КИЕВ В ПЕРИОД ПОСЛЕВОЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (1945—1961 гг.)
ВОЗРОЖДЕНИЕ КИЕВА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
После победоносного завершения Великой Отечественной войны в стране возобновился прерванный войной процесс построения развитого социалистического общества. Важнейшим этапом на пути решения этой исторической задачи явилось восстановление разрушенного гитлеровскими захватчиками народного хозяйства, проходившее в чрезвычайно трудных условиях. Об этом периоде Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев писал: «Перед нашей страной встали невиданно сложные задачи. Надо было ликвидировать тяжелые последствия опустошительной войны, накормить, одеть миллионы людей и дать им кров, перевести экономику страны на мирные рельсы, заново восстановить хозяйственные связи, найти ресурсы для дальнейшего экономического и культурного строительства»{Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 1, с. 140.}.
Основными источниками победы в мирном труде явились преимущества социалистической системы, высокий патриотизм советских людей, дружба и сотрудничество всех народов страны, руководящая и мобилизующая роль ленинской партии.
Еще в годы войны, когда советские воины вели ожесточенные бои на фронтах, трудящиеся Киева отстроили многие наименее разрушенные объекты. Во втором полугодии 1945 года восстановленные фабрики и заводы начали перестраиваться на выпуск продукции для мирных целей. Киевский завод станков-автоматов им. А. М. Горького приступил к изготовлению высококачественного оборудования для промышленности, другие предприятия выпускали разнообразную аппаратуру, машины, ветряные двигатели для колхозов и т. п. На судостроительном и судоремонтном заводе, достигшем в 1945 году довоенной мощности, была оборудована судоподъемная база, подняты и восстановлены 162 затопленных речных судна. В том же году завод построил и сдал в эксплуатацию несколько буксирных катеров, оказал действенную помощь рабочим Херсона в восстановлении Херсонского судостроительного завода, изготовив оборудование для его цехов и электростанций. Особенно большой вклад внес коллектив этого предприятия в возрождение судоверфей и речного судоходства.
К концу 1945 года в республике находилось в действии около 30 проц. довоенных производственных мощностей. Киевляне при помощи русского и других братских народов Советского Союза полностью или частично восстановили сотни предприятий: из 1228 предприятий, работавших перед войной, действовали 957{Народне господарство міста Киева. Статистичний збірник, К., 1960, с. 7.}. В 1945 году промышленность города выпустила продукции на сумму 388,8 млн. руб.{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 3, д. 457, л. 7.}. Объем ее составил 24 проц. уровня 1940 года{Народне господарство міста Киева. Статистичний збірник, К., 1963, с. 14.}.
Перспективы развития страны в послевоенные годы, очередные хозяйственно-политические задачи Коммунистической партии и советского народа были определены в Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг., принятом в марте 1946 года. Этим планом предусматривалось за пять лет не только восстановить народное хозяйство в районах, пострадавших от войны, достичь довоенного уровня развития, но и значительно превысить его.
С переходом к мирному периоду материальные ресурсы и рабочая сила направлялись на развертывание и ускорение работ по восстановлению важнейших предприятий. Большую роль в этом сыграли мощности тех промышленных районов страны, которые не подверглись оккупации; в 1941—1945 гг. в них в 2—3 раза возросло промышленное производство за счет эвакуированных, вновь построенных и реконструированных предприятий. На характер и масштабы вос-/395/становления народного хозяйства в годы четвертой пятилетки значительное влияние оказало то, что производственные фонды промышленности (здания, оборудование, машины и т. п.) уже в 1946 году в целом по СССР достигли довоенного уровня. Это определило широкий объем и сжатые сроки восстановительных работ, реконструкции и нового строительства. Значительные материальные трудности, вызванные длительной войной, варварством захватчиков, а также засухой, которая летом 1946 года охватила территорию большую, чем в 1921 году, преодолевались с самоотверженной настойчивостью.
Важной особенностью послевоенного возрождения и развития промышленности являлось то, что одновременно проводилась реконструкция — перестройка предприятий, оснащение их новым, более совершенным оборудованием, внедрение в производство достижений науки и техники. Новое строительство осуществлялось в основном с целью расширенного воспроизводства, создания новых производств. Объем капиталовложений в народное хозяйство страны на 1946— 1950 гг. составил огромную сумму — 250,3 млрд. руб., в т. ч. в промышленность — 157,5 млрд. руб. (в сметных ценах 1945 года). Нужно было восстановить и построить 5900 промышленных предприятий. На проведение строительно-монтажных работ выделялось 153 млрд. рублей{Борьба КПСС за восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенный период (1945—1950 гг.). Документы и материалы. М., 1961, с. 72.}.
В первом послевоенном пятилетнем плане большое внимание уделялось возрождению народного хозяйства Советской Украины. В соответствии с этим Верховный Совет Украинской ССР в 1946 году принял Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства УССР на 1946—1950 гг. Перед промышленностью республики ставилась задача не только достичь довоенного уровня производства, но и превзойти его. Общий объем капитальных работ по Украинской ССР определялся в размере 49 500 млн. руб., в т. ч. по хозяйству республиканского подчинения — 5469 млн. рублей{Закон про п'ятирічний план відбудови й розвитку народного господарства УРСР на 1946—1950 рр. К., 1946, с. 64.}.
План четвертой пятилетки открывал большие перспективы возрождения и развития промышленности, городского хозяйства Киева как одного из важных индустриальных центров страны. Ставилась задача прежде всего восстановить тепловые электростанции и электросеть города, машиностроительные предприятия, транспорт, чтобы обеспечить возрождение и дальнейшее развитие других отраслей хозяйства.
В сталелитейном цехе завода «Большевик». 1949 г.
Как и все советские люди, трудящиеся города восприняли пятилетний план как боевую, всеохватывающую программу, отвечающую их жизненным интересам. В резолюциях многочисленных собраний трудовых коллективов отмечалось, что рабочие всецело поддерживают и одобряют пятилетний план и приложат все усилия для его выполнения. В обязательствах, принятых рабочими и служащими заводов «Большевик», «Арсенал», «Транссигнал», обувной фабрики № 1, трикотажной фабрики им. Розы Люксембург и др. предусматривались, в частности, досрочное выполнение годового плана, расширение ассортимента, улучшение качества продукции, повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции, механизация трудоемких процессов, экономия рабочего времени и т. п.
