Театр. В период восстановления разрушенного войной народного хозяйства и культуры театр, как и прежде, оставался активным помощником партии в деле идейно-художественного воспитания широких масс трудящихся.
После возвращения из эвакуации в родной город киевским театрам пришлось восстанавливать материально-техническую базу, создавать новый репертуар. Однако в первые послевоенные годы в их работе имели место некоторые отрицательные тенденции, выразившиеся в снижении идейного уровня спектаклей. Театры Киева в ряде случаев ослабили требовательность при выборе репертуара, мало обращались к лучшим произведениям советской драматургии, поднимающим важные общественные проблемы. Постановления ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» и ЦК КП(б)У «О репертуаре драматических и оперных театров УССР и мерах по его улучшению» (1946 г.) подвергли справедливой критике эти ошибочные тенденции, призвали драматургов и театральных работников создавать пьесы и спектакли, помогающие формированию и обогащению духовного мира советского человека — строителя коммунизма, отвечающие возрастающим культурным запросам трудящихся. «Драматурги и театры,— говорилось в постановлении ЦК ВКП(б),— должны отображать в пьесах и спектаклях жизнь советского общества в ее непрерывном движении вперед, всячески способствовать дальнейшему развитию лучших сторон характера советского человека, с особой силой выявившихся во время Великой Отечественной войны»{КПСС о культуре, просвещении и науке. М., 1963, с. 226.}.
Постановления ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)У открывали перед театральными коллективами перспективы творческого роста.
Коренная перестройка работы театров проявилась прежде всего в более интенсивной подготовке новых высокохудожественных спектаклей, поднимающих острые, жизненно важные проблемы, в укреплении активного сотрудничества с драматургами. Уже с конца 1946 года на сценах киевских театров шли патриотические спектакли, воспевавшие величие и духовную красоту советского человека.
Тепло встретили зрители спектакль «Победители» по пьесе Б. Ф. Чирскова, поставленный на сцене Киевского государственного ордена Ленина академического украинского драматического театра им. И. Франко. В нем захватническим стремлениям гитлеровских оккупантов, вероломно напавших на СССР, противопоставлялись патриотизм советских людей, их уверенность в справедливости священной борьбы, железная воля к победе. Непоколебимый боевой дух советского народа передавал спектакль «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву (инсценировка Н. П. Охлопкова), воскресивший бессмертный подвиг комсомольцев Краснодона. Мужественному сыну Украины, активному участнику партизанской борьбы на Киевщине, Герою Советского Союза П. М. Буйко, зверски замученному гитлеровскими палачами, посвящалась постановка пьесы «Профессор Буйко» Я. В. Баша.
К 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции театр им. И. Франко поставил в новой сценической редакции пьесу А. Е. Корнейчука «Правда». Роль В. И. Ленина исполнял народный артист СССР А. М. Бучма.
Шахтерам Донбасса и труженикам сельского хозяйства посвящены постановки пьес «Макар Дубрава» и «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука. Глубокая идейность, высокий уровень мастерства и художественная убедительность сценического воплощения обеспечили этим спектаклям широкое признание. В 1949 и 1951 гг. спектаклям была присуждена Государственная премия СССР. Лауреатами премии стали/439/ драматург А. Е. Корнейчук, режиссер-постановщик Г. П. Юра, художник А. Г. Петрицкий, исполнители главных ролей А. М. Бучма, Н. М. Ужвий, Ю. В. Шумский, П. М. Нятко, В. Н. Добровольский, О. Я. Кусенко.
Народный артист СССР А. М. Бучма.
Народный артист СССР Ю. В. Шуйский.
Народный артист СССР Д. В. Милютенко.
В последующие годы театр им. И. Франко, который в течение многих лет возглавлял народный артист СССР Г. П. Юра, продолжал создавать спектакли, проникнутые глубокой народностью. Среди них — «Крылья» и «Над Днепром» А. Е. Корнейчука, «Днепровские звезды» Я. В. Баша, «Веселка» Н. Я. Зарудного.
