-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Литература

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/428/

Литература. Важное значение для развития литературного процесса на Украине в послевоенный период имели постановления ЦК ВКП(б), ЦК КП(б)У, решения партийных съездов по вопросам литературы. Уделяя огромное внимание идеологической работе, направленной на последовательное соблюдение марксистско-ленинских методологических принципов во всех сферах духовной жизни республики, на отпор любых попыток проникновения буржуазных концепций, Коммунистическая партия призывала деятелей культуры повышать идейный и художественный уровень своих произведений, бороться против безыдейности, формализма, быть верными принципам социалистического реализма. Она добивалась того, чтобы ведущей темой творчества работников литературы была тема современности, освещение богатого духовного мира советского человека, дружбы народов СССР, пролетарского интернационализма.

В первые послевоенные годы большое внимание уделялось воспитанию нового поколения писателей, пришедших в литературу преимущественно с фронтов Великой Отечественной войны. В 1947 году в Киеве состоялось республиканское совещание молодых писателей, в Москве — Всесоюзное совещание молодых писа-/429/телей, на котором присутствовали киевляне А. Т. Гончар, В. И. Петлеванный, В. Д. Ткаченко, М. А. Познанская, П. Н. Воронько. Общение с выдающимися мастерами слова и молодыми собратьями по перу из разных республик СССР, их выступления на совещании способствовали становлению талантов посланцев Украины.

Первостепенную роль в воспитании литературных сил, а также в мобилизации писателей на решение новых творческих задач, в популяризации произведений киевских литераторов играли периодические издания — «Літературна газета» (с 16 февраля 1962 года «Літературна Україна»), литературно-художественные и общественно-политические журналы «Україна», «Вітчизна», «Дніпро», «Радуга», «Всесвіт», «Радянська жінка», «Ранок», журнал сатиры и юмора «Перець». Вопросы развития литературы, проблемы марксистской критики и литературоведения широко освещались в журнале «Радянське літературознавство», издающемся с 1957 года. Вновь стала выходить газета «Вечірній Київ» (с 1 июня 1951 года). В ней печаталось много стихов, очерков, рассказов, статей киевских авторов.

Литераторы Киева были теснейшим образом связаны с деятельностью Союза писателей Украины, руководство которым осуществляли правление и секретариат. В Союзе писателей работал ряд комиссий и секций, позднее — творческих объединений (прозы, поэзии, драматургии, детской литературы, теории литературы и критики). На заседаниях комиссий и объединений обсуждались изданные и готовящиеся к печати книги, рассматривались проблемы развития отдельных жанров. Впоследствии в Союзе писателей были организованы бюро по пропаганде художественного слова, комиссии по военно-патриотической литературе, по связям с зарубежными писателями и другие.

Значительными событиями в литературной жизни республики, в т. ч. и Киева, были съезды писателей Украины. 6 декабря 1948 года открылся II съезд писателей Украины, который подвел итоги работы украинских литераторов в период войны и в первые послевоенные годы. На съезде присутствовали представители трудящихся, деятели искусства и культуры, писатели из многих братских республик. Председателем правления Союза писателей Украины был избран Н. П. Бажай. Очередной III съезд писателей Украины состоялся в октябре 1954 года. В его работе приняли также участие М. А. Шолохов, В. А. Закруткин, П. У. Бровка, А. П. Кешоков. В докладе Н. П. Бажана и в выступлениях делегатов говорилось о достижениях украинской литературы за минувшие шесть лет, в частности, о расширении ее тематического диапазона, росте художественного мастерства, а также о недостатках и ошибках, имевших место в тот период. Особое внимание съезд уделил вопросам развития драматургии, кинодраматургии и детской литературы.

10 марта 1959 года начал работу IV съезд писателей Украины, на котором были прослежены основные направления в развитии искусства слова на новом этапе, характеризующиеся прежде всего дальнейшим усилением его гуманистического пафоса, углублением внимания к сложным жизненным процессам. ЦК Компартии Украины в приветствии IV съезду писателей, высоко оценив работу литераторов республики, призвал руководящие органы Союза писателей Украины «...умело направлять инициативу широкой литературной общественности по укреплению связей с жизнью, с практикой коммунистического строительства, больше внимания уделять творческой работе, вопросам воспитания литературной молодежи»{IV з'їзд письменників Радянської України. Матеріали з'їзду. К., 1960, с. 4.}. Председателем Союза писателей Украины съезд избрал А. Т. Гончара.