Для обеспечения строек и предприятий кадрами, уменьшения текучести рабочей силы Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг. предусматривал развертывание силами хозяйственных организаций строительства одноквартирных и двухквартирных домов приусадебного типа для продажи рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим на условиях долгосрочного кредита{Борьба КПСС за восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенный период (1945—1950 гг.), с. 88.}.
Важное значение для организации успешного восстановления промышленности в годы четвертой пятилетки имели изменения в системе управления промышленностью и строительством. Были созданы специальные строительные наркоматы, много крупных строительных организаций. В 1946 году, например, образован Наркомат строительного и дорожного машиностроения СССР.
В восстановленном инструментальном цехе завода «Ленинская кузница». 1946 г.
В Киеве в эти годы восстанавливались и строились прежде всего машиностроительные предприятия. На заводах «Ленинская кузница», «Большевик», им. Артема, станков-автоматов им. А. М. Горького, судоремонтном и судостроительном, «Арсенал» и других восстанавливались и переоборудовались отдельные цехи. На заводе химического машиностроения «Большевик» к началу 1946 года вступили в строй цехи чугунолитейный, котельно-кузнечный, ремонтно-механический, изделий широкого потребления. В течение года производственные мощности предприятия возросли в 8 раз{Нестеренко О. О. Розвиток промисловості на Україні, ч. 3. К., 1966, с. 226.}. Одновременно расширялись существующие и/396/ вводились в действие новые цехи. На заводе станков-автоматов им. А. М. Горького к началу 1946 года действовали некоторые цехи, полным ходом шли восстановительные работы в кузнечном, литейном, термическом и других цехах, а в механическом уже монтировали новое оборудование. На заводе были установлены крупные импортные станки, отремонтированы и смонтированы 5 мостовых кранов, 2 кранбалки, 4 консольно-поворотных крана, введены в действие 2 очереди подстанции № 5 общей мощностью 880 квт и другое.
В 1946 году в Киеве закончено строительство мотоциклетного завода, начавшего серийный выпуск первых одноместных машин. Был возобновлен выпуск пишущих машинок, освоено производство бытовой газовой аппаратуры. Дальнейшее развитие получило приборостроение — на предприятиях этой отрасли началось освоение новой для Киева продукции — электроприборов высокой точности. Села получили первые ветряные двигатели, изготовленные на заводе им. Артема. Продукция восстанавливаемых машиностроительных заводов имела важное значение для оснащения возрождаемых и строящихся предприятий других отраслей народного хозяйства.
Большую роль в восстановлении и дальнейшем развитии промышленности города сыграло возрождение и расширение энергохозяйства. На три месяца раньше установленного правительством срока на Киевской ТЭС-2 введен в действие турбогенератор мощностью 24 тыс. квт, в результате чего намного улучшилось снабжение электроэнергией. В 1949 году мощность энергосистемы Киева превысила довоенный уровень. В конце четвертой пятилетки началось сооружение крупной Дарницкой ТЭЦ.
В соответствии с пятилетним планом, в котором было предусмотрено сооружение газопровода Дашава — Киев (с перспективой продолжить затем его до Москвы), в декабре 1946 года начались строительные работы. В 1947 году в Киеве построена центральная газораспределительная станция. Были намечены конкретные мероприятия по подготовке к приему природного газа, разработан план строительства газовой сети города. Для проведения этих работ государство выделило 100 млн. руб.{Кудлай О. С. Робітничий клас Української РСР у боротьбі за відбудову і розвиток промисловості в післявоєнний період, К., 1965, с. 112.}. Досрочно, к ноябрю 1948 года, дашавский газ поступил в Киев. Его получили 19 тыс. квартир, 2 электростанции, 15 предприятий, в т. ч. «Ленинская кузница», «Большевик», хлебозавод № 8. Было введено в действие почти 75 км распределительных газопроводов среднего и низкого давления, более 65 км ответвлений в жилые дома, на промышленные и коммунальные предприятия. Всего к концу пятилетки на газовое отопление в городе переведено 60 тыс. квартир, 62 промышленных предприятия, 129 коммунально-битовых учреждений, 44 школы. Государственные ассигнования на газификацию Киева составили 225 млн. руб.{«Правда Украины», 1951, 7 января.}. Замена твердого топлива (2/3 потребности в нем, или 2 млн. тонн в год) газом дала возможность сэкономить только в 1950 году 118 млн. руб. (газ стоил в 6 раз дешевле угля).
Из предприятий химической промышленности в 1946 году были полностью восстановлены производственные мощности на заводе вискозного шелка в Дарнице. За годы четвертой пятилетки завод коренным образом реконструирован, по сути здесь заново создан мощный комбинат химического волокна. В ходе возрождения предприятий изменилось направление производственной деятельности некоторых из них. Так, на базе бывшего тонкосуконного комбината в середине 40-х годов создан комбинат по производству тканей из искусственного шелка — Дарницкий шелковый комбинат. Восстановление, реконструкция, сооружение новых предприятий и жилых зданий требовали огромного количества строительных материалов. Поэтому уделялось большое внимание возрождению и развитию заводов строительной индустрии. Восстановительные работы в этой отрасли осуществлялись быстрыми темпами, сопровождались значительным совершенствованием основного оборудования, строительством новых предприятий. Проводилась модернизация прессового, печного и сушильного хозяйств на кирпичных заводах, устанавливались мощные вакуум-прессы, высокопроизводительные механизированные туннельные печи, искусственные сушилки и пр. Для механизации трудоемких работ внедрялись транспортеры, краны, автопогрузчики, подъемники, экскаваторы, автосамосвалы и другие высокопроизводительные технические средства. В 1947 году была сооружена фабрика кафельных и облицовочных плиток на Подоле, в 1948 году — заводы шлакоблоков, цементный, гипсовых блоков, минеральной ваты, гипсовых досок, а в последующие годы — заводы «Стройдеталь», асфальтобетонный, асфальтовых плит и др. За годы пятилетки более чем в 2 раза возросло производство кирпича{Там же.}.
Ускоренное восстановление и развитие машиностро-/397/ения и строительной индустрии способствовали возрождению предприятий легкой, пищевой и других отраслей промышленности, развертыванию жилищного строительства.