Франковцы ставили пьесы о борьбе за мир и о международной солидарности трудящихся («За вторым фронтом» В. Н. Собко, «Юлиус Фучик» Ю. А. Буряковского), обращались к произведениям, бичующим мещанские пережитки в сознании людей. Большим успехом пользовались спектакли по сатирическим пьесам «Не называя фамилий» В. П. Минко, «Фараоны» А. Ф. Коломийца.
События революции и гражданской войны воскрешали постановки пьес «Незабываемый 1919-й» и «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, «Любовь Яровая» К. А. Тренева, «Арсенал» В. А. Суходольского и другие.
Историческому прошлому нашего народа посвящались спектакли «Петербургская осень» А. Е. Ильченко, «Свадьба Свички» и «Пророк» И. А. Кочерги.
Интересное сценическое воплощение получили шедевры отечественной классики «Без вины виноватые» А. Н. Островского, «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Житейское море» и «Суета» И. К. Карпенко-Карого, «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского.
Над спектаклями в театре им. И. Франко работали режиссеры народный артист СССР М. М. Крушельницкий, народный артист УССР Б. Н. Норд и др. В труппе театра были такие мастера сцены, как народные артисты СССР Н. М. Ужвий, А. М. Бучма, Ю. В. Шумский, В. Н. Добровольский, Д. Е. Милютенко, Е. П. Пономаренко, В. М. Дальский, народные артисты УССР П. М. Нятко, П. Т. Сергиенко и многие другие.
В 1946 году общественность Киева торжественно отметила 20-летие Киевского государственного русского драматического театра им. Леси Украинки. Указом Президиума Верховного Совета СССР театр награжден орденом Трудового Красного Знамени. Ведущим мастерам были присвоены почетные звания народных и заслуженных артистов УССР, 93 работника театра отмечены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Коллектив театра им. Леси Украинки, возглавляемый народным артистом СССР К. П. Хохловым (до 1954 г.), в послевоенные годы много внимания уделял созданию образа современника, всегда творчески подходил к решению этой задачи. Нравственное и духовное величие советского человека раскрывалось в лучших постановках на современную тему по пьесам «Директор» С. И. Алешина, «В добрый час!» и «В поисках радости» В. С. Розова, «Иркутская история» А. Н. Арбузова, «К новому берегу» по В. Т. Лацису.
Были созданы художественно значительные спектакли по пьесам «Под золотым орлом» Я. Г. Галана, «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука, «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова, «Годы странствий» А. Н. Арбузова.
В содружестве с украинским драматургом Л. Д. Дмитерко в театре им. Леси Украинки был поставлен спектакль «Навеки вместе» о дружбе двух братских народов — русского и украинского.
Коллектив театра им. Леси Украинки с чувством большой ответственности отнесся к осуществлению постановок лучших произведений отечественной классики. Среди них — «Хождение по мукам» по А. Н. Толстому, «Дети солнца» и «Враги» А. М. Горького, «Мертвые души» по Н. В. Гоголю, «Каменный властелин» и «В пуще» Леси Украинки.
Успеху спектаклей способствовало творчество режиссеров — народного артиста СССР М. Ф. Романова, народного артиста УССР Н. А. Соколова. В коллективе этого театра успешно работали народный артист СССР Ю. С. Лавров, народные артисты УССР М. М. Белоусов, Л. П. Карташова, В. М. Халатов, В. Ф. Драга, П. И. Киянский и многие другие.
Большую воспитательную работу среди детей дошкольного возраста проводил Республиканский театр кукол, возобновивший работу в 1946 году.
В 1948 году возобновил работу Государственный республиканский театр юного зрителя. Возглавлял его/440/ заслуженный артист УССР В. С. Довбыщенко, а с 1953 года — народный артист УССР А. И. Соломарский. Основу репертуара театра с самого начала составляли пьесы на актуальные темы современности. Первым спектаклем, поставленным на его сцене, был «Смех и слезы» С. В. Михалкова. Постановки таких пьес, как «Непокоренная полтавчанка» П. А. Лубенского, «Гастелло» И. В. Штока, «Дни юности» И. К. Микитенко, «В добрый час» В. С. Розова, «Встреча с юностью» А. Н. Арбузова, «Судьба барабанщика» по А. П. Гайдару, «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому и многие другие способствовали формированию характера и коммунистического мировоззрения молодого поколения, прививали чувства патриотизма, беззаветной преданности Родине, дружбы и товарищеской взаимопомощи. В своем творчестве ТЮЗ укреплялся на позициях реалистического отображения социально острых проблем современности, волнующих молодое поколение.