На съездах писателей Украины выступали руководители Коммунистической партии Украины, представители рабочего класса и колхозного крестьянства, творческих организаций, а также гости из многих республик СССР. В дни работы съездов организовывались встречи трудящихся города с украинскими литераторами и писателями из братских республик.

На пленумах правления Союза писателей Украины, а также совещаниях, игравших значительную роль в литературной жизни Киева и всей республики, рассматривались проблемы развития отдельных родов и жанров литературы. В ноябре 1951 года состоялось республиканское совещание переводчиков, в его работе приняли также активное участие писатели Москвы, Ленинграда и Тбилиси. В январе следующего года в Киеве собрались критики и литературоведы Украины, а в апреле и ноябре 1956 года — детские писатели.

В центре внимания съездов, пленумов и совещаний всегда стояли вопросы ленинской партийности и народности литературы, развития метода социалистического реализма.

Быстро росло число членов Союза писателей Украины. Если, например, ко II съезду (1948 г.) писательская организация пришла в количестве 263 человек, то накануне IV съезда (1959 г.) в ее составе насчитывалось уже более 500 человек. В литературу приходили выпускники университетов и педагогических институтов, где имелись специальные факультеты, готовившие высококвалифицированных филологов и журналистов, члены литературных студий, кружков и объединений, созданных на заводах, больших стройках, при издательстве «Молодь», во дворцах пионеров.



А. С. Малышко, М. Ф. Рыльский, Н. П. Бажан, А. Е. Корнейчук, П. Г. Тычина. 1949 г.

Киевские писатели стремились всегда находиться в гуще масс — на стройках, заводах, колхозных полях, в научных лабораториях. Если в первое послевоенное пятилетие их произведения отражали прежде всего героизм советского народа, проявленный в годы Великой Отечественной войны, трудовые свершения (преимущественно на селе), то в последующие годы появился уже целый ряд книг о партии, о стратеге революции В. И. Лепине, о рабочем классе, о жизни и/430/ борьбе трудящихся за рубежом, о поисках ученых и творческой интеллигенции, о близком и далеком прошлом нашего народа.

В послевоенные годы вышло несколько сборников новых стихов крупнейшего украинского поэта П. Г. Тычины («И расти, и действовать», «Могущество дано нам», «Мы — совесть человечества» и др.). Он воспевал дружбу народов («Москва», «Вазов в Одессе»), деятельность Коммунистической партии («С партией мы едины», «Гимн партии»), страстно откликался на важные события общественной и культурной жизни в нашей стране и за рубежом.

Вдохновенно и неутомимо продолжал трудиться на ниве литературы и науки выдающийся мастер слова М. Ф. Рыльский. В 1946—1961 гг. вышли его книги стихотворений «Мосты», «Братство», «Розы и виноград», «Далекие небосклоны», «Голосеевская осень», сборники статей «Дружба народов», «Литература и народное творчество, «Наше кровное дело», исследование об А. Мицкевиче и большое количество переводов с русского, белорусского, польского и других языков. Тематический круг поэзии М. Ф. Рыльского, как и круг его научных интересов, был чрезвычайно широк. Возглавляя Институт искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР, академик АН СССР и АН УССР М. Ф. Рыльский отдавал много энергии подготовке научных кадров и изданию работ по вопросам фольклора, этнографии, изобразительного искусства, музыки, театра, кино. Он был удостоен Государственной премии СССР (1950 г.) и Ленинской премии (1960 г.).

Плодотворно работал после войны замечательный украинский лирик В. Н. Сосюра. Помимо нескольких книг избранных произведений, увидели свет его сборники «Чтоб сады шумели». «Зеленый мир», «Соловьиные дали» и др. Произведения поэта исполнены сыновней любви к Советской Родине, к родной природе. Особенно популярна среди читателей интимная лирика В. Н. Сосюры. В 1948 году поэту была присуждена Государственная премия СССР за сборник стихов «Чтоб сады шумели».

