-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Архитектура

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/334/

Архитектура. После Великой Октябрьской социалистической революции в работу по восстановлению и социалистической реконструкции Киева, подготовке архитектурно-строительных кадров, которая велась в Архитектурном институте (с 1918 года), Киевском политехническом институте (с 1923 года), Киевском государственном художественном институте (с 1924 года), Киевском инженерно-строительном институте (с 1930 года), включились многие уже известные в то время киевские архитекторы — П. Ф. Алешин, А. М. Вербицкий, Д. М. Дяченко, А. В. Кобелев, В. А. Осьмак, В. Н. Рыков и другие.

Еще в восстановительный период в городе развернулась реконструкция промышленных, транспортных и гражданских сооружений, появились первые социалистические новостройки. К их числу относятся отстроенный в 1925 году под руководством профессора Е. О. Патона Цепной мост через Днепр (вместо разрушенного интервентами), первые дома кооперативного поселка железнодорожников на Соломенке, аэропорт в Жулянах. В период социалистической реконструкции народного хозяйства промышленное строительство в городе велось главным образом в районах Шулявки, в Дарнице — вблизи железных дорог. По ленинскому плану ГОЭЛРО построены в 1926—1930 гг. первая, а в 1932—1935 гг.— вторая очереди Киевской районной электростанции (КРЭС) на Рыбальском полуострове. Авторами проекта этого комплекса сооружений были инженер В. И. Даманский, архитекторы А. К. Буров, Г. П. Гольц, М. П. Парусников и другие. В годы первой пятилетки возведены здания ТЭЦ возле станции Киев-Пассажирский, новые корпуса заводов «Большевик», «Ленинская кузница», 4-й обувной фабрики. Значительным сооружением явилось здание нового железнодорожного вокзала, построенное в 1929—1932 гг. по проекту архитектора А. М. Вербицкого. Оно отличалось рациональной и удобной внутренней планировкой, новизной ряда технических форм и своеобразным внешним силуэтом.

Развернулось массовое жилищное строительство, которое вели главным образом жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), а также отдельные ведомства. В новых многоквартирных домах применялась преимущественно секционная система планировки, каждая квартира была рассчитана на одну семью и состояла обычно из 2—3 комнат, передней, кухни, санитарного узла, кладовых. Подвалы использовались для хозяйственных нужд, на первых этажах иногда создавался общественный сектор (столовая, клуб, магазин, пионерская комната и т. п.). Характерным в этом плане является 118-квартирный дом ЖСК «Арсеналец» по улице Революции (ныне ул. Кирова, 28), построенный в 1930 году по проекту архитектора М. Аничкина. Он состоит исключительно из угловых секций, имеет оригинальную композицию и вместе с тем отличается экономичностью планировки. Дома с удобными квартирами для трудящихся построили жилищно-строительные кооперативы «Сяйво» по улице Костельной (ныне ул. Челюскинцев), «Кожевник» — на Куреневке и по улице Ольгинской (ныне ул. Маяковского), «Полиграфист» — по улице Розы Люксембург, «Советский врач» — по улице Большой Житомирской и многие другие.

Первое после революции здание школы на 840 ученических мест возведено в 1929—1931 гг. на Шулявке возле завода «Большевик». В его проектировании участвовали архитекторы А. В. Щусев, П. Ф. Алешин, В. А. Осьмак; автор окончательного проекта — архитектор В. Н. Рыков. В школе насчитывалось 18 классных комнат, имелись хорошо оборудованные кабинеты, актовый и физкультурный залы, кинозал, столовая. Появились и первые школы ФЗУ: заводов «Большевик» на 750, «Арсенал» — на 280 и «Ленинская кузница» — на 700 мест. В течение 1925—1931 гг. по проекту архитектора Д. М. Дяченко в Голосеево был создан крупный учебный центр — Киевский сельскохозяйственный институт (ныне Украинская сельскохозяйственная академия).

