-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Изобразительное искусство

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/445/

Изобразительное искусство. В первые послевоенные годы основными темами произведений киевских художников стали героика Великой Отечественной войны, радость возвращения недавних воинов к мирному тру-/446/ду. Решения Коммунистической партии и Советского правительства по идеологическим вопросам способствовали преодолению недостатков в их творческой деятельности, расширению сюжетно-тематического диапазона произведений.



«Черноморцы». Художник В. Г. Пузырьков. 1947 г.

Суровый драматизм войны и высокие моральные качества советских бойцов, непреодолимая воля к победе раскрыты в полотнах В. Г. Пузырькова «Черноморцы», С. Б. Отрощенко «Партизаны», П. С. Сулименко «Знамя победы», В. В. Полтавца «Атака отбита». В картине «Возвращение» В. Н. Костецкий показал взволнованную встречу воина-фронтовика со своей семьей после окончания войны.

Работая над современной темой, киевские мастера кисти усиливали внимание к жизни и быту рабочих («Молодые кадры Донбасса» П. Ф. Депутатовой, «Донецкие шахтеры» В. М. Черникова, «Шахтеры. Смена», «Жаркий день» В. И. Зарецкого), к теме восстановления колхозного села («Хозяева земли» А. Г. Максименко).

В 40—50-е годы раскрылся и окреп талант Т. Н. Яблонской. В картине «Хлеб», сразу же получившей всеобщее признание, художница передала красоту и радость коллективного труда, сплоченность людей в их битве за хлеб. В картине «Весна» преобладают спокойные ритмы, отражающие счастливую мирную жизнь городской детворы. Жизнеутверждающая атмосфера современности, поэзия природы тонко воссозданы в последующих работах художницы — «Над Днепром», «Праздничный вечер».

Глубоким раскрытием внутреннего мира советского человека, особенно молодежи и детей, умением показать современника духовно богатым и содержательным отличаются послевоенные жанровые картины С. А. Григорьева «В родной семье», «Вратарь», «Прием в комсомол», «Обсуждение двойки», «Вернулся».

Значительный вклад внесли киевские художники з разработку исторической тематики. С большим мастерством написана картина Г. С. Мелихова «Молодой Тарас Шевченко в мастерской К. П. Брюллова». Среди произведений живописи, посвященных освободительной борьбе украинского народа против польско-шляхетского гнета, воссоединению Украины с Россией, выделялись полотна М. Г. Дерегуса, С. И. Репина и В. Я. Савенкова «Переяславская рада», М. И. Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом», К. Д. Трохименко и В. Д. Кравченко «Весна 1648 года». Тенденция лирико-эпического осмысления исторической темы нашла наиболее полное выражение в творчестве М. Г. Дерегуса («Тарас во главе войска», «Дума про казака Голоту»), М. И. Кривенко («Ехал казак на войну...»).

Революционная борьба рабочего класса отражена в большой серии полотен В. Ф. Овчинникова «Из искры — пламя». Тема революции и гражданской войны раскрыта в картинах А. М. Лопухова «В Петроград. B. И. Ленин» и «Арест Временного правительства», C. И. Гуецкого «Смольный. 1917 год», в проникнутом песенной романтикой произведении В. В. Шаталина «По долинам и по взгорьям». Появился ряд картин, посвященных коллективизации, первым годам советского строительства, среди них выделяется «Первая комсомольская ячейка на селе» В. А. Чекашока.

Развитие портретной и пейзажной живописи в первые послевоенные годы связано в основном с творчеством художников старшего и среднего поколения. Портреты партизанки М. В. Вовчик-Блакитной, народной артистки СССР М. И. Литвиненко-Вольгемут, знатных сталеваров Днепровского металлургического завода им. Ф. Э. Дзержинского, созданные А. А. Шовкуненко, свидетельствуют об исключительном умении художника раскрыть духовный мир человека, подчеркнуть типическое в его характере. Портреты поэтессы Н. Л. Забилы, поэта Л. С. Первомайского, автопортрет написал Д. Н. Шавыкин. Худоя«гак создал и замечательные пейзажи — «Чайки», «Вечер на Днепре».

