Народное образование. Поистине всенародным делом сразу же после освобождения города от гитлеровских войск стали восстановление, строительство и оборудование школ, создание необходимых условий для нормальной их работы. Огромную помощь в решении этих задач оказывали труженикам Киева Советское государство, трудящиеся братских республик. Из РСФСР присылали школьные письменные принадлежности. Там печаталась и значительная часть учебников. Уже в начале 1945/46 учебного года в городе функционировали 100 школ, в т. ч. 73 средние, 18 семилетних, 9 начальных. В результате общих усилий государства и трудящихся, братской помощи всего советского народа школьная сеть быстро восстанавливалась и расширялась.
Были достигнуты заметные успехи в восстановлении и укреплении материальной базы школ, организации учебно-воспитательной работы. Но школьная сеть была еще недостаточной. В 1947 году в 16 школьных зданиях Киева одновременно размещалось по две школы. В значительной части школ занятия проводились в две, а иногда и в три смены. Не хватало учебного оборудования, пособий, учебников. Городская, районные парторганизации, отделы народного образования, опираясь на постоянную помощь общественности, делали все возможное для обеспечения нормальной работы школ. Комсомольские организации создали фонд помощи сиротам. Вместе с органами народного образования они организовывали детские дома, собирали для них одежду, обувь. Для оказания материальной помощи детям привлекались средства шефствующих организаций. В одном лишь Радянском районе города сотни учеников получали бесплатно горячие завтраки, одежду и обувь. В школе № 6 Шевченковского района бесплатными завтраками обеспечивались 450 учеников. К 1950 году в школах города ликвидировали третью смену, часть начальных школ реорганизовали в семилетние, а семилетние — в средние. Повышался уровень учебно-воспитательного процесса. Шире стали применяться технические средства обучения. Для оказания квалифицированной помощи школам в использовании фильмов в Киевском городском институте усовершенствования квалификации учителей создали кабинет учебного кино, оборудованный соответствующей аппаратурой, эпидиаскопами, фильмоскопами, магнитофонами для записи лекций. Вскоре звуковыми киноаппаратами располагали 102 школы города. Создавались ученические научные общества и объединения, технические кружки.
Все более важную роль в жизни школ играло политехническое обучение. Реализуя решения XIX съезда КПСС (1952 г.), педагогические коллективы добивались того, чтобы в процессе обучения школьники получали конкретные представления об основных отраслях современного промышленного и сельскохозяйственного производства, приобретали практические знания и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности или продолжения учебы в вузах.
Возрастало число высококвалифицированных учителей. Весьма поучительным был, например, опыт заслуженного учителя УССР П. А. Горбатого (средняя школа № 33), в системе работы которого важное место отводилось, наряду с мастерским изложением и закреплением нового материала, четко организованному контролю знаний. Опытные педагоги А. В. Пасхина (школа № 6), Н. И. Салтыков (школа № 61), Е. Л. Приступова (школа № 65), П. В. Гусак (школа № 141) и многие другие обобщали свой опыт, освещали его в педагогической печати, на страницах научно-методических сборников, брошюр.
Обогатилось содержание воспитательной работы, вошли в практику более эффективные ее формы. Особенно большое внимание уделялось формированию у учащихся коммунистического мировоззрения, общественно-политической активности. Традиционными стали экскурсии (обзорные и тематические) в Киевский филиал Центрального музея В. И. Ленина, способствующие формированию идейного и нравственного облика школьников. Большое воспитательное значение имели сборы пионеров города, организуемые музеем и Дворцом пионеров и школьников, во время которых читались доклады о детских и юношеских годах В. И. Ленина, организовывались встречи с ветеранами партии, выставки лучших детских работ об Ильиче. Для школь-/423/ников создавались политические клубы, устные журналы, проводились диспуты на морально-этические темы. Воспитательная работа в школах была направлена на формирование сплоченных, активно действующих ученических коллективов с единым общественным мнением, на воспитание товарищеской взаимопомощи, коммунистического отношения к труду.
В совершенствовании содержания, форм и методов идейно-политического, трудового и нравственного воспитания возросла роль школьных комсомольских и пионерских организаций. В патриотическом и интернациональном воспитании утвердились такие эффективные формы работы, как кружки и клубы интернациональной дружбы, переписка учащихся со сверстниками из союзных республик и стран социалистического содружества, проведение заочных путешествий по зарубежным странам, форумов, фестивалей, декад, митингов солидарности с народами, борющимися за свое национальное освобождение, за мир во всем мире.
Упрочились дружеские связи школьников города с ровесниками из других республик. Особенно усилились они во время празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией. Оживленную переписку вела Киевская школа № 45 с учащимися школы № 76 Киевского района Москвы. Юные москвичи с большим интересом воспринимали сообщаемые в письмах факты из истории столицы Украины, именем которой назван их район.
Осознанию школьниками исторических побед советского народа в развитии экономики, науки, культуры способствовала внеклассная работа. Содержательно и интересно проводилась она, например, в Киевской средней школе № 157. Учащиеся побывали на стройках города, в цехах завода «Ленинская кузница», собирали материалы о довоенном Киеве, ознакомились с планами его реконструкции, культурного строительства и т. п.
Значительную роль в улучшении воспитания подрастающего поколения играли школы-интернаты — средние общеобразовательные политехнические школы с производственным обучением, где дети не только обучались, но и жили. В 1955/56 учебном году в Киеве насчитывалось 219 общеобразовательных школ, в т. ч. три школы-интерната, 53 школы рабочей молодежи. В 1960/61 учебном году уже действовало шесть школ-интернатов.
