Архитектура. Вскоре после освобождения Киева от гитлеровцев архитекторы и строители активно включились в решение грандиозных задач восстановления и реконструкции города. В 1944 году правительство Советской Украины объявило всесоюзный конкурс на составление проекта застройки центральной магистрали города — Крещатика. В нем приняли участие/444/ архитекторы Киева, Москвы, Ленинграда и Харькова. На основании лучших конкурсных предложений коллектив «Киевпроекта» при участии архитекторов А. В. Власова, А. В. Добровольского, В. Д. Елизарова, А. И. Заварова, А. И. Малиновского и Б. И. Приймака разработал окончательный вариант проекта застройки. В последние годы четвертой пятилетки в городе развернулось новое строительство и прежде всего реконструкция Крещатика.
Жилые дома на Крещатике. Фото 1978 г.
Архитектурное лицо центральной улицы, ставшей в два раза шире (за счет сноса разрушенных зданий), составили многоэтажные общественные и жилые здания, а также проложенный на естественной террасе широкий бульвар. Первые этажи зданий облицовывались красным гранитом, стены верхних этажей — светлой керамикой, что придавало сооружениям легкость и торжественность. Из общественных сооружений Крещатика особенно выделялись здания горсовета, Министерства культуры и Министерства сельского хозяйства УССР, консерватории, почтамта. Новые жилые дома (от № 13 до № 17) соединяются аркой, подчеркивающей вход в пассаж. Против улицы Ленина вырос архитектурный ансамбль из двух жилых 10-этажных корпусов башенного типа, между которыми на высоком холме с зелеными террасами возведен 13-этажный жилой дом с башней, увенчанной шпилем.
К концу пятилетки было восстановлено большинство разрушенных сооружений города, в частности здания Верховного Совета Украинской ССР, Киевского государственного университета, библиотеки им. КПСС.
В 1949 году Советское правительство утвердило первый послевоенный генеральный план восстановления и развития Киева, рассчитанный на 20 лет. Авторы его предусматривали значительную реконструкцию киевских площадей, расширение зоны зеленых насаждений и улучшение санитарно-гигиенического состояния. В соответствии с планом жилые многоквартирные дома строились в центральных районах на отдельных свободных участках или на месте снесенных старых зданий. Большое внимание уделялось массовому жилищному строительству. Требования времени и уровень технической оснащенности строительных организаций обусловили быстрое возведение поселков, где сооружались двух- и четырехэтажные дома (Сырец, Дарница и другие).
Широко развернулись работы по консервации, ремонту и реставрации памятников истории и культуры, разрушенных гитлеровскими оккупантами. Архитекторы и реставраторы возвращали неповторимые черты ансамблю Киево-Печерской лавры, колокольне Софийского собора, Андреевской церкви, Мариинскому дворцу, строениям Выдубицкого и Кирилловского монастырей.
Тысячи киевлян — рабочие, служащие, студенты и школьники — участвовали в воскресниках по восстановлению зеленого богатства города. На Трухановом острове разбили парк. От стадиона «Динамо» до Аскольдовой могилы проложили парковую дорогу. Восстанавливался Ботанический сад Академии наук УССР. На склонах Днепра был построен летний Зеленый театр на 4100 мест. Использованное при этом старое крепостное сооружение придало амфитеатру особый, романтический вид.
В 1953 году завершилось строительство моста через Днепр для автомобильного, трамвайного и пешеходного движения протяженностью 1540 метров, шириной 27 метров. Мост имеет литые чугунные ограды и светильники. Сооружение моста началось еще до войны. Гитлеровские захватчики разрушили часть готовых опор, металлические пролетные строения разобрали и вывезли из Киева. Непосредственное участие в проектировании и строительстве моста после войны принимал академик АН УССР Е. О. Патон, именем которого и назван этот самый большой в мире цельносварной мост. Через Днепр был построен и пешеходный мост длиной до 400 метров, соединивший город с Трухановым островом — излюбленным местом отдыха киевлян.
В развитии архитектуры первых послевоенных лет четко определяются этапы, отражающие общие тенденции поисков нового стиля. Интересной градостроительной достопримечательностью Киева первого этапа строительства является архитектурный ансамбль Выставки передового опыта в народном хозяйстве УССР (ныне — Выставка достижений народного хозяйства УССР), возведение которого началось в 1952 году в Голосеевском лесу. На территории в 337 га расположены 30 павильонов и другие сооружения. Центром композиции ансамбля является Главный павильон, увенчанный 26-метровым шпилем. Основные разделы выстав-/445/ки — промышленность, строительство и транспорт, сельское хозяйство, наука и культура.
Для застройки Киева 1945—1955 гг. характерно стремление придать внешнему облику зданий торжественный вид при помощи большого количества украшений (башен, колонн, арок и карнизов).