Интерес к жанру портрета постоянно проявляли художники В. Н. Костецкий, С. А. Григорьев. И. И. Тартаковский и др. Ценный вклад в развитие искусства пейзажа внесли Н. П. Глущенко («Утро над Днепром», «Киевская осень»), С. Ф. Шишко («Киев. Вид на Подол», «Набережная Днепра», «Парковый мост»), И. Н. Штильман («Колхозная нива», «Гроза надвигается») и др. Лирической задушевностью, индивидуальной манерой живописи отличались работы младшего поколения пейзажистов — П. Д. Слеты, В. Ф. Яценко, С. Л. Кошевого. В жанре натюрморта много и успешно работали О. Т. Бизюков, Е. В. Волобуев, Г. Д. Зоря, Т. А. Хитрова.

Интенсивное развитие в 40—50-е годы получила монументально-декоративная живопись. Группа киевских монументалистов создала росписи, витражи и орнаментальные рельефы во Дворце культуры в Новой Каховке. Среди росписей здесь выделяется огромный плафон, выполненный на прямоугольном потолке концертного зала на тему «Слава строителям коммунизма» (авторы — В. И. Бондаренко и Б. Н. Пианида). Полуротонда над лестницей, ведущей на второй этаж, украшена многоцветным витражом «Дружба народов», на кото-/447/ром изображены представители народов СССР во время демонстрации на Красной площади в Москве (автор A. В. Мызин).

Киевские монументалисты принимали также участие в сооружении павильона Украинской ССР на Выставке достижений народного хозяйства СССР в Москве. Над главным входом в павильон с большим мастерством выполнен витраж, представляющий собой многофигурную композицию «Переяславская рада» (авторы Г. В. Боня, В. В. Давыдов, С. А. Кириченко). Интерьер подземной станции Московского метрополитена «Киевская-кольцевая» украсили мозаичные композиции, посвященные исторической тематике — многовековой дружбе украинского и русского народов (автор эскизов А. В. Мызин).

Характерными произведениями монументальной живописи конца 50-х годов являются плафон в Киевской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (художник А. М. Чернов), панно В. И. Бондаренко «Казацкая песня» и Д. Н. Шавыкина «Чумацкая песня» в магазине музыкальной литературы на Крещатике, мозаичная композиция «Урожай» С. А. Кириченко и Н. Г. Клейн, выполненные Г. Л. Довженко монументально-декоративные рельефы в Новой Каховке, комплекс росписей на Выставке достижений народного хозяйства Украинской ССР (группа авторов).

Высокого уровня в послевоенные годы достигло мастерство киевских художников театра. А. Г. Петрицкий талантливо оформил постановки опер «Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькевича в Киевском государственном ордена Ленина академическом театре оперы и балета Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко и «Декабристы» Ю. А. Шапорина в Большом театре Союза ССР. Живописные декорации создали художники А. В. Хвостенко-Хвостов — к опере «Галька» С. Монюшко, А. Н. Волненко — к балету «Лесная песня» М. А. Скорульского, Ф. Ф. Нирод — к опере «Арсенал» Г. И. Майбороды в Киевском государственном ордена Ленина академическом театре оперы и балета Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко. Обогащалась сценическая выразительность спектаклей, поставленных с участием художников B. Г. Меллера («Король Лир» У. Шекспира в Киевском государственном ордена Ленина академическом украинском драматическом театре им. И. Франко), Н. И. Духновского («Юность Поли Вихровой» по роману «Русский лес» Л. М. Леонова в Киевском государственном ордена Трудового Красного Знамени русском драматическом театре им. Леси Украинки).

Новых достижений в 40—50-е годы добились киевские художники кино. Глубокое понимание специфики кинематографического образа характерно для творчества художников В. И. Агранова, М. А. Юферова, М. Б. Уманского и других.