Проявляя постоянную заботу о народном образовании, Советское правительство из года в год увеличивало ассигнования на его развитие. В 1959 году на нужды народного образования в Киеве было выделено 251,8 млн. руб. (в масштабе цен до 1961 года), а в 1960 — 325,4 млн. рублей.
Систематически укреплялась учебно-материальная база школ. В течение 1956—1958 гг. в школах города были организованы и оборудованы 509 учебных кабинетов, построены 237 мастерских; для проведения практических занятий по биологии 109 школ создали учебно-опытные участки и сады, 17 — построили теплицы и оранжереи. Производственное обучение старшеклассников осуществлялось как в школьных мастерских так и непосредственно на предприятиях. В средней школе № 70 Шевченковского района в содружестве с базовым предприятием — мотоциклетным заводом — был создан политехнический совет, в состав которого вошли учителя и мастера завода. Для совершенствования учебного процесса, воспитательной работы в школах огромное значение имели решения XX съезда КПСС о ликвидации отрыва учебно-воспитательной работы от жизни, улучшении политехнического образования и трудового воспитания.
Большое внимание уделялось физическому развитию учащейся молодежи, воспитанию у нее чувства прекрасного. Значительных успехов в решении этих задач достигли парторганизации и педагогические коллективы Зализничного района.
Ценный опыт школ по воспитанию всесторонне, гармонически развитого подрастающего поколения был тщательно проанализирован на состоявшемся в 1959 году II съезде учителей Украинской ССР. Он убедительно продемонстрировал весомые успехи в деятельности школ, педагогических вузов и училищ, дошкольных и внешкольных учреждений. Активное участие в работе съезда приняли лучшие киевские педагоги, в т. ч. заслуженные учителя УССР. К 1960 году это почетное звание было присвоено 62 учителям города.
Много внимания в послевоенные годы уделялось подготовке квалифицированных кадров рабочих для народного хозяйства. Система Государственных трудовых резервов развивалась в направлении специализации подготовки рабочих по отраслям промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства. В связи с постановлением Совета Министров СССР от 2 августа 1954 года «Об организации производственно-технической подготовки молодежи, окончившей среднюю школу, для работы на производстве» в Киеве были созданы различные технические училища, в которых обучалась молодежь, имеющая среднее образование. В 1957 году все строительные школы преобразовали в строительные училища с двухгодичным сроком обучения. Начиная с 1959 года в соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» все учебные заведения системы трудовых резервов преобразованы в единые городские и сельские профессионально-технические училища со сроком обучения от одного года до трех лет на базе восьмилетнего образования. Создание учебных заведений нового типа было направлено на повышение уровня подготовки рабочих, улучшение качества их обучения. В конце 1960 года в Киеве действовали 23 учебных заведения системы профтехобразования, в них обучались 8343 юноши и девушки, и 7 технических училищ с 2894 учащимися{Київ у цифрах. К., 1972, с. 98.}./424/
Развитие средней специальной школы в 40—50-е годы характеризовалось настойчивыми поисками в деле совершенствования подготовки кадров специалистов для народного хозяйства. В начале 1945/46 учебного года средняя специальная школа Украины приближалась к довоенному уровню по количеству учащихся. В Киеве функционировали 27 техникумов и училищ, из них 7 — промышленных, 5 — транспортных, 2 — строительных, 2 — экономических, 3 — медицинских, 4 — культуры и искусства и др. Возобновили работу практически все довоенные техникумы. В 1947—1948 гг. были пересмотрены учебные планы техникумов и училищ, упорядочено преподавание общеобразовательных дисциплин, увеличено количество часов на практическое обучение, созданы условия для подготовки кадров по новым специальностям.
Осуществляя меры по дальнейшему расширению подготовки специалистов со средним специальным образованием, партийные и советские органы особое внимание обращали на обучение без отрыва от производства. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 августа 1954 года министерствам и ведомствам разрешалось открывать учебно-консультационные пункты и филиалы техникумов, руководителям предприятий и учреждений вменялось в обязанность создавать для учащихся вечерних и заочных отделений условия для учебы. В 1955 году при техникумах были созданы курсы мастеров и начальников участков, на которые зачислялись без экзаменов лица с большим стажем работы.
Вечерние техникумы и филиалы, а также специализированные заочные техникумы организовывались на крупных предприятиях. В Киеве открылись заочные техникумы пищевой и легкой промышленности, республиканские заочные технологический, кооперативный и автодорожный техникумы, Дарницкий вечерний механический, при заводах «Большевик» и «Красный экскаватор» — вечерние машиностроительные, при заводе «Арсенал» им. В. И. Ленина — механический техникум. При заводах им. И. И. Лепсе, «Радиоприбор», авиационном были созданы филиалы электромеханического техникума, преобразованные впоследствии в самостоятельные техникумы.
В конце 50-х годов осуществлена реорганизация ряда средних специальных учебных заведений города. Были закрыты: юридическая школа, техникумы — статистический, резиновой промышленности; техникум эксплуатации железных дорог объединили с электромеханическим, горный преобразовали в строительный. На базе электромеханического техникума началась подготовка кадров по радиоспециальностям. Кинотехникум был переведен во Львов, где слился с родственным техникумом. В 1950/51 учебном году в городе насчитывалось 29 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось 14,4 тыс. человек, в 1960/61 учебном году — соответственно 34 и 39,4 тысячи.
К концу 1961 года в народном хозяйстве Киева было занято 58 728 специалистов со средним специальным образованием, в т. ч. техников — 34 346, медицинских работников — 11 033, плановиков и статистиков — 3963, учителей и культпросветработников — 3634, агрономов, зоотехников, ветфельдшеров и веттехников — 1070, других специальностей — 4682{Среднее специальное образование в СССР. Статистический сборник. М., 1962, с. 54.}.