-
  О проекте | Новости | Регистрация | Контакт
eMail: Пароль:
История Городов и Сёл

 Театр

История городов и сёл Украины.
Том г. Киев


/328/

Театр. Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание работе театров, В постановлениях партийных и советских органов, в резолюциях съездов и конференций, на которых обсуждались вопросы развития искусства, подчеркивалась важная роль театра в идеологической борьбе, в создании новой социалистической культуры, намечались конкретные меры по организационно-творческому укреплению театральных коллективов, повышению их роли в воспитательной работе среди народных масс.

В 1926 году из Харькова в Киев был переведен один из лучших коллективов республики — Украинский драматический театр им. И. Франко. В его труппу входили Г. П. Юра (руководитель театра), А. И. Борисоглебская, М. X. Пилипенко, Т. П. Юра, А. М. Ватуля, В. Ф. Варецкая, О. И. Рубчакивна, Ф. А. Барвинская, П. М. Нятко, Т. П. Юривна, К. П. Кошевский, А. П. Юра-Юрский, художник М. И. Драк. В 30-е годы ее пополнили Ю. В. Шумский, И. М. Ужвий, А. М. Бучма, В. Н. Добровольский, Е. А. Осмяловская, Д. Е. Милютенко, Е. П. Пономаренко, П. Т. Сергиенко, Н. Ф. Яковченко и др{XX років театра ім. Ів. Франка. К., 1940, с. 187—196.}. Франковцам принадлежала ведущая роль на Украине в деле утверждения в режиссуре и актерском искусстве принципов социалистического реализма. Уже в течение первого сезона в Киеве коллектив театра показал пьесы «Ревизор» Н. В. Гоголя/329/ «Гайдамаки» по Т. Г. Шевченко, «Суета» И. К. Карпенко-Карого, «Трактирщица» К. Гольдони, «97» Н. Г. Кулиша, «Воздушный пирог» Б. С. Ромашова и ряд других. Большой успех выпал на долю пьесы Н. Г. Кулиша «97», названной А. В. Луначарским «первой могучей пьесой из крестьянской жизни». Немалая заслуга в этом Г. П. Юры — режиссера и блестящего исполнителя главной роли Копыстки.

Театр дал сценическую жизнь многим произведениям украинской советской драматургии. На его сцене были поставлены спектакли по произведениям Л. С. Первомайского, Ю. И. Яновского, В. А. Суходольского и др. Значительным шагом на пути становления реалистического искусства театра явилась постановка пьесы И. К. Микитенко «Диктатура» (1929 г.). Актеры сумели правдиво показать классовую борьбу на селе в годы коллективизации. Образ рабочего-коммуниста Дударя (первый в украинской драматургии) сыграл А. М. Ватуля. Вслед за «Диктатурой» франковцы показали еще ряд драм и комедий И. К. Микитенко — «Кадры» (1930 г.), «Дело чести» (1931 г.), «Девушки нашей страны» (1932 г.), «Бастилия божьей матери» (1934 г.), «Соло на флейте» (1935 г.), «Дни юности» (1936 г.). Характерными особенностями этих спектаклей были политическая актуальность, острота социального конфликта, живое дыхание современности. Режиссером большинства из них выступал Г. П. Юра. В 30-х годах в репертуаре театра появилась талантливая философская комедия старейшего украинского драматурга И. А. Кочерги «Мастера времени», получившая в 1934 году на Всесоюзном конкурсе на лучшую пьесу третью премию.

С Киевским театром им. И. Франко связана творческая биография А. Е. Корнейчука. Этот коллектив талантливо поставил его героическую, исполненную революционного пафоса трагедию «Гибель эскадры», отмеченную второй премией (первая не присуждалась) на упомянутом выше конкурсе. Выдающимся явлением в театральной жизни города явились спектакли франковцев по пьесам драматурга «Платон Кречет», «В степях Украины», «Богдан Хмельницкий». К 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции театр показал пьесу «Правда», в которой впервые на украинской сцене воспроизведен образ вождя революции В. И. Ленина, вдохновенно исполненный А. М. Бучмой.

Значительное место в репертуаре театра занимала русская советская драматургия. К 10-летию Красной Армии был поставлен «Мятеж» по Д. А. Фурманову (режиссер Г. П. Юра).



Г. П. Юра.



М. Ф. Романов.