Широкий тематический, жанровый и эмоциональный диапазон приобрела в послевоенные годы украинская графика. Переосмысливая лучшие традиции многонационального советского и прогрессивного зарубежного графического искусства, киевские мастера совершенствовали образный язык, обогащали графические техники. Высоким профессиональным мастерством и прочной связью с жизнью народа отмечены послевоенные работы мастеров старшего поколения: серия офортов «В. И. Ленин и Украина» В. И. Касияна и его иллюстрации к произведениям Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, В. С. Стефаника, О. Ю. Кобылянской; иллюстрации И. С. Ижакевича, работавшего вместе с Ф. З. Коновалюком, к поэмам Т. Г. Шевченко и к роману Г. Ф. Квитки-Основьяненко «Пан Халявский»; серии линогравюр А. С. Пащенко — «Киевская сюита», «Государственный историко-культурный заповедник Киево-Печерская лавра», «Киев — Днепр», «Рождение Кременчугской ГЭС». Поэтические офорты создал М. Г. Дерегус (серия «Украинские народные думы и исторические песни», иллюстрации к произведениям классиков русской и украинской литературы, в частности Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, Леси Украинки, Марко Вовчок).



«Первая комсомольская ячейка на селе». Художник В. А. Чеканюк. 1958 г.

К острым и смелым решениям в создании героико-романтических образов исторического и революционного прошлого тяготели художники, пришедшие в искусство в 50-е годы. Особенной популярностью пользовались серии офортов А. Г. Данченко «Освободительная война украинского народа 1648—1654 гг.», «Щорсовцы», серии цветных линогравюр И. М. Селиванова «Арсенальцы», «Его величество рабочий класс» и его же иллюстрации к роману Ю. И. Яновского «Всадники». Лаконизм графического языка и яркая выразительность цвета в линогравюре характерны для работ А. Ф. Фищенко (серии «Канев», «Тарасова земля», «Моя родина»). Проникновенные лирические пейзажи Киева в технике цветной линогравюры создали А. А. Бабкова (серии «Киев», «Киевские пейзажи») и Г. И. Гаркавенко («Университет имени Т. Г. Шевченко», «Днепр вечерний», «Октябрьский дворец культуры зимой»). Широко используя народные традиции и опираясь на достижения украинской и русской графики предшествующих лет, большой выразительности дости-/448/гают Г. В. Якутович — в оригинальных линогравюрах «Иван Вишенский» и «Аркан», в глубоких, остросоциальных иллюстрациях и в цельном оформлении повести М. М. Коцюбинского «Fata morgana», А. Д. Базилевич — в иллюстрациях к «Тихому Дону» и «Поднятой целине» М. А. Шолохова, «Запискам причетника» Марко Вовчок, в полных народного юмора рисунках к «Приключениям бравого солдата Швейка» Я. Гашека, «Пану Халявскому» Г. Ф. Квитки-Основьяненко.



«Т. Г. Шевченко». Художник В. И. Касиян. Линогравюра. 1960 г.

Успешно работали мастера оформления книг — киевские художники И. П. Хотинок, В. К. Стеценко, В. И. Хоменко и другие.

Особое внимание уделялось плакатному искусству как одному из важнейших средств агитации и пропаганды. Постановление ЦК ВКП(б) «О недостатках и мерах по улучшению издания политических плакатов» (1948 г.) и Всесоюзная конференция по вопросам политического плаката, состоявшаяся в Москве в 1951 году, помогли добиться успехов в этой области искусства. Яркой иллюстрацией достижений киевских плакатистов в эти годы являются работы Т. А. Хвостенко («Хлеб — сила и мощь государства!»), И. Ф. Дзюбана («Шире шаг на наши нивы...»), Ю. П. Мохора и О. К. Терентьева («Коммунизм — это молодость мира и его создавать молодым!»). С 1959 года в Киеве начал работать агитколлектив, в который наряду с мастерами старшего поколения (В. Г. Литвиненко, З. Ш. Толкачев, К. Г. Агнит-Следзевский) вошли молодые художники (Т. А. Лящук, А. М. Долотин, А. А. Капитан и другие).