После принятия 23 декабря 1946 года постановления Совета Министров СССР «О мероприятиях по ускорению подъема государственной легкой промышленности, производящей предметы широкого потребления»{Борьба КПСС за восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенный период (1945—1950 гг.), с. 152—157.}, в Киеве восстановлен, реконструирован и построен ряд предприятий этой отрасли. В частности, сооружены новые фабрики — шерстепрядильная, швейная и обувная, завод подошвенной резины и другие.
Восстанавливались и переоборудовались предприятия промышленной кооперации. Возобновили работу артели по производству тканей мощностью 1,5 млн. метров, «Металлолит» (столовых приборов), по изготовлению репродукторов, была построена новая хлопкопрядильная фабрика артели «Победа»{ЦГАОР УССР, ф. Р-337, оп. 13, д. 47, л. 10—12.}.
Существенным обновлением оборудования, внедрением новой техники сопровождалось возрождение и расширение довоенных предприятий пищевой промышленности. За пятилетку были введены в действие основные молоко- и хлебозаводы, кондитерская, макаронная, табачная фабрики, мясокомбинат. В строй действующих вошло немало важных предприятий других производственных отраслей. Например, построены пенициллиновый завод, фабрики — шлифовально-полировальная, кинокопировальная, книжно-журнальная, цветной печати и другие.
С каждым годом усиливалась помощь Советского государства, трудящихся братских республик Союза ССР труженикам города. На киевские вокзалы постоянно приходили эшелоны с надписью «Срочно — Киеву». Из Москвы прибывали запасные части, радиоаппаратура, инструменты, оборудование, из Ленинграда — электрооборудование и турбогенераторы, из Ташкента, Свердловска и Омска — цветной металл, телефонная аппаратура и т. п. Московский завод «Динамо» производил для киевского завода «Большевик» электромоторы. Бесперебойно поступали подъемные краны, нержавеющая сталь, изготовленные на московских заводах. Труженики Москвы прислали Киеву 130 троллейбусов, десятки автобусов{Очерки истории Киевской городской и областной партийных организаций, с. 425; «Київська правда», 1Э51, 3 августа.}. Отдельные предприятия Советского Союза направляли на Украину, в т. ч. и в Киев, до 50 проц. всей своей продукции.
Одновременно трудящиеся Киева оказывали помощь кадрами, рабочей силой, техникой в восстановлении Донбасса, Днепрогэса, «Запорожстали», «Азовстали», судостроительных заводов Николаева, а также Юрковского угольного разреза и других промышленных объектов Советского Союза.
В 1945 году численность рабочих в промышленности города составляла только 33 проц. по сравнению с 1940 годом{Народне господарство міста Киева. Статистичний збірник. К., 1963, с. 28.}. Поэтому главными вопросами, от решения которых зависел ход восстановительных работ, были обеспечение количественного роста рабочих, повышение их культурно-технического уровня. В первые послевоенные годы ряды рабочих города пополнялись за счет демобилизованных из Советской Армии военнослужащих. На протяжении 1945—1947 гг. в Киев прибыли 58 105 бывших воинов. Партия и народ окружили фронтовиков вниманием и заботой. Они бесплатно обеспечивались одеждой и обувью, получали одноразовое денежное пособие, помощь для сооружения и ремонта жилья. В целом сумма государственных пособий и пенсий прибывшим в город демобилизованным составила 350 млн. рублей{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 3, д. 941, л. 81, 82.}.
Партийные и советские органы большое внимание уделяли профессиональной подготовке рабочих непосредственно в процессе производства, путем организации индивидуально-бригадного и курсового обучения. Только в последнем году пятилетки повысили свою квалификацию 86,6 тыс. киевлян. Широкое распространение получили школы техминимума, школы по овладению несколькими профессиями, по изучению опыта передовиков, различные курсы без отрыва от производства. В 1950 году в школах новаторов обучалось 4100 рабочих.
Основным источником пополнения квалифицированных кадров рабочего класса была система государственных трудовых резервов. За годы пятилетки 29 ремесленных и железнодорожных училищ, школ фабрично-заводского обучения выпустили 28 790 молодых квалифицированных рабочих{Народне господарство міста Києва. Статистичний збірник. К., 1963, с. 106, 108.}, а общее количество рабочих и служащих в 1950 году составило в городе 373 тыс. человек{Народне господарство Української РСР. Статистичний збірник. К., 1957, с. 336.}, что на 26 тыс. превышало их численность в 1940 году.
Организатором масс в борьбе за возрождение столицы Украины являлась Киевская городская партийная организация. Коммунисты находились на самых трудных, ответственных участках производства. Так, на предприятиях промышленности, транспорта и в строительстве они составляли в начале 1948 года 9,5 проц. работающих. С каждым годом партийная прослойка в трудовых коллективах по этим отраслям увеличивалась. Если в 1947 году здесь работало более 12 тыс. коммунистов, или 25 проц. всего состава городской парторганизации, то в 1950 — 18 тыс., или 34 процента{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 3, д. 941, л. 20, 21; оп. 7, д. 3, л, 84—85.}.
Рост численности и влияния членов партии явился решающим условием повышения политической и производственной активности рабочих Киева.
На предприятиях и стройках, на транспорте разверну-/398/лось массовое социалистическое соревнование. Подъему трудовой активности киевлян способствовало принятое 18 мая 1946 года постановление ЦК ВКП(б) о развертывании социалистического соревнования и соответствующее постановление ЦК КП(б)У от 23 мая того же года.
Токарь завода «Красный экскаватор», лауреат Государственной премии СССР В. К. Семинский со своими учениками. 1950 г.
Среди многих форм социалистического соревнования значительное распространение приобрело движение за досрочное выполнение пятилетнего плана. Инициаторами его выступили в мае 1946 года металлурги Макеевского завода им. С. М. Кирова, вслед за ними в соревнование включились рабочие ряда московских заводов, шахтеры Донбасса, а также коллектив Донецкой железной дороги. Единодушно поддержав инициативу передовых предприятий, трудовые коллективы заводов, фабрик, строек и транспорта столицы Советской Украины взяли на себя повышенные обязательства. В них предусматривались сокращение сроков выполнения государственного плана восстановления предприятий, освоение новых видов изделий, повышение производительности труда, развертывание рационализации и изобретательства и т. д.
В ходе социалистического соревнования крепла творческая дружба тружеников Киева с трудящимися Москвы, Ленинграда и других городов страны. С 1947 года развернулось социалистическое соревнование коллектива завода «Арсенал» с коллективами ряда ленинградских предприятий. Рабочие «Ленинской кузницы» установили деловые связи с судостроителями Балтийского завода, киевские обувщики — с работниками Ленинградской фабрики «Скороход».