Многими высокохудожественными произведениями обогатил поэзию в послевоенные годы Н. П. Бажан. В стихах из книги «Английские впечатления» развенчивалась антигуманная, лживая мораль буржуазного Запада, фальшивость его обанкротившейся цивилизации. Книга «У Спасской башни» посвящена дружбе украинского и русского народов. В поэме «Мицкевич в Одессе» поэт впечатляюще рассказал о сложном и богатом духовном мире гения польской литературы, о его неугасимой любви к народу, свободе, красоте. Результатом посещений поэтом Италии стал цикл стихов «Итальянские встречи». Широкую известность получили талантливые переводы Н. П. Бажана, в частности поэмы «Фархад и Ширин» А. Навои и «Давитиани» Д. Гурамишвили. Поэт принимал активное участие в общественной и научной жизни страны — работал заместителем председателя Совета Министров УССР, председателем правления Союза писателей Украины, возглавил Главную Редакцию Украинской Советской Энциклопедии (со времени ее основания в 1958 г.). В 1951 году Н. П. Бажан избран академиком АН УССР, в 1946 и 1949 годах ему присуждалась Государственная премия СССР.

Среди поэтов старшего поколения значительных творческих успехов достиг Н. И. Терещенко — и как создатель оригинальных произведений (сборник «Годы и люди»), и как переводчик произведений русских и французских классиков.

Активно работал в поэзии и прозе Л. С. Первомайский. В сборнике его стихотворений «Солдатские песни» воспеты любовь советских воинов к Отчизне, их преданность Коммунистической партии. Книги стихов «На крутых берегах», «Счастье для всех», «Слово» и сборники рассказов «Невыдуманная жизнь», «Сладкий хлеб матери» свидетельствовали о безусловном расцвете дарования поэта. В 1946 году Л. С. Первомайский удостоен Государственной премии СССР.

В полную силу раскрылся в послевоенные годы талант А. С. Малышко. Поэт опубликовал несколько сборников стихов, среди них — «Весенняя книга», «За синим морем», «Что записано мной», «Полдень века», поэмы «Сыновья», «Прометей», «Это было на рассвете», «Франко в Криворивне». Произведениям А. С. Малышко присущи романтически страстное утверждение советской действительности, поэтизация труда и патриотических подвигов народа, красоты родной земли. В то же время он гневно клеймит новых поджигателей войны, душителей всего светлого и человечного. А. С. Малышко систематически переводил на украинский язык произведения русских и белорусских писателей; ов также писал литературно-критические статьи. Поэт создал либретто опер Ю. С. Мейтуса «Молодая гвардия» и Г. И. Майбороды «Арсенал» (совместно с А. С. Ле-/431/вадой), он — автор текстов многих популярных песен. А. С. Малышко удостоен Государственной премии СССР — в 1947 году за сборник «Лирика» и поэму «Прометей» и в 1951 году — за книгу «За синим морем».

Как поэт сатирического и юмористического склада определился после войны С. И. Олейник. Его книги «Мои земляки», «Наши знакомые» (за нее он удостоен Государственной премии СССР в 1950 г.), «Какой Савва, такова и слава!», «Карась-середняк» и другие привлекли читателей актуальностью и разнообразием тематики, пафосом утверждения коммунистической морали. Стихи С. И. Олейника отличаются боевым духом, политической целенаправленностью, сочным украинским юмором. Многие из них печатались в «Правде» и других центральных изданиях, были переведены на иностранные языки.

Активно работали в области сатиры и юмора поэты С. И. Воскрекасенко, Д. Г. Белоус, В. К. Лагода, А. Д. Косматенко.

Значительный вклад в советскую литературу внесли киевские поэты П. М. Усенко, Н. И. Ушаков, П. Н. Воронько, П. О. Дорошко, Н. Л. Нагнибеда, А. Н. Пидсуха, Л. В. Забашта, И. И. Гончаренко, Л. Н. Вышеславский, Б. Д. Палийчук, В. А. Кондратенко. В 1958 году в Киев из США переехал поэт Н. Н. Тарновский.