Свои творческие достижения киевские драматические коллективы продемонстрировали во время Декады украинской литературы и искусства в Москве (1951 г.). Постановки пьес «Макар Дубрава» и «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука, «На грани ночи и дня» А. М. Якобсона, «Назар Стодоля» Т. Г. Шевченко, «Мартын Боруля» И. К. Карпенко-Карого (театр им. И. Франко), «Жизнь начинается снова» В. Н. Собко, «Живой труп» Л. Н. Толстого, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского (театр им. Леси Украинки) были тепло приняты столичным зрителем и высоко оценены прессой{«Театр», 1951, № 7, с. 100; № 8, с. 64—78; № 9, с. 39—46; «Правда», 1951, 15 июня; «Советское искусство», 1951, 16 июня, 3 и 14 июля.}.
Выдающимся событием в театральной жизни столицы республики была Декада русской литературы и искусства, состоявшаяся в 1954 году в связи с празднованием 300-летия воссоединения Украины с Россией. Выступления в Киеве московских коллективов — Большого театра Союза ССР, Малого театра и МХАТа им. А. М. Горького, Театра им. М. Ермоловой, Центрального детского, им. Ленинского комсомола, а украинских, в частности Киевского театра им. И. Франко, в Москве и Ленинграде имели огромное значение для творческого взаимообогащения двух братских культур. В течение 40—50-х годов в Киеве выступали почти все театры Москвы и Ленинграда, а также белорусские — им. Янки Купалы, им. Якуба Коласа, дагестанский Русский драматический театр им. А. М. Горького, Молдавский музыкально-драматический театр, эстонский театр «Ванемуйне», грузинский театр им. Шота Руставели и многие другие.
Ежегодно свои лучшие спектакли привозили в Киев театры других городов Украины. В свою очередь, столичные коллективы выезжали в различные города республики, а также в села Киевской и других областей.
Достойно представил искусство советской Украины театр им. И. Франко в Польше (8 декабря 1950 года — 4 января 1951 года). Коллектив театра показал в Варшаве, Лодзи, Катовице, Кракове, Вроцлаве и Познани постановки пьес «Макар Дубрава», «Калиновая роща», «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука, «Профессор Буйко» Я. В. Баша, «Украденное счастье» И. Я. Франко, «Последняя жертва» А. Н. Островского. Их посетили 25 тыс. зрителей. Кроме того, коллектив театра дал 12 концертов на крупных предприятиях Польши. Киевский зритель, в свою очередь, познакомился с искусством ряда театров социалистических стран, в т. ч. Театром Польским (1954 г.), Югославским драматическим театром (1956 г.), Словацким национальным театром (1961 г.). 8—18 августа 1958 года в Киеве проводились Дни польской культуры, в них принял участие Вроцлавский государственный драматический театр.
Со значительными достижениями пришли киевские театры к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции и 40-летию Советской власти на Украине. Театр им. И. Франко осуществил постановки героической драмы о революционной борьбе на Украине «Дума о Британке» Ю. И. Яновского и новой сатирической комедии А. Е. Корнейчука «Почему улыбались звезды». Театр им. Леси Украинки показал «Огненный мост» Б. С. Ромашова. Театр юного зрителя в постановке «Именем революции» М. Ф. Шатрова воскресил незабываемый образ В. И. Ленина (в исполнении В. В. Зубарева). В спектакле была показана забота партии о детях уже в первые годы революции, а в «Сказке о Чугайстре» П. Н. Воронько рассказывалось о партизанской борьбе в Закарпатье против немецко-фашистских захватчиков.