Творческой школой политической сатиры в Киеве в послевоенные годы стал журнал «Перець». Специальное решение, принятое ЦК КП(б)У в 1946 году в отношении этого журнала, мобилизовало мастеров сатиры на создание высокоидейных и художественно совершенных произведений. Успешно работали художники А. Г. Козюренко, В. Г. Литвиненко, В. Л. Гливенко, К. Г. Агнит-Следзевский и др. С их творчеством связано создание украинской карикатуры, направленной против сил реакции, буржуазной идеологии, а также негативных явлений, имевших место в нашей жизни.

Интенсивно развивались все виды и жанры скульптуры. Творчество мастеров пластики отличали широта проблематики, стремление осмыслить и отобразить характерные стороны советской действительности. В станковой скульптуре преобладал портрет. В первые послевоенные годы появились портреты героев недавних сражений, среди них — бюст комиссара партизанского соединения С. В. Руднева, созданный П. М. Ульяновым (мрамор). Присущие нашему народу мужество, цельность характера передала О. А. Супрун в бюсте «Партизанка» (мрамор). Портреты Героя Социалистического Труда Е. С. Хобты и академика В. П. Филатова работы А. А. Ковалева, как и композиционные портреты сталевара И. Невчаса и Героя Социалистического Труда Л. Водолаги, выполненные А. П. Олейником, знаменовали выдающиеся достижения украинской пластики. Образ современника предстает в них содержательным, наполненным верой в созидательную роль труда. Работа В. М. Клокова «Звеньевая», выполненная из дерева, является одним из лучших примеров решения обобщенного образа в скульптурном портрете.

Тема труда занимала значительное место и в сюжетной скульптуре киевских мастеров. Ей посвящена композиция «Бокораш» В. И. Знобы, изображающая занятого своим нелегким, требующим ловкости и силы трудом бокораша на стремнине горной реки. Особой задушевностью и психологической выразительностью среди жанрово-лирических композиций выделялась скульптура из мрамора Г. Л. Петрашевич «Дитя мое». Изысканной грациозности полны скульптуры Л. А. Гордиенко («Летом» и «Сирень»).

Важную тему раскрывала исполненная гневного протеста против атомного варварства экспрессивная композиция В. А. Галочкина «Хиросима».

В послевоенные годы, как и на протяжении всего периода развития украинской советской скульптуры, особенное внимание киевских деятелей искусства привлекал образ В. И. Ленина. Величавую, исполненную оптимизма скульптуру «Ленин в Горках» создал М. Д. Декерменджи. В композиционной группе из бронзы «В. И. Ленин и Максим Горький на Капри» И. П. Кавалеридзе передан задушевный разговор двух великих людей.

Плодотворно трудились киевские скульпторы, создавая образы деятелей отечественной науки и культуры. Мастерски выполнены портреты Л. Н. Толстого Г. Н. Новокрещеновой (бронза), П. И. Чайковского, М. Ф. Рыльского А. А. Ковалевым (мрамор), В. Г. Белинского П. Ф. Мовчуном, П. Г. Тычины, Н. Д. Стражеско И. П. Шаповалом (мрамор).

Многие мастера пластики работали над образом Т. Г. Шевченко. В его решении наметились новые черты. М. Г. Лысенко создал образ поэта-бунтаря, подчеркнув это и общей монолитной композицией, и лепкой, и некоторым преувеличением реальных пропорций./449/

Историко-революционная тематика, помимо ряда портретных решений, нашла свое воплощение в композиционных, чаще всего однофигурных, скульптурах. Среди них — работа Л. Д. Сабанеевой «После гражданской», изображающая недавнего красноармейца с киркой в руках; композиции «Уходили комсомольцы» B. З. Бородая, «В. Боженко» Е. А. Мельничук. Исполнена внутренней энергии при внешней сдержанности и даже застенчивости «Делегатка» И. Н. Копайгоренко. Тема дружбы народов раскрыта в скульптуре «Сестры» Г. Л. Петрашевич.