Больших творческих успехов достигли киевские прозаики, в особенности такие выдающиеся мастера литературы, как А. В. Головко, В. Л. Василевская, П. И. Панч, Ю. К. Смолич, Ю. И. Яновский.

А. В. Головко опубликовал две книги романа «Артем Гармаш», в котором отображены события периода гражданской войны на Украине. П. И. Панч завершил многолетнюю работу над большим эпическим полотном «Клокотала Украина», повествующем о борьбе украинского народа против польской шляхты в XVII в. Интенсивной была деятельность Ю. К. Смолича. Он написал несколько больших романов о революционных событиях на Украине — «Рассвет над морем», «Мир хижинам — война дворцам», «Ревет и стонет Днепр широкий», книги очерков, памфлетов, рассказов, выступал как критик и публицист.

Плодотворно работал в первые послевоенные годы талантливый романист, драматург и новеллист Ю. И. Яновский. Романом «Мир» (в первой редакции — «Живая вода») он положил начало отображению сложных и нелегких судеб людей, вынесших на своих плечах самую страшную за всю историю человечества войну. Сборник «Киевские рассказы» Ю. И. Яновского был отмечен Государственной премией СССР (1949 г.). Во многих театрах Советского Союза с успехом шла его пьеса «Дочь прокурора».

Из произведений прозаиков старшего поколения сдерет отметить исторические романы «Хмельницкий» Ивана Ле, «Святослав» и «Владимир» С. Д. Скляренко, а также посвященные современности роман «Земля большая» А. И. Копыленко и книгу знатока жизни рабочих окраин И. Е. Сенченко «На Батыевой горе». Как и прежде, огромной любовью читателей пользовались талантливые произведения Остапа Вишни (П. М. Губенко) — книги «Зенитка», «Вишневые усмешки», «Мудрость колхозная» и др. Остап Вишня создал целую школу украинских юмористов, среди которых — Ф. Ю. Макивчук, Е. С. Кравченко, Н. В. Билкун.

После войны в полную силу раскрылся талант А. Т. Гончара. Восторженно встретили читатели его трилогию «Знаменосцы» — книгу об освободительной миссии Советской Армии, о подвиге наших воинов, ценой своей жизни завоевавших свободу европейским народам. Две книги трилогии «Знаменосцы» — «Альпы» и «Голубой Дунай» удостоены Государственной премии СССР в 1947, третья — «Злата Прага» — в 1948 году. Перу А. Т. Гончара принадлежат также повесть «Земля гудит», романы «Таврия», «Перекоп», «Человек и оружие», несколько сборников рассказов («Модры Камень», «Юг», «Зарницы» и др.). Произведения автора «Знаменосцев» переводились на десятки языков народов Советского Союза и мира. А. Т. Гончар — депутат Верховного Совета СССР, на XXI и XXII съездах Компартии Украины был избран членом ЦК.

В один ряд с лучшими романистами Советского Союза стал М. А. Стельмах уже после выхода первого романа «Большая родня». Последующие его книги — «Кровь людская — не водица», «Хлеб и соль», «Правда и кривда» — свидетельствовали о приходе в советскую прозу писателя, которому под силу решение сложнейших идейно-художественных задач. Романы М. А. Стельмаха изданы на многих языках мира. Писатель был отмечен Ленинской премией (1962 г.) и Государственной премией СССР (1950 г.), избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Украинская проза в 50-е годы обогатилась также книгами киевских писателей В. П. Козаченко, В. Н. Собко, Н. С. Рыбака, Л. И. Смилянского, А. И. Шияна, А. Е. Ильченко, Я. В. Баша, В. С. Кучера, Ю. О. Збанацкого, А. М. Бойченко. Пришло в прозу молодое поколение — П. А. Загребельный, Ю. М. Мушкетик, А. А. Сизоненко, В. С. Земляк. Плодотворно работали в этом жанре также А. Ф. Турчинская, Д. И. Бедзик, Л. С. Серпилин, Д. В. Ткач. Систематически выходили книги русских прозаиков Юрия Черного-Диденко, Н. И. Дубова, В. Л. Киселева, К. И. Кудиевского. Большой популярностью пользовалась научно-фантастическая (В. Н. Владко) и приключенческая (Ю. П. Дольд-Михайлик) литература. С очерками выступали И. И. Волошин, С. М. Журахович, А. В. Михалевич.