Из произведений архитектуры культурно-просветительного назначения широкую известность получила Киев-/335/ская кинофабрика ВУФКУ (ныне Киевская киностудия им. А. П. Довженко), построенная на Шулявке в 1927—1928 гг. по проекту архитекторов В. Н. Рыкова и П. Ф. Савича. Оценивая эту первую в СССР крупную кинематографическую новостройку и крупнейшую по тому времени в Европе киностудию, А. В. Луначарский писал: «Совершенно новая, неслыханная не только в СССР, но и в Европе техническая задача встала перед строителями и была ими великолепно разрешена»{«Наши достижения», 1924, № 1, с. 75.}. В годы первой пятилетки в Киеве построены клубы «Металлист» (ныне Дворец культуры завода «Большевик»), «Пищевик» (теперь Дворец культуры «Славутич»), кинотеатр «Октябрь» на Подоле и другие. В архитектуре широко развернулся поиск нового стиля. Наибольшее влияние на творчество архитекторов оказал конструктивизм с характерными для него строгостью и простотой — гладкие стены, большие оконные проемы, лишенные декоративных деталей, отсутствие карнизов (клубы «Металлист» и «Пищевик», большинство многоквартирных домов). Вместе с тем при решении новых архитектурно-строительных задач архитекторы обращались и к стилям минувших эпох. Предпринимались, в частности, попытки создания нового стиля на основе украинского барокко XVII в. (большинство корпусов Киевского сельскохозяйственного института в Голосеево, дом по ул. Пушкинской, 7).

Для дальнейшего развития Киева важное значение имело перенесение сюда столицы Советской Украины. ЦК КП(б)У, правительство республики уделяли огромное внимание застройке города, совершенствованию его архитектурного облика. Под руководством профессора П. П. Хаустова был составлен единый генеральный план реконструкции города, наметивший основные направления застройки отдельных территорий, развития внутригородского транспорта, водоснабжения. Советские градостроители, сохраняя уже сложившуюся структуру улиц и площадей, вносили в планировку много нового с учетом современных требований. Большое внимание уделялось реконструкции Крещатика. Здесь появились большие красивые здания — Дом обороны, почтамт, здание радиоцентра (сохранились Центральный универмаг и бывший почтамт). С проезжей части улицы сняли трамвайные пути, гранитную мостовую заменили асфальтобетонной, был пущен троллейбус. Крещатик стал широкой благоустроенной улицей — центральной магистралью столицы.



П. Ф. Алешин.



В. И. Заболотный.

В начале 30-х годов в советской архитектуре наметился решительный отход от принципов конструктивизма. Больше внимания стали уделять внешнему оформлению зданий — карнизам, рустовке, расчленению фасадов пилястрами, применению лепной орнаментации. Наиболее значительное строительство в это время развернулось на Печерске. Существенное значение для реконструкции этого района имело жилищное строительство на улицах Кирова, Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Чекистов и др. Самыми интересными с точки зрения архитектуры и градостроительства явились жилые дома с комфортабельными квартирами и зелеными дворами, которыми застроен квартал между улицами Карла Либкнехта, Октябрьской революции и Орджоникидзе. В истории советской архитектуры это один из первых примеров решения внутриквартального пространства в виде зеленой зоны отдыха с организацией детских и спортивных площадок.

В 30-е годы возведены также жилые дома на улицах Владимирской, Пирогова, на Брест-Литовском шоссе, в Дарнице и других районах города.

Крупным явлением в архитектуре Киева тех лет было формирование административного центра. Первоначально предполагалось разместить его на Михайловской площади (ныне площадь им. М. И. Калинина), где по конкурсному проекту ленинградского архитектора профессора И. Г. Лангбарда было возведено одно из двух намеченных зданий для правительственных учреждений. Однако в ходе строительства стало очевидным, что место для площади определено неудачно, и в дальнейшем здания начали сооружать в районе Липок.