В репертуар театра 30-х годов прочно вошли спектакли «Приключения бравого солдата Швейка» по Я. Гашеку (1928 г.), «Дон Карлос» Ф. Шиллера (1936 г.), «Последние» А. М. Горького (1937 г.), «Суета» (1936 г.), «Бесталанная» (1937 г.) И. К. Карпенко-Карого, «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1937 г.), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1938 г.), «Последняя жертва» А. Н. Островского (1939 г.), «Маруся Богуславка» М. П. Старицкого (1941 г.), «Украденное счастье» И. Я. Франко (1940 г.), «Много шума из ничего» У. Шекспира (1941 г.). В этих спектаклях высокое профессиональное мастерство продемонстрировали режиссеры Г. П. Юра, К. П. Коптевский, В. Б. Вильнер, художники А. Г. Петрицкий, М. И. Драк, Б. Р. Эрдман, композиторы Н. И. Пруслин, М. И. Вериковский, И. А. Виленский, Л. Н. Ревуцкий.

В борьбе за утверждение реалистических принципов искусства, в поисках новых форм художественного отображения социалистических преобразований в стране театр им. И. Франко, как и многие другие, не избежал влияний разного рода формалистических течений. Но, воспитанный на классическом репертуаре и лучших пьесах советской драматургии, на реалистических традициях сценического искусства, коллектив, успешно преодолев свои ошибки, стал активным помощником Коммунистической партии в строительстве украинской социалистической культуры. В 1940 году, к 20-летию творческой деятельности, театр им. И. Франко за выдающиеся заслуги в развитии драматического искусства и успешное воспитание мастеров сцены награжден орденом Ленина. Большая группа работников театра была удостоена почетных званий народных и заслуженных артистов УССР, а также орденов и медалей. В числе первых лауреатов Государственной премии СССР 1941 года был А. М. Бучма.

Активную позицию в борьбе за советскую культуру занимал Киевский государственный русский драматический театр (2 апреля 1941 года в связи с 70-летием со дня рождения Леси Украинки ему присвоено имя великой украинской поэтессы). Он начал свою деятельность 15 октября 1926 года. Творческий путь театра был нелегким. В первые сезоны на афише театра значилось много пьес невысокого идейного и художественного уровня, но уже в последующие годы ведущее место в репертуаре стали занимать лучшие произведения советской и классической драматургии: «Разлом» Б. А. Лавренева, «Слава» В. М. Гусева, «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова, «На берегу Невы» К. А. Тренева, «Страх» А. Н. Афиногенова, «Оптимистическая тра-/330/гедия» В. В. Вишневского, «Мой друг» и «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина, «Хлеб» В. М. Киршона, «Дети солнца», «Зыковы» и «На дне» А. М. Горького, «Волки и овцы» А. Н. Островского, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, «Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу, «Каменный властелин» Леси Украинки.

К середине 30-х годов окончательно сформировался коллектив театра. В него входили такие талантливые актеры, как Л. П. Карташова, М. Ф. Романов, М. П. Стрелкова, В. И. Освецимский, В. Ф. Драга, В. М. Халатов, М. К. Высоцкий, 10. С. Лавров, М. М. Белоусов, П. И. Киянский, Е. Э. Опалова и другие. В 1938 году художественным руководителем театра стал убежденный сторонник школы К. С. Станиславского К. П. Хохлов. В создании лучших спектаклей театра непосредственное участие принимали также режиссеры В. А. Нелли, В. Б. Вильнер, Б. И. Вершилов, художники А. Г. Петрицкий, И. С. Федотов, Н. И. Духновский, М. Б. Уманский, Л. Я. Алыниц, композиторы Л. Н. Ревуцкий, Б. Н. Лятошинский, М. В. Коваль и другие. На протяжении двух десятилетий не сходил со сцены спектакль «Живой труп» Л. Н. Толстого — один из лучших в репертуаре — при неизменном участии в нем актера М. Ф. Романова. Исполнение им роли Федора Протасова, по общему признанию критики и общественности, относится к выдающимся достижениям советского театра. В предвоенные годы русский драматический театр продолжал активно работать над советской пьесой, сосредоточив внимание на важнейших вопросах современности. На его сцене нашли отражение героика революции и гражданской войны, индустриализация страны, что явилось ярким свидетельством идейной и профессиональной зрелости коллектива.

