деятельность в 1944 году. Он располагал более чем 500 тыс. экспонатов. Ежегодно музей посещало 120—150 тыс. человек{Шевченківський район міста Киева. К., 1957, с. 162.}. Только за три месяца накануне празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией в 1954 году работники музея провели 573 тематические лекции-экскурсии, обслужив ими 25 тыс. человек{«Культурно-освітня робота», 1954, № 2, с. 18.}.

Большой популярностью пользовались Государственный музей украинского изобразительного искусства, Киевский музей русского искусства, Киевский государственный музей Т. Г. Шевченко, Киевский музей западного и восточного искусства. Все они разнообразными методами и формами пропагандировали достижения отечественной и мировой культуры.

Культурно-просветительные учреждения Киева систематически оказывали методическую и практическую помощь районным и сельским клубам и библиотекам Киевской области. Они проводили семинары и совещания сельских культпросветработников, передавали им свой опыт в организации массово-политической работы среди населения, помогали создавать кружки художественной самодеятельности, собирали для них литературу, посылали в села агиткультбригады. Только в 1961 году дворцы культуры и клубы города направили в села области 75 агиткультбригад{«Коммунист Украины», 1961, № 3, с. 20.}, провели в колхозах свыше 450 концертов художественной самодеятельности, передали 48 тыс. книг{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 20, д. 215, л. 119.}.

Клубы, дома и дворцы культуры, библиотеки и музеи, парки культуры и отдыха были активными помощниками партийных организаций и сыграли значительную роль в повышении политической и трудовой активности, коммунистической сознательности и общей культуры киевлян./456/