В 1938 году по проекту, составленному советским зодчим академиком архитектуры И. А. Фоминым в соавторстве с архитектором П. В. Абросимовым, на углу улиц Кирова и Садовой сооружено 10-этажное здание Совнаркома УССР. По размерам оно было самым большим в городе — объем его составлял 235 тыс. куб. метров. Архитектурная выразительность и монументальность постройки достигались применением крупных форм — мощного цоколя в два этажа из крупных блоков лабрадорита, упрощенного варианта ионического ордера, опоясывающего все здание. На улице Кирова, рядом с Мариинским дворцом, в 1939 году по проекту В. И. Заболотного построено здание Верховного Совета Украинской ССР. Четкий классический силуэт сооружения завершается в центре стеклянным куполом, благодаря чему хорошо освещен зал заседаний. Главный вход по всей высоте (в три этажа) оформлен шестиколонным портиком с высоким парапетом, украшенным лепным изображением герба УССР. Основной принцип/336/ композиции повторяется и в других частях. Великолепным по идейному и художественному замыслу является плафон главного вестибюля этого здания на тему «Цветущая Украина», выполненный ленинградскими художниками В. С. Щербаковым и Б. В. Щербаковым.

В 1936—1939 гг. по проекту архитектора С. В. Григорьева путем надстройки и объединения нескольких существующих домов по улице Г. К. Орджоникидзе было возведено здание штаба Киевского особого военного округа с выразительным фасадом, имеющим крупные ордерные членения. Ныне здесь — Центральный Комитет Коммунистической партии Украины. Двухэтажное здание Государственного банка по улице Октябрьской революции также надстроено с большим мастерством. Два новых этажа, созданных по проекту А. В. Кобелева и В. Н. Рыкова, органично слились со старым зданием, решенным в формах раннего Возрождения. Рост Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко вызвал необходимость расширить учебные площади для размещения новых факультетов. В 1940 году рядом с основным сооружением был построен корпус гуманитарных наук (теперь здесь — научная библиотека университета). Существовавшее здание университета с развитой колоннадой главного входа обусловило строго симметричное расположение двух построек слева и справа от него. Поэтому, завершая ансамбль, выдержанный в стиле позднего классицизма, автор проекта гуманитарного корпуса архитектор В. А. Осьмак полностью повторил его архитектуру в здании нынешней Центральной научной библиотеки АН УССР.

На живописной территории бывших Выдубицкого и Ионовского монастырей, а также урочищ Землянки и Телички на площади 117 га был заложен Республиканский ботанический сад Академии наук УССР. Рельеф территории с низинами и холмами, с крутыми и пологими склонами создал благоприятные условия для акклиматизации растений и распределения их по географическим природным зонам.

Значительно расширились живописные парки над Днепром за счет озеленения и упорядочения склонов. У Аскольдовой могилы был разбит парк и начато строительство зеленого театра. Сооружены павильоны, летние кинотеатры, видовая площадка. На Трухановом острове заложен парк отдыха.

Под руководством архитектора В. А. Осьмака в 1934—1936 гг. среди приднепровских парков сооружен стадион «Динамо» (на 25 тыс. зрителей). Территория для него выбрана очень удачно: она представляет собой естественную выемку, в которую хорошо вписались спортивные сооружения. В 1937 году на склонах Черепановой горы по проекту архитектора М. И. Гречины началось строительство нового республиканского стадиона, открытие которого должно было состояться в июне 1941 года.

Расчищались и упорядочивались берега Днепра, в прошлом застроенные мастерскими, складами и другими сооружениями, отрезавшими реку от города. В 1937—1938 гг. построена гранитная набережная протяженностью 3 км с широкими каменными лестницами и массивными парапетами из гранитных столбов и чугунной решетки. За годы Советской власти Киев превратился в один из красивейших городов Советского Союза.