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР в 1955 году приняли постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Усилия архитекторов и строителей стали направляться преимущественно на создание удобного и дешевого жилья. Решению этой проблемы благоприятствовало быстрое развитие строительной индустрии. В 50-е годы в Киеве, в районе Телички, было построено несколько заводов, производящих строительные детали и конструкции. Большая мощность домостроительных комбинатов позволила широко применить поточный метод сооружения и превратить процесс строительства в монтаж из готовых элементов.
Широкое использование легких конструкций из сборного железобетона, больших застекленных плоскостей внесли свежесть и новизну в архитектуру Киева. Становление новой архитектуры города прослеживается на примере ряда крупных сооружений, в частности построенного в 1958—1960 гг. Дворца спорта на 12 тыс. зрителей — светлого четырехэтажного здания из стекла и алюминия, 12-этажной гостиницы «Москва», органично вписавшейся в ансамбль Крещатика (построена в 1954—1961 гг.).
В 1961 году на проспекте 40-летия Октября вступил в строй автовокзал. Четкая, предельно лаконичная форма здания вокзала с простым венчающим карнизом, удачно найденные пропорции сочетаются с удобной для пассажиров внутренней планировкой. Здесь есть зал ожидания, гостиница. Интерьеры оформлены декоративной мозаикой.
Вслед за автовокзалом сдан в эксплуатацию новый речной вокзал. Авторы придерживались классической, строго симметричной схемы композиции, традиционных архитектурных форм. Со стороны реки здание четырехэтажное, а со стороны площади — двухэтажное. Оно выделяется светлой фактурой стен, увенчано трехъярусной легкой башенкой со шпилем и золоченым флюгером на нем в виде эмблемы парусного корабля. Залы ожидания оформлены декоративными панно, посвященными истории Киева: «Из варяг в греки», «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев», «Установление Советской власти на Украине», а также на темы «Днепр индустриальный» и «Днепр — отдых».
В связи с ростом населения и территориальным развитием Киева возник вопрос о строительстве наиболее надежного и быстроходного вида транспорта — метрополитена. В дореволюционном Киеве об этом не могли и мечтать. В 1913 году один из членов Киевской городской думы, побывавший в парижском метро, заявил: «Вещь для Киева невозможная... Разве что через века»{«Радянська Україна», 1960, 14 августа.}. Но социалистическая действительность опередила века. В соответствии с постановлением XVI съезда КП(б)У летом 1949 года на берегу Днепра, а также на Крещатике, в ботаническом саду университета и на привокзальной площади появились строительные площадки метро. Сооружали его свыше 400 предприятий Украины и других союзных республик. Вагоны строились на Мытищинском заводе Московской области, эскалаторы — в Ленинграде и Москве, мрамор добывали в Закарпатье и на Урале.
6 ноября 1960 года состоялось открытие первой линии Киевского метрополитена, связавшей железнодорожный вокзал и Днепр. Вступили в строй первые пять станций — «Вокзальная», «Университет», «Крещатик», «Арсенальная», «Днепр». Каждый наземный и подземный вестибюль имеет индивидуальное художественное решение. В подземном зале станции «Вокзальная» на круглых щитах из анодированного алюминия изображены фрагменты исторических событий. В глубине подземного зала станции «Университет» установлена скульптура В. И. Ленина, на пилонах — скульптурные портреты деятелей науки и культуры — М. В. Ломоносова, Г. С. Сковороды, Д. И. Менделеева, Т. Г. Шевченко, А. С. Пушкина, И. Я. Франко, А. М. Горького, А. А. Богомольца. Подземный зал станции «Крещатик» украшен керамическими панно на пилонах. Второй выход из подземного зала ведет на улицу Октябрьской революции, где для наземного вестибюля сооружен павильон. Тема художественного оформления станции «Арсенальная» — борьба рабочих-арсенальцев за власть Советов. Станция «Днепр» выполнена в виде застекленной платформы.
В связи с развернувшимися работами и новым направлением в архитектуре в генеральный план были внесены значительные коррективы, выразившиеся в переходе к застройке города крупными жилыми массивами. На смену старой сплошной застройке небольших кварталов по периметру, с ориентацией главных фасадов на улицу либо площадь, пришла планировочная система, основанная на принципах микрорайонирования со свободной планировкой, создающей больше удобств для жителей города.
В начале 60-х годов свыше 50 проц. нового жилищного строительства в Киеве велось крупными массивами на свободных территориях. Если в 1956 году строился лишь один жилой массив — Первомайский, то в 1961 году — 20. В результате выполнения генерального плана восстановления города его границы значительно расширились. Дальнейшее развитие получило типовое проектирование как основное направление в советской архитектуре. Создавались экономичные типовые проекты жилых домов, школ, зданий, детских дошкольных учреждений и различных сооружений для культурно-бытового обслуживания населения.