На предприятиях города широко внедрялись передовые методы труда знатных новаторов Российской Федерации и других республик страны: Н. А. Российского, В. И. Матросова, А. М. Иванова и др. Новаторы Москвы, Ленинграда и других городов неоднократно выступали в Киеве с докладами на технических совещаниях, непосредственно помогали рабочим внедрять передовые методы труда, в то же время и киевляне по-братски делились своим опытом. Начавшееся еще до войны социалистическое соревнование между столицами двух братских республик — Киевом и Ереваном — крепло и развивалось в послевоенные годы. В 1948 году, когда коллектив Ереванского машиностроительного завода готовился к выпуску первой партии сложной аппаратуры, на помощь пришли киевляне. Они прислали не только чертежи, но и своих лучших специалистов, чтобы помочь ереванцем освоить новые механизмы{«Вопросы истории», 1965, № 7, с. 28.}.
Огромное значение в борьбе за повышение производительности труда имело движение за усовершенствование технологического процесса, рационализацию производства. В авангарде его шли машиностроители.
Укомплектование производственных цехов новыми усовершенствованной конструкции станками позволило быстрее и качественнее выполнять все работы по изготовлению разнообразной оснастки серийного производства — сложных и точных приспособлений, кондукторов, специальных режущих и измерительных инструментов. Если в довоенные годы только на двух киевских заводах имелись координатно-расточные станки, работающие с точностью до тысячных долей миллиметра, то уже в 1947 году этими станками располагали инструментальные цехи многих предприятий города{Киевский облпартархив, ф. 5, оп. 9—1, д. 179, л. 15.}. Большая работа была проведена по внедрению высокопроизводительных станочных приспособлений.
Особенно успешно осуществлялось усовершенствование технологического процесса на заводе «Ленинская кузница». Предприятие перешло к строительству и серийному выпуску стандартных буксирных пароходов с изготовлением для них своими силами паровых машин, паровых котлов и вспомогательных механизмов. Впервые была введена секционная сборка корпуса судна. Этому предшествовала большая работа коллектива предприятия по внедрению усовершенствованной технологии, механизации ряда трудоемких процессов. Коллектив завода исследовал и внедрил по 25-ти трудоемким деталям высокоскоростное фрезерование стали фрезами с отрицательными передними углами, оснащенными твердыми сплавами, в результате чего производительность труда при обработке деталей повысилась в 2—3 раза. В 1947 году на предприятии было внедрено в производство 170 рационализаторских предложений с экономическим эффектом примерно 1 млн. руб. Кроме того, сэкономлено 500 тонн угля и около 100 тонн кокса.
Большое значение для возрождения и развития предприятий города имело массовое движение за использование внутренних резервов. Зачинателем его явился коллектив завода «Арсенал». Партийный комитет предприятия, возглавив это движение, придал ему массовый характер. Был объявлен двухмесячник рациона-/399/лизации и изобретательства, во время которого около 70 проц. рабочих и служащих внесли рацпредложения по мобилизации внутренних ресурсов. Поступило 1027 рационализаторских предложений, внедрение которых дало экономию в сумме более чем 2,5 млн. руб. Одновременно высвободилось 136 квалифицированных рабочих, сэкономлено свыше 25 тонн цветного металла, около 60 тыс. квт-час. электроэнергии{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 3, д. 941, л. 30, 31.}.
В течение 1947 года коллектив завода 10 раз завоевывал первые места в социалистическом соревновании, дважды награждался переходящим Красным знаменем ВЦСПС{«Арсенал» імені В. І. Леніна, с. 197.}. 500 рабочих предприятия выполнили годовое задание к 30-й годовщине Великого Октября, а свыше 250 человек дали по 2—4 годовые нормы. В числе тех, кто выполнил к юбилею годовые задания, было 274 комсомольца. 16 членов ВЛКСМ завершили свой пятилетний план, а 54 — несколько годовых норм. В 1947 году завод «Арсенал» дал сверх плана прибыли на 500 тыс. рублей.
Среди многих новаторских начинаний значительную роль сыграло внедрение скоростных методов труда. Одним из инициаторов этого движения стал токарь завода «Красный экскаватор» коммунист В. К. Семинский. В содружестве с ленинградским токарем Г. С. Борткевичем и московским токарем П. Б. Быковым он разработал новые режимы резания металла, усовершенствовал геометрию резцов, благодаря чему достиг высочайшей производительности труда. Внедрение только 37 его предложений дало предприятию около 300 тыс. руб. экономии. Уже в 1946 году токарь-новатор завершил свой пятилетний план, а к концу пятилетки выполнил 23 годовых задания. В 1950 году В. К. Семинский был удостоен Государственной премии СССР.
Токарь-инструментальщик завода «Арсенал» коммунист Г. Я. Царик осуществил расчленение операций с отделением черновой обработки от чистовой, применил максимальные режимы резания. Так, например, при изготовлении метчиков рабочие бригады были разбиты на три группы в зависимости от их квалификации. Первая группа проводила подготовительную нарезку, вторая — выполняла предварительную нарезку, а Г. Я. Царик окончательно доводил резьбу до требуемых точности и размера. Такая организация труда обеспечивала более полное использование рабочих низкой квалификации, способствовала увеличению производительности труда в 5 раз. Депутат Верховного Совета УССР Г. Я. Царик за пятилетку выполнил 18 годовых норм. Кадровый рабочий завода, участник Январского восстания 1918 года в Киеве С. М. Опанасенко, член ЦИК СССР (1929—1931 гг.), усовершенствовав технологию обработки деталей, добился высокой среднемесячной выработки — 500 процентов нормы.
Слесарь-инструментальщик завода «Большевик» коммунист И. Е. Резник изготовил и внедрил высокопроизводительное приспособление для изготовления штампов к перфорационным прессам, благодаря чему отстающий участок перфорации вышел в число передовых. Если в довоенные годы два слесаря были заняты изготовлением штампов для одного перфорационного пресса, то сейчас один И. Е. Резник обеспечивал штампами пять прессов. К концу 1947 года он выполнил задание двух пятилеток{Киевский облпартархив, ф. 5, оп. 9—1, д. 179, л. 23.}.
