Кино. Украинское советского киноискусство, как и вся социалистическая культура, в 40—50-е годы продолжало развиваться в духе партийности, реализма и народности, базируясь на принципах социалистического интернационализма, плодотворного творческого взаимодействия и постоянного взаимообогащения братских национальных культур. Много внимания развитию киноискусства уделяли Коммунистическая партия и Советское правительство.
В первые послевоенные годы на Киевской киностудии трудились ветераны кино — режиссеры И. А. Савченко, М. С. Донской, Б. В. Барнет, В. А. Браун, операторы Д. П. Демуцкий, И. И. Шеккер, А. А. Мишурин и др. Художественным руководителем студии с 1945 по 1948 год был выдающийся украинский актер А. М. Бучма. Вначале здесь выпускали одну-две картины в год. В фильмах «Подвиг разведчика» Б. В. Барнета и «Третий удар» И. А. Савченко, посвященных теме Великой Отечественной войны, показало проявление нравственной силы советских людей в час тяжелейших испытаний.
Герои приключенческой ленты «Подвиг разведчика» — простые советские люди, ведущие неравную борьбу в глубоком тылу врага. В обстановке постоянной опасности раскрываются характеры патриотов, поступками которых руководят безграничная любовь к Родине,/442/ коммунистическая идейность. В картине заняты П. П. Кадочников, А. М. Бучма, М. Ф. Романов, В. Н. Добровольский, Д. Е. Милютенко и др. В 1948 году фильм «Подвиг разведчика» был удостоен Государственной премии СССР.
В кинокартине «Третий удар» с документальной точностью воспроизведены наступательные операции советских войск по освобождению Крыма, созданы образы солдат и военачальников, олицетворяющие мужество советских людей в борьбе с ненавистным фашизмом.
Выдающимся явлением в украинском киноискусстве первых послевоенных лет явился фильм И. А. Савченко «Тарас Шевченко» (1951 г.). Главный герой его — великий украинский поэт и художник, мыслитель, революционный демократ. Исполнитель роли Т. Г. Шевченко С. Ф. Бондарчук создал образ человека непоколебимой стойкости, самобытного таланта и революционной убежденности. Кинолента пронизана идеей братской дружбы свободолюбивых народов, порабощенных царизмом. В 1949 и в 1952 годах фильмы И. А. Савченко «Третий удар» и «Тарас Шевченко» удостоены Государственной премии СССР.
В 1955 году Киевская киностудия выпустила 11, а в 1956 году — уже 15 кинокартин. Росту производства фильмов способствовало улучшение технической оснащенности студии — осваивались новая широкоэкранная техника кино, съемочная и проекционная аппаратура, стереофонический звук, более совершенные методы воспроизведения цвета.
Расширился творческий коллектив студии. В ее работу включились писатели А. Т. Гончар, А. С. Левада, М. А. Стельмах, Ю. П. Дольд-Михайлик, Л. Д. Дмитерко, А. Е. Ильченко, Л. И. Смилянский и др. В постановке фильмов принимали участие такие режиссеры, как Т. В. Левчук, А. Ф. Швачко, А. С. Маслюков, И. П. Кавалеридзе, В. М. Иванов, пришедшие из театра В. И. Ивченко, Ю. С. Лысенко, операторы М. К. Черный, А. К. Пищиков, В. Г. Войтенко. В 50-е годы были созданы фильмы-спектакли «В степях Украины» и «Калиновая роща» (по А. Е. Корнейчуку), «Украденное счастье» (по И. Я. Франко), «Мартын Боруля» (по И. К. Карпенко-Карому), кинокомедии «За двумя зайцами» (по М. П. Старицкому) и «Шельменко-денщик» (по Г. Ф. Квитке-Основьяненко).