Творческому росту театров Украины, в т. ч. столичных, способствовали состоявшиеся в Киеве Первая украинская театральная весна (1958 г.) и Республиканский смотр молодежных спектаклей, посвященный 40-летию ВЛКСМ (1958 г.), а также подготовка к Декаде украинской литературы и искусства в Москве 1960 года. Во время декады театр им. И. Франко показал постановки пьес «Над Днепром» А. Е. Корнейчука, «Свадьба Свички» И. А. Кочерги, «Не суждено» М. П. Старицкого, «Король Лир» У. Шекспира. О достижениях театра им. Леси Украинки свидетельствовали постановки пьес «Песня под звездами» В. Н. Собко, «Юность Поли Вихровой» по Л. М. Леонову, «Дядя Ваня» А. П. Чехова.
Высокий творческий уровень киевских театров отметила московская пресса. В статье «Праздник искусства» журнал «Театр» писал: «Театральное искусство и литература Украины уже давно переросли национальные рамки. Сегодня это искусство мирового класса, с драматургами, думающими о коренных вопросах действительности, с режиссерами, ищущими новые пути сценической выразительности, с актерами, властителями дум целых поколений»{«Театр», 1961, № 2, с. 1.}.
Бурно развивалось в послевоенные годы самодеятель-/441/ное театральное искусство трудящихся масс. Один за другим возрождались драматические коллективы киевских дворцов и домов культуры — заводов «Арсенал» им. В. И. Ленина (режиссер Л. С. Соколов) и «Большевик» (режиссер Э. М. Митницкий), работников пищевой промышленности (режиссер П. И. Барских), трамвайно-троллейбусного управления (этот коллектив возглавлял А. Б. Гранатов), возникали десятки новых. Их репертуар состоял из произведений советской драматургии, а также отечественной и зарубежной классики. С большим успехом, например, прошли постановки пьес «Слава» В. М. Гусева, «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука, «Юность отцов» по Б. Л. Горбатову, «Суровая повесть» Ф. Г. Вольного, «Не все коту масленица» А. Н. Островского, «Бесталанная», «Суета» и «Наймичка» И. К. Карпенко-Карого (театральный коллектив Дома культуры завода «Арсенал» им. В. И. Ленина).
Положительную оценку получили спектакли драматического коллектива Дома культуры трамвайно-троллейбусного управления. Так, к Всесоюзному смотру самодеятельных театров, состоявшемуся в 1951 году, была возобновлена постановка пьесы «Любовь Яровая» К. А. Тренева. Самодеятельные артисты показали этот спектакль на сцене русского драматического театра им. Леси Украинки. Это первое выступление на сцене профессионального театра стало знаменательным событием для участников художественной самодеятельности.
Значительным творческим достижением театрального коллектива Дворца культуры работников пищевой промышленности были постановки пьес «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука, «Потомки запорожцев» А. П. Довженко. В них были воссозданы бурные события Октябрьской революции и гражданской войны, показан трудовой героизм советских людей. К исторической дате — 300-летию воссоединения Украины с Россией — этот коллектив подготовил спектакль «Богдан Хмельницкий» А. Е. Корнейчука.
Самодеятельные театральные коллективы Киева принимали участие во всех фестивалях, республиканских и городских смотрах.
Обширный репертуар самодеятельных театральных коллективов, включавший произведения современной и классической драматургии, свидетельствовал об их профессиональной зрелости.
Сцена из спектакля «Именем революции» по пьесе М. Ф. Шатрова в Киевском государственном театре юного зрителя. 1957 г.
Новым явлением в культурной жизни страны в конце 50-х годов стали самодеятельные народные театры. В 1959 году согласно постановлению Министерства культуры УССР в числе первых почетное звание самодеятельного народного театра было присвоено драматическим коллективам Дворца культуры работников пищевой промышленности и Дома культуры трамвайно-троллейбусного управления, а в 1961 году — драматическим коллективам Дома культуры завода «Арсенал» им. В. И. Ленина и Дворца культуры завода «Большевик». На республиканском смотре лучших спектаклей, состоявшемся в 1960 году, высокую оценку получила постановка пьесы «Республика на колесах» Я. А. Мамонтова, осуществленная самодеятельным народным театром Дворца культуры работников пищевой промышленности.
Профессиональные и самодеятельные театральные коллективы города в послевоенные годы активно участвовали в общественной и культурной жизни республики и всей страны, помогали строить новую культуру, являлись надежными помощниками партии в идейном и эстетическом воспитании трудящихся.