Передовой слесарь завода «Арсенал», участник Январского восстания 1918 г. С. М. Опанасенко. 1948 г.
Среди строителей в первые послевоенные годы славился трудовыми достижениями каменщик Дарницкого строительного участка коммунист И. М. Рахманин, применивший скоростные приемы кирпичной кладки. В начале 1946 года, став на стахановскую вахту в честь выборов в Верховный Совет СССР, бригада И. М. Рахманина уложила за смену свыше 154 тыс. кирпичей. Только за пять вахт в 1947 году бригада сэкономила 5820 человеко-дней, что позволило дополнительно соорудить дом площадью 634 квадратных метра{Высокопроизводительный метод кирпичной кладки И. М. Рахманина. М., 1951, с. 6—14.}. За годы пятилетки И. М. Рахманин выполнил 26,5 годовой нормы, за что был удостоен Государственной премии СССР.
Опыт работы бригады нашел широкое распространение среди строителей Киева и других городов страны. На стройках столицы Украины в специально организованных школах в нерабочее время каменщики обучались у И. М. Рахманина методам скоростной кирпичной кладки. К концу пятилетки в городе насчитывалось свыше 6 тыс. строителей-новаторов, значительно перевыполнявших нормы выработки. Лучшие киевские строители поддерживали связи с передовыми/400/ строителями Сибири, Москвы, Брянска и других городов.
Передовой каменщик Дарницкого строительного участка, лауреат Государственной премии СССР И. М. Рахманин среди учащихся ремесленного училища. 1950 г.
Народная инициатива с каждым днем углублялась и ширилась. Единодушно поддержав призыв ленинградцев о досрочном выполнении плана 1947 года к 30-й годовщине Октября и завершении пятилетки за 4 года, рабочие коллективы столицы Украины еще шире развернули соревнование по профессиям между участками, бригадами, цехами. В конце 1947 года в нем принимало участие 96 проц. промышленных рабочих, из них более 50 проц. стахановцев{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 3, д. 941, л. 21.}. Рабочие принимали обязательства выполнить по две—три годовые нормы, составлялись планы внедрения стахановских методов труда.
Широкое распространение получила инициатива закройщика московской обувной фабрики «Парижская коммуна» В. И. Матросова и старшего мастера московского завода «Калибр» Н. А. Российского, положивших начало соревнованию за коллективные формы высокопроизводительного труда, за переход от стахановских участков к стахановским цехам.
Киевляне горячо откликнулись на патриотический почин новаторов. Над внедрением технологических мероприятий, позволяющих снизить трудоемкость, повысить производительность труда, в деловом контакте трудились инженеры и передовые рабочие. Активно включился в это соревнование и стал одним из лучших промышленных цехов на предприятиях столицы республики инструментальный цех завода «Арсенал». По предложению начальника цеха кадрового рабочего В. К. Шаповала в цехе были организованы новые участки производства — по изготовлению пресс-форм, форм для литья под давлением, координатно-расточных станков и др. Только осуществление поточного изготовления плашек в 3 раза сократило число рабочих и в 6 раз — себестоимость изделий{Там же, ф. 5, оп. 9—1, д. 179, л. 24, 25.}. В цехе, кроме того, группа станков была переведена на скоростное фрезерование при обработке матриц штампов и форм для литья, механизированы ручные лекальные работы. Перестроив свою работу по методу Н. А. Российского, высоких показателей добился коллектив инструментального цеха Киевского мотоциклетного завода. Цех, не выполнявший ранее производственных планов, в 1947 году завоевал второе место на заводе. Ярким примером борьбы рабочих за достойную встречу 30-летнего юбилея Октября явилась трудовая инициатива коллектива завода «Точэлектроприбор». Приборостроители взяли обязательство закончить годовую программу к всенародному празднику, дав при этом приборов в два раза больше, чем в 1946 году. По инициативе коммунистов было решено работать по строгому графику. Вначале графики составили сами исполнители, мастера, начальники цехов, затем их предложения обобщили и свели в единое целое. Впервые почасовой график ввели на самом ответственном участке — в наиболее отстававшем пластмассовом цехе. И смена выполнила задание. Затем на поточный график перевели выпуск точных измерительных приборов.
Введение почасового графика выпуска продукции на заводе способствовало повышению производительности труда, налаживанию ритмичности работы как отдельных цехов и служб, так и предприятия в целом, что в конечном счете вело к увеличению количества и улучшению качества выпускаемых приборов, снижению их себестоимости. Завод изготовил и сдал а эксплуатацию установку для электроискрового метода обработки металлов с автоматической подачей электрода. Была освоена электрополировка латунных и стальных деталей. Свои предъюбилейные обязательства коллектив завода выполнил к 4 ноября 1947 года, получив 2900 тыс. руб. прибыли. Заводу были вручены переходящее Красное знамя Совета Министров СССР и переходящее Красное знамя Министерства приборостроения и ВЦСПС{Там же, л. 131.}. К 30-й годовщине Октября выполнили годовое задание заводы «Большевик», «Укркабель» и другие.
Наращивали темпы производства предприятия легкой промышленности и промкооперации. Четыре года подряд первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании предприятий пищевой промышленности завоевывала Киевская табачная фабрика. Коллектив 4-й обувной фабрики, внедряя передовые методы труда, в 1947 году сэкономил 358 тыс. квадратных дециметров кожи, из которой было дополнительно сшито 16 тыс. пар обуви. На 200 млн. руб. продукции в 1947 году дала потребителям промышленная кооперация города.
Образцом концентрированного сосредоточения сил и средств города на ударном участке явились строительство газопровода и газификация Киева. Городской комитет партии командировал сюда 125 коммунистов, а горком комсомола — более 1 тыс. комсомольцев,/401/ ставших организаторами стахановского труда. На строительство газовых сетей в городе было направлено 1056 квалифицированных рабочих. Большую работу выполнили выделенные горкомом партии и горсоветом 40 общественных уполномоченных и 182 общественных прораба. Они повседневно следили за ходом строительства, помогали на местах в решении неотложных вопросов, добивались устранения недостатков на производстве.
Газификация города превратилась в общенародную стройку. Из общего объема 720 тыс. кубометров земляных работ трудящиеся столицы Украины выполнили методом народной стройки более 40 проц. Около 100 тыс. человек работали на рытье траншей для дворовой и уличной сети, отработав более 200 тыс. человеко-часов и проложив 71 км трассы{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 3, д. 943, л. 208.}.