В театральной жизни Киева заметную роль играл также Театр Красной Армии (художественный руководитель — Е. Я. Лишанский), открывшийся 29 декабря 1931 года спектаклем «Междубурье» белорусского драматурга Д. И. Курдина. К концу 30-х годов сформировалось творческое ядро труппы: Б. П. Авшаров, Т. П. Инсарова, Д. М. Голубинский, Г. И. Полежаев, Л. М. Максимов, А. И. Аркадьев (ныне народный артист СССР) и др. На сцене театра шли спектакли «Разгром» по А. А. Фадееву, «Слава» В. М. Гусева, «Любовь Яровая» К. А. Тренева, «Мстислав Удалой» и «Год девятнадцатый» И. Л. Прута, «Плацдарм» М. Д. Ирчана, «Далекое» А. П. Афиногенова, «Пархоменко» Вс. В. Иванова, «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому, «Бойцы» Б. С. Ромашова, «Парень из нашего города» К. М. Симонова. При Театре Красной Армии работали драматическая студия, кукольный театр и театр малых форм.

Репертуар Театра для детей (впоследствии — Театр юного зрителя им. М. Горького) в первые годы его существования состоял преимущественно из классической драматургии и инсценировок: «Бум и Юла» по Г. X. Андерсену (1926 г.), «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера (1927 г.), «Дон Кихот» по М. Сервантесу (1928 г.), «Недоросль» Д. И. Фонвизина (1927 г.), «Женитьба» (1927 г.) и «Ревизор» (1928 г.) Н. В. Гоголя. Но уже с конца 20-х годов этот коллектив все большее внимание уделял советской драматургии, посвященной жизни нового общества, формированию нового человека. В 1928—1930 гг. он показал «Винтовку» А. А. Крона, «На грани» и «Штурм» А. Е. Корнейчука. В 1935 году юные киевляне получили новое, хорошо оборудованное помещение театра. Сформировалась постоянная труппа, в которую вошли А. И. Соломарский, Н. В. Фариновский, П. Е. Масоха, М. А. Рост и др. Постановки спектаклей осуществляли режиссеры И. С. Деева, В. П. Кожич, А. Ф. Лундин, В. А. Нелли, художники С. М. Зарицкий, М. И. Драк, Л. Я. Альшиц, И. С. Федотов, композитор И. А. Виленский и др. Репертуар театра обогатился произведениями советских авторов: «Детство» по А. М. Горькому, «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому, «Наше оружие» А. А. Крона, «20 лет спустя» М. А. Светлова, «Кочубей» А. А. Первенцева и Н. П. Охлопкова. Продолжалась работа и над классическими произведениями.

На Всесоюзном смотре театров для детей, состоявшемся в ноябре 1940 года в Москве, Киевский театр юного зрителя завоевал второе место за целый ряд спектаклей, созданных во второй половине 30-х — начале 40-х годов, в т. ч. «Проделки Скапена» Ж. Б. Мольера и «Скрипка Гуцула» Ю. А. Мокреева в постановке К. П. Кошевского.

В 1927 году при Театре для детей группой молодых актеров во главе с А. И. Соломарским был создан кукольный театр. Его репертуар вначале составляли народные и литературные сказки, сценические игры, импровизации «Старинный Петрушка», «Ванька ру-тю-тю», «Волк и семеро козлят», а также «Квартет» по И. А. Крылову, «Мойдодыр» по К. И. Чуковскому. Здесь готовили и специальные программы для взрослых. Театр выступал в школах, клубах, на промышленных предприятиях, часто гастролировал по Украине. В 1929 году на смотре кукольных театров в Харькове его творческая деятельность получила высокую оценку.

В этот период в Киеве начал работать ряд новых театральных коллективов, среди которых были рабочие театры, рабоче-крестьянские районные, областные украинские и русские передвижные театры. Они гастролировали преимущественно в городах и селах Украины. В 1938 году некоторые из них специальным постановлением СНК УССР переданы вновь созданным областям. Например, Киевский областной украинский драматический передвижной театр им. Н. Щорса был переведен в Житомир и стал стационарным (ныне Запорожский украинский музыкально-драматический театр им. И. Щорса).