С окончанием войны активизировалась работа киевских скульпторов в области монументальной пластики. В содружестве с русскими скульпторами в городе сооружены памятники В. И. Ленину (скульптор C. Д. Меркуров, архитекторы А. В. Власов и В. Д. Елизаров) и генералу Н. Ф. Ватутину (скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник С. А. Кириченко). Среди монументов, увековечивающих недавнее героическое прошлое,— памятник-музей в честь освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков, воздвигнутый на месте командного пункта 1-го Украинского фронта в селе Новые Петровцы Киевской области. Он выполнен из железобетона и кованой меди (архитекторы А. М. Милецкий, В. В. Бакланов, скульптор И. Г. Першудчев). Эти же авторы и архитектор Л. В. Новиков создали в Киеве на живописных склонах Днепра мемориальный комплекс в честь воинов Советской Армии, погибших в борьбе за свободу Родины; в центре его — монумент Вечной Славы.



A. А. Шовкуненко, Н. П. Глушенко, Т. Н. Яблонская, B. И. Касиян, М. Г. Лысенко, М. Г. Дерегус. Фото 1964 г.

В первое послевоенное десятилетие в Киеве сооружены памятники герою гражданской войны Н. А. Щорсу (скульпторы М. Г. Лысенко, В. З. Бородай, Н. М. Суходолов, архитекторы А. В. Власов и А. И. Заваров) на бульваре Т. Г. Шевченко и великому писателю-революционеру И. Я. Франко (скульпторы А. Е. Белостоцкий и О. А. Супрун, архитектор Н. К. Иванченко) в сквере возле здания Киевского государственного академического украинского драматического театра им. И. Франко. Ряд значительных памятников по проектам киевских мастеров пластики и архитекторов был воздвигнут в других городах страны и за рубежом. Среди них — величественный монумент в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, сооруженный в Переяславе-Хмельницком (скульпторы В. П. Винайкин, В. В. Гречаник, П. Ф. Кальницкий, архитектор В. Г. Гнездилов), памятники: Т. Г. Шевченко в городе Палермо в Канаде (скульпторы А. П. Олейник, М. К. Вронский, архитектор В. Г. Гнездилов), грузинскому поэту Давиду Гурамишвили на его могиле в Миргороде (скульптор Я. С. Ражба, архитекторы К. С. Джанашия и Ш. Чедия), Героям Советского Союза Н. И. Кузнецову в Ровно (скульпторы В. П. Винайкин, И. П. Шаповал, архитектор В. Г. Гнездилов) и С. В. Рудневу в городе Путивле Сумской области (скульпторы М. К. Вронский, А. П. Олейник). Интенсивная работа велась киевскими скульпторами над памятниками-бюстами в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР об установлении памятников дважды Героям Советского Союза на их родине. К. В. Диденко выполнил памятники-бюсты А. Ф. Федорова (воздвигнут в Днепропетровске) и С. А. Ковпака (установлен в селе Котельва Полтавской области). Над памятниками дважды Героям Советского Союза работали также киевские мастера пластики М. К. Вронский, Я. С. Ражба и многие другие.

Многогранный образ современника — активного строителя коммунизма киевские скульпторы раскрыли в памятниках дважды Героям Социалистического Труда С. Д. Виштак, Ф. И. Дубковецкому (скульптор обоих памятников И. В. Макогон, архитекторы М. Т. Катернога, Я. Ф. Ковбаса), О. К. Диптан (скульптор Г. П. Гутман, архитектор В. Г. Гнездилов).

Значительный вклад внесли киевские художники в развитие украинского декоративно-прикладного искусства. Созданный еще в годы Великой Отечественной войны при Академии архитектуры УССР Научно-исследовательский институт художественной промышленности, опираясь на свою экспериментальную базу, разрабатывал образцы декоративных тканей, керамических изделий и мебели для внедрения в массовое производство. Возобновило подготовку молодых специалистов для художественной промышленности Киевское училище прикладного искусства. Базой для изучения и популяризации народного творчества стал филиал Киевского государственного музея украинского искусства (с 1964 года — Государственный музей украинского народного декоративного искусства УССР).