По инициативе коллективов заводов «Арсенал», «Ленинская кузница» из Киева на строительство газопровода выехало 250 специалистов, объединенных в 30 комплексных бригад, а также 45 сварщиков. Ряд предприятий города, в частности заводы «Большевик», «Транссигнал», «Красный эскаватор», судоремонтный и др., поставляли строителям инструменты и оборудование. Заказы строителей газопровода Дашава — Киев выполняли многие предприятия республики, всего Советского Союза. Самоотверженно трудились строители. В 1947 году 2 тыс. человек выполняли нормы на 180— 200 проц. Знатный сварщик Г. В. Макуха, обязавшись завершить пятилетку за три года, за шесть месяцев этого года выполнил 2,5 годовой нормы.
Активное участие в социалистическом соревновании принимали комсомольцы и молодежь города. В 1947 году 18 тыс. из них выполнили годовой план к 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Из 9200 членов ВЛКСМ, работавших непосредственно на производстве, 8 тыс. выполнили годовое задание к 7 ноября, а 54 человека к этой дате завершили пятилетний план, среди них слесарь М. Лысенко, шлифовальщик М. Михайлов, формовщики В. Науменко, Г. Тондрикова и др. За достигнутые успехи 16 первичных комсомольских организаций предприятий и 614 комсомольцев и представителей несоюзной молодежи города были награждены Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМУ, 11 первичных комсомольских организаций и 64 комсомольца занесены в областную Книгу почета.
Итоги предоктябрьского соревнования трудящихся промышленных предприятий явились достойным вкладом в досрочное завершение заданий четвертой пятилетки. В целом государственный план 1947 года был завершен к 24 ноября. Более 8 тыс. киевлян выполнили по 2—3 годовых нормы{Там же, д. 940, л. 93.}. Свыше 100 киевских предприятий превзошли довоенный уровень по выпуску продукции. В 1948 году 800 предприятий стали работать рентабельно и добились высоких показателей.
Усилиями 20-тысячного коллектива киевских железнодорожников, с помощью всех трудящихся города за сравнительно короткий срок из пепла и руин восстановлены паровозные и вагонные депо в Киеве и Дарнице. В 1945—1947 гг. были заново уложены 43 км станционных путей, полностью восстановлена механизированная сортировочная горка станции Дарница, введены в действие десятки служебно-технических сооружений, по своей мощности превышающих довоенные. К 1948 году ряд подразделений железнодорожного хозяйства — вагонное, паровозное, связи и др.,— по производственным мощностям и техническому оснащению превысил довоенный уровень{Там же, д. 941, лл. 123, 124.}.
Старший машинист депо им. Андреева З. Н. Гора-Горовский выступил инициатором вождения тяжеловесных поездов. Его бригада довела месячный пробег локомотива до 9 тыс. км и сэкономила 11 тонн топлива. Работники Киевского железнодорожного узла лишь за 1948 год увеличили грузовые перевозки на 34 тыс. вагонов.
Передовые методы погрузочно-разгрузочных работ ввел механизатор речного порта А. М. Ровный, благодаря чему производительность труда увеличилась в 2,5 раза.
Широкое распространение среди киевлян в эти годы получил опыт работы передовых строек, в частности строителей Запорожья. Внедрение передовой строительной техники, поточно-скоростного метода способствовало значительному сокращению сроков сооружения объектов. Примером может служить строительство поселка Октябрьского на Багриновой горе (в районе Корчеватого). Все работы здесь были разделены по циклам и выполнялись комплексными бригадами, при максимальном внедрении комплексной механизации. Так, при устройстве фундаментов двое рабочих за смену с помощью машин укладывали 50 кубометров бетона, при обычных же методах строительства потребовалось бы рабочих в 10 раз больше{Там же, л. 226.}.
25—28 января 1949 года в Киеве состоялся XVI съезд КП(б)У. В отчетном докладе Центрального Комитета, в решениях съезда были подведены итоги деятельности коммунистов и всех трудящихся республики в послевоенные годы, определены задачи партийных организаций по дальнейшему развитию народного хозяйства. Съезд потребовал от них проявлять больше настойчивости в мобилизации всех резервов для увеличения выпуска промышленной продукции. В его решениях подчеркивалось, что дальнейший рост производительности труда, повышение качества и снижение себестоимости продукции может быть обеспечено на основе внедрения и быстрого освоения новой техники, постоянного совершенствования организации производства и труда, улучшения руководства социалистическим соревнованием.
Руководствуясь решениями съезда, партийные организации предприятий и строек Киева усилили борьбу за/402/ новый подъем производства, за повышение производительности труда. Большую роль в дальнейшем развертывании социалистического соревнования, во всеобщем трудовом подъеме народных масс столицы республики сыграли новые творческие начинания, с которыми в 1949—1950 гг. выступили новаторы Москвы и Московской области, Ленинграда, а также других городов и промышленных районов страны.
В начале 1949 года коллективы 103 передовых московских предприятий стали инициаторами движения за ускорение оборачиваемости оборотных средств. По предложению мастера ткацкого цеха Краснохолмского камвольного комбината А. С. Чутких началось соревнование за выпуск продукции отличного качества; по предложению текстильщиц М. И. Рожневой и Л. Ф. Кононенко — за бережное использование сырья и материалов. Бригадир Московской обувной фабрики «Парижская коммуна» Л. Г. Корабельникова выступила с предложением внедрить комплексную экономию сырья и материалов. По примеру интеллигенции Ленинграда развернулось движение за творческое содружество деятелей науки и работников предприятий.
Эти и другие патриотические начинания нашли широкое распространение по всей стране, в т. ч. и в Киеве. В соревнование вступили рабочие большинства промышленных предприятий Киева, своим самоотверженным трудом они ускорили восстановление народного хозяйства города. Только в 1949 году коллективы киевских предприятий, борясь за ускорение оборачиваемости оборотных средств, дали государству дополнительно продукции на 15 млн. руб. Значительные успехи были достигнуты и в соревновании за отличное качество продукции. Так, уже в середине 1949 года на предприятиях города насчитывалось более тысячи бригад отличного качества. На заводе «Ленинская кузница» из 24 таких бригад 16 получили личные клейма и сдавали продукцию без предъявления ее в отдел технического контроля. На заводе «Арсенал» 6 бригад отличного качества объединяли 324 рабочих.