В. А. Браун поставил проникнутые любовью к простому человеку фильмы «Максимка» и «Матрос Чижик» (по К. М. Станюковичу), «Мальва» (по А. М. Горькому). Хорошо были встречены киноленты А. М. Бучмы и А. Ф. Швачко «Земля» (по О. Ю. Кобылянской). М. С. Донского «Дорогой ценой» (по М. М. Коцюбинскому){Этот фильм отмечен Британской киноакадемией как лучший зарубежный фильм 1958 года, демонстрировавшийся в Англии.}, «Мать» (по А. М. Горькому), А. С. Маслюкова и М. З. Маевской «Педагогическая поэма» (по А. С. Макаренко). Создавались исторические, историко-биографические фильмы — «Григорий Сковорода» (режиссер И. П. Кавалеридзе), «Иван Франко» и «Пламя гнева» (режиссер Т. В. Левчук), «Олекса Довбуш» (режиссер В. М. Иванов).
Одной из первых удачных картин на современную тематику — о буднях украинского колхозного села — была «Судьба Марины», поставленная режиссерами В. И. Ивченко и И. П. Шмаруком по сценарию Л. А. Компаниец. Продолжая лучшие традиции киноискусства 30-х годов, авторы фильма стремились к раскрытию яркой человеческой индивидуальности. Глубина и правдивость конфликта, сочетание лиризма и юмора, поэтическое изображение среды, яркое актерское исполнение (образ Марины Власенко создала артистка Е. П. Литвиненко, карьериста Терентия, мужа героини, сыграл артист Н. О. Гриценко) способствовали тому, что картина получила положительную оценку общественности.
Фильмы о героизме советских моряков поставил В. А Браун. Один из них — «В мирные дни» (оператор Д. П. Демуцкий) в 1952 году был удостоен Государственной премии СССР.
Революционные события на Украине освещали картины А. А. Алова и В. Н. Наумова. В фильмах «Тревожная молодость» (сценарий В. П. Беляева и М. Ю. Блеймана) и «Павел Корчагин» (сценарий К. Ф. Исаева) режиссеры продолжали героико-романтические традиции советского киноискусства. Фильм «Павел Корчагин» награжден серебряной медалью на международном кинофестивале, состоявшемся в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Москва, 1957 г.).
К 40-летию Великого Октября Киевская киностудия выпустила киноповести «Крутые ступени» С. Ф. Навроцкого, «Правда» И. П. Шмарука и В. Н. Добровольского (сценарий А. С. Левады по мотивам пьесы A. Е. Корнейчука). В фильме «Правда» впервые в истории украинского киноискусства был создан образ B. И. Ленина (актер Г. И. Юченков). Значительными художественными достоинствами отличались эпические ленты (двухсерийный фильм «Киевлянка» Т. В. Левчука по сценарию И. В. Луковского и «Кровь людская — не водица» Н. К. Макаренко по роману М. А. Стельмаха). На III Всесоюзном кинофестивале, преходившем в 1960 году в Минске, «Киевлянка» была отмечена поощрительным дипломом.
Героико-романтические традиции советского киноискусства, традиции А. П. Довженко (имя которого в 1957 году присвоено Киевской киностудии), И. А. Савченко, C. М. Эйзенштейна и В. И. Пудовкина, создателей кинофильма «Чапаев» С. Д. и Г. Н. Васильевых ярко проявились в творчестве нового поколения кинематографистов, в частности в остродраматических, эмоциональных картинах В. И. Ивченко «Чрезвычайное происшествие» и «Иванна». В двухсерийной киноповести «Чрезвычайное происшествие» (1958 г., сценарий В. Калинина, Д. Кузнецова, Г. Я. Колтунова), основанной на подлинных жизненных фактах, показаны героизм со-/443/ветских моряков, захваченных чанкайшистами, напряженная, полная драматических, психологических коллизий борьба экипажа танкера «Туапсе» во главе с помполитом Коваленко (М. А. Кузнецов) за возвращение на Родину.