В производстве художественных тканей большая роль принадлежала З. В. Вишневской, Т. В. Мороз, Н. П. Грибань, Л. В. Пресняковой, И. З. Решетник. Новый тип декоративной ткани с традиционным рисунком «плахта» одним из первых создал мастер по ткачеству С. Г. Нечипоренко.

В первые послевоенные годы по эскизам Д. Н. Шавыкина были сделаны гобелены «Освобождение Киева» и «Воссоединение», по эскизу В. И. Бондаренко — «30/450/ лет Советской Украины». По рисункам, разработанным И. С. Литовченко, созданы гобелены «Советская Украина в семье братских республик», «Советская Украина», «Т. Г. Шевченко» (последние два — в соавторстве с М. Т. Литовченко).

Ярким своеобразием сочного, преимущественно растительного орнамента по темному фону, плавными выпуклыми формами отличается киевская керамика. Мастером широкого творческого диапазона в области керамики в это время стал Е. С. Железняк, создавший проникновенные композиции на лирические («Прощание с казаком»), эпические («Казак Мамай»), веселые шуточные («Кузнец Вакула верхом на черте») или исторические сюжеты («Гонта с сыновьями»), часто навеянные литературными произведениями. Исключительным разнообразием форм и лепного декора поражают многочисленные декоративные керамические произведения, созданные Д. Ф. Головко.

Новое интересное направление в художественном оформлении украинского фарфора дало применение на Киевском экспериментальном художественно-керамическом заводе петриковской народной росписи (В. Ф. Клименко-Жукова, сестры В. И. Павленко и Г. И. Павленко-Черниченко, М. К. Тимченко). Над фарфоровой скульптурой малых форм с большой изобретательностью и фантазией работали О. Л. Жникруп и В. И. Щербина.

В 50-е годы расширяется ассортимент и улучшается качество продукции, выпускаемой Киевским заводом художественного стекла. Обобщенность форм, выразительные тональные соединения, использование налепных украшений и применение техники свободного выдувания, активное обращение к народным традициям характерны для изделий Л. М. Митяевой, И. В. Зарицкого, П. П. Аверкова.

С восстановлением народного хозяйства и дальнейшим развертыванием социалистического строительства изобразительное и декоративно-прикладное искусство Киева интенсивно развивалось во всех своих видах и жанрах. Киевским художникам, скульпторам, архитекторам принадлежала ведущая роль в мощном идейном и художественном подъеме украинского послевоенного искусства. Они принимали активное участие в художественных выставках, посвященных 30-летию и 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции, 300-летию воссоединения Украины с Россией, в выставках, приуроченных к декадам украинской литературы и искусства в Москве (1951 и 1960 гг.).

Значительным событием в культурной жизни республики, в т. ч. и Киева, был II республиканский съезд художников Украины, состоявшийся в 1956 году. В следующем году состоялся I всесоюзный съезд художников СССР, подведший итоги творческих достижений и определивший перспективы дальнейшего развития советского искусства.

Широким признанием заслуг деятелей изобразительного искусства является избрание действительными членами Академии художеств СССР В. И. Касияна, А. А. Шовкуненко (1947 г.), С. А. Григорьева (1958 г.), членами-корреспондентами — Т. Н. Яблонской (1953 г.), М. Г. Лысенко (1958 г.), М. Г. Дерегуса (1958 г.), присуждение Государственных премий СССР М. К. Вронскому (1951 г.), С. А. Григорьеву (1950 г.), А. А. Ковалеву (1950 г.), Г. С. Мелихову (1948 г.), П. Ф. Мовчуну (1952 г.), А. П. Олейнику (1951 г.), А. Г. Петрицкому (1949, 1951 гг.), В. Г. Пузырькову (1948, 1950 гг.), М. Б. Уманскому (1948 г.), А. В. Хвостенко-Хвостову (1949 г.), М. И. Хмелько (1948, 1950 гг.), Т. Н. Яблонской (1950, 1951 гг.).