Большой размах получило социалистическое соревнование по профессиям. В частности, только за звание лучшего мастера на производстве соревновалось около 10 тыс. человек. К концу 1949 года насчитывалось свыше 30 предприятий, где все рабочие выполняли и перевыполняли нормы выработки. Около 6 тыс. передовиков производства заводов и фабрик выполнили свои пятилетние планы, 580 бригад и 42 цеха завоевали звание стахановских.
Выполняя решения XVI съезда КП(б)У, партийные организации города сосредоточили главное внимание на улучшении руководства социалистическим соревнованием.
В середине 1950 года на заводах, фабриках, других предприятиях Киева началась взаимопроверка выполнения социалистических обязательств. К ней были привлечены несколько тысяч активистов. На многих предприятиях осуществлялся переход от индивидуальных стахановских методов работы к организации стахановских бригад, участков и цехов. Партийная организация завода «Арсенал», насчитывавшая в начале 1950 года 577 коммунистов (из них около 70 проц. работали непосредственно на производстве), возглавила патриотическое движение за превращение завода в предприятие передовиков. Социалистическим соревнованием здесь были охвачены все рабочие. 21 бригаде присвоено звание бригады отличного качества, 111 производственников удостоены звания «отличник качества». Рабочие ведущих профессий соревновались с передовиками предприятий Москвы и Ленинграда. В частности, мастера коммунисты В. М. Ушаков, О. И. Дмитриев, рабочий А. Н. Шведский соревновались со знатным мастером страны Н. А. Российским.
Одним из важнейших источников повышения производительности труда, сокращения производственного цикла стало внедрение на предприятиях расчетно-технических норм.
На машиностроительных заводах особое место занимало дальнейшее распространение опыта скоростного резания и обработки металла. Так, применение скоростной обработки металла на заводе «Ленинская кузница» позволило значительно увеличить выпуск продукции, в результате чего отдельные участки добились повышения производительности труда в 3—4 раза. В 1950 году завод выпустил продукции на 21,2 проц. больше, чем в предыдущем, дав сверх плана 3,5 млн. руб. экономии. На заводе им. М. Горького, где 150 токарей-скоростников работали по методу В. К. Семинского, скоростной обработке подвергалось до 80 проц. деталей. Отдельные бригады новаторов этого завода ежемесячные нормы выработки перевыполняли в 2,5—3 раза.
Инициатор скоростных плавок на заводе «Большевик» сталевар А. Т. Фрич отдельные плавки при отличном качестве продукции давал за 3,9 часа вместо 6 по норме. К концу 1950 года на его счету имелось 12 годовых норм. Благодаря внедрению передовых методов труда чугунолитейный цех завода «Большевик» начиная с августа 1950 года два дня в каждом месяце работал на сэкономленных материалах, а котлоаппаратный цех только за последние четыре месяца года сэкономил около 100 тонн металла. 58 бригад предприятия завоевали звание бригад отличного качества, 368 рабочих выполнили от 6 до 20 годовых норм{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 7, д. 58, л. 91.}.
Передовые методы труда применялись и на предприятиях обувной, трикотажной и пищевой промышленности города. Соревнуясь с рабочими обувных предприятий Киева и Москвы, значительных успехов добился коллектив 4-й обувной фабрики: более половины производственников выпускали лишь первосортную продукцию. Кроме того, фабрика во втором полугодии 1950 года четыре дня работала на сэкономленных материалах./403/
Коллектив швейной фабрики им. Смирнова-Ласточкина досрочно, к 7 ноября 1950 года, выполнил годовой план по валовой продукции и перевыполнил задание по сортности продукции. При этом сверх плана было сэкономлено 21 тыс. руб.{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 7, д. 57, л. 89.}. Особенно отличилась в социалистическом соревновании за комплексную экономию бригада Т. В. Толстой. Значительных производственных успехов добились кондитерская фабрика им. Карла Маркса и другие предприятия.
Передовые методы труда нашли широкое распространение и среди строителей. По решению городского комитета партии жилищным строительством занимались все промышленные предприятия Киева. В 1950 году 30-тысячный коллектив строителей освоил 193,9 млн. руб. капиталовложений, общая площадь введенных в действие жилых домов, сооруженных государственными организациями, составила 213,4 тыс. квадратных метров против 157,8 тыс. в предшествующем году{Народне господарство міста Києва. Статистичний збірник. К., 1960, с. 42.}. Значительный вклад в эту трудовую победу внес коллектив треста «Киевжилстрой», выполнивший план по производительности труда на 121 проц. Рабочие треста выполняли и перевыполняли производственные нормы. Десять годовых норм за пятилетку дал паркетчик коммунист М. П. Шомин. Каменщик Ф. И. Кравчук, освоив кладку стен с одновременной облицовкой керамическими плитками, добился высокой производительности труда. По его методу работали многие строители Киева и других городов страны.
На многих киевских предприятиях успешно внедрялись научные достижения. На основе разработок выдающегося советского ученого лауреата Государственной премии СССР академика Е. О. Патона были сооружены уникальные мосты на Волге и на Москве-реке, на Днепре и Дунае. Метод автоматической электросварки справедливо назван «патоновским». За годы четвертой пятилетки в Институте электросварки им. Е. О. Патона были изготовлены для предприятий 717 автосварочных аппаратов собственной конструкции и 70 мощных трансформаторов с дистанционным управлением. Научные сотрудники подготовили свыше 400 электросварщиков и наладчиков электросварочных установок.
Существенную помощь предприятиям оказал Институт черной металлургии, разработавший метод защиты труб от коррозии, что позволило продлить срок сохранности оборудования (в земле) газопровода Дашава — Киев до 20—25 лет. Результаты научных исследований академика Н. Н. Доброхотова по улучшению качества сталей широко применялись на заводах «Большевик» в им. И. И. Лепсе. При активном участии научных сотрудников Института экономики АН УССР в цехах заводов «Транссигнал», «Укркабель» был внедрен хозяйственный расчет, улучшилась культура производства. Научные работники Института биохимии АН УССР разработали скоростной метод определения витаминов «А», «Д», «Е» в сырье и готовой продукции, чем была оказана большая помощь предприятиям «Укрвитаминпрома».