Немало творческих побед одержали в послевоенные годы киевские драматурги и прежде всего А. Е. Корнейчук. В пьесах «Макар Дубрава», «Калиновая роща», «Крылья», «Почему улыбались звезды», «Над Днепром» автор ставил актуальные вопросы современности, раскрывал красоту и цельность внутреннего/432/ мира строителей коммунизма, едко высмеивал проявления косности, бюрократизма, недоверия к человеку, преклонения перед буржуазной культурой. Драматург выступал также с публицистическими и литературоведческими статьями (книга «Вместе с жизнью»). А. Е. Корнейчук был членом ЦК КПСС и ЦК Компартии Украины, Председателем Верховного Совета УССР, академиком АН СССР и АН УССР, депутатом Верховного Совета СССР и Верховного Совета УССР, членом президиума, а затем первым заместителем председателя Советского Комитета защиты мира. В 1960 году ему присуждена Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами». Украинский драматург дважды (в 1949 и 1951 годах) отмечен Государственной премией СССР.



Писатели Украины на Декаде украинской литературы и искусства в Москве в 1951 г. Слева направо: С. И. Олейник, П. Г. Тычина, П. Н. Воронько, А. И. Шиян, Остап Вишня, Я. И. Шпорта, П. С. Козланюк.

Почетное место в драматургии тех лет занимают произведения И. А. Кочерги «Истина» и «Пророк», сатирические комедии В. П. Минко «Не называя фамилий» и «Молчать запрещено», философская драма А. С. Левады «Фауст и смерть», пьесы В. Н. Собко «За вторым фронтом», Е. С. Кравченко «Комсомольская линия», Н. Я. Зарудного «Радуга», А. Ф. Коломийца «Фараоны». В жанре драматургии успешно работали также В. А. Суходольский, Л. Д. Дмитерко, Ю. А. Буряковский.

Интенсивно развивалась литература для детей и юношества (книги Н. Л. Забилы, О. Д. Иваненко, М. А. Пригары, В. В. Бычко И. И. Неходы, М. А. Познанской, Г. Ф. Бойко, В. З. Нестайко и других).

Вклад в развитие литературы внесли и киевские переводчики А. Л. Кундзич, Н. Д. Дятленко, Д. Н. Бобырь.

Многое сделали для изучения и популяризации творчества классиков и современных писателей литературоведы и критики. Диапазон их исследователей был довольно широк — украинская и русская литературы, искусство слова братских народов СССР, западная и восточная литературы. Увидели свет «Очерк истории украинской советской литературы» (1954 г.), двухтомная «История украинской литературы» (1957 г.), учебники для средней школы, монографии о творчестве Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, Леси Украинки, М. М. Коцюбинского, П. А. Грабовского, Н. В. Гоголя и т. д. Развернулось многостороннее исследование связей украинской литературы с литературами народов СССР, а также с зарубежными, прежде всего славянскими, литературами. Все шире и основательнее изучались проблемы теории литературы, метода социалистического реализма.

Центром литературоведения на Украине стал Институт литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР. Исследования здесь велись по таким направлениям: теория литературы, история литератур — древней, новой украинской, русской, советской, славянских, зарубежных, творчество Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, текстология. Тщательно изучались рукописи классиков, были изданы собрания сочинений Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, И. П. Котляревского, М. М. Коцюбинского, С. В. Васильченко. В Киеве в эти годы работали литературоведы А. И. Белецкий, С. И. Маслов, А. Ф. Шамрай, П. Н. Попов, А. К. Дорошкевич, Е. П. Кирилюк, Н. Е. Крутикова, П. К. Волынский, З. П. Мороз, Л. Н. Новиченко, Н. З. Шамота, Е. И. Старинкевич, С. А. Крыжановский.

9 марта 1951 года в Киеве состоялась первая научная Шевченковская конференция, организованная Институтом литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР. В ее работе принимали участие ученые Украины, Белоруссии и Грузии. Такие же форумы шевченковедов — представителей всех республик СССР — собирались затем ежегодно в разных городах нашей страны. Материалы конференций издавались специальными сборниками (их вышло уже более 20).