В течение нескольких лет в Киеве работали Театр студийных постановок под руководством И. П. Чужого (1926—1930 гг.) и Театр рабочей молодежи (ТРАМ, 1928—1934 гг.). И хотя последнему не суждена была долгая жизнь, однако своими непосредственными контактами с молодежью он принес немало пользы в деле/331/ приближения искусства театра к духовным запросам рабочего зрителя.

В 30-е годы расширились творческие взаимосвязи братских культур. Репертуар киевских театров обогатился произведениями, созданными драматургами братских республик. Более систематическими стали гастроли лучших театров Москвы, Ленинграда и других городов страны в Киеве, а киевских театров — в других республиках.

В 1927 году открылся театральный музей при ВУАН. В Киеве продолжала жить традиция проведения массовых театрализованных инсценировок. Так, 8 ноября 1927 года, к 10-летию Октябрьской революции, на ипподроме перед 50-тысячной массой зрителей развернулось грандиозное представление, воскресившее героическую борьбу арсенальцев за власть Советов в 1917 году. В нем принимали участие рабочие завода — участники восстания.

Органической частью культурной жизни города были торжественные вечера, посвященные юбилеям театров, а также известных деятелей культуры. Общественность Киева отмечала юбилей МХАТа, театров им. И. Франко, им. Леси Украинки, Красной Армии, Театра для детей и других.

Развивалась художественная самодеятельность. Особое внимание обращала на себя творческая деятельность драматического коллектива Дома культуры завода «Арсенал». Знаменательным событием в жизни заводских артистоз явилась постановка героической эпопеи «Степан Разин», для которой в 1926 году на склонах Днепра (на месте нынешнего Дворца пионеров) соорудили летнюю площадку. Это было грандиозное музыкально-драматическое зрелище, длившееся два вечера подряд и собравшее большое количество зрителей. В том же году коллектив осуществил постановку историко-революционной драмы Н. Г. Кулиша «97», в 1928 году вместе с красноармейцами 45-й Краснознаменной Волынкой дивизии показал «Прорыв» Ю. А. Мокреева. В одном из спектаклей заводского коллектива, в «Наталке Полтавке», играл прославленный корифей украинского театра П. К. Саксаганский (с 1936 года — народный артист СССР). В исполнении этого коллектива зрители увидели спектакли «Очная ставка» А. П. Штейна, «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука, «Любовь Яровая» К. А. Тренева и другие.

В 1926 году возник драматический кружок при клубе трамвайщиков на Лукьяновке (бывший Народный дом). В первые годы его деятельность носила периодический характер. С 1936 года коллектив возглавили режиссер В. Ф. Морозов и актер русского драматического театра А. Б. Гранатов. Они наладили студийно-воспитательную работу, привлекли преподавателей театрального института, режиссеров и актеров профессионального театра. За короткое время состав драматического кружка увеличился до 40 человек. Значительную роль в идейно-художественном становлении коллектива сыграла пьеса К. А. Тренева «Любовь Яровая». Дальнейший его рост определили спектакли «На дне» А. М. Горького, «На бойком месте» А. Н. Островского, «Аристократы» Н. Ф. Погодина.

При Дворце культуры работников пищевой промышленности в 1934 году организовался драматический коллектив, открывший свой первый сезон водевилем «На первое гулянье» С. В. Васильченко. Вскоре в его исполнении появились спектакли «Назар Стодоля» Т. Г. Шевченко, «Бесталанная» И. К. Карпенко-Карого, «Чайка» А. П. Чехова, «Егор Булычов и другие» А. М. Горького, «Разлом» Б. А. Лавренева, «Платон Кречет» и «В степях Украины» А. Е. Корнейчука. 18 февраля 1941 года спектаклем «Мальва» по А. М. Горькому открылся студенческий театр при Киевском государственном университете. Возглавил его известный уже тогда актер театра им. И. Я. Франко Ю. В. Шуйский. Методическим центром самодеятельного искусства республики стал Центральный дом народного творчества УССР (создан на базе Центральной станции самодеятельного искусства в 1939 году). Большое внимание самодеятельности уделяла драматическая секция Союза советских писателей Украины.

Расцвет художественной самодеятельности Украины продемонстрировала Первая республиканская олимпиада, состоявшаяся в Киеве в ноябре 1936 года.

Декады искусств, гастроли и обмен творческим опытом, расширение и укрепление связей с деятелями театра братских социалистических республик красноречиво свидетельствовали о больших успехах театрального искусства Украины.