Существенную помощь промышленным предприятиям и стройкам столицы оказывали высшие учебные заведения города. Кафедры Киевского политехнического института поддерживали творческие связи с заводами «Большевик», «Ленинская кузница», «Красный экскаватор», им. А. М. Горького, «Точэлектроприбор», ТЭС-2 и др. Только в 1949 году преподаватели этого вуза прочитали для рабочих и инженерно-технических работников города 356 лекций, провели 108 экспертиз и дали 560 консультаций по вопросам новой техники. По инициативе преподавателей политехнического института с целью практического решения задач производства были созданы комплексные бригады, в состав которых входили как научные работники, так и новаторы киевских заводов. На заводе «Ленинская кузница» при помощи кафедр КПИ внедрены прогрессивные методы сварки корпусов судов, расширено применение скоростной обработки металлов, в результате чего производительность труда в 1950 году увеличилась в 3—4 раза. Преподаватели Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, особенно кафедр физического и химического факультетов, оказывали значительную помощь работникам заводов «Арсенал», «Большевик» и стеклотермосного. Сотрудничество работников науки и производства проявлялось также в форме социалистических договоров, заключавшихся научными сотрудниками не только с предприятиями, но и с отдельными передовиками производства. Конкретный и целеустремленный совместный труд ученых, передовых рабочих, инженеров и техников способствовал лучшему внедрению достижений науки в производство, успешному выполнению задач четвертой пятилетки.
Всего за годы четвертой пятилетки в Киеве было восстановлено, сооружено и основано 490 промышленных предприятий, в т. ч. 309 предприятий государственной промышленности. Общее количество промышленных предприятий возросло до 1447 против 957 в 1945 году{Народне господарство міста Києва. Статистичний збірник. К., 1963, с. 11.}, т. е. более чем на 51 проц. и почти на 18 проц. по сравнению с 1940 годом. Столь большой размах восстановительных работ был бы невозможен без крупных капитальных вложений в народное хозяйство. Общий объем капиталовложений за 1946—1950 гг. составил 438 млн. руб. (в сопоставимых ценах){Київ у цифрах. Статистичний збірник, К., 1977, с. 46.}.
Значительно улучшилась техническая оснащенность предприятий. Уже в 1947 году по станочному оборудованию довоенный уровень был превышен на 76 проц., а по количеству станков-автоматов — в 3,6 раза.
Восстановление промышленности сопровождалось преодолением трудностей, вызванных в значительной мере последствиями войны. Так, не всегда удовлетворялись потребности в строительных материалах, сырье, топливе, рабочей силе, жилье, оборудовании и т. п.;/404/ ощущалась нехватка электроэнергии. В 1950 году выпуск валовой продукции стекольной промышленности Киева все еще составлял 91 проц. довоенного уровня, легкой — 82, пищевой — 70 процентов{Народне господарство міста Киева. Статистичний збірник К., 1963, с. 30—32.}.
Восстановление предприятий, повышение их технического уровня, новое капитальное строительство, успехи в решении кадровых проблем, рост производительности труда (за годы четвертой пятилетки она возросла на 95 проц., а по сравнению с 1940 годом — на 39 проц.) обеспечили увеличение промышленного производства. Благодаря трудовому энтузиазму рабочих, инженерно-технических работников годовые планы и план пятилетки в целом были перевыполнены. Уже в 1949 году промышленное производство составило 105 проц. довоенного уровня, к концу пятилетки превысило его на 36 проц., а по объему продукции уровень 1945 года был превзойден в 5,7 раза. В 1950 году по сравнению с 1940 годом валовая продукция промышленности строительных материалов возросла более чем в 2 раза, машиностроения и металлообработки — на 97 проц., химической промышленности — на 75 процентов{Там же, с. 16, 18.}. Таким образом, промышленность Киева к концу четвертой пятилетки была восстановлена. За годы четвертой пятилетки значительное развитие в городе получило приборостроение. Создана электротехническая промышленность, расширилось транспортное машиностроение. Многие восстановленные предприятия стали более мощными. Киевские заводы освоили такие виды новой продукции, как многоковшовые экскаваторы, автопогрузчики, лифты, мотоциклы, машины для уборки сахарной свеклы, аппаратура для пищевой, химической, судостроительной, металлургической промышленности, лабораторное и медицинское оборудование, электроприборы, радиоаппаратура.
Успехам в восстановлении народного хозяйства в значительной мере способствовали также производство и поставки Киеву новых высокопроизводительных строительных машин и механизмов. Машиностроительные заводы страны выпустили много различных типов более совершенных автокранов, бульдозеров, скреперов, автоматических линий для бетонных заводов, средств механизации строительных работ. Концентрация ресурсов на важнейших пусковых объектах, механизация строительства, использование строительных деталей, изготовленных заводским способом, упрощенных и облегченных конструкций — все это способствовало сокращению сроков восстановления, максимальному использованию ассигнований по капитальным вложениям.
В ускорении восстановительных работ большую роль сыграло успешное творческое решение технических проблем возрождения полуразрушенных объектов. При этом приходилось решать сложные вопросы. Как подчеркивал Л. И. Брежнев в своей книге «Возрождение», «науки о восстановлении разрушенного не существовало, учебников, которые бы учили, как поднимать из пепла сожженные, разбитые, взорванные сооружения, не было. Все впервые, все сызнова»{Брежнев Л. И. Возрождение. М., 1978, с. 27.}.
Используя преимущества социализма, концентрируя ресурсы на главном направлении — восстановлении индустрии, Советский Союз собственными силами ликвидировал военные разрушения в невиданно короткие сроки: уже в 1948 году в стране был достигнут довоенный уровень промышленного производства. Четвертый пятилетний план промышленность СССР выполнила досрочно: за 4 года и 3 месяца. К концу пятилетки объем промышленного производства превысил уровень 1940 года на 73 проц. вместо запланированных 48{Об итогах выполнения четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана СССР на 1946—1950 годы. М., 1951, с. 4.}.
Благодаря героическому труду украинского народа, огромной материально-технической помощи всех советских народов довоенный уровень промышленного производства в Украинской ССР в 1950 году был не только достигнут, но и превзойден на 15 проц. За годы пятилетки в республике получили широкое развитие новые отрасли промышленности — газовая и буроугольная.
Возрождение в кратчайший период народного хозяйства Советского государства еще раз показало всему миру неисчерпаемые резервы социалистической экономики. Успешное выполнение пятилетнего плана способствовало решению новых задач дальнейшего подъема народного хозяйства.