Новым проявлением заботы Коммунистической партии и Советского правительства о развитии украинской литературы и искусства явилось открытие в 1949 году Государственного музея Т. Г. Шевченко и учреждение в мае 1961 года премии им. Т. Г. Шевченко (с 1969 года — Государственная премия Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко).

Знаменательными событиями были декады украинской литературы и искусства в Москве. Первая из них состоялась в июне 1951 года, вторая — в ноябре 1960 года. В подготовке в проведении декад принимали участие фактически все литераторы и деятели искусств столицы Украины — они создавали новые произведения, выступали на вечерах, по радио и телевидению, встречались на заводах, в вузах и библиотеках с читателями, знакомили их с достижениями украинской советской литературы.

В послевоенные годы традиционным стало проведение декад и недель национальных литератур на Украине. В 1954 году была проведена Декада русской литературы и искусства в Киеве. В ней приняло участие/433/ много писателей и творческих коллективов РСФСР. На литературных вечерах и концертах, организованных на предприятиях города, киевляне горячо благодарили посланцев братской республики за их творчество, исполненное духа нерушимой дружбы и созидательного пафоса. В мае 1960 года трудящиеся Киева встречались с писателями Узбекистана — участниками Недели узбекской литературы на Украине — Уйгуном, Мирмухсиным, Р. Бабаджаном, И. Рахимовым, Н. Юсуповым и другими.

Большой популярностью у киевлян пользовались встречи с представителями многонационального искусства слова. 27 января 1948 года в Киевской филармонии состоялся литературный вечер, на котором выступили также писатели из братских республик, прибывшие на празднование 30-летия Советской Украины. В 1953 году киевляне тепло приветствовали участников чтений цикла «Литература братских республик» — гостей из РСФСР А. В. Софронова, С. А. Васильева, белорусов Максима Танка, П. Е. Панченко, Янку Брыля, молдаван П. А. Крученюка, Б. С. Истру, Е. Н. Букова, П. С. Дариенко, посланцев Грузии И. В. Абашидзе и М. Н. Мревлишвили, азербайджанцев С. Вургуна, С. Рустама и других мастеров слова. Такие же чтения состоялись и в следующем году. На них выступили литовские и латышские писатели — Я. Ниедре, А. Имерманис, Э. Межелайтис, В. Реймерис и др. В разное время Киев посетили А. А. Фадеев, К. А. Федин, К. Г. Паустовский, А. Т. Твардовский, И. Г. Эренбург, М. В. Исаковский и др. известные советские писатели. Как и в довоенное время, широко отмечались юбилеи выдающихся писателей-классиков и современников. В декабре 1946 года в Киевском государственном ордена Ленина академическом украинском драматическом театре им. И. Франко состоялся вечер, посвященный 125-летию со дня рождения Н. А. Некрасова. В июне 1948 года общественность Киева отметила 100-летие со дня смерти В. Г. Белинского, в сентябре — 100-летие со дня смерти X. Абовяна и т. д. В июне 1949 года вся Украина праздновала 150-летие со дня рождения А. С. Пушкина, а в январе 1960 года — 100-летие со дня рождения А. П. Чехова.

Широко отмечались 100-летие со дня рождения И. Я. Франко в 1956 году и 100-летие со дня смерти Т. Г. Шевченко в 1961 году. Подготовку к ним возглавляли специально созданные республиканские юбилейные комитеты, в состав которых входили представители партийных, государственных органов, трудовых коллективов, общественных организаций, работников искусства. На торжествах присутствовали гости из других республик, а также зарубежные писатели и ученые. Проводились литературные вечера, симпозиумы, встречи с читателями. В эти дни с особой силой проявились интернациональная сущность политики КПСС в области культуры, умение ценить прогрессивное наследие прошлого, непреходящий интерес советского парода к искусству и литературе.



А. А. Фадеев среди комсомольцев Киева. 1948 г.

Об этом же свидетельствовали и вечера, посвященные 70-летию со дня рождения П. Г. Тычины и П. И. Панча, проводившиеся в 1961 году. Так, на вечере автора книги «Чувство семьи единой» присутствовали не только украинские писатели, но и делегации литераторов из Москвы, Ленинграда, Белоруссии, Армении, Башкирии. Юбилеи выдающихся мастеров слова превращались в праздники всей советской многонациональной литературы.