Острым политическим проблемам, разоблачению буржуазного национализма и религиозного фанатизма, использовавшихся против советского народа фашистскими захватчиками, посвящен кинофильм «Иванна», поставленный по сценарию В. П. Беляева. В основе картины — острый мировоззренческий конфликт, единоборство хитрого и коварного врага советской власти митрополита Шептицкого и украинской девушки Иванны Ставничей (И. Г. Бурдученко), прошедшей нелегкий путь духовного прозрения. Достоверность характеров и обстоятельств, гражданственность и яркая кинематографическая выразительность сделали фильм этапным явлением в творческой биографии В. И. Ивченко, в истории украинского кино. На III Всесоюзном кинофестивале, проходившем в 1960 году в Минске, «Иванна» получила вторую премию.
В конце 50-х — начале 60-х годов творчество киевских кинематографистов характеризовалось более углубленной трактовкой современных проблем. Киноискусство становилось все более аналитическим. В эти годы режиссером Ю. С. Лысенко были созданы фильмы «Гроза над полями» и «Таврия» (по романам А. И. Шияна и А. Т. Гончара), а также киноповесть «Самолет уходит в 9» — о духовном богатстве современной женщины-труженицы.
Интенсивно развивалась документальная и научно-популярная кинематография. Ежегодно в Киеве создавалось около 100 научно-популярных фильмов и более 100 киножурналов и короткометражных документальных лент. Ряд картин конца 40-х годов был посвящен восстановлению народного хозяйства, трудовому героизму рабочего класса и колхозного крестьянства, дружбе и взаимопомощи братских пародов. Из них особенно интересны «Украина возрождается» Г. И. Тасина, «Донбасс» М. Л. Билинского, «Днепрогэс» О. Б. Подгорецкой.
О достижениях республики рассказывали и обзорно-публицистические фильмы «Советская Украина», «Цветущая Украина» М. Я. Слуцкого (первый — совместно с Г. Н. Тасиным). В их создании принимали участие писатели А. С. Малышко, Л. С. Первомайский, операторы К. И. Богдан, В. Г. Войтенко и др. Обе ленты отмечены Государственной премией СССР в 1948 и 1952 годах.
Проблеме единства братских народов СССР был посвящен фильм «Дружба» Г. Н. Тасина по сценарию П. Л. Нагнибеды. К 300-летию воссоединения Украины с Россией созданы ленты «Праздник великой дружбы» и «Навеки с русским народом», снятые по сценариям А. С. Малышко и Л. Д. Дмитерко.
Кадр из фильма «Иванна». 1959 г.
На I Всесоюзном кинофестивале, состоявшемся в 1958 году в Москве, был отмечен документальный фильм «Живи, Украина» (режиссер М. М. Юдин, сценарий М. А. Стельмаха), посвященный 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции, достижениям трудящихся Советской Украины.
В научно-популярной кинематографии нашли отражение важные проблемы развития современной науки, культуры, искусства. Большую популярность и признание получили фильмы заслуженного деятеля искусств УССР Н. В. Грачева «Они видят вновь» и «По следам невидимых врагов», рассказывавшие о достижениях советской медицины и биологии. Эти картины удостоены наград на международных кинофестивалях в Карловых Варах (1948 г.) и в Монтевидео (1957 г.).
Проблемам электроники и атомной физики были посвящены фильмы «Атом служит нам» П. А. Зиновьева (отмечен третьей премией на II Всесоюзном кинофестивале в 1959 году в Киеве) и «Электронный консилиум» С. Л. Шульмана (первая премия на III Всесоюзном кинофестивале в 1960 году в Минске).
Большое познавательное значение имели научно-популярные фильмы киевских кинематографистов, посвященные деятелям литературы и искусства, в частности «Иван Франко», «Леся Украинка», «Шевченко — художник», «Михаил Коцюбинский», «Амвросий Бучма».
В 1959 году на Киевской студии научно-популярных фильмов было организовано творческое объединение художественной мультипликации. В 1960 году вышел первый в послевоенные годы мультфильм «Приключения Перца» (режиссеры И. Б. Гурвич и И. А. Лазарчук). Возрождались традиции этого вида киноискусства, возникшего на Украине в 20—30-е годы.