Многие киевские литераторы выезжали в республики СССР для участия в работе съездов писателей, на празднование юбилеев классиков, на декады, недели и вечера украинской литературы, встречи с читателями и т. д. Все это укрепляло и углубляло интернациональные связи писателей столицы Украины с литераторами других республик, обогащало их творчество новыми темами, открывало большие возможности не только для ознакомления с неизвестными им жизненными пластами, но и для расширения приемов художественного осмысления их. С новой силой достижения украинской культуры были продемонстрированы в 1954 году в Москве и других городах СССР на вечерах, посвященных 300-летию воссоединения Украины с Россией.



А. В. Головко.



Ю. И. Яновский.

Киевские литераторы принимали активное участие в работе всех съездов писателей СССР. Так, на II съезде А. Е. Корнейчук выступил с докладом о драматургии, М. Ф. Рыльский — о переводах из литератур народов СССР и т. д. На Неделю украинской литературы и искусства в Молдавии в 1953 году выезжали П. И. Панч, А. С. Малышко, Н. Л. Нагнибеда, Л. В. Забашта и др. Во время проведения Недели украинской литературы в Белоруссии в 1957 году перед трудящимися республики выступали А. Т. Гончар, И. Н. Воронько, Н. Н. Ушаков, А. Н. Пидсуха, Л. Н. Новиченко, В. П. Козаченко и др. Значительно окрепли в послевоенные годы связи с чувашскими литераторами. Несколько раз они побывали на Украине. В Киеве состоялся вечер, посвященный Мишши Сеспелю, а в 1957 году киевские писатели участвовали в проведении Недели украинской/434/ литературы в Чувашии. В октябре 1961 года группа киевских писателей выезжала в Таджикистан, где проводилась Неделя украинской литературы.

Связи украинской литературы с литературами республик СССР, стран социалистического содружества и других стран мира с каждым годом приобретали новые формы, беспрерывно расширяясь и углубляясь. Это — и обмен делегациями, и индивидуальные посещения писателями друг друга, и систематические публикации переводов, и участие в различных декадах и неделях, в конференциях и т. п. Широкие интернациональные связи способствовали созданию книг, проникнутых духом дружбы между народами, борьбы против расового, социального и национального гнета, против происков империализма, за мир на всей планете. Книги и выступления советских литераторов за рубежом завоевали огромный авторитет. Произведения П. Г. Тычины, М. Ф. Рыльского, Н. П. Бажана, В. П. Сосюры, А. Т. Гончара, М. А. Стельмаха, А. С. Малышко и других украинских писателей читают ныне во многих странах мира.

Часто посещали столицу Украины зарубежные литераторы. Так, в 1945 году Киев принимал английского прозаика и драматурга Д. Б. Пристли, в октябре 1953 года — делегацию польских литераторов, в сентябре 1955 года — группу египетских журналистов, осенью 1958 года — итальянских поэтов. Литераторы столицы Украины не раз встречались с писателями других стран мира, которые оставили много восторженных отзывов о древнем и вечно молодом городе над Днепром. Английский писатель Д. Линдсей назвал столицу Украины «прекрасным городом, одетым в зелень и цветы». Известный индийский писатель А. С. Джафри сказал на вечере в клубе Союза писателей: «Я в восторге от прекрасного Киева, в котором чудесно сочетаются седая старина и бодрая молодость»{«Літературна газета», 1955, 11 августа.}. Выдающийся турецкий писатель П. Хикмет, неоднократно бывавший здесь, говорил: «Киев люблю... Он мне по душе — живой и самобытный». В послевоенные годы в Киеве побывали также Л. Стоянов, Г. Караславов (Болгария), Э. Штритматтер (ГДР), Д. Максимович, Б. Крефт (Югославия), а также другие писатели зарубежных стран.

Постоянное и заботливое внимание Коммунистической партии к деятельности Союза писателей Украины, к каждому литератору способствовало обогащению искусства слова новыми высокохудожественными произведениями, созданными: на основе метода социалистического реализма.